Программа логопедической работы с ребенком с синдромом дауна

Программа логопедической работы с ребенком с синдромом дауна thumbnail

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Цимлянского района»

Утверждаю:

Директор ГБУСОН РО

«СРЦ Цимлянского района»

____________ _________

«____» _____________ 20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающей логопедической работы

для детей со сложным дефектом (синдром Дауна) 5-6 лет

в условиях социально-реабилитационного центра.

Учитель-логопед: Коровина Татьяна Леонидовна

г. Цимлянск, 2016

Пояснительная записка

«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-развивающий процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей раннего возраста с синдромом Дауна, которая составлена: 1. Методического пособия «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», – авторы специальные педагоги – Жиянова П. М., Гимадеева М. Ф., сотрудники Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд АП»; 2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год).

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа рассчитана на один календарный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Дауна опирается на сильные стороны их развития:

 относительная сохранность эмоций;

 сохранность зрительно-двигательного восприятия;

 достаточно высокий уровень имитационных способностей;

 относительная сохранность тактильной чувствительности;

 сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;

 сохранность эмоциональной памяти.

Цель: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений.

Задачи:1. Коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонационного оформления речи, фонематических процессов, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи, речевого дыхания).

2. Коррекция неречевых процессов, сопутствующих речевому дефекту (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной и мелкой моторики).

3. Формирование у ребёнка предпосылок учебной деятельности (психологическая и личностная готовность, освоение способов познания) Программа разработана в соответствии с основными принципами:

1) обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение коррекционной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;

3) содействие и сотрудничество ребенка и взрослых;

4) поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Читайте также:  У меня был синдром токсического шока

7) возрастная адекватность коррекционного процесса (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

8) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Формы и методы работы

При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:

– наглядность;

– демонстрация;

– пояснение;

– наблюдение;

– сюжетно – ролевые игры;

– моделирование ситуаций;

– развивающие игры (настольные, подвижные);

– конструирование;

– свободное и тематическое рисование, графические задания.

Характеристика детей с синдромом Дауна.

У детей с синдромом Дауна понимание речи намного опережает развитие активной речи; зрительная память развита гораздо лучше слуховой; социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой; нарушение речи может быть усилено нарушением слуха; сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения; отставание речи при отсутствии других форм общения, вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.

Организация и проведение коррекционно-развивающей работы

Настоящая программа предполагает занятия логопеда с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра в течение календарного года. Проводится 1 индивидуальное занятие, продолжительностью 15-20 минут.

Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития детей. Индивидуальная программа, реализуется в 2016 году и направлена на развитие речевой коммуникации у ребенка с синдромом Дауна со сложной структурой дефекта.

Материальное обеспечение программы

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий: дидактические игры; игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; книги для чтения; бумага для рисования; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, мячики. Все, что необходимо иметь в логопедическом кабинете, все приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того, в логопедическом кабинете должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.

Содержание индивидуальной программы коррекционной работы реализуется по следующимнаправлениям:

установление контакта с ребенком;

формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);

работа над развитием слухового внимания (неречевых и речевых звуков);

развитие общих речевых навыков (общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, голоса);

развитие понимания речи и обогащение словарного запаса;

формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы).

совершенствование произносительной стороны речи;

Тематическое планирование

Месяц

Лексическая тема

Словарь

Звукопроизношение

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

Общие речевые навыки

Январь

Зима

Зима, снег, мороз, снежинки, снеговик, лепить, падать, ехать, белый, холодный, мягкий, мой, моя, один, два, три, четыре, пять.

Уточнение произношения звука А

Хоботок

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Снежок»

Развитие дыхания.

Упражнение для

воспитания навыков

правильного

полного вдоха. Упр. «Снежинки»

Февраль

Игрушки

мяч, кубики, кукла, машина, мишка, пирамидка,

бросать, катать, играть,

желтый, красный, синий,

зеленый, круглый, мой, моя, один, два, три, четыре, пять..

Уточнение произношения звука У

Лягушка

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Шарик»

Игра «Паровоз» для

развития силы голоса

и темп речи.

Март

Одежда

Одежда, платье, кофта, юбка, брюки, шорты, футболка, рубашка, куртка, колготки, носки, пуговица, теплый, лѐгкий

красный, синий, желтый, зеленый, надевать, одевать, носить, застегивать, мой, моя, один, два, три, четыре, пять.

Уточнение произношения звука О

Бегемотик Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Рукавицы»

Развитие речевого

ритма, силы голоса.

Упр. «Игрушки

разговаривают»

Апрель

Мебель

Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, полка, сиденье, спинка, ножка,

деревянный, красный, желтый, синий, зелѐный, сидеть, лежать, вешать, ставить,

хранить, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, один, два, три, четыре, пять, в, на, под.

Уточнение произношения звука И

Болтушка

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Кисточка»

Развитие дыхания.

Упражнение для

воспитания навыков

правильного

полного вдоха. Упр. «Надуем шарик»

Май

Весна

Весна, год, солнце, капель, ручей,

подснежник, птица, пригревать, припекать, таять, появляться, теплый, солнечный, мокрый, тепло, холодно.

Уточнение произношения звука У

Заборчик

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Скворечник»

Развитие

направленного

плавного выдоха.

Упр. « Подуй на

листик»

Июнь

Лето

Лето, солнце, трава, цветы, жара, загорать, зеленеть, купаться, река, море, озеро, отдыхать, плавать.

Звукосочетания АУ,УА, ИА

Накажи непослушный язычок

Заборчик

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Лето»

Развитие направленного плавного выдоха.

Читайте также:  Суицидальный синдром причины возникновения предупреждения его

Июль

Насекомые

Насекомое, жук, бабочка,

пчела, шмель, муравей, крыло, глаз, летать, жужжать, порхать, большой, маленький, усики, один, два, три, четыре, пять, в, на, под, с.

Уточнение произношения звука М

Улыбка – трубочка

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Пчела»

Развитие

направленного

плавного выдоха.

Упр. « Бабочка»

Август

Домашние птицы

Птица, петух, курица, утка, гусь, индюк, корм, зерно, кормить, ухаживать, клевать, пруд, домашний, пестрый, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, твой, один, два, три, четыре, пять, на, у, в.

Уточнение произношения звука П

Лопатка

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Домашние птицы»

Развитие речевого

ритма, диапазона

голоса, улучшения

качества, окраски

(тембра) голоса.

«Кто как голос

подает».

Сентябрь

Домашние животные

Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кошка, собака, рога, хвост, копыта, пятачок, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, в, на, у, под, один, два, три, четыре, пять.

Уточнение произношения звука Б

Дуем на

Лопаточку

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Коготочки»

Развитие речевого

ритма, диапазона

голоса, улучшения

качества, окраски

(тембра) голоса.

«Кто как голос

подает».

Октябрь

Дикие животные

Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, заяц, медведь, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, в, у, на.

Уточнение произношения звука Т

Часики

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Дикие животные»

Развитие дыхания.

Игровая ситуация

«Прогулка в лесу»

Ноябрь

Семья

Семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, забота, радость, улыбка, младший, старший.

Уточнение произношения звука Д

Парус

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Семья»

Игра «Дует

ветерок» для

развития силы

голоса и темпа

речи.

Декабрь

Части тела и лица

Рука, нога, шея, живот, лицо, рот, нос, щека, глаз, ухо, волосы, смотреть, ходить, бегать, прыгать, говорить, длинный, здоровый, чистый, лево, право, верх, низ.

Уточнение произношения звука Н

Качели

Развитие мелкой

моторики и чувство

ритма упр. «Части тела»

Развитие

выразительности

движений и

мимики.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что после прохождения ребенком с Синдромом данной программы он должен научиться:

 пользоваться невербальными формами коммуникации;

 использовать руку для решения коммуникативных задач;

 пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;

 проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);

 слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

 воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

 выполнять действия по простым речевым инструкциям.

Работа с родителями.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических занятий по коррекции речевого нарушения.

Список используемой литературы:

1. Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. – Мурманск, 2004.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 2003.

3. Есипова Т.П. Рекомендации для родителей, у которых появился малыш с синдромом Дауна. Новосибирск, 2007г. ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ»

4. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. – Москва, 2002.

5. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. Москва, 2004. Благотворительный фонд «Даун- сайд Ап».

Читайте также:  Социальная поддержка детей с синдромом дауна

6. Мерковская А.В. Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста. Новосибирск, 2007г. ГООИ «Общество «ДАУН

СИНДРОМ».

7. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

Источник

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом РДА в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997 г.,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Методика обучения детей глобальному чтению, С.В.Исханова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных.

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

3.Растормаживание речи через:

  • Провоцирование на эхолалии и непроизвольные словесные инструкции
  • Упражнения в написании и анализе слов.
  • Обобщение и закрепление знаний по теме:
  •  «Звуковой анализ слов».
  • «Написание однослоговых слов с йотированными гласными»

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование активного словаря на материале  картинок, звуковых символов, глобального чтения написанных на карточках слов.

Образец индивидуальной программы логопедической работы с ребенком младшего дошкольного возраста с диагнозом синдром Дауна в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также разученных игровых действий с предметами («Накорми куклу», «Покатай в коляске», «Положи спать»).

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

  • Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки («Что шумит за окном», «Шумящие коробочки»).
  • Повторение и обыгрывание звуковых реакций и вокальной аутостимуляции ребенка с дальнейшим приданием эмоционального смысла.
  • Провоцирование самостоятельного звукоподражаний,  используя  игрушки домашних животных..

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование словаря на материале картинок, звуковых символов.

  тема: повторение :«Игрушки», «Посуда»,    знакомство: «Домашние животные».

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом ДЦП в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика:  Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Г.Г.Мисаренко «Обучение фонематическому анализу в начальной школе».

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1-ая неделя

Тема: Определение количества звуков с опорой на слух и движение артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания

2-ая неделя

Тема: Артикуляционная гимнастика. закрепление произношения заднеязычных звуков К-Г-Х

артикуляционная гимнастика в произнесении свистящих звуков

  • открытых слогах; «Повтори за мной» (ас-ос-ус-ыс)
  • закрытых слогах; «Запомни и повтори» (са-со-су-сы; за-зо-зу-зы, ца-цо-цу-цы))
  • в словосочетаниях; «Договори слово»
  • со стечением в словах: («Выбери картинку», «Придумай слова», «Замени звук»)

3-я неделя

Дифференциация (со звуками – заменителями, по этапам автоматизации звуков).

4-я неделя

      Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Дифференциация твердых и мягких звуков.

Пальчиковая гимнастика.  Массаж пальцев и кистей рук.

Источник