Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов thumbnail

Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов

Пояснительная записка

Педагоги в значительной степени подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания и, как следствие, снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Таким образом, необходимо проведение систематической психопрофилактической работы с педагогами.

Цель: профилактика СЭВ у педагогов.

Задачи:

  1. Информирование педагогов о причинах и способах преодоления СЭВ.
  2. Формирование навыков снятия эмоционального напряжения, «отреагирования» отрицательных эмоций. Развитие коммуникативных умений,
  3. Создание в коллективе атмосферы сплочения и доверия.

Разделы программы:

1.  Психологическая диагностика

2. Психологические мероприятия для создания психологически безопасной среды.

3. Итоговая диагностика.

Ожидаемые результаты:

Реализация данной программы позволит снизить психологическое напряжение и тревогу, повысит мотивацию педагогов и личностному росту.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание деятельности

Категория

Сроки

Результат

1.  Психологическая диагностика

1.1

Анкетирование педагогов по готовности к участию в меропиятиях по профилактике СЭВ

Педагоги

Сентябрь

Справка

1.2

Методика В.В. Бойко

Педагоги

Сентябрь-октябрь

Индивидуальные рекомендации

2. Психологические мероприятия для создания

психологически безопасной среды

2.1

Семинары,  лекции:

  1. «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»;
  2. «Профессиональные кризисы учителя»,
  3. «СЭВ как причина психосоматических расстройств»

Педагоги

В теч. года

Повышение компетентности, самопознание

2.2

Занятия в тренинговой форме «Антистресс» (см. Приложение )

Педагоги

Каникулярные дни

Повышение компетентности

2.3

Рекомендации педагогам по профилактике СЭВ:

«Что такое СЭВ?»;

«Арсенал невыгорающей личности»;

«Дыхание против стресса»

Педагоги

В теч. года

Повышение компетентности

3.Итоговая диагностика

Методика В.В. Бойко

Педагоги

Март

Индивидуальные рекомендации

Приложение 1

Занятие 1

Тема: «Стресс. Депрессия. Спонтанная защита».

Цель занятия: ознакомление с программой, отработка навыков спонтанной защиты.

  1. Вводная беседа.
  2. Упражнение «Нападение».
  3. Информация «Биография стресса».
  4. Упражнение «Бегом от стресса».
  5. Информация «Что такое депрессия».
  6. Упражнение «Амортизация»
  1. непосредственная амортизация.
  2. Улыбка.
  3. Концентрация взгляда.
  1. Обратная связь.

Занятие 2

Тема «Психологическая диета»

Цель занятия: отработка отрицательных эмоций.

  1. Информация «Эмоции в нашей жизни».
  2. Упражнение «Наши эмоции».
  3. Групповая дискуссия «Зачем нужны отрицательные эмоции?».
  4. Информация «Значение отрицательных эмоций».
  5. Упражнение «Индивидуальное психологическое меню».
  6. Обратная связь.

Занятие 3

Тема: «Положительные эмоции. тревожность».

Цель занятия: снятие тревожности, напряжения, отработка техник саморегуляции.

1. Информация «Положительные эмоции».

2. Упражнение «Проговори интерес».

3. Информация «Тревожность».

4. Упражнение «Субъективная минутка».

5. Упражнение «Произвольное поглаживание».

6. Упражнение «Думающий человек».

7. Упражнение «Снятие напряжения по методике Джуны».

  1. Обратная связь.

Занятие 4

Тема: «Активизация и баланс всех систем организма».

Цель занятия: отработка приемов активизации и балансировки всех систем организма.

1. Информация «Энергетические ресурсы организма».

2. Упражнение «Талая вода».

3. Информация «Гимнастика для мозга».

4. Упражнение «Точки самоуверенности».

5. Упражнение «Связки повара».

6. Упражнение «Крюки Кука».

7.Обратная связь.

Занятие 5

Тема: «Репрезентативные системы. Положительный эмоциональный фон»

Цель занятия: отработка умения создавать положительный фон эмоционального состояния, отработка упражнения с подключением всех репрезентативных систем.

         1.Информация «Репрезентативные системы».

2. Упражнение «Зеркало».

3. Упражнение «Старое пальто».

4. Упражнение «Защитный колпак».

  1. Обратная связь.

Занятие 6

Тема «Удержание положительного эмоционального состояния»

Цель занятия: обучение приемам психологической защиты для удержания положительного эмоционального состояния в течение всего дня.

1.Информация «Удача в нашей жизни».

2.Упражнение «Воронки».

3. Упражнение «Сокровища для семьи».

4. Упражнение «Корзиночка».

5.Обратная связь.

Занятие 7

Тема: «Восстановление утраченного эмоционального фона»

Цель занятия: отработка упражнений, помогающих восстановить утраченный в течение дня положительный эмоциональный фон или предупредить снижение этого фона.

1.Информация «Физическое и эмоциональное напряжение».

2. Упражнение «Комар на носу».

3. Упражнение «Японская методика».

4. Упражнение «Помощник юмор».

5.Обратная связь.

Занятие 8

Тема «Подсознание»

Цель занятия: информирование о подсознательном уровне, самостоятельной работе с подсознанием.

1. Информация «Наше подсознание».

2. Упражнение «Перескажи проблему».

3. Упражнение «Установка на ночь».

4.Обратная связь.

Занятие 9

Тема «Приоритеты эмоциональной направленности»

Цель занятия: обучение умению создавать положительную направленность на окружающий его мир, правильно расставлять приоритеты эмоциональной направленности.

1. Информация «Наш внутренний мир».

2. Упражнение «Планирование судьбы».

3. Упражнение «Бумеранг».

4. Упражнение «Я – Вселенная».

5. Обратная связь.

Занятие 10

Тема «Структурный и трансактный анализ личности»

Цель занятия: обучение использовать Я – состояния. Отработка навыков бесконфликтного общению.

1. Информация «Наши эмоциональные состояния».

2. Упражнение «Общение с партнером».

3. Беседа по результатам всех занятий.

Список литературы

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2004 г.;
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М., Информационно-издательский дом «Филин»,1996г.
  3. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях//Психология здоровья/ Под. Ред. Г.С.Никифорова. СПб, 2000г.;
  4. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., «Просвещение», 1999г.
  5. Маданиева З.Б. Психологические основы управления эмоциональным состоянием. Алматы, 2002 г;
  6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998г;
  7. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ/ Пособие для врачей и психологов/ Под ред. Л.И.Вассермана, М.А. Беребина, СПб, 1997г;

Источник

Государственное дошкольное образовательное учреждение                                                                                  Центр развития ребенка – детский сад№38 Красносельского района                                Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Программа разработана педагогами-психологами:

                                                                                     Воробьевой Н.А.

Читайте также:  Низкий уровень синдрома дауна что это такое

                                                                                         Черноситовой Т.А.

Санкт-Петербург

2017

Актуальность.

Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) был введен в научный обиход в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с людьми в эмоционально нагруженной атмосфере (профессии типа «человек-человек»).

Выгорание рассматривается как трехкомпонентная конструкция, включающая эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в таких симптомах, как сниженный эмоциональный тонус, опустошение и усталость, утрата интереса к окружающему, эмоциональное пресыщение (отвращение к деятельности), депрессия, агрессивные реакции. Деперсонализация характеризуется обезличиванием отношений            с людьми, повышением зависимости от других или, наоборот, негативизмом, циничностью восприятия других людей, обращением с учеником как с объектом. Редукция личных достижений проявляется в негативном оценивании себя, переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности, падении значимости собственных достижений, снижении профессиональной мотивации, упрощении своих профессиональных обязанностей, репертуара используемых приемов, ограничении своих возможностей [2].

Поэтому организация работы по сохранению психического здоровья педагогов в нашем учреждении является одной из наиболее актуальных задач.

В связи с этим нами была разработана программа, направленная на профилактику и коррекцию профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Программа «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов».

 Данная программа профилактики эмоционального выгорания педагогов проводится в несколько этапов:

1. Информационный блок – предоставление информации о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и признаках.

2. Диагностика уровня эмоционального выгорания (по методике  В.В. Бойко).

3. Психологические тренинги, направленные на коррекцию психоэмоционального состояния педагогов и профилактику профессионального выгорания.

4. Итоговый мониторинг (по методике В.В. Бойко[9]). Сравнение показателей до и после проведения программы.

Цель программы: профилактика эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий.             

 Задачи:

1. Формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат.

2. Формировать навыки контроля и саморегуляции эмоционального состояния, обучать адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций, навыкам стрессоустойчивости.

3. Развивать конструктивное сотрудничество в процессе преодоления трудностей в совместной профессиональной деятельности.

4. Совершенствовать личностные качества педагогов.

              Структура:

1.Вводная часть (ритуал приветствия).

2.Основная часть (игры и упражнения по теме).

3.Заключительная часть (ритуал завершения).

             Методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения.

             Формы работы:

1.Игры, направленные на развитие социальной перцепции.

2.Элементы песочной терапии.

3.Элементы глинотерапии.

4.Элементы куклотерапии.

5.Элементы игротерапии.

6.Элементы телесно-ориентированной терапии.

Ожидаемые результаты работы:

1.Повышение психологической защищенности педагогов, укрепление психологического здоровья.

2.Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе.

3.Овладение педагогами начальными навыками рефлексии, способами саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

4.Раскрытие внутренних резервов личности педагога.

5.Повышение мотивации педагогов к самопознанию и саморазвитию.

      Программа состоит из 6 встреч в течение учебного года с октября по май. Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.

План работы с педагогами
по профилактике эмоционального выгорания

Задачи

Структура

1. Игротерапия эмоции

1. Раскрепощение, снятие эмоционального напряжения.

2. Обучение способам саморегуляции.

3. Формирование навыка контроля и адекватного отреагирования собственных негативных эмоций.

1. Вступление. Краткое изложение выводов тестирования.

2. Принятие правил.

3. Упражнение «Краники» (гнев, печаль, страх, радость) [3].

4. Рисунок «Мой гнев» [3].

5. Лишается эмоция злости от раздражения до бешенства.

6. Упражнение «9 квадратов» [3].

7. Игра «Драка животных».

8. Групповая игра «Злой список».

9. Мозговой штурм. Создание списка адекватных способов отреагирования собственных негативных эмоций.

10. Подведение итогов.

2.

Песочная терапия

1. Развитие умения контролировать и регулировать свое психоэмоциональное состояние.

2. Формирование навыков рефлексии, саморегуляции.

3. Обучение эффективным техникам вербального и невербального общения.

1. Приветствие различными способами.

2. Взаимодействие с песком. тактильные ощущения.

3. Упражнение «Я – профессиональное,
я – личностное».

4. Упражнение «Скульптура из песка»[1].

5. Упражнение «Образ Я»[1].

6. Подведение итогов.

3. Глина

1. Формирование навыка контроля и саморегуляции эмоционального состояния.

2. Обучение адекватным и эффективным способам отреагирования негативных эмоций.

3. Совершенствование развития личностных качеств.

1. Приветствие.

2. Знакомство с материалом – глина.

3. «Слепи свой гнев (страх, печаль)»[3].

4. Лепка «Моя сила»[3].

5. Работа в малых группах (2-5).

6. Подведение итогов.

4. Куклотерапия

1. Оптимизация самооценки. Снятие эмоционального напряжения.

2. Формирование позитивного мышления.

3. Обучение эффективным техникам вербального и невербального общения.

1. Приветствие.

2. Взаимодействие в парах.

3. «Моя злость похожа на…» – ассоциативное упражнение[4].

4. Работа в парах «Драка кукол» )[4].

5. «Кукла – похожая на меня». Сочинение сказки[5].

6. Подведение итогов.

5.Релаксационные упражнения

1. Устранение эмоциональной напряженности. Ослабление проявления утомления.

2. Повышение психофизиологической реактивности.

3. Обучение навыку снятия мышечных зажимов, нервно психологического напряжения.

1. Приветствие «Пока горит свеча».

2. Релаксационное упражнение «Морское путешествие и летучий остров» [8].

3. Релаксационное упражнение «Водопад энергии» [7].

4. Игра «Тростинка на ветру» [8].

5. Игра «Бедный кораблик» [8].

6. Подведение итогов.

6. Итоговое

1. Формирование позитивного мышления.

2. Побудить интерес и желание использовать полученные знания и умения в жизни.

3. Стабилизация внутренней душевной гармонии.

4. Формирование в педагогическом коллективе благоприятного психологического климата.

1. Приветствие «Я сегодня вот такая!»

2. «Мой портрет в лучах солнца» [6].

3. Герб педагогического коллектива.

4. Игра «Все дело в шляпе».

5. Подведение итогов.

Читайте также:  Выявят ли на узи синдром дауна

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. –  СПб.: Речь, 2015. – 256 с.

2. Ильин Е. П. Психология для педагогов. — СПб.: Питер, 2012. — 640 с.

3. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 336 с.
4. Оклендер В. Скрытые сокровища: Путеводитель по внутреннему миру ребенка. – М.: Когито-Центр, 2016. – 271 с.

5. Татаринцева А. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006. – 102 с.

6. Тренинг развития жизненных целей/ Под редакцией Е.Г. Трошихиной. – –  СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

7. Сборник релаксационных текстов и упражнений по саморегуляции «Живительный источник» / Фролова Э.В. – https://www.infouroki.net/sbornik-relaksacionnyh-tekstov-i-uprajneniy-po-samoregulyacii-jivitelnyy-istochnik.html

8. Шевченко Ю.С., Добридень В.П.  Радостное взросление: личностный рост ребенка. –  СПб.: Речь, 2004. – 208 с.

9. https://world-psychology.ru/diagnostika-emocionalnogo-vygoraniya-lichnosti-v-v-bojko/Методика Бойко В.В.  

Источник

Пояснительная записка

В настоящее время особое внимание уделяется
модернизации российского образования, главная
цель которой – повышение его качества. Одной из
задач психологической службы является оказание
психологической профилактической помощи
педагогам с целью предупреждения у них
эмоционального выгорания, которое является
одной из наиболее распространенных преград к
профессионализму, творчеству и самореализации
педагога.

Эмоциональное выгораниеэто состояние
физического, эмоционального, умственного
истощения, это выработанный личностью механизм
психологической защиты в форме полного или
частичного исключения эмоций в ответ на
психотравмирующие воздействия.

Впервые термин “эмоциональное выгорание” был
введен в научный лексикон американским
врачом-психиатром X. Дж. Фрейденбергом в 1974 году.
Этот термин был применен для характеристики
психологического состояния здоровых людей,
находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной
атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Базой исследования ученый взял своих коллег.
Первоначально этот термин определялся как
состояние изнеможения, истощения с ощущением
собственной беспомощности, а позднее он получил
новую трактовку. Следует отметить, что эволюция
термина происходила около трех десятилетий, пока
термин не приобрел современную, хотя и не
окончательную, трактовку. Согласно современным
походам, под эмоциональным выгоранием
понимается состояние физического,
эмоционального и умственного истощения,
проявляющееся в профессиях социальной сферы,
системы “человек-человек”.

Определенный вклад в его становления внесла
группа ученых под руководством социального
психолога Кристины Маслач. Они выделили три
основные составляющие:

  • эмоциональную истощенность (наличие чувства
    эмоциональной опустошенности и усталости от
    работы);
  • деперсонализацию (циничное отношение к труду и
    объектам своего труда);
  • редукцию профессиональных достижений
    (возникновение у специалиста чувства
    некомпетентности и осознание неуспеха в
    выбранной профессии).

Актуальность программы определяется тем, что
профессия учитель относится к разряду
стрессогенных, требующих от него больших
резервов самообладания и саморегуляции. По
данным социальных исследований, труд педагога
относится к числу наиболее напряженных в
эмоциональном плане видов труда.
Профессиональная деятельность педагогов
вызывает эмоциональное напряжение, которое
проявляется в снижение устойчивости психических
функций и понижение работоспособности. Низкий
уровень психической культуры, недостаточное
развитие коммуникативных способностей, навыков
саморегуляции приводит к тому, что значительная
часть педагогов (в соотношение с другими
профессиями) страдает болезнями стресса —
многочисленными соматическими и нервно
психическими болезнями (Л. А. Китаев-Смык, 1983; Р. О.
Серебрякова, 1987).

Не всегда данную проблему определяют термином
“эмоциональное выгорание”, но присущие этому
явлению симптомы знакомы всем. Это и потеря
интереса к изначально любимой работе, и
немотивированные вспышки агрессии и гнева по
отношению к ученикам, коллегам, и утрата
мотивации негативные установки по отношению к
своей работе, и, как следствие, снижение
эффективности работы, ее интереса, пренебрежение
исполнением своих обязанностей, негативная
самооценка, усиление агрессивности, пассивности,
чувства вины. Накопившись, эти проявления
приводят человека к депрессии, результатом
которой становятся попытки избавиться от работы:
уйти из школы, сменить профессию, отвлечься
любыми доступными, как правило,
саморазрушительными способами. Одной из
важнейших психолого-педагогических проблем,
актуальных для личностного и профессионального
развития современного педагога, остается
проблема эмоциональной саморегуляции. В связи с
этим огромное внимание необходимо уделять
организации целенаправленной работы по
сохранению психического здоровья педагогов,
которая должна опираться на глубокое знание всей
системы основных факторов, определяющих
формирование и развитие личности профессионала.

Цель программы: обучение педагогов приемам
психосаморегуляции с целью профилактики и
преодоления эмоционального выгорания.

Задачи.

1. Развитие информационно-теоретической
компетентности педагогов.

2. Обучение педагогов психотехническим приемам
саморегуляции негативных эмоциональных
состояний.

3. Развитие у педагогов мотивации к
профессиональному самосовершенствованию
личности через повышение самооценки, снятие
тревожности.

4. Способствовать сохранению в педагогическом
коллективе благоприятного психологического
микроклимата, снижению уровня конфликтности,
агрессивности.

Сроки реализации программы: общая
продолжительность программы составляет 20 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительностью 2 академических часа.
Наполняемость группы составляет 12-15 человек.

Система внутреннего контроля за реализацией
программы осуществляется руководителем
образовательного учреждения, на основании
предоставленных педагогом-психологом
промежуточных и итоговых результатов
диагностики.

Используемые методы и методики.

  1. Методика диагностики уровня эмоционального
    выгорания В.В. Бойко (см. Приложение 2).
  2. Опросник выявления эмоционального выгорания MBI
    К. Маслач, С Джексон (см. Приложение 3).
  3. Анкета НПУ “Прогноз” (изучение
    нервно-психической устойчивости педагогов) (см.
    Приложение 4).
  4. Методика измерения уровня тревожности Дж.
    Тейлора (см. Приложение 5).
  5. Метод наблюдения.

Условия проведения: занятия проводятся на
базе образовательного учреждения в групповой
форме, в отдельном кабинете. Занятия могут
проводиться под музыкальное сопровождение, что
способствует расслаблению, включенности в
работу, снятию психологических барьеров,
мышечно-двигательных зажимов, повышению
настроения.

Материально-техническое оснащение.

– Помещение не менее 18 м2.

– Столы и стулья из расчета на группу.

– Ковровое покрытие (для проведения
релаксирующих упражнений и медитации).

– Магнитофон или музыкальный центр и
аудиозаписи / компьютер.

– Маркерная доска.

– Проектор.

– Писчая бумага, цветные карандаши, фломастеры,
шариковые/ гелиевые ручки из расчета на одного
человека.

Читайте также:  Ребенок с синдромом дауна у здоровых родителей

Участники программы: педагоги
образовательных учреждений.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение уровня
информационно-теоретической компетентности
педагогов.

2. Овладение педагогами психотехническими
приемами саморегуляции негативных
эмоциональных состояний.

3. Повышение самооценки, стрессоустойчивости,
работоспособности, снижение уровня тревожности,
эмоциональной напряженности, утомления.

4. Снижение уровня конфликтности, агрессивности
в педагогическом коллективе.

Тематическое планирование

№ ппТема занятияЦель занятияКол-во часов
1234
Психологические аспекты
и факторы эмоционального выгорания педагога (2 ч.)
1Эмоциональное выгорание:
методологические основы, причины.
1. Знакомство с понятием
“эмоциональное выгорание” и основными
теоретико-методологическими основами выделения
его причин.

2. Самодиагностика: выявление уровня
СЭВ у педагогов.

2
Влияние личностных
особенностей педагога на процесс эмоционального
выгорания (8 ч).
2Источники напряжения в
профессиональной деятельности.
1. Анализ собственных источников
негативных переживаний на работе, выявление
ресурсов профессиональной деятельности,
направлений роста.

2. Снятие напряжения за счет
высказывания накопившихся негативных эмоций,
получение психологической поддержки.

2
3Самооценка и уровень притязаний.1. Знакомство с понятием
“самооценки”, “уровня притязаний” и их
влиянием на успешность профессиональной
деятельности педагога.

2. Самодиагностика
уровня самооценки и уровня притязаний.

3. Выработка навыков повышения уровня
самооценки. Осознание своих личностных
особенностей с точки зрения того, какие
возможности они открывают в профессиональной
деятельности и какие накладывают ограничения.

2
4Коммуникативная компетентность1. Знакомство с понятием
“общение”, структура общения, вербальное и
невербальное общение.

2. Осознание своих
коммуникативных особенностей.

3. Выработка навыков эффективного общения в
различных сферах своей деятельности.

2
5Конструктивное поведение в
конфликтах
1. Информирование о конфликтах:
видах, основных структурных элементах,
механизмам возникновения и конструктивных/
неконстуктивных стратегиях поведения в
конфликте.

2. Осознание своего поведения в
конфликте.

3. Формирование навыков консруктивного
поведения в конфликтах.

2
Методы
психопрофилактики эмоционального выгорания
педагогов (10 ч.)
6.Методы профилактики СЭВ1. Знакомство с
теоретико-методологическими основами
психопрофилактики “эмоционального выгорания”.

2.
Знакомство с методами психопрофилактики
эмоционального выгорания у педагогов.

1
7.Целеполагание1.Помощь в осознание своих
жизненных и профессиональных целей.

2. Помощь в
осознании своих ценностных ориентаций и личных
приоритетов.

2
8.Тайм-менеджмент1. Информирование об основных
причинах дефицита времени, знакомство с
основными правилами планирования времени.

2.
Анализ использования рабочего времени, его
планирование.

3. Выработка навыков эффективного планирования
и контроля своего времени.

2
9.Аутогенная тренировка и
саморегуляция
1. Понятие “аутогенной
тренировки”, “саморегуляции” как средств
снятия эмоционального напряжения и физической
усталости, улучшения самочувствия, повышения
работоспособности и творческой активности.

2.
Освоение методов предотвращения состояния
стресса. Приобретение навыков и умений
эмоциональной устойчивости.

2
10.Дыхательная и звуковая
гимнастика.
1. Знакомство педагогов с методом
“дыхательной и звуковой гимнастики”.

2.
Обучение основным приемам дыхательной и
звуковой гимнастики.

2
11.Обобщающее занятие1. Закрепить полученные знания.

2.
Самодиагностика: выявление уровня СЭВ у
педагогов.

1
Всего: 20 ч.

Библиографический список

1. Аминов А. Н. Российская энциклопедия
социальной работы // Синдром эмоционального
выгорания: В 2 т. Т. 2. – М., 1997.

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в
коллективе / Н. П. Аникеева — М., Просвещение, 1997.

3. Антипов В. В. Психологическая адаптация к
экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — М., 2002.

4. Батаршев А. В. Психодиагностика способности к
общению, или Как определить коммуникационные и
организационные качества. / А. В. Батаршев.— М., 2003.

5. Битянова В. Н. Психология личностного роста /
В. Н. Битянова. — М., 1996.

6. Бойко В.В. Синдром “эмоционального
выгорания” в профессиональном общении / В.В.
Бойко. — СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

7. Водопьянова Н.Е. Синдром психического
выгорания и его профилактика. / Психология
профессионального здоровья. / Под ред. Проф. Г.С.
Никифорова. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2006.

8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром
выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.
Водопьянова, Е. С. Старченкова.— СПб.: Изд-во
“Речь”, 2005. – 336 с.

9. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом
общении / В. А. Кан-Калик. — М., 1988.

10. Качюнас Р. Психологическое консультирование
и групповая психотерапия / Р. Качюнас. – М., 2004.

11. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию / Г.И.
Козырев. — М., 2000.

12. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии /
Е.С. Кузьмин. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 173 с.

13. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению
профессионального стресса: Учебное пособие //
Вестник МГУ, серия 14. “Психология”, 2000, № 3.

14. Личность и профессия: психологическая
поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М.
Митиной.— М.: Издательский центр “Академия”, 2005.
— 336 с.

15. Митина Л.М. Психология профессионального
развития учителя./ Л.М. Митина. – М.: Флинта:
Московский психолого-социальный институт, 1998. –
200 с.

16. Митина Л.М. Психология труда и
профессионального развития учителя. / Л.
М.Митина.– М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
– 320 с.

17. Орел В.Е. Синдром психического выгорания
личности / В.Е. Орел — М.: Институт психологии РАН ,
2005. – 329 c.

18. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в
профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. —
М., 2002.

19. Прохоров А.О. Особенности психических
состояний личности в обучении // Психологический
журнал. — Т. 12, 1991, № 1, с. 47–55.

20. Психогимнастика в тренинге. Серия:
Психологический тренинг / Под редакцией Н. Ю.
Хрящевой.— СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.

21. Розанова В.А. Психология управления / В. А.
Розанова. – М.: ЗАО “Бизнес-школа
“Интел-синтез””, 2000. – 384 с.

22. Самаукина Н. В. Игры в школе и дома:
Психотехнические упражнения / Н. В. Самаукина. —
М.: Изд-во “Новая школа”, 2001.

23. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной
устойчивости педагога: Учебное пособие / Е. М.
Семенова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

24. Тарасов Е. А. Как победить стресс / Е. А.
Тарасов. — М., 2002.

25. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального
сгорания” как показатель профессиональной
дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994.
№6. –С.57-64.

Приложение

Источник