Программа логопедической работы с ребенком с синдромом дауна

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Цимлянского района»
Утверждаю:
Директор ГБУСОН РО
«СРЦ Цимлянского района»
____________ _________
«____» _____________ 20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей логопедической работы
для детей со сложным дефектом (синдром Дауна) 5-6 лет
в условиях социально-реабилитационного центра.
Учитель-логопед: Коровина Татьяна Леонидовна
г. Цимлянск, 2016
Пояснительная записка
«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна – это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-развивающий процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей раннего возраста с синдромом Дауна, которая составлена: 1. Методического пособия «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», – авторы специальные педагоги – Жиянова П. М., Гимадеева М. Ф., сотрудники Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд АП»; 2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год).
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Программа рассчитана на один календарный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Дауна опирается на сильные стороны их развития:
относительная сохранность эмоций;
сохранность зрительно-двигательного восприятия;
достаточно высокий уровень имитационных способностей;
относительная сохранность тактильной чувствительности;
сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
сохранность эмоциональной памяти.
Цель: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений.
Задачи:1. Коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонационного оформления речи, фонематических процессов, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи, речевого дыхания).
2. Коррекция неречевых процессов, сопутствующих речевому дефекту (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной и мелкой моторики).
3. Формирование у ребёнка предпосылок учебной деятельности (психологическая и личностная готовность, освоение способов познания) Программа разработана в соответствии с основными принципами:
1) обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение коррекционной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
3) содействие и сотрудничество ребенка и взрослых;
4) поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность коррекционного процесса (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
8) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Формы и методы работы
При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:
– наглядность;
– демонстрация;
– пояснение;
– наблюдение;
– сюжетно – ролевые игры;
– моделирование ситуаций;
– развивающие игры (настольные, подвижные);
– конструирование;
– свободное и тематическое рисование, графические задания.
Характеристика детей с синдромом Дауна.
У детей с синдромом Дауна понимание речи намного опережает развитие активной речи; зрительная память развита гораздо лучше слуховой; социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой; нарушение речи может быть усилено нарушением слуха; сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения; отставание речи при отсутствии других форм общения, вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы
Настоящая программа предполагает занятия логопеда с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра в течение календарного года. Проводится 1 индивидуальное занятие, продолжительностью 15-20 минут.
Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития детей. Индивидуальная программа, реализуется в 2016 году и направлена на развитие речевой коммуникации у ребенка с синдромом Дауна со сложной структурой дефекта.
Материальное обеспечение программы
Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий: дидактические игры; игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; книги для чтения; бумага для рисования; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, мячики. Все, что необходимо иметь в логопедическом кабинете, все приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того, в логопедическом кабинете должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.
Содержание индивидуальной программы коррекционной работы реализуется по следующимнаправлениям:
установление контакта с ребенком;
формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);
работа над развитием слухового внимания (неречевых и речевых звуков);
развитие общих речевых навыков (общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, голоса);
развитие понимания речи и обогащение словарного запаса;
формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы).
совершенствование произносительной стороны речи;
Тематическое планирование
Месяц | Лексическая тема | Словарь | Звукопроизношение | Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики | Общие речевые навыки |
Январь | Зима | Зима, снег, мороз, снежинки, снеговик, лепить, падать, ехать, белый, холодный, мягкий, мой, моя, один, два, три, четыре, пять. | Уточнение произношения звука А | Хоботок Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Снежок» | Развитие дыхания. Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха. Упр. «Снежинки» |
Февраль | Игрушки | мяч, кубики, кукла, машина, мишка, пирамидка, бросать, катать, играть, желтый, красный, синий, зеленый, круглый, мой, моя, один, два, три, четыре, пять.. | Уточнение произношения звука У | Лягушка Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Шарик» | Игра «Паровоз» для развития силы голоса и темп речи. |
Март | Одежда | Одежда, платье, кофта, юбка, брюки, шорты, футболка, рубашка, куртка, колготки, носки, пуговица, теплый, лѐгкий красный, синий, желтый, зеленый, надевать, одевать, носить, застегивать, мой, моя, один, два, три, четыре, пять. | Уточнение произношения звука О | Бегемотик Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Рукавицы» | Развитие речевого ритма, силы голоса. Упр. «Игрушки разговаривают» |
Апрель | Мебель | Мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стол, стул, полка, сиденье, спинка, ножка, деревянный, красный, желтый, синий, зелѐный, сидеть, лежать, вешать, ставить, хранить, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, один, два, три, четыре, пять, в, на, под. | Уточнение произношения звука И | Болтушка Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Кисточка» | Развитие дыхания. Упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха. Упр. «Надуем шарик» |
Май | Весна | Весна, год, солнце, капель, ручей, подснежник, птица, пригревать, припекать, таять, появляться, теплый, солнечный, мокрый, тепло, холодно. | Уточнение произношения звука У | Заборчик Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Скворечник» | Развитие направленного плавного выдоха. Упр. « Подуй на листик» |
Июнь | Лето | Лето, солнце, трава, цветы, жара, загорать, зеленеть, купаться, река, море, озеро, отдыхать, плавать. | Звукосочетания АУ,УА, ИА | Накажи непослушный язычок Заборчик Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Лето» | Развитие направленного плавного выдоха. |
Июль | Насекомые | Насекомое, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, крыло, глаз, летать, жужжать, порхать, большой, маленький, усики, один, два, три, четыре, пять, в, на, под, с. | Уточнение произношения звука М | Улыбка – трубочка Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Пчела» | Развитие направленного плавного выдоха. Упр. « Бабочка» |
Август | Домашние птицы | Птица, петух, курица, утка, гусь, индюк, корм, зерно, кормить, ухаживать, клевать, пруд, домашний, пестрый, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, твой, один, два, три, четыре, пять, на, у, в. | Уточнение произношения звука П | Лопатка Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Домашние птицы» | Развитие речевого ритма, диапазона голоса, улучшения качества, окраски (тембра) голоса. «Кто как голос подает». |
Сентябрь | Домашние животные | Двор, хлев, сарай, животное, детеныш, корова, лошадь, коза, свинья, овца, баран, кошка, собака, рога, хвост, копыта, пятачок, шерсть, приносить, ухаживать, кормить, мычать, лаять, мяукать, хрюкать, домашний, пушистый, белый, серый, черный, рыжий, в, на, у, под, один, два, три, четыре, пять. | Уточнение произношения звука Б | Дуем на Лопаточку Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Коготочки» | Развитие речевого ритма, диапазона голоса, улучшения качества, окраски (тембра) голоса. «Кто как голос подает». |
Октябрь | Дикие животные | Животное, лес, нора, дупло, берлога, волк, лиса, заяц, медведь, белка, лось, голова, уши, лапа, хвост, ходить, прыгать, бегать, рычать, большой, маленький, один, два, три, четыре, пять, в, у, на. | Уточнение произношения звука Т | Часики Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Дикие животные» | Развитие дыхания. Игровая ситуация «Прогулка в лесу» |
Ноябрь | Семья | Семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, забота, радость, улыбка, младший, старший. | Уточнение произношения звука Д | Парус Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Семья» | Игра «Дует ветерок» для развития силы голоса и темпа речи. |
Декабрь | Части тела и лица | Рука, нога, шея, живот, лицо, рот, нос, щека, глаз, ухо, волосы, смотреть, ходить, бегать, прыгать, говорить, длинный, здоровый, чистый, лево, право, верх, низ. | Уточнение произношения звука Н | Качели Развитие мелкой моторики и чувство ритма упр. «Части тела» | Развитие выразительности движений и мимики. |
Ожидаемые результаты
Предполагается, что после прохождения ребенком с Синдромом данной программы он должен научиться:
пользоваться невербальными формами коммуникации;
использовать руку для решения коммуникативных задач;
пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
выполнять действия по простым речевым инструкциям.
Работа с родителями.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических занятий по коррекции речевого нарушения.
Список используемой литературы:
1. Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. – Мурманск, 2004.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 2003.
3. Есипова Т.П. Рекомендации для родителей, у которых появился малыш с синдромом Дауна. Новосибирск, 2007г. ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ»
4. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. – Москва, 2002.
5. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. Москва, 2004. Благотворительный фонд «Даун- сайд Ап».
6. Мерковская А.В. Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста. Новосибирск, 2007г. ГООИ «Общество «ДАУН
СИНДРОМ».
7. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
Источник
Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом РДА в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно – развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997 г.,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Методика обучения детей глобальному чтению, С.В.Исханова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных.
2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.
3.Растормаживание речи через:
- Провоцирование на эхолалии и непроизвольные словесные инструкции
- Упражнения в написании и анализе слов.
- Обобщение и закрепление знаний по теме:
- «Звуковой анализ слов».
- «Написание однослоговых слов с йотированными гласными»
4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.
5. Формирование активного словаря на материале картинок, звуковых символов, глобального чтения написанных на карточках слов.
Образец индивидуальной программы логопедической работы с ребенком младшего дошкольного возраста с диагнозом синдром Дауна в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно – развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также разученных игровых действий с предметами («Накорми куклу», «Покатай в коляске», «Положи спать»).
2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.
- Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки («Что шумит за окном», «Шумящие коробочки»).
- Повторение и обыгрывание звуковых реакций и вокальной аутостимуляции ребенка с дальнейшим приданием эмоционального смысла.
- Провоцирование самостоятельного звукоподражаний, используя игрушки домашних животных..
4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.
5. Формирование словаря на материале картинок, звуковых символов.
тема: повторение :«Игрушки», «Посуда», знакомство: «Домашние животные».
Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом ДЦП в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно – развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Г.Г.Мисаренко «Обучение фонематическому анализу в начальной школе».
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1-ая неделя
Тема: Определение количества звуков с опорой на слух и движение артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания
2-ая неделя
Тема: Артикуляционная гимнастика. закрепление произношения заднеязычных звуков К-Г-Х
артикуляционная гимнастика в произнесении свистящих звуков
- открытых слогах; «Повтори за мной» (ас-ос-ус-ыс)
- закрытых слогах; «Запомни и повтори» (са-со-су-сы; за-зо-зу-зы, ца-цо-цу-цы))
- в словосочетаниях; «Договори слово»
- со стечением в словах: («Выбери картинку», «Придумай слова», «Замени звук»)
3-я неделя
Дифференциация (со звуками – заменителями, по этапам автоматизации звуков).
4-я неделя
Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Дифференциация твердых и мягких звуков.
Пальчиковая гимнастика. Массаж пальцев и кистей рук.
Источник