Профилактика синдрома выгорания у социальных педагогов

Светлана Иванова
Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.

В процессе профессиональной деятельности педагог общается с детьми, родителями, коллегами. Профессиональное общение педагогахарактеризуется следующими факторами:

– протяженностью во времени;

– результаты совместной работы;

– эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.

Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

В настоящее время термин «профессиональное выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с предметной областью «человек-человек».

Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на обучающем (помогающем, он ее осознанно принимает.

Люди таких профессий — это педагоги, воспитатели, врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т. д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы).

То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей.

Когда говорят „сидром эмоционального сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональнойдеятельности и к самому себе:

1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;

2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);

3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);

4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;

5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и клиентам);

6) функциональное, негативное отношение к себе;

7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.

Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и снижение личных профессиональных достижений:

— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;

— деперсонализация — безразличное отношение к труду и объектам своего труда;

—снижение профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

“Подгорающего” педагога можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило,он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха.

Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгораниене очень отличается от индивидуального: коллеги теряют веру в позитивные изменения на работе или в своей жизни, возможность изменить что-либо собственными силами.

В зоне риска

Кто же сильнее всех рискует?

Возраст. Особенно опасны периоды возрастных кризисов. Первый – в 23-25 лет – это кризис профессионального самоопределения. Второй – около 30 лет – кризис смысла жизни. Третий – ближе к 40 годам – кризис среднего возраста. После 45 лет также очень уязвимы к профессиональному выгоранию из-за возрастной конкуренции, появляется риск потери работы и сложности в поиске новой.

Особенности характера. Выгорание наиболее вероятно для интровертов, пессимистов, людей с заниженной самооценкой, перфекционистов и эмоционально-сдержанных граждан.

Избыточная квалификация. Те, кто давно перерос свои должностные обязанности, кто выполняет работу без малейшего напряжения, автоматически – постепенно теряют к ней интерес. Необходимо расширять и осваивать новые профессиональные специализации, расширять обязанности или не сменить работу.

Слабая мотивация. Если нет никакого личного интереса, работа не вызывает никаких положительных эмоций, постепенно наступает безразличие и равнодушие.

Работа со сложными людьми. При общении с капризными, излишне требовательными, скандальными людьми или коллегами, включается защитный механизм экономии эмоциональных ресурсов. Человек заранее отстраняется от таких людей. Эта отстраненность постепенно входит в привычку, перерастая в равнодушие.

В зоне риска находятся люди, склонные брать на себя чужую ответственность, стремящиеся опекать других, не умеющие говорить «нет».

Также способствуют эмоциональному выгоранию внутриличностные конфликты, и если их не получается решить самостоятельно, то можно и нужно воспользоваться помощью психолога.

Намного проще предупредить профессиональное выгорание, чем потом выходить из него.важно научиться замечать первые признаки эмоционального истощения и вовремя давать себе возможность отдохнуть: позволять себе в выходные отвлекаться от работы, по возможности брать отпуск, чаще бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня, высыпаться.

Профилактика „синдрома профессионального выгорания“:

1. Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе

2. Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом

3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Развитие профессиональных качеств, постоянная рефлексия своего опыта переживаний, связанных с общением с людьми. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.

4. Тайм-ауты. Для того,чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: моцион после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск, прогулка пешком до ближайшего кафе внесёт необходимое разнообразие в рабочие будни.

5. Спорт, фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия.

6. Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.

7. Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.

8. Баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.

9. Психотехнические упражнения не требуется большого количества времени и специальных помещений. В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:

– если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;

– если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;

– желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;

– при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;

Читайте также:  Пивные дрожжи синдром хронической усталости

– голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;

– если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;

– фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.

10. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья педагогов имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией педагогов.

Каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

Литература:

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Дело, 2000. — 52 с.

2. Гнездилова О. Н.Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания//Международный педагогический Интернет журнал:Образование: исследовано в мире. – 2007, с. 7

3. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 40 с.

4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности

Источник

Модуль: Основы здорового образа жизни

Профилактика синдрома «выгорания» у педагогов.

               Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Причины возникновения  СЭВ у педагогов:

  • Повышенная  ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
  • Загруженность в течение рабочего дня;
  • Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
  • Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
  • Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
  • Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.
  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
  • жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
  • «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;
  • ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

  • Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
  • Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией  (функция – защитная);
  • Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
  • Окончание учебного года.

Симптомы появления СЭВ

Психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Профилактика профессионального выгорания

      Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

        Во-первых:

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

           Во-вторых:

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему)
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме);
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы.

           В-третьих:

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
  • Стремитесь побороть страх.
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
  • Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
  • Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле   неприятно.
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
  • Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
  • Используйте возможность выступить с речью.
  • Следите за питанием и фигурой.
  • Позволяйте себе «маленькие женские радости».
  • Не забывайте, что Вы красивы!!!

Источник

Анастасия Власова
Проект «Не успей сгореть» по профилактике профессионального выгорания работников социальной защиты

Читайте также:  Синдромы отмены при отказе от курения

Проект “Не успей сгореть”

Направление: Оздоровительный проект – профилактика профессионального выгорания работников социальной защиты.

Длительность проекта: 1 год.

Анализ ситуации и выявление актуальных социальных проблем

Профессиональная деятельность работника социальной службы, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе специальностей с высокой моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Не редко встречающиеся стрессовые ситуации, в которые попадает специалист социальной сферы в процессе сложного социального взаимодействия с населением, постоянное проникновение в суть социальных проблем людей, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье работника социальной сферы.

Специалистам системы «человек – человек», свойственен так называемый синдром профессионального «выгорания», проявляющийся как состояние физического и психического истощения, вызываемого интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Ещё это связано с тем, что в своей профессиональной деятельности специалист, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором».

Актуальность исследования профессионального выгорания у педагогов обусловлена высокой социальной значимостью данной профессии.

Цель проекта: предотвращение и профилактика профессионального выгорания работников.

Задачи проекта:

1. провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;

2. развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;

3. способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок, как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;

4. повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Целевая группа проекта: сотрудники учреждения, независимо от занимаемой должности.

5. Мероприятия проекта

Изучение психолого – педагогической литературы по данной проблеме.

Формирование рабочей группы.

Первичная диагностика сотрудников «ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!».

Лекция совместно с медицинским работником «Стрессы и их последствия».

Круглый стол «Синдром профессионального выгорания – это…».

Тренинг «Путь к гармонии».

Песочная терапия «Мой внутренний мир».

«Мозговой штурм» по созданию банка естественных способах профилактики.

Релаксационные тренинги.

Ведение дневников каждым сотрудником.

Повторная диагностика.

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации проекта профилактики профессионального выгорания предусматривается:

ознакомление с синдромом профессионального выгорания;

повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;

развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками;

стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;

снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;

повышение качества обслуживания клиентов;

повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.

Ресурсы проекта

Для реализации проекта психологи в социальной сфере будут использовать собственные и ресурсы учреждения:

Кабинет психолога в социальной сфере, актовый зал;

Проектор, музыкальный центр, СD и DVD диски;

Релаксационные и развивающие программы на СD, DVD;

Гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,

Канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, пластилин, карандаши, шариковые ручки, фломастеры, флешки;

Мольберты, материалы для арт-терапии.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностический инструментарий

«ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!»

Диагностическая методика выявляет степень профессионального выгорания. Может использоваться как для самодиагностики, так и при профессиональной работе с клиентами.

Инструкция к выполнению. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Обратите внимание: если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду сбуъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

№ Вопросы

1 Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться

2 Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры

3 Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)

4 Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)

5 Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого

6 От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров

7 Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался

8 Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)

9 Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам то, чего требует профессиональный долг

10 Моя работа притупляет эмоции

11 Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе

12 Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой

13 Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения

14 Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения

15 Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

16 Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь

17 Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты

18 Меня огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером

19 Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше

20 Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю партнеру внимания меньше, чем положено

21 Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение

22 Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров

23 Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

24 При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение

25 Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций

26 Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами

27 Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

28 У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли меня и т. п.

29 Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или уделять ему меньше внимания

30 В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делая людям добра, не получишь зла»

31 Я охотно рассказываю домашним о своей работе

32 Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)

33 Порой я чувствую, что надо быть более отзывчивым к партнеру, но не могу

34 Я очень переживаю за свою работу

35 Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности

36 При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль

37 У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем

38 Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

Читайте также:  Синдром раздраженных бронхов у взрослых

39 Последнее время (или всегда) меня преследуют неудачи в работе

40 Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние

41 Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно

42 Я учитываю особенности деловых партнеров хуже, чем обычно

43 Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми

44 Я обычно проявляю интерес к личности партнера не только в связи с работой

45 Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

46 Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами без души

47 По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого

48 После общения с неприятными партнерами у меня ухудшается физическое или психическое самочувствие

49 На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки

50 Успехи в работе вдохновляют меня

51 Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной)

52 Я потерял покой из-за работы

53 На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов)

54 Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу

55 Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции

56 Я часто работаю через силу

57 Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь

58 В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье

59 Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать

60 После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

61 Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный

62 Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

63 Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

64 Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы

65 Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной

66 Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание

67 Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами

68 Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился

69 Состояние, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют

70 Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций

71 Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня

72 Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства

73 Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко

74 Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств

75 Моя карьера сложилась удачно

76 Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

77 Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать

78 Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам, забывая о собственных интересах

79 Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями

80 Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил

81 Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе

82 Ко всему (почти ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство

83 Работа с людьми плохо повлияла на меня как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции

84 Работа с людьми явно подрывает мое здоровье

КЛЮЧ

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1 (2, +13 (3, +25 (2, –37 (3, +49 (10, +61 (5, –73 (5)

Неудовлетворенность собой:

—2 (3, +14 (2, +26 (2, –38 (10, –50 (5, +62 (5, +74 (3)

«Загнанность в клетку»:

+3 (10, +15 (5, +27 (2, +39 (2, +51 (5, +63 (1, –75 (5)

Тревога и депрессия:

+4 (2, +16 (3, +28 (5, +40 (5, +52 (10, +64 (2, +76 (3)

«Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование:

+5 (5, –17 (3, +29 (10, +41 (2, +53 (2, +65 (3, +77 (5)

Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6 (10, –18 (3, +30 (3, +42 (5, +54 (2, +66 (2, –78 (5)

Расширение сферы экономии эмоций:

+7 (2, +19 (10, –31 (20, +43 (5, +55 (3, +67 (3, – 79( 5)

Редукция профессиональных обязанностей:

+8 (5, +20 (5, +32 (2, — 44 (2, +56 (3, +68 (3, +80 (10)

«Истощение»

Эмоциональный дефицит:

+9 (3, +21 (2, +33(5, — 45 (5, +57 (3, — 69 (10, +81 (2)

Эмоциональная отстраненность:

+10 (2, +22(3, –34(2, +46(3, +58(5, +70(5, +82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11(5, +23(3, +35(3, +47(5, +59(5,+72(2, +83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12(3, +24(2, +36(5, +48(3, +60(2, +72(10, +84(5)

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания с учетом коэффициента, указанного в скобках. Так, например, по первому симптому (переживание психотравмирующих обстоятельств) положительный ответ на вопрос № 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос № 73 оценивается в 5 баллов и т. д. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования выгорания.

3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания — сумма показателей всех 12 симптомов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Методика дает подробную картину синдрома профессионального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов — несложившийся симптом;

10–15 баллов — складывающийся симптом;

16–19 баллов — сложившийся симптом;

20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» или «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо измеряемые в них явления существенно различны: это реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

37–60 баллов — фаза в стадии формирования;

61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

Источник