Психопатология симптомы и синдромы григорьева

Психопатология симптомы и синдромы григорьева thumbnail

2.3. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Практическое руководство по детским болезням /Под общей ред. В..Ф.Коколиной и А.Г. Румянцевой Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология /Под ред. Ю.С. Шевченко, А.Л. Венгера., М., Медпрактика., 2008, 547с.
Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: Уч. для вузов, 3-е изд., СПБ., Спецлит., 2007., 462с.
Сергеев И.И., Лакосина Н.Д., Панкова О.Ф./ Психиатрия и наркология/ Уч. для студентов мед вузов., М., Медпресс-информ., 2009, 744с.
Дополнительная литература
В.Н. Краснов Расстройства аффективного спектра. М., Практическая медицина, 2011, 423с.
Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. М., Медицина, 1997, 350с.
Психиатрия. Под ред. А.Г. Гофмана М., Медпресс-информ, 2008., 587с.
Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М., Медицина., 1973., 383с.
Зайцев О.С. Психопатология черепно-мозговой травмы. М., Медпресс-информ., 2011, 332с.
Карлов В.А. Эпилепсия у детей и взрослых; женшин и мужчин / Руководство для врачей. М. Медицина, 2010, 718с.
Ясперс К. Общая психотапология / Пер. с нем. М.: Практика, 1997.Жмуров В А. Общая психопатология. Иркутск, 2002.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995
Григорьева Е.А., Хохлов Л.К., Дьяконов, А.Л. Психопатология: Симптомы и синдромы Ярославль, 2007, 227с.
Щербатых Ю. В. Психология стресса : Эксмо, 2008. — 304 с.
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960, 255 с.
Классификация психических и поведенческих расстройств. МКБ-10 СПБ: Адис, 1994, 295с.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на Дону: Феникс, 2000, 523с.
Интернет ресурсы – Психология развития/ window.edu.ru/library/pdf2txt/ 26586/9559
Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина /revolution.allbest.ru/psychology/ 00201251. Html
Психосексуальное развитие человека / www.eurolab.ua/3521/3527/29181Темы рефератов
1 Проблемы психического здоровья детей в России.
Исторические этапы формирования детской психиатрии.
Основные направления в развитии учения о психических болезнях у детей.
1.3.Вклад психиатров в развитие детской психиатрии. Роль психологов
и дефектологов в развитии учения о психических болезнях детства. 1.4.0рганизация психиатрической помощи в России. Организация помощи умственно отсталым детям. 2 .Физиологические основы психогенных расстройств, расстройств
личности, эпилепсии, шизофрении. 3.Характеристика нормального психического развития детей разных возрастных периодов.
Учение о регистрах психопатологических расстройств (Закономерности усложнения и упрощения психопатологических синдромов).
Вклад зарубежных и отечественных ученых (К. Kahlbaum, J. E. Esquirol, Zeller и W. Griesinger, J. P. Falret, H. Emminghaus, С E. Kraepelin, H Jackson, K. Bonhoeffer, A. Hoche, H. Ey, J. Rouart, C.C. Корсаков, В. П. Сербский А. Е. Щербак, И. Г. Оршанский, А. В. Снежневский) в развитие учения о синдромах.
Развитие перцепции в постнатальном онтогенезе.
Краткая характеристика основных психотерапевтических направлений и форм в лечении и реабилитации больных (психоаналитический подход, когнитивно-поведенческий подход, экзестенциально-гуманистический подход; индивидуальная, групповая и семейная формы психотерапии.Темы контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)
1. Нарушения чувственного познания. Идрисова 2. Нарушения мышления.
Горишнякова3. Нарушение памяти
Кузнецова 4.Нарушение эмоций.
5. Нарушения воли и внимания у детей.
Смирнова 6. Двигательные нарушения у детей.
Нарушения речи, систематизация.
8. Этиология и классификация психических заболеваний. Методы исследования в психиатрии.
9.Пограничные нервно-психические расстройства.Романова 10.Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей.
11 .Психопатии и акцентуации характера у подростков.
12.Девиантное поведение у подростков.
13.Юношеские психопатии и алкоголизм.
Зелик14.Неврозы у детей, этиология, клиника, профилактика.
Ирмияева 15. Сексуальные извращения и девиации.
16.Сексуальные дисфункции.
Мамадова 17. Аутизм у детей, этиология, систематика, клиника.
Давыдова 18.Ранняя детская шизофрения.
Чех 19.Эпилепсия у детей и подростков.
20.Психические расстройства при эпилепсии.
21.Наркомания и токсикомания у детей и подростков. 22.Миниакально-депрессивный психоз, этиология, особенности у детей и подростков.
23.Реактивные психозы у детей и подростков, их группировка, организация помощи в школе и дома.24. Нарушенияпсихической деятельности при острых и хронических мозговых инфекциях, отдаленные последствия менингитов и энцефалитов у детей.
25.Психические и речевые нарушения при травмах мозга.
. СПИСОК ВОПРОСОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Список вопросов к экзамену
Общая психопатология.
Предмет и задачи психиатрии. Особенности психиатрии на современном этапе. Организация психиатрической помощи в РФ. Психопатология как научная дисциплина. Предмет, объект, цели и задачи психопатологии. Основные разделы психиатрии и принципы их выделения. Связь психиатрии с другими науками. Исторические этапы формирования детской психиатрии. Роль психологов и дефектологов в развитии учения о психических болезнях детства. Организация помощи умственно отсталым детям. Закон РФ ” О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”.
Основные положения психопатологии. Здоровье и болезнь. Патология и нозология. Основные понятия нозологии: этиология и патогенез; патоморфоз; ремиссия, рецидив, течение и исход психических болезней. Понятие симптома и синдрома в психопатологии. Продуктивные и негативные расстройства. Уровни психических расстройств. Понятие психики. Психическая норма и патология. Критерии психической нормы. Психическая болезнь. Психическая реакция, психическое развитие.
Факторы и условия психического развития ребенка. Основные уровни формирования психики индивидуума. Закономерности возрастного развития. Классификации (периодизация) психического развития. Дизонтогенез. Этиология. Типы психического дизонтогенеза. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте. Особенности психических заболеваний детского и подросткового возраста.
Причины и основные механизмы возникновения психической патологии. Стресс, эмоциональный стресс. Понятия эустресс и дистресс, стрессоустоичивость и стрессодоступность, сВедущие звенья патогенеза стресса. Физиология ВНД. Патофизиологические механизмы психических нарушений.
Расстройства чувственного (образного) познания в сравнительно-возрастном аспекте. Иллюзии, галлюцинации, патологические телесные сенсации, расстройства “схемы тела”, деперсонализация, дереализация. Синдром вербального галлюциноза.
Расстройства абстрактного познания. Особенности расстройств мышления в детском и подростковом возрасте. Бред, сверхценные образования, навязчивости. Бредовые и галлюцинаторно – бредовые синдромы. Синдром Кандинского-Клерамбо.
Сознание как высшая функция человеческой психики. Сознательный и бессознательный уровни психической деятельности. Нарушения сознания. Признаки помрачения сознания. Синдромы помрачения сознания – делирий, онейроид, аменция, сумеречное помрачение сознания. Синдромы помрачения сознания в сравнительно-возрастном аспекте. Нарушения самосознания.
Внимание. Расстройства внимания. Память, виды памяти, функции памяти. Нарушения памяти. Корсаковский синдром.
Интеллектуально-мнестические расстройства, особенности данной патологии в детском возрасте. Понятие о слабоумии и олигофрении. Психоорганический синдром. Дефицитарные и продуктивные синдромы.
Синдромы аффективных нарушений. Депрессивный синдром. Маниакальный синдром. Возрастной аспект.
Патология двигательной сферы. Кататонический синдром.
Расстройства влечений, импульсивные действия и поступки. Синдромы преимущественно детского возраста.
Частная психопатология
Психопатологические синдромы младенческого и раннего детского и школьного возрастов.
Нарушения психологического развития. Специфические расстройства развития речи (с-м Ландау-Клефнера), школьных навыков, двигательных функций. Общие расстройства развития (Детский аутизм, с-м Ретта, с-м Аспергера).
Детский аутизм.
Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте.
Психосексуальное развитие и его отклонения.
Психопатологические синдромы в подростковом возрасте.
Понятие акцентуаций характера. Основные варианты акцентуаций.
Расстройства личности (психопатии).
Экзогенно – органические и симптоматические психические расстройства. Возрастные аспекты.
10.Эпилепсия. Возрастные аспекты.
11 .Интеллектуальные расстройства. Слабоумие и его виды. Профилактика, лечение и реабилитация больных с умственной отсталостью. 12.Эндогенные заболевания. Шизофрения. Биполярное аффективное расстройство. Циклотимия. Возрастные аспекты. 13 .Психогенные расстройства.
Н.Психосоматические расстройства. Содержание понятия. Причины и механизмы формирования. Принципы диагностики и лечения психосоматических расстройств. Клиническая картина.
15.Неврозы. Определение. Классификация. Основные клиническиепроявления. Лечение.
16.Понятие психоактивного вещества, наркотического и токсическоговещества. Классификация наркотиков. Основные стадии злоупотребленияпсихоактивными веществами.
17.Болезни зависимости. Наркомании. Токсикомании. Общиезакономерности этиологии и патогенеза. Классификация, клиническаякартина, лечение. Профилактика наркоманий и токсикомании у детей иподростков.
18. Абилитация, реабилитация лиц с нервно-психической патологией.Основныепринципытерапиипсихическихрасстройств.
Психофармакотерапия у детей и подростков. Нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропные препараты. Сфера их применения у детей и подростков. Психотерапия. Основные методы. Биологические шоковые методы лечения. Роль психопатологических нарушений в коррекционно-педагогическом процессе.

Читайте также:  Судорожный синдром у взрослых видео

Источник

Общая психопатология включает в себя широкий круг общих вопросов психиатрии, касающихся типичных проявлений психических расстройств. Было бы неверно рассматривать этот раздел только как пропедевтику психиатрии, поскольку врач, глубоко изучивший общую психопатологию, имеет достаточно знаний для установления синдромального диагноза, который может быть использован для формирования дальнейшей тактики лечения. Если учитывать, что новейшие классификации психических расстройств в первую очередь основаны на синдромальном принципе, значение общей психопатологии в курсе психиатрии трудно переоценить.

В общей психопатологии симптомы психических болезней принято разделять на группы, связанные с нарушением в той или иной сфере психики — восприятия, мышления, воли, эмоций и др. Такое деление сугубо условно, поскольку психические процессы в разных сферах тесно между собой связаны. Так, галлюцинации предполагают и нарушение получения достоверной информации об окружающим мире, и преувеличенную способность к вымыслу, фантазии, и актуализацию хранящихся в памяти образов, и эмоциональное отношение к ним. Не удивительно, что в различных руководствах один и тот же симптом иногда оказывается отнесенным к разным психическим сферам, да и их количество может различаться. Но разделение расстройств по сферам психики довольно удобно для последовательного изложения и усвоения материала, и мы не будем отступать от этого принципа. Нередко сведения о ведущих психопатологических синдромах выделяются в самостоятельную главу, что вполне оправдано, поскольку любой синдром включает расстройство нескольких областей психики. Однако вполне допустимо в учебных целях рассматривать синдромы и симптомы в одной и той же главе, так как это помогает полнее проследить значение каждого отдельного симптома в формировании синдрома. Вместе с тем мы рассчитываем, что читатель простит нам условность и возможное несовершенство принятых классификаций.

ОБЩАЯ СЕМИОТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Психопатологические симптомы

Симптом — это некий повторяющийся у разных больных феномен, указывающий на патологию, болезненное отступление от естественною течения психических процессов, ведущее к дезадаптации.

Приступая к изучению психиатрии, человек сразу же обращает внимание на чрезвычайное разнообразие психических феноменов у различных людей. Иногда возникает желание рассматривать любое редкое, нетипичное явление как симптом — признак болезни. Во избежание гипердиагностики следует всегда учитывать, что психиатрия, как и любая область медицины, при установлении диагноза всегда ориентируется на практические, социальные, культуральные критерии. Поэтому не стоит рассматривать как болезненный всякий феномен, как бы необычен и редок он ни был, до тех пор, пока он не нарушает способности человека эффективно приспосабливаться к жизни в обществе, полноценно развиваться и испытывать удовлетворение от своей деятельности.

Читайте также:  Синдром раздраженной кишки лечение диета

Каждый поступок, высказывание и внутреннее переживание пациента при избыточной частоте, чрезвычайной выраженности или неадекватной актуальности могут служить признаком психического расстройства. Однако тот же феномен при эпизодическом возникновении не наносит человеку какого-либо ущерба, а значит, не является болезненным. Чувство тоски и утраты, уместное на похоронах близкого человека, становится признаком болезни, если надолго лишает человека возможности работать, общаться с близкими. Иллюзии, ошибки восприятия, возникающие нередко у здоровых людей в состоянии тревоги при недостатке информации, у больных алкоголизмом становятся настолько яркими и навязчивыми, что могут указывать на начинающийся острый психоз (белую горячку).

Симптомы являются основой диагностики, однако их диагностическая ценность может сильно различаться. В психиатрии практически не существует патогномоничных симптомов. Вместе с тем можно назвать ряд признаков, довольно специфичных при установлении нозологического диагноза. Так, ощущение чтения мыслей, передачи их на расстоянии, насильственного вкладывания и отнятия довольно характерны для параноидной шизофрении. Симптом Аргайла Робертсона достаточно специфичен для сифилитического менингоэнцефалита (прогрессивного паралича). Большинство же признаков в психиатрии неспецифично: например, расстройства сна, снижение настроения, тревога, беспокойство, повышенная утомляемость встречаются практически при любом психическом заболевании. Бред и галлюцинации указывают на более узкий круг довольно грубых психических расстройств, однако и они недостаточно специфичны, поскольку могут возникать при многих психозах.

Таким образом, основное диагностическое значение симптомов реализуется через образованные от них синдромы. При этом симптомы различаются в зависимости от их положения в структуре синдрома. Симптом может выступать как облигатный, синдромообразующий, признак. Так, снижение настроения — облигатный признак депрессии, а фиксационная амнезия — центральное расстройство при корсаковском синдроме. С другой стороны, приходится учитывать и факультативные симптомы, указывающие на особенности течения болезни у данного пациента. Так, появление тревоги и психомоторного возбуждения в составе депрессивного синдрома не является типичным, но может свидетельствовать о высокой вероятности суицида.

Иногда возникновение симптома указывает врачу на необходимость специальных мероприятий: например, психомоторное возбуждение обычно свидетельствует о высокой остроте состояния и желательности стационарного лечения независимо от предполагаемого нозологического диагноза. Отказ от еды, активное стремление к самоубийству требуют активных действий врача еще до установления окончательного диагноза.

Хотя психопатологические симптомы в большинстве случаев нозологически неспецифичны, следует учитывать и своеобразное влияние болезни на проявление того или иного признака. В этом смысле в психиатрии используются некоторые внесимптомные и надсиндромные характеристики (качества), указывающие на нозологическую принадлежность симптома. Так, одним из важнейших признаков шизофрении является расщепление (схизис). Расщепление — это не симптом, а общая характеристика для всех симптомов шизофрении, выражающаяся в склонности к внутренним противоречиям, взаимоисключающим сочетаниям. В частности, галлюцинации, наделенные свойством схизиса, отрываются от других процессов в психике больного и приобретают свойства псевдогаллюцинаций. Другое надсиндромное свойство пароксизмальность указывает на родство симптома с эпилепсией. Хотя галлюцинации не служат характерным проявлением эпилепсии, но, если они включаются в пароксизм (т. е. возникают внезапно, существуют короткое время и так же внезапно прекращаются), они будут рассматриваться как признак эпилепсии. При истерии симптомы тоже наделены общими свойствами: они функциональны, обратимы, возникают только в связи с психотравмирующими ситуациями, формируются по механизму самовнушения (т. е. таковы, как их себе представляет больной), рассчитаны на наличие зрителей, зависят от их реакции — все это рассматривается как проявление демонстративности.Соответственно галлюцинации при истерии нестойки, связаны по смыслу с переживаемой психотравмой, необычно ярки и театральны.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика при синдроме артериальной гипертензии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы: 1 2 3 4 5

Источник

Понятие продуктивной и негативной симптоматики

Понятия продуктивных и негативных расстройств — одни из основополагающих в психиатрии.

Продуктивной симптоматикой (позитивная симптоматика, плюс-симптом) называют новый болезненный феномен, некую новую функцию, появившуюся в результате болезни, отсутствующую у всех здоровых людей.

Примерами продуктивной симптоматики служат бред и галлюцинации, эпилептиформные пароксизмы, психомоторное возбуждение, навязчивые идеи, сильное чувство тоски при депрессии.

Негативной симптоматикой (дефект, минус-симптом), напротив, именуют ущерб, который наносит болезнь естественным здоровым функциям организма, исчезновение какой-либо способности. Примерами негативной симптоматики являются утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать яркие эмоциональные чувства (апатия).

Выделение этих понятий принадлежит английскому невропатологу Дж.Х.Джексону (1835—1911), считавшему, что негативная симптоматика обусловлена деструкцией или временным бездействием клеток мозга, а продуктивная симптоматика — это проявление патологической активности живых клеток и тканей, окружающих болезненный очаг и потому работающих в неестественном, расстроенном режиме. В этом смысле негативная симптоматика как бы указывает на то, какие структуры мозга были разрушены. Она тесно связана с этиологией болезни и более значима для нозологической диагностики, чем продуктивная. Продуктивная же симптоматика является неспецифической реакцией здоровых тканей на раздражающее действие очага и потому может быть общей для различных заболеваний.

Психиатры применяют понятие негативной и продуктивной симптоматики по отношению не только к очаговым, но и ко всем другим поражениям мозга.

Негативная симптоматика является, как правило, необратимой, невосполнимой утратой. Она свидетельствует о длительности заболевания и о глубине поражения психики. Характер негативной симптоматики довольно специфичен и играет существенную роль в диагностике таких заболеваний, как шизофрения, эпилепсия, атрофические процессы.

Продуктивная симптоматика весьма динамична. Она может резко нарастать при обострении заболевания, а затем исчезает сама по себе или под воздействием адекватного лечения. Большинство применяемых в психиатрии психотропных средств предназначено для лечения именно продуктивной симптоматики. Она, как правило, менее специфична и может быть сходной при нескольких различных заболеваниях.

В то же время четкое разделение симптомов на продуктивные и негативные возможно не всегда. Так, обильная, но бессмысленная речь некоторых больных на заключительных этапах шизофрении (разорванность) рассматривается отдельными врачами как признак продукции, а другими — как дефект (утрата способности мыслить целенаправленно).

При многих синдромах негативная и продуктивная симптоматика тесно взаимосвязаны. Так, при синдроме Корсакова выпадение из памяти значительных периодов жизни больного и снижение критики (негативная симптоматика) непосредственно ведут к заполнению образовавшихся пробелов вымыслом и фантазией (конфабуляции — пример продуктивной симптоматики).

Для врачей имеет важное значение положение о стойкости, необратимости негативной симптоматики. Однако в клинической практике наблюдаются и редкие случаи обратного развития некоторых негативных симптомов. Такую тенденцию имеет утрата способности к запоминанию, возникающая остро у больных с корсаковским психозом. В литературе многократно обсуждались случаи обратного развития негативных симптомов шизофрении. Видимо, следует считать, что утрата функции не означает обязательно гибель мозговых структур, выполняющих эту роль. В некоторых случаях дефект обусловлен лишь их временным бездействием. Так, при острых психозах больные теряют способность правильно считать, решать логические задачи, однако позже она восстанавливается. Поэтому глубину и тяжесть негативной симптоматики следует оценивать только по миновании острого приступа болезни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы: 1 2 3 4 5

Источник