Психастенический синдром у детей младшего школьного возраста

Психастенический синдром у детей младшего школьного возраста thumbnail

Этот тип, так же как астеноневротический, относится к области тесного соприкосновения психопатий и неврозов. Психастеническая личность особенно расположена к развитию того варианта невроза навязчивых состояний, который у подростков обозначен как обсессивно-фобический [Личко А. Е. 1979; Шевченко Ю. С., 1979]. Вслед за тем, как P. Janet (1903) описал психастению, большинство наиболее известных ее исследователей стали рассматривать ее не как невроз, а как аномалию характера.

Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами». Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивости, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов,

темноты, боязнь остаться за запертой дверью и т. д. Реже можно наблюдать навязчивые действия, невротические тики.

Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми заботами — первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. В минувшее время, возможно, важнейшим фактором, способствующим становлению психастении, было воспитание в условиях «повышенной ответственности», когда в силу трудных условий жизни родители возлагали недетские заботы по надзору и уходу за малышами или беспомощными членами семьи, когда в тяжелых материальных и бытовых условиях подростку и даже еще ребенку приходилось оказываться в положении старшего среди братьев и сестер [Сухарева Г. Е., 1959].

В нашу эпоху материального благополучия пришлось столкнуться с иной формой воспитания в условиях «повышенной ответственности». Родители лелеют слишком большие надежды на успехи своего чада, требуя только отличной учебы или заметных достижений в какой-либо престижной для них области — в занятиях музыкой или языками, или отдавая дань какой-либо очередной моде вроде фигурного катании на коньках. Склонный к психастении ребенок не остается безучастным к родительским надеждам, чутко воспринимает эти высокие экспектации и страшится их не оправдать, дабы не потерять всей полноты родительского внимания и любви.

По сравнению с другими типами психопатий в пубертатном периоде резких обострений психастении обычно не бывает. Однообразно регламентированная школьная жизнь, отсутствие необходимости самостоятельно принимать важные решения, ставшие уже привычными и легко выполнимыми нагрузки на чувство ответственности (выучить уроки, выполнить данные поручения и т. п.) благоприятствуют удовлетворительной адаптации даже при выраженных психастенических чертах. Декомпенсации могут выступать опять же в моменты особенно высоких требований к чувству ответственности, например во время экзаменов. Известно, что наибольшего расцвета психастения достигает в возрасте 20—40 лет, с началом инволюции ее проявления опять слабеют.

Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Тревожная мнительность психастенического подростка отличается от сходной черты астеноневротического и сенситивного типов. Если астеноневротическому типу присущим бывает опасение за свое здоровье (ипохондрическая направленность мнительности и тревоги), а сенситивному типу свойственно беспокойство по поводу отношения окружающих, возможных насмешек, пересудов, неблагоприятного мнения о себе (релятивная направленность мнительности и тревоги), то страхи и опасения психастеника целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному в его будущем (футуристическая направленность мнительности и тревоги): как бы чего не случилось ужасного и непоправимого, как бы не произошло какого-либо непредвиденного несчастья с ними самими, а еще страшнее — с теми близкими, к которым они обнаруживают страстную, порою патологическую привязанность. Опасности реальные и невзгоды уже случившиеся пугают куда меньше. У подростков особенно ярко выступает тревога за мать — как бы она не заболела и не умерла, хотя ее здоровье не внушает никому опасений, как бы не погибла под транспортом, не попала в катастрофу. Если мать опаздывает с работы, где-то без предупреждения задержалась, такой подросток не находит себе места.

Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально придуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу, обходить ЕСС люки, не наступая на их крышки, то «не провалишься», отвечая уроки, на экзаменах и т. п.; если не дотрагиваться до ручек дверей, то не заразишься и не заболеешь; если при всякой вспышке страха за мать произносить про себя самим выдуманное заклинание, то с нею ничего плохого не случится.

Другой формой защиты бывают особо выработанный формализм и педантизм. Осознанно или подсознательно, не отдавая себе отчета, психастенический подросток исходит здесь из постулата, что если все заранее предусмотреть и действовать в точном соответствии с намеченным планом, то ничего неожиданного и плохого случиться не должно. Педантизм психастеника отличается от такового при эпилептоидном типе. За педантизмом эпилептоида всегда стоят себялюбие, забота о собственных интересах и благополучии, понуждение окружающих к соблюдению в мелочах выгодного для него порядка. Педантизм психастеника надуман и формалистичен, никаких «земных» выгод ему не сулит.

Читайте также:  На ранней стадии синдрома эйди обычно наблюдается

Нерешительность в действиях и рассуждательство у психастенического подростка идут рука об руку. Такие подростки бывают сильны на словах, но не в поступках. Всякий самостоятельный выбор, как бы малозначим он ни был (например, какой фильм пойти посмотреть в воскресенье), может стать предметом долгих и мучительных колебаний. Однако уже принятое решение должно быть немедленно исполнено. Ждать психастеники не умеют, проявляя здесь удивительное нетерпение.

У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и склонности к сомнениям и колебаниям. Эта реакция проявляется у них неожиданными самоуверенными и безапелляционными суждениями, утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты и в обстоятельствах, когда требуются именно неторопливая осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.

Склонность к самоанализу более всего распространяется на размышления по поводу мотивов своих поступков и действий, проявляется в копании в своих переживаниях И ощущениях.

Физическое развитие психастеников обычно оставляет желать лучшего. Спорт и все ручные навыки даются им плохо. Обычно у психастенических подростков особенно слабы и неловки руки при более сильных ногах. Поэтому в спортивных занятиях им легче даются бег, прыжки, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Элементарные ручные навыки (даже ровно вбить гвоздь или очинить карандаш) иногда бывают камнем преткновения.

Подростковые поведенческие реакции при психастеническом типе характера бывают выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко приходится видеть патологическую привязанность к кому-либо из членов семьи — у мальчиков чаще к матери. Возможно, эта привязанность питается нерешительностью и тоже служит психологической защитой. Тяга к сверстникам проявляется в робких формах — места в подростковой группе им обычно не находится, если только не посчастливится попасть в компанию юных интеллектуалов. Увлечения, как правило, относятся к области интеллектуально-эстетических хобби. Даже собирание коллекции у подростков этого типа более питается этими потребностями, чем страстью накопительства («Я собираю марки разных стран, чтобы изучить географию»,— заявил 12-летний мальчик с психастеническим типом характера).

Сексуальное развитие обычно опережает общее физическое. Нередко наблюдается интенсивный онанизм, который становится источником самоугрызений и символических запретов. Может обнаружиться также склонность к транзиторному подростковому гомосексуализму.

Все описанные формы нарушений поведения (подростковая делинквентность, ранняя алкоголизация и т. д.) психастеникам несвойственны. Даже суицидального поведения в трудных ситуациях нам встречать не приходилось. Место этих нарушений, видимо, полностью вытесняют навязчивости, мудрствование и самокопание.

Самооценка, несмотря, казалось бы, на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая диаметрально противоположные (например, истероидные).

Юрий Ч., 15 лет. Из хорошей, дружной семьи Мать склонна к чрезмерной опеке сына. С детства отличался пугливостью. В возрасте полутора лет, после того, как испугался включенного пылесоса, появилось заикание. Посещал специализированный детский сад для детей с нарушениями речи — к 6 годам заикание полностью исчезло. Был застенчив, играть любил с девочками В 7 лет — легкая черепно-мозговая травма без последствий В школе учился хорошо, старательно, но был робок, нерешителен. Постоянно тревожился за мать, отца, старшую сестру — как бы с ними чего-нибудь не случилось плохого Если мать опаздывала с работы — бежал из дому ее встречать.

С 12 лет появились первые навязчивости. После того как тайком от старших прочитал брошюру о венерических болезнях, стал бояться заразиться ими — начал часто мыть руки. С того же возраста — онанизм Сперва подолгу мыл руки после мастурбации, затем — всякий раз, когда появлялись «плохие мысли» или чтобы «избавиться от неприятностей:». С 14 лет перед окончанием восьмилетней школы появилась масса других навязчивостей. Перед уходом в школу выполнял ряд ритуалов — чтобы не получить неудовлетворительной отметки, чтобы не случилось ничего плохого. Одевался в строго определенной последовательности, несколько раз дотрагивался до выключателя, шел в школу по строго определенному маршруту. Считал «счастливой» цифру три — символ удовлетворительной отметки, а также символ троих самых дорогих ему людей — матери, отца и старшей сестры Появилась страсть к самоанализу — подолгу раздумывал о мотивах своих поступков, желаний и т. п. За онанизм подвергал себя «наказаниям» — не смотрел интересующую его передачу по телевизору.

Читайте также:  Синдром механической деструкции мягких тканей

Тяготился придуманными им ритуалами, но избавиться от них не мог — их исполнение, по его словам, давало «разрядку внутреннего напряжения». Никогда не выполнял ритуалов при посторонних или старался замаскировать их под необходимые или случайные действия. Например, будучи госпитализирован в соматическую больницу, вместо того, чтобы часто мыть руки, только дотрагивался до мыла или водопроводного крана.

Учился хорошо. Общался с товарищами, но близкого друга найти не мог. Был влюблен в одноклассницу, но старался никак не показать свои чувства. Иногда даже нарочито пренебрегал общением с нею. Увлекался чтением классической литературы, любил слушать классическую музыку.

В 15 лет сам попросил мать отвести его к психиатру, чтобы избавиться от мучивших его навязчивостей и от онанизма. После рациональной психотерапии и лечения меллерилом навязчивости значительно ослабли — по словам больного, «их стало легко маскировать от посторонних».

При неврологическом, соматическом и электроэнцефалографическом обследовании — без отклонений.

Обследование с помощью ПДО. По шкале объективной оценки диагностирован смешанный — психастенический и сенситивный — тип. Признаков, указывающих на возможность психопатии, не отмечено. Конформность умеренная, реакция эмансипации слабая. Имеется высокая откровенность в выборе ответов, что свойственно психастеническому типу. Склонности к делинквентности не обнаружено. Отмечено выраженное отрицательное отношение к алкоголизации. По шкале субъективной оценки самооценка недостаточная: черт никакого типа не выделилось. Однако достоверно отвергает черты типов меланхолического (что часто встречается у здоровых подростков), неустойчивого (что наиболее присуще психастеническим подросткам) и гипертимного (склонность к субдепрессивным состояниям).

Диагноз. Обсессивно-фобический невроз на фоне психастенической акцентуации характера.

Катамнез через 2 года. Успешно окончил 10 классов школы, хотел поступать в вуз. Однако перед конкурсными экзаменами навязчивости усилились настолько, что мешали к ним готовиться. Часами выполнял различные ритуалы. После психотерапии и лечения элениумом принял решение отказаться от попытки поступления — навязчивости почти прекратились. Поступил на работу и на подготовительное отделение в институт.

При психастенической психопатии в отличие от акцентуации того же типа имеются постоянные, хотя и колеблющиеся по интенсивности, обсессии и фобии. Навязчивости и чрезвычайная нерешительность нарушают трудоспособность, крайне затрудняют общение и семейную адаптацию. Утрированными оказываются и гиперкомпенсаторные механизмы — нетерпеливость при уже принятом решении, неожиданная и ненужная безапелляционность, доходящий до карикатуры педантизм.

В тяжелых случаях нередко возникает необходимость дифференцировать эту психопатию с обсессивно-фобическим синдромом при неврозоподобной вялотекущей шизофрении (см. гл. VII).

Психастеническая психопатия является чаще всего конституциональной аномалией характера. Возможно, однако, и психопатическое развитие на основе акцентуации того же типа при неправильном воспитании (условия повышенной моральной ответственности, доминирующая гиперпротекция).

Первая из них сказывается еще у подростка, а при доминирующей гиперпротекции несостоятельность чаще проявляется при вступлении в самостоятельную жизнь.

Источник

Психастения или психастеническая психопатия – патология, для которой свойственно чрезмерное самоанализирование. Люди, подверженные этому расстройству личности, предъявляют к себе завышенные требования, они очень самокритичны и у них заниженная самооценка. Несмотря на то, что психастения считается патологией, в МКБ это расстройство не внесено в перечень заболеваний. Однако в Классификации упоминается два состояния равнозначное психастенической психопатии – тревожное и обессивно-компульсивное.

Симптомы психастенической психопатии

Основными симптомами расстройства в данном случае являются:

  • мнительность;
  • повышенная тревожность;
  • неуверенность в себе.

тревога

На пути к достижению цели психастеники страшатся поражения. В связи с этим, они не совершают спонтанных, необдуманных поступков. Кроме того, они отличаются нерешительностью в принятии решений и выраженной педантичностью. Прежде чем приступить к действию, они разрабатывают подробный план, которому в точности стараются следовать. После того, как составлен подробнейший план действий, психастеники начинают упорно двигаться к намеченной цели. Если же их план что-то нарушает, они теряются и способны в таком состоянии отказаться от продолжения деятельности. Основной мотив у психастеников – это не стремление к успеху, а избегание неудачи.

Большая часть психастеников – это начитанные, образованные люди, которые, несмотря на сильную интеллектуальную базу, не любят публичности. В ситуациях, когда требуется их выступление, они даже в совершенстве владея всей информацией, способны ее забыть. Им тяжело принимать решения. Прежде чем выбрать путь, они просят помощи и поддержки, но только у людей, которым они доверяют. Симптомы расстройства включают избирательность в выборе друзей. Круг общения психастеников ограничен. Они общаются только с проверенными людьми. С посторонними они общаться не любят из-за страха быть непонятыми и прослыть некомпетентными.

Читайте также:  Геморрагический синдром с почечным синдромом

Психастеникам свойственны мелочная пунктуальность и педантизм, которые раздражают их окружение. Однако они компенсируются трудолюбием, безотказностью и пунктуальностью. Обычно именно эти качества и используются коллегами по работе, которые нагружают психастеников своими проблемами. Кроме этого, такие личности отличаются повышенной мнительностью к состоянию своего здоровья, которая с течением времени может переродиться в реактивную депрессию. Психастеникам свойственно развитие различных фобий. Чаще всего у них встречаются:

  • боязнь открытых пространств;
  • боязнь загрязнения;
  • канцерофобия – страх заболеть онкологическим заболеванием. Этот вид фобий толкает человека на бесконечные обследования, чтобы исключить болезнь или выявить ее на ранних этапах.

Психастеническая психопатия у детей

Симптомы психастеника обнаруживаются в детском возрасте в начале школьного обучения. Однако некоторые признаки, такие как тревожность, проявляются уже в раннем детстве. В младших классах психастения проявляется в виде слабой механической памяти, которая вызывает затруднения в усвоение учебного материала. Такие дети постоянно перепроверяют свою работу и поэтому отстают от других учащихся. При публичных выступлениях они остро реагируют на оценку окружающих.

Психастенический синдром у детей младшего школьного возраста

В более старшем возрасте аналитические способности позволяют им достичь желаемого результата. Им удается докопаться до сути своим умом, хорошо разобраться в материале и логически обобщить изученный материал. Интеллектуальный талант развивается у них и в зрелом возрасте.

Часто психастеники испытывают проблемы в установлении контакта с противоположным полом. Со сверстниками сходятся медленно, отбирая для общения только тех, кто не принесет им страданий. Симптомы психастении у подростков проявляются в избегании участия в коллективных мероприятиях.

Факторы развития расстройства

Основную роль в развитии расстройства имеет предрасположенность. Экзогенные факторы только провоцируют начало психастении и обостряют ее течение. Данный факт и отличает психастению от неврастении, которая развивается у людей на «пустом» месте под влиянием неблагоприятных обстоятельств. Что касается психастении, то специалисты утверждают, что на происхождение расстройства оказывают влияние воспитание и моральная обстановка в детстве. По мнению ученых, в основе расстройства лежит психастенический характер. И.П. Павлов, считал, что психастения является производным слабого общего типа, сочетающимся с мыслительным. Ученый описывал характер возникновения расстройства, который основан на слабой деятельности подкорки. По его мнению, у психастеников вторая сигнальная система преобладает над первой и работает, как бы, отрываясь от нее.

Особенности лечения

Несмотря на то, что психастения не признана заболеванием, данная патология личности нуждается в коррекции. Люди, страдающие психастенической психопатией, испытывают трудности в общении, их считают «белыми воронами». Лечение расстройства в данном случае направлено на снижение аффективных и параноидальных проявлений, ликвидацию навязчивых страхов и снижение тревожности.

Вылечить это расстройство личности нельзя. Психастеник останется таким, какой он есть. Однако лечение или вернее будет сказано, коррекция состояния, поможет избавиться от аффективных проявлений и будет способствовать успешной социализации личности.

Терапия предусматривает медикаментозное лечение и применение психотерапевтических методик. Лекарственные препараты призваны ликвидировать признаки тревожности, предотвратить развитие фобий, устранить подозрительность и перепады настроения. Вместе с тем, лекарства способны лишь скорректировать симптоматику. Лечение предусматривает назначение следующих препаратов:

  • транквилизаторов;
  • нейролептиков;
  • препаратов, стабилизирующих настроение;
  • антидепрессантов.

Психотерапия – это основной метод, помогающий психастеникам принять себя. Благодаря ее сеансам они получают возможность выработать навыки успешной социализации, внести корректировки в восприятие собственного «Я». Психотерапия помогает найти свое место в жизни и применить свои особенности на благо личного самосовершенствования. Конкретный метод подбирается в зависимости от симптоматики и индивидуальных особенностей личности. Наилучший результат дает психотерапия, применяемая совместно с использованием медикаментозных средств.

Профилактика психастении предусматривает создание благоприятных, духовных и материальных, условий для развития. Основная роль при этом отдается семье. Любовь, поддержка и уважение родителей – это те основы, которые не позволят развиться психическим патологиям. В случае врожденных особенностей только родители способны помочь ребенку перенести безболезненную и продуктивную адаптацию к социуму.

Источник