Рекомендации психолога детям с синдромом дауна

Рекомендации психолога детям с синдромом дауна thumbnail

Половина всех детей и взрослых с синдромом Дауна сталкиваются с серьезной проблемой психического здоровья в течение своей жизни.

Наиболее распространенные проблемы психического здоровья:

  • общее беспокойство;
  • застревающее и обсессивно-компульсивное расстройство;
  • оппозиционное, импульсивное, невнимательное поведение;
  • трудности со сном;
  • депрессия;
  • симптомы аутизма;
  • нейропсихологические проблемы, характеризующиеся постепенной потерей познавательных способностей.

Характер проблем психического здоровья при синдроме Дауна варьируется в зависимости от возраста и характеристик развития.

Возрастные проблемы

Ранний школьный период

Дети раннего школьного возраста, имеющие ограничения в языковых и коммуникативных навыках, познавательных и невербальных способностях решения проблем, демонстрируют повышенную уязвимость:

  • Подрывное, импульсивное, невнимательное, гиперактивное, оппозиционное поведение, СДВГ;
  • Тревожное, застрявшее, негибкое поведение;
  • Повторяющееся, стереотипное поведение;
  • хронические проблемы сна, дневная сонливость, усталость, проблемы, связанные с настроением.

Старшая школа, подростки

Старшие дети школьного возраста и подростки, также молодые люди с лучшими языковыми, когнитивными навыками демонстрируют:

  • Депрессия, социальный уход, утрата интересов;
  • Обобщенная тревога;
  • Обсессивно-компульсивное поведение;
  • Регресс со снижением когнитивных и социальных навыков;
  • Хронические проблемы сна, дневная сонливость, усталость, проблемы с настроением.

Пожилой возраст

Пожилые люди демонстрируют:

  • Обобщенная тревога;
  • Депрессия, социальный уход, потеря интереса, снижение самопомощи;
  • Регресс со снижением познавательных, социальных навыков;
  • Деменция.

Все эти изменения поведения часто происходят как реакция на психосоциальный или экологический стресс, вызванный, например, смертью или болезнью близкого человека или отъездом от этого человека.

Если у ребенка возникла новая «проблема поведения», есть ли медицинские причины, которые надо исключить?

Это общий вопрос, который часто касается родителей. Для человека с синдромом Дауна, у которого есть дополнительная «поведенческая проблема», врач обычно проводит ряд базовых тестов, чтобы исключить связанные медицинские условия. Среди них рекомендуем рассмотреть следующее:

  • Тесты на функции щитовидной железы.
  • Запора или затруднения работы кишечника необходимо исключить. Это прекрасная возможность использовать здоровое питание в качестве инструмента для усиления позитивного поведения.дауны

Наконец, обращаясь к любой потенциальной медицинской проблеме в контексте лечения «поведенческой проблемы», рассмотрим следующие оговорки:

  • Эмоциональные и поведенческие проблемы у детей и взрослых с синдромом Дауна не всегда обусловлены основным заболеванием. Однако, чтобы получить всестороннюю оценку, медицинские условия, должны быть исключены.
  • Медицинские условия, даже если они сами по себе не могут вызывать эмоциональные или поведенческие проблемы, могут усугубить их или сделать человека устойчивым к лечению этой проблемы.
  • Исправление состояния здоровья, такого как гипотиреоз, не может устранить основные эмоциональные или поведенческие проблемы, которые, необходимо рассматривать одновременно. Человек с гипотиреозом плюс депрессией вряд ли будет реагировать на лечение только антидепрессантами, если гипотиреоз не будет преодолен.

Другими словами, существует «взаимодействие» между медицинскими, эмоциональными и поведенческими проблемами.

Симптомы генерализованной тревоги, ОКР, депрессии при синдроме Дауна

Обобщенная тревога

Тревога – самая важная проблема среди детей и взрослых с синдромом Дауна. Проявляется как повышенный уровень базовой, ситуационной тревоги, с четкими стрессовыми факторами. Ситуационное беспокойство часто появляется во время новых ситуаций, таких как переходы из дома в школу; во время поездок, еды, сна; в незнакомых ситуациях, когда окружающая среда создает неопределенные ожидания.

Обсессивно-компульсивные симптомы

Повышенные уровни беспокойства приводят к тому, что ребенок ведет себя очень жестко, впадая в состояния «застревания», о чем часто сообщают опекуны; в этих ситуациях лучше следовать знакомым процедурам.

Два расстройства – генерализованное беспокойство и обсессивно-компульсивное поведение – часто могут сосуществовать.

Проблемы сложны для тех, кто ухаживает за ними, потому что человек с синдромом Дауна и генерализованной тревожностью или обсессивно-компульсивным профилем имеет тенденцию застревать, это требует большой степени внимания. Внимание, в свою очередь, усиливает сложное поведение, порождая порочный круг.

Симптомы СДВГ

Беспокойство, ерзание, компульсивность, связанные с состоянием генерализованного беспокойства, имеют идентифицируемое начало с более прерывистым курсом (в отличие от дефицита внимания).

Важно во всех этих ситуациях подробно рассказать историю, чтобы определить источник или экологические триггеры, способствующие тревоге – например, изменения дома, в школе или рабочей среде.

При таких обстоятельствах оценка антецедентов, поведения, разработка плана изменения поведения и лечения являются существенными. Использование антидепрессантов или противоопухолевых препаратов помогает, но должно применяться для стойкого и серьезного уровня симптомов.

DjonMakkginly

Депрессивные симптомы

Люди с симптомами депрессии часто проявляют признаки крайнего социального ухода, чувство грусти, неспособность наслаждаться многими видами деятельности, которые они любили. Родители или опекуны сообщают, что признаки – изменение предыдущего поведения человека.

Замечательным аспектом депрессии у людей с синдромом Дауна является его связь с вредными экологическими триггерами. Они могут включать ранее непризнанные медицинские заболевания, боль, психосоциальные стрессоры, такие как старшие братья, переход в колледж, внезапное или хроническое заболевание у члена семьи, смерть любимого домашнего животного, отсутствие учителя (отпуск, болезнь). В

се эти обычные события кажутся необычными для детей с синдромом Дауна; оказывают непропорциональное психологическое воздействие, по сравнению с ответом типичного человека при аналогичных обстоятельствах.

Лучшим, является лечение, которое сочетает в себе как психосоциальные, так и фармакологические компоненты.

Гиперактивное, разрушительное поведение

Дети младших возрастных групп, с большими проблемами в познании и восприимчиво-экспрессивном языке, дефицит внимания часто сопровождается импульсивным, гиперактивным поведением. По этой причине многим назначаются седативные препараты. хромосомный набор

Реакция на них не дает обнадеживающих результатов. Существует определенная неблагоприятная поведенческая активация в ответ на эти лекарства.

Наиболее часто наблюдаемые побочные эффекты включают раздражительность, ажитацию, агрессивное поведение, переходную тревогу, проблемы со сном.

Родители или опекуны должны быть предупреждены о неблагоприятных последствиях, потому что они происходят очень скоро после начала лечения.

По этой причине, для детей с высокой степенью импульсивности и разрушительного поведения даже низкие дозы клонидина ограничены его эффективностью.

Читайте также:  Чем снять похмельный синдром каким препаратом

Является ли агрессивное поведение распространенным

Многие дети и взрослые с синдромом Дауна обладают прекрасным характером: они забавны. Однако их хитроумные выходки могут привести к навязчивому, неконтролируемому социальному поведению. Избыточная импульсивность иногда выходит из-под контроля и доминирует в общем взаимодействии.

Например, они могут сидеть или лежать и отказываться вставать. Оппозиционные поведенческие проблемы у детей с восприимчиво-экспрессивными, когнитивными ограничениями связаны с повышенным уровнем импульсивного, гиперактивного поведения и часто возникают наряду с симптомами СДВГ.

Являются ли биполярные расстройства распространенными

При оценке человека, демонстрирующего признаки нестабильности настроения важно применять комплексный подход. Надо исключить любые медицинские и неврологические состояния, особенно неблагоприятное воздействие лекарств, которые приводят к вторичной нестабильности настроения.

У маленького ребенка с синдромом Дауна, который проявляет стойкое оппозиционное, импульсивное, разрушительное, раздражительное, агрессивное поведение, может возникнуть расстройство настроения.

Использование противосудорожных препаратов (как стабилизаторов настроения) следует рассматривать только под пристальным наблюдением.

Аналогичным образом, использование атипичных нейролептических препаратов следует рассматривать только как последнее средство – опять же, тщательно контролируя потенциальные побочные эффекты. Эти лекарства, ограничены в эффективности и должны использоваться умеренно, в низких дозах.

Поскольку существует повышенный риск увеличения веса, повышенный аппетит, связанный с атипичными нейролептиками, может дестабилизировать состояние.

Оценка проблем психического здоровья

В последние годы значительно улучшилась оценка проблем психического здоровья. Существует широкий спектр доступных инструментов скрининга и диагностики для оценки психических состояний в разных возрастных группах.

Мы можем лучше измерить неревербальные способности, язык, общение, адаптивное и поведенческое функционирование. Значительная часть текущих знаний основана на клиническом опыте.

Несмотря на то, что многие люди с синдромом Дауна испытывают значительные когнитивные задержки и другие связанные с ними физические состояния, они обладают очень широким спектром способностей, каждый человек развивается в своем собственном темпе. Многие достигают значимых результатов, ведут приятную и чрезвычайно насыщенную жизнь.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Источник

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Срок реализации программы

Возраст 7 – 10 лет 

Автор-составитель:
коррекционный психолог

Абрамян Виолетта Артуровна

Консультант: директор
АНО Центр «Солнечный круг»
Примакова Надежда Николаевна

Оренбург
2018

Содержание

Пояснительная записка

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной коррекционной психологии и педагогики. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. По данным Министерства социального развития Оренбургской области на 01.11.2017 в Оренбурге проживает 2130 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами министерства оценивается, как каждый 10-ый ребенок в Оренбургской области рождается с какими ограниченными возможностями здоровья. АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг» зарегистрирован в юстиции 27.12.2017 года.

Основной целью Центра «Солнечный круг»является социализация и адаптация детей с синдромом Дауна и ограниченными возможностями здоровья, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

На 01.02. 2018 года численность детей с синдромом Даунав Центре «Солнечный круг» составляет – 62 ребенка: из них проживают в городе Оренбурге – 39 детей; в Оренбургской области – 25 детей.

Многие семьи, проживающие в Оренбургской области стараются переехать жить в город Оренбург, для того чтобы развивать ребенка и получать квалифицированную помощь.

Центр «Солнечный круг» работает по программе Психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна разработанной руководителем научно-практического центра АС и ФР ОГПУ к.п.н., доцентом Голиковой Е.М. и к.пс.н ОрГМУ Глазевой М.А.

Аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психолого-педагогическую и социальную проблему, то есть недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, с нарушениями зрения, координации двигательной сферы детей с синдромом Дауна. Такое ограничение предполагает, что у детей с синдромом Дауна нет возможности получить психолого-педагогическую и социальную помощь.

Для успешной адаптации детей с синдромом Дауна нами была создана коррекционно-развивающая программа «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»

Коррекция имеющихся у детей с синдромом Дауна недостатков проводится в малых возрастных группах. Коррекционная группа для детей с синдромом Дауна выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции.

Психокоррекционный процесс рассчитан сроком на один год и представляет серию регулярно проходящих встреч. 

Продолжительность одного занятия в подгруппе составляет 30 минут. Частота занятий – 2 раза в неделю. В работе с детьми с синдромом Дауна используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, рисования, лепки, аппликации, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр. Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

Цель:   На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.

Задачи:

  1. развитие познавательной активности учащихся;

  2. формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

  3. формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  4. формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  5. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  6. обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;

  7. психологическая коррекция поведения ребёнка;

  8. социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Читайте также:  Синдром дауна на узи фото

Этапы коррекционно-развивающая программа:

IЭтап (диагностический):

В диагностический этап входят диагностика психо-эмоционального, интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна, уровень включенности в обще групповую деятельность. Работа педагога-психолога начинается с обследования, в ходе которого собираются сведения о каждом (см. Карту психологического обследования). Полученная информация помогает психологу наметить направления коррекционно-развивающей работы. На основе данной информации, а также наблюдения у детей с синдромом Дауна в разных ситуациях педагог-психолог составляет педагогическую характеристик), которая помогает не только в работе с данным учащимся, но и указанием направлений работы для других специалистов.

IIЭтап (коррекционный):

На данном этапе проводится следующая психологическая коррекция детей с синдромом Дауна:

  • помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

  • формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

  • повышение социального статуса ребенка в коллективе;

  • развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

  • формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;

  • развитие и совершенствование коммуникативных функций; эмоционально-волевой регуляции поведения;

  • создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Групповая психологическая коррекция сфокусирована на трех составляющих:

  • когнитивный блок (задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов);

  • эмоциональный блок (отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе; переживание в группе и осознание подростком прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний);

  • поведенческий блок (задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения).

III Этап (блок оценки):

         Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у детей с синдромом Дауна в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка с синдромом Дауна в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциониого процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

IVЭтап (прогностический):

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций детей с синдромом Дауна.

2. Тематический план

Перспективный план работы

Содержание занятий

Часы

Коррекция когнитивных процессов

26

Коррекция социальных и коммуникативных умений

18

Коррекция поведения

14

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

10

Итоговые занятия

4

Всего часов за год

72

Всего часов в неделю:

2

Примерный годовой план распределения

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

Коррекция когнитивных процессов

3

3

3

3

2

3

3

3

2

1

Коррекция социальных и коммуникативных умений

3

2

2

2

2

1

2

2

1

1

Коррекция поведения

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итоговые занятия

1

1

1

1

Всего за месяц

9

8

8

8

7

7

7

7

6

5

Всего за год

72

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

1 РАЗДЕЛ

Коррекция когнитивных процессов (26 часов)

Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания и свойств. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. “Релаксация – напряжение”. Развитие рефлексивных навыков “Я чувствую…”

2 РАЗДЕЛ

Коррекция социальных и коммуникативных умений (18 часов)

Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций. Повышение социометрического статуса учащихся.

3 РАЗДЕЛ

Коррекция поведения (14 часов)

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

4 РАЗДЕЛ

Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы (10 часов)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость. Агрессию – под контроль.

5 РАЗДЕЛ

Итоговые занятия

(4 часа)

ИТОГО: 72 ЧАСА

4. Методики используемые в программе

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

  • Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

  • Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

  • Принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы.

  • Принцип системности и последовательности в подаче материала -опора на разные уровни организации психических процессов.

  • Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Методики используемые на занятиях

  1. Методика “Тулуз Пьерона” (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  2. Методика “Рисунок человека” (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  3. Методика “Типы Памяти” (Типы памяти и преобладающий тип).

  4. Методика “Эталоны” (Зрительное восприятие).

Коррекция когнитивных процессов “Как научиться учиться”

  1. Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов.

  2. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.

  3. Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания.

  4. Коррекция восприятия.

  5. Релаксация – напряжение.

  6. Развитие рефлексивных навыков.

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг “Среди людей”:

  1. Освоение приёмов активного общения “Я и другие”.

  2. Раскрытие качеств, необходимых для активного общения “Какой я и какие другие”.

  3. Знакомство с принципами хорошего слушания “Я слушаю”.

  4. Расширение представлений о способах самоанализа “Какое решение верно”.

  5. Обучение владению собой.

  6. Отстаивание своей точки зрения и аргументации “Моё мнение”.

  7. Сплочение группы “Учимся общаться”.

  8. Устранение барьеров общения “Я + Ты”.

  9. Стили общения.

  10. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Путешествие на воздушном шаре”.

  11. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Мафия”.

  12. Навыки совместной работы. Коммуникативная игра “Необитаемый остров”.

  13. Конфликты и способы их разрешения. Отработка навыков неконфликтного поведения.

Читайте также:  Синдром сухого глаза форум обсуждения

Коррекция поведения “Познавая себя и других”

  1. “Я – это я! Знаю ли я себя”

  2. “Я и мои чувства”

  3. “Что такое доброта?” (Занятие в технологии французской мастерской)

  4. “Добрым быть на свете веселей”

  5. “Добрым быть полезно”

  6. “Правда, ложь, фантазия”

  7. “Учимся управлять своими эмоциями”

  8. “Я тебя понимаю”. Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

  9. “Что такое ДРУЖБА? “(Занятие в технологии французской мастерской)

  10. “Настоящий друг”. (Сказкотерапия, видеотренинг)

  11. “Спокойствие. Учимся правильно дышать”.

  12. “Индивидуальность или чем я отличаюсь от других”

  13. “Я и Ты. Чем мы похожи”.

  14. “Поведение и культура”

Коррекция эмоционально-личностной сферы

  1. “Я учусь владеть собой”. Основы саморегуляции.

  2. “Послушание”.

  3. “Застенчивость”.

  4. “Агрессию – под контроль. Коммуникативность”.

Итоговые тестирование детей с синдромом Дауна:

  1. Методика “Векслера” (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты).

  2. Методика “Тулуз Пьерона” (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД).

  3. Методика “Рисунок человека” (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий).

  4. Методика “Типы Памяти” (Типы памяти и преобладающий тип).

  5. Методика “Эталоны” (Зрительное восприятие).

Нормативно-правовая документация

Нормативные документы

  1. Закон об образовании РФ от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября1989 г.

  3. Устав АНО «Центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный круг».

  4. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна.

  1. Список литературы

  1. Айхингер А., В. Холл “Психодрама в детской групповой терапии”. -М: ГЕНЕЗИС, 2013

  2. Бабкина Н. В. Радость познания. – М.: 2010

  3. Вагапова Д. X. “Риторика в интеллектуальных играх и тренингах”. -М.: Цитадель, 1999.

  4. Винник М. О. “Задержка психического развития”. – Ростов – на -Дону: “ФЕНИКС”, 2014.

  5. Гунина Е. В. “Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников”. – КЛИО, 2012.

  6. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. “Проективная диагностика в сказкотерапии”. – СПб “РЕЧЬ”, 2003.

  7. Игры – обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. – М.: Новая школа, 2014.

  8. Ильина М. В. “Чувствуем, познаём, размышляем”. – М.: АРКТИ, 2004.

  9. Истратова О. Н. “Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники”. – Ростов-на-Дону “Феникс”, 2008.

  10. Карелина И. О. “Эмоциональное развитие детей”. – Ярославль: “Академия развития”, 2006.

  11. Кипнис М. “128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу”. – М.: “ACT”, СПб: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009.

  12. Козак О. Н. “Путешествие в страну игр”. – СПб.: “Союз”, 2007.

  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008.

  14. Кряжева Н. Л. “Мир детских эмоций”. – Ярославль: “Академия развития”, 2011.

  15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. “Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия”. – ПИЕЕР, 2014 г.

  16. Любимова Т. Е. “Учить не только мыслить, но и чувствовать”. -Чебоксары: “КЛИО”, 2004.

  17. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. “Гимнастика для ума” – М.: 2007

  18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. – ПИЕЕР, 2002.

  19. Прутченков А. С. “Свет мой, зеркальце, скажи”. – М.: Новая школа, 1996

  20. Семенович А. В. “Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза” – М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.

  21. Семенченко П. М. “399 задач для развития ребёнка”. – М.: 2000

  22. Фопелъ К. “Как научить детей сотрудничать” в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.

  23. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. “Психотехнические игры и упражнения в спорте”. – М: КЛАСС. 2001 г.

  24. Чистякова М. И. “Психогимнастика”. – М: Просвещение, 1990

  25. Шмаков С, Безбородова Н. “От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций”. -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  1. Журнал “Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии” https://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

  2. Газета “Школьный психолог”

  3. “Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” – https:// festival. I september.ru

  4. “Педагогическая библиотека” – https://www.pedlih.rti

  5. “Мир Психологии” – https://psychology.net.ru

  6. Презентации на сайте: https://www.danilova.ru

Приложение 1

Перечень средств, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства (игры, специализированные приспособления)

Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительныеконструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)

  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А1, А2, А3, А4, А5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

  • Тетради для творческих работ.

  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

Приложение 2

Конспекты занятий в количестве 72 штук в электронном варианте

Источник