Работа психолога с синдромом дефицита внимания

Библиографическое описание:
Ибрагимова, Х. Ш. Работа психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Х. Ш. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14.1 (148.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/148/42026/ (дата обращения: 22.02.2021).
Данная статья посвящена проблеме гиперактивности у детей, методам работы и оказания помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания. Своевременное выявление данного факта способствует четкой организации общения, как между детьми, так и их родителями. Использование в работе психолога коррекционных упражнений, игр, позволяет активизировать работу по устранению имеющихся недостатков в поведении ребенка.
Ключевые слова: гиперактивный ребенок, игровая терапия, коррекция, синдром дефицита внимания.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что дети — наша гордость и наше будущее. Это реализация наших неосуществленных желаний и надежд. А мы как родители — первые учителя своего ребенка. Будучи учителями своих детей, мы желаем видеть в них свое продолжение, чтобы они были более удачными, успешными, нежели мы, добились определенных успехов в жизни, реализовали свои мечты. Со временем, когда на каждом возрастном этапе возникают барьеры, трудности, мы задаем себе вопрос, «а что мы сделали не так, в чем наша ошибка, вина, что упустили?». Для нас определённый интерес вызвала проблема выявления особенностей поведения и работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности. Следует отметить, что данный синдром на сегодняшний день, является наиболее часто встречающимся у детей определенной возрастной группы. Нужно четко разграничивать плохое поведение, невоспитанный ребенок и данной синдром, который впервые был упомянут и рассмотрен немецким врачом-психоневрологом Генрихом Хоффманом. В 60-х годах XX -го века врачи определили это состояние как патологическое, а с 80 –х годов — данное заболевание было занесено в Международную классификацию болезней (МКБ) под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Функция центральной нервной системы у ребенка проявляются в том, что таким малышам трудно концентрировать и удерживать внимание, и как следствие этого они испытывают определенные трудности в процессе обучения. Проявляется непоседливость, концентрация внимания минимальная, им тяжело воспринимать учебный материал, спокойно сидеть на уроке.
Большинство у детей с этим синдромом днем нет сна, а ночной сон весьма беспокойный. Эти дети, находясь в общественных местах (в маркете, на концерте, на уроке, в садике) привлекают к себе внимание, своим непослушанием, постоянно бегают, болтают, кричат, прыгают, ломают, чего-то хотят, всем мешают, постоянно в движении, разбрасывают, ломают игрушки.
В чем же причина гиперактивности у детей? Данный аспект проблемы были рассмотрены в работах таких психологов, как: И. П. Брязгунова, Е. В. Касатикова [1], Н. Н. Заваденко [3], О. И. Политика [7], др. Как отмечает Ю. Б. Гиппенрейтер «стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно» [2, с.6]. Безусловно, семья влияет на формирование ребенка.
В качестве причин возникновения гиперактивности психологами отмечаются различные факторы, приводящие к появлению данного синдрома. Причем, разные ученые выдвигают свое предположение о типах, видах и формах проявления данного недуга у детей.
Факторы, способствующие возникновению синдрома
Что мы можем сказать о признаках гиперактивности у детей? Безусловно, от данного недуга страдает, прежде всего, ребенок. Они не умеют контролировать себя, что приводит к возникновению большого числа проблем, как в семье, так и в классном коллективе, на уроке. Окружающий мир враждебно относиться к ним из-за их неуправляемой неугомонности. Удивительно, но факт, современная школа изобилует примерами частого проявления данного синдрома у детей, причем, работа психолога в школе по выявлению данной группы детей, не всегда граничит оптимальными показателями и очень редко можно говорить об эффективности организации коррекционной и профилактической работы, проводимой в данном ключе деятельности. Н. Миклева отмечает, что проблемы, которые возникают у ребенка с данным синдромом, «условно можно разделить на две категории: 1) психологические, 2) педагогические» [6, с.28].
Нельзя забывать, что по своей природе данная группа детей весьма общительна и не агрессивна о своей природе. Однако непонимание со стороны окружающих может привести к враждебности и агрессивности у детей данной группы. Рассматривая данную проблему, мы постарались определить, что родители думают о данном синдроме. С этой целью нами была составлена анкета-опросник, в которой были предусмотрены следующие вопросы:
- Как Вы думаете: поведение вашего ребенка связано с его внутренними проблемами?
- Нужно ли обратиться к специалисту, чтобы решить проблему СДВГ?
- Данное поведение обусловлено трудностями в семье?
- Такое поведение возникает, как ответная реакция на неумение адаптироваться в коллективе?
- Дети себя должны так вести, быть подвижными, с возрастом это пройдет.
- Данное поведение обусловлено некомпетентностью педагога.
- Такое поведение — хорошая физическая подготовка.
В беседе с родителями и проанализировав их ответы, мы убедились, что у большинства родителей неправильное представление о данном синдроме, они игнорируют мысль о показе ребенка специалисту, что является свидетельством низкой подготовки родителей к воспитанию своих детей и отсутствием информации по данному вопросу. Что же делать при наличии данных симптомов у детей, как помочь нашим детям? Прежде всего следует отметить, что данный диагноз ставится врачом-невропатологам, в результате проведения консультации. Если есть к тому показания, проводится медикаментозное лечение. Работа по коррекции детей с данным синдромом должна носить комплексный характер, причем совместно с родителями, психологами и педагогами. Е. К.Лютова, Г. Б. Монина, отмечали в своей работе, что чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивности ребенка, которого влечет все неожиданное, новое» [5, с. 8].
Недаром в работе некоторых психологов Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. подчеркивается важная закономерность в общении с детьми с СДВГ: «Общение с ребенком должно происходить на одном уровне, при осуществлении контакта «глаза в глаза» [4, с.79]. Особо следует отметить использование в работе психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста игровой терапии, а также спорт, плавание, что способствует потери энергии, появлению усталости, снижению активности. Нельзя не отметит отдельные элементы музыкальной терапии, которая также имеет определенное положительное влияние на детей с данным синдромом. Анализ источников, посвященных исследованию данной проблемы, позволил нам сделать выводы о том, насколько важно в воспитании детей придерживаться определенных правил, объединенных нами и представленных в нижеприведенной таблице.
В заключении хотелось бы отметить важность своевременного выявления и построения работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности, так как от этого зависит будущее наших детей и успех его формирования и развития в обществе.
Литература:
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика, 2002. — 128 с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 238 с.
- Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. -М.: Академия, 2005. — 256 с.
- Кириллова Е. А., Беляева Е. Э. Гиперактивный ребенок. — Х.: Основа, 2015. — 176 с.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь». — 2011. — 192 с.
- Миклева Н. Гиперактивный ребенок — это не проблема! — М. АРКТИ, 2016. — 104 с.
- Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. — СПб.: Речь, 2008. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, работа психолога, синдром, группа детей, игровая терапия, поведение, проблема, работа, своевременное выявление.
Источник
Работа
педагога – психолога
с детьми
с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности
(СДВГ).
Педагог – психолог МАОУ «СОШ №32»
Крупчинова Оксана Владимировна.
Работа педагога – психолога с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе более века назад. Таких детей называли гиперактивными, страдающими ММД.
Синдром (что значит совокупность симптомов) дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из самых распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ является самой частой причиной нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем во взаимоотношениях с окружающими, и в результате – заниженной самооценки.
Хорошо демонстрируется поведение детей с СДВГ и реакция родителей в м/ф осторожно обезьянки.
(СДВГ) – полиэтиологическое состояние, формирующееся в результате взаимодействия генетических80% и средовых 20% факторов. Причины и механизм развития СДВГ окончательно не раскрыты.
Сегодня выделяют 4 блока причин происхождения СДВГ: 1) генетические (наследственная предрасположенность); 2) биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы); 3) социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания); 4) влияние окружающей среды.
Основныепроявления СДВГ включают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если признаки гиперактивности обычно уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на долгие годы, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
Таким детям тяжело контролировать свое поведение и концентрировать внимание. Установлено, что от 3-х до 5-ти процентов детской популяции в мире страдают СДВГ. Это значит, что в каждом втором классе хотя бы у одного будет СДВГ.
Среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые, но и случаи ЗПР у данной категории детей не являются редкостью. Самое существенное состоит в том, что интеллект детей в общем сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ: беспокойство, неусидчивость, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость, – часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо, т.е. дислексия, дисграфия, дискалькулия), что ведет к выраженной школьной дезадаптации
Если говорить о произвольной регуляции поведения гиперактивных детей, то показано, что такие дети испытывают трудности с выработкой стратегии поведения, хуже усваивают инструкции и алгоритмы действий (нужно дробить сложные задания) у них повышено число импульсивных ответов и персевераций (навязчивых повторов) предыдущих действий, их деятельность неустойчива к побочным влияниям.
Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилие все делать правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях (например, выкрикивание с места, неспособность дождаться своей очереди), в неумении проигрывать, излишней настойчивости и отстаивании своих интересов (невзирая на требования взрослого). Присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором.
У гиперактивных детей есть и свои личностные особенности:отсутствие чувства безопасности, склонность к агрессии, нестойкость к стрессу, стремление удовлетворять свои эмоции в мире фантазии, тревожность. Все это, наряду со снижением внимания и познавательных функций, приводит к снижению их адаптивного потенциала. В целом для таких детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем бывает в их возрасте: будучи отстающими зачастую в психическом развитии от сверстников, эти дети стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок.
Традиционно СДВГ рассматривают в нашей стране в рамках ММД (минимальных мозговых дисфункций). К ним относятся две группы состояний по классификации МКБ-10. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представлен в разделе F9:поведенческиеи эмоциональные расстройства детского и подросткового возраста.
В эту же группу минимальных мозговых дисфункций входят нарушения психологического развития (раздел F8), расстройства развития речи, расстройства формирования школьных навыков (дисграфия, дислексия, дискалькулия) и диспраксия развития (неуклюжий:не может кататься на велосипеде, не играет в мяч).
Если говорить о высших психических функциях, которые страдают при данном состоянии и недостаточно сформированы, это функцииуправляющие. Они обеспечиваются лобными долями, прежде всего, передними их отделами, префронтальными структурами мозга (Типичным психологическим термином для функций, выполняемых префронтальной областью коры головного мозга, является исполнительная функция. Исполнительная функция связана со способностями выявлять конфликтующие мысли, прогнозировать будущие последствия текущих действий).
Именно префронтальные структуры отвечают за управляющие функции и поведенческое торможение. Соответственно, пациенты с СДВГ обнаруживают управляющуюдисфункцию.
Именно эти аспекты поведения страдают при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью: – Контроль внимания. – Торможение, сдерживание, контроль импульсов. – Планирование и организация. – Внутренняя речь. – Рабочая или оперативная память. – Предвидение, прогнозирование, предусмотрительность, которая, безусловно, должна основываться на взгляде в прошлое, ретроспективной оценке прошедших событий и допущенных просчетов. – Выбор приоритетов. – Умение распределять время. – Изменение, пересмотр планов. – Отделение эмоций от реальных фактов
Ключевыми симптомами СДВГ являются нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. Наиболее характерные симптомы расстройства формулируются как диагностические его критерии. 9 признаков проявлениягиперактивности и импульсивности, 9 признаков нарушения внимания.
Начнем с перечня проявлений гиперактивности, поскольку уже в дошкольном возрасте они бывают выраженными:
Ребенок постоянно крутится, вертится. Не может усидеть на месте, когда это необходимо. Для него характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность. Он не может тихо, спокойно играть. Находится в постоянном движении. Отличается болтливостью.
Гиперактивность всегда сочетается с импульсивностью. Отвечает на вопросы, не задумываясь. Не может дожидаться своей очереди. Мешает другим людям, перебивает их.
Надо сказать, что для СДВГ характерна определенная возрастная динамика. Именно проявления гиперактивности уменьшаются с возрастом, признаки импульсивности сохраняются.
Что касается нарушений внимания, они наиболее очевидными станут тогда, когда ребенка будут готовить к школе или когда начнется школьное обучение. Буквально с первого класса школы следующие признаки будут очень ярко выражены: Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок. С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий. Не слушает обращенную речь. Не может придерживаться инструкций, доводить дело до конца. Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий. Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения. Часто теряет свои вещи. Легко отвлекается. Проявляет забывчивость.
Для того чтобы диагноз был обоснован по МКБ-10, которой мы пользуемся в нашей стране, нам нужно подтвердить не менее 6-ти симптомов невнимательности, 3 признака гиперактивности и 1 – импульсивности.
Задачи психолога по работе с детьми СДВГ:
• Научить осознавать задание, удерживать в памяти, самостоятельно проверять выполнение задания;
• Научить приобретать навыки качественного, своевременного выполнения задания, ориентироваться в пространстве, быть внимательным.
• Научить доводить начатое дело до конца с высоким результатом.
• Научить овладевать навыками саморегуляции: уметь расслаблять, напрягать все тело при переходе от бодрствования ко сну; фиксировать внимание; осуществлять самоконтроль.
• Научить овладевать навыками устойчивых коммуникативных связей; навыками социальных отношений без негативной концепции; развивать в себе высокую самооценку, уверенность в себе и своих силах.
• Научить адекватно относиться к собственным неудачам.
• Научить контролировать свое поведение, управлять своими эмоциями.
Рекомендации для психологов:
Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
Использовать тактильный контакт.
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Диагностика СДВГ.
Как можно распознать школьному психологу, что у ребенка СДВГ.
Скорее всего классный учитель обратится к вам с жалобой на плохое поведение или плохую успеваемость.
Можно не ждать и провести анкетирование для учителей (раздаточный материал)по выявлению детей с СДВГ, также для родителей.(анкета раздаточный материал).
Тесты:
1.Тест самоконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рассмотреть по очереди 4 картинки и описать изображенные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем. Если ребенок объясняет, что причина неудач в скамейке, качелях, горке, краске и т.д., то есть неудачи не зависят от персонажей, то он еще не умеет себя контролировать свои действия и оценивать себя.
Если ребенок причину неудач видит в самом герое и предлагает потренироваться, подрасти, позвать на помощь, значит у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причину неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации.
2.Тест устойчивости внимания «Корректурная проба». Могут быть различные вариации этого теста (с буквами, цифрами, символами.
3.Тест объема динамического внимания (таблицы Горбова)
4.Тест переключения внимания (таблицы Шульте – Горбова)
5. Тест Векслера.
6.Тест Тулуз – Пьерона (исследование свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости).
Также провести тест Векслера, который выявляет особенности интеллектуального развития детей с признаками (СДВГ). Показано, что психофизиологическая структура интеллекта детей 6-7 лет без признаков СДВГ характеризуется высоким уровнем сформированности и тесным взаимодействием вербального и невербального компонентов. У их сверстников с дефицитом внимания и гиперактивностью она отличается недостаточным уровнем сформированности зрительнопространственного восприятия, произвольной организации и регуляции деятельности и более низким уровнем взаимосвязей вербального и невербального компонентов. Значимые различия между вербальным и невербальным интегральными показателями также свидетельствуют о дефиците произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности.
Последние исследования (тест Векслера) показали, что по таким показателям, как общая осведомленность и объем простых знаний, дети с гиперактивностью не отличаются от здоровых сверстников, а вот умение строить умозаключения, способность к применению социальных правил и норм, самостоятельность, долговременная слухоречевая память у них сформированы хуже нормы. Исследования показывают, что наглядно-образное мышление у детей с СДВГ также имеет особенности: есть трудности в выделении существенных признаков предмета , в различении предметов внутри одной группы (сапог – ботинок; жираф – верблюд; петух – цыпленок – курица), трудности в актуализации образа по слову наименованию.
Произвольное внимание младших школьников с СДВГ можно исследовать икорректироватьс помощью теста Тулуз-Пьерона.
Тест Тулуз-Пьерона представляет собой бланк, на котором изображены геометрические фигуры в десяти строчках. Задача испытуемого — вычеркнуть элементы заданной формы и подчеркнуть те из них, которые не похожи ни на один из образцов.
Тестирование Тузул-Пьерона подразумевает исследование таких показателей внимания, как
концентрация;
устойчивость;
распределение;
переключение.
В психологических рисуночных тестах (несуществующее животное, рисунок человека…) можно увидеть проявления импульсивности – размашистая штриховка, выходящая за контур рисунка, нарушение симметрии, не относящиеся к основному
сюжету линии, штрихи, выход за край листа, небрежность, промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку.
Поставить диагноз определить индивидуальную медикаментозную форму лечения может только врач.
Предположив, что у ребенка СДВГ необходимо рекомендовать родителям консультацию невролога.
Структура занятия.
Занятие лучше начать с релаксации, с целью настройки.
Затеммозговая гимнастика, которая включает:
1.Дыхательные упражнения, которые улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было легкое, без напряжения ощущение вдоха (надувание цветных шаров в животе, «вдыхание солнечного света, золотой энергии).
Мне нравится упражнение «качание головой», очень хорошо стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. (30сек.)
2. «Ленивые 8»- упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «8» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, снять глазное напряжение.
1. нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
2.посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
3.закрыть глаза и посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы.
Можно дополнить отработку движений глаз по 4 вспомогательным направлениям (по диагоналям).
4.Функциональные упражнения развивают внимание, произвольность и самоконтроль. Происходит элиминация гиперактивности и импульсивности, элиминации гнева и агрессии, развитие концентрации внимания.
1.Колпак мой треугольный: участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего произносят по одному слову из фразы:
«Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак
А если не треугольный,
То это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выадает говорить слово «колпак» заменяют его жестом (легкий хлопок по голове ладошкой). Затем фраза повторяется еще раз, но при эом на жесты заменяютя 2 слова: слово «колпак» заменяют его жестом (легкий хлопок по голове ладошкой), и «мой» показать рукой на себя. При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты 3 слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).
Растяжка «Лучики».
Сидя на полу (стуле): поочередное напряжение и расслабление:
-шеи, спины, ягодиц;
-правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;
– левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы;
Упражнение «Лимон» – управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены,глаза закрыты. Мысленно представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Затем выполните упражнение двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Упражнения для развития мелкой моторики рук: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка»: Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой, прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Коммуникативное упражнение «Маска»эмоциональное развитие.
Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на своем лице какое – нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Сосед должен в точности повторить это выражение, поменять на новое и «передать» следующему участнику упражнения. Выражения лица может быть страшным, смешным, угрожающим.
Игры: «Говори», «Гвалт», «Снежный ком» и т.д.
Закончить занятие желательно релаксацией.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/418002-rabota-pedagogapsihologa-s-detmi-s-sdvg
Источник