Психопатологические синдромы характерные для детского возраста
Невропатия –конституционально или резидуально-органически обусловленная недостаточность регуляции вегетативной нервной системы, проявляется обшей и аффективной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, плаксивостью, нарушением сна и пищевого поведения. Позже могут возникать страхи, аффективно-респираторные судороги. С возрастом болезненные проявления нивелируются, однако расстройство представляет благоприятную основу для формирования неврозов и расстройств поведения, затрудняющих социальную адаптацию.
Ранний детский аутизм – имеет генетическое происхождение или является результатом перинатальной патологии. Проявляется нарушением познавательных функций вследствие недостаточности эмоционалъно-мотивационной функции психики. Ведущим симптомом является нарушение коммуникации с позиции полного отсутствия потребности в ней. Такие дети не стремятся к контакту с окружающим и, не смотрят в глаза, иногда не пользуются речью, отсутствует гибкость мышления. Игра ребенка с ранним детским аутизмом стереотипна, вычурна.
Синдром детских патологических страхов– наблюдается в структуре невроза навязчивых состояний. В клинической картине преобладают страхи различного содержания: выступления, острых предметов, собственной смерти или близких людей, закрытых помещений и т.д. Сопровождаются формированием ритуалов.
Гипердинамический синдром – как следствие перинатальной патологии, характеризуется недостаточностью лимбико-ретикулярного комплекса с нарушением регуляции тормозных процессов головного мозга. Проявляется повышенной двигательной расторможенностью, дефицитом внимания, импульсивностью. Обучение в школе вызывает затруднение, позднее появляются нарушения поведения и социальная дезадаптация.
Дисморфомания – характерна для подросткового возраста, имеет психогенный характер происхождения в виде нелестных высказываний окружающих по поводу внешнего вида подростка. Проявляется твердой убежденностью в наличии уродливости отдельных частей собственного тела: безобразно большой нос, уши, «поросячье» лицо, кривые и толстые ноги. Все силы подростка, как правило, бывают брошены на борьбу с недостатком – активно требуют оперативного вмешательства, косметических манипуляций. Переубеждению не поддается. Наблюдается как вариант психогении и при вялотекущей шизофрении.
Нервная анорексия – возникает чаще у девочек-подростков после бестактного замечания по поводу излишнего веса, сделанного лицом противоположного пола, являющегося, как правило, предметом симпатии. Подростки начинают ограничивать себя в еде, исключая, в первую очередь, высококалорийную пищу и переходя на минимальные порции однообразной жидкой пищи. Иногда срываясь, наедаются, затем вызывают рвоту. Критика к физическому истощению отсутствует. В эмоциональном фоне преобладает раздражительность, конфликтность, позднее появляется депрессивный радикал. Лечение необходимо проводить в психиатрическом стационаре с осуществлением жесткого контроля за питанием и проведением терапевтических мероприятий.
Инфантилизм – проявляется общим отставанием созревания психических функций, преимущественно эмоционально-волевой и личностной сфер. Подростки отличаются «детскостью» в эмоциональных и поведенческих реакциях. Различают гармонический, дисгармонический и органический инфантилизм:
– гармонический – сопровождается сочетанием задержки темпов психического и физического развития;
– дисгармонический– отставание темпов психического развития обусловлено нарушением онтогенеза и проявляется формированием психопатических черт характера;
– органический– психический и психофизический дефект обусловлены резиду-альноорганической патологией обычно вследствие пери- и постнатальных нарушений, сопровождается психоорганической симптоматикой.
Выявление отдельных симптомов не может обеспечить полной информативности о самом болезненном процессе и лишь рассмотрение симптомов в структуре синдрома создает возможность первичной диагностики. Диагностическое значение синдрома заключается в том, что входящие в его структуру симптомы взаимосвязаны между собой единым патогенетическим механизмом. При этом, любому психическому расстройству свойственна определенная закономерность видоизменений синдромов и их смена одного на другой. Предварительная диагностика ведущих клинических проявлений определяет стратегию и тактику дальнейших диагностических и терапевтических мероприятий.
Контрольные вопросы
1. Астенический синдром, его клинические варианты.
2. Неврастенический синдром.
3. Истерический синдром.
4. Психопатический и психопатоподобный синдромы.
5. Депрессивный синдром (психотический и непсихотический).
6. Ипохондрический синдром (психотический и непсихотический).
7. Параноидный, галлдюцинаторно-параноидный и паранойяльный синдромы.
8. Психоорганический синдром
9. Синдром дисморфофобии и диморфомании.
10.Апатико-абулический синдром.
Задания для самопроверки
1. Пациентка предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, невозможность длительно переносить физическое или умственное напряжение, снижение настроения, слезливость. Отмечает, что появилась повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам. Частые головные боли, бессонница. Изменение самочувствия на метеофакторы. Какой синдром у данной больной?
А. Астенический
В. Дисморфоманический
С. Ипохондрический
Д. Депрессивный
Е. Дисморфофобический.
2. Больной П. 39 лет, страдает хроническим гастродуоденитом. Очередное
обострение сопровождалось абдоминальными болями, снижением аппетита,
истощением, тошнотой. Наряду с повышенной утомляемостью и снижением
работоспособности появились мысли об онкопатологии. Настойчиво просит
врачей о проведении дополнительного обследования. В процессе лечения купировался болевой синдром, восстановился прежний вес, уменьшилось выраженность астении. Однако, опасения « ракового перерождения» сохраняются. При актуализации страха становится назойливым. При разубеждении соглашается с необоснованностью страха, но заявляет, что сам «прогнатьмысли о раке» не может. Определите синдром.
А. Астенический синдром
В. Истерический синдром.
С. Депрессивно-параноидный синдром
Д. Астено-депрессивный синдром
Е. Фобический синдром
3. Студент технического института, 23 лет. Заболевание развивалось без видимых причин. Стал, вялым потерял, интерес к учебе, к общению со знакомыми, к искусству и музыке, которыми раньше « только и жил». Появились слуховые псевдогаллюцинации, бред преследования и гипнотического воздействия. Заявлял, что его мысли «читают окружающие». Практически был
совершенно бездеятельным и безразличным, почти постоянно высказывал
нелепые идеи различного содержания. Больным себя не считает. Определите синдром.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Источник
Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможно лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. Сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без чего у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях.
К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью. Естественно, что ее социальная и психологическая неподготовленность к осуществлению обязанности матери не позволит ей создать положительную эмоциональную среду, столь необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком. Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3 лет, далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтуют с мужьями, 35% недовольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества. У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети — после рождения ребенка ухудшились отношения с супругом. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или депрессией. Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно. Полагают, что число таких матерей значительно и колеблется между 26 и 40%. Наиболее частым последствием воспитания депрессивными матерями оказывается нарушение взаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональному реагированию: эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой сепарационной тревожности. Все эти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляются соматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениями сна, пищевого поведения, болевыми симптомами и т.д.
Уровень болезненности детей в возрасте старше 3 лет в 1,5 раза выше, чем у младших детей (9,6% до 3 лет и 13% старше). Те же показатели и в других странах (Дания, Великобритания, Швейцария). Так, по английским материалам, психическая патология детей раннего возраста составляет 6—15%. Пораженность мальчиков в 1,5-2 раза выше, чем у девочек. Исключение составляют первые два года. Проспективное изучение младенцев обнаружило детей высокого риска возникновения психических’ расстройств. К ним относят детей с явлениями предболезни или предрасположения (диатеза) к развитию психической патологии. Такая группа составляет 32,1% от популяции детей. Она не зависит от пола и возраста. Средние показатели психической заболеваемости (впервые заболевших за год) в популяции раннего возраста — 2,1% (по группе риска — 4,7%, по группе нормы — 0,9%). При этом дети в первом возрастном кризе отличаются наиболее высокой заболеваемостью (2,5%). В последующих возрастах (4-6 лет) заболеваемость становится меньше (1,9%). Показатели здоровья ниже во время возрастного криза (0,6%), они повышаются в последующие годы (2,8%).
Число детей раннего возраста, подверженных риску, составляет в среднем 33,5%, причем эти данные практически одинаковы в разных странах.
Распространенность пограничных психических расстройств -6,9%, шизотипический диатез —1,6%, двигательные расстройства — 0,5%, нарушения умственного развития — 2,2%, пароксизмальные синдромы — 0,3—0,6%, психозы — 0,3%, невропатия -0,9%, соматовегетативные расстройства — 3,4%, депрессивные реакции — 0,6% [Козловская Г. В., 1995].
Клиническая картина. Оценка психического состояния производится последовательно. Описание состояния во время бодрствования включает особенности активности: ее степень, темп и частоту двигательных проявлений. Отмечаются реакции ребенка на новые стимулы и ситуации (пищу, игрушки, людей и др.), способность привыкнуть к изменению окружения, интенсивность этого реагирования. Учитывается порог чувствительности к внешним стимулам. Прослеживается качество настроения: количество положительных и отрицательных эмоций. Принимается во внимание отвлекаемость, т. е. то, как внешние раздражители влияют на поведение ребенка, как изменяют его. Оцениваются объективные отношения в диаде «мать—дитя», анализируются контакты с другими членами семьи и детьми. Отмечаются индивидуальные особенности поведения ребенка, а также черты характера. Собираются также характеристики сна ребенка и его нарушений. Оценивается длительность и глубина сна, его периодичность, инверсии, нарушения засыпания и пробуждения, движения во сне и пароксизмальные явления во сне, а также изменения сна под влиянием различных обстоятельств.
Специально обращается внимание на соматовегетативные проявления: аппетит, процесс пищеварения, жевание, глотание, избирательность в еде, отказ от новой пищи, боязнь ее, особенности ритма и глубины дыхания, состояние сердечно-сосудистой системы и т. д.
Локомоторика на 1-м году жизни оценивается по степени выраженности врожденных двигательных автоматизмов, срокам редукции (исчезновения) безусловных рефлексов и формирования цепных установочных реакций. О сохранности двигательных функций в возрасте от 1 до 4 лет судят по регуляции движений, статической, динамической координации, скорости движений.
При исследовании неврологического состояния обращается внимание на функции глазодвигательных нервов, мимику, мышечный тонус, походку, осанку, позы ребенка, жестикуляцию. Выявляются парезы, гиперкинезы, двигательные стереотипии, навязчивости, диспраксии.
коррекция расстройств сознания — предыдущая | следующая – психосоматические расстройства у младенцев
Содержание. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста
Источник
В.И. Крылов
СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ.
Особенности диагностики психических нарушений в детском и подростковом возрасте связаны с рядом общих закономерностей онтогенеза. Психическое и физическое развитие в детском и подростковом возрасте происходит неравномерно- развитие одних психических функций отстает либо опережает формирование других.
Психопатологические синдромы, предпочтительные для детского и подросткового возраста, отражают тип психического реагирования, характерный для данного возрастного периода. В связи с этим психопатологические синдромы, свойственные определенным возрастным этапам, не встречаются либо возникают как исключение в измененном виде в другие возрастные периоды. Преобладание психических расстройств, свойственных более ранним этапам развития, свидетельствует о парциальной либо общей задержке психического развития.
СОМАТО-ВЕГЕТАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ РЕАГИРОВАНИЯ. Наиболее ранний в онтогенетическом отношении и наименее дифференцированный по характеру нарушений уровень реагирования. Характерен для возрастного периода до 3 лет. Проявляется различными вариантами синдрома невропатии с повышенной общей и вегетативной возбудимостью, склонностью к поведенческим реакциям протеста и отказа, расстройствам питания, сна, навыков опрятности.
ПСИХОМОТОРНЫЙ УРОВЕНЬ РЕГИРОВАНИЯ . Характерен для детей дошкольного и младшего школьного возраста от 4 до 10 дет. Типичным является развитие гипердинамического синдрома, невротических и неврозоподобных двигательных расстройств в виде заикания и тиков.
АФФЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ РЕАГИРОВАНИЯ. Характерен для детей младшего школьного и препубертатного возраста в возрасте от 7 до 12 лет. Типичным является развитие синдрома патологических страхов, бродяжничества и уходов. Совпадает по времени с началом негативной фазы пубертатного криза. Характерными являются поведенческие маски депрессивных и маниакальных состояний.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ИДЕАТОРНЫЙ УРОВЕНЬ РЕАГИРОВАНИЯ определяет развитиетие синдрома сверхценных интересов и увлечений с формированием дисморфоманических и ипохондрических нарушений. Характерными для возраста 13-17 лет являются патологические реакции пубертатного возраста –эмансипации. группировки, оппозиции. Достаточно часто обнаруживаются «моноидеистические тенденции» с развитием синдрома метафизической интоксикации.
Одиночные истинные галлюцинации могут появляться с 2-3 летнего возраста. Чаще всего это зрительные и тактильные галлюцинации. В более старшем возрасте (4-6 лет) могут наблюдаться слуховые, в том числе императивные галлюцинации. Псевдогаллюцинации, как более сложный психопатологический феномен, появляются у детей позднее чем истинные галлюцинации с возраста 5-7 лет.
Бредовые расстройства у детей раннего возраста представлены отрывочными, рудиментарными идеями преследования. Параноидные идеи связаны с иллюзиями и галлюцинациями, как правило при состояниях нарушенного сознания.
Паранояльный бред в детском и подростковом возрасте практически не встречается. Исключение составляют дисморфоманические состояния, наблюдаемые в старшем подростковом возрасте.
Парафренные бредовые идеи могут формироваться в старшем подростковом возрасте на основе патологического фантазирования либо ложных конфабулятоных воспоминаний.
В детском возрасте депрессивные состояния имеют атипичный характер. В раннем детстве наблюдаются анаклитические депрессии, связанные с разлукой с матерью. Проявлением депрессии является плач, крик, анрессия.
Для подросткового возраста характерны поведенческие маски депрессий- делинвентная, депрессия с нарушениями пищевого поведения, депрессия с явлениями метафизической интоксикации.
У детей возраста 4-5 лет проявления психоорганического синдрома рудиментарны и выражаются в задержке психического развития. В младшем школьном возрасте на первый выступают нарушения высших корковых функций- дислексия, дисграфия, дискалькулия. В прдростковом возрасте наряду с интеллктуально-мнестическим дефектом на первый план выступают психопатопоподобные нарушения, связанные с повышенной возбудимостью, импульсивностью, расторможенностью влечений.
Делириозный синдром у детей наблюдается с возраста 4-5 лет. Обманы восприятия представлены иллюзиями устрашающего содержания и множественными зрительными гипногогическими галлюцинациями. Как правило, у детей наблюдаются абортивные варианты делирия.
Онейроидное помрачение сознания наблюдается начиная со старшего подростковового возраста. Как правило. Имеют место абортивные варианты ориентированного онейроида.
Сумеречное помрачение сознания у детей наблюдается чаще чем у взрослых. В большинстве случаев это непродолжительные, абортивные состояния. Развернутые сумеречные состояния отмечаются начиная со старшего подросткового возраста.
В детском возрасте при тяжелых инфекциях и интоксикациях наблюдается синдром астенической спутанности. Для состояний астенической спутанности характерны колебания интенсивности нарушения сознания от аменции с инкогерентным мышлением и растерянностью до практически ясного сознания. Развернутый аментивный синдром у детей встречается реже чем у взрослых.
СИНДРОМ УХОДОВ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА (СИНДРОМ ДРОМОМАНИИ).
Синдром дромомании заключается в повторяющихся уходах из дома, детского сада или других мест длительного пребывания ребенка. Наибольшее распространение синдром имеет в возрасте до 18 лет, и чаще встречается среди мальчиков. Несмотря на довольно сходные внешние проявления синдрома, клинико-нозологически он крайне многообразен и может наблюдаться как при пограничных состояниях), так и при эндогенных заболеваниях ,в частности при шизофрения.
При всей кажущейся беспричинности уходов с последующим нередко многодневным бродяжничеством, существуют определенные закономерности между преобладанием определенных черт в характере ребенка и психологически мотивами уходов. Так, у детей и подростков с сенситивными чертами характера, обидчивых первые уходы чаще связаны с чрезмерным переживанием какой-то причиненной им обиды, наличием ущемленного самолюбия, либо со страхом предстоящей ответственности. В таких случаях нередко уходу предшествует физическое наказание или возможность получения неудовлетворительной оценки в школе. У инфантильных подростков чаще наблюдаются уходы из школы, когда по тем или иным причинам возникают сложности в усвоении школьной программы. Дети и подростки с гипертимными или неустойчивыми чертами характера уходят из дома с целью освобождения от излишней опеки со стороны родителей, либо для привлечения внимания, как в случае преобладания истероидных черт личности.
Значительно реже бродяжничество возникает при отсутствии психологически понятных мотивов. Чаще бродяжничество сопровождается дисфорическим настроением, либо носит импульсивный характер («истинная дромомания»). Несколько особняком стоят случаи бродяжничества с так называемой «эмоциональной холодностью», когда уходы возникают без внешне видимого повода, без выраженного аффективного изменения или импульсивного влечения. Такие случаи в прогностическом плане являются наименее благоприятными и чаще встречаются при шизофрении. Со временем у этих детей возрастает вероятность присоединения продуктивных психопатологических симптомов, таких как отдельные галлюцинации, тревога.
В динамике синдрома уходов выделяют три стадии. На первой стадии уходы еще имеют упоминаемые ранее психологические мотивы, носят реактивный характер. В случае прогрессирования уходы становятся все менее понятными, возникает стереотип поведения в различных жизненных ситуациях (предстоящий неприятный разговор, плохая подготовка к уроку в школе ). При этом, как правило, для бродяжничества выбираются одни и те же места. На третьей же стадии уходы приобретают импульсивный характер, становятся непреодолимыми. Обычно такое происходит при наличии остаточной органической симптоматики или у лиц с акцентуированными чертами характера.
Нужно отметить, что на ранних стадиях синдром может претерпеть и обратное развитие, и тогда уходы становятся все более редкими и постепенно замещаются частыми кратковременными отлучками, которые уже носят обоснованный характер (встречи с друзьями, турпоходы).
Бродяжничество детей с нормальным интеллектуальным развитием несколько отличается от такового у умственно отсталых детей. В первом случае ребенок уходит один и в течение всего периода бродяжничества проводит время в одиночестве, заводя лишь случайные, вынужденные контакты. При этом дети могут на протяжении нескольких дней бесцельно бродить по улицам, ездить на транспорте, подолгу не испытывая чувства усталости и голода, что отчасти связано с наличием патологии влечений. По мере учащения эпизодов бродяжничества присоединяется попрошайничество, хулиганство, воровство . Чаще детей возвращают домой окружающие или работники милиции, реже ребенок возвращается самостоятельно. В случае же бродяжничества детей с легкой степенью умственной отсталости причиной первых уходов обычно является стремление ребенка-олигофрена к подражанию поведения окружающих здоровых детей, бродяжничество связано с повышенной внушаемостью таких детей. Поэтому поначалу уходы из дома происходят в компании других детей. Впоследствии, однако, и у детей-олигофренов уходы приобретают привычный характер и осуществляются уже без посторонней «помощи». Еще одним важным отличием от уходов интеллектуально здоровых детей является сравнительно раннее формирование асоциального поведения в период бродяжничества
Импульсивный вариант синдрома (истинная дромомания). В основе ухода из дома и бродяжничества лежит импульсивное влечении полностью овладевающее больным с одновременным подавлением любых иных стремлений и побуждений. Импульсивное влечение воспринимается больным как чуждое, нелепое ,болезненное. . Появляется внезапно и тот час же реализуется без сопротивления и борьбы мотивов.. Реже появлению влечения предшествует продромальный период- чувство внутреннего беспокойства, психического и физического дискомфорта.
В одних случаях речь идет о бесцельном бродяжничестве, в других о появлении у больного непреодолимого влечения оказаться в определенном географическом месте. Продолжительность дромоманического эпизода модет достигать нескольких месяцев.
Наконец, рассматриваемый синдром нужно отличать от внешне схожих проявлений различных эпилептических пароксизмов, при которых важнейшим отличительным признаком является наличие помраченного сознания у ребенка (дети выполняют автоматизированные движения, не отвечают на вопросы, амнезируют период бродяжничества).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
- Психологические мотивы побегов и уходов.
- Истинная (импульсивная) дромомания.
- Аффективные нарушения в структуре синдрома дромомании.
- Нозологические особенности синдрома дромомании.
Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 108; Нарушение авторских прав
Источник