Программа по профилактике синдрома профессионального выгорания

Программа по профилактике синдрома профессионального выгорания thumbnail

Программа

профилактики эмоционального и профессионального выгорания педагогов

«Шаг навстречу здоровью»

Пояснительная записка

В связи с введением в современной системе школьного образования ФГОС, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического   здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно – ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности учителя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические  и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многие исследователи проблемы эмоционального выгорания утверждают, что причины напряжённости  обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих  факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). При постоянном воздействии неблагоприятных  факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья.

Актуальность

Педагоги наиболее подвержены стрессам. Как следствие, растет психическое и эмоциональное напряжение. Появляются усталость, тревога, депрессия, психосоматические расстройства, а также – синдром эмоционального выгорания (далее – СЭВ).

Особенно велик риск в сегменте профилактической деятельности, так как результат работы виден не сразу. Педагоги, чья профессия относится к профессиям «эмоционально затратным», педагогам важно уметь восстанавливать и укреплять свое здоровье.

Процесс осмысления учителем начинается с главного инструмента учителя по К. Роджерсу – его собственное “Я”. Процесс повышения квалификации означает прежде всего процесс работы с собственным “Я”. Таким образом, посредством изучения собственной личности будущие педагоги смогут научиться понимать сущность ребенка, а значит, получат возможность нового подхода к ученику.

Деятельность педагога насыщена различными напряжёнными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Одним из таких способов является данная программа по профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Цели и задачи программы

Цель:формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов через развитие эмоциональной устойчивости и профилактику профессионального выгорания  педагогов.

Задачи:

  1. Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости;

  2. Обучить педагогов навыкам   саморегуляции.

  3. Активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних    ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

  4. Обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе.

  5. Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей педагогов.

  6. Вывести педагогов на позицию рефлексии;

  7. Способствовать повышению работоспособности педагогов;

Методологический аспект

Основными принципами реализации данной программы являются:

1. Принцип  осознанности  педагогами  данной проблемы;

2. Принцип добровольности  и готовности  участников к работе по

данной программе;

3. Принцип единства  диагностики, профилактики и коррекции,  отражающий целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности  психолога;

4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности;

5. Принцип  комплексности методов психологического воздействия.

Методы отслеживания эффективности программы,

данные об апробации программы.

Диагностическим инструментарием для отслеживания результатов внедрения программы является методика диагностики уровня  эмоционального  выгорания В.В. Бойко.

Организационные условия

1. Психолог анализирует реальную ситуацию по результатам проведенных диагностик, определяет цель и направление работы, осуществляет подбор адекватных методических средств, оценивает эффективность проделанной работы;

2. Обеспечение изолированности занятий;

3.  Рефлексия до и после сеанса психологической разгрузки для контроля за психологическим состоянием людей.

4. Оценка эмоционального состояния участников (использование   цветового теста Люшера, методика цветописи  Лутошкина);

5. Вселение уверенности участников в своих силах и в конечном результате.

Структура и содержание программы:

Адресная группа участников занятий:

МБОУ СОШ № 49 Г. Ижевска: педагоги, воспитатели ГПД, администрация школы.

Методы профилактической работы:

1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции;

2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности;

3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания педагогов;

4.Флештренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде.

Предполагаемые результаты:

  • Оптимизация уровня тревожности, способность к саморегуляции эмоционального состояния, повышение работоспособности, сплочение коллектива.

  • Повышение эффективности работы педагогического коллектива.

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования педагогов.

Ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику профилактической работы с адресной группой участников занятий:

  • Активная релаксация,

  • пассивная релаксация,

  • аутотренинг,

  • мобилизующее дыхание,

  • успокаивающее дыхание,

  • визуализация,

  • психофизическая тренировка,

  • формулы самовнушения,

  • телесно-ориентированная терапия,

  • кинезиология.

Психотерапевтические техники:

– музыкотерапия;

– релаксация;

– аутогенная тренировка;

– элементы кинезиологии – физические упражнения для снятия стресса, нервного напряжения;

– элементы телесно-ориентированной терапии;

– цветотерапия;

– сказкотерапия;

Программа   включает в себя следующие разделы:

Раздел 1.

Представления об эмоциональном выгорании.

Основные задачи:

– информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;

– актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;

– обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.

Раздел 2.

Коммуникативная компетентность.

Основные задачи:

– информирование о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);

– осознания своих коммуникативных особенностей;

– выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.

Раздел 3.

Конструктивное поведение в конфликтах.

Основные задачи:

– информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;

– осознание своего поведения в конфликте;

– формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.

Раздел 4.

Саморегуляция. Аутогенная тренировка.

Основные задачи:

– информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.

– актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;

– обучение основным приемам саморегуляции.

– информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.

– освоение первой и второй ступеней АТ.

Раздел 5.

Целеполагание и управление своим временем.

Основные задачи:

– информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,

– анализ использования рабочего времени, его планирование;

– выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.

Каждый раздел включает в себя четыре занятия:

  • Теоретическое занятие

  • Два практических занятия с элементами тренинга

  • Практическое занятие в комнате психологической разгрузки

Программа рассчитана на два учебных года (2013 – 2014; 2014 – 2015).

Занятия проводятся с периодичностью два раза в четверть (один раз в месяц). В конце учебного года проводится итоговое занятие. Всего 20 занятий.

Тематическое планирование практических занятий.

Раздел 1

Представления об эмоциональном выгорании.

Читайте также:  Милдронат при абстинентном синдроме отзывы

занятия

в программе

занятия

в разделе

Тема занятия

Содержание

Дидактический материал, наглядные пособия,

технические средства

1

1

Что такое профессиональное выгорание

Причины профессионального выгорания; стадии профессионального выгорания

Проектор

2

2

Твоя стадия профессионального выгорания

Тренинг

————–

3

3

Способы профилактики профессионального выгорания

Тренинг

————

4

4

Мир твоих ощущений

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 2.

Коммуникативная компетентность.

5

1

Психологические типы людей

5 психологических типов, поведение

Проектор

6

2

Какое Ваше мнение?

Киноклуб

Проектор

7

3

Решение ситуативных задач

Тренинг

—————–

8

4

Гармония души и тела

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 3.

Конструктивное поведение в конфликтах.

9

1

Конфликты

Типы конфликтов

Проектор

10

2

Как действовать

в конфликте

Киноклуб

Проектор

11

3

Способы разрешения конфликтов

Тренинг

————

12

4

Управление своими чувствами

в конфликте

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 4.

Саморегуляция. Аутогенная тренировка.

13

1

Саморегуляция

Виды и способы саморегуляции

Проектор

14

2

Как поступить?

Тренинг

————-

15

3

Решение ситуативных задач

Круглый стол

Проектор

16

4

Применение способов саморегуляции

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 5.

Целеполагание и управление своим временем.

17

1

Исскуство успевать

Как планировать, чтобы успевать; как мечтать, чтобы сбывалось?

Проектор

18

2

Основы целеполагания

Долгосрочные и оперативные цели

—————

19

3

Мечты сбываются

Творческая работа

Проектор

20

4

Счастливые чувства

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, музыка

Итого: 20

Аффирмация

краткая фраза,

содержащая вербальную формулу,

которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку

в подсознании человека,

способствуя улучшению

его психоэмоционального фона

и стимулируя положительные перемены

При составлении аффирмации, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.

  2. Используйте только позитивные слова, избегайте негативных утверждений.

  3. Аффирмация должна рождать позитивные эмоции, радость и страсть.

  4. Аффирмация должна быть краткой и в то же время яркой, образной. Избегайте двусложных слов и размытых понятий.

  5. Конкретизируйте. Для этого спросите себя, кем вы хотите стать, чтобы чувствовать счастье и любовь.

  6. Нужно выбирать аффирмацию, которая подходит вам лично. Ещё лучше самому сформулировать её для себя .

  7. Верьте в то, что говорите. Чтобы усилить веру, нужно фиксировать любые свои победы.

  8. В конце аффирмаций можно добавить «я получаю намного больше, чем ожидаю».

  9. Утверждение должно иметь направление и не иметь отрицания. (Прим. “Я принимаю себя таким, какой я есть”, здесь имеется указание на установку в подсознании: быть таким). Отрицание ничего не создаёт. Из этого следует, что оно не даёт подсознанию информации о развитии какой-либо установки. Отрицание вообще не воспринимается на подсознательном уровне.

При составлении аффирмации, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.

  2. Используйте только позитивные слова, избегайте негативных утверждений.

  3. Аффирмация должна рождать позитивные эмоции, радость и страсть.

  4. Аффирмация должна быть краткой и в то же время яркой, образной. Избегайте двусложных слов и размытых понятий.

  5. Конкретизируйте. Для этого спросите себя, кем вы хотите стать, чтобы чувствовать счастье и любовь.

  6. Нужно выбирать аффирмацию, которая подходит вам лично. Ещё лучше самому сформулировать её для себя .

  7. Верьте в то, что говорите. Чтобы усилить веру, нужно фиксировать любые свои победы.

  8. В конце аффирмаций можно добавить «я получаю намного больше, чем ожидаю».

  9. Утверждение должно иметь направление и не иметь отрицания. (Прим. “Я принимаю себя таким, какой я есть”, здесь имеется указание на установку в подсознании: быть таким). Отрицание ничего не создаёт. Из этого следует, что оно не даёт подсознанию информации о развитии какой-либо установки. Отрицание вообще не воспринимается на подсознательном уровне.

Источник

Программа

«Профилактика профессионального выгорания»

Название программы – «Профилактика профессионального выгорания»

Разработчики программы:

педагог-психолог — Пищулина В.С.;

Программа рассчитана на педагогических работников, работающих в специальных профессиональных училищах закрытого типа.

Основание разработки программы:

Программа сотрудничества ЕС, проект ЕС «Дети и молодежь группы риска», авторская разработка профессора Р.В. Демьянчук.

Цели программы

– помочь педагогу справиться с психологическими нагрузками,

– мотивировать к дальнейшей профессиональной деятельности.

Задачи программы

– познакомить педагогов с основными причинами эмоционального и профессионального выгорания;

– провести консультацию профилактики синдрома эмоционального выгорания педагога;

– выработка стратегии снижения эффекта профессионального выгорания;

– обучение психологическим техникам выхода из состояния профессионального выгорания.

Краткое содержание программы

Данная программа направлена на предупреждение эмоционального истощения и устранение последствий стресса межличностных взаимодействий в профессиональной деятельности педагогов закрытого учреждения.

Научно-методические условия

Применение методических разработок, материалов, пособий по работе с профилактикой профессионального выгорания. Проведение тренингов, бесед, анкетирования, игр, творческих заданий, рефлексии.

Мотивационные условия

Помощь педагогам противостоять отрицательным воздействиям в условиях работы в специальных учреждениях закрытого типа.

Материально-технические условия:

– кабинет, стулья, столы, ИКТ, а также

-блокноты и ручки с символикой Республики Адыгея;

-надувной мяч;

-музыкальный центр;

-ватман(4 шт.);

-набор акварельных красок ( 6 шт.);

-чайный набор;

Теоретические аспекты профилактики профессионального выгорания

Сущность понятия синдром профессионального выгорания

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная «болезнь» тех, кто работает с людьми: учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов — всех, чья деятельность невозможна без общения.

Как говорила первая исследовательница профессионального выгорания Кристина Маслач: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов человека. Если говорить с точки зрения концепции стресса, профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — синдрома истощения.

Читайте также:  Когда день ребенка с синдром дауна

Существует несколько основных причин (факторов), которые ведут к эмоциональному и профессиональному выгоранию педагогических работников системы специального профессионального образования:

1. Социально-психологические особенности контингента воспитанников, которые выступают в качестве субъекта образовательного процесса. В нашем случае – это дети, принадлежащие группе риска;

– патология потребностей личности или дисгармония потребностей личности воспитанников (алкоголизм, наркомания, токсикомания, гиперсексуальность) и т. п.;

– дефекты в личностных установках – пессимизм, отрицательные установки на собственное будущее;

– дефекты психического развития, к которым относятся: последствия педагогической запущенности, нервно-психические заболевания, повышенная возбудимость, наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом. Дефекты психического развития приводят к ограниченной вменяемости, ослабляют социальный контроль и социальные тормоза личности за своим поведением;

– нарушения норм поведения: крайние формы и высокий уровень агрессии, употребление ненормативной лексики, сленг, цинизм, нарушения этических и коммуникативных норм поведения.

2. Неоднородность самого педагогического коллектива, который делится на две качественно разные группы относительно профессиональной педагогической подготовки. Одна из них – педагоги, имеющие специальное высшее образование, следовательно, владеющие специальными знаниями по организации предметной и воспитательной работы с разными категориями детей. Вторая часть коллектива – мастера производственного обучения и преподаватели спецдисциплин, имеющие высокую квалификацию и мастерство, но не обладающие необходимыми педагогическими знаниями. Между этими группами наблюдается некоторая напряженность, недопонимание, статусные противоречия. Регулирования этих проблем также требует значительных эмоциональных затрат.

3. Особенности самооценки у работников системы.

Названные выше факторы приводят к снижению самооценки или стремлению личности к саморазвитию у большей категории педагогических работников.

Предполагаемый конечный результат.

После воплощения этой программы в жизнь предполагается, что педагоги узнают, что такое профессиональное выгорание, какие признаки предшествуют этому явлению: определят для себя, как лучше избегать эмоционального и профессионального истощения.

Реализация программы

Формирование психологического настроя группы

  1. Упражнение «Давайте познакомимся».

Цель: включение в работу, снятие напряжения, сплочение группы, создание группового доверия и принятия.

Описание: участники программы садятся по кругу и называют свое имя и рассказывают о себе.

  1. Озвучивание темы и целей программы, актуальности данной программы.

  1. Упражнение «Экспресс –анкета «Выгорание» .

4.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как меня выводят из равновесия дети и их родители.

5.

На протяжении последних трех месяцев я отказалась от курсов повышения квалификации, от участия в конкурсах…

6.

Детям и коллегам я придумала обидные прозвища, которые использую мысленно.

7.

С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня своей новизной.

8.

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.

9.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее подальше.

10.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнула бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов:

1 балл – синдром выгорания Вам не грозит;

2 – 6 баллов – Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел;

7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни;

10 – баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

  1. Предлагаем Вам некоторые приемы снятия психоэмоционального выгорания.

Игра-фантазия «Магия нашего имени»

Цель: знакомство участников тренинга друг с другом, умение презентовать себя и других участников тренинга.

Описание: участники делятся на пары. Партнеры представляются по имени и обсуждают вопросы:

От кого я получил свое имя?

Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?

Есть ли мои тезки среди известных людей?

Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?

Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Нравится ли мне мое имя?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Хотел бы я, чтобы меня называли другим именем (если да, то каким)?

Игра «Молекулы»

Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.

Описание: члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) «атомы» объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.

Игра «Самолетик»

Описание: приглашаются 4 пары: от каждой группы по паре участников, остальные будут группой поддержки. Участники каждой пары берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод: Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить сообща задание.

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: посредством вербального или невербального общения, достигнуть сближения членов группы. Упражнение направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Описание: участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Решение состоит в том, что все участники ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и, таким образом, успевает побывать у каждого участника). Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

Читайте также:  Синдром wpw у ребенка форум

Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки»

Цель: всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети).

Материалы: газеты.

Описание: участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения: создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия в нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

Медитация «Горная вершина» ( под спокойную музыку)

Задача приводимой медитации-визуализации – помочь человеку войти в диссоциированное состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы «со стороны». Это позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем, благодаря чему психотехника “Горная вершина” способствует повышению уверенности в себе.

Описание:

Вообразите, что Вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон Вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И Вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что Вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение – и Вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, Вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу – игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней… Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им…

Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените – стоят ли они усилий и переживаний, испытанных Вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет Вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, Вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится Вам… А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для Вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…

  1. Рефлексия

Как Вы думаете, помогут ли Вам полученные знания справиться с психологическими нагрузками, мотивировать к дальнейшей профессиональной деятельности?

Советы, как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (рецепты В. В. Бойко):

• Жить с девизом «В целом все хорошо! Все, что делается – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Заключение

Целью данной программы было помочь справиться педагогу с психологическими нагрузками. Выработать план занятий и упражнений на выявление, предупреждение и корректировку профессионального выгорания.

В ходе работы были проанализированы подходы к понятию профессионального выгорания и установлено, что под профессиональным выгоранием следует понимать синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими и психологическими средствами.

Черты профессионального выгорания могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешним благополучным поведением.

Специалисты социально – психологической службы образовательного учреждения могут успешно справиться с ранним выявлением и коррекцией профессионального выгорания.

Литература

Профилактика профессионального выгорания: сб. методических материалов / Программа сотрудничества ЕС и России; Проект «Дети и молодеешь групп риска».- Майкоп : «Качество», 2006 г.

Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.

Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. – СПб: «Речь», Институт Тренинга, 2000.

О.И. Бабич «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Волгоград. Учитель. 2009 г.

Е.В.Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград. Учитель 2009 г.

Источник