Ручки ребенка с синдромом дауна

Глядя на драгоценное дитя, вы можете не заметить Признаки синдрома дауна у новорожденного. Педиатр часто первым подозревает проблему. Диагноз обычно рассматривается, когда у ребенка есть определенные физические признаки, черты лица и, возможно, некоторые врожденные дефекты.
Патология диагностируется путем нахождения последовательных признаков, физических характеристик, которые присутствуют совместно.
Это руководство объяснит, что необходимо для диагностики синдрома Дауна у новорожденного
Почему рождаются дети с синдромом дауна
Он встречается у людей всех рас и экономических уровней, хотя у пожилых женщин повышена вероятность рождения ребенка с синдромом дауна. Возраст матери старше 35 лет повышает риск рождения ребенка Дауна. Этот шанс постепенно увеличивается до 1 из 100 по возрасту 40 лет. В возрасте 45 лет заболеваемость становится примерно 1 в 30. Возраст матери не связан с транслокацией.
Все 3 типа синдрома Дауна являются генетической случайностью, но только 1% всех случаев имеет наследственный компонент (передаваемый от родителей к ребенку через гены).
Наследственность не является фактором трисомии 21 (неразделение) и мозаицизма. Однако в одной трети случаев, вызванных транслокацией, имеется наследственный компонент, составляющий около 1%.
В большинстве случаев рождение ребенка с синдромом дауна пример проявления изменчивости. Однако примерно в одной трети случаев один родитель является носителем транслоцированной хромосомы, что прояснят вопрос – почему, рождаются, дети с синдромом, дауна у здоровых родителей. Генетические тесты могут определить наличие транслокации.
Диагностика
Признаки, перечисленные ниже, когда присутствуют в одиночку, не указывают на синдром дауна у новорожденного, но, если их найти вместе, покажут этот диагноз.
Младенцы с синдромом дауна оцениваются по восьми признакам:
- короткая шея,
- углы рта повернуты вниз,
- общая гипотония,
- складка на ладони,
- диспластическое ухо,
- эпикантичное сложение глаз,
- разрыв между первым и вторым пальцем,
- выступающий язык.
Проявляется синдром дауна у новорожденных в первую неделю жизни. Подсчитываются баллы. Младенец со счетом 6, 7 или 8 (имеет 6, 7 или 8 признаков) считается клинически доказанным синдромом Дауна. Оценка 0, 1 или 2, диагноз опровергает. Имеющим оценку 3-5 показано цитогенетическое исследование крови для диагностических целей.
Если педиатр обеспокоен, то другой способ определить синдром дауна у новорожденных – анализ хромосом на аномалии кариотипа.
Кариотип – это анализ крови, который исследует хромосомы человека, также их структуру. Для получения результатов теста кариотипа требуется от двух до пяти дней.
Иногда хромосомы будут перегруппированы, что называется транслокацией. Если у ребенка обнаружен транслокационный вид состояния, для его или ее родителей также должен быть проведен тест на кариотип, чтобы выяснить, являются ли они носителем транслокации.
Признаки и симптомы синдрома дауна у новорожденного
Лицевые симптомы синдрома дауна у новорожденных не являются аномальными, они не будут вызывать у ребенка какие-либо медицинские проблемы. Но если врач видит ряд этих особенностей вместе у одного ребенка, то начнет подозревать отклонения от нормы.
Эти физические особенности являются причиной того, что люди с синдромом Дауна похожи друг на друга, но имеют и семейные черты.
Глаза
Внешний угол глаза будет повернут вверх, а не вниз. Это иногда называют миндалевидными глазами. Очень похожи на форму глаз человека азиатского происхождения. Это, вероятно, будет наиболее преобладающей физической особенностью, когда ребенок вырастет.
Другим красивым дополнением к глазам являются пятна Brushfield, которые имеют вид белых точек, их можно увидеть близко к периферии радужной оболочки глаза (цветной части), часто описываются как звезды.
Плоский профиль
Глядя на ребенка сбоку, не будет много изгибов. Щеки, кажется, висят на лице. Это связано с плохим тонусом мышц лица и является характеристикой гипотонии, а не истинным маркером.
Язык
Родители детей, родившихся с синдромом Дауна, часто спрашивают: «Почему ребенок высунул язык?» Язык не убирается из-за небольшого рта, большого языка или просто плохого тонуса.
«Это не мило … это синдром Дауна»
Руки, Складка на ладони
Люди скажут, что только ладонная складка – отличительная характеристика новорожденного с синдромом Дауна.
Несмотря на теорию, только у 45% детей она есть. Отсутствие этой физической характеристики не означает, что ребенок не имеет его. 55%, у которых нет обезьяньей складки- результат гипотонии, поскольку рука не удерживалась в плотном кулаке, пока малыш рос в утробе матери.
Наличие складки не вызывает никаких проблем – руки будут работать нормально. Другие различия, иногда наблюдаемые у младенцев с синдромом Дауна – короткие пальцы и пятый палец или мизинец, который изгибается внутрь, клинодактильно.
Гипотония
Одним из наиболее распространенных признаков является гипотония или низкий мышечный тонус. Почти все дети с трисомией 21 имеют гипотонию, кажутся «гибкими» при рождении. Когда держите его, кажется, что проскользнет через ваши руки. Если положите малыша через руку, будет выглядеть как мокрая лапша, без возможности удерживать форму.
Гипотония влияет на каждую мышцу от лица до лодыжек. Она обычно улучшается с течением времени, будет самой большой проблемой в первые несколько лет и станет причиной ваших частых сеансов терапии.
Особенность – широкое пространство между первым (большим) и вторым пальцем ноги, которое часто называют сандаловыми пальцами.
Сопутствующие заболевания
Важно помнить, что ни у одного младенца с синдромом Дауна не будет всех описанных здесь заболеваний. Кроме того, число физических проблем не коррелирует с интеллектуальным потенциалом. Как и все остальные дети, каждый солнечный ребенок обладает своей уникальной индивидуальностью и сильными сторонами.
Сердечные дефекты
Около 50 процентов солнечных детей рождаются с сердечными проблемами. Наиболее распространенным дефектом сердца является атриовентрикулярный перегородный дефект или АВ-канал. Другие проблемы – дефекты межжелудочковой перегородки (VSD), дефекты предсердной перегородки (ASD), патентный артериальный проток (PDA).
Если обнаружены проблемы сердца, вас направят к детскому кардиологу, чтобы обсудить варианты лечения, которые часто включают коррекционную хирургию и лекарства.
Дефекты кишечника
Около 10 процентов малышей будут иметь проблемы с желудочно-кишечным трактом, такие как сужение или закупорка кишечника (двенадцатиперстной кишки), отсутствие анального отверстия (анальная атрезия), препятствие выходу желудка (пилорический стеноз) или отсутствие нервов в толстой кишке, называемое болезнью Хиршпрунга.
Большинство из этих пороков развития можно устранить хирургическим вмешательством.
Гипотиреоз
Люди с синдромом Дауна могут иметь проблемы щитовидной железы. У них может не производится достаточного количества гормона, что называется гипотиреозом. Гипотиреоз чаще всего лечится медикаментозно.
Особенности развития
У детей до 1 года, имеющих признаки синдрома дауна моторное развитие, происходит медленно; Они отстают от своих сверстников. Вместо того, чтобы ходить к 12-14 месяцам, как делают другие дети, солнечные дети обычно учатся ходить в 15 – 36 месяцев. Языковое развитие также заметно задерживается.
Важно отметить, что заботливая и обогащающая домашняя среда, раннее вмешательство и комплексные образовательные усилия окажут положительное влияние на развитие ребенка.
Знание того, что ребенок имеет проблемы, особенности развития может быть очень трудным. Вы можете чувствовать себя ошеломленным, боязливым и одиноким. Есть несколько вещей, которые можно сделать, чтобы помочь себе в первые дни жизни младенца, в том числе позволить себе скорбеть и просить о помощи.
Помните, что есть люди, которые могут вам помочь. Семья и друзья поддержат вас, так что будьте уверены, скажите им, что они могут сделать, чтобы помочь. Самое главное, быть уверенным и проводить время с ребенком.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Источник
Девочки, всем привет )) За последнее время я познакомилась с мамами «новеньких» малышей с синдромом Дауна.
У всех нас с рождением особенного ребенка, помимо страхов и переживаний о его судьбе, есть страх «все ли я делаю правильно, как ничего не упустить?».
Более опытные мамы делятся своим опытом, передавая из уст в уста ценную информацию, так как, к сожалению, единых стандартов и рекомендаций по поддержке детей с синдромом Дауна не существует. Я не врач, но в силу своей специальности (методолог) привыкла все раскладывать по полочкам и решила систематизировать наш общий опыт для общего пользования.
Сознательно не пишу названия препаратов, так как не вправе что-либо рекомендовать.
Этот пост будет дорабатываться с вашей помощью в том числе. У всех нас разный опыт и свои успехи. Предлагаю делиться друг с другом. Я буду выкладывать фото и если кто-нибудь подскажет как — то и видео занятий.
1. Рождение ребенка. 0-4 месяца
Основной врач это педиатр. Консультации невролога, ортопеда, эндокринолога, кардиолога по указанию педиатра. Проверка сердца, внутренних органов, гормонов щитовидной железы, слуха и зрения, головного мозга в зависимости от показаний. У нас было только ООО и поражение центральной нервной системы вследствие внутриутробной гипоксии.
Нужно получить результаты генетического исследования и по возможности проконсультироваться у генетика. Генетик не только подтвердит диагноз, но и даст рекомендации по действиям для поддержания и развития ребенка. Нам же именно генетик написал рекомендацию на оформление инвалидности.
Пока не стоит делать никаких прививок. Не стоит нагружать маленький организм пока не сформируется иммунитет. Перед прививками желательно сдать биохимический анализ крови, гормоны и иммуноглобулины, сходить на консультацию к иммунологу.
Мы до года проходили курсы по поддержанию иммунитета, после года начали принимать более взрослый препарат, но о прививках пока речи не идет, т.к. есть иммунодефицит. Прививаться обязательно будем, но чуть позже.
Синдром не лечится. Внимательно подумайте прежде чем давать согласие на медикаментозное лечение «синдрома» в частности ноотропами. Терапия должна быть обоснованной. Пусть врач объяснит на что направлено действие препарата, какие ожидания от курса и какие побочные эффекты. Если есть сомнения обратитесь к другим специалистам, спросите на форуме у мам с более взрослыми детьми с «синдромом». Многие центры по работе с детьми с СД полностью отрицают целесообразность медикаментов, что тоже является крайностью. Прислушайтесь к себе, но не стоит полагаться на волшебную таблетку, которая полностью исцелит.
Мы принимали препарат для укрепления сердечной мышцы по рекомендации кардиолога и препарат для улучшения нейронных связей из-за сильной гипоксии (после консультации у 2-х неврологов), стимуляторы нам не назначали.
Из занятий пока прием водных ванн, щадящий материнский массаж. Мамины прикосновения, песни, голос, тепло. Не стоит поддаваться стереотипу, что не стоит приучать ребенка к рукам. Держите на здоровье, это нужно и ему и вам. Любовь очень нужна вам обоим, делитесь этим чувством. Все серьезные занятия возможно будет начать когда вес достигнет 5 кг и не будет противопоказаний из-за сопутствующих заболеваний. А пока ежедневная гимнастика для общего укрепления: махи руками вверх-вниз, боковые выпады ручками «бокс», «велосипед ножками», вращение ножки согнутой в колене, выкладывание на животик. Если голова не держится, под грудь свернутое валиком полотенце или покрывалко.
Плавать в ванной с поддержкой руками. Практически все неврологи категорически не рекомендуют использовать круги для шеи для плавания.
Возможность получения инвалидности — обсудите с вашим педиатром и заведующей поликлиникой диагноз и порядок действий. В Москве получить проще даже при отсутствии сопутствующих заболеваний. Мы получили в 2 месяца. Инвалидность упрощает получение реабилитаций в будущем, а также дает не лишние льготы для семьи.
Игрушки. Выбирайте мобили с крупными контрастно окрашенными игрушками – сине-желтые, черно-белые, и т.п. Нежные пастельные цвета ребенок плохо видит в первое время. Можно размещать контрастные картинки в зоне видимости ребенка (до 50 см). Мы клеили на стены и подносили ребенка. Можно размещать в кроватке. В интернет есть более подробная информация.
К 3-м месяцам можно ребенка располагать в шезлонге и вывешивать перед ним игрушку, так чтобы она была рядом с ручками и хорошо видна ему. У него будет возможность задевать ее, а потом уже и осознанно по ней бить. Мы купили шезлонг как только выписались из больницы, очень удобное приспособление – ребенок всегда рядом и в комфортной позе. Регулировка спинки позволила довольно долго его использовать до того момента как ребенок не перебрался на пол. Еще до того как ребенок сядет у него будет возможность играть ручками и тем самым стимулировать мозговую активность. Но не ждите сразу особого интереса к игрушкам. Давайте ребенку легкие по весу игрушки в ручки. Интерес будет возрастать по мере взросления. Хорошо чтобы они были фактурными, шелестящими. Голенького ребенка хорошо гладить разными меховушками, мамиными волосами для стимулирования сенсорных ощущений.
Информация о посещении генетика с вопросами и ответами:
www.baby.ru/blogs/post/529185882-501203669/?public_key=NDg0YjEzNjY2NGZmN2I4ZjQxYWQxNzQxMWMzZjlhNjA=
p.s. Очень прошу все комментарии по поводу скринингов (как просмотрели, зачем рожали и тд и тп), пожелания терпения и т.п. и т.д. не публиковать )) Синдром Дауна это особенность, но не трагедия. Я постараюсь рассказать и описать по мере сил и возможностей что это такое и как с этим жить.
Всем мира, добра и позитива!
Источник
Когда мы говорим “мелкая моторика”, мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.
Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках и рисуем. Короче, без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер. К тому же развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи. Попробуем это объяснить простым языком:
В мозгу зоны, ответственные за развитие речи находятся рядом с речевыми зонами, поэтому, развивая моторику рук, мы способствуем прохождению импульсов через речевые зоны и так помогаем формированию связей и в речевых зонах тоже.
От рождения до полутора лет обычный ребёнок начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия, учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.
От полутора лет захват-клешни (большой палец отдельно от всех остальных) начинает меняться на более точные движения, ребёнок уже может обособлять остальные пальцы, появляются щипковые и щипотковые захваты (тремя пальцами)
Совершенствуется связь между полушариями мозга, поэтому дети начинают учиться рисовать не каракули, а линии и круги, учатся резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.
Ближе к трём годам мелкая моторика вступает уже в прямую связь с развитием речи. Отмечено, что если ребёнок не умеет работать с мелкими предметами (поймать бусинку, переложить зёрна из миски в миску, правильно захватить карандаш и т.п.), то его речь в 100% случаев имеет определённые моменты недоразвитости.
В норме ребёнок совершенствует вплоть до школы приобретённые навыки мелкой моторики, оттачивает точность движений. Ближе к 4 годам настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята умеют ловко поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, могут держать тремя пальцами карандаш (щепотью). Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, могут писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии. Формируется захват пинцетом – ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем.
Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.
Развитие мелкой моторики у детишек-дауняток идёт с некоторыми нарушениями в связи с особенностями физиологического развития:
• имеются анатомические особенности строения кисти и запястья,
• наблюдается сниженный мышечный тонус,
• присутствует избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,
• часто встречаются проблемы со зрением, которые мешают развитию координации “рука-глаз”,
• имеется недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия, поэтому многие движения даются с трудом.
Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. В норме большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти. Поэтому изначально мы работаем с развитием кисти руки. Тут незаменимы пальчиковые игры, массажи рук и запястий, телесоориентированные игры. Для формирования осознания того, что ручки могут работать и делать достаточно много, нужно использовать все приёмы арттерапии: рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина (сначала супермягкого, затем – всё твёрже, вплоть до глины). Работая с пластилином, нужно научить ребёнка катать шарики и колбаски, резать пластилиновые колбаски ножом, делать лепёшки и блинчики. Полезно раскатывать колбаски скалкой, втыкать в пластилиновый шарик спички (получится ёжик). Полезно научить ребёнка рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации, делать коллажи и пластилинографии. Например, из картона вырезается основа-жучок, ребёнку помогаем размазать по всей поверхности пластилин, а потом на пластилин прикрепляем зёрна – пятна. Идли другой вариант: взрослый рисует на бумаге дерево, ребёнок отрывает от колбаски пластилина кусочки и прикрепляет на веточки – получились листики.
Постепенно необходимо увеличивать нагрузку на мышцы запястья, ведь когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Тут надо обратить внимание на любые вращательные и силовые упражнения. Например – сжимать рукой игрушку-пищалку, кидать мячик просто так и в цель, выполнять танцевальное движение «фонарики».
Для развития движений запястья малыш может играть в «Ладушки» и аналогичсне игры. Вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу и мелкие камушки.
Хорошо развивает запястье упражнение – катание шарика. На начальном этапе мама катает по ладошке ребёнка шарики разного размера, с пупырышками и дырочками. Потом учим ребёнка самого катать шарик по столу круговыми движениями.
Изготовьте тренажёры – ленту. На плотную трубку (например, середина рулона туалетной бумаги) наклеивается атласная лента. Учите ребёнка заматывать и разматывать ленту на основу. При этом ленты должны быть разной длины и ширины, чтобы ребёнку было интереснее.
Развитию запястья способствуют игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек от баночек, накидывание колец на кольцеброс.
Возьмите колечко кольцеброса, научите ребёнка просовывать через колечко разные предметы, от мелких шариков до мягких игрушек и тряпочек. Научите ребёнка катать снежки или скатывать крупные шары из теста. Предложите малышу свернуть бумагу в шар.
Помогают в развитии мелкой моторики игры с водой и песком. В воду можно кидать разные по весу шарики (сделайте их сами, набив разными вещами пластмассовые коробочки из под киндер-сюрприза), потом эти шарики надо вылавливать как руками, так и ситечком. Полезно переливать воду из чашки в чашку, научить ребёнка заливать воду в бутылку с помощью воронки.
Возьмите прозрачный стакан с водой, добавьте туда комком яркую гуашь, научите ребёнка размешивать краску в стакане ложкой. Можно обыграть это упражнение – вы готовите, например, кукле лекарство.
Играя с песком, научите ребёнка пропускать песок сквозь пальцы, руками закапывать и откапывать мелкие игрушки (не лопаткой, а именно руками!), можно на песочке рисовать пальчиками, ребром ладони и всей ладонью линии, выкладывать дорожку из цветных камешков. Также научите ребёнка просеивать песочек с помощью ситечка на ручке, чтобы достать «спрятавшиеся» в песке камешки или бусинки.
Играйте как можно более разнообразно с музыкальными детскими инструментами. Советую приобрести погремушки разного веса и звучания, бубен, барабанчик, колокольчики, трещотки. Много интересных шумовых игрушек можно приобрести в музыкальных магазинах, обратите внимание на русские народные и украинские инструменты. Помогают в формировании моторики музыкальные занятия на пианино. Отмечу особо, что у детей с синдромом Дауна часто просто великолепные музыкальные способности.
Детям с синдромом Дауна нужны особые развивающие занятия с гимнастическими принадлежностями: палками, кольцами, лесенками. Но даже без специальных курсов, вы можете развивать ручки ребёнку – посадите на стульчик, дайте ребёнку схватиться ладошкой за большие ваши пальцы, а остальными вашими пальцами обхватите ручку ребёнка. Потяните к себе, чтобы ребёнок привстал. Как только ребёнок научится крепко хвататься, разнообразьте упражнение, предлагая схватиться за палку, кольца кольцеброса. Устройте шуточное перетягивание верёвочки или палочки.
Купите ребёнку игрушечный руль. Ребёнок не только будет нажимать на кнопочки, но и крутить руль «как папа», отрабатывая движения запястья.
Если ребёнок уже достиг возрасте 3-4 лет, предложите ему поиграть под вашим присмотром прищепками и скрепками. Прищепки нужно прикреплять на круглую металлическую коробку из-под конфет или печенья, а потом – снимать. Для работы со скрепками приготовьте яркое пособие – из жёлтого плотного картона изготовьте рисунок-солнышко. Малыш на начальном этапе учится только снимать скрепки-лучик, которые вы заранее надели на солнышко. А на следующих этапах – уже сам надевает.
Кончено, упражнений гораздо больше, вам их с удовольствием подскажут на занятиях в развивающих центрах.
Источник