Психопатоподобный синдром при легкой умственной отсталости

Психопатоподобный синдром при легкой умственной отсталости thumbnail

Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) – это специфическое состояние, обусловленное особым уровнем деятельности центральной нервной системы, а не психическим заболеванием. Оно носит хронический, непрогрессирующий характер и возникает в связи с органической патологией головного мозга.

Пораженная ЦНС ограничивает интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, такое отклонение возникает еще во время внутриутробного развития, и окончательно формируется до трех лет от роду.

Вследствие разного рода повреждений головного мозга, спровоцировавших распад психических функций, олигофренией может заболеть человек и в зрелом возрасте. Это называется деменцией. Ее следует отличать от приобретенного слабоумия, под которым подразумевают снижение интеллекта в связи с возрастными изменениями головного мозга.

Умственную отсталость относят к тяжелым патологиям. Однако, в зависимости от формы ее развития, специалист может максимально адаптировать больного к окружающему социуму, провести коррекцию некоторых недостатков.

Классификация УО

Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:

  • легкая (дебилизм) – IQ 69–50. Данная форма характеризуется незначительной отсталостью развития, которая дает возможность человеку социализироваться в окружающем обществе;
  • умеренная (не резко выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Такие больные обладают элементарными навыками общения, способны понимать жесты, отвечать на них, но их тяжело их понять, когда они волнуются;
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ 34–20;
  • глубокая (идиотия) – IQ менее 20. Ей свойственны практически неразвитая речь, отсутствие инстинктов и примитивных реакций. Среди дополнительных проявлений можно заметить такие – низкий показатель или полное отсутствие координации движений, апатия, неоправданная злобность, гнев и т.п.

Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):

  • легкая – 69–65;
  • умеренная –64–60;
  • тяжёлая – 59–50.

Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.

Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.

Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.

Причины появления  

Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:

  • наследственные заболевания (хромосомные и генные);
  • внутриутробные инфекции – токсоплазмос, краснуха и другие, негативно воздействующие на плод;
  • употребление матерью токсичных веществ, спиртных напитков, сильных препаратов, облучение, курение;
  • недоношенность плода;
  • проблемы в процессе родов и в первые месяцы жизни ребенка – кислородное голодание, механические травмы головы, инфекционные заболевания;
  • отсутствие нормального воспитания, обучения и социализации, невозможность полноценной работы мозга вследствие этого;
  • невыясненная этиология.

Признаки УО легкой степени

Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.

Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это  будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.

У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.

Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:

  1. Аномальное развитие моторики. Малыш поздно начинает держать головку, пытаться сесть, встать, ходить. У него нарушен хватательный рефлекс, он не в состоянии удержать игрушку, а чуть позже – ложку.
  2. Процессы возбуждения и торможения неуравновешенны – малыш чрезмерно импульсивен, раздражим или излишне вял и медлителен.
  3. Запоздалый лепет. Говорить начинает со значительным опозданием или речь вообще отсутствует. Говорить связно ребенок не в состоянии, так как ему тяжело построить фразу. Он не понимает, что ему говорят, поэтому не может выполнить даже элементарные просьбы.
  4. Бедная эмоционально-волевая сфера, замкнутость в себе, отсутствует интерес к происходящему вокруг.
  5. Нет интереса к игрушкам, превалирует неправильное их использование, отдается предпочтение примитивным играм.
  6. Отсутствует абстрактное мышление, то есть логика, математические и творческие способности.

Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.

Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.

Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания у детей школьного возраста лечение

Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.

Особенности детского слабоумия

Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.

Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.

«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.

В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:

  • добрые и отзывчивые, готовы прийти на помощь в любую минуту, ранимые и сердечные;
  • озлобленные и агрессивные, которые, не имея собственных желаний и чувств, подвергаются чужому негативному влиянию.

Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.

Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.

Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.

Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.

Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.

Диагностика

Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта. 

Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.

Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).

Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом. Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.

Профилактика и лечение

С целью предупредить развитие умственной отсталости еще в утробе у матери беременным женщинам, которые обладают неблагоприятным анамнезом (физиологические показатели, предрасположенность) рекомендовано более тщательное обследование. Под особое наблюдение врачи ставят женщин, которые в период беременности болели вирусными заболеваниями.

К поражению головного мозга могут привести родовые травмы, полученные новорожденными, а также перенесенные ими в раннем возрасте инфекционные заболевания.

Дитя с легкой умственной отсталостью, имеет возможность развиваться и обучаться в пределе своих биологических возможностей. Данная патология неизлечима, но своевременная и грамотная ее коррекция даст возможность стать для такого человека полноценным членом общества, хоть и с ограниченными способностями. Особую роль в данном случае играет окружение и восприятие. Несомненно, что такие люди требуют к себе повышенного внимания.

Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка.  Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.

Всегда важно помнить, что любое психическое заболевание – это еще не приговор. Главное – вовремя обратиться к специалисту, который поможет сделать пребывание в обществе максимально комфортным и плодотворным для больного.

В случае легкой олигофрении специалисты ставят относительно благоприятный прогноз. Это касается случаев, не отягощенных сопутствующими психопатологическими и соматоневрологическими расстройствами. Люди с такими отклонениями вполне способны освоить определенные виды профессий, могут приспособиться к самостоятельному проживанию и даже создают семьи.

Читайте также:  Чтоб не родился ребенок с синдромом дауна

Коррекция

Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.

Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.

Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:

  • мелкую моторику, координаторные и моторные навыки;
  • зрительно-моторную координацию – укрепить мышцы глаз и прослеживающие движения последних, что необходимо для чтения и письма, установить коммуникацию между глазом и рукой;
  • устойчивые связи между полушариями головного мозга для увеличения скорости обработки сенсорной информации;
  • внимание, самоконтроль;
  • функции мышления, пространственного восприятия, умения строить связную речь и логико-грамматическую конструкцию;
  • понятие неправильного поведения;
  • слуховое восприятие речи и неречевых звуков, умение дифференцировать темпо-ритмические рисунки.

В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.

Жизнь с умственной отсталостью

Люди с легкой степенью олигофрении медленно запоминают полученную информацию, быстро ее забывают. Для них не свойственно обобщение, они не владеют абстрактными понятиями. Нарушение понимания логической связи между событием и явлением приводит к тому, что индивид не в состоянии делать какие-либо выводы о происходящем. 

Кристальная честность – отличительная черта такого человека. При этом важно понимать, что делает он это не из высоких моральных соображений, а лишь потому, что не в состоянии фантазировать. Сопутствующими признаками можно считать: однообразность речи, ее явные нарушения, безэмоциональность, низкий уровень словарного запаса, примитивизм при постройке предложений.

Больные чувствуют себя максимально спокойно в привычной обстановке, обладают повышенной внушаемостью. Доверчивого олигофрена легко превратить в исполнительного «зомби», который будет полностью уверен в том, что все действия он совершает по собственному желанию.

Взрослых людей, которые имеют легкую форму умственной отсталости, сложно определить в современном обществе. Начальную стадию развития заболевания наиболее точно можно диагностировать в детском возрасте.

На сегодняшний день люди с особенностями развития психики имеют все шансы успешно интегрироваться в общество. Для этого создаются инклюзивные школы, классы, детские сады, профессиональные технические училища. Педагоги в таких учебных заведениях обладают специальными знаниями и навыками, которые определяют специфику работы с умственно отсталыми людьми.

Человек с таким отклонением крайне нуждается в поддержке родственников и окружающих. Данное обстоятельство оказывает кардинальное влияние на психологический комфорт, качество жизни, самореализацию больного. Умственно отсталые люди требуют от общественности максимального терпения и толерантности.

Удачная социализация олигофренов с легкой формой слабоумия делает из них верных супругов, послушных, неконфликтных личностей, которыми легко управлять.

Но следует понимать, что такие качества, как внушаемость и управляемость может сделать из человека с легкой степенью УО как адекватного члена общества, так и жестокого, мстительного, злобного индивида. Все зависит от того, в каком окружении он находится.

Наблюдение таких лиц у психотерапевта существенно повышают их шансы на адаптацию в окружающем мире.

Несмотря на то, что умственную отсталость относят к неизлечимым дефектам, люди, которые страдают этой патологией, могут быть максимально приспособлены к условиям жизни. И основополагающую роль в этом играет ранняя диагностика заболевания, его грамотная коррекция и толерантная окружающая среда.

Источник

Лекции.Орг

Анализ нарушений поведения 120 умственно отсталых школьников (97 на первом этапе работы и 23 школьника на втором этапе исследования) показал, что в подавляющем числе случаев, в 85% от общего числа, форма нарушенного поведения в какой-то степени отражает ведущий психопатологический синдром. Эти данные совпадают с имеющимися в литературе, хотя в литературе предпочитают термин “психопатологический синдром” не называть, а заменять его, например, на “психопатоподобные расстройства” или на термин “клинико-психологическая структура”. Эти термины отличаются неопределенностью, имеют слишком общий характер, или требуют специальной расшифровки. Поэтому нам представляется более предпочтительным говорить о психопатологических синдромах, понятиях устоявшихся в психопатологии. К.С.Лебединская с соавторами (30) выделяет три типа нарушений поведения у страдающих олигофренией: с преобладанием психической неустойчивости; с преобладанием аффективной неустойчивости; с преобладанием расторможенных влечений. Авторы совершенно справедливо замечают, что эти нарушения совпадают с подобными нарушениями у учеников массовых школ. Большое значение многие исследователи придают психопатоподобным нарушениям, которые участвуют в формировании различных форм нарушенного поведения у детей и подростков, страдающих олигофренией (3,43).

Как показало изучение умственно отсталых подростков с нарушенным поведением в исследуемой группе, у них могут быть следующие психопатологические синдромы по ведущим признакам: астенический синдром (43%); неврозоподобный синдром (6,6%); синдром психической неустойчивости (10%); аффективной возбудимости (8,3%); дисфорический синдром (5,8%); нарушенных влечений (1,7%); аутистический синдром (1.7%); гиперкинетический синдром (1,7%).

Читайте также:  Латентный стил синдром на узи

Астенический синдром и нарушения поведения.Это подростки с астенической формой олигофрении, которая описана С.С.Мнухиным (46), Д.Н.Исаевым (18). Характерным для нее явилось быстрое истощение всех психических процессов при интеллектуальной работе, низкий уровень учебной работоспособности, трудности в учебной работе, часто трудности в усвоении счета, письма, чтения при относительно неглубоком интеллектуальном недоразвитии. Часто у этих детей и подростков, особенно в состоянии утомления, возникала раздражительность, аффективная неустойчивость, появлялось угнетенное настроение. Они неусидчивы, суетливы, находятся много в движении, нередко у них возникает психомоторная расторможенность. При неправильном подходе к ним учителя, воспитателя у таких детей с легкостью возникают реакции протеста: крик, плачь, агрессивные и разрушительные действия, т.е. все те формы неправильного поведения, которые неправомерно оцениваются как школьная недисциплинированность. В дальнейшем у таких детей появляется негативное отношение к учебе и побеги из школы, они становятся членами асоциальных уличных групп.

Неврозоподобный синдром.В литературе известен также как синдром “органической невропатии” (25,46). Этот синдром встречается у больных при многих резидуально-органических состояниях, чаще у детей дошкольного возраста, но иногда наблюдается и у детей младшего школьного возраста. Эти дети капризны, возбудимы, быстро утомляются при учебной работе, у них много вегетативных расстройств, привычных патологических действий, часто ночное недержание мочи, интеллект у них – на уровне низкой нормы, либо в степени легкой дебильности. Они постоянно требовали от окружающих повышенного внимания к себе, часто оказывались в центре конфликтных ситуаций, были предметом насмешек сверстников, имели унизительные клички. У них также были трудности с приобретением элементарных школьных навыков. Нарушения поведения у этих детей были в пределах так называемой “школьной недисциплинированности”: грубости с учителем, отказов от занятий, невыполнения учебных заданий, иногда драчливости, курения, эпизодического использования токсикоманических препаратов, уходов из школы, но быстрого возвращения обратно, нарушения школьного распорядка и др.

Синдром психической неустойчивостипроявляется в различных вариантах психического инфантилизма. Нарушения поведения при этом синдроме описаны К.С.Лебединской с соавторами (30). Это дети и подростки с отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, с незрелостью психомоторики, жестокостью в поведении, несамостоятельные, имеющие повышенную внушаемость, завышенную, часто нелепую, самооценку, склонные к фантазированию, лживости и хвастовству. Они отстают в физическом и половом развитии, это отражается в их соматическом облике. Поведение таких детей и подростков часто имеет демонстративный характер. В подростковым возрасте они осознают свою психическую неполноценность, тяжело переживают насмешки сверстников, часто возникают реакции протеста. Поведение таких детей и подростков во многом регламентируется психологической ситуацией, в которую они попадают.

Синдром аффективной возбудимости.Ядром этого синдрома является взрывчатость, раздражительность, агрессивность, неуправляемость во время аффекта. Выраженность аффекта у них неадекватна силе раздражителя, вызвавшего аффект. Нередко поведение носит демонстративный характер. К.С.Лебединская с соавторами (30) считает, что аффективность вырастает с началом периода полового созревания. Помимо агрессивности им свойственны разрушительные действия, побеги из школы, токсикомании, курение, они часто бывают членами асоциальных уличных групп.

Дисфорический синдромчаще бывает при дисфорической форме олигофрении, описанной Д.Н.Исаевым (18). Характерным для таких детей и подростков являются внезапно наступающие колебания настроения, на фоне которых возникают аффективные разряды, сопровождающиеся агрессией, разрушительными действиями. У них замедленный темп мышления, инертность всех психических процессов, это создает трудности в школьном обучения и построения отношений в школе.

Синдром нарушенных влеченийпроявляется преимущественно в расторможенности инстинктивной деятельности. Чаще всего встречалось неудержимое стремление к побегам и бродяжничеству, повышенная сексуальность, у одного подростка была склонность к воровству, похожая на клептоманию. Повышенное влечение к еде было у одного подростка. У всех подростков была повышенная аффективная возбудимость. Названные нарушения в сочетании с интеллектуальной недостаточностью и трудной управляемостью ребенка создавали серьезные трудности в работе школы.

Синдром аутизмавстречался при атонической форме олигофрении. У таких детей, наряду с грубыми нарушениями внимания, отсутствовала потребность в общении, поведение часто становилось нецеленаправленным и неподдающимся коррекции, производило впечатление нелепого. Все это создавало трудности в воспитании и обучении таких детей, их обычно направляли в психиатрическую больницу.

Гиперкинетический синдромпроявлялся в повышенной двигательной активности (расторможенности), в большем количестве лишних движений, нецеленаправленном поведении, нарушениях внимания, трудностях в усвоении чтения, письма, счета. Эти дети неуправляемы в поведении и постоянно являются источником психоконфликтных ситуаций, особенно в тех случаях, когда учитель или воспитатель не учитывают особенностей ребенка.

Перечисленные синдромы не являются специфическими только для олигофрении, стертые их формы могут быть и у здоровых школьников.

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 824 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник