Работа психолога с детьми с синдромом дауна в доу

Людмила Тюрина
Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна

ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ “ДЕТСКИЙ САД № 17”

г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮРИНОЙ Л. К.

Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального развития был очень низким (коэффициент – 30). Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок посещал специализированную группу коррекционного детского сада, нахождение в группе ежедневно составляло 4-5 часов, в соответствии с рекомендациями специалистов. С ребенком работали дефектолог, психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре. Наполняемость группы составляла не более 10 человек, а фактически – меньше.

В нашем ДОУ таких условий не было. Наполняемость группы на тот момент составляла 28 детей, психолога, логопеда, а тем более дефектолога в штате не было, наш сад имеет общеразвивающее направление. Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.

Из разговора с мамой девочки я поняла, что она решительно настроена на то, чтобы ребенок проводил в детском саду полный день; кроме того, мама считает, что уровень развития девочки находится на гораздо более высокой ступени, чем это продиагностировано врачами и педагогами.

Первые несколько дней я наблюдала за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет.Культурно-гигиенические навыки отсутствуют: Настя явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Настя берет полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствует, ребенок дома постоянно ходит в памперсах, при высаживании не понимает, для чего это делается, естественные нужды справляет по мере необходимости где угодно. Одеваться ребенок не умеет, как и раздеваться.

Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм мышц.

Деятельность с предметами не носит даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске.Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка берет пособия, лежащие на столах и раскидывает их по группе. Первое время (месяца 2-3) это приводило к тому, что часть занятий была либо сорвана, либо находилась на грани срыва.

Кроме того,выяснился еще один нюанс поведения Насти: девочка абсолютно бесстрашно залезает на столы, шкафы, лесенки с риском для жизни. Девочка постоянно убегает, ее нужно держать за руку не только на прогулке, но и в помещении группы.

Дети первое время смотрели на Настю с недоумением, что объясняется ее поведением. Я не стала говорить детям о том, что она – особенная, сказала, что Настя еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство (об этом позже).

Вот с таким “начальным капиталом” мы пришли к началу учебного года.

Поскольку в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, мне пришлось проштудировать литературу по этой теме. В итоге, я пришла к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно – детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Я приступила к написанию своей рабочей программы, ориентируясь на программу Екжановой Е. А. и СтребелевойЕ. А “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта”.

Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Я наметила несколько направлений предстоящей работы:

1. Развитие общей моторики;

2. развитие мелкой моторики пальцев рук;

3. Развитие речи;

4. воспитание культурно-гигиенических навыков;

5. развитие социально-коммуникативной сферы.

На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком я проводила в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность.

Я обучала девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Я показывала девочке способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать юбку, снимать одежду.

Для развития общей моторики я привлекала Настю к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Особенно успешно обучение проходило на занятиях танцами, думаю, что именно сочетание музыки и ритмических движений приносили ребенку наибольшее удовольствие.

Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Насти.Особенности заболевания обусловили нарушение развития ладони и пальцев: у детей с синдромом Дауна очень короткие пальцы, что еще больше усугубляет ситуацию. Я учила девочку брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомила ее со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Вместе с тем с течением времени мне удалось снять спастический синдром кистей рук.

Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Насте трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Посещение туалета оставалось проблемой и по окончании учебного года, хотя Настя научилась звуком “А-а” обозначать желание посетить туалет.

Что касается общения, Настя легко влилась в детский коллектив. Сначала я вводила ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.

Наши первые результаты

К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенокстал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).

Настя адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Читайте также:  Синдром шерешевского тернера дети фото

Девочка имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Настю,но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.

Наши неудачи.

К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере (в первое время) страдало качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что я вынуждена была практически все время держать девочку либо за руку, либо на руках, а также из-за особенностей поведения Насти. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 9 часов ежедневно (по настоянию матери) отрицательно сказалось на состоянии нервной системы Насти, она стала уставать, капризничать. Следовательно, не только эффективность работы снизилась в разы, но и здоровье ребенка было этим ослаблено.

Итог.

Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.

Источник

Нажанетдинова Сямия Махсутовна
Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна

Слово «синдром» обозначает множество признаков или особенностей. Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Ленгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году.

В 1959 году, французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями.

Синдром Дауна нельзя предотвратить и нельзя вылечить.

Работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.

Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.

Поведение детей с Синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.

В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.

Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей. Постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с Синдромом Дауна родителям необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. д.).

ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ

-Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;

-Возможные проблемы со слухом и зрением;

-Проблемы с развитием речи;

-Слабая кратковременная слуховая память;

-Более короткий период концентрации;

-Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;

-Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;

-Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);

Проблемы со зрением. Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению могут использовать их для прохождения учебной программы, многие имеют тот или иной недостаток зрения 60-70%. Дети в возрасте до 7 лет должны носить очки.

Проблемы со слухом. Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва.

Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.

Проблемы с развитием речи.

Общие черты отставания в развитии речи:

*меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

*пробелы в освоении грамматических конструкций;

*способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

*большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

*трудности в понимании заданий.

Мышление.

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.

Память.

Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти, требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Внимание.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Поведение.

Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

Читайте также:  Миастенический синдром у детей до года

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

• Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;

• Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое необходимо уделить внешним формам поведения;

• Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо вырабатывать навыки самообслуживания;

• Сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

Да, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. Но усилия не пропадут даром. Нужен только толчок, опытный педагог и родные люди со своей безграничной любовью и преданностью! При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.

Специалисты убеждены, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.

Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках. Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, комплексная психологическая помощь детям с синдромом Дауна повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Источник

Марина Викторовна Тищенко

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в условиях ДОУ

     Известно всем, что долгое время наша система образования делила детей на обычных и инвалидов. Это деление практически закрывало путь получения образования и возможности реализации себя в будущей жизни детям –инвалидам. Ни для кого не секрет, что ещё 20 лет назад, таких «неудобных» детей «оберегали» в домах инвалида, коррекционных школах- интернатах и т.п, объясняя, что это для «блага» детей, им так удобнее, уютнее, среди таких же как они, так они не чувствуют себя ущербными, общество жестоко и не готово их принять. Результатом такого «гуманного» обучения стала полная социальная дезадоптация воспитанников этих учреждений. Как правило, после выпуска из школ – интернатов, такие дети не могли найти своего места в новой среде, так как были выращены в «тепличных условиях» и не социализированы.  Несправедливость такой ситуации очевидна, так как дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь равные возможности  с другими детьми.

 В настоящее время в нашей стране особо остро встал вопрос об обучении и воспитании детей с ОВЗ, и это не просто слова, международное сообщество требует выполнения международных норм, направленных на защиту прав и интересов детей- инвалидов. Законодательно эти права закреплены в Законе «Об образовании в РФ». Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и  их индивидуальных возможностей [2]. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Ребёнок с ОВЗ, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные учебные заведения и учиться вместе с другими детьми, а  в обычных детях воспитывать толерантность и уважение к людям не во всём похожих на них.

Дошкольное образование, как образование в целом, претерпевает существенные изменения, связанные с инклюзивными тенденциями. Сегодня,  никого не удивляет, что в детских садах наряду с обычными детьми  воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Международная практика показывает, что своевременная и грамотно построенная работа на ранних этапах жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, повышает его шансы на благоприятную адаптацию и социализацию в современном обществе. По мнению Есиповой Татьяны Павловны, это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особым» детям [1]. Такой подход к проблеме не вызывает сомнений, так как ранняя помощь даёт возможность предупреждения и своевременной коррекции вторичных отклонений, достигаются значительные результаты  в самообслуживании и развитии коммуникативных навыков, дети учатся развивать позитивные отношения с другими людьми, то есть всё, что  необходимо в повседневной жизни.

Для педагогов, работающих с такими детьми, это дополнительная ответственность. И поэтому, как только мы  узнаём о поступлении ребёнка с ОВЗ  в детское образовательное учреждение, перед воспитателями, специалистами встают вопросы «Что я буду с ним делать? С чего начать? Каких результатов он должен достичь в образовательном процессе? Как построить работу с ним? Как воспримут новенького другие воспитанники?  Как объяснить им, почему он не во всём похож на нас?». Педагоги понимают груз ответственности, который ложится на их плечи и их страх перед неизвестностью вполне обоснован. В данной статье я хочу поделиться опытом нашего детского сада, где уже три года успешно воспитывается ребёнок с синдромом Дауна.

Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению нашего ребёнка мы начали с работы с педагогами ДОУ, так как психологическая готовность педагогов к взаимодействию с ребёнком, имеющим синдром Дауна, является основным условием успешной интеграции такого ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Речь идёт, прежде всего, о личной готовности педагогов к принятию ребёнка с ОВЗ и установлению с ним контакта,  готовности вступать во взаимодействие с ребёнком на основе безусловного принятия, с учётом  индивидуальных особенностей  и ограниченных возможностей его здоровья. Ещё одним немаловажным фактором является отношение дошкольного образовательного учреждения к  вопросам инклюзии. Поддержка руководством идеи включения в процесс воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ благоприятно отражается  на психологическую готовность всего педагогического коллектива.

Далее мы собрали информацию и познакомились  с опытом работы по данному направлению в России и за рубежом. В специальной литературе мы подробнее узнали о данном синдроме, о характерных особенностях таких детей, о специфике нарушений и возможной динамике развития.  Мы не однократно встречались  с родителями, так как никто как они не может нам рассказать о тех трудностях, с которыми мы можем столкнуться в своей работе. Нам очень повезло, родители ребёнка были очень заинтересованы в успехе нашей работы и с удовольствием поделились не только своим опытом, но и литературой. Мы ошибочно считали, что им нужна наша поддержка и помощь, оказалось наоборот, мы нуждались в их знаниях и опыте. Мы ориентировались на семью, а родители активно участвовали в коррекционно-педагогической работе.

Читайте также:  Стокгольмский синдром в семейной жизни

На втором этапе работы мы решили задачу интеграции ребёнка в детский коллектив. Это было не сложно, он был зачислен во вторую младшую группу, где по своему биологическому возрасту и физическим параметрам, он был самым младшим и маленьким. Поэтому детям объяснили, что новый мальчик младше вас,  и он нуждается в вашей помощи. Дети с радостью приняли эту новость и с удовольствием окружили необходимой заботой новенького. Осложнялась работа только тем, что у детей  с синдромом Дауна существует целый ряд сопутствующих заболеваний, так же наблюдается нарушение  координации движений, отсутствие речи, на очень низком уровне были развиты навыки гигиены и самообслуживания, ребёнок не понимал общих правил поведения в группе. Помимо этого,  ребёнок не желал вступать в контакт ни с детьми, ни с педагогами, Период адаптации проходил сложно, ребёнок часто и долго болел, пропускал детский сад, и нам приходилось заново знакомиться, приучать к режиму детского сада и к требованиям педагогов.  

После адаптационного периода, мы приступили к третьему этапу нашей работы. Мы начали разрабатывать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна) в дошкольном образовательном учреждении. Психолого-педагогическое сопровождение-это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка и её основой является чёткая организация работы, направленная на выбор варианта решения актуальных проблем. Сама идея сопровождения объединяет работу всех специалистов. У каждого из участников сопровождения свои  задачи, но они должны стремиться к одной общей цели и работать как единый механизм. Нашей целью стало:  создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка), при включении его в группу дошкольного образовательного  учреждения общего типа [3]. Составляя программу, мы выдвинули ряд правил, в первую очередь к себе:

  1. Доступность. Мы не ставим не выполнимые цели, ориентируемся только на зону ближайшего развития;
  2. Интерес. В работе используем только игровые приёмы, если ребёнку не интересна предложенная игра, срочно заменяем её;
  3. Охрана здоровья. Обязательное использование здоровьесберегающих технологий;
  4. Контроль. Постоянно отслеживаем динамику развития, если нет результата, корректируем программу.

В ходе реализации программы, как было замечено ранее, осуществляется  междисциплинарный подход. Мы определили, какие задачи будут решаться на занятиях у воспитателя, а какие – на занятиях у учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по плаванию, инструктора по физической культуре, медицинского работника. Основная работа легла на плечи воспитателя. Стоит заметить, что дети с синдромом Дауна по уровню развития не похожи друг на друга, поэтому программы  для обучения и воспитания таких детей  по ФГОС пока нет. И здесь нашими экспертами стали родители. Оказалось, что мама,  занимаясь  с ребёнком дома,  выработала стратегию, как  работать с ним  и как достигать, пусть маленьких, но результатов. В планировании  работы мы это учли.

Индивидуальная образовательная программа была составлена  с опорой на  Примерную  общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мы сформировали чёткие и конкретные цели, определили по средствам чего мы можем их достигнуть, и как будут закрепляться данные навыки в деятельности  каждого специалиста. Для  полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, мы постарались создать наиболее благоприятные условия, поэтому работа специалистов не ограничивалась расписанием и временными рамками занятий, так же использовались не только рабочие кабинеты, но и всё помещения детского сада, где разрешено находиться детям в сопровождении взрослого.  

Ребёнок, наравне со всеми,  участвует  в групповой, подгрупповой образовательной деятельности, но задания подбираются с учётом его возможностей.  Вместе с другими детьми, он посещает музыкальные занятия, бассейн, спортивный зал. Если ребёнок испытывает трудности в усвоении нового, то обучение происходит индивидуально. Помощь могут оказать не только педагоги и специалисты, но и воспитанники группы, так как в нашем сопровождении активным участником является и детский коллектив. Сверстники помогают в формировании гигиенических навыков, навыков самообслуживания, в развитии игровой  и коммуникативной деятельности.

Так как в штате нашего ДОУ нет учителя-диффектолога, педагог- психолог развивает и проводит коррекционную работу не только эмоционально-волевой сферы, но и  познавательных возможностей ребёнка, расширяет его знания об окружающем мире.

При поступлении ребёнка в детский сад речевые навыки отсутствовали полностью, поэтому на начальных этапах  учитель-логопед  обучал невербальным средствам общения. Сейчас работа направлена на формирование речевых навыков (звукоподражание) и расширение как  пассивно, так и активного словаря ребёнка. Занятия специалистов так же проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме, ребёнок учится не только общаться со сверстниками, но и принимать их помощь, а это немаловажное умение в будущем.

Медицинские работники активно сопровождают ребёнка, они не только следят за состоянием его здоровья, но и проводят оздоровительные мероприятия, дают рекомендации  по профилактике заболеваний родителям.

Конечно, не все было легко, в начале  работы мы столкнулись с протестом ребёнка, отказом от выполнения заданий. Но проведя наблюдения за самостоятельной деятельностью ребёнка (игрой),  мы смогли выявить круг его интересов и, опираясь на полученные данные, постепенно вовлекли его в работу.

На сегодняшний день программа  реализуется в полном объёме. Динамика положительная. Ребёнок с удовольствием посещает детский сад. Его соматическое здоровье укрепилось. Он легко вступает в контакт с детьми и взрослыми не только в условиях ДОУ. Соблюдает правила поведения. Навыки гигиены и самообслуживания сформированы согласно возрасту.  Ребёнок принимает участие в развлекательных мероприятиях. Знает всех сотрудников детского сада.  Хотя его активный словарь и состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний  и звуковых комплексов, он широко пользуется мимикой  и жестами.  Активно  и с интересом участвует в образовательной деятельности. По-мнению родителей, он легко применяет  знания в повседневной  жизни.

 В заключении хочется сказать, что очень важную роль  в жизни детей с ОВЗ играет положительный опыт пребывания в детских образовательных учреждениях.  Успешность таких детей  зависит от нас, от того на сколько грамотно и своевременно мы сможем построить свою работу. Именно мы, не один педагог, специалист или родители, а вместе. Только совместное длительное сопровождение ребёнка даст положительный результат и поможет ребёнку адаптироваться в будущей жизни.

Библиографический список.

  1. Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа : информационно-методическое пособие , пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр-шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех». Новосибирск-2010.- 48с..
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-352с.
  3. Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик»/ Составители: учитель-логопед М.В.Тищенко, педагог-психолог В.В. Ганн, 2013.

Источник