Психологическая коррекция детей с синдромом

Психологическая коррекция детей с синдромом thumbnail

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Срок реализации программы

Возраст 7 – 10 лет 

Автор-составитель:
коррекционный психолог

Абрамян Виолетта Артуровна

Консультант: директор
АНО Центр «Солнечный круг»
Примакова Надежда Николаевна

Оренбург
2018

Содержание

Пояснительная записка

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. По данным Министерства социального развития Оренбургской области на 01.11.2017 в Оренбурге проживает 2130 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами министерства оценивается, как каждый 10-ый ребенок в Оренбургской области рождается с какими ограниченными возможностями здоровья. АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг» зарегистрирован в юстиции 27.12.2017 года.

Основной целью Центра «Солнечный круг»является социализация и адаптация детей с синдромом Дауна и ограниченными возможностями здоровья, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На 01.02. 2018 года численность детей с синдромом Даунав Центре «Солнечный круг» составляет – 62 ребенка: из них проживают в городе Оренбурге – 39 детей; в Оренбургской области – 25 детей.

Многие семьи, проживающие в Оренбургской области стараются переехать жить в город Оренбург, для того чтобы развивать ребенка и получать квалифицированную помощь.

Центр «Солнечный круг» работает по программе Психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна разработанной руководителем научно-практического центра АС и ФР ОГПУ к.п.н., доцентом Голиковой Е.М. и к.пс.н ОрГМУ Глазевой М.А.

Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, то есть недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Такое ограничение предполагает, что у детей с синдромом Дауна нет возможности получить психолого-педагогическую и социальную помощь.

Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами была создана коррекционно-развивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»

Коррекция имеющихся у детей с синдромом Дауна недостатков проводится в малых возрастных группах. Коррекционная группа для детей с синдромом Дауна выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

Психокоррекционный процесс рассчитан сроком на один год и представляет серию регулярно проходящих встреч. 

Продолжительность одного занятия в подгруппе составляет 30 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. В работе с детьми с синдромом Дауна используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, рисования, лепки, аппликации, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

Цель:   На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Задачи:

  1. развитие познавательной активности учащихся;

  2. формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

  3. формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  4. формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  5. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  6. обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

  7. психологическая коррекция поведения ребёнка;

  8. социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Этапы коррекционно-развивающая программа:

IЭтап (диагностический):

В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна, уровень включенности в обще групповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения у детей с синдромом Дауна в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

IIЭтап (коррекционный):

На данном этапе проводится следующая психологическая коррекция детей с синдромом Дауна:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;

  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

  • развитие и совершенствование коммуникативных функций; эмоционально-волевой регуляции поведения;

  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  • когнитивный блок (задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);

  • эмоциональный блок (отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний);

  • поведенческий блок (задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения).

III Этап (блок оценки):

         Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у детей с синдромом Дауна в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка с синдромом Дауна в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

IVЭтап (прогностический):

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций детей с синдромом Дауна.

2. Тематический план

Перспективный план работы

Содержание занятий

Часы

Коррекция когнитивных процессов

26

Коррекция социальных и коммуникативных умений

18

Коррекция поведения

14

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

10

Итоговые занятия

4

Всего часов за год

72

Всего часов в неделю:

2

Примерный годовой план распределения

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Коррекция когнитивных процессов

3

3

3

3

2

3

3

3

2

1

Коррекция социальных и коммуникативных умений

3

2

2

2

2

1

2

2

1

1

Коррекция поведения

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итоговые занятия

1

1

1

1

Всего за месяц

9

8

8

8

7

7

7

7

6

5

Всего за год

72

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

1 РАЗДЕЛ

Коррекция когнитивных процессов (26 часов)

Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. “Релаксация – напряжение”. Развитие рефлексивных навыков “Я чувствую…”

2 РАЗДЕЛ

Коррекция социальных и коммуникативных умений (18 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

Читайте также:  Синдром желтого ногтя что это

3 РАЗДЕЛ

Коррекция поведения (14 часов)

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (10 часов)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию – под контроль.

5 РАЗДЕЛ

Итоговые занятия

(4 часа)

ИТОГО: 72 ЧАСА

4. Методики используемые в программе

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  • Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Методики используемые на занятиях

  1. Методика “Тулуз Пьерона” (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  2. Методика “Рисунок человека” (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  3. Методика “Типы Памяти” (Типы памяти и преобладающий тип).

  4. Методика “Эталоны” (Зрительное восприятие).

Коррекция когнитивных процессов “Как научиться учиться”

  1. Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.

  2. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.

  3. Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

  4. Коррекция восприятия.

  5. Релаксация – напряжение.

  6. Развитие рефлексивных навыков.

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг “Среди людей”:

  1. Освоение приёмов активного общения “Я и другие”.

  2. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения “Какой я и какие другие”.

  3. Знакомство с принципами хорошего слушания “Я слушаю”.

  4. Расширение представлений о способах самоанализа “Какое решение верно”.

  5. Обучение владению собой.

  6. Отстаивание своей точки зрения и аргументации “Моё мнение”.

  7. Сплочение группы “Учимся общаться”.

  8. Устранение барьеров общения “Я + Ты”.

  9. Стили общения.

  10. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Путешествие на воздушном шаре”.

  11. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Мафия”.

  12. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Необитаемый остров”.

  13. Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.

Коррекция поведения “Познавая себя и других”

  1. “Я – это я! Знаю ли я себя”

  2. “Я и мои чувства”

  3. “Что такое доброта?” (Занятие в технологии французской мастерской)

  4. “Добрым быть на свете веселей”

  5. “Добрым быть полезно”

  6. “Правда, ложь, фантазия”

  7. “Учимся управлять своими эмоциями”

  8. “Я тебя понимаю”. Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

  9. “Что такое ДРУЖБА? “(Занятие в технологии французской мастерской)

  10. “Настоящий друг”. (Сказкотерапия, видеотренинг)

  11. “Спокойствие. Учимся правильно дышать”.

  12. “Индивидуальность или чем я отличаюсь от других”

  13. “Я и Ты. Чем мы похожи”.

  14. “Поведение и культура”

Коррекция эмоционально-личностной сферы

  1. “Я учусь владеть собой”. Основы саморегуляции.

  2. “Послушание”.

  3. “Застенчивость”.

  4. “Агрессию – под контроль. Коммуникативность”.

Итоговые тестирование детей с синдромом Дауна:

  1. Методика “Векслера” (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты).

  2. Методика “Тулуз Пьерона” (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  3. Методика “Рисунок человека” (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  4. Методика “Типы Памяти” (Типы памяти и преобладающий тип).

  5. Методика “Эталоны” (Зрительное восприятие).

Нормативно-правовая документация

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.

  3. Устав АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг».

  4. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.

  1. Список литературы

  1. Айхингер А., В. Холл “Психодрама в детской групповой терапии”. -М: ГЕНЕЗИС, 2013

  2. Бабкина Н. В. Радость познания. – М.: 2010

  3. Вагапова Д. X. “Риторика в интеллектуальных играх и тренингах”. -М.: Цитадель, 1999.

  4. Винник М. О. “Задержка психического развития”. – Ростов – на -Дону: “ФЕНИКС”, 2014.

  5. Гунина Е. В. “Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников”. – КЛИО, 2012.

  6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. “Проективная диагностика в сказкотерапии”. – СПб “РЕЧЬ”, 2003.

  7. Игры – обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. – М.: Новая школа, 2014.

  8. Ильина М. В. “Чувствуем, познаём, размышляем”. – М.: АРКТИ, 2004.

  9. Истратова О. Н. “Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники”. – Ростов-на-Дону “Феникс”, 2008.

  10. Карелина И. О. “Эмоциональное развитие детей”. – Ярославль: “Академия развития”, 2006.

  11. Кипнис М. “128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу”. – М.: “ACT”, СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.

  12. Козак О. Н. “Путешествие в страну игр”. – СПб.: “Союз”, 2007.

  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.

  14. Кряжева Н. Л. “Мир детских эмоций”. – Ярославль: “Академия развития”, 2011.

  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. “Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия”. – ПИЕЕР, 2014 г.

  16. Любимова Т. Е. “Учить не только мыслить, но и чувствовать”. -Чебоксары: “КЛИО”, 2004.

  17. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. “Гимнастика для ума” – М.: 2007

  18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. – ПИЕЕР, 2002.

  19. Прутченков А. С. “Свет мой, зеркальце, скажи”. – М.: Новая школа, 1996

  20. Семенович А. В. “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза” – М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.

  21. Семенченко П. М. “399 задач для развития ребёнка”. – М.: 2000

  22. Фопелъ К. “Как научить детей сотрудничать” в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.

  23. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. “Психотехнические игры и упражнения в спорте”. – М: КЛАСС. 2001 г.

  24. Чистякова М. И. “Психогимнастика”. – М: Просвещение, 1990

  25. Шмаков С, Безбородова Н. “От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций”. -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  1. Журнал “Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии” https://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

  2. Газета “Школьный психолог”

  3. “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – https:// festival. I september.ru

  4. “Педагогическая библиотека” – https://www.pedlih.rti

  5. “Мир Психологии” – https://psychology.net.ru

  6. Презентации на сайте: https://www.danilova.ru

Приложение 1

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительныеконструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)

  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

  • Тетради для творческих работ.

  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Читайте также:  Синдром когда все должно быть идеально

Приложение 2

Конспекты занятий в количестве 72 штук в электронном варианте

Источник

В последнее время все большую актуальность приобретает синдром дефицита
внимания и гиперактивности (СДВГ), который в процессе онтогенеза может фасадно
измениться в девиантность или делинквентность. Анализ литературы выявил широкую
вариабельность данных по распространенности СДВГ. Так, например, в США
гиперактивных детей 4–20%, Великобритании – 1–3%, Италии – 3–10%, в Китае –
1–13%, Австралии – 7–10%, России – 4–18% В настоящее время в Германии более
полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности,
причем мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Чаще всего девочки
страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание
процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические
трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и
организации сложных видов деятельности. Большинству из них свойственна слабая
психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство,
лживость, вспыльчивость, агрессивность. Кроме того, у них возникает
неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Подросткам с СДВГ свойственно
отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, нарушение семейных
и общественных правил. Они не могут поддерживать определенную поведенческую
реакцию на протяжении длительного времени. Для них характерно деструктивное,
оппозиционно-вызывающее, а иногда и разрушительное поведение. Из-за непонимания
со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая
агрессивная модель защитного поведения.

Фасадные проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве
отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом
возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать
причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается
тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология
представляет серьезную социальную проблему. Для профилактики подростковой
преступности, алкоголизма, наркомании необходимо своевременно выявлять и
корригировать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

У таких детей действительно есть ряд недостатков, которые могут навредить как
самому ребенку, так и окружающим, но при правильном отношении и коррекции можно
развить сильную и творческую личность.

Слабые стороны:

  • трудности в концентрации внимания (ребенок не способен сконцентрировать
    внимание на деталях, например, не обращает внимания на изменение указаний в
    процессе выполнения задания);
  • не может сосредоточиться на выполнении заданий, требующих продолжительной
    концентрации внимания (такие как домашние задания, хотя, занимаясь тем, что ему
    нравится, ребенок может быть более внимательным);
  • слушает, но не слышит (родителям и учителям приходится повторять по
    несколько раз);
  • не выполняет инструкций и не доводит задания до конца;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и повседневной
    деятельности;
  • может быть неаккуратен (как в выполнении школьных заданий, так и по
    отношению к своему внешнему виду);
  • отвлекается на посторонние раздражители (после того, как отвлекся, вовсе
    может забыть, чем занимался);
  • нередко проявляет забывчивость в повседневных ситуациях:
  • ребенок постоянно вертится на стуле или встает со стула;
  • ребенок встает тогда, когда должен сидеть (ходит по классу во время урока);
  • болтлив;
  • начинает отвечать на вопрос, не дослушав до конца;
  • ребенок не может дождаться своей очереди, когда того требует ситуация;
  • ребенок мешает другим, вмешиваясь в их разговор или в игру (может раздражать
    других детей).

Сильные стороны:

  • щедрые (даже в ущерб себе);
  • отзывчивые (может быть помощником как дома, так и в школе);
  • энергичные (активны в спорте и на физкультуре);
  • добрые;
  • смелые;
  • творческие;
  • веселые (могут стать центром внимания в кругу детей);
  • дружелюбные;
  • непосредственные;
  • с повышенным чувством справедливости.

У гиперактивных детей присутствуют проблемы с успеваемостью, это так
называемые “качели успеваемости”. Сегодня ребенок “приносит” домой одни девятки
и десятки, а завтра по тем же предметам может получить два. Это очень
расстраивает родителей и удивляет учителей. Учителя предполагают, что ребенок не
подготовился сегодня к уроку или попросту незахотел ответить хорошо.

На самом же деле причиной таких результатов может быть нарушение режима дня и
ребенок попросту не выспался. Обычный ученик даже если и не выспался, то к
середине урока может собраться и ответить, а ребенок с гиперкинетическим
расстройством в течение всего дня будет несобран, импульсивен и капризен.
Вследствие этого показывает результаты хуже, чем мог бы.

Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) при выполнении
каких-либо заданий сильно отвлекается на посторонние раздражители, например,
звуки. В итоге ни одно из дел не доводится до конца или делается поверхностно.
Постоянно перескакивает с одного занятия на другое, невозможно чем-то увлечь его
на длительное время. В этом кроется и причина неуклюжести, проявляющаяся в том,
что они постоянно что-то роняют, сбивают, натыкаются на мебель.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства
могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Такие люди суетливы,
легкоотвлекаемы, нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться
на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. Трудности
планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по
службе, в устройстве семейной жизни. Гиперактивные проявления сильной степени
выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и
личностных расстройств. В то же время своевременная медицинская и
психологическая помощь позволяет компенсировать этот недостаток.

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана
недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются
немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения,
психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку
рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в классе
(идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин),
пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает
концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является
также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых
норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального .
Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали
поведение ребенка как “хулиганское” и проявляли больше понимания и терпения в
своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением
режима дня “гиперактивного” ребенка (время приема пищи, выполнение домашних
заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в
физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать
утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.
“Гиперактивные” дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо
исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением
большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации
внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток
времени. Важен выбор партнеров для игр – друзья ребенка должны быть
уравновешенными и спокойными.

Читайте также:  Ацетонемический синдром у ребенка питание

Эффективна семейная игровая терапия.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать 2
основных приёма: сглаживание напряжения и следование за интересами ребёнка.

Коррекционную работу с такими детьми можно производить в рамках игровой
терапии. Полезна работа с песком, глиной, крупой, водой.

В работе с гиперактивным ребёнком потенциальную помощь оказывают
релаксационные упражнения и упражнения на телесные контакт. Они способствуют
лучшему осознанию своего тела и осуществлению контроля.

Коррекционно – развивающая и формирующая работа, основанная на
двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные,
глазодвигательные, перекрёстные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц
челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксация развития коммуникативной и
когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Своевременная диагностика и коррекция трудностей позволяет приблизить любой
вид онтогенеза к нормальному течению, облегчить вхождение ребёнка в обычную
социальную среду. Наиболее коррегируеиый возраст – от 5 до 12 лет.

Главный принцип развития: “Своевременность решает всё!”.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности
целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции.
Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и
ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике
эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов – антидепрессанта
амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности
достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим
ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей
симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка
нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов
регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита
внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость,
рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые,
быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами
неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими
заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности
у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита
внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии
заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

Помощь учителю в обучении детей с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности.

Помощь такому ребенкубудет заключаться в обучении
саморегуляции и контролю над собственным телом. Следует обучить ребенка техникам
расслабления, научить получать удовольствие от отдыха. Этого можно достичь путем
медитативных сказок, дыхательных упражнений, прослушивания расслабляющей музыки.
Также необходимо направить ребенка на обучение развития скорости реакции и
координации движений.

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности зачастую присутствуют
дополнительные проблемы: заикание, дислалия, дизартрия, высокая утомляемость и
агрессивное поведение, вследствие чего у ребенка возникает недостаточное
усвоение школьной программы, заниженная самооценка, социальная изоляция. В таких
ситуациях как можно раньше следует обратиться к специалистам: неврологам,
психиатрам, психологам, логопедам и дефектологам.

Одна из больших сложностей у детей с СДВГ – трудности в самоорганизации.
Такие дети часто опаздывают, не могут распределять свое время. Отвлекаясь на
посторонние раздражители, они часто не успевают выполнить контрольную работу или
тест за ограниченное время, однако знаний для успешного выполнения контрольной
вполне достаточно. В таких случаях негативные методы воздействия, такие как
ругань или одергивания, не действуют на детей с СДВГ и вызывают протестную и
агрессивную реакцию.

В первую очередь, следует ставить перед ребенком конкретные цели и давать
короткие и однозначные указания.

Следует поощрять ребенка, что будет стимулировать его усилия к достижению
поставленной задачи. Если ребенку пора поменять вид деятельности, то следует
предупредить его об этом за 5–10 минут.

Многие родители обращаются к специалистам в связи с трудностями адаптации
ребенка в коллективе, большую часть этих детей учителя направляют к детскому
психиатру, а в некоторых случаях это решение принимает педсовета. Родители
опускают руки и теряют надежду, становятся агрессивными. Доведенные до отчаяния
родители применяют к детям строгие дисциплинарные меры в виде наказаний,
окриков, шлепков и т.д. Все это не дает положительного результата, а наоборот
вызывает агрессию.

Ведущую роль в коррекции СДВГ отводят поведенческой психотерапии, включающей
обучение детей и их окружения. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный
ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры
по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент следует делать на развитии
эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии
воспитания с преобладанием методов поддержки и поощрения. Кроме того, в семье
должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка.

Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах, и совсем не
просто подобрать к ним подход. Ведь у учителя есть другие ученики, которые
требуют внимания. Гораздо легче перевести его в другой класс или в другую школу.
Достаточно часто такие дети, несмотря на удивительные
способности и креативность, уже к концу первого класса оказываются в числе
неуспевающих.

Если в классе учится ребенок с СДВГ, ему однозначно следует уделять больше
внимания, создать более приятную атмосферу, и впоследствии он может оказаться
очень способным и ярким учеником.

В первую очередь, следует организовать рабочее место таким образом, чтобы
ребенок как можно меньше отвлекался.

1. Посадите ученика впереди или в центре класса, подальше от того, что может
его отвлечь.
2. Посадите его возле ученика, который может служить положительным образцом
для подражания.
3. Используйте как можно больше наглядных средств обучения.
4. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, займите его (дайте ему
прочитать вслух часть учебного параграфа или условие задачи).
5. Если ребенок отвлекается, незаметно для других подайте ему знак вернуться к
заданию или просто подойдите к нему и дотроньтесь до плеча, дав понять, что он
неправильно себя ведет, не ругаясь и не крича при этом.
6. Поощряйте стремление к учебе (доска лучших учеников дня, недели, месяца).
7. Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте
список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует.
Удостоверьтесь, чтодети знают, какого поведения от них ожидают.
8. Сообщайте родителям не только об отрицательных сторонах ребенка, но о
положительных.
9. Сократите количество экзаменов и проверочных работ, ограниченных во времени.
Подобные экзамены не имеют большой образовательной ценности и не позволяют
многим детям с СДВГ продемонстрировать свои знания.
10. Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте
указания на доске до окончания занятий. Есть ученики, которые не могут
самостоятельно записать или запомнить устные указания.
11. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными. Это может разрядить обстановку.
12. Если одноклассники не уважают ребенка с СДВГ и посмеив