Рекомендации по профилактике синдрома выгорания в организации

Рекомендации по профилактике синдрома выгорания в организации thumbnail

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

в профессиональной деятельности специалиста»

Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения синдрома, признаками которого является снижение настроения, нежелание идти на работу, неудовлетворённость собой и увеличение проблем в общении. Поэтому профилактика профессионального выгорания становится сегодня одной из важных задач каждого специалиста и администрации учреждения в целом.

В рамках сегодняшнего выступления я предлагаю вам познакомиться с важной теоретической информацией о синдроме и практическими методами его профилактики.

Что же такое синдром профессионального выгорания?

Синдром эмоционального выгорания  (СЭВ) – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Этот термин стал применяться в нашей стране сравнительно недавно и описывает состояние деморализации, разочарования и крайней усталости, энергетического истощения, чувства перегруженности проблемами других людей. Это профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) – три лестничных пролёта в глубины профессиональной непригодности:

1-я стадия:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь домой, всё  чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

2-я стадия:

  • возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это осознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

3-я стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта (последствия) профессионального выгорания

Последствие

Проявления

Первый – снижение самооценки

Как следствие, такие “сгоревшие” работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем они могут перейти в агрессию и отчаяние.

Второй – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.

Третий – эмоциональное истощение, соматизация 
 

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы профессионального выгорания

Первая группа – психофизические симптомы:

  • чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новыизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности иэнергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница;
  • постоянное заторможенное. Сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа – социально-психологические симптомы:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные , мелкие события;
  • частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказа от общения, уход в себя);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней стимуляции причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получается» или «я не справлюсь»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).

Третья группа – поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё  труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает;
  • руководитель затрудняется в принятии решений;
  • чувство бесполезности, невериев улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к  результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Читайте также:  Как лечить синдром жиля де ля туретта

Для проведения диагностики или самодиагностики профессионального выгорания существуют различные методики:

  • опросник В.В.Бойко, предназначенный для диагностики уровня эмоционального выгорания;
  • опросник MBI (К.Маслач и С.Джексон в адаптации Н.Е.Водопьяновой);
  • Экспресс-диагностика «выгорания» и др.

А сейчас я вам предлагаю провести экспресс-диагностику «выгорания»:

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

данет
2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

данет
3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

данет
4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

данет
5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

данет
6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

данет
7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

данет
8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

данет
9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

данет
10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

данет

Оценка результатов

0 -1 балл – синдром выгорания вам не грозит

2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7- 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Кроме этой методики можно и использовать простейшие диагностические приёмы, которые не требуют особой подготовки, не занимают много времени и имеют структуру игрового приёма.

Самооценка: Нарисуйте горизонтально 8 кружков и поставьте в один из них своё «Я». Чем левее находится кружок с «Я», тем выше самооценка.

Социальная заинтересованность: Восприятие себя частью группы или отдельно от других. На листе бумаги изображены треугольники, вершинами которых являются кружки, обозначающие других людей (родителей, коллег, друзей и т. д.). Вы должны разместить кружок, обозначенный «Я». Если кружок размещён внутри треугольника, значит Вы воспринимаете себя как часть целого, а если вне – то отдельно.

Идентификация: Нарисуйте в любом месте листа два кружочка. Обозначающих Вас и Вашего друга. Разместите эти кружочки внутри нарисованного большого круга. Если Ваш кружок оказался ближе к центру, чем кружочек другого, то это свидетельствует об эгоцентризме.

Тест отношения к жизни (моментальный тест на выявление отношения человека к жизни в целом): поставьте точку в любой плоскости.

РеалистФаталист
СензитивистАвантюрист

Постановка точки в той или иной плоскости предполагает склонность человека к тому или иному отношению к действительности и тип поведения.

Реалист: человек, реально оценивающий себя, свои силы и возможности, трезво смотрящий на вещи, живущий настоящим и не витающий в облаках. Розовые очки ему не к лицу, он знает, что сколько в этой жизни стоит.

Фаталист: человек, живущий под перстом своей судьбы. Он считает, что в жизни всё предопределено, что жизненный путь уготован заранее и наш выбор или не выбор был давно предрешён, а мы только следуем по начертанному пути.

Сензитивист: этот человек нуждается в поддержке в течение всей жизни. Ему необходима твёрдая опора, иначе он чувствует себя неуверенным и несчастным. В выборе жизненного пути ориентируется на советы и поддержку близких.

Авантюрист: его девиз – живём дин раз. Поэтому приключения и сомнительные авантюры его не пугают, он часто безрассуден. Живёт одним днём.

Иногда бывают случаи, когда человек ставит точку в центр пересечения плоскостей. Такого человека называют «Штирлиц». Он выбирает свою жизненную позицию в зависимости от обстоятельств и настроения. Может моделировать своё поведение и отношение к жизни как угодно.

Читайте также:  Дома малютки для детей с синдромом дауна

К профилактике «выгорания» относится:

  1. Соблюдение правил организации труда – разграничение работы и жизни, работа не должна занимать большую часть жизни; физические и эмоциональные перегрузки; совмещение работы в различных направлениях.
  2. Организация командного подхода – возможность обсуждения проблем с коллективом, создание атмосферы взаимопомощи и эмоционального комфорта, возможность подмены специалистов, четкое распределение обязанностей и их соблюдение.
  3. Возможность повышения профессиональной квалификации.
  4. Организация и функционирование психологической службы в коллективе.

Для профилактики профессионального выгорания существует множество упражнений и игровых заданий:

  • Упражнения, способствующие осознанию профессии и своих личностных особенностей:

– упражнения на развитие педагогической интуиции.

  • Упражнения, направленные на поднятие творческой активности и способствующие сплочению коллектива:

– упражнения-энергизаторы,

– упражнения для развития способности принимать друг друга.

  • Упражнения для развития познавательной сферы:

– упражнения для развития понимания устного текста,

– упражнения для развития активного слушания,

– упражнения, способствующие улучшению понимания и художественного выражения чувств.

  • Приёмы по стабилизации психоэмоционального состояния и рекомендации для преодоления стрессовых ситуаций:

– методы быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения,

– упражнения по выведению из аудиторного шока (самопрезентационного, сценического, ораторского страха),

– методы кинезиологии для снятия стресса,

– релаксационные упражнения,

– упражнения для предупреждения возникновения синдрома выгорания,

– методы регуляции  эмоциональной сферы.

Своевременное применение способов и средств профилактики способствует значительному снижению патогенного воздействия синдрома на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников.

        Психологическое самочувствие коллектива оказывает непосредственное  влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Отрицательно окрашенные психологические состояния коллектива снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

        Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной  из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного коллектива.

        Профилактика синдрома профессионального выгорания должна быть комплексной и вестись в разных направлениях.

        Руководитель может помочь своему подчиненному в этом нелегком деле – борьбе с эмоциональным выгоранием. Например:

  • Предельно четко разъяснить каждому сотруднику его место в структуре, функции, права и должностные обязанности.
  • Отслеживать особенности отношений между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат в коллективе. Доброжелательные деловые отношения между коллегами предпочтительнее перед строгим соблюдением субординации.
  • Обговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с четким обозначением критериев продвижения. Таким образом, предотвращается одно из главных проявлений синдрома эмоционального выгорания – ощущение бессмысленности работы.
  • Выработать традиции во всем: деловой стиль одежды, еженедельные совещания с коллегами, совместный коллективный отдых и пр.
  • Структурировать работу и организовать рабочие места так, чтобы дело стало значимым  для исполнителя.
  • Обсудить с сотрудником возможность перехода в смежную профессиональную область, чтобы его прежние знания, умения и навыки нашли новое применение.
  • Создать в организации перспективы горизонтальной карьеры с учетом особенностей психологической совместимости.
  • Сделать акцент не на том, что сотрудник уже знает, умеет, освоил, а на том, что является для него направлением роста, чтобы профессия стала восприниматься как инструмент развития.
  • Оказывать помощь молодым специалистам в адаптации к своей деятельности.
  • Оптимизировать профессиональную нагрузку, изменить (при необходимости) графики работы, ввести дополнительные формы морального и материального поощрения сотрудников и др.
  • Особое значение имеет предоставление сотрудникам возможности вносить свои предложения в рабочий процесс и создание условий для их внедрения.
  • При этом для руководителя не менее важно заниматься самообразованием и самовоспитанием, профилактикой развития синдрома эмоционального выгорания у себя самого, выражающегося, например, в нетерпимости к мнению, которое отличается от собственного, грубости в общении с работниками, стремлении превышать свои полномочия и др. Стиль руководства коллективом должен  быть гибким и адекватным.

Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:

  • Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные приоритетны и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку.
  • Наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду.  Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков – это повышение степени риска развития синдрома эмоционального выгорания.
  • Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные способы – это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством. Которые позволяют расслабиться и отвлечься.
  • Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др.
  • Исключение ненужной конкуренции.  Слишком настойчивое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает  человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению синдрома эмоционального выгорания.
  • Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, если есть поддержка близких людей, «чувство локтя» в коллективе, вероятность «выгорания» значительно снижается. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами, искали у них профессиональную поддержку. При этом, во-первых, снижается психоэмоциональное  напряжение, а во-вторых, общими усилиями они могут найти разумное решение возникшей проблемы  или трудной ситуации.
  • Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно поддерживать  хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, сбалансированного регулярного питания и полноценного сна не менее 7-9  часов в сутки.
Читайте также:  Та что с синдромом принцессы текст

А также в целях противостояния выгоранию предложены рекомендации названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.

  • Привычки правильного питания, что подразумевают:

– регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;

– включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;

– ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;

– очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).

  • Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.
  • Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
  • Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.
  • Жить интересно.  Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.
  • Делать перерывы в работе и активно отдыхать.  Устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или сотрудников.
  • Сказать «нет»  вредным привычкам.
  • Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.
  • «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.
  • Общаться с домашним любимцем.
  • Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.
  • Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для  саморегуляции  психического состояния.

Можно предложить ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

– определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

– используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

– овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей);

– займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;

– уходите от ненужной конкуренции;

– старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

– учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

– проще относитесь к конфликтам на работе;

– не пытайтесь  быть лучшим всегда и во всем.

Итак, «синдром профессионального выгорания» – процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом. Профилактика эмоционального выгорания, основанная на рассмотренных принципах, должна способствовать улучшению социально-психологического климата и эмоционального состояния в трудовых коллективах, повышению удовлетворенности трудом у работников.

Опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать!  Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное – предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».

Источник