Ребенок с синдромом дауна учится ползать

Ребенок с синдромом дауна учится ползать thumbnail

Развитие ребенка с синдромом Дауна

Как происходит развитие ребёнка?

Как беспомощные новорожденные превращаются в детей, проявляющих владеющих знаниями и умениями, характерными для пятилеток? Для всех детей развитие – это процесс роста и освоения новых навыков и знаний. Характер этого процесса зависит от врождённого потенциала ребенка, от качества окружающей среды и возможностей для учебы, которые она ему даёт. Каждый ребёнок уникален, каждый обладает своим потенциалом и опытом. Психологи, такие как Самерофф и Чандлер (1975) обращали внимание на то, что развитие происходит во взаимодействии, т.е. дети являются активными исследователями и учениками, они оказывают влияние на мир вокруг себя и подвергаются влиянию с его стороны, особенно со стороны людей, с которыми они общаются (см Sameroff, 1987).

Ум ребёнка – то, что ребёнок знает, о чём он думает и размышляет, – развивается со временем; мозг каждого ребёнка уникален, он содержит определённый опыт и знания, которые у него была возможность приобрести, но развитие ребенка, помимо прочего, зависит от того, насколько хорошо он помнит свой опыт и насколько хорошо может им распорядиться. Мышление, запоминание и обдумывание психологи называют когнитивным процессом, и именно способность к этому определяет интеллект ребёнка. Психологи Выготский и Брюнер проиллюстрировали социальную природу детского когнитивного развития, показав что обучение в основном происходит во время социального взаимодействия с взрослыми и детьми, и качество этого взаимодействия влияет на прогресс ребёнка (см. Schaffer, 1992).

Как и развитие всех маленьких детей, развитие детей с особыми потребностями зависит от качества их опыта, социальных отношений и возможностей для обучения, которые они получают. Некоторые авторы утверждают, что развитие таких детей даже в большей степени зависит от качества окружающей среды в ранние годы, потому что они в меньшей степени способны компенсировать нехватку опыта самостоятельно (напр., Rauch et al., 1990). Теперь, имея в виду тот факт, что развитие динамично и основывается на взаимодействии, мы рассмотрим основные аспекты развития и влияние, которое на них оказывает синдром Дауна.

Первый год жизни

Социальное и эмоциональное развитие

Для всех детей развитие это процесс роста и освоения новых знаний и умений. С каждым днём, с каждой неделей возрастает их опыт отношений с миром, и они начинают этот опыт осознавать. Самый важный опыт в жизни маленьких детей – это контакт с людьми, которых они видят, слышат, чувствуют, обоняют, когда их берут на руки, кормят, купают, играют с ними. Не удивительно, что большинство детских реакций социальны, потому что они улыбаются и устанавливают контакт глазами при социальном взаимодействии со взрослыми, начиная с шести недель. В этих ранних взаимодействиях они постепенно учатся общаться; они лепечут, а потом слушают и учатся убеждать другого человека ответить. Они также учатся интерпретировать чувства других людей, например, удовольствие, гнев, грусть, которые сопровождаются соответствующими выражениями лица, жестами и тоном голоса. Это начало обучения социально приемлемому поведению, тому, как влиять на других и понимать чувства.

Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна могут немного позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очерёдность, их развитие в первый год жизни в целом не отличается от обычного. Они проявляют интерес к людям, социально отзывчивы и восприимчивы, и эта тенденция хорошего социального и эмоционального развития и хорошего развития невербальных навыков общения обычно сохраняется и в последующие годы.

Развитие моторики

В первые месяцы жизни дети почти неподвижны, их движения и активность почти целиком зависят от других, но на четвертом месяце они начинают тянуться к предметам и трогать их, и это увеличивает их возможности узнать что-то об окружающем их физическом мире и научиться координировать взгляд и прикосновение. Потом начинают развиваться самостоятельные движения. Дети учатся переворачиваться, сидеть, ползать, потом лазить и ходить. Все эти достижения значительно расширяют мир ребёнка. Они учатся держать предметы, манипулировать ими, развивают координацию движений. Они могут идти и исследовать то, что хочется, быть с другими детьми или взрослыми. Весь этот опыт влияет на темп когнитивного развития – и в плане общения с физическим миром, и в плане социального взаимодействия.

Развитие моторики происходит медленнее у большинства детей с синдромом Дауна, а это, в свою очередь, ограничивает их ранний опыт и задерживает когнитивное развитие, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже, чем обычно. Программа соответствующих упражнений в первый год жизни поможет улучшить ситуацию и сведёт отставание к минимуму.

Зрительное изучение окружающего мира и зрительный контакт

Во второй половине первого года жизни дети начинают меньше времени своего бодрствования проводить, вовлекая окружающих в социальные игры, и больше времени посвящать изучению мира вокруг себя. Зрительное изучение среды в дополнение к большей подвижности позволяет детям больше узнавать об окружающем мире. В конце первого года для привлечения внимания взрослых они более активно начинают использовать контакт глазами, но теперь они это делают не для того, чтобы вовлечь взрослых в “беседу”, когда, глядя друг на друга, они общаются лепетом.

Дети начинают использовать контакт глазами “референтно” – после того, как они привлекут внимание взрослого, установив контакт глазами, они снова возвращаются к тому, что они делали до этого или к тому, что вызывает у них интерес, то есть, контакт глазами используется для привлечения внимания взрослого к тому же предмету. К этому моменту взрослый, скорее всего, уже заговорит с ребёнком о том, что он делает или на что он смотрит, или включится в его занятие. Считается, что эти эпизоды совместных действий важны для когнитивного развития ребёнка. Это те случаи, когда взрослый показывает ребёнку, как делать что-то, чем ребёнок ещё не вполне овладел. Психологи называют этот процесс поддержкой усилий ребёнка чему-то научиться (scaffolding – строительные леса), и родители делают это совершенно естественно много раз в течение дня. Иногда родители разговаривают с детьми, называя слова, которыми описываются их действия, предметы, на которые они смотрят, то о чём они могут думать. Эти моменты важны для развития речи, и чувствительности матерей к этому может повлиять на темп развития словаря ребёнка (см. Harris, 1992).

Клифф Каннингем и его коллеги из центра Hester Adrian Манчестерского университета в Великобритании провели исследование навыков общения детей с синдромом Дауна в первый год жизни, которое показало, что, несмотря на хороший уровень социального контакта глазами и игр в лепет в середине года, в конце года эти дети не начинают больше времени посвящать зрительному исследованию мира и не переходят к референтному использованию контакта глазами для инициирования эпизодов совместных действий (см. Berger).

Это означает, что они, по-видимому, не могут изучать окружающий мир так же быстро, как другие дети их возраста, особенно, если учесть, что существует большая вероятность, что они будут менее мобильны, и их мелкая моторика будет менее развита. Это также означает, что у них, вероятно, гораздо меньше возможностей для освоения речевых навыков и получения помощи в игре. Обследования, проведённые в конце первого года, показывают, что социальная сфера развивается быстрее, чем когнитивная и языковая.

Второй год жизни

Развитие речи

Самый важный аспект развития на втором году жизни – это развитие речи. Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год; первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трёх слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает, и в возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц. Скорость овладения новыми словами продолжает расти, и к пяти годам словарный запас обычного ребёнка превышает 2000 слов, у него появляется фразовая речь и владение большинством грамматических и синтаксических правил языка. Однако стоит отметить, что скорость, с которой отдельные дети учатся говорить, может варьироваться. В одном исследовании, прослеживающем успехи 23 обычных детей в течение года, были определены три группы, различавшиеся по скорости освоения новых слов. “Средняя” группа состояла из 11 детей, которые выучили 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц (в соответствии с психическим возрастом), “быстрая” группа из восьми детей, выучивших 38 слов за тот же временной интервал, и “медленная” группа из четырёх детей, выучивших всего 5,6 слова (Miller et al, 1992).

Читайте также:  Тест о синдроме хронической усталости

Понимание речи

Прежде чем дети научатся пользоваться словами для общения, они должны научиться понимать их. Для того чтобы начать понимать значения слов, у детей должна быть возможность слышать эти слова в ситуациях, в которых они могут понять их значения или по действиям людей, или по тому, на что они указывают. Поэтому не удивительно, что первые 100 слов, которые начинают произносить разные дети, очень похожи, и это те слова, которые наиболее часто употребляются в контексте семейной жизни, слова, называющие знакомые предметы, действия и людей. Обучение речи – непростая задача, решение которой, в частности, зависит от наличия хорошего слуха, поскольку большинство детей учатся говорить на своём родном языке, слушая тех, кто в их среде разговаривает на нём. Дети с синдромом Дауна учатся понимать те же самые первые слова, что и другие дети, но это, как правило, происходит позже.

Экспрессивная речь

Если дети с синдромом Дауна не получают интенсивной помощи, направленной на развитие речи, они начинают произносить первые слова позже, иногда гораздо позже обычных детей. Даже если они получают эту помощь, они всё равно, вероятно, начнут произносить слова позже, но прежде чем они заговорят, они смогут пользоваться жестами. Исследования, особенно те, которые были проведены Джоном Миллером и его коллегами из университета Висконсин, США, показали, что из четверых детей трое отстают в произнесении слов, и это не даёт им возможности чётко передать то, что они хотят, хотя они знают, что хотят сказать. Исходя из исследований Миллера, можно сказать, что примерно у 75% детей навыки экспрессивной речи начинают отставать от умения понимать речь в возрасте 18 месяцев. У оставшихся 25% детей уровень развития речи соответствует ожидаемому для их уровня понимания (Miller, 1988). Помимо эффекта снижения количества “совместных действий”, который приводит к уменьшению возможностей для овладения речью, и только что рассмотренной задержки в произнесении слов и предложений, существует ряд других причин задержки в развитии речи. Среди них – потеря слуха и нарушения в слуховом восприятии.

Потеря слуха

У значительного числа детей с синдромом Дауна в раннем возрасте наблюдается потеря слуха. Согласно исследованию, проведённому в Манчестере, это число достигает 4 из 5 (Cunningham & McArthur, 1981). У большинства детей эти потери то появляются, то исчезают, и вызываются инфекционными заболеваниями среднего уха, которые его блокируют. Однако у незначительного числа детей с синдромом Дауна наблюдается нейро-сенсорная глухота, и это – уже навсегда. Очень важно регулярно проводить проверку слуха и проводить соответствующее лечение. Несмотря на широкое распространение информации о повышенном риске нарушений слуха, не все дети с синдромом Дауна получают адекватную помощь аудиологических служб или соответствующее лечение после обнаружения серьёзной потери слуха.

Возможно, значительная часть нарушений и задержек речевого и когнитивного развития, которые описаны в работах, посвященных исследованию способностей взрослых с синдромом Дауна, вызвана потерей слуха в раннем возрасте, в критическое для развития речи время. Это важная область, которую необходимо исследовать, так как долговременных исследований развития детей с синдромом Дауна, которые включали бы в себя информацию о состоянии слуха в течение детских лет, не существует.

Нарушение слухового восприятия

Информация о нарушении слухового восприятия исходит из наблюдений за детьми, использующими жесты. Например, Пат Ле Прево, первый логопед в Великобритании, которая исследовала результаты обучения детей с синдромом Дауна жестам, обнаружила, что одна из девочек показала жест “мышка”, хотя было произнесено слово “мишка” (Le Prevost, 1986). Во время исследовании частотного диапазона у ребёнка не была выявлена потеря слуха, однако ей было трудно различать слова, которые звучали похоже. За выполнение этой функции отвечает соответствующий отдел головного мозга, а не слуховой аппарат. Представьте себе трудности в освоении значений слов, с которыми может столкнуться ребёнок, которому трудно различать звуки. Слова “мышка”, “мишка”, “миска” могут звучать для него одинаково, но ведь они имеют совершенно разные значения. Как же тогда ребёнок начнёт понимать речь? Процент детей с синдромом Дауна, имеющих такого рода проблемы, пока не известен, но характер речевых проблем, демонстрируемых детьми с проблемами слухового восприятия, очень похож на характер типичных проблем детей с синдромом Дауна.

Язык жестов

После новаторской работы Пат Ле Прево в Оксфорде, впервые продемонстрировавшей пользу языка жестов для детей с синдромом Дауна, стали появляться исследования, подтверждающие важность его использования. Миллер показал, что, если детей учат пользоваться языком жестов, они получают возможность осваивать новые слова так же быстро, как и обычные дети (Miller et al., 1992). Разные дети осваивают слова с разной скоростью, как и обычные дети, которых он изучал; некоторые научаются быстрее, некоторые медленнее. Из 20 детей с синдромом Дауна 9 оказались в “средней” группе; они усваивали 23 слова за период времени, необходимый для достижения прогресса в один месяц, соответствующий психическому возрасту, а 11 были в “медленной” группе и учили около 6 новых слов в месяц. Несмотря на то, что никто из детей с синдромом Дауна не был в “быстрой” группе, их прогресс всё равно проходил в рамках “нормального” развития.

Некоторые из причин, по которым язык жестов является столь полезным для детей с синдромом Дауна, уже наверняка очевидны читателю. Если взрослые используют жесты в разговоре с детьми, это помогает уменьшить влияние потери слуха и проблем слухового восприятия, Обучение языку жестов поможет детям начать общаться, как только они научатся понимать, и таким образом, могут быть преодолены проблемы задержки развития речи. Когда дети овладевают речью, они обычно перестают пользоваться жестами и начинают использовать речь. Тем не менее, их необходимо поощрять продолжать использовать жесты для обозначения тех слов, которые им сложно произносить, так как это поможет окружающим понимать их.

Ещё один положительный аспект использования языка жестов заключается в том, что он облегчает процесс обучения человеку, взаимодействующему с ребёнком. Педагог (обычно родитель) учит жесты, соответствующие раннему словарю, который, как предполагается, ребёнок может понимать, и затем уделяет основное внимание обучению этих слов, подчёркивая их при общении с ребёнком, и тем самым, вероятно, облегчая ему задачу. Педагогу также необходимо убедиться, что ребёнок смотрит на него и видит жест, а это также способствует развитию хорошего контакта глазами, умения слушать и концентрировать внимание. На ребёнка накладываются дополнительные требования, связанные с тем, что ему приходится смотреть, чтобы выучить жест и понять, к какому объекту или действию он имеет отношение, но опыт свидетельствует, что дети с синдромом Дауна справляются с этими требованиями и получают пользу от применения жестов.

Начало статьи: Дети с синдромом Дауна
Использована фотография с сайта sunchildren.narod.ru

Источник

Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

• Как только малыш начнет сидеть без поддержки, нужно почаще сажать его. Слегка меняйте его позу так, чтобы ребенок использовал реакции равновесия, пытаясь сохранять положение сидя. Когда ребенок сидит на полу и играет, у вас есть множество возможностей для тренировки равновесия. Положите игрушки так, чтобы ребенку пришлось использовать реакции равновесия, дотягиваясь до чего-нибудь интересного. Пусть он достает игрушку, которая лежит справа или слева от него.

• Очень хорошо тренировать у ребенка равновесие в положении сидя во время обычных повседневных дел, например, когда одеваете или раздеваете его. Когда малыш сидит, а вы одеваете ему носки или обувь, умываете или чистите ему зубы, вы тоже тренируете способность сохранять равновесие тела.

• Можно тренировать равновесие в положении сидя на стульчике без спинки, организовав простую и увлекательную для ребенка игру.

Читайте также:  Синдром перчаток и носков лечение
Перемещение по опорной поверхности

Ребенок может передвигаться по поверхности разными способами. Самый распространенный – это ползание. Когда малыш «ползет на животе», он продвигается вперед, по-разному переставляя руки и ноги, при этом его животик прижат к полу. При «ползании на четвереньках» ребенок передвигается, опираясь на колени и ладони, а живот пола не касается. Бывают случаи, когда ребенок передвигается в позе сидя, совершая движения тазом или отталкиваясь руками. Детям с синдромом Дауна труднее, чем обычным детям, передвигаться по полу, потому что им труднее разгибать спину и опираться на ладони и колени. Кроме того, они не очень уверенно могут отталкиваться ногами. Умение передвигаться по полу очень важно и для общего развития ребенка. Как только малыш научится этому, он может самостоятельно добраться до игрушек или активно исследовать окружающее пространство.

Что можно делать дома

Как только ребенок начнет перемещаться по поверхности любым способом: на животе, на спине, с помощью переворотов или сидя на попке, нужно обязательно поддерживать это его умение. Покажите малышу интересную игрушку, поиграйте ею, чтобы заинтересовать малыша, положите ее чуть поодаль, побуждая ребенка двигаться к ней. Важно, чтобы добравшись до игрушки, он достиг желаемого результата, то есть мог с ней поиграть. Двигательные «предпосылки» для того, чтобы поползти, – это умение опираться на руки и ноги, разгибать спину и отталкиваться ногами. Все эти движения вы развивали и можете продолжать развивать, играя с ребенком, когда он лежит на животе. Проконсультируйтесь по этому поводу со специалистом.

Важно, чтобы малыш научился правильно (поочередно) отталкиваться руками и ногами. Часто дети с синдромом Дауна пытаются оттолкнуться одновременно (симметрично) двумя руками или двумя ногами. Если предоставить малышу возможность переползать через подушки, перебираться через порог, это поможет ему совершать при ползании асимметричные движения рук и ног. Если вы ляжете на пол, а малыш будет перебираться через вас, то кроме интересной для ребенка игры, вы сможете по мере надобности подталкивать его в нужном направлении.

Для подобных упражнений можно использовать некрутую лестницу или низкий диван, положив интересную ребенку игрушку, к примеру, на третью снизу ступеньку лестницы. Не забывайте про меры безопасности!

Не удивляйтесь, если малыш будет охотнее передвигаться по полу в положении сидя, чем ползать на четвереньках. Примерно 30 % детей с синдромом Дауна передвигаются именно таким способом. Вы можете несколько «модифицировать» перемещение на попе. Дети предпочитают передвигаться, симметрично разведя ноги в стороны и симметрично отталкиваясь от пола руками. Попробуйте добиться от ребенка такого положения, чтобы он передвигался полусидя на бедре. При этом обе ноги согнуты и «смотрят» в одну сторону, туловище согнуто в ту же сторону, а руки опираются с противоположной от ног стороны. Попросите специалиста показать вам, как это выглядит. Преимущество этого положения в том, что малыш тренирует чувство равновесия. Параллельно все же стоит учить ребенка ползать на четвереньках!

Смена положения. Переход из положения лежа на животе в положение сидя и из положения сидя в другие положения

Детям с синдромом Дауна труднее, чем другим детям, самостоятельно сесть из положения лежа на животе, поскольку они не всегда используют позу полусидя на бедре (положение, при котором обе ноги согнуты и «смотрят» в одну сторону, туловище согнуто в ту же сторону, а руки опираются с противоположной от ног стороны). Для того чтобы научиться сидеть в такой позе, у ребенка должны быть хорошо развиты движения туловища, здесь необходима стабильность туловища и хорошее равновесие.

Что можно делать дома

Когда малыш уже может сидеть без поддержки и неплохо удерживает равновесие, вы можете начать учить переходить из положения сидя в положение лежа на животе. Сядьте на пол, выпрямите и разведите ноги в стороны и посадите малыша между ними. Привлеките внимание ребенка к игрушке, а затем положите ее сбоку так, чтобы между малышом и игрушкой находилась ваша нога. Сделайте так, чтобы он постарался достать игрушку через вашу ногу, перейдя в положение полусидя, а затем в положение лежа на животе. Помогите ребенку – направляйте движения его бедер, ног и туловища. Попросите специалиста показать, как это делается. После того, как малыш поиграет, можно помочь ему вернуться в положение сидя. Для этого нужно слегка приподнять ногу, на которой лежит ребенок. Это поможет ему сесть сначала на бедро, а затем и прямо. Обязательно дайте ребенку поиграть с игрушкой, когда он сел прямо. Затем повторите те же действия в другую сторону. Между ребенком и игрушкой теперь находится вторая ваша нога, и вы точно так же можете тренировать переход из положения полусидя в положение лежа на животе в другую сторону.

Перейти из положения сидя (через положение полусидя на бедре) в положение лежа на животе для ребенка легче. Если малыш сидит, покажите ему игрушку и передвиньте ее так, чтобы она находилась сбоку и чуть сзади от ребенка. В этом случае, чтобы дотянуться до игрушки, ему придется перейти в положение лежа на животе.

Помогайте ему выполнять правильные движения – «направляйте» движения таза, ног и туловища.

Развитие движений в положении стоя

Детям с синдромом Дауна бывает труднее, чем обычно развивающимся малышам, научиться опираться на ноги и поддерживать позу стоя. Это связано с недостаточной стабильностью тазобедренных и коленных суставов, а также сложностями с сохранением равновесия. Поэтому на первоначальном этапе для сохранения вертикальной позы им необходима довольно интенсивная физическая поддержка.

Положение стоя – это первоначальный этап обучения ходьбе. Способность удерживать равновесие в положении стоя влияет и на способность ходить, и на «эффективность» ходьбы, то есть на качество походки.

Что можно делать дома

Сначала малыш сможет стоять только с вашей поддержкой или у опоры, держась за нее руками.

На этом этапе хорошо использовать гимнастический надувной мяч с ручками. Положите малыша животом на мяч и удобно расположитесь сзади него. Ноги ребенка должны находиться на ширине плеч, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены. Осторожно качните мяч по направлению к себе, придерживая ребенка за попку. В конце этого движения ребенок должен опереться ногами о пол.

Сначала малыш просто учится стоять на двух ногах, но, чтобы развивать чувство равновесия в положении стоя (что влияет на качество будущей походки), ему необходимо научиться переносить вес тела с одной ноги на другую. Плавно покачивая мяч из стороны в сторону, вы можете стимулировать ребенка переносить вес с одной ноги на другую. Это упражнение удобно проводить перед большим зеркалом.

Следует использовать неподвижную опору, степень и вид которой можно изменять. К примеру, можно поставить ребенка перед диваном. Удерживая его за таз и колени, вы не позволите ему согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. Сначала малыш будет стоять, навалившись на диван обеими руками и грудью. Старайтесь сделать так, чтобы он облокачивался на опору только руками, сначала предплечьями, а потом и ладонями, а не приваливался к ней всем корпусом. Для этого можно немного отодвигать стоящего ребенка от дивана, чтобы перенести вес его тела на стопы. Поместите на диван игрушку, и малыш, пытаясь ее схватить, будет учиться отрывать одну руку от опоры и переносить вес тела на одну ногу.

• Предлагайте ребенку игрушку над краем дивана, например справа. Чтобы достать ее, малышу понадобится оторвать правую руку от стола и потянуться в сторону за игрушкой. Вы можете держать игрушку повыше или пониже и, таким образом, тренировать чувство равновесия в положении стоя. Поиграйте с ребенком, перемещая игрушку достаточно быстро, и ему придется приложить усилия, чтобы ее схватить.

• Тренируйте перенос веса тела в вертикальной позе и в бытовых ситуациях, например при одевании или смене подгузника. Если малыш при этом не плюхается на попку, то можете считать, что он освоил очередное положение тела: теперь он умеет стоять у опоры.

Теперь малыш готов к тому, чтобы учиться стоять без опоры.

Читайте также:  Синдром по типу рассеянного склероза

• Поставьте ребенка спиной к опоре и предложите ему игрушку так, чтобы потянувшись за ней, он оторвал туловище от опоры. Вес тела, в этом случае, переносится на ноги, и спина не будет соприкасаться со столом или диваном.

Обучая ребенка удерживать равновесие в положении стоя без поддержки, можно использовать самые разные игры. Предлагайте малышу игрушки, за которыми нужно далеко тянуться, пусть играет «в волейбол» воздушным шариком или отбивает шарик свернутой в трубочку газетой. Немного позже можно усложнить такие игры, поставив малыша на низкую скамеечку. Когда малыш будет устойчиво стоять на ногах, попробуйте поучить его стоять на одной ноге. Поощряйте подвижные игры, во время которых ребенок ставит одну ногу на ступеньку.

Не забудьте, что одевать и раздевать ребенка тоже можно в положении стоя, тем самым тренируя равновесие.

Вставание

Когда дети с синдромом Дауна учатся вставать, им трудно бывает выпрямлять ноги и удерживать равновесие, поэтому они часто используют руки, чтобы подтянуться и встать. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно вставать, ему, с точки зрения двигательного развития, необходимо многому научиться. Основные «предпосылки» для вставания – движения ног и чувство равновесия.

Движения ног развиваются в процессе ползания на четвереньках, а также когда ребенок учится стоять и ходить. Движения туловища и баланс тренируются в положении сидя, стоя, при переходе из положения лежа в положение сидя и во время ходьбы. Попросите специалиста рассказать об этом подробнее.

Что можно делать дома

Если малыш уже стоит с небольшой дополнительной поддержкой, держась за ваши руки или перильца кроватки, то скоро он захочет вставать сам. Встаньте перед диваном на колени (сядьте на пятки). Посадите ребенка к себе на колени спиной к вам и лицом к дивану. Его стопы должны плотно стоять на полу, колени согнуты под углом в 90 градусов, чтобы он, выпрямляя ноги, мог встать. Поставьте на диван игрушку, положите руки ребенка на диван и привлеките его внимание к игрушке. Если малыш попытается встать, помогите ему, подталкивая вперед и вверх. Чем ниже исходно сидит ребенок, тем труднее ему будет подняться. Вы поможете ему, если немного приподниметесь с пяток из низкого положения, тем самым подталкивая ребенка вперед и вверх, когда он будет вставать. Кроме того, этим движением вы поможете малышу удержать равновесие. Можно использовать не собственные колени, а пачку памперсов, толстую книгу или низенький детский стульчик и учить ребенка вставать с него.

Ребенку легче вставать, если он одновременно выпрямляет обе ноги. Как только малыш научится вставать таким образом, наступает пора обучать его вставать через позу на одном колене, как обычно встаем мы с вами. Поставьте малыша на колени перед диваном или маленьким устойчивым столиком, сами встаньте на колени за его спиной. Положите руки на область таза малыша, и немного качните его в сторону, например, вправо, – так вы перенесете вес его тела на одну ногу. Теперь малыш сможет вывести вторую (в нашем случае левую) ногу вперед и встать на одно колено, а это – промежуточное положение. Далее, осторожно подталкивая таз малыша вперед и влево, вы простимулируете перенос веса его тела на левую ногу. Теперь, ребенок может оторвать от поверхности и правую ногу. При этом он выпрямит левую ногу и встанет. Чтобы понять последовательность движений, попробуйте сами сделать это упражнение. Проконсультируйтесь со специалистом, попросите его показать вам наглядно, как правильно делать это упражнение. И, конечно, по-прежнему следует помнить, что ребенку нужно оказывать минимум поддержки и помощи, предоставляя ему возможность самому сделать всё, что по силам на данный момент.

Через некоторое время малыш научится самостоятельно вставать, опираясь на руки через положение стоя на колене. Постарайтесь на этом этапе свести к минимуму опору ребенка на диван. Возможно, ребенок научится вставать, опираясь только одной рукой. Тогда дайте ему во вторую руку игрушку. Предлагайте малышу вставать, используя разные способы поддержки, к примеру, он может опираться на подвижную опору – ваши руки.

Через некоторое время малыш научится самостоятельно вставать. Вполне вероятно, что, делая это, он будет продолжать опираться руками об пол. Попробуйте дать ему в обе руки игрушки, чтобы его руки были заняты.

Ходьба

Дети с синдромом Дауна начитают ходить позже, чем обычные дети, из-за сложностей с поддержанием равновесия во время ходьбы.

Для того чтобы научиться ходить, необходимо уметь хорошо разгибать спину и переносить вес тела с одной ноги на другую, не теряя при этом равновесия.

Что можно делать дома

Первые попытки ходьбы вы заметите, когда ребенок начнет ходить приставным шагом вдоль дивана или манежа, опираясь о них руками и грудью. Поставьте ребенка к дивану, положите игрушку на диван так, чтобы ребенок не смог сразу достать до нее и, если необходимо, помогите ему передвинуть ноги (просто переставьте их так, как надо), чтобы он добрался до игрушки.

Когда ребенок переступает вдоль дивана, постарайтесь, чтобы он делал это с минимальной помощью с вашей стороны. Немного отодвинув его туловище от края дивана, вы побудите его сильнее перенести вес тела на стопы. В конце концов, он научится ходить, только немного придерживаясь ладонями за край дивана.

Как только малыш сможет стоять, опираясь одной рукой о диван, вы можете попробовать стимулировать его перейти к стулу или, например, к креслу. Вначале в целях безопасности расстояния между опорами должно быть маленьким, поскольку в процессе перехода ребенку необходимо будет постоянно придерживаться за дополнительную опору. Постепенно увеличивайте расстояние между предметами, за которые держится ребенок.

На этом этапе вам пригодится устойчивая детская тележка-каталка с П-образной ручкой, за которую может держаться ребенок. Некоторые дети с удовольствием ходят, двигая перед собой маленький детский стульчик или, находясь на прогулке, собственную коляску.

Как только малыш сможет преодолевать небольшие расстояния без вашей поддержки, попытайтесь постепенно увеличивать расстояние, которое ему надо пройти. Предложите ему игры, связанные с ходьбой, например, можно сесть на корточки на некотором расстоянии от ребенка, раскинуть руки, позвать малыша, а потом поймать и потормошить его, когда он дойдет до вас. Окликните малыша сзади, чтобы он развернулся, поменял направление движения и пошел в обратную сторону.

Дайте ребенку поносить легкие объемные предметы (картонные коробки, мягкие игрушки, подушки и т. д.), чтобы у него были заняты обе руки.

Очень полезно предоставлять ребенку возможность ходить там, где пространство заполнено предметами – препятствиями для ребенка. Как только малыш сможет преодолевать сравнительно большие расстояния, идти и нести в руках игрушки и уверенно менять направление движения, начинайте использовать ходьбу в самых разных ситуациях. Например, займитесь ходьбой по бордюру тротуара или пойдите на прогулку в лес, где надо переступать через ветки, лежащие на земле. Вначале, возможно, придется держать ребенка за руку, но в итоге он должен будет делать это сам. Ходите по лестницам. Обычно подниматься по лестнице легче, чем спускаться. Всегда будьте ниже ребенка – это требование безопасности! Играя с вами в футбол, малыш отлично тренируется, поскольку ему необходимо поднимать ногу и бить ею по мячу и в это же время стоять на другой ноге. Пусть малыш как можно больше ходит, а может быть, и бегает, в том числе и спиной вперед. На детской площадке не забывайте о лесенках, качалках и «лазалках». Детям с синдромом Дауна очень полезно ходить босиком по песку или по травке, а зимой – по глубокому снегу.

Позже вы можете пробовать научить ребенка кататься на самокате, на роликах, прыгать на батуте или других «прыгающих» игрушках. Не забывайте о трехколесном велосипеде, а потом и про обычный двухколесный! Узнайте, может быть, где-то недалеко от вас есть гимнастический зал, куда можно придти с малышом. Возможно, вам удастся найти что-то подходящее. Посоветуйтесь об этом со специалистом!

Желаем вам успеха!

Источник