Программа логопедическая для детей с синдромом дауна в

Раиса Хмелевская
Программа речевого развития детей с синдромом Дауна
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данная программа по функциональному предназначению коррекционно-развивающей. Форма реализации программы – подгрупповая и индивидуальная. Срок реализации – 3 год.
Отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является то, что она ориентирована на развитие речи ребёнка с синдромом Дауна, а это означает процесс и результат предоставления ему возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и образовательные.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время большое количество детей относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относятся и дети с синдромом Дауна. Особенность развития таких детей состоит в том, что у них нарушена познавательная деятельность, присутствует общее недоразвитие речи, снижена познавательная активность, снижен уровень понимания, отмечаются различные отклонения в поведении (неврозы, страхи, агрессивность). Развитие речи у детей с синдромом Дауна – это сложный многоуровневый и многофункциональный процесс, требующий от педагогов знаний этапов формирование речи у детей в норме, особенностей речевого развития детей с интеллектуальными особенностями, а также достаточного опыта в построении методики развития речи детей с синдромом Дауна и организации единого речевого режима среди всех педагогов.
Особенности развития речи детей с синдромом Дауна:
1. Понимание речи намного опережает развитие активной речи.
2. Зрительная память развита гораздо лучше слуховой.
3. Социальное и эмоциональное развитие являются наиболее сохранными сферами.
4. Сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания.
5. Сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого произношения.
Цель: развитие речи детей с синдромом Дауна.
•Задачи: Формирование общения «взрослый – ребенок».
• Расширение объема понимания обращенной речи.
• Формирование средств общения, доступных детям с синдромом Дауна.
•Использование в общении вербальных и невербальных средств: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков. Все виды деятельности, игры, песенки и потешки, сопровождаемые движениями, должны подбираться с учетом данной задачи.
• Нормализация движений артикуляторных органов.
• Нормализация дыхания. Активизация вдоха и выдоха.
• Активизация звукопроизношения.
Методика и технология реализации:
Программарассчитана на три года дошкольного периода:
4-5 лет – первый год обучения;
5-6 лет – второй год обучения;
6-7 лет третий год обучения
Развитие речи и общения реализуется как на специально организованных занятиях логопеда и воспитателей, так и в процессе различных игр, совместной деятельности и бытовых ситуациях.
Программа носит цикличный характер, рассчитана для реализации в условиях детского дома на период 3 года. Программа реализуется в специально организованных и оснащенных помещениях детского дома с учетом возрастных и индивидуальных потребностей и особенностей воспитанников.
Целевая группа: воспитанники детского дома в возрасте от 5-х до 7-ти лет.
Состав исполнителей: педагогические работники учреждения, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Материальное обеспечение занятий: специализированные помещения детского дома, мольберт, компьютер, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель для создания эмоционального настроя, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, методические материалы, наборы картинок по темам, игрушки, канцелярские принадлежности.
Формы реализации программы: работа по подгруппам и индивидуально, беседы, рассказы, показ иллюстраций, мультимедийных презентаций, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, речевые игры и упражнения.
Критерии эффективности программы:
– занятия адаптированы к социальным и психологическим особенностям развития детей;
используются различные методы работы;
каждое занятие имеет практическую часть;
все участники информированы о целях, задачах и формах работы.
Ожидаемые результаты:
• сформировано общение «взрослый – ребенок»
• достаточный объем понимания обращенной речи
• сформированы средства общения, доступные детям с синдромом Дауна
•в общении используются вербальные и невербальные средства: зрительный контакт, сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, соблюдение очередности, использование жестов и звуков
• нормализованы движения артикуляторных органов
• нормализовано дыхание, вдох и выдох активизированы
• звукопроизношения понятное окружающим, ясное, чёткое
Источник
МОУ Есаульская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальная программа
по логопедии
Учащаяся: ________________________
Составил: логопед I категории: Филатова О.Б.
Пояснительная записка.
Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности. Речевые нарушения носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система. При нарушении интеллекта нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонетическая сторона, лексика и грамматический строй. Отмечается нарушение как импрессивной, так и экспрессивной речи, следовательно, страдает, или вообще не формируется письменная речь.
Требования к логопедической работе:
Логопедическая работа носит индивидуальный характер, так как учитывает особенности речевого развития и структуру дефекта.
Работа проводится над речевой системой в целом, основываясь на принципе поэтапного формирования умственных действий:
Материализация действий с опорой на вспомогательные средства;
Выполнение действий в речевом плане;
Выполнение действий во внутреннем плане;
Проводится с максимальным включением всех анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности;
Предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности:
Психические особенности ребенка;
Его работоспособность;
Особенности моторного развития;
Уровень сформированности речи;
Симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
Увязывается с общим моторным развитием и, преимуществнно,с развитием ручной и артикуляционной моторики:
Оречевление действий;
Элементы логоритмики;
Находится в соответствии с программой обучения родной речи, коммуникативным навыкам, то есть подготавливает детей к усвоению программы.
При коррекции речи тщательно отрабатывается этапы закрепления речевых навыков.
Закрепляет правильные речевые навыки в различных ситуациях.
Проводит на занятиях частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению у данной категории детей.
Используются тщательно дозированные задания и речевой материал, любая задача разложена на простейшие задачи;
Поддерживает на логопедических занятиях не очень быстрый темп;
Воздействует на эмоциональную сферу ребенка, то есть поддерживает интерес к исправлению речи;
Включает тесную связь, для закрепления правильных речевых навыков в повседневной жизни и других занятиях, с педагогами, воспитателями.
Проводится в тесной связи с лечащим врачом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном соматическом фоне.
Содержание логопедической коррекционной работы:
1. Смысловой раздел:
Расширение у ребенка возможностей для понимания обращенной повседневной речи (Слова-указания, слова-просьбы, элементарные инструкции) и использование речи как средства коммуникации;
Развитие процессов восприятия, являющихся основой для формирования различных видов и свойств речи;
2. языковой раздел:
Формирование способности к элементарным речевым высказываниям в форме слова, простой фразы;
Обогащение пассивного словаря за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности, формирование умений сопровождать речью совершаемые действия;
Формирование навыков построения простой фразы бытового содержания;
3. Сенсоматорный раздел:
Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
Развитие слухового восприятия неречевых и речевых звуков;
Развитие элементарного фонематического восприятия
Формирование простейших навыков звукового анализа;
4. письменная речь:
Формирование первоначальных навыков послогового чтения;
Формирование элементарных навыков письма.
Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушений высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка, прежде всего нарушением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой особенностями речевого развития и структуры речевого дефекта.
Логопедическая работа должна проводиться, в основном индивидуально, учитывая тяжесть нарушения речи. Продолжительность занятия-25-30 минут. Возможно проведение подгрупповых занятий из 2-3 человек с учетом речевой патологии, продолжительность занятий 30-40 минут.
Характеристика проявлений дефекта:
Неврологический статус
и психологические особенности.
Болезнь Дауна. Умеренная умственная отсталость.
Психологические особенности ученицы:
Значительно снижен объём произвольного внимания.
Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.
Низкий уровень эмоциональной устойчивости.
Преобладает наглядно-действенный тип мышления.
Состояние речи
Импрессивная речь.
Речь соответствует лишь социально- бытовому уровню. Объем знакомых слов значительно ограничен. Понимание ограничено только в простой краткой инструкцией, с многократным повторением и предметным показом.
Активный словарь.
Незначительный по объему, это обусловлено нарушением анализа и синтеза речедвигательного анализатора. Не владеет навыками обобщения и анализа слов, соотносить языковые знаки с определенным предметом и явлением. В речи употребляет отдельные слова простой слоговой структуры.
Грамматический строй речи.
Речь состоит из отдельных слов, не согласованных между собой.
Самостоятельная связная речь.
Не сформирована.
Звуковая сторона речи.
А) звуки носят неустойчивый характер.
Б) звуко – слоговая структура слова нарушена, отмечены пропуски слогов, согласных, гласных, искажение звуков, многократное повторение.
В) фонематический слух нарушен. Не сформировано дифференциация звуков и слов. Навыками элементарного языкового анализа и синтеза не владеет.
6. Письменная речь и не сформирована.
Заключение: Системное нарушение речи тяжелой степени при тотальном психическом недоразвитии.
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 25-30 минут. Планирование составлено на основе зоны ближайшего развития ребенка и содержит все разделы логопедической коррекции.
Весь материал разбит по лексическим темам и соответствует темам по развитию устной речи.
Источник
Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом РДА в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно – развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997 г.,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Методика обучения детей глобальному чтению, С.В.Исханова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных.
2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.
3.Растормаживание речи через:
- Провоцирование на эхолалии и непроизвольные словесные инструкции
- Упражнения в написании и анализе слов.
- Обобщение и закрепление знаний по теме:
- «Звуковой анализ слов».
- «Написание однослоговых слов с йотированными гласными»
4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.
5. Формирование активного словаря на материале картинок, звуковых символов, глобального чтения написанных на карточках слов.
Образец индивидуальной программы логопедической работы с ребенком младшего дошкольного возраста с диагнозом синдром Дауна в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно – развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также разученных игровых действий с предметами («Накорми куклу», «Покатай в коляске», «Положи спать»).
2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.
- Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки («Что шумит за окном», «Шумящие коробочки»).
- Повторение и обыгрывание звуковых реакций и вокальной аутостимуляции ребенка с дальнейшим приданием эмоционального смысла.
- Провоцирование самостоятельного звукоподражаний, используя игрушки домашних животных..
4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.
5. Формирование словаря на материале картинок, звуковых символов.
тема: повторение :«Игрушки», «Посуда», знакомство: «Домашние животные».
Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом ДЦП в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно – развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Г.Г.Мисаренко «Обучение фонематическому анализу в начальной школе».
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1-ая неделя
Тема: Определение количества звуков с опорой на слух и движение артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания
2-ая неделя
Тема: Артикуляционная гимнастика. закрепление произношения заднеязычных звуков К-Г-Х
артикуляционная гимнастика в произнесении свистящих звуков
- открытых слогах; «Повтори за мной» (ас-ос-ус-ыс)
- закрытых слогах; «Запомни и повтори» (са-со-су-сы; за-зо-зу-зы, ца-цо-цу-цы))
- в словосочетаниях; «Договори слово»
- со стечением в словах: («Выбери картинку», «Придумай слова», «Замени звук»)
3-я неделя
Дифференциация (со звуками – заменителями, по этапам автоматизации звуков).
4-я неделя
Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Дифференциация твердых и мягких звуков.
Пальчиковая гимнастика. Массаж пальцев и кистей рук.
Источник
Коррекционно – развивающее логопедическое занятие
для ребенка с синдромом Дауна
«Смешарики»
Цель: развитие подражательной речевой деятельности.
Коррекционно – развивающие задачи:
– создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;
– развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную, мелкую моторику;
– активизировать кинестетические ощущения;
– формировать правильное речевое дыхание;
– уточнять артикуляции гласных звуков, а, у, и, о.
– развивать подражательность, фонематический слух.
Коррекционно – воспитательные задачи:
– формировать положительный настрой на коммуникативную деятельность со взрослым;
– воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Категории участников: ребенок младшего дошкольного возраста с Синдромом Дауна.
Форма организации: индивидуальная
Методы работы: словесный метод (беседа, подбадривание), наглядный метод (демонстрация), практический метод (игры и упражнения).
Инструментарий: игрушки (Смешарики: Нюша, Крош, Копатыч, Ежик), массажный мяч, цветы, ширма, картинки-символы (колобки, символы артикуляционной и мимической гимнастики), «волшебный» мешочек, массажная варежка.
Длительность занятия: 20 минут
Ход занятия:
Логопед создает положительный настрой на совместную деятельность.
I.Организационный момент. (3 минуты)
– Логопед: Лиза посмотри где солнышко. Нет солнышка в нашем кабинете. Ой, оно спит за тучкой. Солнышко грустное, улыбнись ему. Давай позовем солнышко: «Солнышко, иди к нам». Солнышко не просыпается. Поможем солнышку проснуться?
II. Основная часть. (15 минут)
Самомассаж.
– Л: Солнышко, вставать пора,
Нам с тобой играть с утра,
Будем ручки растирать,
(Ребенок растирает ладони)
Будем их разогревать.
(дует на ладони)
Теплыми руками будем щеки умывать.
(поглаживаем щеки ладонями, прием – растирание)
Солнышко не просыпается, не улыбается!
Массаж языка.
Логопед: Посмотри, кто там улыбается? Это Нюша пришла к нам в гости и принесла для тебя Чупа-чупс! Чупа-чупс любит играть с язычком. Открой рот.
По ровненькой дорожке
шагали наши ножки.
Большие ноги шагали по дороге:
топ-топ, топ-топ.
(ребенок постукивает чупа-чупсом по языку)
Увидали мы змею,
Я ползу, ползу, ползу.
(поглаживает язык чупа-чупсом)
Приближается змея,
хочет укусить меня.
Вдруг закапал дождик:
Кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Подул теплый ветерок
И погладил язычок.
(Выполняет чупа-чупсом легкие поглаживания языка)
Логопед: понравилось тебе играть с Нюшей? Оближи губки, проглоти слюнки.
Артикуляционная и мимическая гимнастика.
Логопед: а чьи это ушки? Кто это?
Ребенок: Крош.
Логопед: Лиза, давай вместе с Крошем сделаем гимнастику нашему язычку.
Упражнение «Лопатка».
Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать такое положение на счет до пяти.
Упражнение «Часики».
Нужно высунуть язык и двигать им вправо-влево.
Логопед: вот какие ловкие Крош и язычок!
Упражнения на активизацию кинестетических ощущений.
Логопед: Лиза, посмотри, к нам пришел еще один гость. Кто это?
Ребенок: Ежик.
Логопед: Ежик какой?
Ребенок: Колючий.
Логопед: Ай-ай-ай! (Изображает испуг) Он принес «волшебный» мешочек. Найди в мешке колючую игрушку, как ежик.
Ребенок выполняет задание.
Массаж с мячом.
Логопед: Лиза, ты молодец! Справилась с заданием! А сейчас давай поиграем с нашим мячом.
Ребенок выполняет движения по тексту.
Мы мячом круги катаем,
Взад – вперед его гоняем.
Мы пригладим им ладошку,
А потом сожмем немножко.
Динамическая пауза с элементами пантомимики.
Логопед: а это мишка Копатыч.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и на нас ревет:
Э-э-э (сердито).
Ребенок повторяет звук (э) с сердитой интонацией.
Мишка наклонился, ягодку сорвал.
Откусил немножко, весело сказал: «Вкусно!»
Дыхательное упражнение.
Логопед: Посмотри, какие цветы у Копатыча: они ароматные. Понюхай их.
Ребенок выполняет задание.
Упражнение на закрепление артикуляции гласных звуков.
Логопед: Лиза, с кем мы сегодня играли?
Ребенок называет игрушки.
Логопед: Принеси их пожалуйста.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: споем нашим героям песенки колобков. Спой такую песенку (логопед демонстрирует колобок-схему): «О-о-о», или такую: «У-у-у», или такую: «Э-э-э», или такую: «И-и-и».
III. Заключительная часть
Рефлексия
Логопед: Посмотри, солнышко проснулось! Как мы его разбудили? Что делали с Крошем? Как нюхали цветы с Копатычем?
Улыбнись солнышку.
Ребенок улыбается.
Вот и солнышко проснулось, улыбнулось,
Потянулось, потянулось…
Теплыми лучами
До ребяток дотянулось.
Согрело голову, плечи, спину, живот, ноги…
Ребенок массирует массажной варежкой голову, плечи, спину, живот, ноги.
Ну а сейчас солнышко зовет тебя к ребятам.
Составитель: учитель-логопед Верхотурцева Е.В.
Источник