Прописи для ребенка с синдромом дауна

Познавательные (когнитивные) способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения рук и пальцев.
Чтобы ребенок с синдромом Дауна смог научиться писать, его надо сначала научить правильно держать карандаш и рисовать простые геометрические фигуры.
Чему должен малыш научиться прежде, чем учиться письму? Какие умения играют роль в освоении письма?
Умение сохранять равновесие тела
Для того чтобы приступить к освоению навыков, предшествующих письму, ребенок должен научиться самостоятельно сидеть. Пока он этому не научится, его тело нужно будет поддерживать в сидячем положении с помощью валиков, или сажать на специальный стульчик, фиксирующий положение малыша. Чтобы малыш мог манипулировать карандашом или мелком, его руки должны быть свободны, а не прижаты к туловищу.
Умение управлять предплечьем
Ребенку необходимо научиться двигать предплечьем, чтобы он мог переводить кисть руки из положения ладонью вниз в так называемое нейтральное, или среднее, положение, которое мы используем, когда пишем.
Стабильность запястья
Запястье удерживает кисть руки в определенном положении, позволяющем управлять пальцами. Если запястье нестабильно, ребенку трудно контролировать точные движения пальцев.
Захват
Умение держать мелок, карандаш или ручку – необходимое условие развития точных навыков письма. Чтобы удержать в руке карандаш или ручку захват пальцев должен быть достаточно крепким, но не чрезмерным, поскольку это может ограничивать свободу движений.
Использование обеих рук: ведущей и помогающей
Важно научить малыша пользоваться обеими руками одновременно так, чтобы одна рука непосредственно выполняла действие, а другая ей помогала. В процессе письма одна рука держит ручку и непосредственно пишет, а вторая рука придерживает бумагу. Если ребенку не удается пользоваться обеими руками одновременно, приходится фиксировать лист бумаги, прикрепляя его к столу.
Координация движений рук и глаз
Чтобы научиться рисовать и писать, необходимо умение координировать движения глаз с тонкими движениями плеча, предплечья, кисти и пальцев.
В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮТСЯ УМЕНИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПИСЬМУ.
Следует иметь в виду, что здесь приводится лишь ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ формирования умений и навыков.
Разные дети могут их осваивать по-разному в разные сроки!
- Берет в рот мелки или ручки, мнет бумагу
- Ударяет мелком или ручкой по бумаге
- Рисует каракули
- Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш в горизонтальном и/или вертикальном направлениях
- Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш по кругу
- Подражая взрослому, двигает мелком или карандашом в горизонтальном/вертикальном направлениях или совершает круговые движения
- Подражая взрослому, рисует горизонтальные/вертикальные/круговые линии
- Копирует нарисованную горизонтальную/вертикальную линии
- Копирует нарисованный круг и имитирует вслед за взрослым рисование креста
- Копирует нарисованный крест и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали справа налево
- Копирует нарисованную справа налево диагональ и имитирует вслед за взрослым рисование квадрата
- Копирует нарисованный квадрат и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали слева направо
- Копирует проведенную слева направо диагональ и имитирует рисование косого креста
- Копирует косой крест и имитирует рисование треугольника
- Копирует треугольник и имитирует ромб
- Копирует ромб
Занятия, способствующие развитию захвата щепотью:
Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Примерно с трех с половиной лет можно предложить малышу упражнения, которые помогут ему впоследствии держать карандаш щепотью.
- Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость
- Чтобы ребенку было легче научиться держать карандаш щепотью, предоставьте ему возможность пользоваться толстыми мелками длиной около 7 см или кусочками мела. Такие мелки неудобно держать в кулачке и малыш скорее возьмет его так, как нужно для письма. Можно также использовать толстые фломастеры.
- Детям с синдромом Дауна обязательно надо ПОКАЗЫВАТЬ, как держать карандаш «по-новому».
- Чтобы ребенку было удобно писать, совсем необязательно, чтобы он держал карандаш тремя пальцами абсолютно правильно. Если ваш ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом и управлять движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь. Нужны лишь время и практика.
Некоторые занятия, которые развивают навыки мелкой моторики и помогают тренировать движения отдельных пальцев:
Предложите ребенку катать маленькие кусочки глины или замазки, удерживая их кончиками большого и указательного или большого и среднего пальцев.
Можно играть с не тугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами, перемещать плоские предметы (например, ключ) от ладони к кончикам пальцев, не помогая себе другой рукой.
Кроме того, можно предложить ребенку
- рисовать линии и копировать геометрические фигуры кремом для бритья, пальчиковыми красками, вычерчивать их пальцами на песке,
- рисовать картинки, изображающие людей, дома, деревья, машины и животных с помощью педагога или родителей,
- рисовать простые картинки, соединяя точки.
Источник
Прописи для детей с особенностями развития.
Данная рабочая тетрадь составлена в соответствии с особенностями восприятия и усвоения материала для детей дошкольников с особенностями развития и особыми образовательными нуждами. Рекомендуется выполнять каждое упражнение несколько раз, пока ребёнок не начнёт делать его правильно. Для этого мы используем многоразовые странички на полителеновой основе и пишем водным маркером. Естественно, перед тем, как начать заниматься в данной тетради, детям прививается навык правильно держать ручку. Для этого существует достаточное количество методик которые я использую в своей коррекционной работе.
Упражнение № 1. Формирует целостное восприятие листа и центра клетки.
Упражнение № 2. Ребёнок учится писать прямую линию сверху вниз и соединять две точки. Цель упражнения, научиться не выходить за пределы обозначенных точек.
Покажите ему направление письма, начинайте писать вместе с его рукой и произносите каждый раз (сверху вниз, сверху вниз…)
Упражнение № 3. Продолжаем закреплять навык письма от точки до точки в разных направлениях.
Лист поделён на зоны. Ребёнку так легче воспринимать лист и ту область, где он пишет. Следите за правильной осанкой ребёнка, правильным нажимом и положением пальцев в обхвате ручки. Ребёнок должен нарисовать рядом такую же фигуру. Если ему трудно, помогите. Держите его руку за запястье и направляйте движение руки.
Упражнение № 4. Учимся рисовать плюс.
Пишем направление линий сверху вниз, слева направо. Обязательно озвучьте ребёнку название формы (это плюс). Озвучиваем направление линий (сверху вниз, из стороны в сторону).
В данном упражнении уже используется три точки. Таким образом мы готовим ребёнка к будущим более сложным упражнениям письма по точкам и пунктирам.
Масштаб прописей постепенно уменьшается. Продолжаем развивать навыки письма печатных букв по точкам.
Учимся обводить по пунктирным линиям геометрические фигуры. Листайте изображения.
Учимся обводить по пунктирным линиям геометрические фигуры. Листайте изображения.
Учимся обводить по пунктирным линиям геометрические фигуры. Листайте изображения.
К этому этапу упражнений переходим тога, когда ребёнок уверенно соединяет три точки в разных направлениях. Обводим фигуры по пунктиру, учим названия и формы геометрических фигур.
После того, как ребёнок выучит основные геометрические фигуры и у него сформируется навык письма простейших линий и форм, мы переходим к данному упражнению. Оно развивает восприятие форм в пространстве листа и внимательность. Если ребёнок не умеет читать и ещё плохо анализирует информацию, покажите ему наглядно, как надо выполнять данное упражнение.
Упражнение № 15, 16. Листайте изображения. Учим ребёнка писать цифры по точкам.
Упражнение № 15, 16. Листайте изображения. Учим ребёнка писать цифры по точкам.
Выполнить это упражнение ребёнок сможет если уже сформированы основные навыки письма и в дальнейшем можно переходить к простым прописям для дошкольников.
Следующий этап пособия содержит материалы по формированию навыков математики.
Точечный счёт.
Данное упражнение формируем навыки количественного счёта от одного до шести. Повторите это упражнение несколько раз. Ребёнок визуально запоминает количество точек и соответствующую цифру. Поиграйте с ребёнком, «покажи где 4, покажи где 2» и т.д. Возьмите фасоль или мелкие камушки, положите их на точки и поиграйте с ребёнком, «дай мне 3 камушка, дай мне 5 камушков» и т. д.
Пальчиковый счёт.
Учим ребёнка считать на пальцах в соответствии с количеством точек и положению пальцев, как на рисунке. Учим цифры от 1 до 10. Считаем туда и обратно. Формируем обратный счёт. Играем в эту игру несколько дней по 5-7 минут утром и вечером, пока ребёнок не запомнит.
Фото с занятий. Листайте изображения.
Фото с занятий. Листайте изображения.
Фото с занятий. Листайте изображения.
Фото с занятий. Листайте изображения.
В данной статье выложено только часть пособия для детей с особенностями развития. В моей практике оно успешно применяется для детей с разными диагнозами. Аутизм, синдром Дауна, ЗПР, СДВГ, ДЦП. Скорость усвоения зависит от индивидуальности каждого ребёнка. Но в большинстве случаев дети начинают писать, считать, понимать состав числа, решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10-ти.
Более подробно о моих методиках и разработках можно узнать на страничке ВКонтакте.
Источник
Синдром Дауна
– это геномная патология, характеризующаяся наличием тройной хромосомы (трисомией) в 21 паре. Впервые был описан Джоном Дауном в 1866 году и имеет код по МКБ 10 – Q90. Риск рождения больного ребенка рассчитывается при дородовой диагностике еще на 11-14 неделе беременности. Главными признаками наличия заболевания является характерные внешние черты, отставание в умственном и физическом развитии.
Причины появления синдрома
Известно несколько причин развития синдрома. В данный момент выделяют три основные:
1) Рождение ребёнка от родителей, старше 45 лет.
После достижения этого возраста шанс родить ребёнка с подобным заболеванием увеличивается почти в 2 раза. Причём более важную роль играет возраст матери. Чем раньше женщина родит ребёнка, тем меньше вероятность, что у него проявится синдром Дауна.
2) Родовая наследственность.
Синдром Дауна редко передаётся по наследству, но такие случаи всё же бывают. Поэтому, если в семье имеется родственник с этим заболеванием, шанс, что оно передастся ребёнку выше, чем у других семей.
3) Родственные браки.
В родственных браках шанс рождения ребёнка с синдромом Дауна очень высок. Именно по этой причине во многих странах они запрещены.
Симптомы у новорождённых
Существует ряд признаков заболевания, проявляющихся при рождении. Перечислим наиболее характерные:
- плоское лицо;
- череп округлой формы;
- вертикальная кожаная складка в области глаз;
- приоткрытый рот с вытянутым языком;
- утолщены затылок и переносица;
- укороченная шея;
- укороченный или скривлённый мизинец.
Воспитание ребёнка
Есть несколько важных правил того, как правильно заботиться о ребёнке с данным заболеванием.
1. У детей с синдромом Дауна хорошо развит навык подражания.
Чтобы научить их самостоятельности, нужно создавать ситуации, позволяющие им наблюдать за вашими действиями. Это может помочь им в будущей жизни.
2. Разучивайте с ребёнком разнообразные стихи, считалки, скороговорки и т.д.
Это поможет устранить дефекты речи.
3. Комментируйте свои действия.
Если видите, что ребёнок за вами наблюдает, опишите свои действия простыми предложениями.
4. Обычно дети с этим заболеванием очень чувствительны к музыке.
Им нравится прыгать, хлопать в ладоши, просто совершать какие-либо движения в такт музыке. Поэтому стоит как можно чаще включать такому ребёнку музыку.
5. Не следует забывать о регулярном визите к врачам.
Регулярные обследования помогут заблаговременно выявить изменения в состоянии ребёнка, что в будущем позволит максимально сократить неприятные последствия.
При должном уходе ребёнок с этим заболеванием станет полноценным членом общества.
Программа развития детей
Психологи разработали коррекционные программы, позволяющие адаптироваться больному ребёнку.
- Методика ОДН (формирование основных двигательных навыков).
- Коррекционная программа Портаж.
- Верховая езда.
- Дельфинотерапия.
- Коррекционная программа Маккуэри.
- Канистерапия.
Формирование основных двигательных навыков
Программа предназначена для развития двигательных функций у детей. Педагог выявляет нарушения в развитии. Составляет определённый план занятий с активным участием родителей. Точно подбирает некоторые виды занятий, способствующие развитию деятельности малыша. С помощью тестирования определяет дальнейшие рекомендации, способные улучшить двигательные функции. Данная программа позволит научить ребёнка активно двигаться. В результате особенные дети не будут отличаться от своих сверстников.
Коррекционная программа Портаж
Коррекционная методика создана для работы с семьями, у которых имеются дети-инвалиды. Специалист посещает в назначенное время больного. Обучает родителей правильному общению с ребёнком, знакомит малыша с предметами обихода. У детей со временем развивается речь, нормализуется слух, улучшается активность движений.
Верховая езда
Лечебная верховая езда считается лучшей эффективной терапией. Иппотерапия нормализует обмен веществ в организме. Во многих странах применяют для реабилитации больных с ограниченными возможностями. На протяжении длительных тренировок у пациента стабилизируется координация движений. Положительно влияет на психологическое состояние. Ребёнок начинает доверять окружающим людям. Исчезает чувство страха.
Дельфинотерапия
Терапия с дельфинами считается одной из самых главных методик для лечения больных детей. Эффективность данного метода имеет подтверждение во многих странах. Наблюдается активная деятельность головного мозга. В процессе общения дельфины создают определённые звуки, которые способны восстановить слух и речь у детей. Активизируют эмоциональное состояние и активность движений.
Коррекционная программа Маккуэри
Программа Маккуэри родом из Центра “Даун Синдром” Университета Маккуэри. Задача методики – полное раскрытие всех возможностей ребенка. Это достигается путем проведения занятий по решению задач состоящих из небольших блоков – ступенек. “Маленькие ступеньки” – так по другому называется программа по планомерному развитию особенных детей в их первые годы жизни.
Важно понимать, что данная программа является обучающей, а не лечащей.
Дети с особенностями в развитии постепенно, шаг за шагом овладевают теми навыками и умениями которые готовы воспринять. С малышами по обучающей индивидуальной программе разработанной педагогами Центра занимаются непосредственно их родители.
Обучение проходит дома, а ступени, которые преодолевает малыш, со временем решая поставленные задачи и составляют его обучающую программу.
Программа под каждого ребенка разрабатывается индивидуально.
Объем программы зависит от того, чему готов научиться ребенок. Важно и то, сколько времени могут посвятить родители процессу обучения, какие возможности у них есть. Программа “Маленькие ступеньки” устроена таким образом, чтобы помогать ребенку развиваться и удобно подходить для всех членов семьи. Основные умения и навыки, составляющие программу “Маленьких ступенек”, взяты из учебного плана Центра Маккуэри. Эти методики разработаны таким образом, чтобы у обучаемого можно было развить тот навык, в котором он нуждается.
После применения различных методик дети могут посещать государственные школы. Для них специально создается индивидуальная программа. В процессе ее реализации у маленьких пациентов сокращается отставание в развитии от здоровых детей.
Источник
Известно, что речь для детей с синдромом Дауна – это зона особых трудностей. Низкое качество речи становится одним из основных препятствий для социализации ребенка. Поэтому закономерно, что главным запросом родителей, а также специалистов, участвующих в программах Образовательного центра Даунсайд Ап, является развитие речи ребенка.
Изучение профиля психомоторного развития детей с синдромом Дауна [5] говорит, во-первых, о том, что возможно предотвратить задержку и нарушения речевого развития, если начинать заниматься этим в раннем возрасте. Во-вторых, для большинства детей с синдромом Дауна характерны различные проблемы со слухом, с обработкой звуковой информации, а также недостаточность кратковременной слухо-речевой памяти. Все это существенно снижает способность детей к освоению первых речевых навыков. Важно учитывать эти особенности и при обучении использовать приемы, опирающиеся на сильные стороны детей, в первую очередь визуальное подкрепление речи взрослого в процессе овладения ребенком речью. Вот почему это направление стало одним из приоритетных в работе Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап.
При разработке и апробации метода учитывался опыт глобального чтения, используемый в работе с детьми с потерей слуха [1, 4, 6], а также методики, используемые нашими зарубежными коллегами, в частности из Австралии и Великобритании [2]. К сожалению, в работе по развитию речи детей с синдромом Дауна мы не могли использовать зарубежные методики в чистом виде из-за особенностей русского языка, его лексики и грамматики. В то же время отечественные разработки по глобальному чтению не учитывают особенности обучения детей с когнитивными нарушениями.
Поэтому специалисты Даунсайд Ап пришли к выводу о необходимости создания универсальной методики, учитывающей все необходимые факторы:
- особенности русского языка, его лексики и грамматики;
- сильные стороны детей с синдромом Дауна: зрительное восприятие, внимание и память;
- возможность использования методики в работе с детьми раннего возраста;
- простоту изложения материала, которая позволит родителям самим организовывать занятия со своим малышом, если у них отсутствует возможность заниматься со специалистом;
- сохранение единого подхода в работе по развитию речи в случае занятий ребенка с разными преподавателями.
Работа по созданию методического пособия велась по трем основным направлениям:
- Разработка методики с точки зрения первоначального детского словаря русского языка. Важно было учитывать наличие в словаре особого пласта слов, называемых «нянюшкин словарь», в который входят лепетные слова («би-би», «бай-бай»), звукоподражания («му», «ав-ав») и другие слоги и звуки, которые имеют постоянный смысл, т. е. используются в качестве слов.
Важно знать, что детские слова, которыми пользуется ребенок, отличаются от полных слов. Многие из них совсем не похожи на полные слова и потому не переходят в полноценное слово, ребенок учится говорить его отдельно (например, «ав-ав» и «собака», «би-би» и «машина»).
- Разработка самого пособия: слов, картинок, методических рекомендаций.
- Апробация методики с детьми на домашних визитах, групповых занятиях, индивидуальных консультациях и в удаленном консультировании на форуме.
В итоге этой деятельности была разработана программа по формированию речевых средств общения «Начинаем говорить», которая учитывает первоначальный детский лексикон[1]; создает возможности для реализации активной позиции родителей в процессе обучения ребенка; учитывает особенности детей с различными когнитивными нарушениями и предполагает наличие двух этапов, обучающего и развивающего, что позволяет начинать работу с учетом возраста и уровня развития ребенка.
С целью реализации методики специалистами Даунсайд Ап был разработан методический комплект.
В его состав входят[2]:
- Парные предметные картинки, иллюстрирующие слова-названия, которые появляются в словаре ребенка одними из первых и являются достаточно простыми в произношении: мама, папа, баба, деда, сок, суп, конь, гусь, мяч, дом, кот, ёжик, дядя, тетя, зайка, мишка, ляля, каша, банан.
- Сюжетные картинки с мишкой и зайкой, иллюстрирующие действия: ест, спит, едет, сидит, моет, пьет, упал, плачет, стучит.
- Таблички со словами к картинкам, обозначающим названия и действия.
- «Карты-ладошки» для усвоения слоговой структуры слова.
- Карты для составления фразы из 2—3 слов с опорными словами и пустые карты для закрепления навыка.
- Карты лото.
- Контрольные таблицы для фиксации словаря и фраз ребенка.
- Методические рекомендации по организации занятий.
В наборе предлагается 97 предметных и 36 сюжетных картинок. Такое соотношение (3:1) не случайно, оно учитывает закономерности развития словаря и появления простой фразы. Исследования, проведенные в Лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха и речи Института коррекционной педагогики РАО, показали, что при формировании начального детского лексикона важное значение имеет накопление глагольного словаря (глаголов должно быть примерно треть общего объема словаря). Это в дальнейшем способствует успешному накоплению существительных и прилагательных и появлению двухкомпонентного высказывания (простой фразы) [3].
Все наглядные пособия, входящие в методический комплект, разработаны с точки зрения многофункциональности. Так, например, сюжетные картинки служат для изучения слов-действий и фраз, но в то же время строгий подбор позволяет использовать их для понимания последовательности событий и в качестве картинного календаря на день. Также из них можно делать простую книгу для малыша.
Работа по развитию речи с использованием методического пособия «Начинаем говорить», включает в себя два периода: подготовительный и основной – с использованием метода глобального чтения.
Подготовительный период
Как уже говорилось выше, работа по вызыванию активной речи ребенка начинается в раннем возрасте. Методика «Начинаем говорить» дает ответы на вопросы, как можно заниматься развитием речи в самом раннем возрасте (от 0 до 3 лет), как организовать занятия, какие задания и в каком объеме предложить ребенку.
Наглядный материал для занятий
На этапе, когда ребенок постепенно учится различать предметы и у него появляется потребность обозначить их доступным для него способом (жестом, звукоподражанием или словом), становится возможным постепенно включить в занятия не только реальные объекты и действия, но и их изображения. Ребенок учится понимать, что нарисовано на картинке, различать знакомые картинки, находить пары и, наконец, называть изображения.
Любой специалист, работающий с ребенком, понимает, что кроме знания методики (чему и как учить ребенка) важен правильный подбор картинок. Что же такое «правильная картинка»? Здесь есть несколько принципиальных моментов.
1. Размер. Он должен быть таким, чтобы ребенок мог видеть как одну картинку, так и несколько сразу (например, при работе над пониманием речи или при игре в лото). Они не должны быть ни слишком большими (ребенку трудно будет удерживать в поле зрения несколько картинок), ни слишком маленькими (у большинства детей с синдромом Дауна имеются проблемы со зрением).
2. Толщина. Во время проведения занятий по развитию речи или игр с карточками мы часто просим малыша: «Возьми картинку», «Найди такую же картинку, положи рядом» и т. д. Ребенку бывает сложно выполнить просьбу взрослого из-за двигательных трудностей: они свойственны маленьким детям вообще, а у детей с синдромом Дауна входят в перечень проблемных сторон развития.
Кроме того, у родителей и педагогов возникают опасения, касающиеся сохранности картинок: они боятся, что малыш может их неосторожно помять или порвать. И нередко мы наблюдаем, как родители не дают картинку ребенку в руки или сразу же забирают ее. А насколько проще и веселее заниматься, когда нет страха испортить, когда малыш может сам достать карточку из мешочка или опустить ее в «почтовый ящик». Поэтому мы предлагаем выпуск картинок из толстого картона. Их легко брать и трудно помять, и они долго сохраняют первоначальный вид.
3. Изображение. Оно должно быть четким, понятным, без лишних деталей. Все картинки должны быть выполнены в едином стиле.
4. Содержание. Нарисованное на картинке должно соответствовать первоначальному детскому лексикону.
Методика занятий
- Понимание обращенной речи
Это основное условие развития собственной речи ребенка. Для воспитанников Даунсайд Ап работа над пониманием обращенной речи начинается на домашних визитах и продолжается в адаптационных группах, которые дети посещают с полутора лет.
Прежде чем приступать к специальным занятиям по пониманию речи с использованием картинок, нужно убедиться в том, что ребенок начал понимать обращенную речь в бытовой ситуации и игре.
Сначала проводим с ребенком занятие по знакомству с предметными картинками. Взрослый поочередно раскладывает перед ребенком картинки, называет последовательно каждую и просит ребенка показать ее. Можно использовать дополнительные приемы, интересные ребенку: перевернуть картинку, которую назвал педагог, спрятать ее в мешочек, коробочку, опустить в копилку и т. д. Называя картинку, взрослый не только произносит слово, обозначающее ее, но и использует соответствующий жест и звукоподражание, например: «собака», «ав-ав» и жест «собака» [3].
- Различение картинок
Ребенок по просьбе взрослого выбирает нужную картинку из двух (или более) предложенных. Взрослый кладет на столе перед ребенком несколько предметных картинок, называет их, используя кроме слова-названия жест и звукоподражание, и просит ребенка показать одну из них, например: «Где собака, ав-ав»? Правильным ответом считается, если ребенок посмотрел на картинку, показал на нее пальцем или похлопал по ней ладошкой.
- Сличение предметных картинок – подбор пар
Взрослый предлагает ребенку найти парную картинку и положить их одну под другую (если используются отдельные картинки) или друг на друга (если используются карты лото). Когда малыш выполнил это действие, взрослый делает вывод: «Правильно, они одинаковые» — и учит ребенка жесту «одинаковые». Постепенно количество картинок увеличивается до 3—4.
Жест «одинаковые»
В ходе таких упражнений вырабатываются навыки, необходимые для дальнейшего овладения глобальным чтением (понятия «такой же», «одинаковые»), умение подкладывать картинки одну под другую или накладывать их друг на друга.
Занимаясь с малышом знакомством с картинками, их различением и сличением, взрослый не ставит перед ребенком задачу называния картинки, но поощряет любые его попытки в этом направлении.
Результаты занятий заносятся в контрольную таблицу в графу «Понимание».
- Называние картинок
Ребенок и на предыдущих этапах может пытаться называть картинки, но задания данного этапа сфокусированы именно на этом умении.
Когда мы говорим, что ребенок «называет» картинки, это не значит, что он произносит полноценное слово. На данном этапе он использует в речи так называемый детский, или «нянюшкин», словарь, который объединяет в себе различные звукокомплексы, несущие постоянный смысл: звуки, звукоподражания и лепетные слова. Необходимость использования данного словаря объясняется особенностью русского языка — преобладанием в нем длинных и сложных для произнесения слов. Каждый ребенок проходит этот этап развития речи, и каждому взрослому смысл слов «би-би», «ко-ко», «бай-бай», «кач-кач» понятен без дополнительного разъяснения.
Задания заключаются в том, что ребенку предлагают любым доступным ему способом ответить на вопросы: «Кто это?», «Что это?». На первых порах ребенок может использовать только жесты, но со временем педагог поощряет его сопровождать жест звуками, лепетными словами.
Отбирая слова для занятий, лучше начинать с тех, которые малыш уже умеет каким-то образом произносить, — так ему более понятен смысл предлагаемых заданий. Те картинки, которые ребенок сумел назвать, собираются в «говорильный альбом». У малыша появляется прекрасная возможность перелистывать его и называть все слова.
Родителям нередко трудно найти подходящие картинки для «говорильного альбома». Имея стандартные картинки из набора «Начинаем говорить», мама может просто отобрать нужные и вложить в альбом.
Слова, которые может назвать ребенок, заносятся в контрольную таблицу в графу «Называние». Проанализировав активный словарь ребенка по контрольной таблице, специалисты и родители могут легко спланировать следующий шаг. Например, когда в словаре набирается 12—15 слов-названий, которые малыш узнает и показывает, можно аналогичным образом начинать работать над глагольным словарем. Слова-действия представлены на простых сюжетных картинках. Можно выбрать картинки с тем персонажем (мишкой или зайкой), который больше нравится ребенку.
В Даунсайд Ап занятия по называнию предметных и сюжетных картинок являются частью логопедических занятий, проводимых в структуре адаптационных групп (для детей 1,5—3 лет) и групп поддерживающего обучения (для детей 3—6 лет). Специалисты, работающие в группах, при наличии наборов получают возможность использовать одни и те же картинки на фронтальных и на индивидуальных логопедических занятиях. То, что ребенок получает такие же картинки в свой «говорильный альбом» для занятий дома, позволяет обеспечить преемственность в организации занятий родителями и специалистами. Более того, если ребенок посещает дополнительные занятия с логопедом, наличие набора поможет создать единое обучающее поле, что сделает занятия более эффективными. Стандартный методический комплект «Начинаем говорить» существенно облегчает дистанционную работу специалиста на форуме или на коллегиальных консультациях.
[1] В методическом пособии «Начинаем говорить» детский словарь представлен в виде таблиц. При создании таблиц использован модифицированный опросник, созданный на базе «The MacArthur Communicative Development Inventory: Words and Sentences», часть «Children Development Inventory» в переводе И. А. Чистович. Апробация соответствия словаря детскому лексикону русского языка проводилась в Лаборатории детской речи РГПУ им. Герцена при участии заведующей лабораторией, доктора филологических наук, профессора С. Н. Цейтлин.
[3] Используются жесты, входящие в культуру русского языка и потому знакомые всем без специального изучения. Подробнее см.: Жиянова П. Л. Альтернативная коммуникация. Использование жестов в общении. // Хрестоматия для родителей. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2014. С. 255—259.
Продолжение тут
Приобрести пособие «Начинаем говорить!»
Источник