Программа по работе с детьми с синдромом дефицита внимания дошкольники

Слайд 1

Программа психологического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Слайд 2

Цель программы: Организация по возможности эффективного психологического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Слайд 3

Задачи: Изучить необходимую литературу Выявить детей с СДВГ в старших и подготовительных группах детского сада. Составить и провести консультирование педагогов и родителей данной категории детей. Подобрать и осуществить комплекс психологических упражнений группового и индивидуального характера для коррекции проблем в развитии детей с СДВГ. Проанализировать результаты работы путём повторной диагностики.

Слайд 4

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка Импульсивность: Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. Плохо сосредоточивает внимание. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет). Высокая двигательная активность : Двигательная расторможенность Постоянно ерзает. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети. Очень говорлив. Дефицит активного внимания: Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. Не слушает, когда к нему обращаются. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. Испытывает трудности в организации. Часто теряет вещи. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. Часто бывает забывчив.

Слайд 6

Результаты диагностики: Было обследовано 110 регулярно посещающих детей старших и подготовительных групп. Из них выявлено по данным критериям 17 детей с многими из перечисленных выше проблем; в медицинских картах отмечен диагноз СДВГ только у 4х детей; какого либо рода ММД (например, резидуальная энцефалопатия, нарушение кровообращения в головном мозге) у 12 из них. Невролога для уточнения диагноза посетили 3 ребёнка, и у двоих из них диагноз СДВГ подтвердился. Выявлено также 6 тревожных детей. Коррекционно-развивающая работа строилась с 11 детьми с СДВГ и тревожностью и импульсивностью.

Слайд 7

Критерии эффективности: Главным критерием эффективности работы будет улучшение диагностических показателей. Учтём, что, так как проблема имеет органические корни, полного исчезновения признаков СДВГ мы ждать не можем. Но для того, чтобы выполнить запрос взрослого окружения и создания для самого ребёнка эмоционального благополучия в группе, необходимо, чтобы он научился некоторым конструктивным видам поведения. А также педагоги и родители оказывали бы адекватную поддержку ребёнку. Это и будут критерии эффективности работы.

Слайд 8

Коррекционная работа с гиперактивными детьми: Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой (система взаимодействия психолог-воспитатель-родители) Второе направление – работа с семьей по формированию положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком ( индивидуальные консультации, беседы и др.) и активному применению материалов тренинга в семейной практике ( игровые упражнения различной направленности).

Слайд 9

Структура и формы коррекционно-развивающей организованной деятельности : организационная часть (приветствие, игра с массажным мячиком) дыхательные упражнения разминка для глаз упражнения для развития мелкой моторики рук развивающие игры упражнения на развитие произвольной регуляции и коммуникативной сферы

Слайд 10

Результаты повторной диагностики:

Слайд 11

Лексическая тема: «Зима. Транспорт» Цель: продолжать формирование произвольного, уверенного поведения через самовыражение в игровой и познавательной деятельности. Задачи: развитие самопроизвольности и самоконтроля; развитие внимания и воображения; развитие координации движений; снятие психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений; развитие и совершенствование коммуникативных навыков. удовлетворение потребности в признании; развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу; сопровождение лексических тем «транспорт» и «зима». Материалы к занятию: мяч, коврики, звуковая мультимедийная презентация «ЗИМА», видео «Морские зарисовки», МР3-проигрыватель, декорации на зимнюю тематику

Слайд 12

Вступительная часть. Приглашение в путешествие по зиме.

Слайд 13

Первое упражнение: «Йоговская гимнастика»

Слайд 14

Работа в паре: «Насос и колесо»

Слайд 15

Обсуждение: «Вот она зима какая!»

Слайд 16

Рефлексия:

Слайд 17

Всегда в конце – подарок-сюрприз!

Источник

Рекомендации для педагогов и воспитателей

Дети с синдромом дефицита внимания: типы СДВГ, игры для детей с СДВГ

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с введением ФГОС в образовании большое внимание уделяется детям с ОВЗ, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.

Синдром дефицита внимания (СДВГ) – это неврологическое, поведенческое возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль за побуждениями.

Расстройство определяется как возрастное, поскольку обнаруживается в раннем детском возрасте (до семи лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста до зрелости.

Главные проявления синдрома дефицита внимания – нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания служат благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

Под дефицитом внимания понимают неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени. К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость его удержания, уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного дела на другое, забывчивость.

Выделяют три типа синдрома дефицита внимания:

1. Смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания).

2. Невнимательный тип (превалируют нарушения внимания).

3. Гиперактивный тип (доминирует гиперактивность, это наиболее редкая форма синдрома дефицита внимания).

Чаще всего СДВГ встречается у мальчиков. Относительная распространенность колеблется в зависимости от типа заболевания, от этого же зависит и распространенность (от 1-2% до 25-30%).

На современном этапе исследования СДВГ доминирующими считаются три группы факторов в развитии синдрома:

– генетические факторы;

– повреждение центральной нервной системы плода во время беременности и родов;

– негативное действие внутрисемейных и социальных факторов.

Очень важно начать работу с таким ребенком до поступления в школу.

Выделяют следующие проявления гиперактивности у детей:

– трудности обучения (восприятия и мышления);

– повышенная активность, импульсивность (чаще в новой обстановке);

– недостаточное развитие моторики (особенно мелкой моторики);

– возможные невротические проявления (тики, энурез);

– эмоциональная лабильность;

– разрушительные тенденции в поведении и негативизм.

Основная работа педагога-психолога по оказанию помощи детям с постоянной повышенной активностью ведется по следующим направлениям:

• Психологическое просвещение родителей и педагогов

• Ранняя диагностика

• Развитие произвольности и самоконтроля в мини-группах

• Развитие самооценки

• Развитие познавательных процессов

• Коррекция поведения

Организация коррекционно-педагогического процесса с детьми, имеющими нарушения внимания, должна соответствовать двум обязательным условиям:

1. Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекаемой форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.

Читайте также:  Фенибут при абстинентном синдроме отзывы

2. Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, поскольку известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой просто невыполнимо.

Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.

Игры для детей с СДВГ

«Найди отличие»

Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и т. д.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

«Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

«Передай мяч»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно попросив детей играть с закрытыми глазами или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«Запрещенное движение»

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему и под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее слышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

«Волшебные палочки» (выкладывание узоров, фигур по образцу).

«Снежный ком» (рассказ на любую тему, где каждый добавляет по слову и повторяет все сказанное предыдущим участником).

«Покажи свой нос» (ребенка просят показать одно, а он должен показать другое).

«Вычеркни букву».

«Лабиринты». Читается сказка или стих, а на определенное слово ребенок откладывает палочку (рисует, хлопает и т. д.) или взрослый, читая, стучит карандашом через определенные промежутки времени, а ребенок должен сосчитать удары и пересказать содержание.

Самое главное, научить ребенка с СДВГ отдыхать, расслабляться!

«Воздушные шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие, легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

«Облака»

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако (пауза – поглаживание детей). Гладит,… поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

«Кулак-ребро-ладонь” (Упражнения для развития мелкой моторики рук)

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с  взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“кулак-ребро-ладонь”, произносимыми вслух или про себя).

 “Послушать тишину” (формирование произвольной регуляция собственной деятельности).

Исходное положение – сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

 “Море волнуется. “(Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля).

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура – замри!

Дети замирают в одной из поз. По команде взрослого “Отомри!” упражнение продолжается.

Релаксация “Поза покоя» (освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук)

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится воспитателем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье.

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Растяжка “Лучики”.

Исходное положение, сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление:

– шеи, спины, ног;

– правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;

– левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.

«Дыхательное упражнение».

Исходное положение – сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (“а”, “о”, “у” и др.) и их сочетания.

«Глазодвигательное упражнение».

Исходное положение – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т. д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит “соскальзывание” взгляда, следует уделить дополнительное внимание, “прорисовывая” их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Читайте также:  Рекомендации к родителям для детей с синдромом дауна

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды, использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом, эмоционально заряжать ребенка.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Положительно подкреплять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

11. Предоставлять ребенку возможность выбора.

12. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества

АНКЕТА для педагогов

“Выявление синдрома дефицита внимания у детей”

Последнее время всё больше и больше детей имеют диагноз психоневролога ” Синдром дефицита внимания”. Данный материал поможет педагогам самим выявить это нарушение.

Инструкция: отметьте, пожалуйста, те пункты, которые характеризуют поведение ребенка.

1. Беспокойные движения в стопах. Сидя на стуле ребенок корчится, извивается.

2. Неумение сидеть спокойно на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и др.)

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы отвечает часто не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняется внимание при выполнении заданий или во время игр.

8.  Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (игрушек, карандашей, книг, одежды и др.).

14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, на дорогу, не оглядываясь по сторонам или др.).

Оценка результата:

Основанием для диагноза синдрома дефицита внимания является наличие у ребенка 8 из 14 симптомов, которые наблюдаются последние 6 месяцев.

Источник

Виктория Бондаренко
Коррекционно-развивающая программа по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающая программа для родителей или педагогов по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

– Развить умение концентрировать внимание на деталях;

– Снять напряжение, мышечные зажимы;

– Снизить агрессивность;

– Гармонизировать отношения между ребенком и взрослым;

Основываясь на особенностях младшего школьного возраста, в коррекционно-развивающейработе мы использовали следующие методы:

1. Психогимнастика

2. Игротерапия

3. Психодрама

4. Арттерапия

Применение психогимнастики в данной коррекционно-развивающей работе способствует:

1. уменьшению напряжения;

2. снятию страхов;

3. развитию внимания;

4. развитию чувствительности к собственной двигательной активности;

5. сокращению эмоциональной дистанции;

6. формированию способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния.

Применение игротерапии в данной коррекционно-развивающей работе способствует:

1. снятию напряжения; тревоги;

2. повышению самооценки;

Применение драматерапии в данной коррекционно-развивающей программе позволяет научиться:

1. дает возможность находить и рождать новые способы взаимодействия;

2. позволяет проживать проблему снова для нахождения нового опыта личности.

Курс занятий проводится в групповой форме (психолог – родители) и (психолог и ребенок в группе). Программой предусмотрено 5 занятий, по 25-30 минут.

План занятий по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста

План занятий коррекционно-развивающей программы состоит из определенной последовательности блоков.

Структура занятий:

• Вводная часть (мотивирование родителей на дальнейшую совместную деятельность);

• Основная часть (провести лекции о причинах дефицита внимания у детей младшего школьного возраста; рассказать о способах поведения с таким ребенком; провести совместные занятия по преодолению дефицита внимания у детей младшего школьного возраста);

• Заключительная (обсуждение проведенной работы ; дать необходимые рекомендации для родителей)

Занятие 1.

Цель: замотивировать родителей на совместную деятельность.

Лекция на тему: «Ребенок с дефицитом внимания. Основные советы»

Основные рекомендации по взаимодействию с ребенком имеющим дефицит внимания:

1. Ребенок не виноват, что он такой, поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины, что он “неправильный” и не может угодить маме с папой.

2. Научить ребенка управлять собой – ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут “агрессивные” игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу,скажите ему: “Хочешь бить – бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)“. Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

3. В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований.Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

4. Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

5. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

6. В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

7. “Движение – это жизнь”, недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

8. Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

9. Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше,чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов.Еще одно правило: если ребенок не хочет есть – не заставляйте его!

Читайте также:  Синдромы при железодефицитной анемии у

10. Подготовьте своему непоседе “поле для маневров”: активные виды спорта для него – просто панацея.

11. Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним (“Тебе интересно это, давай посмотрим…”, но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

12. Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним “рецепт” обретения внутренней гармонии – это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам,что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

13. И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

Занятие 2.

Цель:

1. Организовать, способствовать дисциплинированию;

2. Развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого;

3. Обучить навыкам взаимодействия с детьми.

Лекция для родителей: «Как утихомирить разбушевавшегося ребенка?»

1. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу “выключится”. Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора).Нажимайте кнопку на пульте и говорите: “уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)”. Пусть ребенок выполняет команды.

2. Предложите ребенку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребенком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом, спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.

3. Предложите ребенку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вздох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.

4. Попросите ребенка закрыть глаза (если он согласиться, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребенка что-то сделать с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).

5. Попросите ребенка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за веревочку между кеглями). За выполнение обещайте приз. 6. Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

7. Лучше еще крохой приучить ребенка, что когда вы расставите руки, он побежит к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и когда ребенок к вам прибежит крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

8. Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребенку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать, если мешочек не упадет, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста, временной промежуток 1-5 минут).

9. Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться) он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (Например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву “А”)

Упражнение: “Запрещенное движение”

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте)

Упражнение: “Коршун”

Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети – “цыплята” – живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем “курочка” с “цыплятами” гуляют (ходят по комнате).Как только воспитатель говорит: “Коршун” (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать, все дети бегут обратно в “курятник”. После этого воспитатель выбирает другую “курочку” из числа играющих детей. Игра повторяется.

Занятие 3.

Цель:

1. Развить умение концентрировать внимание на деталях;

2. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Упражнения: “Найди отличие”

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Упражнение: “Ласковые лапки”

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Занятие 4.

Цель: развить умение распределять внимание

Упражнение: “Броуновское движение”

Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики.Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Занятие 5.

Цель: беседа о проведенной работе и полученных результатах.

Основные рекомендации для родителей по преодолению дефицита внимания у детей младшего школьного возраста

1. Когда ребенок проявляет «гиперактивное поведение», старайтесь понять первопричину.

2. Не рекомендуется проявлять агрессивное отношение к такому ребенку, старайтесь принять его таким, какой он есть.

3. Старайтесь быть терпеливым в любой ситуации.

2. Осуществляйте постоянную и оперативную связь между вашей семьёй и школой, а также оказывайте периодическую помощь вашему ребёнку в выполнении заданий.

3. Посещайте детского врача. Не забывайте о медикаментозном лечении.

4. Посещайте консультации и психотерапевтические занятия с целью коррекции поведения ребёнка

Источник