Рене шпиц синдром детского госпитализма

Маленький ребенок не может объяснить, что испытывает, но это вовсе не означает, будто он не страдает. Наше безразличие, недостаток эмпатии и воображения приводят к невероятной жестокости по отношению к детям. Рене Шпиц. Первый год жизни В предыдущей статье мы разобрали общее понятие базальной тревоги, в этой статье мы детально проанализируем причины ее формирования в результате депривации. Латинское слово deprivatio – означает потерю, лишение. Последствия депривации (лишение отзывного отклика на эмоциональные потребности ребенка) уже были описаны в статье Травма рождения на примере анаклитической депрессии (anaklitos – отзывный, греч.). Понятие анаклитическая депрессия, введенное психоаналитиком Рене Шпицем, сегодня используется в более широком значении и идентифицируется в более мягких условиях, нежели те, в которых проводил наблюдения автор этого понятия: «Если при анаклитической депрессии объект любви [мать] через три-пять месяцев возвращается, то наступает быстрое выздоровление. Даже если это эмоциональное расстройство и имеет какие-либо далеко идущие последствия, они, во всяком случае, сразу не проявляются. Если на первом году жизни лишить ребенка любых объектных отношений на период, превышающий 5-6 месяцев, состояние младенца серьезно и неумолимо ухудшается, что, по крайней мере, отчасти становится необратимым.» ГоспитализмИсследование последствий недостатка заботы и внимания для развития ребенка начались с наблюдений за младенцами в приютах американским психоаналитиком Рене Шпицем в 40-х годах прошлого столетия. В основном, это были приюты, в которых содержались дети, разлученные с матерями, преступившими закон. В те времена в приютах США к младенцам относились следующим образом: «Няня берет ребенка на руки только для того, чтобы накормить его, сохраняя при этом полное равнодушие, характерное для тех, кто формально заботится о чужом ребенке». Такое поведение нянь не считалось ужасным в те времена. Под влиянием бихевиоризма Комитет Соединенных штатов по делам детей в 1938 г. принял позицию Джона Уотсона: «Обращайтесь с ними словно с маленькими взрослыми, одевайте их, купайте, проявляя внимание и заботу. Если Вам так хочется, целуйте один раз в день в лобик.» Детей воспитывали по жесткой схеме, кормили по часам, матерям советовали не “портить” ребенка, отказаться от “сюсюканья”, проявлять объективную доброту и строгость, не обнимать детей, не целовать их, не держать на руках. Считалось, что благодаря такому отношению, «малыши получат первый урок формирования характера». Вот как Шпиц описывает поведение младенцев, депривация которых была столь значительна, что у них развилось состояние более тяжелое, чем анаклитическая депрессия, названное им синдромом госпитализма: «После кормления грудью в среднем в течение первых трех месяцев младенцы (в общей сложности 91 ребенок) были затем разлучены с матерями на период от шести месяцев до года. Соответственно, их возраст составлял от девяти месяцев до полутора лет. Обычно они лежали на спине; в активном состоянии они совершали странные движения пальцами. Они подолгу, иногда часами, следили за движениями своих пальцев. Они могли ухватиться за свою одежду, и, как при навязчивом хватании, были неспособны ослабить хватку, тянули за одежду, совершая причудливые волнообразные движения. В состоянии повышенной активности они, кроме того, поднимали ноги, хватаясь за носки или пальцы ног. Этими немногочисленными видами деятельности и ограничивается поведение детей, страдающих явлениями госпитализма. Аутоэротических действий, включая сосание большого пальца, практически не было. Подобного рода действия, если они вообще имели место, наблюдались на ранних стадиях депривации. На более поздних стадиях эти дети обычно впадали в летаргию, лежали без движения и звука, словно в оцепенении, смотря в пустое пространство. Приближение любого человека, за исключением нянь во время кормления, вызывало у них явное неудовольствие. Было вполне очевидно, что эти дети с возмущением реагировали на беспокойство, доставляемое приближением любого человека. Точно также было очевидно, что такое приближение, попытка вступить с ними в контакт, требовало от них отказаться от своей летаргии и воспользоваться энергией, которой им недоставало, чтобы отреагировать на восприятие и приближение человека. Чем дольше продолжалась депривация, тем более ослабленной оказывалась убывающая энергия и тем более непосредственным был отказ от контактов. Этот отказ имел один постоянный элемент: вращение головы вокруг сагиттальной оси, напоминающее покачивание головой взрослого человека, у которого оно означает “нет”. На ранних стадиях это могло сопровождаться криком, особенно если наблюдатель не уходил. На более поздних стадиях крик, как правило, переходил в тонкое завывание и начинался сразу при приближении, сопровождаясь вращением головой; на самых поздних стадиях завывание сменялось хныканьем. (“Психоанализ раннего детского возраста”. Рене Шпиц) Я привел такой большой фрагмент текста, чтобы читатель мог увидеть, как депривация лишает младенца условий для развития. При прогрессировании депривации эти дети не могли чувствовать ничего, кроме страха чужака восьмимесячных, несмотря на то, что возраст некоторых из них доходил до полутора лет. Отсутствие постоянного физического и эмоционального контакта с матерью или лицом ее замещающим не дало этим младенцам выйти за рамки всепоглощающей базальной тревоги, вызванной травмой рождения. Их постоянным состоянием было оцепенение, которое сменялось паникой при приближении чужого человека, и возвращалось вновь, когда они оказывались наедине с собой. ГоспитализацияГоворя о синдроме госпитализма, также необходимо упомянуть проблему госпитализации детей по медицинским показаниям. Руководители детских больниц всегда отрицательно относились к госпитализации детей совместно с их матерями, мотивируя это требованиями больничной асептики. Конечно, тревожные мамаши больных детей создают дополнительную нагрузку на медперсонал, и лучше с ними встречаться только в часы больничных посещений. Но маленькому ребенку важно быть рядом с мамой, особенно в период болезни. Для развития анаклитической депрессии достаточно всего одной недели разлуки. Но проблема диагностики заключается в том, что, внешние проявления анаклитической депрессии трудно отличить от апатичности и подавленности больного ребенка. И когда мать приходила в больницу навестить своего ребенка, то обнаруживала, что он ей совсем не рад, смотрит в сторону, не реагируя на ее слова (типичный признак анаклитической депрессии). И если мать шла к врачу с тревожным сообщением, что с ее ребенком что-то не так, то могла получить закономерный ответ: «Что ж, Вы хотите? Он же болен!» По моему убеждению, если ребенка в возрасте от 6 месяцев до трех с половиной лет даже на 1 день вырвать из привычного окружения – это окажется достаточным, чтобы навсегда оставить шрам в его душе. О самой травме, конечно, он не будет помнить, но трудно предсказать, как отзовется этот шрам в его последующей жизни (подробнее о преждевременной разлуке я напишу в другом месте). Интересно, что чем больше заботы и внимания получает ребенок дома – тем тяжелее он переживает госпитализацию, связанную с разлукой с матерью. Но это закономерно, чем больше имеешь, тем больнее это терять. Но сегодня все больше детских больниц допускают присутствие матерей возле больных детей, понимая насколько травматичной для ребенка может оказаться разлука с матерью, вызывая ухудшение самочувствия и затягивая период выздоровления (хотя и не всегда создают приемлемые условия для пребывания матерей вместе с детьми). :: Синдром госпитализма возникает в результате самой жестокой депривации, которая, надеюсь, в наше время не встречается в цивилизованных странах. В следующей части статьи будут описаны особенности возникновения психических нарушений при умеренной, но длительной депривации. Речь пойдет о весьма распространенном понятии интроверсии, которое мы даже не считаем проявлением патологии. читайте далее Интроверсия и аутизм >>>
© 2018 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт примечания Продолжение истории этих детей можно найти в другой книге Рене Шпица “Первый год жизни”. В ней он тоже рассказывает о девяносто одном младенце, разлученных с матерями после трех месяцев. Но здесь он указывает, что это случилось в приюте за пределами США. Оказывается, с большими перерывами, он мог наблюдать этих детей до четырех лет. Шпиц подчеркивает: «Еда, гигиенические процедуры, медицинская помощь были не хуже, чем в любом другом из известных мне учреждений, а в чем-то и превосходили». Но дети продолжали испытывать депривацию в этом приюте, и последствия ее были чудовищны: «К возрасту 4 лет большинство детей, лишь за немногими исключениями, так и не научились сидеть, стоять, ходить и говорить. Прогрессирующее ухудшение общего состояния и возрастающая чувствительность к инфекции приводили к смерти детей [из 91 ребенка умерли 34] или к маразму [обусловленное атрофией коры головного мозга, почти полное прекращение психической деятельности, сопровождающееся общим истощением].» назад © 2004 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт |
Источник
Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.
Среди расстройств психического и соматического характера особое место занимает госпитализм. Указанное явление подразумевает расстройство, возникающее из-за недостатка общения и дефицита воспитания (характерно для детей), а также при длительном пребывании взрослого человека вдали от близких в условиях больничного стационара.
Продолжительное психологическое угнетение может стать причиной смерти человека.
Сущность отклонения
Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, которые возникают у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, внимания и воспитания, у младенцев – разлукой с матерью.
Синдром госпитализма у детей выражается в психической и физической малоразвитости и нередко приводит к необратимым последствиям, а при отсутствии лечения – к смерти.
У взрослых расстройство развивается при продолжительном пребывании в больнице, в условиях дефицита общения и проявляется в уклонении от существования в социуме, утрате интереса к труду и активности, потере трудовых навыков, заинтересованности в пребывании в условиях стационара как можно дольше. Чем более длительный срок пребывания больного в стационаре, тем меньше шансов на его сохранение в качестве единицы социальной среды.
Идеальные условия для деградации
Госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:
- Продолжительная госпитализация, условия которой изолируют человека от общения с родными людьми и друзьями, при этом круг общения ограничивается медицинским персоналом. Фактором риска в данном случае выступают хронические заболевания, требующие частого прохождения долгих лечебных курсов в условиях стационара.
- Разлука ребенка с матерью.
- Отсутствие внимания со стороны матери и близких к маленькому ребеночку, незаинтересованность в нем, его жизни и становлении его как личности.
- Возраст. В младенческом и детском возрасте дети, воспитывающиеся в приютах, интернатах и иных местах подобного характера, не получают необходимого внимания и заботы. Это затрудняет социальную адаптацию. Пожилой возраст также способствует развитию госпитализма, особенно, если старики пребывают в специализированных учреждениях – домах престарелых, интернатах. Отсутствие внимания и недостаток любви не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние человека в годах.
- Продолжительное пребывание как детей, так и взрослых, в оздоровительных центрах, где обстановка и распорядок дня схожи с условиями стационара.
К факторам, провоцирующим развитие синдрома, также следует отнести бедность психологического окружения, недостаток эмоционального контакта.
Основные идеи теории Спитса и современный взгляд
Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.
При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.
Рене Шпиц
Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.
Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.
Феномен госпитализма в младенчестве
В младенческом возрасте общее состояние детишек, брошенных своими матерями, либо страдающих от недостатка их заботы и внимания, отличается следующими показателями:
- отказ от еды, быстрая потеря веса;
- ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
- мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
- отсутствует обратная реакция на контакты.
Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.
Детская депривация
У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.
Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.
У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.
Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.
Иногда госпитализм может становиться причиной смерти ребенка, особенно при присоединении инфекции, с которой не способен бороться ослабленный организм.
Как это выглядит во взрослом возрасте?
У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.
Характерными симптомами в данном случае являются:
- потеря аппетита;
- развитие апатии;
- личностный регресс;
- ухудшение памяти;
- потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
- эмоциональное обеднение;
- снижение общительности;
- ухудшение отношений с окружающими людьми;
- утрата интереса к трудовой деятельности.
У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.
Феномен госпитализма в психиатрии
Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, что является тяжелейшей формой госпитализма.
Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.
После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.
Как действовать
Лечение госпитализма у детей и взрослых отличается. Для детей этот синдром особенно опасен, поэтому и терапия занимает гораздо больше времени, чем при восстановлении взрослых.
Чтобы вернуть ребенка в социальную среду и возвратить ему интерес к жизни, необходимы:
- работа с психологом;
- педагогическая коррекция;
- расширение круга общения;
- интенсификация общения ребенка со сверстниками.
Если синдром возник при помещении ребенка в условия стационара, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью, а в то время, пока он находится в больничном учреждении, регулярно навещать его и выказывать заинтересованность в нем, оптимальным же вариантом станет организация круглосуточного нахождения мамы рядом с ребенком.
При лечении взрослых пациентов на проблему воздействуют следующим образом:
- по возможности устраняют симптомы заболевания, из-за которого пациент вынужден находиться на стационарном лечении, а также его первопричину;
- проводят реабилитацию с психотерапевтом;
- обеспечивают больному внимание и заботу со стороны близких.
Профилактика возникновения синдрома
Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.
У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.
Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.
Источник