Психиатрия задачи по всем синдромам

Подборка по базе: Лекция по дисциплине Бухгалтерская финансовая отчетность Тема По, История 1 курс. Тема 11. 162 Прокопьев С.А.docx, 6 тема.docx, доноРецепты по Тема №4.DOCX, 1) Возможная тематика.pdf, осипова тема 6.pdf, 1 тема.docx, ответы на тесты тема № 9 Таджитдинова Камилла.docx, Неврозы и реактивные психозы.doc, Лекция. Тема 5. Административная ответственность за нарушения пр
Тема № : «Психозы позднего возраста».
Задача №1.

Больной 68 лет. Заболевание развивалось постепенно. Стал вялым, потерял интерес к семейным делам. Утратил такт и приличие: будучи в гостях, полез рукой в кастрюлю, пытаясь извлечь кусок мяса. У родных и знакомых таскал всё без разбору (мыло, крупу и т.д.). Не мылся и не брился, отличался непомерной прожорливостью, съедал еду, оставленную для внучки. Почти не разговаривал. На вопросы отвечал или повторением вопроса или “Убегу в Америку”.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача №2

Больная К. в 40-летнем возрасте перенесла травму головного мозга, после чего ухудшилась память, часто беспокоила головная боль. Продолжала работать инженером. С 64 лет ещё более начала ухудшаться память. Забывала, куда положила посуду, какую покупку надо сделать. К 66 годам стала ворчливой, раздражительной, обидчивой. Обвиняла сестру в пропаже вещей. Перестала ходить в магазин, т.к. путалась в ценах. Иногда по ночам искала “пропавшие” вещи. Далее стала тревожной, суетливой. Речь была сбивчивой, состоящей из обрывков фраз. Потеряла ориентировку во времени, путалась в месте пребывания.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача №3

Больная Т. Заболела в возрасте 48 лет. Наблюдалось нарастающее снижение памяти, больная теряла или не находила различные вещи. Испытывала затруднения в счёте денег. Постепенно нарастала беспомощность, не могла самостоятельно мыться и одеваться. Потеряла способность самостоятельно питаться: не знала, куда девать ложку. При попытке что-то написать изображала беспорядочные каракули.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром и симптомы.
  2. Для какого расстройства этот синдром характерен?
  3. Имеется ли логоклония?
  4. Каков прогноз расстройства?
  5. Рекомендуемое лечение.

Задача №4

Больная 72 лет. При экспериментально-психологическом исследовании узнаёт геометрические фигуры, правильно их называет «треугольником» или «квадратом», но не может их нарисовать. Не может скопировать фигуры, сложенные из спичек. Смотрит на образец, делает грубые ошибки, одну из трёх сторон треугольника помещает внутри него, а четвёртую сторону квадрата пропускает совсем. При этом испытывает неуверенность, спрашивает: «Так надо?». Просит помочь.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача №5.

Больной М., слесарь. Заболевание началось исподволь в 45 лет. Стал невнимательным, халатным и безучастным. Раздавал и растерял все нужные инструменты. Не справлялся со своими обязанностями. Был уволен. На увольнение и смерть брата проявлял равнодушие. Целыми днями лежал дома и смотрел в потолок. Иногда во время еды вдруг вставал и начинал ходить «взад-вперёд». Иногда часами напевал одну и ту же мелодию. Был абсолютно равнодушен к окружающему. Речь всё более оскудевала, постепенно превратилась в стереотипно повторяющиеся отрывки одной и той же фразы.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром.
  2. При каких расстройствах он наблюдается?
  3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?
  4. Какова врачебная тактика при возникновении этого синдрома?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача №6

У больного Л. в возрасте 62 лет начал меняться характер: появились капризность, грубость, раздражительность. Позднее стал нелепым и расторможенным, особенно в сексуальном отношении (играл на улице с детьми и бегал за девочками). При госпитализации в психиатрическую больницу был благодушен, суетлив, груб, бестактен. Употреблял одни и те же выражения, без конца повторял одни и те же рассказы, сопровождая их одними и теми же жестами.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача №7

Больная Д. Заболела в возрасте 82 лет. Стала забывчивой, суетливой, тревожной. Не узнавала окружающих, не помнила имён своих детей. Предоставленная сама себе, собирала вещи в узел, прятала халат, говорила, что её обворовывают. Анамнестических сведений собрать не удалось из-за грубого снижения памяти у больной.

Читайте также:  Лечение синдрома тазовых болей у женщин

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром.
  2. При каких расстройствах он наблюдается?
  3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?
  4. Какова врачебная тактика при возникновении этого синдрома?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача №8

Женщина 55 лет, бухгалтер, длительно страдающая сахарным диабетом и хроническим холециститом, через год после смерти мужа обратилась к врачу с жалобами на быструю утомляемость, резкое ухудшение памяти, головокружение, профессиональную несостоятельность, эмоциональную лабильность.

  1. Назовите описанный синдром и симптомы.
  2. Для какого расстройства этот синдром характерен?
  3. С чем дифференцировать?
  4. Каков прогноз расстройства?
  5. Рекомендуемое лечение.

Задача №9

Больной 55 лет за последние годы стал придирчив, жаден, часто пересчитывает деньги. Жалуется на быструю утомляемость и снижение памяти. Стал сентиментален и плаксив.

Вопросы:

  1. Какие симптомы описаны?
  2. Каким синдромом определяется состояние?
  3. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
  4. Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?
  5. Как лечить расстройства, при которых наблюдается этот синдром?

Задача №10

Мужчина 45 лет, научный сотрудник, без внешней причины резко изменился по характеру, постоянно пребывал в приподнятом настроении, цинично бранился, не стесняясь детей и посторонних, хвалился своими сексуальными способностями, перестал справляться с работой, ничем не занимался, больным себя не считал.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром.
  2. При каких расстройствах он наблюдается?
  3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?
  4. Какова врачебная тактика при возникновении этого синдрома?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Задача №11

Больной 42 лет последние 2 месяца возбуждён, расторможен, делает нескромные комплименты женщинам, говорит нечётко, невнятно. Постоянно улыбается, нелепо шутит. Зрачки узкие, не реагируют на свет, допускает ошибки в простейшем счёте, конкретно толкует пословицы. Неправильно называет число и месяц. Больным себя не считает.

Вопросы:

  1. Назовите описанный синдром.
  2. При каких расстройствах он наблюдается?
  3. Какие параклинические методы исследования показаны для дифференциального диагноза?
  4. Какова врачебная тактика при возникновении этого синдрома?
  5. Каковы лечебные рекомендации?

Ответы к ситуационным задачам:

«Психозы позднего возраста».

Задача №1

1 Абулия, апатия, эмоциональная тупость, булимия, мутизм, слабоумие.

2 Тотальная деменция.

3 Болезнь Пика.

4 Этиология неизвестна.

5 Уход, надзор, симптоматическая терапия.

Задача №2

    1. Прогрессирующая амнезия, цефалгия, бред ущерба, разорванность мышления, амнестическая дезориентировка.
    2. Тотальное слабоумие.
    3. Пресенильный вариант болезни Альцгеймера.
    4. Генетическая предрасположенность.
    5. Компенсирующая, защитная, противовоспалительная и поведенческая терапия.

Задача №3.

    1. Прогрессирующая амнезия, апраксия, аграфия.
    2. Болезнь Альцгеймера с ранним началом.
    3. Не известно. В описании она не отражена.
    4. Неблагоприятный.
    5. Церебролизин, акатинол-мемантин.

Задача №4

1 Апраксия, аграфия, слабоумие.

    1. Тотальная деменция.
    2. Болезнь Альцгеймера.
    3. Генетические факторы.
    4. Церебролизин, индометацин, амиридин.

Задача №5

    1. Тотальное слабоумие с эмоциональной тупостью и «стоячими оборотами».
    2. Болезнь Пика, опухоль мозга.
    3. Компьютерная томография.
    4. Обеспечение ухода и надзора.
    5. Симптоматическая (главным образом, седативная) терапия.

Задача №6

    1. Расторможенность влечений, эмоциональная тупость, слабоумие, «стоячие обороты»
    2. Тотальная деменция
    3. Болезнь Пика
    4. Этиология неизвестна
    5. Симптоматическая терапия

Задача №7.

    1. Тотальное слабоумие
    2. Сенильная деменция альцгеймеровского типа
    3. Психологические методики
    4. Организация ухода и надзора
    5. Симптоматическая терапия, ноотропы

Задача №8.

    1. Синдром неврозоподобный. Симптомы: астения, гипомнезия.
    2. Церебральный атеросклероз.
    3. Расстройство адаптации.
    4. Сомнительный.
    5. Вазобрал, актовегин, пиразидол, психотерапия.

Задача №9

    1. Личностные изменеиия, гтпомнезия, слабодушие, астения
    2. Психопатоподобный, астенический, дисмнестический
    3. Церебральный атеросклероз
    4. Наследственные, ситуационные, особенности питания
    5. Сосудистые препараты, рациональная диета, психотерапия

Задача №10

    1. Маниакальный
    2. Биполярное аффективное расстройство, шизофрения, прогрессивный паралич
    3. Психологическое тестирование, RW
    4. Комплексное обследование
    5. Нейролептики и (в случае сифилитического заболевания) специфическая терапия

Задача №11

    1. Маниакальный
    2. Прогрессивный паралич, биполярное аффективное расстройство, шизофрения
    3. Психологические тесты, RW
    4. Комплексное обследование
    5. Нейролептики седативного действия и (в случае прогрессивного паралича) – специфическая терапия

Тема № : «Аффективные расстройства».

  1   2   3   4

Источник

«ПСИХИАТРИЯ»

Ситуационная задача №50

Пациент утверждает, что в течение длительного времени слышит «внутри головы мужской голос, доносящийся к нему с другого конца города».

К какому психопатологическому синдрому относится данный феномен?

Ответ. Псевдогаллюциноз (pseudohallucinosis; псевдо- + галлюциноз) психопатологический синдром, характеризующийся обильными стойкими псевдогаллюцинациями.(возможно при шизофрении)

Псевдогаллюцинации (pseudohallucinationes; псевдо- + галлюцинации) расстройства восприятия в виде ощущений и образов, непроизвольно возникающих без реального раздражителя (объекта), отличающиеся от галлюцинаций отсутствием у больного ощущения объективной реальности этих образов.

Вербальный галлюциноз — наплыв вербальных (словесных) галлюцинаций или псевдогаллюцинаций в виде монолога (моновокальный галлюциноз), диалога, множественных “голосов” (поливокальный галлюциноз) различного содержания (угрожающего, повелительного, бранящего и др.), сопровождающиеся страхом, тревогой, двигательным беспокойством, нередко образным бредом. При слуховом псевдогаллюцинозе “голоса” “умственные”, “мыслительные”, “сделанные”, локализуются в голове, или слышатся из космоса, других городов и стран. Встречается при метаалкогольных психозах, шизофрении, органических психических заболеваниях головного мозга.

Читайте также:  Как называется синдром когда повышен билирубин

 Шизофрени́я преждевременное слабоумие — полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, связанное с дезинтеграцией процессов мышления и эмоциональных реакций. Шизофренические расстройства в целом характеризуются фундаментальными и характерными расстройствами мышления и восприятия, а также неадекватным или сниженным аффектом. Наиболее частыми проявлениями болезни являются слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред либо дезорганизованность речи и мышления на фоне значительной социальной дисфункции, нарушении работоспособности. Хотя галлюцинации могут быть разнообразными, типично шизофреническими являются галлюцинации в виде голосов («голоса в голове»). Часто больной в состоянии отличить голоса в голове (нереальные) от реальных звуков. Такие «галлюцинации» называются псевдогаллюцинациями. Сообщения голосов часто носят обвиняющий или угрожающий характер. Иногда голоса приказывают больному что-то сделать. Больной выполняет приказы голосов.

Ситуационная задача №51

От жильцов коммунальной квартиры поступили сведения о том, что их сосед регулярно спит с топором под подушкой.

Необходима ли его недобровольная госпитализация в психиатрический стационар?

Ответ. Нет. Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Ситуационная задача №52

Пациент утверждает, что он «прокурор мира, в его распоряжении находятся неисчислимые богатства», пишет на клочке бумаги распоряжения для генерального секретаря ООН, благодушен и миролюбив.

Какому психопатологическому синдрому соответствует этот статус?

Ответ. Парафрения, или парафренный синдром — наиболее тяжелая форма бредового синдрома, более тяжелая, чем паранойя (паранойяльный синдром) или параноид (параноидный синдром). (возможно при щизофрении)

Этот тип бреда характеризуется сочетанием бреда величия и бреда воздействия. Больные считают себя великими людьми, обладающими фантастическими способностями, и при этом испытывают ощущения воздействия извне, либо убеждены, что сами могут оказывать такое воздействие. Например, “общение с инопланетянами” посредством мыслей. Синдром может также сопровождаться онейроидными помрачениями сознания.

Парафренный синдром. Самый сложный бредовый синдром, включающий ведущие симптомы фантастический, конфабуляторный бред величия, а также может иметь бред преследования и воздействия, явления психического автоматизма, галлюцинации. Данный синдром является при ряде заболеваний исходным этапом хронического бредообразования. Различают по течению острую и хроническую парафрению. При остром или подостром развитии парафренного синдрома ведущее место занимают чувственные, нестойкие, фантастические бредовые идеи величия, реформаторства, высокого происхождения, вербальные и зрительные псевдогаллюцинации, конфабуляции и ярко выраженные колебания аффекта от тревожно-тоскливого до экстатически-эйфорического. Дополнительные симптомы, свидетельствующие об остроте развития синдрома, состоят из бреда интерметаморфозы, ложных узнаваний, бреда особого значения. Встречается при приступообразной шизофрении, инфекционных и интоксикационных психозах. Для хронической парафрении характерны стабильные, монотонные бредовые идеи величия, бедность и монотонность аффекта и малоактуальные симптомы предыдущих бредовых синдромов, в первую очередь галлюцинаторно-бредового. Конфабуляторная парафрения представлена в качестве ведущих симптомов конфабуляциями, сочетающихся с симптомом разматывания воспоминаний, определяющих бред величия, высокого происхождения, реформаторства, богатства.

Ситуационная задача №53

Студент 23 лет без видимых причин стал вялым, потерял интерес к учебе, общению, музыке, которой интенсивно интересовался. Появились слуховые псевдогаллюцинации, бред преследования. Считает, что его мысли читают окружающие. Стал бездеятелен, безразличен. Критики нет.

1. Как можно квалифицировать описанный синдром?

Ответ. Есть псевдогаллюциноз, синдром открытости мысли и :

Нарушения волевой сферы иногда проявляются в виде Апатикоабулического синдрома, который характеризуется постепенным развитием апатии (безразличия) и абулии (безволия). Больные бездеятельны, равнодушны к окружающей обстановке, не проявляют ни к чему интереса, никаких чувств к родным, близким, к происходящим событиям. У них отсутствуют планы на будущее, стремление к познавательной деятельности, забота о родных, семье, о себе самих. Несколько дольше сохраняются реакции, связанные с подкорковой деятельностью: гнев, голод, либидо.
Апатико-абулический синдром является составной частью клинической картины больных шизофренией, травматической болезнью, опухолями головного мозга. Галлюцинаторный синдром отличается от предыдущих синдромов тем, что при нем на первый план выступают не бредовые идеи, а интенсивные слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные галлюцинации. Сознание больных остается формально ясным. Они ориентированы в окружающей среде, времени. В зависимости от содержания галлюцинаций они высказывают соответствующие бредовые идеи преследования, отравления, ревности и др. Чаще всего встречается вербальный галлюциноз, когда больной слышит голоса, комментирующие его поступки, повелевающие им и т. д. Галлюцинации усиливаются в вечернее и ночное время. Иногда больные критически относятся к ним. Чаще же под влиянием обманов восприятия совершаются неадекватные поступки и агрессивные действия.
Галлюциноз может протекать как остро, так и хронически в течение многих месяцев и даже лет. Он является одним из вариантов психотических расстройств при шизофрении, алкоголизме, сифилисе мозга, эпилепсии.

Читайте также:  Коагулологические синдромы лабораторная диагностика скачать

Возможно наличие и СИНДРОМа ПСИХИЧЕСКОГО АВТОМАТИЗМА или КАНДИНСКОГО-КЛЕРАМБО (Шизофрения). Ядром психической картины служат разнообразные психические автоматизмы (мыслительные, чувственные, двигательные),  в сочетании с бредом физического или психического воздействия.

Выделяют три вида психических автоматизмов: 1) ассоциативный (идеаторный, идеовербальный,); 2) сенсорный (сенестопатический, чувственный); 3) двигательный (моторный, кинестетический)

Идеаторные психические автоматизмы проявляются в наплывах мыслей (ментизм), “разматывание” воспоминаний, “похищение” мыслей больного или их “озвучивание”, “вкладывание” ему чужих “сделанных” мыслей, чувство открытости субъективного мыслей больного для окружающих и “чтения” его мыслей другими, “эхо-мысли”.

К указанным симптомам примыкают явления сенсорного автоматизма (чувство сделанности, навязанности извне биологических процессов) Может проявляться насильственными изменениями в аффективной сфере — “делают настроение”, “вызывают радость, злобу, печаль, страх, восторг” и т.д. Сенсорный автоматизм проявляется возникновением, чаще во внутренних органах, неприятных, тягостных или болевых ощущений, сопровождаемых убежденностью в том, что они вызываются со специальной целью воздействием извне — бред физического воздействия. Больные сообщают об ощущениях сдавления, стягивания, перекручивания, натяжения, боли, холода, жжения и т.д. К сенсорному автоматизму относится также и воздействие на физиологические отправления организма боль­ного: вызывают половое возбуждение, извращают аппетит, обоняние, вкус, задерживают или, напротив, вызывают дефекацию и мочеиспускание.

Ситуационная задача №54

Больная 60 лет заявляет о том, что у нее «нет головы, и сгнили все внутренности». Этим высказываниям сопутствуют выраженная тревожная депрессия, но – без классической триады депрессивного синдрома: нет двигательной заторможенности.

1.Можно ли в этом случае определиться с синдромом и гипотезой диагноза или нужны дополнительные обследования?

Ответ. Эндогенная, атипическая депрессия (бредовая) сСиндром Катара, или бред отрицания, тесно связан с

тяжелым чувством тоски и тревоги, проявляется мегаломаническими нигилистическими ипохондрическими идеями. Больные убеждены в столь разрушительных для их организма последствиях тяжелой болезни, что “внутри ничего не осталось”, “весь живот забит зловонной слизью”, “внутренности атрофировались”. Нередко этому сопутствует сильное чувство вины: больной якобы является “величайшим в мире грешником”, “рассадником заразы”, он ждет наказания за свои “преступления”. Чаще всего синдром Котара развивается в инволюционном возрасте.

Можно дополнительно исследовать мышление. Отграничить инволюционный психоз от депрессии.

Ситуационная задача №55

Пациент заявляет о том, что у него «пустая голова, пропали все мысли».

1.Как называется этот патологический феномен, и какому нозологическому диагнозу он соответствует чаще всего?

Ответ.Психоз, депрессия (бредовая) сСиндром Катара, или бред отрицания, тесно связан с тяжелым чувством тоски и тревоги, проявляется мегаломаническими нигилистическими ипохондрическими идеями. Больные убеждены в столь разрушительных для их организма последствиях тяжелой болезни, что “внутри ничего не осталось”, “весь живот забит зловонной слизью”, “внутренности атрофировались”. Нередко этому сопутствует сильное чувство вины: больной якобы является “величайшим в мире грешником”, “рассадником заразы”, он ждет наказания за свои “преступления”. Чаще всего синдром Котара развивается в инволюционном возрасте.

Психо́з — нарушение произвольной адаптации психической деятельности человека. Психотическое расстройство — это собирательное название группы разнородных психических расстройств, сопровождающихся продуктивной психопатологической симптоматикой — бредом, галлюцинациями, псевдогаллюцинациями, деперсонализацией, дереализацией

Ситуационная задача №56

Больной, выходя из квартиры, регулярно совершает странный ритуал: закрыв дверь, он 4 раза скачет на левой ноге против часовой стрелки по лестничной площадке.

1. Определитесь с синдромом и предположите возможный диагноз.

Обсесивно-компульсивное расстройство, синдром навязчивых состояний.

Обсессивно-компульсивное расстройство (от англ. obsession — «одержимость идеей» и англ. compulsion — «принуждение»); Невроз навязчивых состояний — психическое расстройство. Может иметь хронический, прогрессирующий или эпизодический характер. При ОКР у больного невольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (обсессии

Источник