Ребенок с синдромом дауна не жует

Ребенок с синдромом дауна не жует thumbnail

ПРОБЛЕМЫ КОРМЛЕНИЯ – ЧАСТЬ 2.

Полина Жиянова.
Продолжаем беседу о том, как помочь ребенку сформировать правильные навыки еды, питья, чистки зубов и о том, какое влияние все это оказывает на развитие общения и речи.
Мы уже обсудили кормление из бутылочки и теперь поговорим о том, как научить правильно есть детишек более старшего возраста. Во всех публикациях на эту тему обычно пишут о том, какую пищу когда вводить, меньше останавливаясь на самой процедуре кормления. Мы же постараемся более подробно осветить именно эти вопросы.

Поза при кормлении.
Малыш должен находиться в стабильной и удобной позе. Если ребенок еще не умеет сидеть самостоятельно, лучше использовать креслице с наклонной спинкой. Если ваш малыш уверенно держит спинку, лучше всего подойдет высокий детский стульчик. Мама во время кормления должна сидеть лицом к малышу чуть ниже, чем ребенок.
Мы уже говорили о том, что во время кормления создается благоприятная ситуация для общения. Я наблюдала за одной мамой, которая умудрялась кормить ребенка, стоя сзади, обхватив его одной рукой захватом опытного борца, а другой быстро закидывала еду ложкой в рот. Закончив это мероприятие, она с облегчением сказала, что теперь у нее есть время позаниматься с малышом. Мысль о том, что все, чего она хочет достигнуть во время занятия, гораздо легче и естественнее можно добиться во время еды, просто не приходила ей в голову. Когда я предложила ей представить себе, что некто в десять раз больше и сильнее ее силой заталкивает ей в рот еду, она с ужасом сказала: “Какой кошмар!”

Общение во время еды.

Вот некоторые советы, которые помогут вам организовать общение во время еды:
· Во время кормления называйте продукты, которые вы предлагаете малышу.
· Комментарий происходящего за столом должен быть ясным и достаточно кратким.
· Предлагайте ребенку выбор во время еды. Если у вас один вид еды, всегда можно предложить ему выбрать еду или питье.
· Если малыш не знает, как ответить, помогите ему. Он может использовать указательный жест или даже взгляд. Внимательно наблюдая за ребенком и поняв, что он выбрал, прокомментируйте это словами.
· Научите его, как он может отказаться от еды, используя отстраняющий жест, тогда вам не придется сталкиваться с выплевыванием пищи и возмущенным криком.

Когда малыш поймет, что он не объект, в который “закидывают” еду, а полноправный участник, его попытки сообщить о своем желании или нежелании станут более активными.

Как только малыш захочет есть ложкой сам, пойдите ему на встречу. Конечно, все будет не так аккуратно, как вам бы хотелось, но период, когда малыш хочет есть сам, может очень быстро пройти, и тогда приучить его есть самостоятельно станет действительно большой проблемой.

Подбор посуды и формирование правильного навыка еды.

Ложка – используется ложка по размерам близкая к чайной. Она должна быть не очень широкой, чтобы не касаться щек и не очень длинной, чтобы не вызвать рвоту. Кроме того, ложка не должна быть слишком глубокой, чтобы ребенок легко снимал губами пищу, и не гибкой, чтобы ее было легко ощущать во рту.

Начинать кормить с ложки можно густым пюре ровной консистенции, кусочками картошки и бисквита.

Не давайте из той же ложки лекарства, их вообще лучше давать с помощью пипетки, чтобы у малыша не возникало неприятных ассоциаций.

Мы уже говорили о том, как кормить, напомним лишь, что положив ложку на язык, слегка надавливаем вниз и ждем, пока малыш сам снимет еду верхней губой.

Чашка – должна быть пластмассовой, с отогнутым краем. Иногда используют чашки с вырезом, который помогает малышу пить жидкость, не закрывая глаза краями чашки. Такие чашки мы делали сами, вырезая отверстие в обычной пластиковой чашке. Начинать лучше с густого питья, например, с кефира или густого сока. Положите край чашки малышу на нижнюю губу и вылейте в рот немного жидкости. Если малыш не поймет, что нужно закрыть рот, нажмите под подбородком вверх, рот закроется, и он рефлекторно сделает глоток.

Еда руками – у вашего малыша будет период, когда он хватает игрушки или другие предметы и тянет их в рот. Если вы предложите ему вместо игрушки печенье, возможно, он потянет его в рот. Если вкус ему понравится, он повторит это действие снова. Если вы боитесь, что малыш поперхнется, используйте песочное рассыпчатое печенье, оно растворяется во рту практически сразу. Сначала малыш будет держать еду в кулачке, позже он сможет брать маленькие кусочки пищи щепотью или пинцетным захватом (указательный и большой палец).

Как научить ребенка жевать – иногда это становится проблемой.

Малыш, откусив кусочек, выталкивает его изо рта движением языка вперед. Дело в том, что такое движение он всегда совершал при сосании. Для пережевывания пищи нужны движения языка из стороны в сторону. Кстати, это очень важно и для развития речевых навыков. Как же помочь малышу совершать такие движения? Поместите кусочек печенья за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов. Стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка, малыш начнет боковые движения языка. Не забывайте класть кусочки еды то слева, то справа. Если вы будете совершать эту процедуру регулярно, во время каждой еды по 3-4 кусочка с каждой стороны, вы заметите у своего малыша появление правильного жевания. Не жалейте времени на приучение малыша жеванию, ведь движения, совершаемые при жевании – это модель произнесения слога: рот открыт – произносится гласный звук, закрывается – согласный.

Чистка зубов.

Чистка зубов – это очень важная процедура и приучать к ней малыша нужно как можно раньше. Как ни абсурдно это звучит, но начинать чистить зубы лучше, пока их мало или нет совсем.

Легко приучить к зубной щетке именно в то время, когда ребенок все тащит в рот. Побуждайте ребенка играть зубной щеткой, помогите ему взять щетку за ручку, чтобы он вставил ее в рот рабочим концом. Скорее всего, его удивят, но не испугают ощущения, получаемые при прикосновении щетки к деснам и зубам.

Начинать лучше с резиновой щетки – вместо щетины у нее резиновые выступы. Сейчас такие щетки появились в продаже в аптеках. Если ребенок переносит ощущения обычной щетки, вам нужно выбрать самый маленький размер. Покупайте щетки только в аптеках, при использовании щетки, купленной на рынке существует опасность попадания в рот инфекции со щетины и непищевой пластмассы.

Если ребенку приятна стимуляция рта, зарубежные коллеги рекомендуют использовать электрические щетки, которые лучше выполняют массажные функции.

Начинать чистить зубы нужно без пасты. Просто окуните щетку в воду и дайте малышу. Войдите с малышом в ванную и начните чистить зубы. Скорее всего, он потянется за щеткой, и тогда вы дадите ему его щетку. Научите малыша узнавать свою щетку, держите ее в отдельном стаканчике.

Покажите вашему ребенку, как нужно полоскать зубы. Скорее всего, он проглотит воду, поэтому лучше, если она будет питьевой.

К пасте нужно приучать ребенка осторожно, чтобы у него не пропало желание чистить зубы. Купите специальную детскую пасту. Выдавите немного на палец и дайте попробовать малышу. Если ему понравился вкус, выдавите совсем немного на зубную щетку. Если все прошло удачно, выдавливайте обычное количество.

Помогите ребенку совершать правильные движения щеткой: сверху вниз, начиная с передних зубов к боковым сначала в одну, а затем в другую сторону.

Мы надеемся, что приведенные здесь советы помогут вам избежать трудностей, связанных с кормлением и чисткой зубов. Если у вас возникнут какие-то вопросы, мы будем рады помочь вам.

Желаем вам удачи.

Взято с сайта ДСА

Источник

Мамы, кормя своего младенца перетертой пищей, увлекаются и забывают, что пришло время переводить его на взрослый стол и вводить в рацион твердые продукты. Конечно, кормить младенца кашами из коробок просто, они не требуют много времени для готовки, нужно знать, когда этот период стоит отменять и как научить ребенка жевать. Педиатры твердят, что в последние годы дети дошкольного возраста не умеют жевать, а поэтому возникают проблемы с поступлением в детский сад. Причина этого понятна: родители используют для прикорма мягкие смеси, каши и пюре, которые не развивают жевательного рефлекса.

Читайте также:  Абдоминальным синдромом что это такое

Этапы формирования жевательного рефлекса

Многие думают, что навык жевания появляется только к появлению первых зубов. Это не так, жевательный рефлекс вырабатывает раньше и уже в это время нужно приучать малыша к твердой пище. Самое главное — это не пропустить момента, как ребенок начинает все тянуть в рот, у него начинает развиваться жевательный рефлекс. Первый сигнал того, что малыш готов жевать самостоятельно — это зуд десен, который многие приравнивают к прорезыванию. Этот период наступает у детей в разное время, у кого-то в 4 месяца, у некоторых младенцев только к 7.

Условно этапы жевательного рефлекса делятся на три периода:

  1. 6-12 месяцев. В это время вводится прикорм, дети выполняют движение челюстями и губами, вырабатывая жевательный рефлекс. С 8 месяцев разрешено давать блюда с маленькими комочками.
  2. 1-2 года. К началу второго года у детей в среднем 6-8 зубов, а значит, им можно предлагать жевательную пищу. Многие мамы по неопытности думают, что давать ребенку до 12 месяцев твердые продукты не стоит, это неверно и благодаря раннему приучению удастся потренировать жевательный рефлекс.
  3. 2 года. В это время дошкольник должен хорошо пережевывать еду, в том числе и мясо.

Если пропустить это время, то ребенок даже в детском саду будет отказываться от пищи, так как он не привык прилагать усилий. Он, конечно, научится жевать, но это будет очень поздно.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Уже к двум годам дети могут начать жевать самостоятельно, необходимо начинать приучение с фруктов. Дайте малышу очищенное яблоко, и пусть он его грызет под вашим присмотром. Не стоит его резать на кусочки, так он сможет подавиться. Ответить на вопрос: когда ребенок начинает жевать пищу однозначно нельзя, так как каждый развивается по-своему. Пищеварительный тракт каждого зреет индивидуально, но примерно к году он может переваривать небольшие кусочки еды.

Почему ребенок не жует

Если не развивать жевательного рефлекса в 6-12 месяцев, то к 2 годам дошкольник откажется от твердых блюд. Все эти приведет к тому, что малыш будет давиться, кашлять, выплевывать пищу, отказываясь ее пережевывать. Здоровые дети не умеют жевать если их не научат. Слабо развит жевательный рефлекс может быть по следующим причинам:

  • позднее введение прикорма;
  • долгое разжевывание пищи мамой, чего делать вообще не рекомендуется;
  • неумение глотания;
  • боязнь родителей, что их чадо подавится;
  • слабохарактерность родителей;
  • отказ от прорезывателей.

Жевательный рефлекс у детей с особенностями

Если имеются проблемы в развитии, то научить его жевать непросто, но не нужно отказываться от этого, ведь он не сможет всю жизнь есть пюре. Родители должны понимать, что это сложный процесс, который требует много времени и сил.

Синдром Дауна

У детей с таким диагнозом отсутствует жевательный рефлекс в связи со снижением тонуса челюстных мышц. Дети, у которых диагностирован синдром Дауна, не могут чувствовать, какая пища попадает им в рот, не могут задействовать язык и челюсти при пережевывании еды. Не стоит без навыков давать твердые продукты, они могут подавиться.

Как научить ребёнка с синдромом Дауна жевать

При обучении жевать, необходимо придерживаться таких навыков:

  • выбирать пищу, которую несложно раскусить, например, бананы, спелые груши;
  • при кормлении озвучивать все действия, говорить, что нужно жевать, глотать;
  • необходимо показывать пример жевания, чтобы младенец видел, как нужно кушать;
  • помогать руками жевать, дотрагиваясь до челюстей, чтобы ребёнок понял, как жевать.
Читайте также:  Все лекарства от астено невротического синдрома

Другие факторы, влияющие на умение особенных детей жевать и глотать

Есть и другие особенности здоровья деток, когда малыши не умеют жевать и глотать:

  • пониженный тонус мышц;
  • увеличенные аденоиды;
  • проблемы с дыхательной системой;
  • патологии ротовой полости;
  • снижение чувствительности во рту.

Чтобы помочь таким деткам потребуется помощь доктора. Если малыш не научится жевать, то прекратится вырабатываться желудочный сок, что спровоцирует патологии желудочного тракта.

Как научить есть твердую пищу: эффективные методы

Конечно, научиться жевать в 5-7 месяцев сложно, тут вы только поможете ему выработать жевательный рефлекс, для этого давайте силикованные прорезыватели, которые хорошо облегчают боль при прорезывании зубов. Если предложить ему такой аксессуар, то уже к одному году он сможет пережевывать.

Введение в рацион твердой пищи

Переходить на твердую пищу стоит постепенно, если вы используете покупные смеси и пюре, то нужно приобретать продукцию согласно возрасту. Чем старше становится малыш, тем гуще стоит готовить для него еду. Со времен во фруктовые, овощные и мясные пюре добавляются твердые кусочки.

Если вы привыкли кормить младенца пищей, приготовленной в домашних условиях, то переход на твердую еду должен быть постепенным, необходимо делать пищу твердее, отказываясь от блендера. Часть еды можно тереть на крупной терке, раздавливать вилкой или давилкой.

Массаж язычка

Но если ребенок уже большой, а так и не научился жевать, необходимо работать с мышцами языка. Это избавит от рвотного рефлекса при попадании твердой пищи. Необходимо аккуратными движениями массировать язык с помощью марли и деревянного шпателя. Стоит каждый день увеличивать продолжительность массажа, с каждым днем приближаясь к корню языка. Не менее эффективным упражнением является выталкивание языком салфетку, помещенную за щечку.

Использование ниблера

Если вы боитесь, что малыш подавится большими фруктами, начинайте приучение к взрослой пищи с использованием ниблера, куда помещаются фрукты и овощи. Ниблер — очень удобное приспособление, которое можно держать в руках самостоятельно, развивая хватательные навыки. Они бывают силиковаными или тряпочными. Если нет приспособления, стоит помещать еду в простую марлю. С помощью устройств можно не переживать, что младенец подавится крупным кусочком банана или яблока. Если не оказалось ниблера, можно пососать сушку, которая тоже развивает рефлексы.

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Если ребенку уже больше года, то вызвать интерес к взрослой еде можно другими способами, родители могут вовлечь его в процесс готовки. Если он просит измельченную еду, можно сказать, что блендер сломался, и пока что мама будет разминать еду вилкой. Можно ему дать картошку и предложить размять ложкой. Ножи и вилки не рекомендуется давать младенцам, так как они могут пораниться.

Положительный пример

Если ребенок не жует твердую пищу, необходимо продемонстрировать, что все члены семьи кушают вилкой и им нравится такая еда. При раскладывании продуктов на стол необходимо разложить все предметы, не пропуская маленького человека. Ели вы хотите научить его кушать, то относитесь к нему как к взрослому, выделив ему отдельное место за столом.

За употреблением пищи необходимо сделать акцент на том, что еда очень вкусная. Не стоит заглатывать слишком много, чтобы малыш не повторял за вами и не давился. Но насильно заставлять кушать не стоит, нужно пригласить его к столу только тогда, когда он проявит интерес к еде и сам захочет кушать. Необходимо чаще приглашать гостей в дом, ходить самим в гости. Необходимо дать понять, что такая пища очень увлекательна, хоть и требует много времени.

Как научить жевать и глотать без аппетита?

Если отсутствует аппетит, то приучить его к взрослой пище будет сложнее. И нередко родители бросают все попытки прикорма к взрослому столу, и продолжают кормить детей перетертой едой, лишь бы те поели. Необходимо сначала завлечь ребенка взрослой едой, а потом только развивать у него жевательные навыки. Чтобы улучшить аппетит стоит выполнить следующее:

  1. Вместо сахара добавлять в питье чайную ложку шиповника.
  2. Отказаться от покупных соков, сменив их домашними компотами с семенем укропа.
  3. Проводить много времени на улице, играя в подвижные игры.
  4. Не позволять перекусывать и пить молоко между основными приемами пищи.

В чем вред позднего перехода к твердой пище?

Если до двух лет продолжить есть перетертую и мягкую пищу, это может сильно отразиться на развитии. Основными проблемами позднего жевания твердой еды являются следующие:

  1. Формирование неправильного прикуса.
  2. Развитие стоматологических болезней.
  3. Ребенок будет отказываться прилагать усилия при пережевывании пищи. Если малыш привыкнет постоянно употреблять только перетертую еду, то он будет манипулировать родителями и откажется кушать твердую пищу.
  4. Нарушение пищеварения. Когда младенец растет, увеличивается и его желудок, при отсутствии твердой пищи появляется риск атрофии желудка. То есть при ее поступлении еда не обрабатывается должным количеством слюны, на фоне этого ферменты вырабатываются в недостаточном количестве, и происходит сбой в работе пищеварения.
  5. Проблемы в развитии речи. Мышцы, отвечающие за произношение звуков, будут не до конца развиты, а поэтому дошкольник не сможет выговаривать все буквы.

Для тех детей, которые собираются в детский сад, это будет настоящей проблемой, так как там детки питаются твердой едой, и никто вашему чаду не будет разминать пищу. Чтобы научиться жевать, не стоит поддаваться на манипуляции, необходимо не сдаваться и идти к своей цели. Когда вы убедитесь, что ребенок начал прожевывать пищу сам, переводите его на твердую еду. Помните про постепенность, за пару кормлений вы не сможете научить малыша жевать, для этого нужно время.

Источник

Раздел:
Родительский опыт

В блог
Подписаться на Дзен!

Читайте также:  Какие капли помогают при синдроме сухого глаза

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Здравствуйте,уважаемые мамы.Может быть,кто поделится своим опытом:как научить ребёнка жевать твёрдую пищу?
У сына(4.5 года) синдром Дауна,до сих пор ест только перетёртую пищу(супы-пюре,протёртые фрукты,творожки и т.п.).Пока все усилия как-то сподвигнуть его жевать что-либо кончаются ничем,не голодом же его морить(шутка).Заранее спасибо .Всегда готовы,в свою очередь,поделиться своим родительским опытом.Из всех детишек,с кем мы посещали Downsideup,мы такие одни.

19.08.2003 16:56:29, Па-па

6 комментариев

Спасибо всем откликнувшимся.Обязательно
поищем в конференции за указанный период сообщения на эту тему.К сожалению,нет возможности долго сидеть за PC (комп-р дома,а не на работе).Любые вопросы к нашему опыту воспитания ребёнка с СД можете присылать на “мыло” latonna@mail.ru
20.08.2003 17:33:42, Па-па

У меня тоже ребенок с СД, ему два с половиной года…если у вашего ребенка нет особой паталогии желудка и кишечника, оно осознанно может за Вами что-то повторить… то могу посоветовать вам как мы добились того, ч тобы Ваня старательно прожевывал пищу… мы с няней сначала перед едой по 100 раз повторяли перед ним жевательные движения..добились того, что он стал их повторять.подражая наним движениям….. потом стали подсовывать сначала кусочек вареной картошки, дальше больше и жевание пошло….
20.08.2003 17:12:51, ИП

Поищите в конфе – приблизительно месяц – два назад эта тема обсуждалась, была масса интересных советов.
20.08.2003 12:58:37, Бекасик

Нашла! Эта тема была начата 10 июля 2003.
20.08.2003 13:05:17, Бекасик

Мы до 3-х лет тоже так мучались, все протирала. Потом вроде сам стал жевать, просто понял, как это делать. Но мне кажется, ради здорового ЖКТ и нормально развитых зубов можно и голодом поморить немного:))) Это может быть не только какая-то патология жевания. но и обыкновенная лень, а мама просто потакает(в нашем случае это тоже имело место:)))
19.08.2003 21:51:26, Lada

Вы знаете, у моей подруги мальчик-аутист, он до 6 лет ел все протертое (суп-пюре, каши, творожки, йогурты без ягод и т.п.) Никакие печенья, фрукты – никак, очень слабые мышцы жевательные были, он пытается жевать, но ничего не получается и он выплевывает. Сейчас ему 8,5 лет, он уже умеет есть бутерброды и неплохо их делает сам. Научился есть гречку и рис непротертые, а также макароны. Однако, супы так и остались на уровне бульонов и супов-пюре. Знаете, его какими-то конкретными способавми не учили, просто время, что ли, пришло. 🙂

У нас в классе учится девочка с ДС, она нормально все ест. Могу поспрашивать у ее мамы, как они в этом возрасте выходили из положения…

19.08.2003 18:37:15, Наташа и Игорек

  • Не поперхиваетса не выплевывает а старательно все пережевывает и глотает! =) У Меня все всегда спрашивали жует или нет? я так понимаю жевание важно не только для речевого развития это помоему еще говорит о том что будут улучшения в двигательном плане?

  • Раздел: Научите готовить! (блюда для тех кто не может жевать ). Подскажите, пожалуйста, где, в каком направлении искать. Что вообще можно приготовить для человека с проблемой в жевании ?

  • Не умеет жевать ? Проблема. Уже 11 месяцев, а Влад не жует абсолютно, от малейшего комочка давится, а может и вырвать, если дать в руку хлеб или банан-не Из чашки пить пока тоже плохо получается, но это не так напрягает. Вот с жеванием -это проблема или просто не дорос?

  • Точно не помню, когда научился пережевывать. Наш жевать в 2.5 вообще не мог, им там пишу перемолотую мелко давали. Суп ел захлёбывался, как-будто у него кто-то отберёт, потом откашливался.

  • Виды коррекционных школ. ГОУ № 142 4-й Лесной пер., 16, тел.: (495) 250-23-03 Работают с детьми с ДЦП, синдромом Дауна то не могли бы Вы уточнить для родителей номера школ или центров по Москве, где…

  • Она может быть следствием не самого синдрома, а сопряженных физических патологий. У даунов част порок сердца, мозг не “креативных” (0.01% населения) было надоть, пока элиты тебя, дурака помазанного, не списали, а не сопли жевать, и не случилось бы известных бед.

  • Мы надеемся, что тех, кто использовал слово « даун » не по назначению, станет меньше, а наших сторонников — больше!», — говорит Ирина Меньшенина, директор по развитию благотворительного фонда «Даунсайд Ап».

  • Зубы не основной фактор, дети и деснами жуют только так. У моей племянницы 8 зубов, баранки она вообще давно грызет и яблоки ест и все остальное. Единственное не может еще шкурку от яблока пережевать, выплевывает ее.

  • Если она учится в обычной школе, то это не синдром Дауна, как мне кажется. Просто я помню, что до какого-то времени их пытались обучать в школах для умственноотсталых детей, а потом и от этой затеи отказались (в Казахстане).

  • Понимаете, дауны бывают очень разные. Не всегда удваивается полная хромосома, иногда только плечо. Бывает мозаичность: часть клеток тела нормальные, часть с трисомией (естественно, чем больше нормальных, тем лучше и вопрос, какие нормальные…

© 2000-2021, 7я.ру

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA “ALP-Media” и авторов. Права авторов и издателя защищены.

7я.ру – информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

Источник