Ребенок с синдромом аспергера в школе

Статистика показывает, что дети с синдромом Аспергера подвержены самому высокому риску травли. До 94% детей с синдромом Аспергера были жертвами травли. Данные исследований показывают, что в среднем ребенок с синдромом Аспергера становится жертвой издевательств других детей 1-2 раза в неделю. Наличие синдрома Аспергера означает, что наши дети находятся в уязвимой группе и воспринимаются как легкие мишени.
Исследования показывают, что если ничего не делать в отношении травли, то последствия этого могут быть катастрофичными, особенно для детей с синдромом Аспергера. Вопреки ложным мифам, которые поддерживаются СМИ, опыт травли не формирует характер и не закаливает детей.
Исследования показывают, что даже самые эмоционально уравновешенные дети, пережившие травлю, продолжают до малейших деталей помнить эти эпизоды даже спустя много лет. Однако последствия для людей с синдромом Аспергера и схожими нейробиологическими расстройствами могут быть намного хуже, и часто они приводят к самоповреждениям и/или суициду.
Дети с синдромом Аспергера склонны к тому, чтобы снова и снова мысленно проигрывать пережитые эпизоды травли – они “зацикливаются” на их деталях, превращая в бесконечные слайды, которые повторяются снова и снова. Это означает, что даже один-единственный эпизод травли может оказать продолжительное негативное влияние на самооценку, уровень тревожности и депрессии у ребенка с синдромом Аспергера. Только представьте, какими могут быть последствия издевательств, которые происходят каждую неделю или каждый день.
Побочные эффекты опыта травли включают:
- Низкую самооценку
- Снижение успеваемости
- Повышенную тревожность
- Повышенную депрессию
- Отказ ходить в школу
- Повышенный риск самоповреждений/суицида
Дети с синдромом Аспергера крайне редко рассказывают родителям или учителям о том, что их травят. Часто это происходит потому, что они не осознают, что непрямое поведение ровесников, например, отвержение/социальная изоляция являются формой травли.
Комбинация социальных трудностей, коммуникационных проблем и задержки в обработке информации, вкупе с низкой толерантностью к фрустрации и высокой сенсорной чувствительностью, может приводить к поведенческим проблемам и/или истерике. Истерики заставляют ребенка с синдромом Аспергера выделяться, а если вы выделяетесь – вы становитесь легкой мишенью для травли.
Синдром Аспергера – это очень комплексное расстройство. Дети с синдромом Аспергера часто бывают слишком наивными и доверчивыми, и обычно они не знают что “в моде” в популярной культуре среди их ровесников, не разбираются в моде, модной музыке, прическах и т. д. Это сразу ставит их в уязвимое положение.
Дети с синдромом Аспергера – очень честные, а это может привести к тому, что они будут говорить провокационные утверждения и/или комментарии, которые могут сердить остальных и вызывать агрессивную реакцию. Это оставляет ребенка с синдромом Аспергера в недоумении, поскольку для него происходящее выглядит как необоснованная атака на него.
Дети с синдромом Аспергера бывают склонны к тому, чтобы воспринимать события и ситуации катастрофически, фокусируясь только на негативных аспектах и возможной неудаче. Это заставляет их чувствовать себя беспомощными и приводит к приступам тревожности.
Соответственно, дети с СА тратят на тревожность слишком много энергии, а это мешает им справляться с социальными или академическими задачами. Допущенные социальные ошибки или неправильный ответ в классе снова может сделать их легкой мишенью для травли.
Дети с СА часто страдают от социальной изоляции, у них мало друзей, если они вообще есть, поэтому у них нет большой сети социальной поддержки среди сверстников. Это еще один фактор, который делает их потенциальной мишенью для травли.
У детей с синдромом Аспергера часто есть проблемы с личной гигиеной, и в результате этого их могут дразнить, унижать и травить. Дети с СА также склонны к моторной неуклюжести и проблемам с балансом, и это означает, что им труднее защитить себя в случае необходимости.
Очевидно, что саму комплексную природу синдрома Аспергера можно назвать “неоновым рекламным щитом”, привлекающим детей, которые травят других. Так какие же стратегии могут минимизировать риск травли для детей с синдромом Аспергера?
Занятия по социальным навыкам с такими детьми должны рассматривать вопрос о распознавании травли. На них должны описываться различные виды поведения и/или сценарии, которые связаны с травлей. Детям должны предлагаться стратегии решения проблем и варианты действий в таких ситуациях, можно использовать в качестве инструментов ролевые игры или видео с записями ситуаций.
Необходимо проводить образование о синдроме Аспергера среди учеников и учителей школы, чтобы повысить их информированность и эмпатию к детям с СА. Это принесет двойную пользу – учителя будут более дружелюбны к СА в перерывах, а ученики а) будут реже участвовать в травле и б) будут с большей эмпатией относиться к детям с СА, в том числе чаще играть с ними на перерывах.
Школы должны предоставлять безопасное пространство для учеников с синдромом Аспергера, чтобы они могли пойти туда, если они чувствуют приближение истерики или им просто необходимо взять тайм-аут. Это поможет таким детям меньше “выделяться” из-за своих истерик.
Однако на настоящий момент лучший метод предотвращения травли в школах – это работа со свидетелями травли и мотивация их на то, чтобы вмешиваться. Один из способов для этого – награда для свидетелей за сообщение об антисоциальном/травящем поведении. Если у ребенка, который травит других, не будет молчаливой поддержки окружающих, то его попытки травли не будут такими успешными. Если ровесники детей, травящих других, будут считать их поведение “не крутым”, то у них снизится мотивация для него.
Необходимо кардинальное изменение баланса власти, чтобы вмешивающиеся свидетели были “крутыми”, а травля считалась социально неприемлемой – это ключ к искоренению травли. Так что поощряйте своего ребенка с синдромом Аспергера усваивать подобные проактивные практики в школе. От этого может зависеть качество жизни вашего сына или дочери.
Об авторе: Нелль Франсис – мать 16-летнего ребенка с синдромом Аспергера, специалист по образованию детей с особыми потребностями и автор серии книг для детей с синдромом Аспергера “Бен и его шлем”.
Представленный выше материал — перевод текста “Asperger Syndrome and Bullying”.
Источник
Всем добрый день! У ребенка 5 лет синдром Аспергера. Встает вопрос о выборе школы. По месту регистрации очень хороший лицей, но сердце постоянно неспокойно, хочется, чтобы ребенок был под присмотром и ему педагоги могли помогать в процессе обучения, но боюсь что в гос школе такого трепета не будет. Может у кого то тоже маленький профессор, поделитесь опытом как вы решили вопрос со школой?
Аноним автор темы:
хочется, чтобы ребенок был под присмотром и ему педагоги могли помогать в процессе обучения, но боюсь что в гос школе такого трепета не будет
а к которой школе будет? у нас есть такие школы с индивидуальным подходом к ребенку?
Аноним ,
Как у ребёнка обстоят дела с социальными коммуникациями? Вы же понимаете, в данном случае не в интеллекте дело, может он по знаниям и потянет гимназию, но сможет ли выдерживать нагрузку, в том числе сенсорную, сможет ли выстроить отношения со сверстниками ?
аноним,
если у вас есть опыт, то поделитесь)
Синдром Аспергера- главная закавыка в социализации. Плохо они чувствуют себя среди людей. Они не понимают и не умеют интерпретировать чужие эмоции, предпосылки слов, жесты, мимику. Поэтому часто попадают в идиотские ситуации. Например, над ними издеваются- а они считают, что человек доброжелательно общается. Со всеми последствиями. И наоборот: человек доброжелателен- а эти видят враждебность и отвечают резко и грубо, отворачивая от себя хороших людей и вызывая конфликты. Поскольку они не умеют понимать чужие эмоции и лейтмотивы- у них постоянное напряжение, они среди людей чувствуют себя как в трясине, плохо им. Ну представьте себя на их месте: ты ступаешь на твердую поверхность, и проваливаешься, ибо она оказывается зыбкой трясиной, и так раз за разом. В итоге ты уже просто боишься куда либо ступать .
Полностью это устранить нельзя, можно только чуть подкорректировать ответные реакции, и все. Но внутренняя проблема останется.
Насколько у вашего нет социализации- это только вы знаете.
Насколько ему плохо и насколько сильно он не может разбираться в людях.
Мой старший- Аспергер. Учился в школе. Обычной. И в 13 лет внешне вообще не отличался от нормальных людей. Но лучше всего чувствовал себя дома, в своей комнате, и чтоб никто не трогал. Хотя в школе нормально общался. Но я для этого с его раннего возраста ставила его ответные реакции. А потом пошли гормональные изменения подросткового аозраста и настал полный капец. Регресс. Все, чему он был научен в плане взаимоотношений, как корова языком слизала. После 18 уже учится нигде не смог, из комнаты почти не выходит, любые перемены воспринимает очень болезненно, даже если это просто стул на кухне новый. Внешне ровный, разумный, спокойный, но старается минимизировать любые внешние контакты. Как внешний контакт- так опять лоханется. Жесть.
По теме: пытайтесь его научить правильным реакциям и прям целенаправленно учите понимать, что и почему делают и говорят другие люди, прям учите понимать других людей и ситуации. Заостряйте внимание на других людях и внещних ситуациях. Потому что обычно они витают в своем мире и мало обращают внимания на реальный мир, и это очень опасно для них.
Аспергеры они хорошие, достается ИМ, а не от них. Вот и думайте, как будет безопаснее ребенку. Здесь это ключевое, а вовсе не вопрос интеллекта. С программами они справятся, а вот справятся ли с жизнью и общением с людьми…..
Не детки, а дети.
И отсюда уже отношение.
Какой у вас ребенок? В чем его сложности, в чем он опережает?
Кто поставил диагноз?
Аспегеры учатся в обычных школах успешно. И в вузах тоже. А так по ребенку смотреть.
ЙаАнонимныйАноним,
Большое спасибо за ответы!
Ребенок в своем насекомо-животном мире, на другие темы поговорить сложно. Лепит как Бог. К деткам интерес есть, он может подойти, поздороваться, но потом начинает разговаривать сам с собой и они быстро к нему теряют интерес. У нас частный садик и очень хорошая воспитательница, она ему все рассказывает, дает ему инструкции поведения, но на дни рождения нас никто не зовет. Нет понятия кто друг, кто враг, у него все хорошие. О своих эмоциях ничего не рассказывает, да в целом вообще ничего не рассказывает, только энциклопедический текст. Если есть настроение, то может поздороваться и попрощаться, но очень редко. Когда был маленький, я мужу говорила, что он меня не любит. Сейчас стал более ласковым, сам предлагает обниматься. Мы поняли, что у мужа этот же синдром (но он молодец, нашел себя и меня)) и у его отца (там улет полный, в плохом смысле). Очень долго они мне внушали, что я мать плохая, и полная дура, цепляющаяся к гениальному ребенку, которого, по мнению дедушки , как мартышку перед родственниками сажать надо и показывать все его таланты. Боюсь не того, что его интеллекта не оценят, а того, что педагоги не будут озабочены созданием для него приятной психологической обстановки.
Аноним ,
Ваш ребенок никому не нужен, кроме вас. Я вас уверяю: никто не будет искать подход к вашему ребенку. Вам надо смириться с тем, что ваш ребенок вот такой, и не пытаться его изменить, а: 1. Максимально его социализировать, максимально дать ему понимание других людей и того, что есть реальный мир, в котором никто не будет к нему приспосабливаться!!! 2. Попытаться его подталкивать в сферу, где его можно будет профориентировать с учетом его особенностей и того, что с людьми он всегда будет косячно взаимодействовать. 3. Создать ему наименее психотравмирующую среду.
Поймите, он растет и к сожалению превосходно соображает. И совсем скоро он станет очень болезненно воспринимать то, что происходит между ним и другими людьми. И это его может свихнуть от слова “совсем”, потому что если вам диагноз поставил врач на основании исследований, то это значит что определенные уентры его мозга повреждены, и проблем может быть еще куча….таких, которых сейчас нет.
Все вот это про непонимание эмоций и лейтмотивов других людей мне рассказал сын лет в 20. Он кстати сам докопался до своего диагноза, когда искал, чем вызваны вот эти его проблемы. Они умные, к сожалению. Он сам воспринимает свою жизнь как ад вынужденного одиночества, хотя внешне живет в самых лучших условиях- потому что ад у них в голове начинается тогда, когда они начинают понимать многие вещи. Например, что с каждым общением они отгребают себе проблем из за того, что они не умеют понимать других людей. И не научиться им этому, потому что соответствующие уентры мозга неправильно функционируют. Очень им становится плохо от того, какие они, когда они становятся взрослее.
В общем, держитесь. Работайте с ним. Много.
Ну всё-таки учатся и адаптируются. Хоть и нестандартно. Как муж автора, например. Многие аспегеры имеют семьи. Это не самый тяжёлый вид аутизма. И умные они не к сожалению, а к счастью. За счёт ума и приспосабливаются. Даже если приходится произвольно учиться тому, что другим даетсяна автомате, все равно результативнее учиться сознательно самому.
Вам надо выбирать не школу, а педагога. В вашем случае жто просто необходимость. Ну и пасти ребенка постоянно. И постоянно внушать ему нужные стереотипы реакций, выпихивать его в реальность, показывать и обьяснять ему эмоции, чтоб он их хотя бы мозгом понимал, если уж у них самих нет жтих чувств и понять их на жмоциональном уровне они не могут. Ну и с психиатром работать. Правда, тут есть свои нюансы- наш психиатр в подростковый возраст упорно пытался посадить нас на лекарства, угрожая мне насильственными мерами воздействия на меня, если я не стану их давать ребенку. Мы ездили к главному психиатру области за заключением, что ребенку лекарственные средства не нужны. В общем, сложно их растить. Сразу учитесь воспринимать все спокойно, без этого никак.
Из за своих особенностей эти дети вообще беззащитны перед людьми, их все время обманывают, выставляют на посмешище и в более старшем возрасте эти дети очень страдают из за этого. Я уж не говорю о чисто материальных и финансовых потерях)))))))) Вот и думайте, как это минимизировать, чтоб совсем не сорвало крышу.
Хотя судя по всему, вашему диагноз поставили вы сами, так что не факт, что у него аспергер. Такие диагнозы требуют очень большой работы с детьми, поэтому их надо ставить, но не самой, а обращаясь к врачу. Ибо подобные состояния без наблюдения и при необходимости подключения терапии- в подростковом возрасте могут перейти в гораздо более серьезные в
Автор, вы в каком районе школу ищете? Вам бы золотую середину. Школу государственную, но маленькую. Тут повыбирать надо.
Аноним ,
плюсуюсь к тому, что нужен педагог, который готов с пониманием относится к особенностям и учить не только школьным предметам, но и взаимодействию с окружающей средой.
но как это узнать не попробовав, не подскажу. мы в частную пошли, педагог был еще с подготовительных курсов, поэтому была возможность оценить.
спасибо всем большое за ответы! будем искать педагога!
ЙаАнонимныйАноним:
Поскольку они не умеют понимать чужие эмоции и лейтмотивы- у них постоянное напряжение, они среди людей чувствуют себя как в трясине, плохо им.
ЙаАнонимныйАноним:
. Максимально его социализировать, максимально дать ему понимание других людей и того, что есть реальный мир, в котором никто не будет к нему приспосабливаться!!!
а как это сделать без погружения с среду?
“жизнь среди людей” не читали?
опыта личного нет, но мое мнение (дилетантское), что нужно в школу просто хорошую. ему всё равно придется столкнуться …с проблемами…мне кажется, работа с психологами и мамой на постоянку обязательна
Я обещала быть хорошей… Но, если услышите стрельбу — значит, у меня не получилось!
NewPiter:
учатся и адаптируются. Хоть и нестандартно
ох тяжело: в школе один год ( 7 класс) я просила , что бы не спрашивали устно, сейчас универ по одному предмету хвост ( не может разговаривать с преподавателем :know:
аноним,
В среду погружаться надо, но среда должна быть максимально благоприятная. В продвинутом лицее, мне кажется, дети более цивилизованы и привыкли решать проблемы взаимодействия менее травмирующими способами, поэтому там такому ребенку больше шансов прижиться, чем в оьычной дворовой школе, где собран очень разный контингент детей и дети из сложных семей, дети с нарушениями и проч- вот тут вероятность гнобления такого ребенка гораздоооо больше.
Ну и плюс идти к конкретному педагогу.
АноНИМ,
Ваш хоть учиться смог. А моего долбануло в подростковый возраст и все, психиатр сказал, что иногда очень сильно усиливаются симптомы в периоды гормональных изменений.
Аноним автор темы:
ениальному ребенку
Аноним автор темы:
интеллекта
Аноним автор темы:
Лепит как Бог
В чем выражается интеллект, кроме обилия энциклопедических знаний?
Лепка не в счет, отдадите в художку, это к обычной школе отношения не имеет.
ЙаАнонимныйАноним:
А моего долбануло в подростковый возраст
В другой теме ( прошлый год) Вы писали?
ЙаАнонимныйАноним:
симптомы в периоды гормональных изменений.
Мне сейчас страшно, мой в плане гормонального созревания поздний, и у него сейчас идет , то что пережили одноклассники в 7-9 классе
АноНИМ,
Я мало пишу на эту тему, вряд ли я. Хотя если увидеть тему, то точнее скажу.
АноНИМ,
Мой еще рос ну очень сильно, на голову за сезон, и так несколько лет, в 17 рост был 180, это был кошмар какой то, сознание терял, кровь из носа постоянно, и так несколько лет. Насколько я социализировала ребенка к 13- настолько ж резко он потом был отшвырнут и все.
ЙаАнонимныйАноним:
А моего долбануло в подростковый возраст и все, психиатр сказал, что иногда очень сильно усиливаются симптомы в периоды гормональных изменений.
а почему вы от поддерживающей терапии отказались?
Источник
Как подготовить ребенка с синдромом Аспергера к учебному году
Автор: Диана Адреон,
Центр аутизма.
Значительное число учеников с синдромом Аспергера (СА) сталкиваются с серьезными проблемами в адаптации к школьной обстановке. «Хотя некоторые ученики начинают испытывать трудности еще в детском саду или подготовительных классах, почти все они в той или иной степени сталкиваются со сложностями в начальных классах школы»
1. Заранее установите дома режим «учебного года». Многим ученикам с синдромом Аспергера трудно адаптироваться к новому режиму дня. Поэтому за несколько недель до начала учебного года бывает полезно постепенно переходить на тот режим, который характерен для школьников. Например, можно перенести время сна и подъема с учетом того, когда ребенку нужно будет идти в школу. Вы можете сфокусироваться на том, чтобы помочь ребенку привыкнуть к раннему подъему по утрам. Для многих детей очень важно соблюдать четкий распорядок по утрам. Это поможет предотвратить «тяжелые утра», о которых сообщают многие родители, собирающие детей в школу.
2. Установите режим по выполнению домашних заданий. Установите режим «домашней работы», чтобы ваш ребенок привык к тихим занятиям в одно и то же время, в одном и том же месте каждый день. До начала учебного года ребенок может посвятить это время повторению пройденного, чтению, ведению дневника, решению кроссвордов или схожим занятиям. Однако будьте осторожны – не позволяйте ребенку посвящать это время своим самым любимым занятиям, не забывайте, что это «репетиция» выполнения домашней работы.
3. Определите, чем вы будете мотивировать вашего ребенка. Планируйте использование внешних мотивационных систем, чтобы внедрить подобные изменения. Ученики с синдромом Аспергера редко воспринимают «наши цели» как важные или необходимые. В качестве мотивации можно использовать те занятия/предметы, которые мы часто предоставляем просто так (просмотр телепередач; любимые игры; поход в любимый магазин; баллы/значки, которые ребенок может обменять на то, что ему хочется). Помните, ключ успешной мотивации – награда должна быть очень желанной и предоставляться немедленно!
4. Рассмотрите вопрос о школьной одежде. Если ваша школа требует ношение формы, то вам нужно дать ребенку время, чтобы он привык носить ее каждый день. В некоторых случаях полезно постирать школьную форму несколько раз с кондиционером, чтобы снизить «сенсорные» трудности. Составьте план, чтобы ваш ребенок носил школьную форму все более продолжительное время как минимум за несколько дней до начала школы. Даже если в вашей школе нет формы, все равно вам понадобится «подходящий костюм», который может отличаться от одежды, которую ваш ребенок предпочитал летом. Пусть ваш ребенок попрактикуется в ношении подходящей школьной одежды до своего первого дня в школе. Если ваш ребенок идет в новую школу, и вы не уверены, в чем там обычно ходят ученики, то лучше спросить об этом – вам важно помочь ребенку ходить в той одежде, которую «одобрят» ровесники.
5. Заложите основу для хороших отношений. Оказывайте дружеские знаки внимания сотрудникам школы, чтобы заложить основу для сотрудничества с ними. Если вы зашли в школу до начала учебного года, захватите домашнее печенье, чтобы угостить сотрудников главного офиса. Еще лучше – если вы пришли с ребенком, то позвольте ему попрактиковаться в социальных навыках и угостить взрослых. Помните, что сотрудники школ в норме перегружены работой и чувствуют, что их никто не ценит! «С самого начала ищите возможности, чтобы проявить свою благодарность и выразить поддержку всем без исключения сотрудникам школы, которые помогают вашему ребенку добиться успеха. Для этого можно угощать их время от времени (чем-нибудь домашним или покупным), дарить магазинные сертификаты, пожертвовать оборудование для класса, оплатить участие учителя в конференции, пригласить учителя на обед или ужин, вызваться добровольцем для организации школьных мероприятий, писать благодарственные письма их вышестоящему начальству»
6. Проведите ориентацию ученика в школе. Если ваш ребенок будет посещать новую школу, то посмотрите, не сможете ли вы с ним несколько раз посетить школу до начала учебного года. Возможно, вы найдете возможность познакомить ребенка с кем-нибудь из сотрудников школы до начала учебы. Чем более знакомыми будут все аспекты обстановки для ребенка, тем комфорте ему будет в школе. Если ребенок просто возвращается в старую школу, то интенсивная ориентация ему не потребуется. Тем не менее, ему может быть полезно встретиться со своим новым учителем и осмотреть класс. Одна мать такого ребенка рассказала, что она заказала годовой альбом школы, чтобы познакомить ребенка со зданием, фотографиями и именами сотрудников школы, а также рассказать о доступных занятиях во внешкольное время. Ориентация ученика в школе – Пройдите с ребенком по школе в соответствии со школьным расписанием. Позвольте ребенку попрактиковаться в передвижениях по школе в соответствии с разными возможными расписаниями дня. Если это возможно, то его дружественные одноклассники должны пройти по школе в соответствии с расписанием вместе с учеником .
Вот несколько предложений для такой прогулки по школе:
a) Заранее предоставьте ученику визуальное/письменное расписание, чтобы он передвигался по школе в соответствии с ним.
b) Запишите продвижение по школе в соответствии с расписанием на видео, чтобы ребенок смог просматривать его дома.
c) Попрактикуйтесь с ребенком, как добираться из разных классов в туалет, медкабинет, к выходу из школы и так далее.
d) Познакомьте ребенка со всеми учителями и другими значимыми сотрудниками школы.
e) Перед ориентацией предоставьте ученику фотографии всех учителей и сообщите их имена.
f) Предоставьте ученику фотографии и имена других сотрудников, например, сотрудников столовой, школьной медсестры и т. д.
g) Предоставьте ученику фотографии и имена его одноклассников. h) Покажите ученику, за какой в партой в классе он будет сидеть
. i) Узнайте информацию о школьных правилах и режиме (обед, туалет, до/после школы, транспорт).
j) Предоставьте ребенку четкую инструкцию о том, как найти безопасного человека или отправиться домой.
k) Попрактикуйтесь в том, куда идти после окончания занятий с помощью ролевой игры.
7. Свяжитесь с школой и договоритесь об обучающей встрече с сотрудниками. Если это не было сделано раньше, помните, что последняя неделя перед началом учебного года – это крайне напряженное время для сотрудников. Ваша задача – предоставить учителям простую и важную информацию, например, о том, как уменьшить тревожность ребенка. Учителям не нужно стать «экспертами» по синдрому Аспергера до того как ваш ребенок войдет в их класс. Если устроить специальную встречу с учителями оказалось невозможным, подготовьте и распечатайте памятку о вашем ребенке для каждого учителя.
Такая памятка должна включать:
a) Проблемы ребенка, которые могут быть не очевидны.
b) Признаки стресса у ребенка.
c) Факторы, которые обычно вызывают у него стресс.
d) Предложения о том, как можно уменьшить тревожность ребенка, и
e) Сильные стороны и интересы ребенка – как учитель сможет использовать их для успешной учебы. «В идеале, все взрослые в школе должны знать, что у данного ребенка СА, и вовлекать его в позитивные короткие диалоги, чтобы он почувствовал комфорт и поддержку. Даже стандартное приветствие, например: «Привет, Джерри», сказанное с улыбкой, может стать позитивным и важным социальным опытом для такого ученика».
8. Запланируйте время на телефонные разговоры/встречи с учителями в течение осени. Вам важно поддерживать постоянный контакт с сотрудниками школы, чтобы вовремя выявить проблемы в начале учебного года. В частности, вы должны особенно тщательно следить за поддержкой/проблемами в неструктурированных ситуациях (на переменах), следить за признаками стресса у вашего ребенка, отслеживать любые насмешки или травлю и как можно чаще обсуждать с ребенком его домашнюю работу.
9. Организуйте социальное общение для вашего ребенка. Развитие позитивных социальных отношений – это огромная помощь для вашего ребенка. Еще до начала учебного года вам следует подумать о том, чтобы «разыскать» одного или двух детей, которые будут учиться вместе с вашим ребенком. Обычно успешный социальный опыт можно организовать только с одним ребенком, а не с группой детей. Иногда родители добиваются еще больших успехов, когда они начинают поддерживать отношения с родителями «толерантного» сверстника и заручаются поддержкой родителей (и школьника), что другой ученик возьмет их ребенка «под опеку».
10. Запланируйте день на релаксацию только для вас! Ваша работа по защите интересов своего ребенка никогда не заканчивается. Всегда слишком многому надо научить и слишком многое надо сделать. Обычно школьный год приносит большой стресс – не только детям с СА, но и их родителям. Помните, что вы должны прилагать отдельные усилия, чтобы позаботиться о собственных потребностях, иначе у вас просто не будет времени и энергии на потребности других.
Источник