Расстройством аутистического спектра синдромом аспергера

Когда речь заходит об аутизме, то воображение простого обывателя рисует портрет красивого молчаливого мальчика, смотрящего в одну сторону и производящего однотипные ритмичные движения. Но на самом деле аутизмом могут страдать как дети, так и взрослые, независимо от половой принадлежности. К тому же аутизм имеет большое количество форм, поэтому в современной психиатрии данная патология носит название расстройства аутистического спектра (РАС).
Наиболее легкой и распространенной формой РАС является синдром Аспергера. Данное расстройство является врожденным, первые его признаки можно обнаружить в раннем возрасте. Несмотря на то, что этим синдромом страдает большое количество людей, его редко диагностируют, особенно в нашей стране. Дело в том, что в России данный диагноз обычно ставят только детям. До сих пор многие психиатры придерживаются мнения о том, что к 18 годам легкие формы аутизма должны либо исчезнуть, либо перерасти в более тяжкие патологии. Данное утверждение было давно опровергнуто, ведь синдром Аспергера является врожденной патологией, которая не поддается лечению. Тем не менее, взрослым пациентам этот диагноз изменяют на классический аутизм (синдром Каннера) или схожее расстройство, например, шизоидное.
Что же касается детей, то их родители редко приводят на прием к специалистам, поскольку не видят проблемы. У таких деток довольно высокий интеллект, а замкнутость и нежелание общаться со сверстниками часто объясняется особенностями характера. Именно поэтому в нашей стране большое количество людей остается один на один со своей проблемой.
Описание патологии
Психические расстройства у разных людей протекают по-разному. Однако люди, страдающие синдромом Аспергера, имеют ряд общих черт. Это касается взаимодействия с социумом, поведения, мышления с особенным когнитивным стилем, восприятия мира, работы органов чувств и т.д. То насколько ярко будут выражены симптомы, зависит от индивидуальных особенностей человека. Но ни возраст, ни пол, ни принадлежность к определенной расе не оказывает влияние на процесс формирования патологии.
Итак, человека с синдромом Аспергера можно узнать по таким признакам:
- Сложности в построении системы взаимодействия с социумом. Люди с этой формой РАС демонстрируют разную степень заинтересованности в социальном общении. Подавляющее большинство стремится сократить контакты с социумом к минимуму. В какой-то степени это можно объяснить непониманием и отвержением обществом людей с подобными проблемами. Негативный жизненный опыт и необходимость прикладывать колоссальные усилия для поддержания взаимоотношений приводят к тому, что люди с таким расстройством зачастую ведут замкнутый образ жизни. Хотя среди них есть и такие, кто желает взаимодействовать с другими людьми, несмотря на трудности и неудачи. Синдром приводит к тому, что человек не способен понять иносказательную речь, шутки, двусмысленные высказывания. Ему непонятен язык жестов, он не улавливает разницы в тоне голоса, не умеет различать эмоции по выражению лица. Переживания других людей, их чувства недоступны человеку с этим видом РАС. Взаимодействия с окружающими он выстраивает на собственных условиях, и только. Неприятие этих правил приводит к полному отрешению и отказу от взаимодействия с социумом.
- Узкие интересы, фиксация на одном виде деятельности. Расстройства аутистического спектра характеризуются необходимостью иметь четких распорядок, график работы, детальный план и конкретные инструкции. Для того чтобы хоть как-то упорядочить окружающее пространство, люди с синдромом Аспергера углубленно погружаются в определенную деятельность. В результате они получают успокоение и удовлетворение, также избавляются от фоновой тревожности. Если интересы имеют прикладную ценность, то впоследствии они могут стать частью профессиональной деятельности. Длительность фиксации на одном виде деятельности может быть различной, она колеблется от нескольких дней до лет.
- Особенности речевого развития. Многие диагностические методики содержат указания на то, что синдром должен быть исключен, если у пациента нет клинически значимых задержек развития речи. Однако при этом синдроме все же существуют некоторые особенности речи. Она такими людьми используется лишь как инструмент для обмена информацией, а не для построения взаимоотношений с окружающими. То есть, разговор не имеет эмоциональной окраски, в речи отсутствует юмор и т.д. Слова собеседника человек с патологией будет трактовать в буквальном смысле, поэтому общий смысл высказывания может быть искажен или вообще не понят. Образная речь и метафоры воспринимаются только при чтении художественных произведений, но в разговоре это вызовет большие затруднения.
- Сенсорное восприятие. У людей с РАС входящая и исходящая сенсорная информация обрабатывается не так, как у других. При синдроме Аспергера наблюдается либо низкая, либо высокая чувствительность одного или нескольких органов чувств. Например, при разговоре с несколькими собеседниками может возникать так называемая звуковая каша. Человек также может не различать некоторые узоры, запахи, текстуры и консистенцию пищи.
- Расстройство моторных функций. Синдром часто сопровождается некоторой неуклюжестью. Индивид может испытывать затруднения при застегивании пуговиц, подъеме и спуску по лестнице, с пространственной ориентацией и т.д. Но этот симптом не является основным при постановке диагноза, поскольку не у всех пациентов наблюдаются проблемы с движением.
- Мышление. Такие люди отличаются особым видом познавательной деятельности. В специализированной литературе часто пишут о том, что таким людям присущ особый когнитивный стиль мышления. Внимание обычно бывает сосредоточено не на главном, а на деталях или несущественных раздражителях. Большее предпочтение отдается абстрактным вещам, а не точной технической информации.
Человек с совокупностью всех этих признаков испытывает большие затруднения при общении с окружающими людьми. Но наличие данной патологии не является приговором. Жизнь с синдромом Аспергера может быть вполне нормальной, такие люди могут успешно вести общественную деятельность, работать, иметь семьи. Помощь в социализации им оказывают опытные психотерапевты.
Существуют методы психотерапии, позволяющие улучшить качество жизни людей с расстройствами аутистического спектра. Но это возможно лишь при обращении к специалистам и постановке соответствующего диагноза.
Диагностические критерии
Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:
№ п/п | Название методики | Основные критерии | Примечание |
1. | DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств) |
| Для диагностирования необходимо наличием как минимум двух симптомов (устойчивых во времени) |
2. | МКБ-10 | Нарушения, касающиеся социального взаимодействия. Стереотипность в поведении, интересах, действии. Может наблюдаться нарушение моторного развития, но не всегда. | Развитие ребенка до 3-х лет соответствует норме (произнесение одиночных фраз до 2-х лет, наличие коммуникативных фраз и навыков самообслуживания до 3-х лет и т.д.). Наличие клинических расстройств речи позволяет исключить диагноз. |
3. | Диагностика Гиллберга (С. Gillberg, 1989, 1991) | Как минимум два симптома социальной дисфункции:
Ограниченность интереса (должен присутствовать как минимум один симптом):
Стремление жить по распорядку:
Проблемы, связанные с речью (минимум 3 из 5):
Сложности, связанные с невербальной коммуникацией:
Моторная неуклюжесть. | Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов. |
4. | Диагностика Сзатмари (Szatmary, 1989) | Стремление к одиночеству:
Ограниченное взаимодействие с социумом:
Расстройство невербальной коммуникации:
Трудности с речью:
| Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов. |
Диагностировать синдром Аспергера достаточно сложно, для этого врач-психиатр или психотерапевт должен обладать определенным опытом и знаниями.
Для постановки диагноза необходимо внимательно изучить историю жизни пациента, проанализировать его поведение, провести беседу с родственниками и близкими людьми. Подавляющая часть симптомов подходит под описание черт характера интроверта, поэтому специалисты используют особые медицинские тесты, позволяющие выявить или исключить неврологические нарушения.
Синдром Аспергера у женщин
Статистика утверждает, что синдром Аспергера и другие расстройства аутистического спектра чаще возникают у мальчиков. Тем не менее, девочки также могут иметь аутизм или одну из его разновидностей.
Относительно недавно в Шотландии (Rutherford et al, 2016) было проведено исследование, результаты которого оказались весьма любопытными. Оказывается, что среди маленьких детей с синдромом Аспергера соотношение мальчиков и девочек составляет 5.5:1, для подростков соотношение составляет 2.3:1, а у взрослых людей – 1.8:1. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у женщин эта патология не встречается реже, просто она диагностируется позже. Если мальчиков к врачам приводят родители, то девочки обращаются к специалистам самостоятельно, став взрослыми.
Такое положение вещей отчасти связано с тем, что некоторые симптомы у девочек протекают не так, как у мальчиков. Родителей должно насторожить такое поведение дочери:
- неявные поведенческие проблемы. Они не являются, по мнению родителей и учителей, чем-то деструктивным. Поэтому они зачастую не принимаются во внимание. Ну, разве стоит тянуть девочку к психиатру, если она не хочет общаться с одноклассницами? Но если ребенок слишком замкнут и застенчив, постоянно пребывает в одиночестве, то стоит задуматься и присмотреться к нему внимательнее;
- селективный мутизм. Этот симптом означает, что девочка не может говорить в некоторых ситуациях, при этом она не может выбирать, когда именно сможет говорить, а когда нет. То есть на этой неделе она сможет отвечать в школе, а на следующей – нет. Предсказать частоту проявления мутизма невозможно;
- общается преимущественно с мальчиками. Таких девочек принято называть «пацанками». Девочки с РАС не разделяют увлечения своих сверстниц модной одеждой и прическами, они просто не понимают, зачем это нужно. Момент полового созревания для них может стать шоком, они полностью лишены сексуальности, не испытывают полового влечения. Молодые женщины в спектре аутизма могут хотеть иметь детей, но для них более приемлемым оказывается усыновление, нежели рождение собственных из-за нежелания интимной близости с мужчиной;
- пребывание в мире фантазий. Детям свойственно погружаться в выдуманные истории и увлекаться сказочными персонажами. По мере взросления такая увлеченность отступает, и на первый план выходят более реальные вещи. Однако девушки с синдромом Аспергера продолжают пребывать в фантастических мирах. Психотерапевты объясняют это тем, что в реальности люди с РАС чувствуют себя не в своей тарелке, а в выдуманном мире их любят такими, какие они есть.
Вылечить синдром Аспергера нельзя, но его выявление и понимание особенностей человека с этой патологией позволяет построить нормальные взаимоотношения в семье. Это касается как родителей с детьми, так и супругов. Достаточно часто женщины с РАС отказываются от интимной близости, хотя искренне любят своего супруга. Нарушение сенсорного восприятия приводит к тому, что прикосновения к телу (особенно в чувствительных местах) воспринимается ими как неприятные или болезненные. Стремление жить по распорядку может превратить интимную близость в четко распланированный ритуал, который быстро наскучит нейротипичному партнеру. Сохранить семью поможет понимание того, что такое синдром Аспергера.
Девушки с такой патологией чувствуют себя несчастными, зачастую они хотят иметь любимого человека и семью, но строить взаимоотношения с противоположным полом им чрезвычайно трудно. Кроме проблем, связанных с РАС, у девушек и молодых женщин на фоне душевных переживания возникают депрессии, гендерная дисфория, нервная анорексия и тревожные расстройства. Все это, а также желание разобраться в себе и причинах своих проблем приводит их в кабинет психотерапевта. И только получив информацию о синдроме Аспергера, они принимают себя и учатся жить со своими врожденными «особенностями». Не стоит опасаться того, что вас неправильно поймут или навсегда запишут в «ненормальные». Осознание проблемы является первым шагом на пути по улучшению собственной жизни.
Источник
Автор Хусаинов Руслан Халилович На чтение 15 мин. Опубликовано 31.12.2015 13:23
Обновлено 03.03.2018 18:21
Синдром Аспергера представляет с собой расстройство аутистического спектра (РАС), влияющим на способность человека к коммуникации и социализации среди других людей.
По данным Национального Института Здоровья (National Institutes of Health), дети с синдромом Аспергера (СА) сохраняют свои ранние языковые навыки.
Синдром Аспергера: общее понятие, симптомы, диагностика, лечение
©️www.focmag.com
Занимательные факты о синдроме Аспергера
Вот некоторые основные моменты о синдроме Аспергера. Более подробнее с ними вы можете ознакомиться в данной статье:
- Синдром Аспергера является расстройством аутистического спектра, при котором происходит влияние на социализацию и коммуникативные способности человека.
- Человек с синдромом Аспергера испытывает трудности в понимании языка тела (невербальные средства коммуникации), мимики, тона голоса других людей. Данные трудности вызывают у людей с синдромом Аспергера тревогу и смятение.
- У ребенка с синдромом Аспергера признаки расстройства уже могут проявляться в первые годы жизни.
- Синдром Аспергера чаще встречается у мужчин, чем у женщин.
- Симптомами синдрома Аспергера являются навязчивая увлеченность, официальная речь, ритуалы, социальная изоляция, задержка созревания двигательных навыков, отсутствие воображения, а также трудности с восприятием сенсорной информации.
- Причины синдрома Аспергера не известны. Вероятные факторы — наследственные и экологические.
- Ранняя диагностика осложнена тем, что каждый человек имеет различные комбинации симптомов.
- Зачастую синдром выявляется в зрелом возрасте.
- На сегодняшний день нет этиологического лечения синдрома Аспергера. Тем не менее, есть несколько методов лечения, которые могут облегчить симптомы.
- Различные виды лечения, обучение и другие методы могут положительно повлиять на качество жизни человека с синдромом Аспергера.
Что такое синдром Аспергера?
При общении люди делают выводы друг о друге. Язык тела человека, его мимика и тон голоса дают информацию о том, в каком эмоциональном состоянии находится человек, счастлив он или грустит, находится в гневе или спешит. На основании полученной информации мы начинаем реагировать соответствующим образом.
Человеку с синдромом Аспергера сложно прочитать эти инстинктивные сигналы, вследствие чего ему сложно общаться и взаимодействовать с другими людьми. По данным Национального Аутистического Общества в Великобритании (National Autistic Society), это может привести к беспокойству и страху.
Синдром Аспергера отличается от других расстройств аутистического спектра тем, что симптомы у него менее выражены, а иногда полностью отсутствуют задержки в речевом развитии. Ребенок с синдромом Аспергера, как правило, имеет хорошие когнитивные навыки (мышление, интеллект), и у него не наблюдается задержка речевого развития. Как правило, эти дети имеют средний или хороший словарный запас, в отличие от детей без данного состояния.
Общество Аутизма в Мэриленде, США, считает, что большинство людей, которые незнакомы с синдромом Аспергера, могут просто подумать, что человек ведет себя иначе. Как правило, ребенок с аутизмом воспринимается как отчужденный или незаинтересованный в общении с другими. Однако, дети с синдромом Аспергера, как правило, хотят взаимодействовать с другими. Проблема в том, что им это тяжело осуществить.
Человеку с синдромом Аспергера сложно понять обычные социальные правила, и все считают, что у них отсутствует эмпатия. Они не используют жесты, либо эти жесты не уместны. В отличие от других детей (и взрослых) с расстройством аутистического спектра, люди с синдромом Аспергера имеют средний IQ и хорошо обучаемы, однако требования к их обучению отличаются от требований для других детей.
Синдром Аспергера был назван в честь австрийского педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который впервые описал заболевание в 1944 году. Однако, этот синдром не был признан уникальным расстройством.
У ребенка с синдромом Аспергера признаки расстройства могут проявляться уже в течение первого года жизни. Родители или воспитатели могут почувствовать что-то необычное у своих младенцев — их двигательные навыки проявляются не согласованно, они ползают и ходят очень неуклюже и кажутся неловкими или просто немного отличаются от других. Даже когда ребенок вырастает, может наблюдаться эта неуклюжесть.
По данным ученых, синдром Аспергера чаще встречается у мужчин, чем у женщин.
Синдром Аспергера это не заболевание, это синдром. Синдром — это комплекс симптомов. Люди с синдромом Аспергера имеют ту же продолжительность жизни, что и люди без данного состояния, имеют ту же восприимчивость к болезням или инфекциям, что и другие люди.
Вероятность развития депрессии в последующей жизни у людей с синдромом Аспергера выше, но, скорей всего, это связано с постоянными стрессами и тревожностью, с которыми приходится справляться в «мире, в котором живут люди без синдрома Аспергера».
Синдром Аспергера — симптомы
В чем разница между субъективными и объективными симптомами? Субъективные симптомы — это то, что пациент чувствует и описывает, например, головная боль, размытое зрение. Объективные симптомы — это признаки, которые могут быть обнаружены другими людьми, например, воспаление, расширение зрачков или сыпь.
Синдром Аспергера является синдромом широкого спектра расстройств. Это означает то, что не все люди имеют те же признаки; и у различных людей они сильно отличаются. Ниже приведены некоторые наиболее распространенные субъективные и объективные признаки данного синдрома:
Навязчивые интересы
Некоторые дети с синдромом Аспергера становятся профессионалами в одной какой-то одной сфере и зачастую игнорируют другие сферы деятельности. Эти компульсивные интересы могут варьировать от пылесосов, моделей автомобилей, поездов, компьютеров и до кухонного оборудования и газонокосилок. Зачастую люди с данным синдромом увлекаются коллекционированием.
Некоторые становятся исключительными специалистами в выбранной сфере интересов. Общение с другими людьми на эти темы будет иметь у них огромный интерес. Хотя лица с синдромом Аспергера могут предоставить много фактов о своих интересах, Национальная Библиотека Медицины указывает, что «в них не будет ни сути, ни выводов».
Речь особая или формальная
Зачастую в момент разговора у человека с синдромом Аспергера отсутствует ритм или интонация. Его высказывания бывают поверхностные, однообразные или сильно медленные, или сильно быстрые.
Дети с синдромом Аспергера, как правило, не могут модулировать высоту тона своего голоса, чтобы соответствовать своему ближайшему окружению. Их голос зачастую звучит гораздо старше их возраста. Учителя или члены семьи описывают их речь как речь «маленького профессора».
Ритуалы
В попытках уменьшить свое замешательство люди с синдромом Аспергера соблюдают свои правила и ритуалы, которые они методически поддерживают. Они встревожены и огорчены, если нарушается их шаблон действий. Родители и взрослые с синдромом Аспергера говорят, что они способны адаптироваться к изменениям и даже к смене привычного образа жизни, когда знают заранее, что эти изменения произойдут. Неожиданные изменения в привычном образе жизни могут вызывать у них тревожность и беспокойство.
Нефункциональные ритуалы также часто наблюдаются у людей с синдромом Аспергера. Ребенок может настаивать на том, чтобы ходить в школу по определенному маршруту и одеваться в определенном порядке.
Согласно NAMI: «Эти нефункциональные ритуалы могут играть решающую роль для ребенка с синдромом Аспергера. Предпочитая постоянно одну определенную вещь, ребенок может изо дня в день носить одну и ту же одежду».
Социальная изоляция
Взрослые и дети с синдромом Аспергера зачастую оказываются в изоляции, так как имеют бедные социальные навыки и узкие интересы, таким образом, в конечном итоге они оказываются одинокими. Они становятся замкнутыми, и, кажется, что они не заинтересованы в общении с другими людьми и становятся отдаленными и отчужденными. С ними тяжело поддерживать нормальный разговор из-за ненадлежащего и/или странного поведения. Зачастую они говорят только о своих эгоистических интересах. Подружиться и даже познакомиться для них становиться проблемой.
Во многих случаях человек хочет знакомиться и иметь друзей, но, считается, что для них это очень трудно сделать. После безуспешных попыток ребенок или взрослый может отказаться от этой идеи, так как быть одиноким более безопаснее и менее хлопотно. Однако будучи в одиночестве он не может совершенствоваться. Контакт с окружающими, общение с другими людьми помогает людям с синдромом Аспергера преодолевать большую часть трудностей.
Задержка двигательных навыков
Как правило, дети с синдромом Аспергера имеют задержки двигательных навыков, так, например, им тяжело крутить педали велосипеда, бегать, ловить мяч, играть в мяч и др. Они зачастую неуклюжи и плохо скоординированы. Некоторые повседневные задачи, например, такие как завязывание шнурков, могут потребовать от них дополнительные усилия. Походка у них либо жесткая, либо бодрая. Во время ходьбы, как правило, руками они не размахивают, руки у них просто висят внизу (как будто они несут сумки).
Авторы исследования из Швеции в научном журнале Physiotherapy Theory and Practice опубликовали, что люди с синдромом Аспергера, которые физически активны, имеют более грубые движения, в отличие от менее активных людей.
Социальные навыки и коммуникация
Иногда люди с синдромом Аспергера испытывают трудности в общении и в выражении эмоций. Им трудно понять и интерпретировать жесты, выражения лица или интонацию. Им не хватает базовых социальных знаний, они воспринимают отношение других людей как должное. Они не знают, когда начать разговор и когда его завершить. Они не понимают шутки, юмор и иронию.
Детское подшучивание (и взрослое тоже) может вызвать у них стресс и растерянность. Они не знают об общепринятых социальных нормах, таких как субординация или выбор подходящих тем для разговора. Также они могут непреднамеренно вторгаться в личное пространство.
Синдром Аспергера: признаки и диагностика
©️www.wikihow.com
Ассоциация людей с синдромом Аспергера в Новой Англии (прим.: регион на северо-востоке США) объясняет, что люди с синдромом Аспергера не воспринимают большую часть невербальных социальных сигналов, которые к ним поступают. Они могут просто не владеть этой информацией, а те сигналы, которые они улавливают, неправильно ими интерпретируются. Все это может привести к неправильному социальному взаимодействию и неэффективной поведенческой реакции.
Воображение
Люди с данным синдромом могут испытывать трудности с социальным воображением. Они могут иметь проблемы, воображая альтернативные варианты различных ситуаций. Данное воображение может показаться бессмысленным, мало вероятным или нелепым.
Предметы, основанные на логике, памяти и системе, — для них более интересны (математика, информатика, музыка). Многие дети с синдромом Аспергера очень талантливы и становятся хорошими специалистами в определенных областях.
Два исследования Кембриджского Университета в Англии, опубликованные в научном журнале Journal of Autism and Developmental Disorders, описали, что дети с синдромом Аспергера предлагают неординарные решения к различным ситуациям, но они основаны, как правило, на воображении, а не на творчестве.
Например, когда им показывали пену в форме прямоугольника, они говорили, что это что-то раздавленное в плоский прямоугольник, а не воображали, что это воздушный змей, парящий в небе среди облаков и чаек с гоблином, сидящим на вершине.
Сенсорные трудности
У ряда людей с данным синдромом отмечается искажение сенсорной чувствительности одного или всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Сенсорика у них либо усилена, либо недоразвита. Люди с синдромом Аспергера могут по-разному воспринимать громкие звуки, яркий свет, интенсивность запаха, вкус. Многие люди с синдромом Аспергера, зная, что сейчас появится громкий звук или неприятный запах, могут справиться с этим, но неожиданное появление раздражителей может вогнать их в стресс.
Финские ученые в своей научной работе в Neuroscience Letter заявили, что обработка звука у детей с синдромом Аспергера происходит хуже, чем у детей без данного состояния.
Сопутствующие состояния
В раннем возрасте дети с синдромом Аспергера очень активны. Позже, в юношеском возрасте у них развивается тревожность или депрессия. Кроме этого, у данной категории людей наблюдаются другие состояния, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), депрессия, синдром Туретта, тревожные расстройства и обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР).
Причины синдрома Аспергера
Точная причина возникновения синдрома Аспергера на сегодняшний день не известна. Ряд авторов указывают, что сочетание генетических и экологических факторов объясняют изменения в формировании головного мозга. Тот факт, что синдром Аспергера встречается в определенных семьях (синдром Аспергера может передаваться от родителей детям) наводит на мысль, что существует наследственная предрасположенность к данному расстройству.
В 2009 году группа ученых из Кембриджского университета (Англия) определила 27 генов, которые связаны с:
- Синдромом Аспергера;
- Аутистическими симптомами;
- Проблемами эмпатии.
Некоторые исследователи считают, что экологические факторы во время беременности (вирусная или бактериальная инфекция, курение матери во время беременности, возраст отца, загрязненность воздуха и воздействие пестицидов) могут оказывать влияние на развитие данного расстройства.
Правительство штата Виктория (Австралия) категорически заявляет, что причиной синдрома Аспергера не может быть воспитание, нездоровая пища, влияние телевидения или семейные обстоятельства.
Kids Health, одна из крупнейших в мире некоммерческих организаций, занимающихся здоровьем детей, считает, что синдром Аспергера связан с аномалией развития головного мозга. Передовые технологии визуализации головного мозга обнаружили структурные и функциональные изменения в различных областях головного мозга у людей с синдромом Аспергера.
Синдром Аспергера: причины, диагностика и лечение
©️hmcurrentevents.com
Диагностика синдрома Аспергера
В связи с тем, что данное расстройство имеет широкий спектр комбинации симптомов, ранняя диагностика бывает затруднительной. Существует несколько определенных методов выявления синдрома Аспергера. Однако для начала необходимо провести медицинские методы диагностики, такие как слуховые тесты, анализ крови и рентгенографию, для того чтобы исключить другие состояния, вызывающие похожие симптомы.
Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) утверждает, что на сегодняшний день существует множество различных инструментов скрининга, пользующихся различными критериями, и в зависимости от того, какой метод будет использовать врач, один и тот же ребенок может быть диагностирован по-разному. Однако, к сожалению, не многие специалисты могут поставить точный диагноз.
Зачастую диагноз не ставят до совершеннолетия ребенка.
Для того чтобы точно поставить ребенку диагноз, правительство штата Виктория (Австралия) считает, что диагностика должна проводиться специально обученным педиатром, который работает с командой других специалистов, таких как психологи и логопеды, и способен провести углубленную оценку навыков и умений ребенка.
Каждый ребенок индивидуально оценивается и наблюдается. В случае диагностирования у ребенка синдрома Аспергера родителям обязаны дать подробную информацию о симптомах. Наблюдения учителей также должны быть приняты во внимание при диагностике данного расстройства. При оценке взрослых специалисты, кроме как с самим пациентом, должны беседовать и с его родителями, супругом(ой) и близкими родственниками, для того чтобы лучше узнать семейный анамнез.
Диагностика помогает человеку с синдромом Аспергера, его семье, друзьям и партнерам по работе лучше понять его потребности и поведение. После того как синдром идентифицируется, эти люди должны получить должную поддержку.
Синдром Аспергера — лечение
На сегодняшний день не существует лечения синдрома Аспергера. Однако есть несколько методов терапии и обучения, которые могут повысить эффективность работоспособности у людей с данным синдромом, уменьшить у них беспокойство, улучшить поведение, а также улучшить восприятие передачи информации и событий. Понимание синдрома Аспергера дает нам больше шансов раскрыть их полный потенциал.
Комбинированное лечение, правильный подход к обучению и некоторые другие методы могут оказать существенное влияние на качество жизни человека с синдромом Аспергера.
Приобретение более подходящих для них социальных навыков
Человек узнает, как более эффективно и успешно взаимодействовать с другими людьми, фокусироваться на способности понимать чувства других людей и реагировать соответствующим образом. Данный метод обучает считывать и адекватно реагировать на социальные сигналы. Это поможет повысить эмпатию у людей с синдромом Аспергера.
Когнитивно-поведенческая терапия
Данная терапия направлена на обучение управлять своими эмоциями и уменьшить навязчивые интересы и ритуалы.
Модификация поведения
Данный метод включает в себя поддержание позитивного поведения и уменьшение проблемного поведения.
Специализированное или медицинское лечение
Данная методика может быть полезной для людей с сенсорными проблемами или плохой координацией движений.
Медикаментозное лечение
На сегодняшний день нет лекарств от синдрома Аспергера. Однако, медикаментозное лечение может быть направлено на уменьшение определенных симптомов или сопутствующих состояний (депрессия, тревога, гиперактивность, обсессивно-компульсивное поведение).
Альтернативная медицина
Ряд авторов указывают, что специальные диеты, например, безглютеновая диета и витаминные добавки могут быть полезны при данном расстройстве. Существуют научно необоснованные данные, что применение рыбьего жира может помочь людям с синдромом Аспергера преодолеть тревогу и некоторые когнитивные проблемы.
Литература
- «Asperger Syndrome» // National Library of Medicine.
- Carina Sahlander, MSc, RPT et al Motor function in adults with Asperger’s disorder: A comparative study // Physiotherapy Theory and Practice — 2008 — Vol. 24, — No. 2 — Pages 73-81
- Social Skills and Behavior in Children with Asperger Syndrome: An Educational Perspective // Asperger’s Association of New England.
- Jaime Craig and Simon Baron-Cohen Creativity and Imagination in Autism and Asperger Syndrome // Journal of Autism and Developmental Disorders — 1999, — Volume 29, — Issue 4 — pp 319-326
- Eira Jansson-Verkasalo et al. Deficient auditory processing in children with Asperger Syndrome, as indexed by event-related potentials // Neuroscience Letters — Volume 338 — Issue 3 — 2003 — Pages 197–200
- «Asperger Syndrome information page», National Institutes of Health.
- National Autistic Society, UK.
- Autism Society, Maryland, USA.
- Great Ormond Street Hospital for Children NHS Foundation Trust, London.
- «Asperger Syndrome», State Government of Victoria, Australia.
- «Asperger Syndrome», Kids Health, The Nemours Foundation.
- Asperger — How is it diagnosed?, National Institute of Neurological Disorders and Stroke.
<