Развитие крупной моторики у детей с синдромом дауна

Коррекция двигательных нарушений для Даунов- это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Почему так важно развитие крупной моторики? Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики – такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно есть.
Моторное развитие ребенка(от рождения до 3 лет)
1 мес. Реакция на звуки. Пытается поднимать и удерживать голову.
2 мес. Удерживает голову; следит за движущимся предметом; появляются хватательные движения.
3 мес. Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти и хорошо удерживая голову. На руках у взрослого хорошо удерживает голову. Удерживает вложенный в руку предмет.
4 мес. Поворачивается со спины на бок.
5 мес. Подолгу лежит на животе. Поднимает тело, опираясь на ладони выпрямленных рук. Поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. Хорошо берет предметы, игрушки, тянет их в рот.
6 мес. Переворачивается со спины на живот, с живота на спину. Пытается садиться, самостоятельно сидеть. Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает.
7 мес. Хорошо и много ползает.
8 мес. Самостоятельно садится, сам встает и передвигается, держась за барьер. Пытается перелезть через решетку кровати. Умеет держать бутылочку с молоком в руках. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Хватает близких за нос, за волосы.
9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения, ходит неуверенно держась за предметы.
10 мес. Ходит придерживаясь рукой, поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца.
11 мес. Стоит самостоятельно, без поддержки. Играет в «ладушки», «сороку». Пьет из стакана.
12 мес. Ходит самостоятельно. Первые шаги бегом. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.
1 г. 1 мес. Развитие ходьбы: ходит ровно или с пробежками, поворачивается на отклик, при этом или падает, или нет на повороте.
1 г. 2 мес. Перешагивает через небольшие препятствия.
1 г. 3 мес. Свободно поднимается на горку с небольшим наклоном. Снимает с ноги обувь.
1 г. 4 мес. Может расшнуровывать ботинок.
1 г. 5 мес. – 1 г. 7 мес. Держит ложку, развивается игровая деятельность (может собрать пирамидку, построить из кубиков, бросать мяч).
1 г. 6 мес. Умеет влезать на препятствие высотой 10 – 15 см от пола, перешагивать через низкие препятствия типа палки, лежащей на полу, перешагивать через препятствие высотой 5 – 10 см.
1 г. 8 мес. – 2 г. Самостоятельно влезает на стул или скамейку. Умеет самостоятельно есть из ложки густую пищу, пытается складывать свою одежду, частично одеваться, раздеваться.
2 г. 4 мес. Попадает мячом в цель с расстояния 1 м и более.
2 г. 6 мес. Влезает на скамейку высотой 20 см и слезает, перешигивает через палку или веревку на высоте 20 – 28 см. Бросает одной рукой (попеременно) малые мячи в горизонтальную цель на расстоянии 80 – 90 см. Полностью одевается.
2 г. 9 мес. Ритмично двигается под музыку, хлопает в ладоши, притопывает ногами, в ритм покачивается с ноги на ногу.
2 г. 10 мес. – 3 г.Перешагивает через палку или веревку, горизонтально расположенную над полом на высоте 30 – 35 см. Согласовывает свои движения с движениями других детей, например, ходит парами в общем круге; может одновременно действовать рукой и ногой, например, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши. Умеет менять темп, направление, характер движения в зависимости от словесного или музыкального сигнала: перейти от быстрого бега к ходьбе под музыку, резко повернуть назад при приближении того, кто хочет его поймать, перейти от одного движения к другому. Умеет, хотя и с некоторым напряжением, сдерживать свои движения, дождаться сигнала к действию. Умеет одеться, застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого [7].
Компоненты развития крупной моторики
Силамышц: способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном положении.
Координация: способность контролировать движения.
Проприоцепция: осознавание своего положения в пространстве.
Равновесие: способность сохранять различные позы, несмотря на силу земного притяжения.
Последовательность развития навыков крупной моторики. Под последовательностью понимается общий порядок возникновения основных моторных навыков. У разных детей последовательность может немного нарушаться, поэтому навыки сгруппированы по фазам. В большинстве случаев, навыки одной фазы развиваются в указанном порядке, причем ребенок переходит к следующей фазе, только усвоив все навыки предыдущей. Возрастные границы овладения двигательными навыками у детей с синдромом Дауна шире, чем у обычных малышей, но порядок формирования этих навыков один и тот же у всех.
Первая фаза.
Двигает головой. Переворачивается с живота на спинку и обратно. Сидит. Ползает.
Вторая фаза.
Встает с помощью взрослого. Передвигается на четвереньках. Садится из положения стоя. Ходит. Карабкается по ступенькам.
Третья фаза.
Приседает на корточки, чтобы поднять предмет с пола. Стоит на одной ноге. С помощью взрослого поднимается и спускается по лестнице. Бросает мяч и бьет по мячу.
Четвертая фаза.
Бегает. Лазает. Подпрыгивает на месте. Возит за собой игрушки на колесах. Ездит на трехколесном велосипеде.
Важно помнить, что здесь приведены только общие данные, то есть ваш ребенок может овладеть этими навыками быстрее или медленнее, чем указано в таблице. Каждый развивается по-своему, в зависимости от способностей, склонностей, сильных и слабых сторон.
Основные принципы моторного развития.
1. Моторное развитие начинается с головы и продвигается сверхувниз(т.е. ребенок учится контролировать движения головы раньше, чем контролировать движения туловища).
2. Начинается с крупных мышечных групп (плечи, бедра), затем переходит на более мелкие группы (пальцы), то есть мелкая моторика развивается на базе крупной.
3. Каждый приобретенный навык является основой для следующих.
Будьте внимательны, не побуждайте ребенка выполнять задания, к которым он еще не готов. Непосильные задачи могут развить у него неверные двигательные привычки, а частые неудачи – пошатнуть его уверенность в себе. Важно понимать, что основные навыки крупной моторики приобретаются в определенной последовательности. Осваивая очередную “веху” моторного развития, ребенок закладывает фундамент для последующих шагов развития [7].
Особенности, затрудняющие моторное развитие
При синдроме Дауна существует ряд физических особенностей, замедляющие моторное развитие:
Гипотония. Сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела. Мышечная сила требуется ребенку для того, чтобы преодолевать гравитацию: поднимать голову, руки и ноги, брать игрушки, а впоследствии – для того, чтобы, вопреки силе тяжести, удерживать тело в вертикальном положении во время сидения и стояния. Натренировать мышцы можно лишь одним способом: активными движениями. Использовать можно все средства – любимые игрушки, лакомства, похвалу и т.д., чтобы поощрить ребенка как можно больше двигаться. Вначале, если малыш очень слаб, педагог может помогать ему, физически поддерживая его руками или предлагая для выполнения задания небольшие и легкие игрушки.
Чрезмерная эластичность связок.
Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны, и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.
Ослабленное чувство равновесия.
Хорошо развитое чувство равновесия – это ключ к успешному продвижению в области крупной моторики. Поскольку у детей с синдромом Дауна чувство равновесия ослаблено, им необходимо постоянно тренировать его. Развитие чувства равновесия начинается с головы. Вначале малыш нуждается в том, чтобы его голову и шею поддерживал взрослый, затем он учится делать это сам. Когда ребенок учится сидеть, вы сначала поддерживаете его за плечи, а затем, постепенно, опускаете свои руки все ниже, побуждая его использовать собственные мышцы и чувство равновесия для того, чтобы сидеть прямо. Можно, также, качать малыша на коленях или наклонять в разные стороны, поскольку такие игры интенсивно тренируют реакции равновесия.
Короткие руки и ноги.
У детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками. Им труднее, чем обычным детям, к примеру, карабкаться по ступенькам или перешагивать через препятствия.
Проблемы со здоровьем.
Кроме того, на процесс развития крупной моторики оказывают влияние медицинские проблемы, достаточно часто встречающиеся у малышей с синдромом Дауна: кардиологические отклонения, проблемы со зрением, слухом и функционированием щитовидной железы. Эти проблемы поддаются медицинской коррекции, и их не следует упускать из виду, поскольку иначе они могут тормозить развитие ребенка.
Коррекция двигательных нарушений для Даунов- это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Почему так важно развитие крупной моторики? Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики – такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно есть.
Источник
Мария Попова
Развитие мелкой и общей моторики у детей с синдромом Дауна
Навыки мелкой моторики – это результат множества сложившихся умений, которые ребенок постепенно осваивает, а они определенным образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать все более точные и тонкие движения. Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.
Двигательное развитие ребенка складывается из совокупности формируемых навыков крупной и мелкой моторики.
Говоря о крупной (общей) моторике, имеется в виду способность сохранять равновесие и координировать движения тела. Здесь же речь идет о работе крупных мышц тела, позволяющих осуществлять движения головой, дающих возможность ходить, лазать, ползать, бегать, плавать, кататься на велосипеде и т. п.
Мелкая моторика – совокупность движений мелких мышц тела, которые неразрывно связаны с развитием крупной моторики, поскольку, к примеру, мелкие движения рук требуют умения сохранять равновесие, координации и мануальной ловкости. Движение мелких мышц лица, артикуляционного аппарата и глотательной системы позволяет нам жевать, глотать и говорить. Мелкая моторика теснейшим образом связана со зрительно-двигательной координацией, т. е. способностью соотносить зрительную информацию и движение рук тела, а также с осуществлением мыслительных процессов, позволяющих выполнять такие специфические моторные задачи, как манипулирование мелкими предметами, письмо, шитье и т. п.
Любое развитие, в т. ч. и двигательное, это всегда процесс, и развитие движения рук невозможно рассматривать изолированно от всего тела в статике и динамике. Навыки мелкой моторики формируются в контексте общего развития ребенка, они неразрывно связаны с другими сферами развития: подвижностью и мобильностью, когнитивным и социально-эмоциональным развитием и т. п. Очень важно, что качество навыков мелкой моторики, стабильность контролирования движений и их координации, способствуют осмысленному исследованию окружающего мира и совершенствованию внимания.
Навыки мелкой моторики – это результат множества сложившихся умений, которые ребенок постепенно осваивает, а они определенным образом тренируют его мышцы и нервную систему, постепенно позволяя нарабатывать все более точные и тонкие движения.
Следовательно, уровень моторного функционирования является важным показателем не только физического, но и психического развития ребенка. Чтобы успешно сформировать сложные и сложно координированные навыки, ребенку необходимо освоить базовые двигательные навыки/. Существует общепринятая последовательность формирования навыков крупной и мелкой моторики, отражающая порядок и сроки физического развития детей. Закономерностью этого процесса является то, что навыки каждой стадии развития составляют базис для выработки навыков следующей стадии.
Последовательность формирования навыков крупной моторики, прежде всего, связана с развитием способности удерживать равновесие и противостоять земному притяжению. Развитие мелкой моторики определяется уровнем развития способности стабилизировать свое тело перерабатывать сенсорные ощущения.
Следует обратить внимание на основные существенные факторы, специфичные для детей с синдромом Дауна, оказывающие непосредственное внимание на развитие у них навыков крупной и мелкой моторики:
• сердечные аномалии вызывают быструю утомляемость и замедляют формирование любых навыков, в т. ч. и моторных;
• сниженный иммунитет к инфекционным заболеваниям;
• нарушение зрения (чаще всего миопия, нистагм или кортикальные нарушения) ощутимо влияет на развитие, поскольку непосредственно связано с формированием зрительно-двигательной координации;
• гипотериоз – нарушения функций щитовидной железы заметно влияют на общее самочувствие и затрудняют развитие ребенка;
• особенности строения и функционирования нервной системы (сниженная общая масса головного мозга, уменьшенный объем мозжечка и ствола мозга затрудняют формирование реакций равновесия и осуществления видов деятельности, требующих координации, речевые зоны развиты недостаточно, из-за меньшей частоты расположения нейронов и увеличенной дистанции между синапсами интеграция и протекание стимулов идет медленнее, реагирование тоже замедляется);
• гипотония (сниженный мышечный тонус) оказывает негативное влияние на развитие тех или иных навыков, которые требуют участия соответствующей мускулатуры;
• чрезмерная подвижность суставов затрудняет фиксирование определенной позы и не дает удерживать суставы в нужном положении;
• слабость мышц вызывает неосознанное стремление компенсировать слабость путем использования неверных движений, кроме того, от силы мышц зависит выносливость организма;
• короткие конечности создают определенные трудности при обучении сидению, подъему по ступенькам, труднее освоить тонкие захваты, требующие использования отдельных пальцев;
• уменьшенное ротовое отверстие или слишком большой язык затрудняют жевание и ухудшают артикуляцию;
• снижение телесной чувствительности;
• особенности когнитивного развития (на ранних стадиях развития моторные и когнитивные навыки идут рука об руку, а познавательно-ориентировочная деятельность ребенка непосредственно связана со способностью перемещаться в пространстве и манипулировать окружающими его объектами, а также особенности развития памяти и мышления детей с синдромом Дауна, влияют на развитие моторных навыков.
Перечисленные выше особенности заметно затрудняют двигательное развитие детей с синдромом Дауна. Им трудно поддерживать как статическую, так и динамичную позу, освоенные ими двигательные навыки имеют сниженные качественные характеристики, а сроки возникновения и освоения необходимых навыков значительно удлиняются. Тем не менее, нет никаких сомнений, что ребенок с синдромом Дауна стремится к разнообразию двигательной активности и имеет достаточно большой потенциал в этом плане.
Источник
Формирование навыков, которые мы будем рассматривать, происходит обычно в возрасте 3 – 6 лет (когда ребенок научился ходить). Признаками готовности ребенка к работе над ними является умение хорошо ходить дома и уверенность при ходьбе по траве. Когда ваш ребенок научится ходить, вас будут интересовать такие вопросы:
1. Когда мой ребенок при ходьбе будет ставить ножки ближе друг к другу – так, как это делают другие дети?
2. Он уже вроде начинает бегать, но когда он будет бегать по-настоящему и быстро?
3. А как же со ступеньками? Когда ребенок будет самостоятельно спускаться и подниматься по ступенькам, всегда будет брать меня за руку?
4. Когда он будет прыгать?
5. Сможет ли он ездить на велосипеде?
Можно с уверенностью сказать, что ваш ребенок научится все это
делать, нужно только немного терпения и времени.
Базовые умения общей моторики:
1. Ходьба по узкой линии (доске).
2. Умение удерживать равновесие.
3. Ходьба по лестнице.
4. Бег.
5. Прыжки.
6. Игра в мяч.
7. Езда на трехколесном велосипеде.
Вышеперечисленные умения выбраны потому, что они способствуют
развитию таких физических качеств:
1. Развитию мышц туловища и ног, включая мышцы стоп.
2. Развитию способности сохранять равновесие в положении стоя и при ходьбе.
3. Развитию способности стоять и ходить при меньшей площади опоры.
4. Формированию правильного положения стоп.
5. Развитию способности ходить в самых разных условиях: в парке, детском саду – в любых местах, где живет ребенок.
6. Повышению скорости передвижения.
7. Развитию выносливости.
8. Развитию способности играть и общаться с другими детьми, для этого надо уметь бегать, прыгать, кататься на трехколесном велосипеде и бить ногой по мячу.
Использование всех этих умений поможет вашему ребенку развить мышцы живота и ног. Он научится лучше сохранять равновесие, когда ходит по неровной поверхности или бьет ногой по мячу. Он станет подниматься и спускаться по лестнице, прыгать и ходить по доске. Научившись лучше сохранять равновесие, он сможет ходить, используя меньшую площадь опоры. Это, в свою очередь, исправит его походку.
Усвоив более эффективный способ ходьбы, малыш научится бегать, и скорость его передвижения увеличится. Если он продолжит развивать эти навыки, то со временем станет выносливым. У него появятся силы бежать, не останавливаясь, подниматься и спускаться по лестнице, прыгать и кататься на трехколесном велосипеде. Тренировки позволят ему чувствовать себя более независимым в самых разных обстоятельствах, и у него появится возможность играть с братьями и сестрами, а также с соседскими детьми.
Для достижения целей в каждой из новых областей ребенку потребуется больше времени. Первые два-три года малыш усваивал множество новых навыков. Теперь он одновременно будет работать над различными умениями. На освоение некоторых из них у него может уйти несколько лет.
Ходьба по узкой линии (доске)
Когда ваш ребенок будет хорошо ходить по ровной поверхности, можно его учить ходить по узкой линии. Для этого нам нужна доска толщиной 2-3 см, ширина будет составлять 25, 20, 15 и 10 см, а длина около 2 м. Доска должна лежать на полу. Цель занятия – научить ребенка ходить по линии шириной 10 см без поддержки за руку. Предложенные размеры доски изменяют ранее сформированный у ребенка способ ходьбы. На ранних этапах ребенок пользуется большой площадью опоры, что связано с особенностями опорно-двигательного аппарата, при ходьбе выворачивает наружу бедра, поэтому колени и стопы также повернуты наружу, и вес тела «падает» на внутренние стороны ступней.
Упражняясь в ходьбе по доске, ребенок пользуется такими движениями, которые требуют иного положения ног. Здесь его бедра должны двигаться так, чтобы колени были направлены вперед.
Кроме этого, ему нужно ставить ступни ближе друг к другу. При этом площадь опоры становится меньше. И ребенок вынужден учиться сохранять равновесие в более сложных условиях. При другом положении ступней вес тела уже приходится на их внешние стороны, что является правильным физиологическим положением ступней ног при ходьбе.
Для достижения указанной выше цели ребенку нужно будет научиться ходить по все более и более узкой доске (25, 20, 15, 10). Вы будете поддерживать его за руку до тех пор, пока у него не получится правильное движение ног.
Когда он начнет делать успехи, отпустите его руку, чтобы он самостоятельно попробовал сохранять равновесие при меньшей площади опоры.
В конечном итоге, ребенок научится ходить по доске двумя различными способами. Использование того или иного способа зависит от ширины доски. Так, шагая по доске шириной от 15 до 25 см, он ставит одну ногу вместе с другой. Чем доска уже, тем ближе друг к другу ступни.
Для того, чтобы пройти по доске шириной 10 см, или по узкой линии, ребенку нужно ставить одну ступню вперед второй – так, чтобы пятка одной ноги была перед носком другой. По мере уменьшения ширины доски задача усложняется, и ребенок пытается изобрести свой собственный путь. Например, он может встать боком, пройти по всей доске. Он пробует ставить одну ногу на доску, а вторую – на пол. Вам нужно помочь ему научиться двигаться вперед и ставить на доску две ноги.
Использование доски толщиной 2-3 см, хорошо тем, что в таких условиях ребенку легче учиться следить за дорожкой, по которой он идет, не выходить за ее границы.
Шаги, из которых состоит процесс усвоения ходьбы по узкой линии (доске).
Для того, чтобы научиться ходить по доске, ребенку нужно:
1. Понять, что нужно наступать на доску, не заходя за ее границы.
2. Внимательно смотреть под ноги, чтобы ступни были на доске все время, пока он идет по доске.
3. Шагать так, чтобы ступни были близко друг к другу, сохраняя при этом равновесие.
Ходьба по доске шириной 25 сантиметров
К ходьбе по такой доске, ваш ребенок приспособится достаточно быстро. Если же вы практикуетесь на доске толщиной, скажем, 15 или больше сантиметров, то ребенок побоится упасть. Лучше всего положить доску на пол. Тогда малыш будет видеть ее пределы, и высота не испугает его.
Занятия научат ребенка ходить по поверхности ограниченной плоскости. Вы приучаете его смотреть под ноги, на доску, и при ходьбе не выходить за ее границы. Вы будете держать его руку, чтобы он мог освоиться с доской. Кроме того, вы научите ребенка вставать на доску и сходить с нее. Когда он будет готов пройти по доске самостоятельно, побудите его сделать это.
Пытаясь уйти самостоятельно, ребенок внимательно следит за тем, куда поставить ногу. Сначала он будет ставить ноги на таком расстоянии друг от друга, что только впишется в пределы 25-сантиметровой доски. Попрактиковавшись, он сумеет держать их ближе друг к другу – так, что внешние границы его стоп будут находиться от краев доски на 2,5-5 см, а расстояние между внутренними границами составит 8-15 см.
Когда ваш ребенок усвоит ходьбу по доске и будет чувствовать себя вполне спокойно, он поймет, как ставить ноги, чтобы они находились в пределах границ доски. Ему уже не нужно будет смотреть на них.
Ходьба по доске шириной 20-15 см
Когда ваш ребенок поймет, что значит идти по доске, усложняйте его задачи, предложив пройти по доске шириной 20 см, а затем – 15 см. Чтобы приспособиться к более тесным границам, ему понадобится поддержка за руку. Ребенку нужно научиться таким движениям ног, которые позволят ему, не останавливаясь, проходить всю дистанцию по более узкой поверхности. Когда он научится этому, вы можете отпустить его руку.
Когда ребенок двигается по доске самостоятельно, его способность сохранять равновесие настолько хорошо развивается, что после этих упражнений он в состоянии ходить, ставя ноги очень близко одна к другой. На доске шириной 20 см расстояние между внутренними границами его стоп будет составлять примерно 5-7,5 см.
На доске шириной 15 см – это расстояние будет 2,5-5 см. По мере его продвижения от одного конца доски к другому, внутренние стороны его стоп могут даже прикасаться. После того, как ребенок научится самостоятельно ходить по доске шириной 15 см, он может начать упражняться на десятисантиметровой доске.
Ходьба по доске шириной 10 сантиметров
Для ходьбы по десятисантиметровой доске ваш ребенок должен, прежде всего, освоить новый способ перемещения ног. Он не сможет больше пользоваться старым способом, который предусматривал, что ступни ставятся рядом, потому что теперь они так просто не поместятся на доске. Ребенку нужно научиться ставить одну ступню впереди другой так, чтобы пятка этой ноги оказывалась перед носком второй. Для подготовки к самостоятельному использованию этого способа ему нужна поддержка за руку и длительный период тренировок.
Для того, чтобы суметь самостоятельно пройти по десятисантиметровой доске и линии 4 см, ребенку необходимо:
1. Наклониться над правой стопой и самостоятельно удержать равновесие.
2. Поднять левую ногу и поставить ее впереди правой.
3. Удержать равновесие при таком положении ног.
4. Наклониться над левой стопой и самостоятельно удержать равновесие.
5. Поднять правую ногу и поставить ее впереди левой.
6. Удержать равновесие при таком положении ног; повторять шаги 1-6 до тех пор, пока ребенок не дойдет до конца доски (линии).
Это упражнение – испытание для его способности сохранять равновесие и удерживать внимание на данном виде деятельности до конца. Перейти придется медленно, контролируя все свои движения. Ребенку нужно сконцентрировать свое внимание и следить за каждым шагом. Если он будет отвлекаться, то потеряет равновесие. Если у него пропадет мотивация к этому занятию, он просто сойдет с доски. Вам придется внимательно отнестись к выбору времени для тренировок. Для усвоения этого навыка ребенку нужно много практиковаться, а вам – не забывать о создании мотивации.
Ходьба по дорожке со следами
С помощью следов можно обеспечить обзорность в исполнении упражнений, поэтому изделие может использоваться на занятиях с детьми в возрасте 2-3 года.
Самостоятельно сделать следы очень легко это может быть материал с картона или другого материала, лучший размер – это размер ноги вашего ребенка, который создаст их правдоподобие и удобство при ходьбе.
Использование следов способствует развитию внимания, координации движений и учит ребенка преодолевать определенное расстояние, не заходя за пределы.
Дети могут самостоятельно осуществлять контроль точности выполнения движений, тем самым достигается наибольший положительный эффект от занятия.
Дорожка может быть прямой или извилистой (для детей 5 – 6 лет).
Методика выполнения упражнения:
• разложите в ряд следы;
• поиграйте с ребенком в игру: «Мы пойдем в лес на поляну. тропинка идет через болото. Надо идти след в след, чтобы не провалиться. Смотри как …»;
• в первый раз вы демонстрируете, как надо идти по тропинке. Затем ребенок с вашей поддержкой проходит по тропинке;
• после прохождения дорожки можно спросить у ребенка – «Ты в болото не провалился? Молодец! » (Хвалить надо обязательно, ведь детям 3-4 лет еще достаточно сложно попасть на след и некоторые промахи вполне допустимые).
• по следам нужно ходить с опорой на полную стопу.
• расстояние между следами должно соответствовать средней длине шага ребенка данной возрастной группы
Оптимальная длина шага
Возраст
Средняя длина шага при обычной ходьбе
3-4 года
18-23 см
5-6 лет
27-32 см
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)
Источник