Прописи для детей с синдромом дауна

Прописи для детей с синдромом дауна thumbnail

Прописи для детей с особенностями развития.

Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с особенностями восприятия и усвоения материала для детей дошкольников с особенностями развития и особыми образовательными нуждами. Рекомендуется выполнять каждое упражнение несколько раз, пока ребёнок не начнёт делать его правильно. Для этого мы используем многоразовые странички на полителеновой основе и пишем водным маркером. Естественно, перед тем, как начать заниматься в данной тетради, детям прививается навык правильно держать ручку. Для этого существует достаточное количество методик которые я использую в своей коррекционной работе.

Упражнение № 1. Формирует целостное восприятие листа и центра клетки.

Упражнение № 2. Ребёнок учится писать прямую линию сверху вниз и соединять две точки. Цель упражнения, научиться не выходить за пределы обозначенных точек.

Покажите ему направление письма, начинайте писать вместе с его рукой и произносите каждый раз (сверху вниз, сверху вниз…)

Упражнение № 3. Продолжаем закреплять навык письма от точки до точки в разных направлениях.

Лист поделён на зоны. Ребёнку так легче воспринимать лист и ту область, где он пишет. Следите за правильной осанкой ребёнка, правильным нажимом и положением пальцев в обхвате ручки. Ребёнок должен нарисовать рядом такую же фигуру. Если ему трудно, помогите. Держите его руку за запястье и направляйте движение руки.

Упражнение № 4. Учимся рисовать плюс.

Пишем направление линий сверху вниз, слева направо. Обязательно озвучьте ребёнку название формы (это плюс). Озвучиваем направление линий (сверху вниз, из стороны в сторону).

В данном упражнении уже используется три точки. Таким образом мы готовим ребёнка к будущим более сложным упражнениям письма по точкам и пунктирам.

Масштаб прописей постепенно уменьшается. Продолжаем развивать навыки письма печатных букв по точкам.

Учимся обводить по пунктирным линиям геометрические фигуры. Листайте изображения.

Учимся обводить по пунктирным линиям геометрические фигуры. Листайте изображения.

Учимся обводить по пунктирным линиям геометрические фигуры. Листайте изображения.

К этому этапу упражнений переходим тога, когда ребёнок уверенно соединяет три точки в разных направлениях. Обводим фигуры по пунктиру, учим названия и формы геометрических фигур.

После того, как ребёнок выучит основные геометрические фигуры и у него сформируется навык письма простейших линий и форм, мы переходим к данному упражнению. Оно развивает восприятие форм в пространстве листа и внимательность. Если ребёнок не умеет читать и ещё плохо анализирует информацию, покажите ему наглядно, как надо выполнять данное упражнение.

Упражнение № 15, 16. Листайте изображения. Учим ребёнка писать цифры по точкам.

Упражнение № 15, 16. Листайте изображения. Учим ребёнка писать цифры по точкам.

Выполнить это упражнение ребёнок сможет если уже сформированы основные навыки письма и в дальнейшем можно переходить к простым прописям для дошкольников.

Следующий этап пособия содержит материалы по формированию навыков математики.

Точечный счёт.

Данное упражнение формируем навыки количественного счёта от одного до шести. Повторите это упражнение несколько раз. Ребёнок визуально запоминает количество точек и соответствующую цифру. Поиграйте с ребёнком, «покажи где 4, покажи где 2» и т.д. Возьмите фасоль или мелкие камушки, положите их на точки и поиграйте с ребёнком, «дай мне 3 камушка, дай мне 5 камушков» и т. д.

Пальчиковый счёт.

Учим ребёнка считать на пальцах в соответствии с количеством точек и положению пальцев, как на рисунке. Учим цифры от 1 до 10. Считаем туда и обратно. Формируем обратный счёт. Играем в эту игру несколько дней по 5-7 минут утром и вечером, пока ребёнок не запомнит.

Фото с занятий. Листайте изображения.

Фото с занятий. Листайте изображения.

Фото с занятий. Листайте изображения.

Фото с занятий. Листайте изображения.

В данной статье выложено только часть пособия для детей с особенностями развития. В моей практике оно успешно применяется для детей с разными диагнозами. Аутизм, синдром Дауна, ЗПР, СДВГ, ДЦП. Скорость усвоения зависит от индивидуальности каждого ребёнка. Но в большинстве случаев дети начинают писать, считать, понимать состав числа, решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10-ти.

Более подробно о моих методиках и разработках можно узнать на страничке ВКонтакте.

Источник

Познавательные (когнитивные) способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.

Чтобы ребенок с синдромом Дауна смог научиться писать, его надо сначала научить правильно держать карандаш и рисовать простые геометрические фигуры.

Чему должен малыш научиться прежде, чем учиться письму? Какие умения играют роль в освоении письма?

Умение сохранять равновесие тела

Для того чтобы приступить к освоению навыков, предшествующих письму, ребенок должен научиться самостоятельно сидеть. Пока он этому не научится, его тело нужно будет поддерживать в сидячем положении с помощью валиков, или сажать на специальный стульчик, фиксирующий положение малыша. Чтобы малыш мог манипулировать карандашом или мелком, его руки должны быть свободны, а не прижаты к туловищу.

Умение управлять предплечьем 

Ребенку необходимо научиться двигать предплечьем, чтобы он мог переводить кисть руки из положения ладонью вниз в так называемое нейтральное, или среднее, положение, которое мы используем, когда пишем.

Стабильность запястья

Запястье удерживает кисть руки в определенном положении, позволяющем управлять пальцами. Если запястье нестабильно, ребенку трудно контролировать точные движения пальцев.

Захват

Умение держать мелок, карандаш или ручку – необходимое условие развития точных навыков письма. Чтобы удержать в руке карандаш или ручку захват пальцев должен быть достаточно крепким, но не чрезмерным, поскольку это может ограничивать свободу движений.

Использование обеих рук: ведущей и помогающей

Важно научить малыша пользоваться обеими руками одновременно так, чтобы одна рука непосредственно выполняла действие, а другая ей помогала. В процессе письма одна рука держит ручку и непосредственно пишет, а вторая рука придерживает бумагу. Если ребенку не удается пользоваться обеими руками одновременно, приходится фиксировать лист бумаги, прикрепляя его к столу.

Читайте также:  Солнечные дети фотограф делает чудесные портреты малышей с синдромом дауна

Координация движений рук и глаз

Чтобы научиться рисовать и писать, необходимо умение координировать движения глаз с тонкими движениями плеча, предплечья, кисти и пальцев.

В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮТСЯ УМЕНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПИСЬМУ.

Следует иметь в виду, что здесь приводится лишь ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ формирования умений и навыков.
Разные дети могут их осваивать по-разному в разные сроки!

  1. Берет в рот мелки или ручки, мнет бумагу
  2. Ударяет мелком или ручкой по бумаге
  3. Рисует каракули
  4. Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш в горизонтальном и/или вертикальном направлениях
  5. Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш по кругу
  6. Подражая взрослому, двигает мелком или карандашом в горизонтальном/вертикальном направлениях или совершает круговые движения
  7. Подражая взрослому, рисует горизонтальные/вертикальные/круговые линии
  8. Копирует нарисованную горизонтальную/вертикальную линии
  9. Копирует нарисованный круг и имитирует вслед за взрослым рисование креста
  10. Копирует нарисованный крест и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали справа налево
  11. Копирует нарисованную справа налево диагональ и имитирует вслед за взрослым рисование квадрата
  12. Копирует нарисованный квадрат и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали слева направо
  13. Копирует проведенную слева направо диагональ и имитирует рисование косого креста
  14. Копирует косой крест и имитирует рисование треугольника
  15. Копирует треугольник и имитирует ромб
  16. Копирует ромб

Занятия, способствующие развитию захвата щепотью:

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Примерно с трех с половиной лет можно предложить малышу упражнения, которые помогут ему впоследствии держать карандаш щепотью.

  1. Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость
  2. Чтобы ребенку было легче научиться держать карандаш щепотью, предоставьте ему возможность пользоваться толстыми мелками длиной около 7 см или кусочками мела. Такие мелки неудобно держать в кулачке и малыш скорее возьмет его так, как нужно для письма. Можно также использовать толстые фломастеры.
  3. Детям с синдромом Дауна обязательно надо ПОКАЗЫВАТЬ, как держать карандаш «по-новому».
  4. Чтобы ребенку было удобно писать, совсем необязательно, чтобы он держал карандаш тремя пальцами абсолютно правильно. Если ваш ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом и управлять движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь. Нужны лишь время и практика.

Некоторые занятия, которые развивают навыки мелкой моторики и помогают тренировать движения отдельных пальцев:

Предложите ребенку катать маленькие кусочки глины или замазки, удерживая их кончиками большого и указательного или большого и среднего пальцев.
Можно играть с не тугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами, перемещать плоские предметы (например, ключ) от ладони к кончикам пальцев, не помогая себе другой рукой.
Кроме того, можно предложить ребенку

  1. рисовать линии и копировать геометрические фигуры кремом для бритья, пальчиковыми красками, вычерчивать их пальцами на песке,
  2. рисовать картинки, изображающие людей, дома, деревья, машины и животных с помощью педагога или родителей,
  3. рисовать простые картинки, соединяя точки.

Источник

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ МЕТОДОМ ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Булгаирова Р.Р., учитель-логопед

МБОУ СОШ №1 с.Мраково МР Кугарчинский район

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, как специалисты, так и родители столкнулись с такой проблемой, как отсутствие методик, специальной литературы, положительного опыта работы с такими детьми. Обучение чтению и письму детей с синдромом Дауна является одной из актуальных проблем в современной педагогической и специальной литературе. Общепринятый во всех образовательных учреждениях аналитико-синтетический метод обучения чтению бывает не всегда эффективен, особенно, когда речь идёт о детях с выраженной речевой патологией, или о детях с отклонениями в умственном развитии. Звуковой метод для таких детей совершенно недоступен, так как он опирается на полностью сформированную устную речь [1]. Следовательно, что детей с тяжёлыми нарушениями речи, с отклонениями в развитии, чтению необходимо обучать с помощью другого метода. Так как в моей логопедической практике впервые появился ребёнок с синдромом Дауна, я озадачилась поиском подходящего метода обучения чтению. Если исключить звуковой подход, то в моём распоряжении имели место два метода – метод целых слов (метод глобального чтения) и метод послогового чтения.

По методу глобального чтения не учат ни названиям букв, ни звукобуквенному соотношению. Ребёнка учат узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги [2]. Я взяла элементы метода глобального чтения, так как этот метод рассчитан для развития и обучения детей с рождения или с 3-4 лет. В моём случае он был использован для активизации мозговых функций (для развития внимания, мышления, памяти), для закрепления словарного запаса, коррекции лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. После того, как ребёнок научился сопоставлять примерно 25-30 слов с картинками (мама, баба, каша, суп, чай, кукла, машина, бусы, сани, дом, мак, суп, кошка, луна и т.д.), мы перешли к чтению слов послоговым методом.

Сущность метода послогового чтения заключается в том, что ребенка не знакомим с буквами и правилами чтения, а просто показываем и называем слог. Очень важно в рамках этой методики соблюдать определённый порядок введения этих слогов и параллельное чтение слов с изученными слогами. Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что наиболее систематизированным считается метод послогового чтения по Т.С.Резниченко . Он был разработан в процессе работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, и лег в основу «Занимательного букваря» Т.С. Резниченко[5]. Данное пособие было рекомендовано Министерством образования РФ для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Послоговой метод обучения используется и является действенным при дошкольном обучении чтению, при ТНР таких, как дизартрия, алалия, заикание, а также при тугоухости и сниженном интеллекте.

Читайте также:  Плеторический синдром при истинной полицитемии

При обучении чтению и письму послоговым методом по Т.С.Резниченко, вся работа делится на несколько этапов. На начальных этапах мы знакомим ребёнка с графическим обозначением гласных букв А, У, О, И, Я, Ю, Е, Ё. Учимся находить эти буквы в напечатанных словах, фразах. После знакомства с гласными буквами переходим к знакомству и чтению слогов, образованных из согласных и уже знакомых гласных букв. В соответствии с гласными буквами составляется 10 слоговых таблиц. Каждой слоговой таблице соответствует определённый цвет. Например для слогов с буквой А — белый цвет, для слогов с гласной У — жёлтый цвет и т.д Сначала знакомимся и читаем прямые слоги, образованные из согласных букв и буквы А: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА, ПА, РА, СА, ТА, ФА, ХА, ЦА, ЧА, ША, ЩА. После того, как ребёнок запомнил слоги с гласной А, переходим к слогам, которые образованы с другой гласной буквой, например с буквой О: БО, ВО, ГО, ДО и т.д.. Основной задачей при работе со слоговыми таблицами является научить произносить слог, а не каждую букву в отдельности. На одном занятии можно знакомить с 4-5 слогами, из которых одновременно складываем и читаем слова. Для быстрого запоминания слогов рядом со слогом можно наклеить картинку, название которой начинается на соответствующий слог Например, на слог -МА можно наклеить рисунок машины, на слог -ГА рисунок газеты. Когда начинаем читать, используем слова из 2 слогов, типа: МАМА, ВАТА, ЯМА, ПАША, затем трёхсложные слова и короткие фразы: ПАНАМА, МАКАКА. МАМА РАДА. ВА-ЗА У-ПА-ЛА. У Е-ЖА Е-ЖА-ТА. Незнакомые слова или сложные слова для ребёнка, можно заменить картинками, мелкими игрушками. Постепенно изучая новые слоги, количество фраз читаемых ребёнком увеличивается, и отпадает необходимость показывать рисунок или предмет. После того, как ребёнок научился читать прямые слоги и слова, образованные из 2-3 слогов, переходим к чтению слов с закрытыми слогами и со стечением согласных. Над каждой новой изучаемой согласной буквой ставим точку. Каждая обозначенная точкой буква произносится отрывисто. Вначале изучаем глухие согласные, только затем переходим к звонким согласным. Согласная буква располагается сначала в конце слова, потом в середине, и в начале. Например: ЛАК, ТЫКВА, КРАБ. Предлагаемые слова : МАК, БАК, КУ-СОК, КА-БА-ЧОК, КЛУ-БОК, РЮК-ЗАК, КРУ-ЖЕ-ВА. Далее от самостоятельного чтения отдельных слов карточках можно переходить к книжкам, лучше сюжетным, с множеством цветных иллюстраций и с большим шрифтом. Через некоторое время ребенок сможет самостоятельно прочитать более сложные тексты. Также необходимо поощрять стремление детей писать. Пусть они пишут отдельные буквы, слова, а также списывают их с текста.

Следующий этап обучения заключается в формировании звукобуквенного анализа слов, так как звукобуквенный анализ необходим для осмысленного письма ребенка с синдромом Дауна. Для формирования звукобуквенного анализа и синтеза я применяю различные дидактические игры и упражнения. Все эти игры направлены на формирование фонематического восприятия, слуха, на закрепление умения определять наличие заданного звука в слове, его позицию, соотносить звук с буквой, определять последовательность звуков в словах.

Нужно отметить, что по послоговому методу обучения не предусмотрена работа по формированию звукобуквенного, звукослогового анализа, поэтому она является дополнительным способом обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и не заменяет классическую методику обучения.

Сколько времени требуется на освоение того или иного этапа обучения? На этот вопрос трудно ответить. Во многом это зависит от степени тяжести речевого нарушения, от умения заинтересовать ребёнка, от участия родителей в процесс обучения.

Обучая чтению и письму послоговым методом ребёнка с синдромом Дауна, я сделала вывод:

1) дети с синдромом Дауна могут научиться читать, писать и понимать прочитанное;

2) у детей развивается речь, т.е. обогащается словарный запас, формируется слуховое и зрительное восприятие, фонематический слух, повышается активность внимания и улучшаются все виды памяти.

Метод послогового чтения можно назвать универсальным методом, так как он подходит как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ, можно заниматься с детьми в возрасте от 3 до 6 лет, как индивидуально, так и в подгрупповой форме.

Список литературы:

1. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. -Москва, 2002.- 52 с.

2. Маниченко А.А. Как научить ребёнка читать. Центр Раннего Развития «Умница», 2003. -71 с.

3. Мовчанский К. Учимся читать по слогам. ООО «Издательство ЭКСМО», 2015. -32 с.

4. Новикова Е. В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах: книга вторая. От слова к предложению. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 128 с.

5. Резниченко Т.С. Занимательный букварь -М.: Издательство ГНОМ, 2015.

-144с.

6. Федин С.Н. Как научить ребёнка читать . -М: АЙРИС-пресс, 2015. – 176 с.

hello_html_5853ee04.jpghello_html_m4f7d5a2a.png

Булгаирова Расима Равиловна — 05.03.1970 г.р.

Место работы — учитель-логопед МБОУ СОШ №1 с.Мраково, МАДОУ детский сад «Родничок» МР Кугарчинский район

Образование: высшее, высшая квалификационная категория, БГПИ 1992 г. учитель немецкого и англ языков; СФПК БИПКРО 1993 г. учитель-дефектолог (олигофренопедагог и логопед)

КПК – ИРО РБ, 2016 г.

Стаж работы — 25 лет

Источник

И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием “Не только буква РЭ” ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.

Для начала – немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием “Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование”, полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.

С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде “Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?”

Читайте также:  Фото на узи синдрома дауна при беременности

После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней – тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны – единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное “а что же УЗИ -то не сделали?”, людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.

Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.

Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .

Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза – некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .

Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал – знает, что категория далеко не безнадёжная.

Есть такой известный в логопедических кругах специалист – Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге “Говори! Ты это можешь!” Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.

Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы – практически все неспособны совсем.

Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять “даунят” в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам – не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще – сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.

При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.

Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.

Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!

Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции – основная задача логопеда .

Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .

Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация – этап необходимый .

Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения – изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом – ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .

В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.

Источник