Психология людей с синдромом дауна

Психология людей с синдромом дауна thumbnail

Синдром Дауна (трисомия по хромосоме 21) – это хромосомная патология, возникающая вследствие появления еще одной хромосомы в 21 паре. Вместо 46 хромосом (23 – от отца, 23 – от матери) у человека в норме, появляется 47-ая хромосома, которая и вызывает аномалию.

Отсюда причиной возникновения синдрома Дауна является лишняя хромосома.

Эта аномалия считается случайной генетической мутацией. Так как она происходит в момент слияния сперматозоида и яйцеклетки, то лишний хромосом могут содержать именно эти клетки. Выявлено, что в 90% лишнюю хромосому несет в себе яйцеклетка, а в 10% — сперматозоид.

Синдром Дауна

То, что в одной из половых клеток может оказаться лишняя хромосома, зависит от особого белка, который растягивает хромосомы к полюсам клетки во время деления.

К факторам, которые могут привести к синдрому Дауна, относятся:

  • брак между близкими родственниками;
  • ранняя беременность (до 18 лет);
  • поздняя беременность (мать старше 35 лет);
  • возраст отца старше 45 лет;
  • возраст бабушки по материнской линии старше 35 лет на момент, когда она родила дочь;
  • родители как носители транслокации 21 хромосомы (когда участок 21 хромосомы прикрепляется к другой, обычно к 14 хромосоме);
  • а также голодание женщины;
  • стрессовые ситуации;
  • ионизирующая радиация;
  • химическое воздействие.

Выделяют следующие признаки данного недуга:

  1. Во время беременности: ширина воротникового пространства плода более 3 мм (при норме не более 2 мм), недоразвитые кости носа, укороченные плечевые и бедерные кости, пороки сердца, кисты в сосудистом сплетении головного мозга, укороченные повздошные кости таза и увеличенный угол между ними, копчиково-теменной размер менее 45,85 мм (при первом УЗИ).

Вместе с этими признаками могут быть выявлены и вторичные патологии, подтверждающие наличие синдрома Дауна у плода: тахикардия (учащенное сердцебиение), отсутствие одной пупочной артерии, увеличенный мочевой пузырь.

  1. У новорожденного: короткая голова, наличие третьего родничка, приплюснутый затылок, рост и вес ниже среднего, круглое уплощенное лицо, монголоидный разрез глаз, пигментные пятна по краю радужки, короткая широкая шея, крупный язык, короткий нос, маленькие челюсти, приоткрытый рот, маленькие ушные раковины, широкие и короткие ладони, одна поперечная складка на ладони, искривленный мизинец, укороченные конечности, сандалевидная щель (между большим пальцем ноги и другими пальцами — расстояние).
  2. У детей и взрослых: низкий рост и склонность к полноте, аномально укороченный череп с круглым лицом, низкий и плоский лоб, монголоидные глаза, короткий нос, узкая и недоразвитая верхняя челюсть, аномалия зубов, крупный бороздчатый язык, короткая широкая шея, деформация грудной клетки, слабость мышц, провисание живота, короткие конечности, гиперподвижность суставов, у детей отставание развития наружных половых органов, склонность к плоскостопию, тонкая и сухая кожа, слабый иммунитет, дефекты речи.

Можно ли объяснить синдром Дауна с позиции психосоматики

Частично можно. Например, как выяснилось, одной из причин появления этой аномалии у здоровых родителей является страх родить больного ребенка, а также отождествление собственных детей с такими детьми.

Лууле Виилма причиной синдрома Дауна называет страх быть самим собой.

Говоря же о других нефизических причинах возникновения синдрома Дауна, необходимо иметь в виду, что, как говорят сами медики, это – не болезнь (болезни обычно появляются по определенным предсказуемым причинам). И интересно то, что объективных и серьезных объяснений возникновения этого синдрома нет: разве может фраза «считается случайной генетической мутацией» раскрыть причину? Если, как мы знаем, строение и функционирование организма человека, как и всей Вселенной, «продумано» до мельчайших деталей на основе действия строгих законов, то, как здесь может произойти случайность? Невольно вспоминается мудрая поговорка «Случайности не случайны».

Приведу хотя бы один из фундаментальных Законов Мироздания: «Закон причины и следствия». Да, формулировка знакома каждому. Но каждый ли помнит об этом Законе, когда решает что-то сделать в своей жизни? Наверное, не всегда, раз потом приходится слышать от многих: «За что?» или «Почему так получилось?».

Человек своей мыслью, словом, действием закладывает причину, которая приводит к определенному результату-следствию. Отсюда, каждому событию-следствию в жизни человека предшествовала своя причина.

Возвращаясь к нашей теме, отметим, что у синдрома тоже есть причины, но они могут быть другими, необычными (как и сам синдром), непривычными для нашего ума, выходящими за рамки психосоматики. И принимать их или нет – каждый решает сам.

Психология людей с синдромом дауна

Как человек и автор данной статьи, я отношусь нейтрально к сфере необычного: в наш век энергоинформационных технологий существование энергетических волн, несущих определенную информацию, давно доказано. То, что человек не видит, это еще не значит, что их нет. Только вот забываем, что эти энергетические волны могут нести как положительную, так и разрушительную информацию для человека.

Специалист по эниологии (наука о процессах энергоинформационного обмена в Мироздании) О. Морозова, опираясь на свою практику, выявила такие энергетические причины возникновения синдрома Дауна: отсутствие связи с Землей, как с планетой; отсутствие связи с родом и конкретно с родителями; жестокость по отношению к другим людям в прошлой жизни; постоянная матерщина в доме или рядом привела к перехлесту с сущностью животного; сильные страхи родителей родить больного ребенка; кармические перебросы на ребенка через бытовую магию; проклятья по роду на свадьбах или через наследство; насильственные браки в роду (по расчету, по необходимости и т.п.); прививки как подселение чуждой сущности в энергоструктуру ребенка (будущего родителя с лишней хромосомой).

Читайте также:  Нервные болезни и их синдромы

Психолог Лиз Бурбо также приводит следующее метафизическое объяснение врожденных заболеваний у детей (к которым можно отнести и синдром Дауна): такая болезнь говорит о том, что душа, которая воплотилась в новорожденном, принесла с собой на эту планету какой-то неразрешенный конфликт из своего прошлого воплощения.

Далее она поясняет, что душа воплощается много раз, и ее земные жизни можно сравнить с нашими днями.  И по аналогии получается, что если человек травмировал себя и не смог вылечиться в тот же день (в предыдущей жизни), то на следующее утро (нынешняя жизнь) он проснется с той же травмой и продолжит ее лечить.

Психолог отмечает, что часто человек, страдающий таким недугом, относится к нему гораздо спокойнее, чем окружающие его. И действительно, сами дети и взрослые с синдромом Дауна не так обеспокоены своим недугом, как их родные и близкие.

Здесь хочется напомнить, что такой ребенок «приходит» к конкретным родителям (и дело здесь не в возрасте матери, так как и у молодых и здоровых родителей рождаются такие дети). Значит, души родителей и душа такого ребенка как-то связаны между собой и знают, с какой целью это происходит (души всегда знают, в отличие от эгоистичного ума).

Кто-то из практиков пишет, что ребенок с синдромом Дауна – это наказание для родителей, кто-то считает его проверкой для родителей, а кто-то – благословением для родителей (то есть им дана возможность духовного роста через любовь к своему необычному ребенку).

Метафизические причины любого недуга, как пишет Лиз Бурбо, скрыты в ответе на вопрос: «Что мешает ему делать эта болезнь?». Думаю, в данном случае также стоит прислушаться к психологу и поискать ответы на этот вопрос-подсказку.

Парапсихолог Н. Петрова считает, что рождение такого ребенка символизирует отработку кармы, как правило, по женской линии. Связано это с тем, что любовь родителя к одному из детей намного превосходит любовь к другому (папа ждет сына, рождается девочка… В будущем такая девочка может родить ребенка с синдромом Дауна).

Этот автор утверждает, что синдром Дауна – это хронический синдром добра, а дети с таким синдромом – очень добрые, и в них живет любовь.

Наверное, поэтому детей и людей с синдромом Дауна называют «солнечными»: они улыбчивы, добры, открыты, наивны, доверчивы.

Пути улучшения состояния ребенка с синдромом Дауна

Синдром Дауна. развитие детей

Не раз подтверждено практикой, что состояние таких детей можно не только улучшить, но и можно вырастить их полноценными членами общества. Так, имеется много примеров того, что если родители не опускают руки, а начинают безусловно любить ребенка и активно развивать его, то такие дети и учатся наравне с другими, и осваивают профессию, и создают семьи.

Даже выявлено, что если активно заниматься с таким ребенком, он может в некоторых сферах (рисование, музыка и др.) превзойти своих ровесников.

Отсюда, первый вывод и главная мысль для родителей (потому что, как оказалось на практике, именно им в первую очередь нужна поддержка): синдром Дауна – не болезнь, и все —  в ваших руках. Да, именно в ваших, потому что именно к вам пришел такой «солнечный» ребенок. И только вы можете ему помочь. Вы можете. Только вы (а отказ от такого ребенка, как  выявлено эниологами и парапсихологами, может привести только к ухудшению душевного состояния, как самих родителей, так и ребенка).

Еще один важный момент для родителей – это ни в коем случае не винить себя. Так как душа ребенка сама выбирает родителей и условия будущей жизни, включая свое будущее тело и наличие-отсутствие в нем патологий и болезней. А с какой целью душа выбирает такое тело, это зависит от жизненных задач будущего человека, которые он (вместе со своими близкими) должен будет выполнить.

Сейчас достаточно много разнообразных и эффективных методик и примеров развития детей с таким синдромом, что улучшение действительно возможно. Было бы желание. Ваша Любовь и ваше желание действовать. Только начинать развивать надо вовремя, с самого рождения ребенка (как и всех).

Пусть в вашем сердце царит Любовь, а в теле – здоровье!

Лада

Источник

От автора: Интервью для телеканала «Свое ТВ» в передаче «Актуальное интервью».

Интервью для телеканала «Свое ТВ» в передаче «Актуальное интервью».

Ведущая – Анастасия Ивановская.

Гость: руководитель центра психологической коррекции – Тютичкина Оксана Викторовна.

 Эта дата вошла в календарь в 2005 году, чтобы повышать уровень информированности общественности. Генеральная ассамблея ООН объявила 21 марта всемирным днем людей с синдромом Дауна.

У меня в гостях руководитель центра психологической коррекции «Надежда» Оксана Викторовна Тютичкина.

– Сколько сейчас людей живет с синдромом Дауна, в Ставропольском крае, или по вашему опыту в цифрах в центре?

Читайте также:  Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей скачать

– Если говорить действительно о цифрах тех ребят, тех родителей, тех семей которые дошли до реабилитации, то это наверное каждый 13-14 из особенной категории ребят. Многие ребята не доходят, потому  что родители продолжают заниматься именно медицинской реабилитацией.

– Вы говорите медицинская реабилитация, а неужели не должно быть всё это вместе,  и психологическая и медицинская реабилитация? Неужели одно другое не заменяет,  или всё-таки стоит сначала ребёнком заниматься именно с медицинской точки зрения и потом уже обращаться в центр?

– Нет конечно,  вы абсолютно правы,  нужно заниматься единовременно всем. Но страх за жизнь ребенка намного выше и родителя этот страх часто не отпускает. Поэтому он  забывает про всё, и  работает больше именно со здоровьем ребёнка.

-Расскажите о вашем центре, какие специалисты есть,  какие ребята к вам приходят?  Какие направления в реабилитации?

-Ну я тогда уже буду говорить скорее больше про ребят синдромом Дауна, раз уж этому посвящена передача. О реабилитации ребят с синдромом Дауна, в первую очередь мы говорим на реабилитации в двигательной сферы, моторной сферы и работы с навыками. Не только в нашем центре всюду конечно нужно заниматься ЛФК, массажем, помимо этого в нашем центре это сенсо-ритмическая координация,  социально-бытовые навыки, это группы контактно-соматической осведомлённости,  базальной стимуляции,  развитие речи,  это следующая очередь, о чём нужно позаботиться родителю. У нас работает логопед-дефектолог,  это логоритмика,  это развитие речи.

-Что такое развитие бытовых навыков? Что это за занятие?

– Это занятия по социально-бытовым навыкам. Дело в что, что у ребенка с синдромам Дауна по всем сферам идет запоздание.  Это не значит, что это не разовьется, но оно запаздывает. Но она также и умение ребенка одеваться самостоятельно,  взять печенье и скушать,  воспользоваться самостоятельно туалетом, оно запаздывает от  5 месяцев до 2 лет. И для того чтобы помочь ребенку освоить эти навыки, и освоить их быстрее, существует целый комплекс мероприятий, упражнений, заданий, которые научают этому ребенка быстрее.

-Какие еще есть занятия,  вы говорите такие общие направления. А  тактильные навыки?  Как проходят эти занятия? Дети там рисуют, лепят из пластилина?

– Конечно, мы не учим их как учеников. Если мы говорим  двигательной сфер, то мы работаем с их телом, мы научаем их чувствовать, мы научаем их  отвечать на некоторые физические посылы, научим их различать многие ощущения, многие представление, только потом научаем их  мыслить об этом.

– Со скольки лет ребята к вам приходят в центр?

– К нам в центр приходят наверное с  2 лет, но если вы бы спросили мои рекомендации, то я бы говорила – команду специалистов можно подключать с полутора лет,  а дома можно начинать коррекционное воздействие как только родитель вышел состояние тревоги – сразу можно начинать.

– Это же так сложно, даже здоровые детки полтора-два года с ними сложно управиться психологом даже профессиональным. А как с ребятами  с синдромом Дауна вы справляетесь?

– Вы знаете ,они не сильно отличаются от обычных ребят. Они ненамного капризнее, не намного сложнее,  они просто несколько иные. Они более улыбчивые, они более чувствительны, они хрупкие своей чувствительности.  Больше сложностей с ними нет.

-Сколько сейчас ребят в центре обучается?  И как как правильнее это центр коррекции или как группы пребывания?  Как часто вот эти у вас находится в центре? Сколько занятий ежедневно подряд? Сколько ребят сейчас у вас в центре?

-Реабилитации как мы с вами уже говорили, затрагивает все сферы т.е. двигательная, речевая, интеллектуальная, социальная сферы и так далее. Это очень много сфер и одним занятием тут никак не обойтись,  поэтому это некий комплекс который простроен реабилитологом,  психологом, и ребята посещают можно так сказать, группы дневного пребывания. На самом деле сейчас у нас центре пять ребят. Есть ребята которые приезжают,  на некоторое время курсивами, а наших Ставропольских пятеро малышей. У нас есть уже выпускники, а вот малышей пятеро.

– Вы говорите о том, что как родители придут в себя, так лучше сразу ребенка уже отдавать на психологическую коррекцию.  А вот как, как раз родителей в первую очередь  встряхнуть и дать понять что это не конец света, что всё решаемо. Есть специалисты которые могут помочь, или  как-то сами общаетесь с родителями?

– Конечно, я являюсь куратором группы сопровождения родителей и автором этих групп. Если мы говори м о родители, он обязательно должен помнить о себе, своем отдыхе, о своих отношениях, о своих увлечениях, потому что ребенок, особенно ребенок с синдромом Дауна, он очень чувствительный. Он дышит вместе с родителем, и если вдруг дыхание родителя станет прерывистым, прерывистым станет и дыхание ребенка.

– Можно ли диагностировать эту болезнь синдром Дауна? Возможно это на ранней стадии беременности или поздней стадии беременности?

– Да,  проводится соответствующий скрининг, и это генетическое заболевание выявляется. И скорее появление ребенка с синдромом Дауна,  это желание родителей сохранить этого ребенка. Это любовь родителя к своему дитя.

Читайте также:  Фото ребенка с синдромом дауна на узи

– Т.е. получая результаты теста ты просто уже решаешь для себя, готов ты или нет. Если готов то соответственно есть какие-то курсы, заранее тоже можешь распланировать, или пока не родится ребёнок не поставят точный диагноз?

– Редко бывают ошибки,  что не ставят диагноз, ребенок рождается с синдромом Дауна. Были такие случаи, но это сразу явно уже при родах, потому что конституция ребенка с этим синдромом она очень четкая классическая.

– Как-то могут догонять в развитии дети синдромом Дауна обычных деток? Может к определенному возрасту, к пятому классу или к старшей школе, когда уже без глаза специалиста не отличишь или в любом случае эти дети будут сильно отличаться друг от друга?

– К 10 годам, мы говорим о качественном сопровождении, о реабилитации, том что здоровье было относительно хорошим у ребенка. К10 годам многие задержки минимизируются, но конституция лица, конституция тела, она конечно видна и ребёнка конечно видно скорее поэтому моменту. И есть некоторые эмоциональные особенности, по которым тоже видно что это ребёнок с синдромом Дауна.

– Но они же могут обучаться в обычной школе общеобразовательной, ходить в садик со всеми детьми, или у них индивидуальные занятия?

– Я думаю, что ребятам скорее всего подойдет инклюзия, потому что задержка всё-таки достаточно большая, и  физическая и интеллектуальная,  потому что в школу идут по уровню интеллектуального развития и они очень часто не успевают к тому времени, когда все остальные ребята к 7-8 годам справиться с этим.

– На Ставрополье сейчас довольно много программ инклюзивного образования, в том числе и высшие учебные заведения принимают детей с инвалидностью. На вашей практике были ли ребята, которые поступили в высшие учебные заведения, пытаются вести обычную жизнь здорового человека?

-В моей практике я не видела качественной инклюзии. Теоретически, да. Есть законы, и мы с родителями их изучаем, чтобы поддержать друг друга, информировать об этом. Но я не видела качественной  инклюзии, и я говорю не только о ребятах с синдромом Дауна.

– Мы будем надеется, что программы которые только появились, что они заработают  и детки смогут получать достойное образование. Что касается взрослых людей с синдромом Дауна,  есть ли у них обычная адаптированная жизнь?

-Обычная адаптированная жизнь? Здесь многое зависит от того как эту жизнь обустроила семья ребенка, уже взрослого ребенка. Если семья поддержала ребенка, то ребёнок получит профессию. Очень часто ребята с синдромом Дауна по крайней мере в нашем крае, работают массажистами, потому что у них великолепные руки, прекрасная координация рук, прекрасное отношение к человеку,  это подкупает они очень часто работают массажистами. Тогда ребята имеет работу, получают пенсию, и  достаточно устроены.

У нас в городе есть общественные организации. Человек-инвалид Николай Максимов создал организацию, поддерживает ребят взрослых, научает их как справляться, как адаптироваться в этом обществе,  он возит их на море, он ищет спонсоров,  возит их семьями, и  я была в одном из таких путешествий. Это прекрасный опыт. И я как раз  общалась со взрослыми людьми с синдромом Дауна. Вы знаете, это тонкие необыкновенные люди, где-то они очень наивны.

– Это уже можно сказать взрослый социализированные люди. А  дети которые сначала долгое время в семье, в том числе врачи, больницы, потом психологический центр.  А когда стоит этих детей социализировать на улице на площадке детской, или пробовать частные детские сады или одновременно надо это делать?  Или вообще не стоит социализировать ребенка, пусть он пока до определенного возраста живет в семье, в таком защищённом  вакууме?

– Ребенка нужно социализировать сразу. Как только обычного ребенка отдают  в детский сад, отдают на занятия. У нас в центре очень много групп. У меня спрашивают, давайте 20 индивидуальных занятий. Нет, другие  ребята в норме, пошли в группы, они научаются друг у друга. Дайте возможность и этим малышам совершить тот же самый путь развития. Поэтому с небольшим опозданием, так же как и другие ребята, они должны пойти на группы, потом в детский сад, в школу.

– В завершении интервью, спрошу о вашем центре. Не только учатся детки с синдромом Дауна, но и с другими отклонениями в развитии и физическом и психологическом.  А какие еще услуги оказываются в центре?

– 70% ребят, этих ребят я называю «Особенным детством». Это ребята с болезнями нервной системы, сюда я отношу и не только аутизм, но и аутический спектр, различные задержки психического развития, и некоторые генетические нарушения которые привели к искажению развития – умственной отсталости, поведенческим расстройствам.

– В психологическом центре помогают ребятам и социализироваться и стать здоровее.

– Мы считаем, что мы должны запустить социализацию. А ребята должны идти туда, где им положено быть – в детский сад и в школу.

Источник