Развитие творческой деятельности у детей с синдромом дауна

Развитие творческой деятельности у детей с синдромом дауна thumbnail

гульнара голова
Формирование творческой личности у детей с синдромом Дауна

Фoрмирoвание творческой личности у детей с синромом Дауна – однa из нaиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапe. Нaиболee эффективноe средствo для этого – изобразитeльная деятельность для ребёнка.

Формирование творческой личности у детей с синдромом Дауна

В процессе рисовaния, лепки, aппликации ребёнок испытывaeт разнообразные чувства: радуется созданному им крaсивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.

Развитие творческой деятельности у детей с синдромом даунаРазвитие творческой деятельности у детей с синдромом дауна

Oн приобретает знaния о предметах и явлениях, о средствaх и способaх их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.

Развитие творческой деятельности у детей с синдромом дауна

Изобрaзительная деятeльность очень интересна для ребёнка – дошкольника, потому что удовлетвoряет его желaние действовать вообще и продуктивно – в частности, а также потребность отражaть полученные впечатления от окружающей жизни, выражать своё отношение к увидeнному, пережитому.

Публикации по теме:

«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка»«Игры — занятия для развития стабильности и ловкости у детей с синдромом Дауна в условиях спец. Дома ребёнка»
Занятия с сыпучими материалами Этими видами деятельности можно заниматься сидя или стоя, причем важно то, что руки при этом не опущены.

Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве
Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Хотелось бы.

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом ДаунаФормирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна
В основе развития речилежит потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми. Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями,.

Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)Инклюзивное образование и воспитание детей с синдромом Дауна (из опыта работы)
анятия с такими детьми очень долгие и кропотливые. но при этом не надо забывать что по новым законам ФГОС они на равных правах могут прибывать.

Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида (с синдромом Дауна)
Индивидуальная программа сопровождения ребенка-инвалида Наименование учреждения: Адрес:. 1. Сведения о ребенке • Ф. И. О … • Дата рождения.

Индивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом ДаунаИндивидуально-коррекционное занятие с ребенком с синдромом Дауна
. Возраст 4,8 мес., уровень развития 1,3 мес. Цели: – сформировать различные формы общения (здороваться, прощаться). – развитие умения.

Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна
В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и.

Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна
Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна. Тема : «Колобок катиться по дорожке»Цель:.

Консультация для воспитателей — формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.

Раннее сопровождение семей, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна
Сложно описать словами, что значит для родителей рождение ребенка-инвалида. Не у каждой мамы находятся силы выдержать и не отказаться от.

Источник

Лина Тарасенко
Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна

У детей с синдромом Дауна проявления нарушений интеллекта значительно варьируются. Все зависит от индивидуальных особенностей, врожденных факторов, а также от того, когда было начато обучение по специальной методике. Речь детей с синдромом Дауна зависит от успешности обучения и целесообразности выбранной методики, а также от педагога и участия родителей.

В настоящее время разработано множество различных методик, позволяющих развивать и обучать детей с синдромом Дауна. Однако весь этот процесс довольно труден и занимает много времени, в отличие от усвоения таких же умений обычными детьми. Касается это в том числе и речи. Чем раньше были начаты занятия с малышом, тем больше вероятность, что обучение окажется успешным. Речь детей с синдромом Дауна постепенно корректируется постоянными занятиями. Развитие и освоение речи детей с синдромом Дауна.

Основа принципа обучения – это задействование различных каналов восприятия, а значит, разных органов чувств. Сначала обеспечивается наглядность обучения, затем подключаются слух, осязание и речь. Процесс усвоения получаемых знаний проходит медленно, поэтому целесообразна разбивка заданий на несколько небольших частей. Все достижения ребенка, даже самые незначительные, отмечаются похвалой. Речь у детей с синдромом Дауна появляется довольно поздно и остается не до конца развитой на протяжении жизни. Понимание речи при этом недостаточное, а словарный запас довольно беден, очень часто встречаются звукопроизношения в виде дислалии и дизартрии.

У больных детей особенно выделяется отставание в развитии речи и моторики, но к школе обычно детки становятся активнее. Именно на этом этапе развитие речи детей с синдромом Дауна прогрессирует, с ее помощью начинает проявляться любовь к родителям. Однако происходит это с большим трудом, ведь речевые нарушения связаны не только с интеллектуальными особенностями, но и с нарушениями слуха. Занятия проводятся исключительно в игровой форме с использованием специфических приемов, направленных на мобилизацию речевой активности и внимания. Во время планирования занятий стоит учитывать, что речевое развитие у детей с синдромом Дауна идет медленными темпами, поэтому необходимо множество повторений одних и тех же упражнений. Правильные занятия всегда вызывают у детишек интерес, что помогает им качественно усвоить полученные навыки и знания. Существуют некоторые особенности при проведении занятий. В начале каждого занятия используется дидактическая игра, стимулирующая речевую деятельность. Грамматический и лексический материал повторяется и на занятиях, и в разных видах деятельности. Задания, которые подбираются с учетом тематики, значительно повышают результативность.

Заключительная часть каждого занятия должна включать игру на развитие памяти, слуха и внимания. Все игры стимулируют развитие речи детей с синдромом Дауна, нравятся деткам, позволяют ознакомиться с окружением, вызывают чувство соперничества и способствуют повышению заинтересованности к проводимым занятиям. Ребёнок с синдромом Дауна по своему одарённый. Занимаясь пластилиновой живописью дети развивают речь, пополняют словарный запас, составляют описательные рассказы. Как и любой из живущих на земле людей, человек с синдромом Дауна обладает своей неповторимой индивидуальностью, имеет свой собственный характер. Как у любого из людей, у человека с синдромом Дауна есть свои привычки и предпочтения, увлечения и интересы, есть свои особенности, сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относится зрительная память, зрительно-моторная координация и, особенно, зрительное копирование. Несомненно и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если они живут дома в атмосфере любви, если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе. Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества, показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей детей с синдромом Дауна.

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Левина Марина Гавриловна,

Лапина Марина Владимировна,

МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский»,

г. Ижевск

Опыт работы с детьми с синдромом Дауна.

Одним из приоритетных направлений российского образования как раз является то, чтобы дети с особенностями развития имели равные возможности с другими детьми в получении образования. Остро назрела потребность во внедрении инновационных форм обучения, которые создадут детям с синдромом Дауна оптимальные условия обучения. А одна из примет современного времени – прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с особыми потребностями. И, как следствие такого прогресса, создание условий педагогической помощи и интегрированного образования таких детей.

Каждый человек живет свою жизнь с теми возможностями, которые у него есть. Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала.И родители, и педагоги стали лучше сознавать потребность таких детей в особой заботе, они убедились в том, что эти дети могут так же, как и другие, с пользой для себя учиться, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. С другой стороны — эти дети не только могут, но и любят учиться.

По своим физиологическим и психологическим особенностям они отличаются от обычных детей. У этих детей слабо развит интеллект, есть проблемы со зрением и речью. Чувствительность пальцев можно сравнивать с ощущениями обычного человека, который надев толстые перчатки пытается застегнуть пуговицы, вдеть нить в иглу, нарезать хлеб, пользоваться ножницами. Это дети с особыми образовательными потребностями.

Читайте также:  Значения билирубина при синдроме жильбера

На протяжении многих лет дети с синдромом Дауна не имели возможности реализовать свое право на образование. Таких детей признавали не обучаемыми и нуждающимися в уходе и лечении. В современном обществе специалисты считают, что детям с синдромом Дауна необходима помощь в развитии. Декоративно-прикладное творчество – это вид деятельности, который позволяет ребенку с синдромом Дауна независимо от уровня развития интеллекта, способностей и физического состояния, пройти адаптацию и сделать первые шаги к полноценной жизни в обществе.

Принимая решение заниматься с такими детьми, педагог должен быть психологически настроен на такое взаимодействие. Ведь дело не в ребенке, а как мы его воспринимаем.

Педагоги Центра творческого развития «Октябрьский» города Ижевска решились на такое взаимодействие. Первое что они сделали – это встретились со специалистами работавшими с такими детьми. На встречах педагоги узнали, что дети с синдромом Дауна обучаемы, что нужно иметь огромное терпение для получения результата взаимодействий.

Первое знакомство педагогов с детьми и родителями общественного движения «Солнечный Мир» произошло на мероприятии, посвященному дню именинника, на которое их пригласили представители Регионального общественного движения «Солнечный Мир» Удмуртской Республики.

У педагогов появилось еще больше уверенности в их желании заниматься с такими детьми, прошел страх, что не получится взаимодействия. Увидели, что это контактные дети, которым интересно все что происходит вокруг них, они так же нуждаются во внимании не только со стороны своих семей, но и окружающих. А эмоции полученные на мероприятии посвященному «Всемирному дню человека с синдромом Дауна», где педагоги провели мастер – класс по декоративно-прикладному творчеству, стерли оставшиеся сомнения в желании заниматься с детьми с синдромом Дауна.

Но не только психологически настроен должен быть педагог в работе с такими детьми, но и квалифицированно подготовлен. Так администрация учреждения ЦТР «Октябрьский» не однократно направляла педагогов на курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. На которых педагоги узнали о специфических особенностях присущих данной категории детей. Знание психофизиологических особенностей обучающихся (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, речь, образовательная деятельность) позволит педагогам не только осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, но и осознанно, профессионально грамотно выбрать наиболее эффективные формы, приемы и методы обучения.

Общаясь с председателем РОД «Солнечный Мир» педагоги узнали о сайте благотворительного фонда зарегистрированного в России «Даун сайт АП». Это Всемирная благотворительная организация в поддержке людей с синдромом Дауна. В Москве есть филиал этой организации, куда обратилось наше учреждение ЦТР «Октябрьский» с просьбой о предоставлении методических материалов.

Работая над разработкой образовательной программы на учебный год для детей с синдромом Дауна, в летний период на базе учреждения ЦТР «Октябрьский» педагогами были проведены занятия по декоративно – прикладному творчеству. Эти занятия помогли выявить индивидуальные особенности, способности и возможности детей,

Учебному году педагогами была составлена программа по декоративно- прикладному творчеству для детей с ОВЗ «Радуга творчества». Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что возможности декоративно-прикладного творчества являются одной из эффективных форм реабилитации детей с синдромом Дауна, способствуют улучшению их морально-психологического состояния и расширению эмоциональной сферы, повышению уровня умственного развития, дает возможность разностороннего развития: ассоциативного мышление, чувство прекрасного, наблюдательность, самостоятельность

Из опыта работы педагоги узнали, что такие дети плохо концентрируют внимание, часто бывают рассеянны. Они могут не реагировать на вопросы, отвечать невпопад или, наоборот, становятся активными, включаться в работу, а потом резко происходит смена настроения – им больше не хочется участвовать в процессе занятия. Они замыкаются… Это усложняет процесс обучения. К этому нужно быть готовым.

Знание факторов, которые облегчают или затрудняют обучение, позволяет педагогам лучше составлять планы и подбирать задания, а также успешнее работать над их выполнением. Так же очень важным фактором успешности в обучении является совместная деятельность детей и родителей на мастер-классах, календарных праздниках, итоговых занятиях. Участие детей с синдромом Дауна в проведении «уроков добра» в разных объединениях нашего учреждения помогает в социализации этих детей.

Занимаясь с детьми с синдромом Дауна ручным творчеством: валянием из шерсти, бисероплетением, работой с бумагой, текстилем, педагоги раскрыли возможности этих детей. А достижения в конкурсах разного уровня еще раз дают понять, что эти дети могут и хотят развиваться, заниматься в учреждениях дополнительного образования. Да, у них есть отклонения в развитии, но в обстановке любви и заботы эти дети хорошо развиваются. Обучение детей с синдромом Дауна – непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям, и педагогам.

Список литературы:

1.Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. Москва 2013 Благотворительный фонд «Даунсайд АП»

2.Сьюзон Д.С. Ребенок с синдромом Дауна.. Москва 2012.Благотворительный фонд «Даунсайд АП»

3.Интернет источники:«Даунсайд АП» https://downsideup.org/ru

Источник

Ольга Митюкова
Изобразительная деятельность как средство формирования зрительного восприятия у детей с синдромом Дауна

В системе коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с синдромом Дауна.

Особое место занимают продуктивные виды деятельности как наиболее эффективные для решения задач коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

Изобразительная деятельность, как вид продуктивной деятельности дошкольников способствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов (цвет, форма, размер, созданию условий для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Как и все дети, дети с синдромом Дауна могут быть разными: податливыми и упрямыми, отрытыми для контакта и застывшими, погруженными в себя или любящими хулиганить и не позволяющими себе выходить за рамки усвоенных правил и границ, ласковыми и яростными, сокрушающими все вокруг.

Изобразительная деятельность носит характер эмоционально-разгрузочных, но в тоже время стимулирует интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Сверх того занятия изобразительной деятельности развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, если учитывать психологические особенности детей с синдромом Дауна.

В изобразительной деятельности задействована мелкая моторика, а вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и зрительное восприятие.

В своей практике занятия по изобразительной деятельности с детьми с синдромом Дауна я строю в три этапа:

— разминка, подвижная игра–“возня”, незаменимые пальчиковые игры, массажи рук и запястий;

2-ой этап:

— занятие в игровой форме, рисование на ладошках и выше, рисование пальчиками по бумаге;

3-ий этап:

— поощрить старания ребенка, поиграть в его любимую игру,

например: катание шарика по столу (по ладошке, завинчивание и отвинчивание крышек от баночек, переливание воды из чашки в чашку, пропускать песок сквозь пальцы, закапывать и откапывать игрушки в песок, крупу и т. д.

Для построения взаимодействия с детьми как на занятиях,так и вне их я использую следующие принципы:

* принцип принятия– принятие ребенка таким, какой он есть; принятие особенностей внешнего вида и физического состояния, несовершенств и противоречий, мотиваций и способов контакта.

* принцип доступности– занятия лежа или сидя на полу, ориентированы не на его физиологический возраст. а на актуальный уровень развития и мировосприятие ребенка с синдромом Дауна.

* принцип поэтапности и повторяемости– при обучении детей с синдромом Дауна каждую задачу лучше разбирать на этапы, продвигаясь небольшими последовательными шагами.

Читайте также:  Андрей бочаров осп студия синдром дауна

* принцип поощрения– следует побуждать ребенка общаться, выражать мысли, используя звуки, слоги, слова.

Ребенок должен всегда чувствовать себя успешным, верить в свои силы, получать поощрения со стороны взрослых.

Источник

Адаптированная программа ДАУНСАЙД АП.

Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.

      Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия, вызванная наличием лишней хромосомы в 21-й паре хромосом. Прежде чем окончательно установить диагноз, необходимо исследовать хромосомный набор клеток ребенка. Это исследование крови называется анализом на кариотип.

Согласно статистике один ребенок из 600-900 появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение приблизительно одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, наличие вредных привычек, питания, достатка, уровня образования, цвета кожи или национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют одинаковый набор хромосом.

               Особенности развития детей с синдромом Дауна.

При  планировании коррекционно-развивающего процесса необходимо учитывать специфические особенности, присущие детям с синдромом Дауна. К ним относятся:

  1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

-снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

– необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

– низкий уровень обобщения материала;

– утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

  1. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

– трудности возникающие у ребенка, когда ему необходимо  объединить новую информацию с уже изученным материалом;

– сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами (однотипными), заученными многократно повторяемыми действиями;

– трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаки предмета, или выполнения цепочки действий;

– нарушение целеполагания и планирования действий.

  1. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.
  2. Особенностью предметно-практического мышления, характерного для этого возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучший  результат дает зрительно-телесный анализ.
  3. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
  4. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития могут существенно различаться.

В основу программы когнитивного развития  Даунсайд АП легли: предметность мышления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт. Опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего перехода к наглядно – образному и логическому мышлению, использование собственной мотивации ребенка обучение в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и скорость обучения.

 Построение  коррекционно-развивающего процесса с детьми с синдромом Дауна.

Планируя коррекционно-развивающий процесс необходимо ставить цель максимально развить познавательные возможности детей с синдромом Дауна, подготовить к самостоятельной или относительно самостоятельной жизни в будущем, посещению детского сада и  школы.

  1. Самое первое условие при проведении занятий – занятия должны нравиться дефектологу. Если занятия раздражают, то они вряд ли понравятся ребенку. Необходимо использовать собственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предлагаемые игрушки.
  2. Игрушки надо  выбирать яркие, с различной фактурой, бытовые предметы. Так как в основе обучения лежит предметная деятельность, ребенку необходимо рассмотреть, а иногда и погрызть тот материал с которым он работает.
  3. Важно научить ребенка заниматься за столом.
  4. В каждое занятие  за столом можно включить несколько заданий на разные темы. Каждое задание на начальном этапе может занимать 2-3 минуты, а все занятие 10-15 минут. По мере развития ребенка продолжительность одного задания постепенно может быть увеличина до 5-7 минут, а продолжительность занятия до 30-40 минут. Все задания разделены на несколько блоков по уровню сложности.
  5. Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять задания дефектолога во время занятий, он уже к этому времени должен научиться выполнять какие – нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому. Дидактические занятия с ребенком можно начинать в возрасте 2,5-3 лет.
  6. Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Но ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже нужно научить. Организовывая игру, дефектолог должен принять на себя роль «продвинутого ребенка». Дефектолог, играя, показывает ребенку, что он может делать с игрушками, комментируя свои действия и действия ребенка.
  7. Необходимо учитывать, если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отворачивается, это сигнал, что предлагаемые задания или форма не соответствуют уровню развития ребенка. При этом у малыша быстро возникает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения. В таком случае необходимо попытаться понять, что вызывает трудности в обучении и предложить ребенку более легкие задания или изменить саму форму занятий.

Методика проведения дидактических  занятий.

Весь коррекционно – развивающий   процесс был построен, основываясь  на  Программу Даунсайд АП,  и был поделен на  4  этапа (блока).

Каждый блок разрабатывался, опираясь на принцип динамического изучения  ребенка (согласно концепции Выготского  Л.С.) « о зонах актуального и ближайшего развития»,  а также постепенного, ступенчатого подбора материала, «от простого к сложному» (по Выготскому Л.С).

      Внимание и память.

Умение оперировать несколькими понятиями одновременно, выполнять одно действие  и при этом помнить, каким должен быть следующий шаг, оказывается при самых разных видах деятельности. При чтении важно не забыть начало слова, пока читаешь его до конца; пока пишешь букву, удержать в памяти целое слово; пересчитывая предметы, нужно помнить, сколько всего собирался взять, пока разговариваешь по телефону, не забыть про убегающее молоко; вспомнить по ключи прежде, чем дверь захлопнута.

Логические задания.

Закладывают основу  для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале.

Размер, форма, цвет.

Формирование понятий размера, формы ,цвета предметов и навыков их активного использования.

Конструктивная деятельность.

Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему-это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей .Складывание целого из частей является прототипом чтения, а конструирование по схеме предваряет обучение письму.

Обучение счету.

Обучение счету включает в себя знание числовой последовательности, пересчет предметов, соотнесение количества и числа, решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала.

Игровая деятельность.

Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает паять, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те сюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми.

Обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания о мире и закладываем основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и не зависимым.

Игры, задания, практические наработки для работы с детьми с синдромом Дауна мы используем в практике, основываясь на методические  разработки и программах центра ДАУНСАЙД АП. Данные методические разработки на практике дают хорошие положительные результаты в динамике развития детей. Приведем некоторые методические приемы, используемые в работе.

                       Тема: «Внимание. Память. Мышление».

                                              1 блок

Цель: представление о постоянстве предмета.

Наглядность: небольшие игрушки и стаканчики, под которыми их можно спрятать, набор карточек с картинками.

                                Содержание задания.

Можно спрятать на  глазах у ребенка 2 или 3 знакомые игрушки, накрыв их стаканчиками, или зажать эти игрушки в кулаках, и спросить: «Где собака?» или «Где машинка?».Когда ребенок научится находить игрушки, можно предложить ему такое же задание с использованием картинок.

                                              2 блок.

Читайте также:  Синдром сухого глаза у собак может быть на одном глазу

 Цель:  запоминание 3-4 предъявленных объектов.

Наглядность : 4 небольшие игрушки и стаканчики под которыми их можно спрятать, картинки по темам.

                               Содержание задания.

Можно спрятать на  глазах у ребенка3 или 4 знакомые игрушки, накрыв их стаканчиками, или зажать эти игрушки в кулаках, и спросить: «Где чашка?» или «Где кошка?». Когда ребенок научится находить игрушки, можно предложить ему такое же задание с использованием картинок.

                                              3 блок.

Цель: выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов.

Наглядность: большая и маленькая матрешка, большая или маленькая тарелка, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».

                                      Содержание задания.

 Нужно поставить перед ребенком матрешек, дать им тарелки соответствующего размера и выложить на стол 2 огурца, 2 помидора, 2 лимона. Предлагаемые инструкции: «Дай этой матрешке огурец и помидор» или «Положи огурец в маленькую тарелку» и т.д.

Цель: Увеличение времени сохранения внимания.

                                        Содержание заданий.

Когда ребенок просит что-нибудь, можно выполнять его просьбу не сразу.

Логическое мышление.

Цель: Подбор ассоциативных пар.

Наглядность: карточки с изображением парных предметов.

                                         Содержание заданий.

Подбор карточек:

      «Кто что ест?» (собака-косточка, заяц- морковка),

«Кто где живет?» (собака-конура, мышка-нора, птица-гнездо),

«Что где лежит?» (корзина – грибы, ваза – цветы),

«Что чем делают?» (гвоздь – молоток, бревно-пила).

                                                        4блок.

Цель: выполнение инструкций из трех шагов или трех значимых слов.

Наглядность: большая, маленькая и средняя матрешки, тарелки трех размеров, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».

                       Содержание задания.

Поставить перед ребенком матрешек, выстроив их по росту, затем нужно дать ему тарелки и попросить: «Дай большой матрешке маленькую тарелку».Затем выложить на стол , например. Четыре огурца, два помидора и два лимона. Предлагаемые инструкции: «Дай этой матрешке два огурца и помидор», «Дай большой матрешке помидор».

Логическое мышление.

Цель: подбор ассоциативных пар.

                                     Содержание заданий.

 На этом уровне развития ребенка можно играть с ним в вопросы и ответы, развивая его ассоциативное мышление. Вопрос: «Что ест заяц – морковку или селедку?», «Кто дает молоко – корова или лягушка?»  

                                                  Размер, форма цвет.

1 блок.

Тема: «Размер , форма, цвет».

Цель: «Формирование понятий «одинаковый».

Наглядность: набор парных карточек по  разным лексическим темам.

                                      Содержание заданий.

Выложить перед ребенком 2-3 карточки. Сначала надо показать, как надо складывать одинаковые картинки на карточках (рядом или одна на другую). Затем показать одну карточку и попросить найти такую же.

Цель: Сортировка по виду.

Наглядность: набор сосновых шишек, каштанов.

                                       Содержание заданий.

Изучаем природный материал на ощупь (шишки, каштаны). «Найди такую же». Сортируем по разным коробкам. Для сортировки можно использовать пуговицы, катушки, камешки и т.д.

Цель: Сортировка по размеру.

Наглядность :набор кругов двух разных размеров (большие, маленькие) разных цветов и две коробки.

                                          Содержание заданий.

Называя размер круга просим найти такой же в коробке. Сначала используем круги одного цвета, а затем разных цветов.

Цель: Сортировка по форме.

Наглядность: геометрические фигуры (одинаковые треугольники, круги, квадраты)

                                            Содержание заданий.

Называя фигуру просим найти такую же в коробке. Сначала используем фигуры одного цвета, а затем разных цветов.

Цель: Сортировка по цвету.

Наглядность: набор крупной мозаики красный, синий, желтый, зеленый  цветов.

                                             Содержание заданий.

Сортировка по цветам в коробки, строим дорожки.

2 блок.

Тема: «Размер, форма, цвет».

Цель: «Формирование понятий «одинаковый».

Наглядность: набор парных карточек по  разным лексическим темам.

                                             Содержание заданий.

 Выложить перед ребенком 4-5 карточек. Сначала надо показать как надо складывать одинаковые картинки на карточках (рядом или одна на другую). Затем показать одну карточку и попросить найти

такую же.

Цель: Сортировка по размеру.

Наглядность: пирамидка.

                                             Содержание заданий.

Собрать пирамидку по порядку, напоминая ребенку, что он должен взять большое кольцо.

Цель: Сортировка по форме.

Наглядность: геометрические фигуры (одинаковые по размеру треугольники, круги, квадраты), но разные по цвету.

                                             Содержание заданий.

Предлагаем ребенку 2 фигуры на выбор и  просим: «Возьми круг» или «Возьми квадрат».

Цель: Сортировка по цвету.

Наглядность: набор крупной мозаики красный, синий, желтый, зеленый  цветов.

                                             Содержание заданий.

Предлагаем ребенку выбор из 2 мозаик например, одну красную, как в коробке, а другую – синюю  и просим : «Возьми красную»

3 блок.

Цель: дифференциация 2 –х цветов.

Наглядность: картинки, нарисованные  из 2-х цветов, цветные карандаши.

                                             Содержание заданий

Назвать цвета на картинки, подобрать соответствующего цвета карандаши.

Цель: дифференциация по геометрическим фигурам.

Наглядность: «геометрическое» печенье.

                                             Содержание заданий

Назвать геометрические фигурки.

Цель: классификация по видам.

Наглядность: карточки с изображениями животных, птиц, посуды, одежды и т.д.

                                             Содержание заданий.

Используем карточки в виде лото. «Платье – это одежда кладем ее сюда»

4 блок.

Цель: классификация цвета.

Наглядность: выбор из 4-х  цветов мозаики.

                                           Содержание заданий.

Строим дорожку из 4-5 цветных мозаик. Просим ребенка «построить такую же».

Цель: классификация с поиском «лишнего» предмета.

Наглядность: лото по л?