Программа преодоления синдрома эмоционального выгорания

Обоснование программы.
В системе социального обслуживания социальные работники занимают положение, в котором каждый клиент ожидает от специалиста и психологическую помощь, и поддержку. Профессия предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными являются:
- компетентность;
- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
- высокая мобильность;
- общительность,
- коммуникативные способности;
- самостоятельность,
- стремление опираться на собственные силы;
- умение управлять собственными эмоциями и поведением;
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением, соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.
Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов социальной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда и качество обслуживания клиентов Центра и иных социозащитных учреждений. Программа предполагает непрерывный цикл встреч в рамках постоянно действующего краевого семинара-практикума.
Цели и задачи.
Цели программы:
- повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной деятельности социальных работников;
- провести профессиональную реабилитацию работников социальной сферы, специфика работы которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального выгорания;
- оказания методическую поддержку и практическую помощь психологам социозащитных организаций Камчатского края в организации и проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
- создать условия для психического благополучия социальных работников Центра;
- обеспечить их необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности.
Задачи программы:
- провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
- развить у социальных работников навыки оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
- способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
- повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».
Содержание проекта.
Формы работы: групповая и индивидуальная.
Целевые группы:
- Коллектив КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям».
- Психологи социозащитных учреждений Камчатского края.
- Коллективы социальных работников социозащитных учреждений края.
Методы реализации.
Программа предусматривает проведение цикла занятий (октябрь, ноябрь, декабрь, февраль, март, апрель) продолжительностью 3–4 часа или трехдневный семинар (с 10 до 16 часов с получасовым перерывом ежедневно). Численность группы — не более 12–15 человек
Программа предусматривает индивидуальные консультации и психодиагностику с выдачей рекомендаций и подборкой индивидуальных развивающих и коррекционных заданий по запросам.
Программа предусматривает выпуск буклетов и Памяток по проблемам профилактики и преодоления симптомов профессионального выгорания, хронической усталости и стресса.
Занятия предусматривают такие средства и формы, как активное слушание, релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и арт-терапии, мини-лекции, практические коррекционные и релаксационные занятия, тренинги и другие.
Ожидаемый результат.
В процессе реализации программы профилактики синдрома профессионального выгорания предусматривается:
- повышение эмоциональной устойчивости социальных работников и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
- развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания социальными работниками ,
- стабилизация уверенности в себе, формирование образа социального работника в структуре образа-Я;
- снижение уровня тревожности у социальных работников и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
- повышение качества обслуживания клиентов;
- повышение социально-психологического профессионализма специалистов Центра и социозащитных учреждений края.
Мониторинг и оценка результатов.
Мониторинг проекта осуществляется в соответствии со стандартными процедурами и разработанной логико-структурной матрицей проекта.
Мониторинг и оценка результатов основаны на периодической оценке прогресса в достижении конкретных результатов каждой группы и каждого отдельно взятого специалиста.
Возможными показателями результативности работы участников групп предполагаются:
- решение индивидуальных проблем участников групп;
- оказание консультативной, реабилитационной, развивающей, эмоциональной помощи психологам и социальным работникам Центра и иных социозащитных учреждений Камчатского края в процессе предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгорания;
- снижение уровня тревожности, хронической усталости у сотрудников КГАУ СЗ «Камчатский центр социальной помощи семье и детям», а также психологов и социальных работников социозащитных учреждений
- овладение приемами оказания самопомощи социальными работниками;
- проведение аналогичных семинаров психологами социозащитных учреждений края.
Структура программы.
Обучение основам психологических знаний по предупреждению и преодолению синдрома профессионального выгорания осуществляется в ходе тематических встреч, проходящих в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых игр, релаксационных занятий.
Основные темы встреч (тренингов):
- «Самая обаятельная и привлекательная»
- «Великолепная семерка»
- «Рожденная для счастья»
- «Кто он — гений общения?»
- «Его Величество Профессионал»
- «Мой ласковый и нежный…» («Внутренний ребенок»).
- «Когда ланиты алым пламенем горят…» («Территория стыда»).
Материальное обеспечение программы.
Для полноценного проведения занятий необходимы:
- просторное, хорошо проветриваемое помещение, стулья;
- релаксационные и развивающие программы на СD, DVD, видеомагнитофон, проектор, музыкальный центр,
- гимнастические коврики, релаксационные мячи, игрушки,
- канцтовары (бумага А4, файлы, ватман, картон белый и цветной, краски, пастельные мелки, доска, испанский пластилин для рисования, карандаши, шариковые ручки, фломастеры), флешки,
- яблоки, бананы, чай, кофе, соки, выпечка, конфеты, высокие стаканы, чайные пары, чайные ложки, десертные вилки.
Содержательные материалы
За содействие в реализации проекта авторы благодарят коллег:
Источник
От автора: Столкнувшись с эмоциональным выгоранием в своей профессиональной жизни, я осознала, как важно соблюдать “золотую середину” в жизни – правильно совмещать работу и отдых.
С радостью делюсь ценной для меня информацией.
Надеюсь, эта статья будет полезна.
Эмоциональное выгорание («эмоциональное сгорание») — вид профессиональной дисфункции у лиц, тесно общающихся с людьми, выраженный моральным, умственным и физиологическим истощением.
Признаки эмоционального выгорания:
- Моральное истощение – это стремление к одиночеству, зависть, злоба, обвинение, уход от ответственности.
- Умственное истощение – это безразличие к работе, хроническое нежелание идти на работу, отвращение, вспыльчивость, хроническое недовольство, потеря профессионализма.
- Физиологическое истощение – это хроническая усталость, головные боли, пониженный иммунитет, слабость в мышцах, нарушение в работе пищеварительного тракта, соматические заболевания.
Я рекомендую к прочтению книгу Кошелева А.Н. «Синдром белого воротничка, или профилактика эмоционального выгорания» – ссылка на сайт https://fictionbook.ru/static/trials/00/17/21/00172156.a4.pdf. В этой книге я нашла много полезного для себя и для своих клиентов. В книге можно пройти тест, определяющий наличие или отсутствие эмоционального выгорания, методы подробной диагностики и мн. др.
Возможные причины и варианты терапии эмоционального выгорания:
- Человек с чувством собственной неполноценности чрезмерно старается заслужить признание и любовь – через усердие и отличный результат своей деятельности. Терапия – осознать себя, свое достоинство независимо от рабочих моментов, поработать с психотерапевтом над чувством собственного достоинства.
- Человек не умеет вовремя дать себе отдых, качественно отдохнуть и набраться сил. Терапия – научиться вовремя отдыхать и полностью расслабляться.
- Человек находится в среде повышенного стресса, окружение требует полной самоотдачи. Терапия – научиться защищать себя от влияния, отстаивать свои границы, давать себе отдых.
- Человек слишком много общается с людьми, перегружая свою нервную систему, не успевает восстанавливаться. Терапия – сократить общение с людьми, дать себе побыть в одиночестве, где можно полностью расслабиться и наполниться силами.
- Человек неправильно расставил приоритеты в своей жизни. Увлекается своей работой, забывая о себе, забывая вовремя заботиться о своем здоровье. Терапия – проанализировать свои привычки полной самоотдачи и, возможно, жертвенности во имя работы.
- Высокая самоотдача в работе и отсутствие ожидаемого достойного вознаграждения. Человек теряет смысл в своих действиях, состояние напряжения от чувства несправедливости по отношению к нему. Терапия – работа с психотерапевтом над ожиданиями и выстраиванием границ, учиться отвлекаться и качественно расслабляться.
Чем опасно эмоциональное выгорание?
В результате хронического эмоционального выгорания могут развиться опасные заболевания, угрожающие жизни человека.
Выделяют 5 стадий эмоционального выгорания (согласно теории Гринберга):
1. “Медовый месяц”. Работник становится менее энергичным.
2. “Недостаток топлива”. Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном.
3. “Хронические симптомы”. Хроническая раздражительность, «загнанность в угол».
4. “Кризис”. Развиваются хронические заболевания.
5. “Пробивание стены”. Острая форма заболеваний. Угроза жизни. Карьера под угрозой. Профессиональная непригодность.
Эмоциональное выгорание – это действительно серьезно, и не стоит откладывать на потом решение этой проблемы.
ЕСЛИ ВЫ НАШЛИ У СЕБЯ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Как себя восстановить?
Живите по трем простым правилам:
1. удовольствие от мелочей жизни – “Мелочь, а приятно!”,
2. качественный отдых – “Отдых – всему голова!”
3. пробуждение силы тела – “Движение -жизнь!”
Способы восстановления:
- помощь психотерапевта
- общение с природой
- общение с животными
- медитация
- йога
- массаж
- все виды спорта
- сексуально активная жизнь
- банные процедуры
- иглоукалывание
- самовнушение
- психодрамма
- разборка причинно-следственных связей
- изменение внешности, стиля
- новое увлечение, хобби
- путешествия
- пробежки каждый день
- поощрение себя за каждую выполненную работу
- самоанализ
- арт-терапия и др.
Этапы восстановления:
1. Изучение способов восстановления.
2. Выбор наиболее подходящих способов.
3. Общение со специалистами, лечение при необходимости.
4. Составление плана действий на ближайший месяц и полгода.
Например, по субботам и воскресеньям вы находите время на те занятия, которые вам особенно по душе и наполняют энергией. План может быть таким: в субботу с 9.00. до 16.00. – Общение с природой, с 16.00. до 19.00. – Тренировка в спортзале, с 19.00. до 19.30. – Массаж.
5. Реализация запланированного и ежедневное ведение дневника выхода из эмоционального сгорания.
6. Самонаблюдение.
7. Профилактика эмоционального выгорания.
Как говорится, “Светя другим – не сгорай сам”!
ПРОФИЛАКТИКА: КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ?
Определите свои приоритеты, ответьте себе на несколько вопросов:
1. Важно ли, чтобы тебя все любили и уважали на работе? Можешь ли ты принять тот факт, что ты не червонец, чтобы нравиться всем? Хочешь ли ты заслужить одобрение руководства и доказать, что ты лучше других сотрудников?
2. Как часто ты берешь на себя чужую работу в нагрузку? Как часто делаешь всё, чтобы чувствовать себя “Героем труда”?
3. Умеешь ли ты говорить аргументированное “Нет” руководству, когда тебя просят тебя взять еще нагрузку, а ты уже перегружен своей работой?
4. Сколько часов уходит на полноценный сон? Заботишься ли ты о себе, чтобы хорошо выспаться и набраться сил для завтрашнего рабочего дня?
5. Есть у тебя время побыть одному и просто ничего не делать хотя бы пару часов в неделю?
6. Есть ли у тебя любимое хобби и любимые виды активного и культурного отдыха? (рисование, велосипедные прогулки, театры, кино и др.)
7. Есть ли у тебя любимая книга и любимые цитаты, которые тебя вдохновляют на то, чтобы наслаждаться жизнью и маленькими радостями?
8. Умеешь ли ты входить в “режим экономии энергии” в напряженные энергозатратные рабочие дни?
9. Какое место в твоей иерархии ценностей занимает работа? (ценности такие: здоровье, семья, отдых, работа, самообразование, самосовершенствование, богатство, творчество, хобби и др.)
Поразмышляй о том, как ты можешь заботиться о себе, как быть всегда в форме? Как быть хорошим профессионалом, не вредя себе самому?
Способы и упражнения для профилактики эмоционального выгорания
Для профилактики эмоционального выгорания
позволяйте себе маленькие радости,
качественно и регулярно отдыхайте и расслабляйтесь,
давайте своему телу хорошую нагрузку,
любите себя больше, чем свою работу,
чередуйте работу и отдых на рабочем месте правильно.
1. Способы поиска и анализа ресурсов:
1.
«Список личных ресурсов».
Составьте список своих ресурсов. Вспомните и о внешних, и о внутренних источниках: людях, которые вас окружают, местах, где бы вы хотели побывать, вещах, которые хотели бы иметь, творчестве, любви, искусстве и т.д. Подумайте, как вы можете сделать эти ресурсы доступными для себя, и с чего начнете. Если есть возможность, поделитесь своими мыслями с близким вам человеком.
2.
«Поощрения».
Составьте список того, что вы получаете позитивного от своей работы. Как вы профессионально выросли за эти годы, чему научились?
2. Способы управления дыханием (релаксирующие):
Предварительно нащупайте свой пульс на левом запястье или, если не получается, нащупайте на передней поверхности шеи пульсацию сонных артерий. Для этого большой и указательный пальцы образуют как бы «вилку», глубоко охватывая гортань («адамово яблоко») с обеих сторон, при этом слегка надавливая на шею подушечками концевых фаланг, до появления ощущения пульсации, мощного «биения» под пальцами. Выполняем процедуру расслабления и переходим на брюшное дыхание, вначале не контролируя его ритм. Затем начинаем дышать «на счет», используя в качестве метронома удары пульса. Начинаем с соотношения вдоха и выдоха 2:2 (два пульсовых удара – вдох, следующие два удара пульса – выдох). Дышим в этом режиме, непрерывно следя за пульсом и поддерживая заданное соотношение в течение 1-3 минут, до тех пор, пока установится стабильный, самоподдерживающийся, стационарный ритм дыхания, не требующий вашего постоянного вмешательства. Затем переходим к новому соотношению вдоха и выдоха, поддерживая его таким же образом: 2:3; 2:4; 2:5; 3:6; 3:7; 3:9… Задержитесь в этом спокойном и расслабляющем дыхательном режиме подольше… и возвращайтесь обратно, к исходному соотношению вдоха и выдоха, но уже с новым самочувствием и в новом настроении. Завершите упражнение активирующим выдохом.
3. Способы управления тонусом мышц, движением (укрепляющие нервную систему):
Тренажерный зал
Пробежки
4. Способы словесной поддержки:
В случае даже незначительных успехов нужно похвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! «Здорово получилось!» — Находите возможность хвалить себя почаще и от всей души!
С самого утра, когда вы еще лежите в постели, нужно сказать себе: “Сегодня меня ждет 3 счастливых момента! День будет прекрасным!” А вечером перед сном, подумайте о трех прекрасных моментах, а еще лучше запишите в дневник.
Напишите на листок бумаги 7 самых больших радостей от вашей работы, красиво украсьте текст и повесьте на видное место. Далее напишите, какую пользу вы приносите на работе, какие добрые слова вы слышали про результат ваших усилий, с кем на работе вам комфортно и радостно общаться, кто поддерживает вас. И наконец, вспомните те дни, когда вы испытывали радость на рабочем месте, и попытайтесь ради развлечения воссоздать это состояние!
5. Способы визуализации, предложенные Кошелевым А.Н.:
мысленное представление, проигрывание, видение себя в ситуации, которая еще не произошла, — это прием, помогающий строить реальность. Человек воображает себя делающим (или имеющим) то, к чему он стремится, и — получает желаемое. (10 минут перед отходом ко сну и 10 минут утром. Всего 20 минут!). Этапы визуализации: • решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться); • расслабьтесь; • в течение 5–10 минут мысленно представляйте желаемую реальность, как будто создавая видеофильм успешных действий. Важно помнить: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное — практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте — сделайте несколько глубоких вдохов; упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации. Если возникнут сомнения, — избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения.
Она пригодна для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это без толку» и пр.). Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, — немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий» жест левой рукой и зрительно представив, как вы отрезаете и отбрасываете эту мысль. После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.
6. Способы настройки на приятные моменты на рабочем месте:
Создайте уютную обстановку на работе: пусть на столе стоит любимая фотография в красивой рамочке, а в столе лежит любимая шоколадка, которую вы скушаете в конце рабочего дня как поощрение. Пусть вокруг вас будет приятная для вас атмосфера, общайтесь с приятными для вас людьми. Позвольте себе в перерывах хорошо расслабиться, глубоко дышать, наслаждаясь ароматами духов, цветов или фруктов.
Если на работе сложилась непростая ситуация, вы перенапряглись, то попробуйте простой способ быстрого восстановления: уединитесь в дамской комнате, умойте лицо, руки и представьте, что вся усталость и раздражение впитывает вода из-под крана, все тяжелые мысли и состояния утекают в канализацию. Помассируйте кожу голову, рук, продышитесь, и напоследок помойте руки душистым мылом, насладитесь вашим любимым ароматом. Представьте, как с ароматом вы впускаете в себя солнечный свет и тепло, и внутри вас есть уголок природы, где вы можете по-настоящему отдохнуть и набраться сил.
Список литературы
- Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях [Текст] / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. Сб. научных трудов. – СПб., 2000. – С.443-463.
- Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие – Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013.
- Кошелев А.Н. Синдром «белого воротничка» или Профилактика «профессионального выгорания», 2008.
- Лаврова О. С., Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Работник социальной службы.- 2007.
- Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания. – Генезис, 2010.
- Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. – 2005. – №8.
- Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. Т. 22. №1. – С. 47-56.
- Салогуб А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб // Молодой ученый. – 2014.
- Старченкова, Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» [Текст] / Е.С. Старченкова. – СПб., 2002. – 357с.
- Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 2008. – № 8.
- Чутко С. Синдром эмоционального выгорания: клинические и психологические аспекты, 2014.
- Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой: Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. – М.: Когито-Центр, 2015. – 137 с.
Будьте здоровы и счастливы! Пусть работа будет в радость!
С уважением.
Источник