Романчук синдром дефицита внимания и гиперактивностью

Олег Романчук
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Практическое руководство
Будущее нашего общества зависит от того, какое внимание мы уделяем проблеме психического здоровья наших детей сегодня…
Ахмед Окаша, президент Всемирной ассоциации психиатрии
Введение
Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким именно он родится – мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне. И в этом, наверное, сложнейшая задача для родителей и всех взрослых, которые отвечают за воспитание ребенка, – распознать в нем особые задатки, таланты, его внутреннюю программу развития и поддержать ребенка на его пути в Жизнь. Это задача не из легких – ведь каждый ребенок неповторим и, как кто-то метко пошутил, в отличие от бытовой техники, дети приходят в семьи без инструкции по эксплуатации. Впрочем, даже если бы и были такие инструкции, можно ли воспитать, вырастить ребенка «по книге», могут ли чьи-либо рецепты заменить интуитивное ощущение ребенка в ежедневной неповторимости жизни и отношений?
Особенно нелегка эта задача по отношению к детям, о которых пойдет речь в этой книге, – эти дети во многом «другие» и имеют свои особые потребности. Эти дети часто создают трудности и испытания для родителей, учителей и всех, кто живет рядом с ними. Вспоминаю одну маму, педагога по образованию, которая призналась в своих трудностях в воспитании гиперактивного сына: «Я справляюсь в школе с классами, где есть по тридцать шесть детей. Но с сыном вся моя педагогика и психология не срабатывает. Он – особенный».
Этих детей называют по-разному – гиперактивными, импульсивными, расторможенными; можно привести еще целый спектр медицинских диагнозов, которые им ставили на протяжении всех этапов развития детской психиатрии. Сейчас эксперты остановились на термине «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (в русскоязычном пространстве утвердилась аббревиатура СДВГ, в англоязычном – Attention Deficit Hyperactivity Disorder – ADHD), также синонимом является гиперкинетическое расстройство. Но в конце концов в ярлыках ли суть? Не является ли более важным понимание этих детей – их общих особенностей и неповторимой индивидуальности, стремления к росту и самореализации, но одновременно и осознание той угрозы и опасностей, которые могут помешать их полноценному развитию. Мы нуждаемся в таком понимании, чтобы помочь детям на их пути… Но, наверное, прежде всего нам необходимо верить в них, верить в то, что они, как и каждый ребенок, приносят с собой в этот мир нечто уникально важное и ценное, что своей жизнью они, как и каждый человек, призваны сделать мир лучше и счастливее… А для того, чтобы исполнить свою миссию, они нуждаются в любви и мудром воспитании, поддержке и помощи со стороны взрослых.
Вероятно, все мы хотя бы частично знакомы с этими детьми благодаря известному персонажу детского мультфильма Пете Пяточкину[1]. В нем присутствуют типичные признаки этого расстройства – он гиперактивный, пребывает в беспрерывном движении и, по словам воспитательницы, «в этом мальчике, как в пушистом зайчике, спрятана необычайная прыгучая пружина». Именно из-за этой чрезмерной активности Петя создает постоянные проблемы вокруг себя: он сбивает ведро соседке, родители должны постоянно его контролировать, чтобы он куда-нибудь не сбежал, в детсаду он все переворачивает и не поддается контролю и управлению. В Пете присутствует также и импульсивность, типичная для детей с СДВГ, – увидев на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, не оглядываясь, не считаясь с опасностью и нарушая правила, перебегает улицу. А еще очевидны проблемы с вниманием – увлеченный игрой, мальчик просто не слышит воспитательницу… Мультфильм с блестящей точностью указывает на то, что может помочь Пете – мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении, понимании. Однако, к сожалению, в жизни изменения наступают не так быстро, как в мультфильме, и становятся следствием длительного, последовательного воспитания…
В мультфильме Петя Пяточкин является положительным персонажем и вызывает симпатию. И это правда: дети с СДВГ имеют много положительных черт – они, как и Петя, часто искренни, непосредственны, доброжелательны, энергичны; однако в их поведении есть и много такого, что создает проблемы для них самих и вызывает отрицательную реакцию окружающих: отвержение, осуждение, непонимание. Именно поэтому полноценное развитие таких детей, их будущая самореализация стоят под угрозой. И цель этой книги – помочь понять этих детей и опыт семей, в которых они воспитываются, – чтобы поддержать и помочь, чтобы в конце концов эти дети могли найти себя в этом мире и чтобы их жизнь состоялась в глубочайшем смысле этого слова…
Лучше всего будет начать эту книгу с нескольких историй реальных детей, которые участвовали в программе центра «Джерело» для детей с поведенческими расстройствами. Эти истории – приглашение войти в мир детей с СДВГ – мир, чем-то и похожий во всех этих историях, но вместе с тем и неповторимый…
Саша – мечтатель. Его фантазия летит со скоростью света. Мама рассказывает, что сын постоянно что-то придумывает – и сразу старается воплотить свои фантазии в жизнь: от игры в Тарзана до построения космического корабля. Но, к сожалению, много важных дел, прежде всего школьные домашние задания, Саша не заканчивает, оставляет на полпути – там, где работа малоинтересная, мальчику часто не хватает настойчивости. Впрочем, и сам Саша, а не только его фантазия летит на высочайших скоростях – с раннего детства он в постоянном движении: прыгает, бегает, не может усидеть на одном месте, все переворачивает. В школе это создает настоящие проблемы: на уроках копошится, вертится, может подняться с места без разрешения, залезть под парту. Вдобавок, на уроке часто рассеян, невнимателен, может разговаривать сам с собой вслух, петь. Это потешает детей, но отнюдь не учителей: из двух школ родителей попросили забрать Сашу за постоянные срывы уроков…
История Игоря во многом похожа: у него тоже гиперактивность и нарушения внимания, и тоже школьные проблемы – за пять лет обучения мальчик сменил пять школ. Везде за «срывы уроков», «драки» и «хулиганство». Из последней школы Игоря исключали согласно коллективной петиции родителей одноклассников. Особенная проблема Игоря – он не контролирует свои чувства: с ранних лет, как только что-то было не так, – истерики, приступы «злости»; едва в школе его кто-то «зацепит» – взрывается, словно вулкан, либо на уроке, либо на глазах у директора… «Но в душе он незлой, – говорит мама. – Он так же будет неудержимо добр, если его что-то растрогает. Он может из сочувствия и сострадания отдать все свои карманные деньги старенькой бабушке, которая протягивает руку. Я недавно плакала – он так искренне меня утешал…» У Игоря также много трудностей в отношениях с родителями: «К нему по тридцать раз нужно обращаться, чтобы послушался и сделал то, что просишь; и вообще, все делает по настроению, из-за этого мы часто конфликтуем…»
Сейчас Игорь занимается дома по индивидуальной учебной программе, пока родители ищут новую школу. У него нет друзей во дворе. Там над ним любят подшучивать и «провоцировать», зная его вспыльчивый характер. Чаще всего он сидит дома один. Любит готовить. На занятиях психотерапевтической группы для детей рассказывает, что, когда вырастет, станет либо боксером («я побью тех, кто обзывает меня психопатом»), либо поваром («открою свою пиццерию»). А когда серия групповых встреч закончилась и дети символически показывали жестом, что хотят подарить друг другу на прощание, Игорь показал жестом особенный дар – свое сердце…
Источник
Здесь находятся книги и пособия для родителей, психологов, педагогов и других специалистов, которые работают и живут с детьми с СДВ(Г)
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Автор: Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С.
Проблема гиперактивности весьма актуальна и междисциплинарна. Данная монография — одна из первых попыток реализации комплексного подхода не только на уровне теории, но и на уровне ее практического применения. В книге представлен опыт врачей, психологов и педагогов. В книге освещены многие важные темы, которые будут интересны как специалистам, работающим с данной проблемой, так и родителям гиперактивных детей. Распространенность и причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Признаки заболевания и сопутствующие расстройства. Диагностика и различные методы лечения СДВГ. Программа тренинга для родителей и детей. Обучение и коррекционные занятия для ребенка с СДВГ. Рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. – “Шпаргалка для взрослых”
Соавтор: Елена Константиновна Лютова-Робертс, кандидат психологических наук, член Британского психологического общества (BPS), детский практический психолог, психолог-консультант (Лондон), автор книг по детской практической психологии и психологическому консультированию.
Книга поможет научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними.
Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, аутизма у детей.
В книге содержится подробное описание практических приемов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких “проблемных” детей, а также советы родителям.
Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
Книга посвящена одному из наиболее распространенных поведенческих расстройств детства – синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В ней представлены как современные научные знания (этиология, патогенез, клиническая картина), так и практический опыт помощи детям с этим расстройством. Рассматриваются вопросы диагностики и терапии (организация помощи в семье, в школе, медикаментозная терапия). Книга опровергает распространенные мифы об СДВГ и предлагает целостную модель помощи детям и их семьям.
Предназначена для широкого круга специалистов – педагогов, психологов, врачей и в целом всех, кто интересуется проблематикой психического здоровья детей, воспитанием и обучением детей с особыми потребностями.
Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство.
Дети с различными проявлениями патологиями ЦНС имеют определенные особенности в развитии, носящие типологический характер и наиболее ярко проявляющиеся с началом интенсивной интеллектуальной деятельности в младшем школьном возрасте.
ММД — наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую симптоматику, и проявляются в виде функциональных нарушений, нормализуемых по мере роста — созревания мозга [22]. При ММД отмечается общее замедление темпов роста мозга.
Таким образом, при ММЦ можно ожидать следующие отклонения, по сравнению с возрастной нормой:
1. Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
2. Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
3. Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации (не только отрицательной, но и положительной).
4. Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности.
5. Снижение объема оперативных памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации).
6. Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей).
7. Неполную сформированность зрительно-моторной координации (дети допускают разнообразные ошибки и неточности при оперативном переводе визуальной информации в двигательно-графический аналог, т. е. при списывании и срисовывании, не замечают несоответствий даже при последующем сравнении).
ПРОБЛЕМЫ МАЛЕНЬКОГО РЕБЁНКА
Авторы: Монина Г.Б., Лютова Е.К.
Книга окажет существенную помощь родителям в воспитании ребенка. В ней описаны особенности развития ребенка раннего возраста, пути разрешения разнообразных поведенческих проблем ребенка, игры и советы по изготовлению методических пособий
Книга предназначена для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов и родителей.
Хэлловэлл Э. Не отвлекайте меня! Как сохранять высокую концентрацию несмотря ни на что; пер.
с англ. А. Анваера. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
В этой книге известный эксперт по СДВГ (синдрому дефицита внимания и гиперактивности) и практикующий психиатр Эдвард Хэлловэлл предлагает эффективный план по решению величайшей проблемы современности — потери продуктивности. Доктор Хэлловэлл дает полезные и научно обоснованные рекомендации для достижения высокой концентрации в хаосе отвлекающих факторов и постоянных перегрузок.
Книга предназначена для всех, кто хочет больше успевать на работе и сохранять высокую продуктивность несмотря ни на что. Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни
Хэлловэлл Э., Рэйти Дж. Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать; пер. с англ. В. Горохова ; [науч. ред. Н. Никольская]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2017. — 368 с.
В этой книге авторитетные специалисты Эдвард Хэлловэлл и Джон Рэйти делятся актуальной и научно обоснованной информацией о син- дроме дефицита внимания и гиперактивности. Авторы рассматривают такие вопросы, как мифы и правда о болезни, современные способы лечения, полезные методики борьбы, воспитание ребенка с СДВГ и многие другие. Книга содержит «живые» истории людей с этим диагнозом, кото-рые вдохновляют и позволяют посмотреть на СДВГ с другого ракурса. Вос- пользуйтесь рекомендациями авторов, и вы сможете извлечь из синдрома дефицита внимания только преимущества и добиться своих целей!
Как помочь невнимательному и гиперактивному ученику: памятка для учителей
Презентации по СДВ(Г) и особенностям внимания
Источник
Клиника и прогноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)Как выше упоминалось, диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) должен требовать быстрой оценки дисфункции моторики/перцепции и поведенческих/эмоциональных проблем, не связанных с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Согласно трем этапам шведских исследований (Gillberg et al., 1989; Landgren et al. 1996; Kadesjo и Gillberg, 1998), количество детей с СДВГ практически равно СДВГ + НВМ. При последующих наблюдениях выяснилось, что дети с комбинированными расстройствами развиваются отлично от тех, у кого наблюдается синдром СДВГ без расстройства движения/перцепции. Успеваемость, речевые/языковые, дислексические, аутистические и другие нарушения при учебе наиболее характерны для первой группы, но не так часто встречаются во второй, где нарушения поведения (и в некоторой степени, последующие антисоциальные расстройства и злоупотребление алкоголем или наркотиками), наоборот, представляют основную угрозу для полноценной жизни в зрелом возрасте. Определение «устойчиво гиперкинетических» (в противоположность «ситуационно» гиперкинетическим) детей, (Sandberg et al., 1978), выявило, что расстройства движения/перцепции и речевые/языковые нарушения почти универсальны в этой группе. Это подтверждает необходимость клинического разделения диагностических категорий, включающих нарушение выработки моторных навыков и перцепции от тех, для которых характерно одно из вышеуказанных нарушений. Ситуативный дефицит внимания или гиперактивность могут быть признаком психических нарушений, специфичных для определенных ситуаций. Повторное наблюдение за детьми в возрасте 13 лет, страдающих ситуативным гиперкинезом, показало, что по сравнению с 6-7-летними детьми с постоянным гиперкинезом (Gillberg и Gillberg, 1988) результат намного лучше в первой группе и не очень отличается от результата детей без каких-либо нарушений внимания. «Изолированные» проблемы моторных навыков и перцепции (часто эквивалентны НВМ) иногда являются причиной значительных проблем с успеваемостью, особенно в младшем школьном возрасте. Тем не менее, ограниченное продолжительное обследование и клинический опыт наводят на мысль о том, что и в этой группе исход может быть значительно лучше исхода детей с комбинацией дефицита внимания и расстройств выработки двигательных навыков и перцепции (Hell-gren et al., 1994). Длительные исследования указывают на неблагоприятный исход СДВГ примерно у 50% индивидуумов, чьи симптомы удовлетворяют критериям не только СДВГ, но и целому ряду других психических расстройств и нарушений личности. Значительное большинство индивидуумов, полностью отвечающих критериям СДВГ в зрелом возрасте, будет страдать расстройствами в сфере внимания (почти все) и гиперактивностью/импульсивностью (вероятно менее 50%). а) СДВГ: младенческий возраст. Ретроспективный анализ историй болезни детей, страдающих ДВМП, в возрасте 4-6 лет указывает на клиническую картину ДВМП в младенческом возрасте. Вероятно, имеется, по крайней мере 2 клинические подгруппы, касающиеся детского развития: 1) гиперактивная группа и 2) гипо- или нормоактивная группа. Младенцы из гиперактивной группы обычно страдают нарушениями сна, коликообразными болями в животе и высокой степенью двигательной активности с первых месяцев жизни. Нередко они начинают ходить до 10 месяцев. С данного момента (а порой и раньше), родители вынуждены значительно менять свои домашние привычки: все движимые предметы должны находиться не только вне зоны досягаемости ребенка, но вне его поля зрения. Эту группу необходимо обследовать с раннего возраста. Низкий IQ (включая необучаемость) — нередкое явление для детей с ранней манифестацией гиперактивности. У некоторых имеется аутизм. В определенных случаях очень ранняя гиперактивность может быть первым индикатором синдрома Туретта или биполярного расстройства, диагностические признаки которых могут проявиться лишь через несколько лет. Считалось, что дети в гипо-/нормактивной группе имеют низкий IQ. Их поведение расценивается родителями как хорошее, иногда даже как «исключительно хорошее». Для некоторых характерно повторяющееся поведение с ранних лет (вращение головы, даже удары головой и звуковые персеверации). б) СДВГ: дошкольный возраст. С того момента, как дети начинают ходить, подгруппы на протяжении многих лет неразличимы друг от друга. Дети в обеих группах гиперактивны или, по крайней мере, невнимательны. Родителей может беспокоить то, что дети не слушаются и повышение голоса является единственным способом привлечения внимания. Оппозиционно-вызывающее поведение (и ОВР) часто (около 50-60% всех случаев СДВГ) проявляется с трехлетнего возраста. Некоторые симптомы, включенные в диагностический термин ОВП (такие как вспыльчивость), являются универсальными для СДВГ. Проблемы координации движений могут возникнуть уже в возрасте 2-4 лет, но часто скрыты повышенной активностью и отсутствием должного страха, что также довольно характерно. Формирование речи запаздывает в 50% случаев, но лишь в половине из них значительное замедление развития речевой функции служит предметом консультации. (С другой стороны дети с ранним запаздыванием формирования речи, приблизительно в возрасте 30 месяцев, должны вызывать подозрение на наличие у них СДВГ или аутизма). К концу дошкольного возраста нежелание ребенка рисовать и раскрашивать, а также постоянные стычки с ровесниками во время игр, могут стать причиной беспокойства и возрастающей критики со стороны взрослых. в) СДВГ: ранние школьные годы. Некоторые дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) достаточно неплохо справляются со своими функциями в раннем детстве и дошкольном возрасте, но их поведение и школьная успеваемость почти неизменно ухудшается в начальной школе. Им трудно концентрироваться, сидеть на одном месте и слушать, контролировать свои побуждения, а сложнее всего общаться с ровесниками в соответственной возрасту манере. Им порой бывает сложно участвовать в играх и заниматься физической культурой, а иногда у них возникают непреодолимые сложности в приобретении основных навыков чтения и письма. Все эти нарушения достигают своей кульминационной точки в возрасте 7-10 лет у большинства детей и вызывают эмоциональные расстройства как у детей, так и родителей и учителей. Сложнее всего справиться с проблемами, если диагноз и его осложнения не разъясняются окружению этих детей. В возрасте шести лет дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), которые также удовлетворяют критерию ДВМП (т.е. имеющие как НРК (нарушение развития координации) так и СДВГ), по определению, будут страдать нарушениями координации движений и обширным дефицитом внимания. Сводные данные, представленные в таблице 25.2, показывают, что около половины этих детей в возрасте 10 лет будут страдать выраженными двигательными расстройствами и нарушениями внимания. К сожалению, из этих данных очевиден и рост распространения психических/поведенческих расстройств (с 69% до 81 %) и дислексии/дисграфии (от 69% до 76%) в этом возрасте. Среди сверстников без ДВМП такие расстройства обнаруживаются в весьма незначительной степени. г) СДВГ: предподростковый и подростковый возраст. Многие дети в предподростковом и подростковом возрасте с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) испытывают значительные трудности в концентрации. Педагоги и родители описывают это состояние как «витание в облаках». Дислексия — очень частая жалоба. Неуклюжесть движений часто выражена меньше обычного. Существует определенный риск возникновения различного рода психических нарушений (таких как депрессия, тревожный невроз или «пограничные расстройства личности», токсикомания). Если ребенок с СДВГ (при наличии или отсутствии НРК) впервые посещает клинику в подростковом возрасте, психическое расстройство расценивают как основное и «новое» заболевание, не связанное с СДВГ/ДВМП. Вероятен риск, что проблемы ребенка не будут приняты во внимание, а предполагаемое лечение будет неадекватным. – Также рекомендуем “Сопутствующие проблемы при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)” Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 19.1.2019 |
Источник