Программы для изо для детей с синдромом дауна

Программы для изо для детей с синдромом дауна thumbnail

Ольга Митюкова
Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна

В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с синдромом Дауна.

Особое место занимают продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность, как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (цвет, форма, размер, созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Как и все дети, дети с синдромом Дауна могут быть разными: податливыми и упрямыми, отрытыми для контакта и застывшими, погруженными в себя или любящими хулиганить и не позволяющими себе выходить за рамки усвоенных правил и границ, ласковыми и яростными, сокрушающими все вокруг.

Изобразительная деятельность носит характер эмоционально-разгрузочных, но в тоже время стимулирует интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Сверх того занятия изобразительной деятельности развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с синдромом Дауна.

В изобразительной деятельности задействована мелкая моторика, а вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и зрительное восприятие.

В своей практике занятия по изобразительной деятельности с детьми с синдромом Дауна я строю в три этапа:

— разминка, подвижная игра–“возня”, незаменимые пальчиковые игры, массажи рук и запястий;

2-ой этап:

— занятие в игровой форме, рисование на ладошках и выше, рисование пальчиками по бумаге;

3-ий этап:

— поощрить старания ребенка, поиграть в его любимую игру,

например: катание шарика по столу (по ладошке, завинчивание и отвинчивание крышек от баночек, переливание воды из чашки в чашку, пропускать песок сквозь пальцы, закапывать и откапывать игрушки в песок, крупу и т. д.

Для построения взаимодействия с детьми как на занятиях,так и вне их я использую следующие принципы:

* принцип принятия– принятие ребенка таким, какой он есть; принятие особенностей внешнего вида и физического состояния, несовершенств и противоречий, мотиваций и способов контакта.

* принцип доступности– занятия лежа или сидя на полу, ориентированы не на его физиологический возраст. а на актуальный уровень развития и мировосприятие ребенка с синдромом Дауна.

* принцип поэтапности и повторяемости– при обучении детей с синдромом Дауна каждую задачу лучше разбирать на этапы, продвигаясь небольшими последовательными шагами.

* принцип поощрения– следует побуждать ребенка общаться, выражать мысли, используя звуки, слоги, слова.

Ребенок должен всегда чувствовать себя успешным, верить в свои силы, получать поощрения со стороны взрослых.

Источник

Управление образования администрации МО Туапсинский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе

муниципального образования Туапсинский район

Директор МБОУ ДО ЦРТДиЮ

___________________________Е.А. Бурцева

Приказ № ___ от «___» _________ 20__г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Лучики»

(наименование объединения)

«Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество для детей с ОВЗ»

(наименование программы)

Направленность: художественная

Уровень: ознакомительный

Рассчитана на детей от 6 до 11 лет

Срок реализации (общее количество часов): 1 год (36 часов.)

Радионова Светлана Закизяновна

педагог дополнительного образования

Туапсе, 2016

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Объединение: «Лучики»;

Вид программы – модифицированная;

Основные виды деятельности: изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество;

Направленность программы – социально-педагогическая

Функциональное назначение – обеспечение индивидуальных потребностей развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья – общеразвивающая, реабилитационная.

Масштаб реализации – муниципальный.

Возрастной диапазон – 6-11лет.

Продолжительность реализации – 1 года.

Количество учащихся в группе: 3-6 человек.

Формы занятий:

Режим занятий в группах: 1 год обучения – 1 занятие в неделю по 1 часу – 36 часов в год;

Организационно-педагогические основы обучения

Статус программы – интегрированная

Состав учебной группы – постоянный.

Особенности набора – свободный.

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество для детей с ОВЗ» направлена на организацию досуга и создание условий творческой реабилитации детей с синдромом Дауна. Занятия по дополнительной общеобразовательной программе способствуют развитию духовно-нравственного потенциала, способности творческого самовыражения, умению работать в команде, умению оценивать и анализировать свои и чужие произведения.

Читайте также:  Индивидуальные занятия с психологом для детей с синдромом дауна

2.1. Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что возможности рисования и декоративной работы с детьми с ОВЗ являются эффективной формой реабилитации ребенка-инвалида, способствуют улучшению морально-психологического состояния, расширению положительной эмоциональной сферы ребенка, развитию мышечного тонуса и координации движений, повышению уровня умственного развития. Занятия в объединении проходят в игровой познавательной форме («Путешествие в страну Красок» – небольшое театрализованное представление, «Солнечные лучики» – игровая программа с рисованием прямых линий пальчиками и кистями, «Акварелька» – рассматривание морского дна на видео и примерах педагога и т.п.). Согласно данной программе, используются различные нетрадиционные материалы, такие как, ткань, печатные издания, природные материалы, вата, крупа, соль и т.д.

2.2. Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей детей-инвалидов на программы художественно-эстетического развития, материально-технические условия для реализации которых, имеются на базе центра.

Данная дополнительная программа педагогически целесообразна, т.к. при реализации объединение становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию художественного сознания, способствует навыкам письма и художественной деятельности.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия с детьми с ОВЗ соответствуют цели художественного образования: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

2.3. Цель и задачи дополнительной программы:

Цель:

  • Раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке с синдромом Дауна, через овладение им основ изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

  • Познакомить с первичными знаниями о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном;

  • Овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства; нравственные и эстетические чувства;

  • Обучить детей изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, основываясь на особенности развития детей с ОВЗ.

2.4. Отличительные особенности.

При разработке данной программы учитывались «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003г).

Особенностью программы «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество для детей с синдромом Дауна» является то, что она даёт возможность ребёнку-инвалиду попробовать свои силы в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного творчества, используя разные техники: рисование различными видами красок (акварель, гуашь), карандашами (цветными, чернографитными, восковыми), комбинирование изобразительных материалов (карандаши-краски, цветные-восковые карандаши и т. д.), рисование на различной поверхности: картон, акварельная бумага.

Программа способствует эстетическому развитию, стремлению ребенка с ОВЗ к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению.

2.5. Возраст учащихся участвующих в реализации программы 6-11 лет. Состав учебных групп – постоянный. Особенности набора – принимаются все желающие без предварительного отбора и без начального уровня образования по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.

2.6. Сроки реализации рабочей программы. 1год обучения – 36 часов. Режим занятий: 1 год обучения – 1 занятие в неделю по 1 часу.

2.7. Прогнозируемый результат.

К концу 1 года обучения:

Знать:

– различать особенности видимых черт состояния природы в разные времена;

– соблюдать элементарные правила работы с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, восковые мелки, цветная бумага, цветной пластилин).

Уметь:

– ориентироваться на поверхности листа в трех измерениях: верх-низ, слева-справа, середина листа;

– использовать всю поверхность листа бумаги, компоновать крупное изображение на листе;

– гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;

– различать и передавать в работах сравнительную величину предметов (больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, толще-тоньше);

– передавать общий характер формы предметов (длинная, узкая, широкая);

– знать и уметь использовать основные (красный, желтый, синий) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый) цвета и их оттенки (7-9 названий);

– передавать характерные особенности и соразмерности фигуры человека.

2.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы. Для подведения итогов работы за год по данной программе организуется выставка детских работ, игровая программа, включающая в себя вопросы и задания по пройденному материалу; текущий учет знаний и умений (вопросно-ответная форма, диалог); просмотр детских работ, их анализ; открытые занятия; участие в выставках; мониторинг.

Читайте также:  Синдром дауна 1 год сыну

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

36

2

34

4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству.

Рисование. Изучение конструктивного строения предмета через рисунок. На занятиях дети знакомятся с строением человека, растения через рисунок.

Рисование красками – занятие универсальное. На занятиях дети учатся рисовать, постигают технику рисунка и работы с красками.Работы создаются на бумаге акварельными и гуашевыми красками.

Данная рабочая программа знакомит детей с различными свойствами красок (гуашь, акварель), воспитывает умение пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Учит правильно пользоваться карандашом, кистью. На занятиях дети используют нетрадиционные методы рисования. Учатся передавать в рисунке не только формы изображаемых предметов, но и пластику, их характер. Использование производных, теплых и холодных тонов в изобразительной деятельности. Выделять цвет, как средство выразительности. Составление простой композиций из 3-х фигур.

Декоративно-прикладное творчество. Знакомство с понятием декоративно-прикладного искусства. Использование нетрадиционной техники рисования. Лепка из соленого теста, пластилина с целью развития моторики рук.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

С целью активизации творческой инициативы детей-инвалидов, обогащения замысла необходимо, перед работой, создать эмоциональную настроенность, привлекая дидактический материал:

– образцы декоративно-прикладного творчества,

– репродукции,

– слайды,

– книжные иллюстрации,

– презентации;

также музыкальные произведения, художественное слово, используя игровые ситуации, коллективные работы.

Занятия должны проходить в атмосфере непринужденности, доброжелательности. Необходимо также учитывать желания и склонности детей, проявлять деликатность к их инициативе и уважать индивидуальность личности.

Чтобы активизировать творческие способности детей, развить их художественный вкус и ускорить процесс овладения навыками изображения, полезно вводить декоративное рисование гуашевыми красками.

В самостоятельной работе детей следует поощрять обращение к темам и сюжетам, которые вызывают у детей интерес и соответствуют их жизненным переживаниям и впечатлениям. Обязательно нужно поощрять любое проявление творческой инициативы в выборе сюжета или в художественном решении темы.

При оценке результатов работы детей с ОВЗ и поощрении их творческих усилий, нужно учитывать следующие критерии:

  • проявление в работе наблюдательности, фантазии, воображения;

  • самостоятельность замысла;

  • старательность и настойчивость в работе;

  • завершенность;

При подведении итогов работы, обязательно надо отметить достоинства работы каждого обучающегося персонально.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1

П.Л. Жиянова, Е. В. Поле. Малыш с синдромом Дауна. Серия: Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития. – М.: Монолит, 2007. – 208 с.

2

Вестник Даунсайд Ап. Сделай шаг.

Источник

Формирование основ изобразительной деятельности охватывает четыре этапа: организационный, адаптационный, основной, заключительный. На каждом этапе предусмотрено последовательное формирование таких мыслительных действий, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. А также специфических операций – узнавания, сопоставления, группировки и т.д.

Организационный этап предусматривает формирование у воспитателя представлений о здоровье детей, представлений родителей о возможностях своих детей, об уровне овладения детьми умениями и навыками, которые впоследствии будут развиваться или формироваться во время занятий, степень педагогической компетентности родителей. Организационная часть содержит психологическую подготовку ребенка к занятию (занятия являются непременным условием обучения детей с синдромом Дауна).

Адаптационный этап – это этап первого знакомства. Ознакомление дошкольников с изобразительной деятельностью начинается со знакомства с художественными материалами: карандашами, красками, кистями, фломастерами, пастелью, восковыми карандашами, тестом, пластилином, цветной бумагой и тому подобное. На этом этапе допускается игра детей с материалами, но важно при этом привлекать внимание детей к способам работы с этими материалами и формировать у них интерес к определенной деятельности. Для предотвращения переутомления детей в процессе изобразительной деятельности можно, например, организовывать занятия не за столом, а на полу, с использованием больших листов ватмана. Для работы с пластическими материалами целесообразно использовать соленое тесто.

Основной этап формирования основ изобразительной деятельности у дошкольников с синдромом Дауна предусматривает следующие задачи:

  • развитие умения узнавать необходимые предметы на картинках, предложенных педагогом;
  • формирование элементарных графических навыков (умение удерживать карандаш в руке, используя прием «рука об руку», и осуществлять ним графические действия на листе бумаги);
  • формирование представлений о сенсорных эталонах;
  • формирование навыков работы с пластическими материалами (умение разминать пластилин в руках, отрывать от него кусочки и т.д.).
Читайте также:  Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей тест

Для дошкольников с синдромом Дауна важно усвоить достаточное количество графических шаблонов («штампов»), так как процесс создания графических изображений вызывает у них значительные трудности. Чем больше вариантов «штампов» будет у ребенка, тем легче ему будет создавать собственные изображения. Кроме того, создав изображение на готовых шаблонах, ребенок получает результат своей работы, а не просто каракули. Например, с помощью рисования пальчиками ребенок «наполняет банку вишенками», украшает платье для куклы.

Период ознакомления с новым материалом, усвоение технического процесса использования пластических материалов (разминание пластилина, отрыв незначительных кусков) относится к изобразительной стадии.

Использование аппликации помогает ребенку овладевать сенсорными эталонами, способствует формированию графических образов, поскольку у ребенка есть готовый, созданный педагогом шаблон графического образа. Занятиям по аппликации предшествуют упражнения и игры с мозаикой, объемными и плоскими геометрическими фигурами, бумажными заготовками. Сначала педагог учит ребенка выкладывать предметные изображения из готовых форм, вырезанных из картона, обращает внимание на результаты работы, помогает узнать образ предметов. Далее ребенка учат пользоваться клеем во время выполнения задания. На данной стадии ребенок учится обследовать готовые формы предметов, раскладывать их в своем порядке, пытается приклеить формы. Только тогда, когда навыки преподавания и приклеивания готовых предметных изображений понятны ребенку и сформированы, он начинает рассматривать результаты своей деятельности и узнавать образы окружающих его предметов и явлений. Начинается переход от доизобразительной стадии в аппликации к изобразительной. Использование аппликации чрезвычайно важно для формирования у детей с синдромом Дауна умения ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, середина) и, соответственно, для формирования такого сложного средства художественной выразительности, как компоновки.

Заключительныйэтап направлен на закрепление интереса к изобразительной деятельности.

Система работы школьныхбиблиотекарей

Внедрение инклюзивного обучения требует информационного обеспечения всех участников учебно-воспитательного процесса относительно особенностей работы с учениками разных нозологий. В этом аспекте важная роль принадлежит школьной библиотеке, которая является фундаментом образования и самообразования, казной человеческого знания. Анализ научных источников утверждает, что проблемы развития современной библиотеки постоянно находятся в центре внимания библиотековедов.

В условиях внедрения инклюзивного обучения возникает необходимость информационного обеспечения педагогов, учащихся, родителей. Поэтому школьная библиотека представляет собой ресурсный центр, который обеспечивает учебно-воспитательный процесс.

Учитывая тенденции развития образовательного процесса в части обеспечения учебного процесса, на передний план выдвигаются вопросы предметизации, систематизации и индивидуализации школьного информационного потока. Современная школа ориентирована на опережающий характер образования. Именно система работы школьного библиотекаря может обеспечить определенное информационное пространство в условиях внедрения инклюзивного образования. Организуя информационную деятельность, в своей работе школьный библиотекарь ориентируется на основные функции школьной библиотеки: информационную, учебную, культурологическую, развивающую, познавательную, учебно-обогатительную, воспитательную.

Система работы школьного библиотекаря ориентирована на создание в школьной библиотеке условий, которые бы стимулировали самообразование и саморазвитие личности ребенка и потребности в самостоятельном поиске, отборе и использовании информации. Все это способствует информационной поддержке школьной программы, активизации учебной деятельности учащихся. Тесная взаимосвязь и взаимодействие с педагогическим коллективом способствует образованию школьной библиотеки как настоящего культурного, информационного и образовательного центра.

Для привлечения учащихся к чтению используются различные методы пропаганды литературы: литературные игры, викторины, беседы у книжных выставок, презентации книг. Эффективными по информированию учащихся и популяризации литературы являются разнообразные книжные выставки разноплановой тематики, охватывающие все направления воспитательной работы.

Ощущение единства, равноправия, совместной работы способствует социализации и адаптации в общеобразовательном пространстве. В условиях привлечения учащихся с особыми потребностями в общеобразовательное пространство проводится работа с родителями: организуется родительский лекторий, совместно с психологом проводятся деловые игры, тренинги и семинары по актуальным вопросам.

Привлечь детей к волшебному миру книги помогают библиотечные уроки, которые осуществляют экскурс в волшебный мир сказок, знакомят с историей развития книгопечатания, захватывают виртуальными экскурсиями в лучшие библиотеки мира.

Современная школьная библиотека в сотрудничестве с учителями и родителями вносит свой вклад в формирование мировоззрения человека, помогает ему не только всесторонне обогатиться знаниями, но и раскрыться, почувствовать себя личностью.

Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)

Источник