Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания социальных
Обоснование программы.
В системе социального обслуживания социальные работники занимают положение, в котором каждый клиент ожидает от специалиста и психологическую помощь, и поддержку. Профессия предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:
- компетентность;
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
- высокая мобильность;
- общительность,
- коммуникативные способности;
- самостоятельность,
- стремление опираться на собственные силы;
- умение управлять собственными эмоциями и поведением;
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.
Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов социальной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда и качество обслуживания клиентов Центра и иных социозащитных учреждений. Программа предполагает непрерывный цикл встреч в рамках постоянно действующего краевого семинара-практикума.
Цели и задачи.
Цели программы:
- повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности социальных работников;
- провести профессиональную реабилитацию работников социальной сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального выгорания;
- оказания методическую поддержку и практическую помощь психологам социозащитных организаций Камчатского края в организации и проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
- создать условия для психического благополучия социальных работников Центра;
- обеспечить их необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности.
Задачи программы:
- провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
- развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
- способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
- повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».
Содержание проекта.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Целевые группы:
- Коллектив КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям».
- Психологи социозащитных учреждений Камчатского края.
- Коллективы социальных работников социозащитных учреждений края.
Методы реализации.
Программа предусматривает проведение цикла занятий (октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель) продолжительностью 3–4 часа или трехдневный семинар (с 10 до 16 часов с получасовым перерывом ежедневно). Численность группы — не более 12–15 человек
Программа предусматривает индивидуальные консультации и психодиагностику с выдачей рекомендаций и подборкой индивидуальных развивающих и коррекционных заданий по запросам.
Программа предусматривает выпуск буклетов и Памяток по проблемам профилактики и преодоления симптомов профессионального выгорания, хронической усталости и стресса.
Занятия предусматривают такие средства и формы, как активное слушание, релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и арт-терапии, мини-лекции, практические коррекционные и релаксационные занятия, тренинги и другие.
Ожидаемый результат.
В процессе реализации программы профилактики синдрома профессионального выгорания предусматривается:
- повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
- развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками ,
- стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;
- снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
- повышение качества обслуживания клиентов;
- повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.
Мониторинг и оценка результатов.
Мониторинг проекта осуществляется в соответствии со стандартными процедурами и разработанной логико-структурной матрицей проекта.
Мониторинг и оценка результатов основаны на периодической оценке прогресса в достижении конкретных результатов каждой группы и каждого отдельно взятого специалиста.
Возможными показателями результативности работы участников групп предполагаются:
- решение индивидуальных проблем участников групп;
- оказание консультативной, реабилитационной, развивающей, эмоциональной помощи психологам и социальным работникам Центра и иных социозащитных учреждений Камчатского края в процессе предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгорания;
- снижение уровня тревожности, хронической усталости у сотрудников КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям», а также психологов и социальных работников социозащитных учреждений
- овладение приемами оказания самопомощи социальными работниками;
- проведение аналогичных семинаров психологами социозащитных учреждений края.
Структура программы.
Обучение основам психологических знаний по предупреждению и преодолению синдрома профессионального выгорания осуществляется в ходе тематических встреч, проходящих в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр, релаксационных занятий.
Основные темы встреч (тренингов):
- «Самая обаятельная и привлекательная»
- «Великолепная семерка»
- «Рожденная для счастья»
- «Кто он — гений общения?»
- «Его Величество Профессионал»
- «Мой ласковый и нежный…» («Внутренний ребенок»).
- «Когда ланиты алым пламенем горят…» («Территория стыда»).
Материальное обеспечение программы.
Для полноценного проведения занятий необходимы:
- просторное, хорошо проветриваемое помещение, стулья;
- релаксационные и развивающие программы на СD, DVD, видеомагнитофон, проектор, музыкальный центр,
- гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,
- канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, испанский пластилин для рисования, карандаши, шариковые ручки, фломастеры), флешки,
- яблоки, бананы, чай, кофе, соки, выпечка, конфеты, высокие стаканы, чайные пары, чайные ложки, десертные вилки.
Содержательные материалы
Источник
Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
Пояснительная записка
Педагоги в значительной степени подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания и, как следствие, снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Таким образом, необходимо проведение систематической психопрофилактической работы с педагогами.
Цель: профилактика СЭВ у педагогов.
Задачи:
- Информирование педагогов о причинах и способах преодоления СЭВ.
- Формирование навыков снятия эмоционального напряжения, «отреагирования» отрицательных эмоций. Развитие коммуникативных умений,
- Создание в коллективе атмосферы сплочения и доверия.
Разделы программы:
1. Психологическая диагностика
2. Психологические мероприятия для создания психологически безопасной среды.
3. Итоговая диагностика.
Ожидаемые результаты:
Реализация данной программы позволит снизить психологическое напряжение и тревогу, повысит мотивацию педагогов и личностному росту.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Содержание деятельности | Категория | Сроки | Результат | |
1. Психологическая диагностика | |||||
1.1 | Анкетирование педагогов по готовности к участию в меропиятиях по профилактике СЭВ | Педагоги | Сентябрь | Справка | |
1.2 | Методика В.В. Бойко | Педагоги | Сентябрь-октябрь | Индивидуальные рекомендации | |
2. Психологические мероприятия для создания психологически безопасной среды | |||||
2.1 | Семинары, лекции:
| Педагоги | В теч. года | Повышение компетентности, самопознание | |
2.2 | Занятия в тренинговой форме «Антистресс» (см. Приложение ) | Педагоги | Каникулярные дни | Повышение компетентности | |
2.3 | Рекомендации педагогам по профилактике СЭВ: «Что такое СЭВ?»; «Арсенал невыгорающей личности»; «Дыхание против стресса» | Педагоги | В теч. года | Повышение компетентности | |
3.Итоговая диагностика | |||||
Методика В.В. Бойко | Педагоги | Март | Индивидуальные рекомендации |
Приложение 1
Занятие 1
Тема: «Стресс. Депрессия. Спонтанная защита».
Цель занятия: ознакомление с программой, отработка навыков спонтанной защиты.
- Вводная беседа.
- Упражнение «Нападение».
- Информация «Биография стресса».
- Упражнение «Бегом от стресса».
- Информация «Что такое депрессия».
- Упражнение «Амортизация»
- непосредственная амортизация.
- Улыбка.
- Концентрация взгляда.
- Обратная связь.
Занятие 2
Тема «Психологическая диета»
Цель занятия: отработка отрицательных эмоций.
- Информация «Эмоции в нашей жизни».
- Упражнение «Наши эмоции».
- Групповая дискуссия «Зачем нужны отрицательные эмоции?».
- Информация «Значение отрицательных эмоций».
- Упражнение «Индивидуальное психологическое меню».
- Обратная связь.
Занятие 3
Тема: «Положительные эмоции. тревожность».
Цель занятия: снятие тревожности, напряжения, отработка техник саморегуляции.
1. Информация «Положительные эмоции».
2. Упражнение «Проговори интерес».
3. Информация «Тревожность».
4. Упражнение «Субъективная минутка».
5. Упражнение «Произвольное поглаживание».
6. Упражнение «Думающий человек».
7. Упражнение «Снятие напряжения по методике Джуны».
- Обратная связь.
Занятие 4
Тема: «Активизация и баланс всех систем организма».
Цель занятия: отработка приемов активизации и балансировки всех систем организма.
1. Информация «Энергетические ресурсы организма».
2. Упражнение «Талая вода».
3. Информация «Гимнастика для мозга».
4. Упражнение «Точки самоуверенности».
5. Упражнение «Связки повара».
6. Упражнение «Крюки Кука».
7.Обратная связь.
Занятие 5
Тема: «Репрезентативные системы. Положительный эмоциональный фон»
Цель занятия: отработка умения создавать положительный фон эмоционального состояния, отработка упражнения с подключением всех репрезентативных систем.
1.Информация «Репрезентативные системы».
2. Упражнение «Зеркало».
3. Упражнение «Старое пальто».
4. Упражнение «Защитный колпак».
- Обратная связь.
Занятие 6
Тема «Удержание положительного эмоционального состояния»
Цель занятия: обучение приемам психологической защиты для удержания положительного эмоционального состояния в течение всего дня.
1.Информация «Удача в нашей жизни».
2.Упражнение «Воронки».
3. Упражнение «Сокровища для семьи».
4. Упражнение «Корзиночка».
5.Обратная связь.
Занятие 7
Тема: «Восстановление утраченного эмоционального фона»
Цель занятия: отработка упражнений, помогающих восстановить утраченный в течение дня положительный эмоциональный фон или предупредить снижение этого фона.
1.Информация «Физическое и эмоциональное напряжение».
2. Упражнение «Комар на носу».
3. Упражнение «Японская методика».
4. Упражнение «Помощник юмор».
5.Обратная связь.
Занятие 8
Тема «Подсознание»
Цель занятия: информирование о подсознательном уровне, самостоятельной работе с подсознанием.
1. Информация «Наше подсознание».
2. Упражнение «Перескажи проблему».
3. Упражнение «Установка на ночь».
4.Обратная связь.
Занятие 9
Тема «Приоритеты эмоциональной направленности»
Цель занятия: обучение умению создавать положительную направленность на окружающий его мир, правильно расставлять приоритеты эмоциональной направленности.
1. Информация «Наш внутренний мир».
2. Упражнение «Планирование судьбы».
3. Упражнение «Бумеранг».
4. Упражнение «Я – Вселенная».
5. Обратная связь.
Занятие 10
Тема «Структурный и трансактный анализ личности»
Цель занятия: обучение использовать Я – состояния. Отработка навыков бесконфликтного общению.
1. Информация «Наши эмоциональные состояния».
2. Упражнение «Общение с партнером».
3. Беседа по результатам всех занятий.
Список литературы
- Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2004 г.;
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М., Информационно-издательский дом «Филин»,1996г.
- Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях//Психология здоровья/ Под. Ред. Г.С.Никифорова. СПб, 2000г.;
- Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., «Просвещение», 1999г.
- Маданиева З.Б. Психологические основы управления эмоциональным состоянием. Алматы, 2002 г;
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998г;
- Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ/ Пособие для врачей и психологов/ Под ред. Л.И.Вассермана, М.А. Беребина, СПб, 1997г;
Источник
Государственное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад№38 Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРОГРАММА
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Программа разработана педагогами-психологами:
Воробьевой Н.А.
Черноситовой Т.А.
Санкт-Петербург
2017
Актуальность.
Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) был введен в научный обиход в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере (профессии типа «человек-человек»).
Выгорание рассматривается как трехкомпонентная конструкция, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в таких симптомах, как сниженный эмоциональный тонус, опустошение и усталость, утрата интереса к окружающему, эмоциональное пресыщение (отвращение к деятельности), депрессия, агрессивные реакции. Деперсонализация характеризуется обезличиванием отношений с людьми, повышением зависимости от других или, наоборот, негативизмом, циничностью восприятия других людей, обращением с учеником как с объектом. Редукция личных достижений проявляется в негативном оценивании себя, переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности, падении значимости собственных достижений, снижении профессиональной мотивации, упрощении своих профессиональных обязанностей, репертуара используемых приемов, ограничении своих возможностей [2].
Поэтому организация работы по сохранению психического здоровья педагогов в нашем учреждении является одной из наиболее актуальных задач.
В связи с этим нами была разработана программа, направленная на профилактику и коррекцию профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.
Программа «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов».
Данная программа профилактики эмоционального выгорания педагогов проводится в несколько этапов:
1. Информационный блок – предоставление информации о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и признаках.
2. Диагностика уровня эмоционального выгорания (по методике В.В. Бойко).
3. Психологические тренинги, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния педагогов и профилактику профессионального выгорания.
4. Итоговый мониторинг (по методике В.В. Бойко[9]). Сравнение показателей до и после проведения программы.
Цель программы: профилактика эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий.
Задачи:
1. Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат.
2. Формировать навыки контроля и саморегуляции эмоционального состояния, обучать адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций, навыкам стрессоустойчивости.
3. Развивать конструктивное сотрудничество в процессе преодоления трудностей в совместной профессиональной деятельности.
4. Совершенствовать личностные качества педагогов.
Структура:
1.Вводная часть (ритуал приветствия).
2.Основная часть (игры и упражнения по теме).
3.Заключительная часть (ритуал завершения).
Методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения.
Формы работы:
1.Игры, направленные на развитие социальной перцепции.
2.Элементы песочной терапии.
3.Элементы глинотерапии.
4.Элементы куклотерапии.
5.Элементы игротерапии.
6.Элементы телесно-ориентированной терапии.
Ожидаемые результаты работы:
1.Повышение психологической защищенности педагогов, укрепление психологического здоровья.
2.Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе.
3.Овладение педагогами начальными навыками рефлексии, способами саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
4.Раскрытие внутренних резервов личности педагога.
5.Повышение мотивации педагогов к самопознанию и саморазвитию.
Программа состоит из 6 встреч в течение учебного года с октября по май. Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.
План работы с педагогами
по профилактике эмоционального выгорания
№ | Задачи | Структура |
1. Игротерапия эмоции | 1. Раскрепощение, снятие эмоционального напряжения. 2. Обучение способам саморегуляции. 3. Формирование навыка контроля и адекватного отреагирования собственных негативных эмоций. | 1. Вступление. Краткое изложение выводов тестирования. 2. Принятие правил. 3. Упражнение «Краники» (гнев, печаль, страх, радость) [3]. 4. Рисунок «Мой гнев» [3]. 5. Лишается эмоция злости от раздражения до бешенства. 6. Упражнение «9 квадратов» [3]. 7. Игра «Драка животных». 8. Групповая игра «Злой список». 9. Мозговой штурм. Создание списка адекватных способов отреагирования собственных негативных эмоций. 10. Подведение итогов. |
2. Песочная терапия | 1. Развитие умения контролировать и регулировать свое психоэмоциональное состояние. 2. Формирование навыков рефлексии, саморегуляции. 3. Обучение эффективным техникам вербального и невербального общения. | 1. Приветствие различными способами. 2. Взаимодействие с песком. тактильные ощущения. 3. Упражнение «Я – профессиональное, 4. Упражнение «Скульптура из песка»[1]. 5. Упражнение «Образ Я»[1]. 6. Подведение итогов. |
3. Глина | 1. Формирование навыка контроля и саморегуляции эмоционального состояния. 2. Обучение адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций. 3. Совершенствование развития личностных качеств. | 1. Приветствие. 2. Знакомство с материалом – глина. 3. «Слепи свой гнев (страх, печаль)»[3]. 4. Лепка «Моя сила»[3]. 5. Работа в малых группах (2-5). 6. Подведение итогов. |
4. Куклотерапия | 1. Оптимизация самооценки. Снятие эмоционального напряжения. 2. Формирование позитивного мышления. 3. Обучение эффективным техникам вербального и невербального общения. | 1. Приветствие. 2. Взаимодействие в парах. 3. «Моя злость похожа на…» – ассоциативное упражнение[4]. 4. Работа в парах «Драка кукол» )[4]. 5. «Кукла – похожая на меня». Сочинение сказки[5]. 6. Подведение итогов. |
5.Релаксационные упражнения | 1. Устранение эмоциональной напряженности. Ослабление проявления утомления. 2. Повышение психофизиологической реактивности. 3. Обучение навыку снятия мышечных зажимов, нервно психологического напряжения. | 1. Приветствие «Пока горит свеча». 2. Релаксационное упражнение «Морское путешествие и летучий остров» [8]. 3. Релаксационное упражнение «Водопад энергии» [7]. 4. Игра «Тростинка на ветру» [8]. 5. Игра «Бедный кораблик» [8]. 6. Подведение итогов. |
6. Итоговое | 1. Формирование позитивного мышления. 2. Побудить интерес и желание использовать полученные знания и умения в жизни. 3. Стабилизация внутренней душевной гармонии. 4. Формирование в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата. | 1. Приветствие «Я сегодня вот такая!» 2. «Мой портрет в лучах солнца» [6]. 3. Герб педагогического коллектива. 4. Игра «Все дело в шляпе». 5. Подведение итогов. |
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2015. – 256 с.
2. Ильин Е. П. Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.
3. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 336 с.
4. Оклендер В. Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребенка. – М.: Когито-Центр, 2016. – 271 с.
5. Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006. – 102 с.
6. Тренинг развития жизненных целей/ Под редакцией Е.Г. Трошихиной. – – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
7. Сборник релаксационных текстов и упражнений по саморегуляции «Живительный источник» / Фролова Э.В. – https://www.infouroki.net/sbornik-relaksacionnyh-tekstov-i-uprajneniy-po-samoregulyacii-jivitelnyy-istochnik.html
8. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление: личностный рост ребенка. – СПб.: Речь, 2004. – 208 с.
9. https://world-psychology.ru/diagnostika-emocionalnogo-vygoraniya-lichnosti-v-v-bojko/Методика Бойко В.В.
Источник