Программа профилактики синдрома профессионального выгорания

Программа профилактики синдрома профессионального выгорания thumbnail

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

в профессиональной деятельности специалиста»

Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения, нежелание идти на работу, неудовлетворённость собой и увеличение проблем в общении. Поэтому профилактика профессионального выгорания становится сегодня одной из важных задач каждого специалиста и администрации учреждения в целом.

В рамках сегодняшнего выступления я предлагаю вам познакомиться с важной теоретической информацией о синдроме и практическими методами его профилактики.

Что же такое синдром профессионального выгорания?

Синдром эмоционального выгорания  (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности:

1-я стадия:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой, всё  чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2-я стадия:

  • возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3-я стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта (последствия) профессионального выгорания

Последствие

Проявления

Первый – снижение самооценки

Как следствие, такие “сгоревшие” работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем они могут перейти в агрессию и отчаяние.

Второй – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий – эмоциональное истощение, соматизация 
 

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа – психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новыизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности иэнергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа – социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).

Третья группа – поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё  труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
  • руководитель затрудняется в принятии решений;
  • чувство бесполезности, невериев улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к  результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Для проведения диагностики или самодиагностики профессионального выгорания существуют различные методики:

  • опросник В.В.Бойко, предназначенный для диагностики уровня эмоционального выгорания;
  • опросник MBI (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой);
  • Экспресс-диагностика «выгорания» и др.
Читайте также:  Гимнастика при болевом синдроме спины

А сейчас я вам предлагаю провести экспресс-диагностику «выгорания»:

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

данет
2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

данет
3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

данет
4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

данет
5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

данет
6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

данет
7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

данет
8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

данет
9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

данет
10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

данет

Оценка результатов

0 -1 балл – синдром выгорания вам не грозит

2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7- 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Кроме этой методики можно и использовать простейшие диагностические приёмы, которые не требуют особой подготовки, не занимают много времени и имеют структуру игрового приёма.

Самооценка: Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них своё «Я». Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.

Социальная заинтересованность: Восприятие себя частью группы или отдельно от других. На листе бумаги изображены треугольники, вершинами которых являются кружки, обозначающие других людей (родителей, коллег, друзей и т. д.). Вы должны разместить кружок, обозначенный «Я». Если кружок размещён внутри треугольника, значит Вы воспринимаете себя как часть целого, а если вне – то отдельно.

Идентификация: Нарисуйте в любом месте листа два кружочка. Обозначающих Вас и Вашего друга. Разместите эти кружочки внутри нарисованного большого круга. Если Ваш кружок оказался ближе к центру, чем кружочек другого, то это свидетельствует об эгоцентризме.

Тест отношения к жизни (моментальный тест на выявление отношения человека к жизни в целом): поставьте точку в любой плоскости.

РеалистФаталист
СензитивистАвантюрист

Постановка точки в той или иной плоскости предполагает склонность человека к тому или иному отношению к действительности и тип поведения.

Реалист: человек, реально оценивающий себя, свои силы и возможности, трезво смотрящий на вещи, живущий настоящим и не витающий в облаках. Розовые очки ему не к лицу, он знает, что сколько в этой жизни стоит.

Фаталист: человек, живущий под перстом своей судьбы. Он считает, что в жизни всё предопределено, что жизненный путь уготован заранее и наш выбор или не выбор был давно предрешён, а мы только следуем по начертанному пути.

Сензитивист: этот человек нуждается в поддержке в течение всей жизни. Ему необходима твёрдая опора, иначе он чувствует себя неуверенным и несчастным. В выборе жизненного пути ориентируется на советы и поддержку близких.

Авантюрист: его девиз – живём дин раз. Поэтому приключения и сомнительные авантюры его не пугают, он часто безрассуден. Живёт одним днём.

Иногда бывают случаи, когда человек ставит точку в центр пересечения плоскостей. Такого человека называют «Штирлиц». Он выбирает свою жизненную позицию в зависимости от обстоятельств и настроения. Может моделировать своё поведение и отношение к жизни как угодно.

К профилактике «выгорания» относится:

  1. Соблюдение правил организации труда – разграничение работы и жизни, работа не должна занимать большую часть жизни; физические и эмоциональные перегрузки; совмещение работы в различных направлениях.
  2. Организация командного подхода – возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта, возможность подмены специалистов, четкое распределение обязанностей и их соблюдение.
  3. Возможность повышения профессиональной квалификации.
  4. Организация и функционирование психологической службы в коллективе.

Для профилактики профессионального выгорания существует множество упражнений и игровых заданий:

  • Упражнения, способствующие осознанию профессии и своих личностных особенностей:

– упражнения на развитие педагогической интуиции.

  • Упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению коллектива:

– упражнения-энергизаторы,

– упражнения для развития способности принимать друг друга.

  • Упражнения для развития познавательной сферы:

– упражнения для развития понимания устного текста,

– упражнения для развития активного слушания,

– упражнения, способствующие улучшению понимания и художественного выражения чувств.

  • Приёмы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций:

– методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения,

– упражнения по выведению из аудиторного шока (самопрезентационного, сценического, ораторского страха),

– методы кинезиологии для снятия стресса,

– релаксационные упражнения,

– упражнения для предупреждения возникновения синдрома выгорания,

– методы регуляции  эмоциональной сферы.

Своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.

Читайте также:  Синдром избыточного бактериального роста в тонком кишечнике лечение

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Программа

профилактики эмоционального и профессионального выгорания педагогов

«Шаг навстречу здоровью»

Пояснительная записка

В связи с введением в современной системе школьного образования ФГОС, организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического   здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно – ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности учителя, его роли в учебном процессе. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические  и психологические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Многие исследователи проблемы эмоционального выгорания утверждают, что причины напряжённости  обусловлены объективными и субъективными факторами. Неблагоприятные воздействия этих  факторов вызывают у педагога стресс двойного рода: информационный стресс (связан с информационными перегрузками, необходимостью быстрого принятия решения при высокой степени ответственности за последствия) и эмоциональный стресс (возникновение эмоциональных сдвигов, изменения в характере деятельности, нарушения поведения). При постоянном воздействии неблагоприятных  факторов профессионального труда ведёт к ухудшению результатов деятельности, к снижению работоспособности, появлению нехарактерных ошибок, снижению показателей психических процессов (памяти, внимания, мышления). После пребывания в напряжённой ситуации педагог ощущает разбитость, подавленность. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья.

Актуальность

Педагоги наиболее подвержены стрессам. Как следствие, растет психическое и эмоциональное напряжение. Появляются усталость, тревога, депрессия, психосоматические расстройства, а также – синдром эмоционального выгорания (далее – СЭВ).

Особенно велик риск в сегменте профилактической деятельности, так как результат работы виден не сразу. Педагоги, чья профессия относится к профессиям «эмоционально затратным», педагогам важно уметь восстанавливать и укреплять свое здоровье.

Процесс осмысления учителем начинается с главного инструмента учителя по К. Роджерсу – его собственное “Я”. Процесс повышения квалификации означает прежде всего процесс работы с собственным “Я”. Таким образом, посредством изучения собственной личности будущие педагоги смогут научиться понимать сущность ребенка, а значит, получат возможность нового подхода к ученику.

Деятельность педагога насыщена различными напряжёнными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования.

Психология предлагает множество способов для профилактики и коррекции профессионального выгорания, развития эмоциональной устойчивости педагога.

Одним из таких способов является данная программа по профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Цели и задачи программы

Цель:формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов через развитие эмоциональной устойчивости и профилактику профессионального выгорания  педагогов.

Задачи:

  1. Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости;

  2. Обучить педагогов навыкам   саморегуляции.

  3. Активизировать стремление педагогов к пониманию, осознанию и использованию внутренних    ресурсов для личностного роста и сохранения собственного здоровья.

  4. Обеспечить благоприятный психологический климат в коллективе.

  5. Создать благоприятные условия для реализации творческих способностей педагогов.

  6. Вывести педагогов на позицию рефлексии;

  7. Способствовать повышению работоспособности педагогов;

Методологический аспект

Основными принципами реализации данной программы являются:

1. Принцип  осознанности  педагогами  данной проблемы;

2. Принцип добровольности  и готовности  участников к работе по

данной программе;

3. Принцип единства  диагностики, профилактики и коррекции,  отражающий целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности  психолога;

4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности;

5. Принцип  комплексности методов психологического воздействия.

Методы отслеживания эффективности программы,

данные об апробации программы.

Диагностическим инструментарием для отслеживания результатов внедрения программы является методика диагностики уровня  эмоционального  выгорания В.В. Бойко.

Организационные условия

1. Психолог анализирует реальную ситуацию по результатам проведенных диагностик, определяет цель и направление работы, осуществляет подбор адекватных методических средств, оценивает эффективность проделанной работы;

2. Обеспечение изолированности занятий;

3.  Рефлексия до и после сеанса психологической разгрузки для контроля за психологическим состоянием людей.

4. Оценка эмоционального состояния участников (использование   цветового теста Люшера, методика цветописи  Лутошкина);

5. Вселение уверенности участников в своих силах и в конечном результате.

Структура и содержание программы:

Адресная группа участников занятий:

МБОУ СОШ № 49 Г. Ижевска: педагоги, воспитатели ГПД, администрация школы.

Методы профилактической работы:

1.Релаксационные тренинги, способствующие уменьшению тревожного состояния, обучению саморегуляции;

2.Мобилизующие упражнения, направленные на повышение психического тонуса и работоспособности;

3.Лекционные занятия, повышающие психологические знания педагогов;

4.Флештренинги, способствующие сплочению коллектива, обучающие работать в команде.

Предполагаемые результаты:

  • Оптимизация уровня тревожности, способность к саморегуляции эмоционального состояния, повышение работоспособности, сплочение коллектива.

  • Повышение эффективности работы педагогического коллектива.

Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики и по результатам анкетирования педагогов.

Ключевые понятия, отражающие цель, содержание и специфику профилактической работы с адресной группой участников занятий:

  • Активная релаксация,

  • пассивная релаксация,

  • аутотренинг,

  • мобилизующее дыхание,

  • успокаивающее дыхание,

  • визуализация,

  • психофизическая тренировка,

  • формулы самовнушения,

  • телесно-ориентированная терапия,

  • кинезиология.

Психотерапевтические техники:

– музыкотерапия;

– релаксация;

– аутогенная тренировка;

– элементы кинезиологии – физические упражнения для снятия стресса, нервного напряжения;

– элементы телесно-ориентированной терапии;

– цветотерапия;

– сказкотерапия;

Программа   включает в себя следующие разделы:

Раздел 1.

Представления об эмоциональном выгорании.

Основные задачи:

– информирование об эмоциональном выгорании в профессиональной деятельности: его симптомах, причинах, последствиях;

– актуализация личного опыта переживания синдрома эмоционального выгорания;

– обучение основным навыкам релаксации для минимизации негативного влияния эмоционального выгорания.

Раздел 2.

Коммуникативная компетентность.

Основные задачи:

– информирование о 3-х компонентной структуре общения: социально-перцептивная сторона общения (психологические механизмы создания образа собеседника), коммуникативная сторона общения (вербальные и невербальные средства общения) и интерактивная сторона общения (позиции и роли);

– осознания своих коммуникативных особенностей;

– выработка навыков эффективного общения в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения.

Раздел 3.

Конструктивное поведение в конфликтах.

Основные задачи:

– информирование о конфликтах: видах, основных структурных элементах, динамики, механизмах возникновения, конструктивных и неконструктивных стратегиях поведения в конфликте;

– осознание своего поведения в конфликте;

– формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах.

Раздел 4.

Саморегуляция. Аутогенная тренировка.

Основные задачи:

– информирование о саморегуляции, ее основных методах, приемах снятия стресса.

– актуализация личного опыта использования различных приемов снятия стресса, саморегуляции;

– обучение основным приемам саморегуляции.

– информирование об аутогенной тренировки как средства снятия эмоционального напряжения и физической усталости, улучшения самочувствия, повышения работоспособности и творческой активности.

– освоение первой и второй ступеней АТ.

Раздел 5.

Целеполагание и управление своим временем.

Основные задачи:

– информирование об основных причинах дефицита времени, знакомство с основными правилами планирования времени,

– анализ использования рабочего времени, его планирование;

– выработка навыков эффективного планирования и контроля своего времени.

Каждый раздел включает в себя четыре занятия:

  • Теоретическое занятие

  • Два практических занятия с элементами тренинга

  • Практическое занятие в комнате психологической разгрузки

Программа рассчитана на два учебных года (2013 – 2014; 2014 – 2015).

Занятия проводятся с периодичностью два раза в четверть (один раз в месяц). В конце учебного года проводится итоговое занятие. Всего 20 занятий.

Тематическое планирование практических занятий.

Раздел 1

Представления об эмоциональном выгорании.

Читайте также:  Складка на ладони при синдроме дауна

занятия

в программе

занятия

в разделе

Тема занятия

Содержание

Дидактический материал, наглядные пособия,

технические средства

1

1

Что такое профессиональное выгорание

Причины профессионального выгорания; стадии профессионального выгорания

Проектор

2

2

Твоя стадия профессионального выгорания

Тренинг

————–

3

3

Способы профилактики профессионального выгорания

Тренинг

————

4

4

Мир твоих ощущений

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 2.

Коммуникативная компетентность.

5

1

Психологические типы людей

5 психологических типов, поведение

Проектор

6

2

Какое Ваше мнение?

Киноклуб

Проектор

7

3

Решение ситуативных задач

Тренинг

—————–

8

4

Гармония души и тела

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 3.

Конструктивное поведение в конфликтах.

9

1

Конфликты

Типы конфликтов

Проектор

10

2

Как действовать

в конфликте

Киноклуб

Проектор

11

3

Способы разрешения конфликтов

Тренинг

————

12

4

Управление своими чувствами

в конфликте

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 4.

Саморегуляция. Аутогенная тренировка.

13

1

Саморегуляция

Виды и способы саморегуляции

Проектор

14

2

Как поступить?

Тренинг

————-

15

3

Решение ситуативных задач

Круглый стол

Проектор

16

4

Применение способов саморегуляции

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, магнитофон

Раздел 5.

Целеполагание и управление своим временем.

17

1

Исскуство успевать

Как планировать, чтобы успевать; как мечтать, чтобы сбывалось?

Проектор

18

2

Основы целеполагания

Долгосрочные и оперативные цели

—————

19

3

Мечты сбываются

Творческая работа

Проектор

20

4

Счастливые чувства

Телесно – ориентирванная релаксация

Проектор, музыка

Итого: 20

Аффирмация

краткая фраза,

содержащая вербальную формулу,

которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку

в подсознании человека,

способствуя улучшению

его психоэмоционального фона

и стимулируя положительные перемены

При составлении аффирмации, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.

  2. Используйте только позитивные слова, избегайте негативных утверждений.

  3. Аффирмация должна рождать позитивные эмоции, радость и страсть.

  4. Аффирмация должна быть краткой и в то же время яркой, образной. Избегайте двусложных слов и размытых понятий.

  5. Конкретизируйте. Для этого спросите себя, кем вы хотите стать, чтобы чувствовать счастье и любовь.

  6. Нужно выбирать аффирмацию, которая подходит вам лично. Ещё лучше самому сформулировать её для себя .

  7. Верьте в то, что говорите. Чтобы усилить веру, нужно фиксировать любые свои победы.

  8. В конце аффирмаций можно добавить «я получаю намного больше, чем ожидаю».

  9. Утверждение должно иметь направление и не иметь отрицания. (Прим. “Я принимаю себя таким, какой я есть”, здесь имеется указание на установку в подсознании: быть таким). Отрицание ничего не создаёт. Из этого следует, что оно не даёт подсознанию информации о развитии какой-либо установки. Отрицание вообще не воспринимается на подсознательном уровне.

При составлении аффирмации, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Утверждение должно быть сформулировано как факт, причём в настоящем времени.

  2. Используйте только позитивные слова, избегайте негативных утверждений.

  3. Аффирмация должна рождать позитивные эмоции, радость и страсть.

  4. Аффирмация должна быть краткой и в то же время яркой, образной. Избегайте двусложных слов и размытых понятий.

  5. Конкретизируйте. Для этого спросите себя, кем вы хотите стать, чтобы чувствовать счастье и любовь.

  6. Нужно выбирать аффирмацию, которая подходит вам лично. Ещё лучше самому сформулировать её для себя .

  7. Верьте в то, что говорите. Чтобы усилить веру, нужно фиксировать любые свои победы.

  8. В конце аффирмаций можно добавить «я получаю намного больше, чем ожидаю».

  9. Утверждение должно иметь направление и не иметь отрицания. (Прим. “Я принимаю себя таким, какой я есть”, здесь имеется указание на установку в подсознании: быть таким). Отрицание ничего не создаёт. Из этого следует, что оно не даёт подсознанию информации о развитии какой-либо установки. Отрицание вообще не воспринимается на подсознательном уровне.

Источник