Ребенок не может ходить синдром

Ребенок не может ходить синдром thumbnail

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка ходить самостоятельно

Родителям, всем без исключения, свойственно гордиться достижениями своих детей. Вылез первый зуб, ребенок сам сел, пополз, самостоятельно дотянулся до игрушки, сделал первый шаг — все это поводы для невероятной гордости.

Почему-то мамы и папы считают, что чем раньше их чадо встанет на две ноги и начнет ходить самостоятельно, тем это лучше. А те, чьи карапузы никак не хотят садиться, ползать и ходить, склонны не только паниковать, опасаясь за здоровье ненаглядного чада, но и винить себя в том, что их ребенок развивается медленнее, чем у других. Известный детский доктор Евгений Комаровский рассказывает, можно ли научить ребенка ходить самостоятельно и надо ли это делать.

Ребенок не может ходить синдром

О нормах и отклонениях от них

В педиатрии существуют определенные нормы физического развития ребенка. Обычно среднестатистический малыш начинает стоять с поддержкой в 7-9 месяцев. Без поддержки он начинает обходиться (или даже делает первые шаги) к 10-12 месяцам. Если ребенок не ходит в 1 год и 2 месяца, это вовсе не обязательно признак серьезного заболевания. Такого малыша не нужно сразу лечить.

Если педиатр обоснованно считает ребенка здоровым, то совершенно не имеет значения, когда малыш начинает ходить — в 6, 8 месяцев, в 10 или в 18. В пресловутой статистике, конечно, сроки начала прямохождения тоже обговорены — от 10 до 15 месяцев. Однако на практике они могут сильно отличаться от этих значений, поскольку все дети очень индивидуальны. Комаровский советует не сравнивать своего ребенка с другими детьми и со среднестатистическими нормами. Дело это неблагодарное, оно приводит к развитию неврозов и у ребенка, и у его родителей.

Ребенок не может ходить синдром

Почему ребенок не ходит?

На возможность развития ходьбы влияет огромное количество факторов:

  • вес и комплекция малыша;
  • готовность мышц и позвоночника;
  • состояние его здоровья (нет ли хронических и острых заболеваний);
  • темперамент ребенка, особенности характера;
  • наследственность;
  • желание ребенка ходить.

Ребенок не может ходить синдром

Комаровский считает ключевым фактором именно желание малыша перемещаться вертикально. Природа все устроила таким образом, что желание ходить появляется именно тогда, когда для его реализации есть оптимальные физические возможности.

Если ребенок успешно прошел все предыдущие стадии (перевороты, сидение, ползание), он вполне готов стоять и ходить. Однако торопить его не нужно. Дети, которых родители насильно заставляли принимать вертикальное положение, подвергаются большому риску. Нагрузка на позвоночник (особенно в том случае, если малыш пухлый и весит больше нормы) может стать причиной возникновения дальнейших проблем с этим самым позвоночником.

Ребенок не может ходить синдром

Если малыш соматически здоров, а педиатр, который его наблюдает, заявляет об отсутствии у ребенка заболеваний, то Комаровский советует до года специально не обучать ребенка хождению. Ничего страшного, по мнению Евгения Олеговича, не случится, если карапуз пару-тройку лишних месяцев проведет в горизонтальном положении.

О ходунках

Многие родители полагают, что решить проблему «нехождения» помогут ходунки. Они покупают это (не самое дешевое) устройство и успокаиваются — все, что от них зависело, сделано. Доктор Евгений Комаровский говорит, что основная польза от ходунков — это польза для родителей. Ходунки — прекрасный способ занять ребенка и освободить свои собственные руки. Пока ребенок в ходунках, мама может быть спокойна — чадо никуда не упадет, не ударится об острый угол, не покалечится. Если идет речь о небольшом времени, которое требуется маме, чтобы приготовить ужин или принять душ, то в ходунках ничего страшного нет.

Ребенок не может ходить синдром

Страшное начинается тогда, когда родители с помощью этих самых ходунков усиленно стараются научить ребенка ходить и держат кроху в этом устройстве все время, пока он не спит.

Чем раньше мама и папа начинают использовать ходунки, тем сильнее и опаснее вертикальная нагрузка на позвоночник ребенка.

Перед стоянием малыш должен пройти этап ползания, так как в процессе перемещения по-пластунски, на четвереньках, на кулачках, даже задом наперед у ребенка тренируются и крепнут мышцы спины, ног и рук, что потом позволяет ему начать ходить с минимальной нагрузкой на позвоночник.

Ходунки могут являться причиной приобретенной кривизны ног. Дело в том, что ребенок в ходунках отталкивается от поверхности внешней стороной стопы. Если такой способ перемещения практикуется часто, формируется неправильное хождение. Кривые ноги для мальчика, может, и не такая уж большая проблема, но девочку это никак не красит.

Не секрет, что ходунки — это распространенный подарок семье с маленьким ребенком. Учитывая все вышесказанное, доктор Комаровский рекомендует дарителям заменить ходунки на манеж. Это приспособление поможет ребенку хорошо провести время, не свалиться и не покалечиться, не залезть куда-нибудь, а маме подарит драгоценное свободное время для приготовления пищи, глажки и приведения себя в порядок.

Подробнее смотрите в небольшом видео доктора Комаровского.

Как научить ходить?

Комаровский говорит, что лучший способ научить ребенка ходить – предварительно научить его ползать и всячески поощрять такой горизонтальный (а потому относительно безопасный) способ передвижения в пространстве.

Иногда случается, что дитя боится начинать ходить. Физически он готов (и даже пробовал) ходить самостоятельно, но упал, сильно ушибся, его что-то испугало, и после этого кроха ни в какую не желает делать шаги. В этой ситуации родители должны мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку – но не научиться ходить, а преодолеть страх.

Ребенок не может ходить синдром

Правильно учить ребенка ходить — учить его тогда, когда он и сам готов к этому, но по каким-то причинам не может преодолеть страх. Родителям, особенно с небольшим родительским опытом, достаточно трудно понять, когда малыш готов к перемещению на двух конечностях. Есть несколько верных признаков того, что физиологическая готовность имеется:

  • Ребенок может долго стоять на ножках, держась за бортик манежа, за перила кроватки.
  • Ребенок научился переступать, держась за бортики или перила.
  • Ребенок научился не только стоять, но и принимать сидячее положение из положения стоя (это говорит о развитой мускулатуре спины).
  • Ребенок уже ходит, но делает это по-своему — ходит на коленках, пытается перемещаться на пальчиках.

Победить страх не так просто, как кажется, от мамы и папы потребуется долгая и упорная работа. Лучше всего заниматься с ребенком в игровой форме, поощряя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно. Уж если вы решились на такие занятия, первое, что потребуется — это ортопедическая обувь, которая позволит малышу более уверенно стоять на своих двоих.

Затем следует создать правильную поверхность для ходьбы (скользкий кафель и не менее скользкий линолеум не подходят). Если малыш начал ходить, но делает это неуверенно, часто падает, иногда останавливается и заходится в плаче, можно воспользоваться поддержкой в виде вожжей (делаются из простынки, крепятся на плечевом поясе и под мышками).

Читайте также:  Синдром абдоминальных болей у детей

Если малыш уже смог топать самостоятельно, нужно помочь ему научиться преодолевать препятствия. При помощи взрослых в игровой форме он может переступать через небольшие предметы, натянутую веревочку. Такие упражнения помогут ему почувствовать свое тело и изучить его возможности.

Ребенок не может ходить синдром

Хождение босиком

Часто родители спрашивают, можно ли ребенку ходить босиком. Многие это делают под давлением представителей старшего поколения — бабушки и дедушки приходят в ужас, когда видят, как карапуз делает первые шаги босыми пятками по голому полу. Ничего страшного в такой «прогулке» без обуви нет, считает Комаровский, к тому же это очень полезно для ребенка.

Ребенок не может ходить синдром

Природа не предусматривает никакой обуви, а потому биологически и физиологически чадо в ней точно не нуждается. Если пол холодный, а малыш босой — не нужно бояться, что будет происходить повышенная теплоотдача. Ребенок вряд ли заболеет.

При контакте стопы с холодным полом сосуды кожи на ножках малыша сужаются, и именно это препятствует потере тепла. Такое компенсаторное свойство есть только у ног человека, но нет у других частей тела.

Евгений Комаровский заявляет, что ничего страшного нет в том, что ребенок стоит на холодном полу, но если он будет на нем сидеть — это может существенно навредить его здоровью.

Есть еще один аргумент для заботливых бабушек, которые норовят надеть на ребенка сразу две пары носков, а также теплые тапочки: хождение босиком, по оценкам многих детских ортопедов и педиатров, помогает сформировать правильную стопу, без плоскостопия и других проблем.

Полезно ли ходить босикм расскажет доктор Комаровский в видео ниже.

Полезные советы

Помочь ребенку физически подготовиться к своим первым шагам можно, регулярно делая с ним гимнастику, массаж, занимаясь с ним на фитболе.

Есть периоды в жизни ребенка, когда родителям следует снижать интенсивность упражнений для укрепления мускулатуры. К ним относятся периоды прорезывания зубов, если они болезненны, периоды болезней, особенно протекающих на фоне повышенной температуры, периоды важных перемен — например, если малыш переходит с одной смеси на другую или с грудного вскармливания на искусственное.

Ребенок не может ходить синдром

Источник

186 просмотров

4 июня 2020

Здравствуйте. У нас такая проблема. Ребёнок не ходит и не встаёт возраст уже 1,7. В год прошли небольшое обследование, мрт кресца-ничего не показал. Пускали ток по ножками скаазал реакция есть но слабая, нервы страдают не знают по какой причине. 
Ребёнок сидит, ногами двигает, но не может поднять их. Ползал, сейчас это делает тяжело может в силу веса 11кг. И стал жаловаться на боли в пояснице. Лёжа на спине в основном лежит складывая ноги на плечи чемоданчик, иногда даже спит так. Если ставить на ножки тело наклоняется вперёд, если выпрямить ему спину сгибаются ноги в коленках. Лёжа на спине может чуть чуть приподнять ноги дальше это делает руками. В больнице 7месяцев назад ставили под вопросом спинальную амиатрофию 1тип, но говорят что при ней дети ногами не двигаются. Ходили на массаж и ставили контекстная ничего не изменилось. Что это может быть и что посоветуете? Хочу сделать новый снимок так после того изменилась картина

На сервисе СпросиВрача доступна консультация нейрохирурга онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Невролог

Надо МРТ не только поясничного, но и грудного отдела,Электромиография. консультация генетика.

Татьяна, 5 июня

Клиент

Светлана, здравствуйте. Данные исследования ЭНМГ у меня есть на руках. В заключении написано аксонально демиелинизирующее поражение больше большеберцового нерва, справа. И аксональное поражение малоберцового нерва, слева

Невролог

аксонально демиелинизирующее поражение больше большеберцового нерва, справа. И аксональное поражение малоберцового нерва, слева — это результат аутоиммунного состояние, Он может быть запущен инфекцией,интоксикацией или генетическими изменениями.хроническими заболеваниями. Что бы эффективно лечить, надо устранить причину.
А пока симптоматическое лечение:
р-р прозерина 0,05% 0,5 мл мышечно 30 дней.
Р-р нейромультивит 0,5 в/ мышечно 30 дней
р-р никотиновой кислоты 1% 1,0 в/ мышечно
АТФ 1,0 в/мышечно 1,0 30 дней
р-р дексаметазон 4 мг в/м через дент 10 раз.
таб. мексидол 1/2 таб- 3 раза. 2 мес.
сироп пантогам 10,0 мл- 2 раза 3 мес.
массаж ежедневно(самомассаж), ЛФК ежедневно, ЛФК в воде, можно в ванне.
Аппликации с парафином, грязевые.
Физиолечение : электрофорез,миостимуляция, Д”арсонваль.

Татьяна, 6 июня

Клиент

Светлана, это вы лечение рекомендуете пройти моему ребенку? Или это вообще общее лечение таких симптомов?

У меня есть выписки первого обследования может сможете как то посмотреть. Посоветовать к кому нам лучше обратиться. Пока планирую попасть к нейрохирургу, чтоб посмотрел и на март отправил

Невролог

Невролог

ПОСМОТРЕЛА. НИЖНИЙ ПАРАПАРЕЗ ПО ПЕРИФЕРИЧЕСКОМУ ТИПУ. ЭТО СИНДРОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ. А ОСНОВНОГО ДИАГНОЗА НЕТ.А ГДЕ МРТ ИЛИ РЕНТГЕН ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛА?
КОНСУЛЬТАЦИЮ НЕЙРОХИРУРГА, КОНЕЧНО, МОЖНО СДЕЛАТЬ, НО СО СНИМКАМИ. СИЛЬНО, Я ДУМАЮ ОНА ВАМ НИ ЧЕГО НЕ ДАСТ.НО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬ НАДО.И ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖЕН ГЕНЕТИК.
А КУРС ЛЕЧЕНИЯ, ЭТО НАДО ВСЁ ВМЕСТЕ СРАЗУ. ПРЕПАРАТЫ ДОПОЛНЯЮТ И УСИЛИВАЮТ ДЕЙСТВИЕ ДРУГ ДРУГА.
ЭТОТ КОМПЛЕКС, НЕ ЗАВИСИМО ОТ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СПОСОБСТВУЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПАРЕЗА.И ПРЕПЯТСТВУЕТ РАЗВИТИЮ АТРОФИИ МЫШЦ..
Я УДИВЛЕНА, ПОЧЕМУ ВАМ ЕГО НЕ НАЗНАЧИЛИ РАНЬШЕ.
КОРТЕКСИН, ХОРОШИЙ ПРЕПАРАТ, НО ОН ДЕЙСТВУЕТ НА ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ, А У ВАС ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ.
Я ПОНИМАЮ, ЧТО НАЗНАЧЕНИЯ БЕЗ ОЧНОГО ОСМОТРА, МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ НЕДОВЕРИЕ И СОМНЕНИЯ.НО Я ВАС УВЕРЯЮ, НАЧНИТЕ ЛЕЧЕНИЕ. ВРЕМЯ И ТАК УПУЩЕНО.

Татьяна, 6 июня

Клиент

Светлана, спасибо большое, будем лечиться и ставить на ноги ребёнка.
С генетиком разговаривали, составляла схему она сказала ничего нет такого подозрительного, но рекомендуют для успокоения сдать анализ.
Лежали в больнице нам ставили витамины В6 и В12, массаж и лфк. 10дней пролежал и с таким лечением и домой уехали. Больше туда не обращаюсь решила стучать в другие двери.
Описания МРТ я вам отправила, а самого снимка в электронном виде нет, его показывала нейрохирургу сказал на снимке ничего нет все в норме. Посоветовали мне другого нейрохирурга в Иркутске, сказали что он занимается такими детьми. Вот в пн буду записываться к нему на приём.
Ваше лечение начнём пробовать,будем надеется ребёнок встанет на ножки. Будем дальше искать причину.
Нам говорили ещё проколоть кортексин, так понимаю он нам не нужен значит?

Невролог

ЛЕЧИТЕСЬ, ПРОЦЕС ТРУДОЕМКИЙ И ДЛИТЕЛЬНЫЙ.ГЛАВНОЕ НЕ “ОПУСКАЙТЕ” РУКИ.КОРТЕКСИН В ВАШЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОКАЗАН. нАЙДИТЕ ХОРОШИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР.
ОНИ ВАС НАУЧАТ ЛФК И МАССАЖУ.

Невролог

К СОЖАЛЕНИЮ МЫ ДАЛЕКО ДРУГ ОТ ДРУГА. ЕСЛИ БУДЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ,ПИШИТЕ НА ПОЧТУ.

Татьяна, 7 июня

Клиент

Светлана,огромное. у нас к сожалению у нас нет в иркутске таких цетров???? а чтобы поставить диагноз нужен мрт поясничного и грудного отдела?

Невролог

Нет, я думаю и в грудном отделе патологии не будет. Это я писала, не знав полной картины. А сейчас не стоит .При переферическом парезе спинной мозг созранен.

Татьяна, 8 июня

Клиент

Светлана, тогда как узнать диагноз? Или нам нужно оль ко то лечение которое вы написали? И он восстановиться?

Невролог

это лечение нижнего парапареза, не зависимо от причины его развития.Что полностью парез восстановится, я Вам обещать не могу, это зависит от многих факторов,но улучшение будет. Ребёнок должен начать ходить.

Татьяна, 8 июня

Клиент

Светлана, спасибо огромное вам!!!

Татьяна, 8 июня

Клиент

Светлана, и то что он сидит сидит и может упасть потеряя равновесие это следствие пареза?

Татьяна, 8 июня

Клиент

Светлана, раствор никотиновой кислоты тоже месяц?

Невролог

Невролог

от никотинки может быть покраснение кожи, зуд..Но в течении час должно пройти, это нормально.

Невролог

Татьяна, 8 июня

Клиент

Светлана, ещё вопрос. Лечение которое вы написали нужно пройти столько сколько вы написали? Или через какое то время нужно повторить?

Татьяна, 8 июня

Клиент

Светлана, и ещё вопрос вот точно он у меня иногда жалуется на боли в спине когда сидит и после этого обычно ложиться потому что больно сидеть. Это что может быть?

Невролог

курс лечения проводится 2 раза в год. Боль в спине, мышцы слабые.устают.

Татьяна, 9 июня

Клиент

Светлана, здравствуйте. Подскажите как правильно расписать режим препаратов. Сразу все же нельзя ставить или можно? Может можно как то разделить на утро и вечер

Невролог

р-р прозерина 0,05% 0,5 мл мышечно 30 дней.
Р-р нейромультивит 0,5 в/ мышечно 30 дней
это утром

р-р никотиновой кислоты 1% 1,0 в/ мышечно
АТФ 1,0 в/мышечно 1,0 30 дней
р-р дексаметазон 4 мг в/м через дент 10 раз. -это вечером.

Оцените, насколько были полезны ответы врачей

Проголосовало 0 человек,

средняя оценка 0

Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?

Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою 03 онлайн консультацию от врача эксперта.

Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!

Источник

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus — «рождение» + греч. encephalon — «головной мозг» + греч. patia — «нарушение») — термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда — и специального лечения.
Причины заболевания

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:
Различные хронические заболевания матери.
Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
Нарушения питания.
Слишком молодой возраст беременной.
Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина — недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — на состояние средней тяжести, от 7 до 10 — на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.
Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Читайте также:  Синдром пустого турецкого седла что означает

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период:
Синдром угнетения ЦНС.
Коматозный синдром.
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
Судорожный синдром.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Восстановительный период:
Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
Эпилептический синдром.
Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
Синдром двигательных нарушений.
Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы:
Полное выздоровление.
Задержка психического, моторного или речевого развития.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
Невротические реакции.
Вегетативно-висцеральные дисфункции.
Эпилепсия.
Гидроцефалия.
Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так — говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 — 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц — до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы — 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади — наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и «задержка» его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, «мраморность» кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 — 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания — нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.
Диагностика

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (НСГ) — безопасный метод осмотра головн