Пропедевтика внутренних болезней синдромы лекции

Пропедевтика внутренних болезней синдромы лекции thumbnail

А. Ю. Яковлева 56db9c52-7e16-102c-8f2e-edc40df1930e;

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Клиническая и академическая истории болезни. Структура истории болезни
    • 1. Клиническая и академическая истории болезни
    • 2. Структура истории болезни
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Диагностика и клиническое мышление
    • 1. Индукция, дедукция. Различные уровни обобщения в диагностике
    • 2. Клиническое мышление, определение, специфика. Стиль клинического мышления и его изменения на разных этапах развития медицины
    • 3. Методология клинического диагноза. Диагностическая гипотеза, определение, ее свойства, проверка гипотез
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Клинический диагноз
    • 1. Структура клинического диагноза – отражение истории диагностики
    • 2. Прямой клинический диагноз. Определение, этапы клинической диагностики прямого клинического диагноза
    • 3. Дифференциальный диагноз (определение). Методика постановки дифференциального диагноза
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Основные методы клинического обследования
    • 1. Перкуссия, история, теоретическое обоснование метода исследования (Л. Ауэнбруггер)
    • 2. Пальпация
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Расспрос и осмотр пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы
    • 1. Расспрос больных при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Боли в сердце
    • 2. Жалобы больных при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
    • 3. Осмотр больного с заболеванием сердца
  • ЛЕКЦИЯ № 6. Клинические методы исследования сердца: перкуссия, пальпация и аускультация
    • 1. Изменение границ сердца при гипертрофии правого и левого желудочков, общем увеличении сердца, гидроперикарде. Диагностическое значение
    • 2. Пальпация области сердца. Исследование верхушечного толчка, механизм его формирования, его свойства в норме и патологии
    • 3. Аускультация сердца. Тоны сердца. Механизм образования тонов сердца (I, II, III, IV). Факторы, определяющие силу тонов сердца
    • 4. Патологические изменения тонов сердца. Механизм. Диагностическое значение
    • 5. Тоны сердца (характеристика I, II тонов, места их выслушивания). Правила аускультации. Проекция клапанов сердца на грудную стенку. Точки выслушивания клапанов сердца
  • ЛЕКЦИЯ № 7. Дополнительные тоны сердца: тон открытия митрального клапана, тон выброса, систолический щелчок, раздвоение и расщепление тонов сердца
    • 1. Раздвоение и расщепление тонов сердца
    • 2. Шумы сердца. Классификация. Внесердечные шумы сердца. Механизм образования. Свойства. Аускультация артерий и вен. Нормальные и патологические тоны и шумы над сосудами
    • 3. Исследование артериального пульса. Свойства пульса в норме и патологии (изменение ритма, частоты, наполнения, напряжения, формы волны, свойства сосудистой стенки)
  • ЛЕКЦИЯ № 8. Инструментальные методы обследования сердечно-сосудистой системы
    • 1. Флебография. Методика проведения исследования. Диагностическое значение
    • 2. Электрокардиография
    • 3. Синусовая тахикардия. Пароксизмальная тахикардия. Блокада левой, правой ножек пучка Гиса. Механизм их формирования, объективные, субъективные ЭКГ-признаки
  • ЛЕКЦИЯ № 9. Сердечная недостаточность
    • 1. Классификация сердечной недостаточности
    • 2. Клинические формы сердечной недостаточности. Острая и хроническая недостаточность правых отделов сердца. Субъективные, объективные симптомы
    • 3. Острая и хроническая недостаточность левых отделов сердца. Субъективные, объективные симптомы
  • ЛЕКЦИЯ № 10. Заболевания и пороки сердечно-сосудистой системы: ревматическая болезнь, недостаточность митрального клапана, митральный стеноз
    • 1. Ревматическая болезнь сердца, острая ревматическая лихорадка
    • 2. Недостаточность митрального клапана
    • 3. Митральный стеноз
  • ЛЕКЦИЯ № 11. Пороки сердца: недостаточность аортального клапана, стеноз устья аорты. Измерение артериального давления
    • 1. Недостаточность аортального клапана
    • 2. Стеноз устья аорты
    • 3. Артериальное давление, методика его измерения. Артериальное давление в норме и при патологии
  • ЛЕКЦИЯ № 12. Воспалительные заболевания сердечно-сосудистой системы: миокардиты, перикардиты. Гипертоническая болезнь
    • 1. Миокардиты
    • 2. Перикадиты
    • 3. Гипертоническая болезнь
  • ЛЕКЦИЯ № 13. Заболевания сердечно-сосудистой системы: стенокардия и инфаркт миокарда
    • 1. Стенокардия
    • 2. Инфаркт миокарда
  • ЛЕКЦИЯ № 14. Методы исследования дыхательной системы. Осмотр больного
    • 1. Методы исследования дыхательной системы
    • 2. Осмотр больного с заболеванием органов дыхания. Патологические формы грудной клетки. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки
  • ЛЕКЦИЯ № 15. Перкуссия, пальпация и аускультация легких
    • 1. Топографическая перкуссия легких. Ширина полей Кренига. Высота верхушек легких. Подвижность нижнего легочного края
    • 2. Пальпация, определение голосового дрожания
    • 3. Аускультация. Теоретическое обоснование метода исследования. Соотношение между физикальными и современными методами исследования
  • ЛЕКЦИЯ № 16. Физиологические и патологические дыхательные шумы
    • 1. Везикулярное дыхание: механизм, физиологические и патологические варианты. Бронхиальное дыхание, его характеристика, разновидности, механизм образования
    • 2. Побочные дыхательные шумы. Сухие хрипы. Влажные хрипы. Крепитация. Шум трения плевры
  • ЛЕКЦИЯ № 17. Заболевания легких
    • 1. Пневмония
    • 2. Очаговая пневмония
    • 3. Абсцесс легкого
  • ЛЕКЦИЯ № 18. Заболевания легочной системы
    • 1. Острый бронхит
    • 2. Бронхиальная астма
    • 3. Экссудативный плеврит. Синдром воспалительной жидкости в плевральной полости
  • ЛЕКЦИЯ № 19. Опрос и физикальные методы обследования больных с заболеваниями мочевыделительной системы
    • 1. Расспрос больных с заболеваниями мочевыделительной системы
    • 2. Осмотр больных с заболеваниями почек
  • ЛЕКЦИЯ № 20. Лабораторное обследование мочевыделительной системы
    • 1. Лабораторные методы исследования системы мочеотделения
    • 2. Исследование мочи по Аддису-Каковскому, Нечипоренко, Зимницкому. Диагностическое значение
  • ЛЕКЦИЯ № 21. Хроническая почечная недостаточность. Уремия. Нефротический синдром. Почечная артериальная гипертензия
    • 1. Хроническая почечная недостаточность. Уремия
    • 2. Нефротический синдром
    • 3. Почечная артериальная гипертензия
  • ЛЕКЦИЯ № 22. Клиническое исследование крови. Нормальные показатели, патологические отклонения
    • 1. Общий анализ крови
    • 2. Методика подсчета эритроцитов, гемоглобина. Нормативы, патологические отклонения, диагностическое значение
    • 3. Диагностическое значение изменений в лейкоцитарной формуле
    • 4. Эозинофилия, базофилия и их диагностическое значение
    • 5. Методика определения СОЭ, диагностическое значение
  • ЛЕКЦИЯ № 23. Физикальные методы обследования больных с заболеваниями эндокринной системы
    • 1. Расспрос больных при заболеваниях эндокринной системы
    • 2. Осмотр больных с заболеваниями эндокринной системы
  • ЛЕКЦИЯ № 24. Расспрос больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Заболевания пищеварительной системы
    • 1. Расспрос больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
    • 2. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
    • 3. Гастрит
  • ЛЕКЦИЯ № 25. Расспрос и физикальное обследование больных с заболеваниями кишечника
    • 1. Расспрос больных при заболеваниях кишечника
    • 2. Принципы глубокой, скользящей, методической пальпации по В. П. Образцову и Н. Д. Стражеско
    • 3. Осмотр, пальпация и аускультация кишечника. Патологические симптомы, диагностическое значение
  • ЛЕКЦИЯ № 26. Объективное исследование больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Осмотр, перкуссия, пальпация желудка, патологические симптомы
    • 1. Объективное исследование больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
    • 2. Методы исследования желудка
    • 3. Расспрос больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей
    • 4. Исследование больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей. Осмотр больного. Симптомы, их механизм и диагностическое значение
  • ЛЕКЦИЯ № 27. Методы обследования печени и желчного пузыря
    • 1. Перкуссия, пальпация печени и желчного пузыря, их диагностическое значение
    • 2. Инструментальные методы исследования печени и желчных путей. Диагностическое значение
    • 3. Функция печени в белковом обмене. Показатели, принципы исследования, диагностическое значение
    • 4. Лабораторные методы исследования функций печени. Лабораторно-биохимические синдромы
  • ЛЕКЦИЯ № 28. Заболевания печени
    • 1. Гемолитическая, печеночная и обтурационная желтухи. Сущность, субъективные, объективные симптомы
    • 2. Синдром печеночной недостаточности. Печеночная кома. Субъективные, объективные и параклинические синдромы
  • ЛЕКЦИЯ № 29. Осмотр, расспрос и пальпация больных с заболеваниями поджелудочной железы. Исследование дуоденального содержимого
    • 1. Осмотр, расспрос и пальпация больных с заболеваниями поджелудочной железы
    • 2. Исследование дуоденального содержимого. Методика проведения. Диагностическое значение
  • Список используемой литературы
Читайте также:  Рвотный рефлекс синдром у ребенка

Источник

А. Ю. Яковлева Конспект лекций по пропедевтике внутренних болезней

ЛЕКЦИЯ № 1. Клиническая и академическая истории болезни. Структура истории болезни

1. Клиническая и академическая истории болезни

История болезни представляет собой протокол обследования больного. Необходимо различать клиническую и академическую истории болезни. Написание их имеет различные цели.

Клиническая история болезни ведется с момента поступления больного в стационар. В ней фиксируются основные этапы клинического, инструментального и лабораторного обследований, заключения консультации врачей-специалистов, ставится предварительный диагноз, проводится обоснование диагноза, и, если необходимо, ставится дифференциальный диагноз. После этого с учетом всех имеющихся современных классификаций ставится окончательный диагноз, затем назначается лечение, и регистрируются ежедневно применяемые препараты. Обязательно отмечают все изменения, касающиеся состояния больного (как положительную, так и отрицательную динамику). Через определенные промежутки времени состояние больного описывают в этапных эпикризах. Если состояние больного улучшилось, больного выписывают, заполняя выписной эпикриз. Если же, несмотря на проведенное лечение, заболевание заканчивается летальным исходом, то история болезни завершается посмертным эпикризом. Помимо этого, история болезни является и юридическим документом.

Написание академической истории болезни имеет несколько другие цели. Студент должен продемонстрировать все приобретенные им навыки и знания. Целью написания истории болезни при изучении курса пропедевтики внутренних болезней является отражение знаний, полученных им при изучении предмета, способности выявления симптомов и обобщения их в синдромы на основании данных, полученных при обследовании. История болезни должна отражать ознакомление студента с классической методикой исследования всех органов и систем организма, особенностями расспроса при различных заболеваниях. Студент должен уметь анализировать полученную информацию для того, чтобы сопоставлять субъективные и объективные изменения в организме больного человека с определенными нозологическими формами.

Академическая история болезни пишется по определенному плану. Ее написанию предшествуют неоднократное обследование и беседа с больным (обязательным моментом при этом является соблюдение правил медицинской этики и деонтологии). При этом студент должен получить исчерпывающую информацию, которая поможет ему при написании. История болезни должна являться заключительным этапом, итогом работы студента по данной дисциплине, поэтому перед этим необходимо полностью изучить теоретическую информацию для наиболее плодотворной работы у постели больного.

Любая академическая история болезни имеет общую структуру изложения информации. История болезни, которая должна быть написана при изучении пропедевтики внутренних болезней, является основой для любой другой академической истории болезни.

При изучении хирургических специальностей в историю болезни включаются протокол произведенной операции, при изучении специальных дисциплин – локальный статус, этиология и патогенез заболевания применительно к данному больному.

Истории болезни, написанные на следующих курсах, должны содержать дифференциальный диагноз, т. е. на основании данных, полученных при исследовании больного, и сравнении их с классической картиной различных заболеваний устанавливается наиболее вероятный диагноз.

2. Структура истории болезни

Паспортная часть

Это общие сведения о больном, включающие в себя фамилию, имя, отчество (в целях соблюдения врачебной тайны на титульном листе истории болезни инициалы указываются только заглавными буквами), пол, дату рождения и полный возраст больного, профессию и род занятий (место работы) в настоящее время, дату поступления в клинику.

Жалобы больного, предъявляемые на момент поступления его в клинику. Перечисление начинают с самых главных жалоб, заканчивая общими, второстепенными, менее важными. Каждая жалоба описывается подробно, с перечислением основных ее качеств (указываются локализация, характер, интенсивность, иррадиация, длительность, факторы, провоцирующие и купирующие ее, чем сопровождается).

История настоящего заболевания

Здесь студент должен выяснить, как началось заболевание, какие провоцирующие факторы может отметить сам больной, какими симптомами заболевание проявилось впервые. Нередко студенты ограничиваются указанием лечебных учреждений или диагнозами, выставленными больному ранее. Это неправильно. Основной целью написания истории болезни является умение выявить основные жалобы и объективные симптомы и объединить их в синдромы в соответствии с единым патогенезом. Правильно, полноценно собранный анамнез нередко является залогом правильной постановки диагноза еще до проведения инструментальных и лабораторных методов обследования. В истории болезни указывают основные этапы развития заболевания, сопровождающиеся появлением в клинической картине новых данных, соответствие их определенному возрасту больного. Отмечают, каким образом это состояние было расценено в лечебном учреждении, какое проводилось лечение. Последнее обострение хронического заболевания (или остро возникшую болезнь) описывают наиболее подробно.

Анамнез жизни

Включает в себя общие сведения о жизни больного, его краткую биографию. Начинают с указания места и даты рождения, особенностей развития в детском возрасте, перечисляют перенесенные заболевания.

Сюда же включается трудовая биография: наличие высшего или среднего специального образования, указание мест работы, должности и длительности деятельности на отдельном рабочем месте, наличие профессиональных вредностей.

Отмечают семейное положение, наличие заболеваний у членов семьи.

Обязательно указывают данные аллерго-логического, эпидемиологического, у женщин – и гинекологического анамнеза, заболевания, перенесенные в прошлом, вредные привычки, условия проживания в настоящий момент, травмы, операции, нахождения в местах лишения свободы.

Общий статус больного

Сюда включаются следующие данные: сознание, состояние, положение (активное или вынужденное), вес, рост, телосложение. Производят осмотр и оценку качества кожных покровов и дериватов кожи (волос, ногтей), оценку состояния лимфатической, костно-суставной, мышечной систем, степени выраженности подкожно-жировой клетчатки.

Исследование систем органов. Исследование по системам (сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой, эндокринной, нервной, крови) проводится по единому плану. Указываются результаты осмотра, перкуссии, пальпации и аускультации, отмечаются выявленные симптомы.

Данные лабораторно-инструментальные методов обследования. В этот раздел истории болезни выписываются данные лабораторно-инструментальных методов обследования, по которым можно оценить динамику процесса.

Постановка окончательного диагноза. В этом разделе истории болезни формулируется полный, окончательный диагноз, дается его обоснование.

ЛЕКЦИЯ № 2. Диагностика и клиническое мышление

1. Индукция, дедукция. Различные уровни обобщения в диагностике

Все клинические и инструментальные исследования, проводимые в клинике, имеют своей целью постановку правильного диагноза. Это очень сложная и ответственная задача, поскольку от поставленного диагноза зависят характер назначенного лечения и в конечном итоге его результат.

Читайте также:  Симптомы и синдромы при сахарном диабете 2 типа

Индукция – метод переработки информации, когда от общего переходят к частному. Это означает, что врач, обследуя больного, выявляет некоторые симптомы. Ряд из них является общим для большой группы заболеваний, другие более специфичны. Исходя из последней группы симптомов ставится предположительный диагноз. Зная классическую картину болезни, врач предполагает для подтверждения своей гипотезы обнаружить у больного и другие симптомы этого заболевания, тем самым подтвердить свою гипотезу и выставить окончательный диагноз.

Например, при осмотре живота больного врач обратил внимание на наличие на передней брюшной стенке расширенных вен при увеличении живота в размерах.

Симптом расширенных вен передней брюшной стенки является типичным для цирроза печени, а увеличенный живот позволяет предположить асцит.

Асцит не является специфичным признаком и встречается при различных заболеваниях, но, поскольку предполагается цирроз печени, асцит также можно расценить в пользу предположительного диагноза. В последующем проводятся клинические и инструментальные методы исследования для подтверждения этого диагноза.

Источник

Терапия (греч. therapeia – лечение) – область клинической медицины, изучающая происхождение, проявления, диагностику, лечение и профилактику внутренних болезней.

Пропедевтика (от греческого слова propaideuo – введение, предварительное обучение) – вводный курс о внутренних болезнях, изучающий вопросы диагностики, сбора анамнеза, объективного обследования больных, симптоматики болезней.

В настоящее время в связи с техническим прогрессом многие методы клинического обследования отошли на второй план.

Как бы не совершенна была дополнительная диагностика – она не может и не должна заменить мастерство врача, основанное на общении с пациентом, на основных методах объективного и субъективного обследования.

Поэтому без знания основ обследования больного нельзя поставить правильный диагноз, а, следовательно, и правильно лечить. Следует помнить, что не всегда есть возможность быстро сделать инструментальные методы обследования. Казалось бы рутинные методы могут принести бесценную информацию и расширить диагностические возможности.

Пропедевтика учит правильно интерпретировать данные многочисленных дополнительных методов обследования, так широко сейчас применяемых в медицине.

Пропедевтика учит правильно формулировать диагноз, выделять основные синдромы и группировать симптомы.

Пропедевтика в терапии – основной раздел медицинского образования, где закладываются основные навыки обследования больного. От того как Вы освоите основные методы и приемы обследования больного, как научитесь общаться с больными, как научитесь интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов во многом будет зависеть каким объемом информации вы владеете. А чем больше вы знаете о своем больном, тем легче поставить правильный диагноз и подобрать правильное лечение. Полное и тщательное обследование больного – 90 % успеха и еще 10 % – ваши знания, ваш талант, ваш опыт.

Задачи пропедевтики :

– изучение анатомо-физиологических особенностей здорового и больного человека.

– изучение причин болезней

– изучение патологических процессов. Происходящих в организме при той или иной болезни.

– изучение основных клинических симптомов и синдромов болезни.

– изучение методов диагностики

– изучение основных принципов лечения

– изучение неотложных состояний при изучаемых болезнях.

История развития пропедевтики :

Зарождение методов обследования больного уходит к доисторическому периоду. Начало терапии и пропедевтики внутренних болезней связано с зарождением человечества и появлением потребности оказания помощи больному. Тысячелетиями накапливался опыт наблюдения над признаками болезни. Первые попытки объяснить сущность заболеваний принадлежат Древнекитайским врачевателям. (первое описание свойств пульса ).

В 5 веке до н.э. базой для развития диагностики явилась медицина Древней Греции. Родоначальником клинической медицины считают Гиппократа – он рассматривал человека как единое целое, связанное с окружающей средой. С его именем связано понятие «наблюдение за больным в постели », он выслушивал легкие, ощупывал печень, первым сформулировал принцип медицины – не навреди.

Большой вклад в развитие диагностики внес Авиценна (к. 1 века н.э ) – свои взгляды на диагностику болезней он сформулировал в трактате « Канон врачебного искусства» – описал разновидности пульса, дал все применяемые сейчас характеристики пульса .

Ученый эпохи Возрождения Парацельс (15 век ) считал, что никто не может стать врачом без науки и опыта.

В дальнейшем диагностика обогащалась новыми методами исследования и описанием новых симптомов.

Предложена термометрия (де Гаен ), перкуссия (Аугенбруггер ), аускультация (Лаэннек ), метод систематичного расспроса пациента (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов ), пальпация брюшной полости (В.П. Образцов, Н.Д. Строжеско), измерения АД (Н. Коротков ).

Дальнейшее развитие диагностики как науки связано с именами М.Я. Мудрова – отца внутренней медицины (впервые в истории ввел расспрос больных и предложил схему истории болезни, подчеркивал, что лечить нужно не болезнь, а больного, высказывал мысль об индивидуальном лечении, во главу угла ставил выявление причины заболевания ).

Г.А. Захарьина – отмечал связь человека и окружающей среды, впервые применил лабораторные и инструментальные методы обследования, рассматривая их как вспомогательные.

С.П. Боткин – основоположник направления нервизма – при изучении патогенеза нужно изучать физиологические связи организма.

Описание симптомов разных болезней связано с именами отечественных клиницистов Г.Ф. Ланга (гипертоническая болезнь ), В.П. Образцова и Н.Д. Строжеско (ИБС, стенокардия, инфаркт миокарда ), В.Х. Василенко (хроническая сердечная недостаточность).

В конце 19 века начали внедряться лабораторные и инструментальные методы обследования, рентгенография и рентгеноскопия (Рентген желудочное зондирование (А. Куссмауль ), бронхоскопия (Х. Киллиан ), цистоскопия и ректоскопия ( М. Нитце), в 1903 – ЭКГ (Эйнтховен ), 1905 – Н. Коротков – метод измерения АД, функциональная диагностика почек (С.С. Зимницкий ), в 1970 -1990 годы компьютерная томография, ЯМР, МРТ, коронарография.

Совершив краткий экскурс в историю, узнав, что изучает пропедевтика с сегодняшнего дня для Вас начинается изучение болезней, методов диагностики и принципов лечения больных…

Болезнь (morbus ) – патологическое состояние организма, связанное с повреждением органов и тканей патогенными факторами.

На протяжении длительного времени существовало множество различных определений понятия болезнь. На заре человечества болезнь рассматривали как действие демонической силы, в период Средневековья – болезнь рассматривали как божье наказание.

В 19 веке существовали более научно- обоснованные определения понятия «болезнь» –

Читайте также:  Синдром старческого кишечника симптомы и лечение

– нарушение функции, в следствии которой наступает угроза жизни (нем. ученый Ашофф);

– реакция организма на вредно действующее влияние внешней среды (С.П. Боткин);

– болезнь – стесненная в своих обстоятельствах жизнь (К. Маркс);

– болезнь – реакция организма на его повреждение (В.Х. Василенко).

В настоящее время

Болезнь– нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды через посредство нервной системы.

ВОЗ: «Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим и частным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного»

Острая болезнь – начинается внезапно и длится недолго.

Хроническая болезнь – длительное, затяжное течение с периодами обострения и ремиссии.

Этиология– наука о причинах возникновения болезни.

Причины болезни :

– физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма )

– генетические (наследственные )

– химические (воздействие кислот, щелощей, ядов )

-биологические (микроорганизмы, эндогенные вещества )

– социальные (вредные условия труда, недостаточное питание, неполноценное питание, алкоголь, курение, психические перегрузки ).

– сочетание различных факторов.

Одни и те же факторы у разных людей могут вызывать развитие болезни или не вызывать развитие болезни.

В возникновении болезни важное место занимает индивидуальная способность конкретного человека отвечать на внешние факторы воздействия. Возникновение болезни зависит от индивидуальной реактивности организма (способности организма противодействовать факторам, вызывающим болезнь).

Примеры :

– холера

– ОРВИ

– отравление ядами при длительной сенсибилизации.

Патогенез– (pathos – страдание, genesis – зарождение) – учение о механизмах развития болезней , развивающихся патологических процессах, течении и исходе заболевания.

Различают фазы патогенеза:

– воздействие этиологического фактора

– пути распространения этиологического фактора в организме

– характер патологических изменений в тканях и системах организма

– исход болезни.

Патогенез изучает так же стадии течения болезней :

– доклиническая стадия – отсутствие клинических симптомов болезни

– продромальная стадия – первые неспецифические проявления болезни

– развернутая клиническая стадия – клинические симптомы, характерные для определенного заболевания.

– исход заболевания (выздоровление, смерть, переход в хроническую форму.

Для многих болезней характерным является чередование нескольких стадий:

Ремиссия – (греч – понижение, уменьшение) – временное уменьшение проявлений болезни.

Рецидив – (греч – возвращение) – возврат болезни после относительного клинического благополучия.

Зная патогенез болезни, можно прогнозировать клиническую картину и успешно вмешиваться в ее развитие, ломая те или иные звенья патологического процесса при помощи лечения. Современная терапия является преимущественно патогенетической.

Каждая болезнь характеризуется типичными симптомами и синдромами.

Симптом– признак болезни.

Кашель – признак бронхита

Жажда – признак сахарного диабета

Одышка – признак сердечной недостаточности.

Различают симптомы субъективные и объективные.

Субъективные симптомы – ощущения пациента (жалобы больного ) : боль, тошнота, головокружение.

Объективные симптомы – симптомы, выявляемые при обследовании пациента- отеки нижних конечностей, увеличение печени, увеличение селезенки, шумы в сердце, повышенное АД, тахикардия, болезненность при пальпации.

Многие симптомы названы именами описавших их ученых : симптом Ортнера, симптом Грефе, симптом Щеткина, симптом Менделя, симптом Боаса.

Часто одинаковые симптомы характерны для разных болезней.

Одышка – признак бронхиальной астмы и сердечной недостаточности.

Симптомы с одинаковым патогенезом группируются в синдромы .

Синдром– совокупность тесно связанных между собой симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в органах и системах.

– Отечный синдром= отеки, асцит, анасарка, трофические изменения кожи), –

-Бронхоспастический синдром= удушье, кашель, сухие хрипы),

-Синдром шока = слабость, снижение АД, влажность кожных покровов, нитевидный пульс ),

– синдром желтухи = иктеричность склер и кожи, светлый цвет кала, темная моча, кожный зуд, увеличение печени.

В настоящее время известно более 1500 синдромов

Диагностика ( греч. diagnostikos – способный распознавать ) – наука о распознавании болезней.

Диагностика состоит из 3 этапов :

1. выявление симптомов

2. объединение симптомов в синдромы

3. формирование диагноза на основании характерного сочетания синдромов.

Выявление первых признаков заболевания, раннее распознание болезни – основные задачи фельдшера.

Диагноз – заключение врача/фельдшера о сущности заболевания.

Диагноз всегда динамичен, может изменяться вместе с развитием болезни. Важнейшим правилом диагностики является наблюдение за симптомами болезни в динамике, во времени.

Виды диагноза:

– предварительный диагноз – ставится при наличии частичной информации, полученной при субъективном и объективном обследовании пациента.

– дифференциальный диагноз – это исключение всех предположительных диагнозов, имеющих сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам.

– окончательный диагноз – выставляется когда имеются все данные о пациенте, в том числе и данные лабораторных и инструментальных методов обследования, после проведения дифференциальной диагностики.

Структура диагноза :

1. Диагноз основного заболевания

2. Осложнения основного заболевания

3. Сопутствующие диагнозы.

Пример :

Основное заболевание : ИБС. Острый инфаркт миокарда .

Осложнения основного : Пароксизм желудочковой тахикардии.

Аритмический шок.

Сопутствующие : Сахарный диабет 2 типа.

ЖКБ. Хронический холецистит.

Лечение – комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановлении е здоровья.

Основные методы лечения :

А ) по технике :

Оперативное – оперативное вмешательство

Консервативное – все методы, кроме оперативного вмешательства.

Б ) по исходу :

Радикальное – устранение причины заболевания.

Паллиативное – облегчение течения заболевания.

В ) по механизму :

Этиологическое – направленное на устранение этиолгического фактора (гормоны при аутоиммунных заболеваниях, при недостаточности функции органа , антибиотики – при инфекционных заболеваниях).

Патогенетическое – направленное на механизмы развития заболевания (сердечные гликозиды при сердечной недостаточности ).

Симптоматическое – направленное на устранение отдельных симптомов (противокашлевые препараты при кашле, обезболивающие при боли, диуретики при отеках ).

Виды лечения :

Диетотерапия – лечение питанием

Лечение режимом

Хирургическое лечение

Медикаментозное лечение – лечение с помощью лекарственных препаратов

Физиотерапевтическое лечение – лечение с помощью физических факторов (эл ток, воздух, вода, магнитное поле ).

Методы очищения (гемосорбция, плазмаферез, гемодиализ)

Психотерапия

Фитотерапия

Рефлексотерапия.

Источник