Развитие двигательных навыков у детей с синдромом дауна

Развитие двигательных навыков у детей с синдромом дауна thumbnail

Развитие двигательных навыков у детей с синдромом дауна

Пособие представляет собой краткое изложение сути метода кинезиотерапии детей с синдромом Дауна в период формирования у них базовых двигательных навыков. При составлении пособия использованы материалы автора метода Петера Лаутеслагера, шесть лет сотрудничающего с Даунсайд Ап и обучившего специалистов Центра ранней помощи авторскому подходу и приемам кинезиотерапии. Настоящее издание адресовано специалистам, занимающимся двигательным развитием детей с особыми потребностями. В числе приложений к пособию – краткие рекомендации для родителей.

Оглавление

Часть 1

Развитие ребенка с синдромом Дауна

Синдром Дауна — это сочетание ряда характерных признаков и особенностей развития, обусловленных врожденными нарушениями в хромосомном наборе. В 93 % случаев причиной такого нарушения является дополнительная хромосома в 21-й паре хромосом. К ведущим симптомам принято относить отставание в умственном развитии различной степени. При этом долгое время считалось, что люди с синдромом Дауна хотя и отстают и в двигательном развитии, но со временем осваивают все необходимые навыки в обычной последовательности, а отставание развития движений по срокам неразрывно связывалось с задержкой умственного развития. Именно поэтому изучение проблем в области двигательного развития в основном ограничивалось описанием того, когда люди с синдромом Дауна осваивают те или иные навыки и достигают определенных этапов двигательного развития.

Тот факт, что дети с синдромом Дауна наряду с отставанием в интеллектуальном развитии имеют не менее серьезные проблемы с развитием движений — недостаточное равновесие, недостаточно развитую способность ротировать (поворачивать) туловище и неправильные образцы движений — оставался без внимания.

По сравнению с обычно развивающимися детьми, дети с синдромом Дауна не только заметно позже достигают основных этапов двигательного развития, но и возрастной диапазон возникновения каждого навыка у них шире (больше), чем у детей без нарушений. Приведенная на стр. 12 таблица иллюстрирует сравнительные сроки и возрастные диапазоны появления двигательных навыков.

У детей со снижением интеллекта обычно присутствует отставание и в моторном развитии, снижение силы и выносливости, они демонстрируют затруднения в развитии мелкой моторики, нуждаются в большем времени для реакции, налицо нарушение зрительно-моторной координации (глаз — рука). Возникает важный вопрос: являются ли снижение двигательных возможностей детей с синдромом Дауна свойством их интеллектуальной недостаточности? В литературе (Connoli and Michael, 1986) указано, что дети с синдромом Дауна, по сравнению с другими умственно отсталыми детьми такого же уровня интеллектуального развития, существенно дольше развивают скорость ходьбы, чувство равновесия, силу мышц, координацию глаз — рука, а также общие возможности крупной и мелкой моторики. Исследования (Carr, 1970) отмечают, что развитие детей с синдромом Дауна неравномерно (несбалансированно), и задержка их двигательного развития значительнее, чем задержка интеллектуального развития (в ходе исследования использовались шкалы Бэйли).

Возраст развития основных движений у детей раннего возраста с синдромом Дауна и у детей без нарушений развития

Конец ознакомительного фрагмента.

Источник

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна.

Синдром Дауна – это особое генетическое состояние, которое вызывает появление ряда характерных признаков и особенностей развития.

В норме двигательное развитие детей можно разделить на четыре фазы:

1) период рефлекторных (врожденных) движений – внутриутробный период и первый год жизни;

2) период рудиментарных движений, или период развития базовых двигательных навыков – первые два года жизни;

3) период развития основных (сложных) движений – со второго года жизни до семи лет;

4) период развития специализированных (сложно координированных) движений – после десяти лет.

Дети с синдромом Дауна имеют очевидные двигательные нарушения, и их двигательное развитие обладает рядом характерных особенностей. По сравнению со своими сверстниками без синдрома Дауна такие дети развиваются медленнее, и формирование базовых навыков продолжается у них до трех — четырех лет.

Кроме того, на общий ход двигательного развития оказывают влияние специфические затруднения, обусловленные наличием этого генетического состояния. Если понаблюдать за детьми с синдромом Дауна двух-трех лет, можно заметить, что они двигаются не очень уверенно, часто кажутся неловкими, оступаются, их походка имеет характерные особенности, они заметно дольше учатся бегать и прыгать, бросать и ловить мяч и т. д. Многолетние исследования позволяют утверждать, что малыши с синдромом Дауна не просто отстают в сроках своего двигательного развития, но имеют присущий только им порядок и профиль развития моторных навыков.

Рассказ об особенностях двигательного развития стоит начать с того, что биологическое стремление двигаться и осваивать мир в движении заложено в каждого ребенка независимо от наличия или отсутствия той или иной генетической аномалии или других особенностей его развития. Это биологическая закономерность, и задача взрослых, поняв причины и последствия двигательных затруднений, обеспечить малышу условия для реализации его двигательного потенциала, поддерживая и терпеливо развивая стремление к естественному движению.

Были выделены основные характерные особенности моторного развития детей с синдромом Дауна, которые лежат в основе такой задержки:

  1. Сниженный мышечный тонус. Практически все дети с синдромом Дауна появляются на свет с той или иной степенью мышечной гипотонии, которая уменьшается по мере взросления, но мышечный тонус все же не достигает нормы. Эта особенность служит основной причиной, затрудняющей формирование движений, и ее обязательно надо учитывать, оказывая содействие двигательному развитию любого ребенка с синдромом Дауна.
  2. Недостаточная стабилизация положения суставов. Дети с синдромом Дауна первых лет жизни не могут как следует стабилизировать суставы в нужном положении. Устойчивость и подвижность тела обеспечиваются согласованной работой разных мышечных групп, которая необходима для стабилизации не только суставов конечностей, но и позвоночника. Исследования показали, что у людей с синдромом Дауна способность управлять напряжением или расслаблением мышц вокруг суставов снижена, и, кроме того, они зачастую не могут полностью активизировать эти мышцы, а также имеют слишком эластичные связки.
  3. Искаженная проприоцептивная информация. Мышечная гипотония, которая стоит первой в списке причин особого двигательного развития, влияет на способность ощущать свое тело, чувствовать его. Проприорецепторы, разбросанные по всему организму человека, постоянно информируют мозг о мышечных сокращениях или расслаблениях, о положении тела в пространстве, обеспечивая возможность произвольно им управлять. У детей с синдромом Дауна из-за мышечной гипотонии проприоцептивная информация искажается, им труднее ориентироваться в управлении телом, поэтому, например, они могут не успевать вовремя напрячь или расслабить ноги, совершая прыжок, или выставить руку для опоры.
Читайте также:  Плюшевый синдром что это такое

Обычно малыш с синдромом Дауна, несмотря на определенные трудности, реализует свои двигательные возможности, а чтобы справиться с этими трудностями, использует компенсаторные способы того или иного движения. К примеру, трудно сесть, переходя в боковое сидение и помогая себе рукой, как это делаем мы с вами, и малыш, пользуясь гиперподвижностью суставов, широко разводит ноги в стороны и выталкивает себя руками в положение сидя, не сгибая корпус и не потеряв равновесия. Трудно ротировать туловище, чтобы перевернуться со спины на живот, и он помогает себе это сделать, выгнувшись, оттолкнувшись головой от опорной поверхности и перевалившись в нужное положение всем телом, опять-таки стараясь избежать трудных для него асимметричных положений тела.

Таким образом, причина сложностей двигательного развития кроется не только в сниженном мышечном тонусе, но и в плохом управлении положением различных частей тела и в недостаточной координации движений. Ребенок с синдромом Дауна обычно максимально реализует свои двигательные возможности, и для преодоления проблем со стабильностью тела использует в качестве дополнительной опоры руки и ноги. Таким образом, формируются фиксированные (статичные) и симметричные образцы движений. Задержка развития качественных движений туловища, требующих ротации и достаточно развитого равновесия, отрицательно сказывается на развитии хватательных функций. Можно предположить, что включение компенсаторных двигательных механизмов напрямую зависит от степени мышечной гипотонии, а дальнейшее развитие рефлексов положения и нормальных образцов движения тормозится присутствием у ребенка патологических двигательных образцов. При развитии компенсаторных движений нарушается обратная сенсорная связь, в результате чего другие образцы движений развиваются на «патологическом» фундаменте компенсаторных движений.

Правильная организация занятий с малышом, учитывающая знание особенностей его развития, позволяет избежать формирования у ребенка стойких статичных и симметричных образцов движения. В противном случае дальнейшее развитие движений будет тормозиться существованием неправильных («патологических») двигательных образцов, вместо того чтобы эта промежуточная стадия переросла в качественные и разнообразные движения, которые позволят ребенку максимально реализовать его двигательный потенциал.

Взрослым важно понимать, что упущенные из виду трудности с поддержанием позы и недостаточно развитым чувством равновесия, присутствующие у малыша в первые годы жизни, могут наложить серьезный отпечаток на дальнейший ход его развития.

Итак, в развитии двигательных функций детей с синдромом Дауна можно выделить две основные проблемы.

Во-первых, такие дети испытывают сложности с поддержанием нужного положения тела, а во-вторых, им необходимы специальные занятия, направленные не только на освоение новых двигательных навыков, но и на улучшение качества движений, а также расширения двигательного разнообразия.

Поскольку разные периоды (фазы) двигательного развития неразрывно между собой связаны, то необходимо иметь в виду, что каждая успешно освоенная ступень закладывает фундамент для развития следующей и, наоборот, нарушения, оставленные без внимания на одной стадии, влияют на развитие двигательных возможностей ребенка на последующих стадиях. Другими словами, если не заниматься, к примеру, развитием асимметричных положений тела в том возрасте, когда ребенок умеет только лежать на спине или на животе, то в дальнейшем он будет испытывать трудности с использованием необходимой асимметрии при сидении, стоянии и ходьбе.

В настоящее время нет сомнений, что подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может освоить все необходимые двигательные навыки (исключение, пожалуй, могут иногда составлять только дети с дополнительными сложными медицинскими проблемами), но для этого необходимы усилия родителей и близких малыша, которые вместе со специалистами по раннему развитию обязательно должны уделить особое внимание тому, чтобы ребенок с их помощью осваивал все новые и новые двигательные умения и навыки.

В рамках мастер-класса «Основные двигательные навыки у детей с синдромом Дауна. Двигательное развитие и кинезиотерапия» в Downside up нами была проведена диагностика с видеозаписью двигательного развития ребенка с синдромом Дауна.

ФИ ребёнка: М.

Возраст: 46 недель

Актуальный уровень двигательного развития.

  1. Лёжа на спине, отрывает одну ногу от опорной поверхности и удерживает в течение пяти секунд. При дополнительной опоре в виде ладони специалиста на груди ребёнка М. почти одновременно поднимал обе ноги и удерживал не менее двух секунд.
  2. Лёжа на спине, М. тянется одной и (или) двумя руками к игрушке, перемещает руку вместе с туловищем.
  3. Лёжа на спине, ребёнок, держась за руки обследующего, подтягивается руками, сгибает туловище, поднимает голову, активно сгибая шейный отдел позвоночника.
  4. Лёжа на животе, М. поддерживает симметричную позу с опорой на выпрямленные руки. При попытке привести его в функциональную позу с опорой на локти, через мгновение демонстрирует негативизм и возвращается в изначальное положение.
  5. М. переворот с живота на спину не демонстрирует.
  6. Со спины на живот мальчик легко переворачивается, группируясь. Движения рук и ног симметричны. Ротации туловища практически не наблюдается.
  7. Ребёнок самостоятельно сидит с опорой на обе руки в течение 6-7 секунд и плашмя падает назад.
  8. М. по опорной поверхности не передвигается.
  9. У опоры не встаёт. Вдоль опоры не ходит.
  10. М. 2 секунды простоял, опираясь грудью о край стола. Затем, переместив центр тяжести немного назад, простоял ещё пять секунд, опираясь на ладони (предплечья).

Методы и цели двигательного развития.

Цель: Развитие навыка сгибания и стабильности туловища, переноса веса тела с одной стороны на другую, формировать позу стоя на четвереньках.

  1. Упражнения из положения лёжа на спине:

– Поднимать ноги.

Читайте также:  На каком сроке беременности можно узнать что ребенок с синдромом дауна

– Тянуться руками в разных направлениях.

– Приподнимать голову, отрывая её от опорной поверхности.

  1. Упражнения из положения лёжа на животе:

– Приподнимать голову, удерживая её, опираясь на согнутые в локтях руки.

– Переносить вес тела из стороны в сторону, одной рукой опираясь  на поверхность, а другой, дотягиваясь до игрушки и захватывая её из положения с опорой на локти.

  1. Перевороты.

– Развитие ротации туловища при переворотах.

  1. Развитие движений в положении сидя.

– Удерживать равновесие, опираясь на одну и на обе руки.

  1. Перемещение по опорной поверхности.

– Развитие умения опираться на руки и ноги, разгибать спину и отталкиваться ногами.

6. Смена положения.

– Развивать движения туловищем и равновесие.

  1. Положение стоя.

– Научить опираться на ноги. Учить сохранять равновесие.

По итогам диагностики были даны рекомендации родителям ребенка.

Рекомендации для родителей.

  1. Изменить положение ребёнка при ношении на руках, так как в привычном для мамы положении (ребёнок на боку с разведёнными ногами), связки ребёнка ещё больше растягиваются. Носить М. «столбиком» или «самолётиком» (стр. 20 – 22), так, чтобы ноги были сведены вместе. А также в позе сидя спиной к взрослому (фото 4 стр. 21).
  2. Когда меняете подгузник М., не спешите, по привычке поднимая за обе ножки, вытаскивать памперс из-под попы малыша. Поступите следующим образом: положите М. на спину, расстегните липучки, поверните малыша в левую сторону, придерживая за правую ягодицу (верхняя часть туловища должна оставаться на поверхности, потяните на себя свободную часть подгузника (проведите в случае необходимости очищение кожи салфетками), верните М. в исходное положение лёжа на спине; теперь, придерживая за левую ягодицу, поверните таз ребёнка в правую сторону; завершите процедуру с подгузником.
  3. Меняя подгузник ребёнку, стимулируйте его игру с ножками. Под попу можно подложить сложенную пелёнку. На грудь ребёнка можно положить свою ладонь, слегка надавливая. Позвольте малышу некоторое время поиграть. На ножку в это время можно надеть носочек с пришитым колокольчиком.
  4. Надевая на М., например, свитер, кофточку или верхнюю часть боди-комбинезона, используйте алгоритм, описанный в пункте №2. А именно: просовывая ручку в рукав, потяните малыша за эту ручку в противоположную сторону так, чтобы спина слегка повернулась, но попа М. осталась лежать на поверхности. Аналогичным образом завершите одевание малыша, поворачивая его за ручку в другую сторону.
  5. Обратите внимание, что при приеме пищи нужно использовать стульчик для кормления с переменным наклоном спинки стула. Придайте спинке стула такое положение, чтобы М. было удобно сидеть, опираясь на неё (но не используйте положение полулежа).
  6. Использовать игры на коленях взрослого (стр. 23). Положите М. на спину на ваши согнутые приподнятые колени. Так, чтобы его ножки находились на уровне вашей груди.

Вариант 1: Привлеките его внимание яркими игрушками. Перемещайте игрушку из стороны в сторону на уровне глаз ребенка, придерживая одну ручку М. Стимулируйте, чтобы другой рукой ребенок тянулся в противоположную сторону и мог коснуться игрушки. Повторяйте за ребёнком звуки, стимулируйте его агуканьем, потешками, детскими стишками.

Вариант 2. В положении сидя используйте потешки: «Мишка косолапый», «Идёт бычок качается» с учетом рекомендаций (стр 43).

  1. Положите М. на живот. Под грудь – свернутое валиком полотенце или детское одеяло. Руки ребёнка выведите вперед. Перед лицом ребёнка положите привлекательный предмет. Стимулируйте М., чтобы он дотянулся до предмета. Вместо валика можно использовать ногу взрослого. Подробное описание с фотографиями Вы найдёте на стр. 50 – 51.
  2. Положите М. животом на гимнастический мяч и удобно расположитесь на полу позади него. Осторожно качните мяч по направлению к себе, придерживая ребёнка за бедра ( стр. 52-53).

Использованная литература:

Нечаева Т. Н. Двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна. Пособие для специалистов.

Поле Е.В., Жиянова П.Л., Нечаева Т.Н. «Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна».

Источник

Государственное учреждение здравоохранения Московской области «Фрязинский специализированный дом ребёнка для детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики»

«Диагностика общих двигательных навыков у детей

с синдромом Дауна»

Доклад зачитан на семинаре: «Развитие общих двигательных навыков у детей с синдромом Дауна»

Оводковой Екатериной Александровной

Диагностика ОДН разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Включает в себя тестирование уровней развития основных двигательных навыков ребенка и составление программы занятий с ним. Методика реализует функциональный подход к стимуляции развития детей, позволяет оценить динамику развития и оптимально спланировать занятия. Она направлена на абилитацию ребенка, предупреждает и корректирует отклонения в двигательном развитии малыша. Предусматривает не воздействие на ребенка, а взаимодействие с ним при активном участии родителей. Уровень двигательного развития напрямую связан с первичной исследовательской деятельностью ребенка и его включением в обычную жизнь – социализацией. Тестирование дает четкое представление о последовательных стадиях формирования каждого двигательного навыка, что позволяет специалистам грамотно составить программу двигательного развития ребенка и разработать рекомендации для родителей. Освоение двигательных навыков обеспечивает ребенку определенный уровень независимого существования, позволяющий последовательно научиться всему, что умеют обычные дети. Успешное развитие ребенка в моторной области продвигает его вперед и в сфере коммуникации.

Помогая малышу в его двигательном развитии, важно представлять не только исходный уровень его двигательного развития, но и иметь возможность отслеживать, как он продвигается в этой области. Метод содействия двигательному развитию детей с синдромом Дауна, разработанный Петером Лаутеслагером на основании специально проведенного научно*практического исследования, включает в себя тест «Основные двигательные навыки» (сокращенно – ОДН-тест), то есть «инструмент для измерения» уровня двигательного развития ребенка, и кинезиотерапию, построенную с учетом общих и индивидуальных особенностей его двигательного развития.

Читайте также:  Чем кормить ребенка с синдромом дауна

В процессе разработки своего метода доктор Лаутеслагер исходил из следующих соображений:

  1. Кинезиотерапию целесообразно проводить в период развития основных (базовых) двигательных навыков, поскольку они закладывают основу для всего последующего двигательного развития, то есть с первых месяцев жизни малыша и до трех-четырех лет. В дальнейшем задачей кинезиотерапевта может быть работа над качественной стороной основных двигательных навыков и над развитием сложных и сложно координированных движений.
  2. Тест должен учитывать специфику, затрудняющую детям с синдромом Дауна освоение моторных навыков.
  3. Тест должен быть доступен и легко применим на практике. Он должен служить основой для практической работы с ребенком и позволять ориентироваться в последовательности формирования основных двигательных навыков.
  4. Необходимо, чтобы тест позволял учитывать индивидуальные особенности и различия двигательного развития любого ребенка с синдромом Дауна, независимо от наличия или отсутствия дополнительных медицинских проблем, индивидуальных темпов развития и т. д.

В  процессе  специальных  исследований  двигательного  развития  детей с синдромом Дауна, доктор Лаутеслагер выделил пятнадцать основных двигательных навыков, которые в конечном итоге образовали шкалу двигательного развития ребенка с синдромом Дауна. Тест, представляющий собой подробную шкалу двигательного развития, можно использовать от начала развития произвольных движений малыша и вплоть до сформированных основных (базовых) двигательных навыков, то есть до того времени, как ребенок будет уверенно принимать вертикальное положение и действовать в вертикальном положении.

Мы приводим здесь перечень этих навыков в том виде, в котором они представлены в описании ОДН-теста.

  1. Поднимает ноги, лежа на спине.
  2. Поднимает руки, лежа на спине.
  3. Поднимает голову, лежа на спине.
  4. Опирается на локти, лежа на животе.
  5. Переворачивается с живота на спину.
  6. Переворачивается со спины на живот.
  7. Сидит.
  8. Передвигается по опорной поверхности.
  9. Ходит вдоль опоры.
  10. Стоит у опоры.
  11. Встает к опоре.
  12. Самостоятельно стоит.
  13. Садится из положения лежа.
  14. Самостоятельно ходит.
  15. Самостоятельно встает.

Поскольку каждому малышу необходимо не просто освоить целый ряд положений тела, но и научиться свободно чувствовать себя сидя, ползая, стоя, каждый из пятнадцати разделов теста разбит на последовательные уровни (стадии) развития навыка, что позволяет, определив уровень навыка, на котором в данный момент находится ребенок, точно планировать и проводить занятия с малышом, чтобы помочь ему перейти на следующий уровень.

Чтобы понять, что такое стадии (уровни) развития навыка, рассмотрим для примера один из основных двигательных навыков – способность ребенка сидеть.

На рис. 3 схематически изображен ход развития этого навыка, разделенный на последовательные уровни (I –VI).

  

Рис. 3 

Сначала, на первых двух уровнях (I, II), ребенок только начинает осваивать этот навык и сидит с дополнительной опорой на руки.

На уровне III его чувство равновесия и сила мышц уже позволяют оторвать от опоры обе руки, но он все еще сидит с согнутой спиной.

На уровнях IV и V малыш уже умеет самостоятельно сидеть, не подпирая себя руками, а кроме того, он может выпрямить спину в положении сидя. На уровне IV малыш сидит с прямой спиной, а на уровне V его мышечная система и чувство равновесия позволяют ему прогнуть спину в пояснице, когда он высоко поднимает руки.

Высший уровень развития данного навыка – уровень VI. Он отличается от всех предыдущих тем, что малыш чувствует себя совершенно свободно, когда сидит на опорной поверхности. Он может не только взять игрушку с пола и играть с ней на уровне груди и не только потянуться за игрушкой вперед и вверх, но легко берет ее сбоку и сверху, а ведь для этого ему необходимо наклоняться в сторону, сгибая корпус, а потом возвращаться в исходное положение. Такие действия требуют хорошего динамического равновесия и это – так называемый функциональный уровень, то есть свободное владение телом в положении сидя. Владея динамическим равновесием в положении сидя, то есть освоив последний, шестой, уровень развития данного навыка, ребенок сможет легко перейти в положение на четвереньках и снова сесть, когда доползет туда, куда ему понадобится.

Теперь на примере положения сидя посмотрим, каким образом в ОДН-тесте описывается каждая стадия развития данного навыка.

Стоит обратить внимание на то, что каждый последующий уровень развития навыка фактически является программой его развития. Если на уровне 2, например, мы отмечаем, что малыш может 5 секунд сидеть опираясь на одну руку, то описание уровня 3 подсказывает, к чему надо дальше стремиться. В нашем примере – к тому, чтобы малыш не только увеличивал время удержания положения сидя с опорой на одну руку, но и учился отрывать в этом положении от опоры обе руки. Если регулярно уделять внимание определенным моментам, которые будут стимулировать его потянуться обеими руками за игрушкой, через какое-то время он научится это делать и можно будет приступить к освоению следующего уровня, на котором малыш научится сидеть с прямой спиной.

Тест Петера Лаутеслагера позволяет специалистам ориентироваться в качественной стороне каждого навыка и, обсуждая с родителями планы домашних занятий на ближайшее время, точно подбирать те виды активности, которые помогут малышу последовательно освоить все стадии развития каждого навыка. По результатам тестирования специалист может определить общую балловую оценку, позволяющую в дальнейшем, при повторных тестированиях, наблюдать динамику двигательного развития конкретного ребенка. Родителям важно понимать, что сам по себе тест лишь позволяет определить, на какой стадии развития каждого навыка находится малыш на момент тестирования, а также сориентироваться в том, какими должны быть последовательные шаги, направленные на дальнейшее формирование этого навыка. За проведенной оценкой уровня двигательного развития обязательно должны следовать регулярные кинезиотерапевтические занятия, которые предполагают самое активное участие родителей.

Использованная литература

Даунсайд ап «Двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна» пособие для специалиста

Источник