С ковалев синдром приобретенной беспомощности

7.2. Как изменить отношение к жизни
…
О синдроме приобретенной беспомощности
Особенно это характерно для тех, кто умудрился, хотя зачастую не по своей воле, заразиться психологической чумой двадцать первого века — Синдромом Приобретенной Беспомощности или, коротко, СПИБом (синдром приобретенного иммунодефицита или СПИД, — это физиологическая чума данного столетия). Открыт он был на собаках, которых, привязывая или ограничивая любым другим образом, подвергали весьма неприятным воздействиям — ударам электротоком. Так вот, после того, как исследователи всласть поиздевались над бедными животными в первой части эксперимента, во второй они их отпустили (отвязали, убрали загородки и т.п.) и вновь продолжили свои издевательства. Но только четыре из десяти собак (40%) покинули место пыток (хотя их, напоминаю, ничего уже не удерживало)! Вот так и был открыт феномен СПИБа — весьма неприятного (мягко говоря) пограничного психического расстройства, «подцепившие» которое люди отказываются от принятия направленных на улучшение их состояния действий в ситуациях, когда они объективно могли бы это сделать!
Поскольку синдромом приобретенной беспомощности нынче страдает огромное количество наших соотечественников, разберемся в его механизмах и возможностях излечения от этой проклятущей напасти. Согласно исследованию М. Зелингмана и К°, попадет ли человек в ловушку СПИБа или нет, определяется тем, как он или она объясняют происходящее с ними (авторы назвали это атрибутивным стилем). И если вы предпочитаете стиль пессимиста, синдром приобретенной беспомощности скоро примет вас в свои объятия.
Оказалось, что у этого стиля есть три главные составляющие.
— Отношение к любой неудаче, как к своей собственной ошибке (т.е. эти люди обвиняют себя и только себя) и/или к тому, что произошло только с ними одними («Это я во всем виноват!» и/или «Это только со мной!»).
— Убежденность в том, что подобные неудачи будут повторяться и далее («Это навсегда!»).
— Уверенность в том, что такие же сбои и провалы будут присутствовать и в других областях их жизни («Это везде и во всем!».
Так что для того, чтобы стать хроническим пессимистом, вам необходимо при любой неудаче, во-первых, обвинить самого себя (окружающие и окружающее ни при чем и, в отличие от вас, в полном порядке). Во-вторых, решить, что так будет всегда, что бы вы ни сделали, ничего изменить не удастся. А в-третьих, предположить, что все это повлияет, а то и чудесным образом перенесется на все, что вы делаете или собираетесь делать. И наоборот, чтобы стать записным оптимистом, вполне достаточно, во-первых, любую неприятность рассматривать как некую комбинацию внешних обстоятельств, а если вы уж действительно что-то сделали не так, принимать это только как обратную связь и только о вашем поведении, а не о личности в целом. Во-вторых, четко воспринимать то, что случилось, как единичный случай, одновременно с интересом размышляя о том, что лично вы могли бы сделать и какой урок извлечь. А в-третьих, рассматривать неприятность как вполне конкретный эпизод, который вряд ли скажется на других областях вашей жизнедеятельности.
Из всего вышесказанного следует еще одна весьма простая стратегия работы со стрессом /27; с. 159/.
«Когда ваше тело говорит вам, что вы находитесь под действием стресса:
1. Осознайте ощущения в своем теле. Подстройтесь к себе. Эти ощущения реальны, даже если вы думаете, что их не должно быть.
2. Сосредоточьтесь на вызвавшем стресс эпизоде.
3. Какое значение вы придаете этому переживанию?
— Когда вы получите ответ, спросите себя: «Что еще могло бы это значить?» А затем: «Какой смысл я хотел бы придать этому эпизоду?»
4. Что бы вы могли сделать с этим?
— Находится ли это в области вашего влияния?
— Если нет, оставьте все так, как есть, и пусть оно продолжается.
— Если да, то, какими ресурсами вы обладаете, чтобы изменить положение?
— Что бы вы хотели, чтобы произошло в этой ситуации?
— Какова ваша цель?
5. Какой урок вы можете извлечь из этого случая, чтобы в следующий раз избежать неприятностей?»
Источник
Поведение человека при синдроме выученной (или «приобретённой») беспомощности кажется парадоксальным. Так называют состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток решить какую-то проблему и избавиться от дискомфорта, хотя имеет такую возможность.
Человек продолжает страдать, хотя достаточно одного простейшего движения, чтобы устранить причину страдания.
Состояние выученной беспомощности появляется обычно после нескольких попыток воздействовать на источник неприятностей или избегать его; после того, как попытки не произвели ожидаемого эффекта, индивид совсем прекращает какие-то действия, становится пассивным, теряет чувство контроля и свободы. У человека в такой ситуации может развиться подавленное настроение, депрессия, может ускориться наступление смерти.
Феномен выученной беспомощности впервые открыл и изучил американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он провёл особые эксперименты, подтверждающие его предположения.
Эксперимент Селигмана
Предпосылки к проведению и цель исследования
Основному эксперименту Селигмана предшествовали ранние исследования, проведённые над собаками в Пенсильванском университете. Исследования проводились на основе теории И. П. Павлова.
Сначала у собак попытались выработать условный рефлекс страха на звук высокого тона. При этом использовалось негативное подкрепление: после подачи звука собака подвергалась несильному, но ощутимому удару электрического тока. Собаки в это время сидели в закрытых клетках. После нескольких таких стимуляций клетки открыли.
Авторы эксперимента ожидали, что собаки, услышав звук, будут убегать, чтобы избежать удара током. Однако, к всеобщему удивлению, этого не происходило. Вместо того после подачи звука животные ложились на пол и жалобно скулили, несмотря на открытые клетки. Этот результат противоречил теории бихевиоризма, который в то время был самым популярным течением в психологии.
Селигман предположил, что собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха – ведь они ложатся на пол, дрожат и скулят; а вследствие того, что они перед этим несколько раз пытались избежать этого удара и терпели неудачу, после чего перестали бороться и привыкли к его неизбежности. Другими словами, собаки как бы «научились беспомощности».
Ход эксперимента
Селигман решил проверить своё предположение с помощью специального эксперимента. Вместе со своим коллегой Стивеном Майером он разработал новую схему на основе первоначальной, введя в неё три группы собак в качестве испытуемых.
Первая группа собак имела в клетках специальную панель, с помощью которой можно было отключить систему, вызывающую удар током; эти собаки, таким образом, изначально могли контролировать ситуацию, и их действия имели значение. Собаки из второй группы не имели такой возможности, но их система подачи тока была связана с панелью в клетке собак из первой группы: когда собака из той группы нажимала на панель, ток отключался и у второй группы. Собакам из третьей, контрольной группы вообще не наносились удары током.
Первоначально собакам из первых двух групп наносились абсолютно одинаковые по интенсивности удары в течение одинакового времени. Естественно первые собаки могли прекратить неприятное воздействие, а вторые успевали убедиться, что не могут этого сделать.
После этого все три группы собак были посажены в один ящик с перегородкой, через которую они могли легко перепрыгнуть, чтобы избежать удара током. Собаки из первой группы именно так и поступили. Перепрыгивали перегородку и собаки из контрольной группы. Но те собаки, которые состояли во второй группе и были научены «негативным опытом борьбы», метались по ящику, а затем ложились на пол, скулили и переносили удары, сила которых всё увеличивалась.
Полученные результаты
Селигман и Майер заключили, что состояние беспомощности вызывают не сами неприятные события, а опыт невозможности контролировать эти события. Человек или животное становится беспомощным, если привыкает к тому, что от его действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение никак повлиять нельзя.
Этот основной эксперимент Селигмана получил большую известность, его описывали солидные научные журналы, а сам Селигман получил премию Американской психологической ассоциации.
Продолжение исследований
Однако явление выученной беспомощности требовало дальнейшего изучения. И вскоре психологи Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден поставили новый эксперимент. Это исследование, ставшее знаменитым, проводилось в одном из американских домов престарелых.
Исследовательницы случайным образом выбрали в этом доме престарелых два этажа, жильцы которых стали участниками эксперимента. Были сформированы две группы: экспериментальная (8 мужчин и 39 женщин) и контрольная (9 мужчин и 35 женщин), каждая группа состояла из жильцов определённого этажа.
Участникам из экспериментальной группы были созданы условия, при которых они были в большей степени ответственны за себя и свой образ жизни. Участники из контрольной группы жили обычной жизнью, в условиях максимальной заботы персонала.
Участникам из контрольной группы, жившим на втором этаже, работники сказали: «Мы хотим, чтобы ваши комнаты были максимально уютными, мы будем регулярно прибирать в них; мы будем следить за тем, чтобы вы были здесь счастливы. Мы хотели бы воспользоваться возможностью и вручить вам маленькие подарки (каждому участнику подарили по растению); эти растения мы будем каждый день поливать, чтобы они всегда были свежими и живыми. Вам не нужно ничего делать самим…».
Участникам из экспериментальной группы, жившим на четвёртом этаже, сказали: «Вы сами должны решить, как будут выглядеть ваши комнаты; хотите ли вы оставить всё, как есть, или что-то переставить – в этом случае наши работники помогут вам в этом. Вы должны сообщить нам свои пожелания, сказать, что бы вы хотели сделать или получить в доме престарелых. Если вы хотите завести растение, вы можете выбрать любое из предоставленных вам; при этом вы должны будете ухаживать за своими растениями, поливать их и содержать так, как считаете нужным. Во вторник и в пятницу мы устроим показ фильма; вы сами должны решить, в какой день вам будет удобно пойти на киносеанс и хотите ли вы вообще смотреть фильм».
Таким образом, всем участникам сказали по существу одно и то же, однако из обращения к контрольной группе было ясно, что большую часть решений за них будет принимать руководство заведения.
Эксперимент продолжался три недели, в течение которых работники дома престарелых придерживались заявленной для каждого этажа политики. По прошествии этого времени пациенты были опрошены на предмет удовлетворённости собственной жизнью в заведении. Были также получены данные по общительности всех пациентов, их активности, питанию и другим параметрам.
Различия между двумя группами жильцов были существенными. Так, у экспериментальной группы было отмечено увеличение среднего уровня счастья, а у контрольной этот показатель понизился. Общее состояние пациентов из экспериментальной группы улучшилось, а у контрольной группы – ухудшилось. Различалось и время, потраченное на беседы с другими постояльцами, персоналом, пассивное наблюдение за работниками.
Результаты эксперимента показали, что ощущение возможности контролировать свою жизнь благотворно сказывается на здоровье, самочувствии и общем состоянии людей. Большинство участников из экспериментальной группы посмотрели фильм и поучаствовали в организованном соревновании. Возможно, что проблемы, сопутствующие старению людей (потеря памяти, снижение тонуса), могут быть связаны с потерей возможности контролировать свою жизнь; и если так, то можно улучшить самочувствие стариков, предоставив им право самостоятельно принимать решения и чувствовать свою компетентность.
Через некоторое время исследовательницы вернулись в этот дом престарелых, чтобы проверить, действует ли ещё эффект контроля из первого эксперимента. Оказалось, что самочувствие жителей из экспериментальной группы остаётся на высоком уровне, а у жителей из контрольной группы оно снижено. Кроме того, за это время умерли 30 процентов участников из контрольной группы и только 15 процентов – из экспериментальной. Было выявлено, что старики из контрольной группы склонны проявлять деструктивное поведение – например, отказываются от еды или лекарств; ведь это единственное, что они ещё могут выбрать.
Впоследствии проводились и другие эксперименты. В некоторых из них изучалось влияние ощущения контроля на тревожность. Переполненный лифт казался более свободным и безопасным тем пассажирам, которые стояли ближе всего к панели управления. В другом исследовании две группы людей решали задачи при сильном шуме; участники из первой группы никак не могли выключить звук, а участникам из второй группы сказали, что они могут в любой момент выключить звук, но их просят не выключать его, пока они могут его терпеть. В результате вторая группа участников решила задачи гораздо успешнее, чем первая.
Влияние воспитания детей на выученную беспомощность
Эксперимент с жителями дома престарелых также смог продемонстрировать, как следует и как не следует воспитывать детей; при неправильном воспитании у них может развиться выученная беспомощность. Не случайно пожилые люди иногда сравниваются с детьми.
Состояние выученной беспомощности может вызвать чрезмерная опека. Ситуация, когда родители всё делают за ребёнка и пресекают попытки самостоятельных действий, закрепляет в его сознании ощущение того, что от его поведения ничего не зависит. Родители, чрезмерно опекающие своего ребёнка, обычно исходят из лучших побуждений, но в результате они лишь вредят ему, блокируя ощущение свободы и ответственности за свою жизнь.
На поведение ребёнка в будущем влияют и наказания, которым он подвергается в детстве. Существует распространённая легенда о слонёнке, которого привязали к не очень большой палке. Слонёнок пытается выдернуть палку, но у него не получается. Тогда слонёнок вообще прекращает это дело. Проходит много лет, он превращается в огромного взрослого слона, и палочка по сравнению с ним стала очень маленькой, так что ему не составляет никакого труда её вытащить или растоптать ногами; но он не делает этого и остаётся сидеть неподвижно, привязанный к этой маленькой палочке.
Кроме того, появление выученной беспомощности бывает связано с так называемой вторичной выгодой. Допустим, ребёнок заболел. В этот момент мама проявляет к нему повышенное внимание, не ругает, не критикует, больше любит его. Ребёнок такое отношение к себе находит более выгодным и в будущем старается чаще и больше болеть. Это состояние потом переносится и на взрослую жизнь: человек старается вызвать у всех жалость, выглядеть несчастным и больным, чтобы заслужить заботу и любовь окружающих.
Бывает, что человек не может контролировать ситуацию и замечает, что его проблемы кто-то решает за него. Это тоже переносится в подсознание. Человек «выучивается беспомощности», поскольку для него нет нужды напрягаться, ведь всё равно его дело сделает кто-то другой. Просто обязан сделать.
Для возникновения вторичной выгоды необходимо, чтобы кто-то другой постоянно поддерживал в человеке это состояние, включался в его игру. При этом может сформироваться взаимная зависимость: родитель или другой человек старается быть нужным «больному», чтобы чувствовать свою важность и смысл своей жизни, а «больной» становится зависим от этого человека.
Таким образом, выученная беспомощность становится своего рода «вредной привычкой», сродни курению или алкоголизму. И зачастую изначальное формирование этой привычки закладывают именно родители, проявляя чрезмерную заботу о своих детях и лишая их самостоятельности.
Смотреть видео
Источник
В этом выпуске: «У меня не получится», «я не смогу это сделать, не думал, что так сложно будет», «я не знаю, что выбрать. У меня нет выбора», «я так всегда делаю и в семье так делали», «я не знаю чего я хочу», «это трудно начать», «я не могу контролировать и менять события в моей жизни», «мне нужно просто переждать и оно само измениться и пройдет, может быть», «не могу», «не хочу», «все бесполезно» и многое другое.
Если вы узнали себя, просто продолжайте внимательно читать, в тексте есть много ответов.
Определение learned helplessness, или выученная беспомощность, возникло благодаря американскому психологу Мартину Селигману в 60х годах и и звучит как
— состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего положения (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. Появляется как правило после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность.
У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. (Википедия)
В 1964 году ученый Селигман (я буду часто на него ссылаться) участвовал в экспериментах над собаками по схеме И.П. Павлова, целью которых было исследование и формирование у подопытных условных рефлексов страха на звук высокого тона. Собак, запертых в клетках, били сильными ударами электрического тока после того, как раздавался звук.
После нескольких стимуляций, клетки с животными открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Будут ли они рефлекторно разбегаться в стороны, услышав громкий звук, и бояться повторных ударов током. Однако ожидания не оправдались. Собаки не совершали никак попыток убежать, хотя клетки были совершенно открыты. Они наоборот, ложились на пол и скулили, ожидая разряд тока.
Мартин Селигман предположил, что, возможно, собаки не пытаются избежать удара током не из-за отсутствия страха — по их поведению было очевидно, что они ожидают удара — а потому, что в ходе эксперимента они несколько раз попытались избежать его, но поскольку это не получилось, они привыкли к его неизбежности. Иначе говоря, собаки «научились беспомощности».
Затем данный феномен беспомощности неоднократно исследовался и подтверждался другими учеными психологами в различных интерпретациях, и на людях в том числе.
Так же, хочется отметить эксперимент на студентах, который проводил немецкий ученый Юлиус Куль. Им предлагали решать интеллектуальные задачи различной степени сложности.
Все задачи не имели решения, но студенты об этом не знали. Безуспешные попытки решить различные задачи сопровождались негативными комментариями ученого о способностях испытуемых. Многие из них впадали в отчаяние и тревогу, начинали сомневаться в своих возможностях, что значительно снижало их самооценку.
Затем студентам предложили простую задачу, которую уже можно было решить. Но они и с ней не справились, поскольку уже выработался механизм беспомощности.
Другие ученые определили, если эксперименты определения беспомощности проводились не продолжительное время и в мягких условиях, у испытуемых возникало желание сопротивления. Они были мотивированы справляться со сложностями, что приводило к улучшению их деятельности.
Но если же экспериментальные условия были более продолжительными и жесткими, это приводило испытуемых к потере мотивации и контроля над ситуацией. К отсутствию усилий для восстановления деятельности.
Если испытуемый воспринимал неудачу, как внешний неустойчивый фактор, он мог возобновлять усилия для решения новой задачи и улучшал результаты.
Если он относил неудачу к внутренним факторам своих способностей — это значительно понижало его самооценку и приводило к дефициту возможностей решить задачи, снижало его эффективность. И в дальнейшем приводило к беспомощности.
Выводы Селигмана про выученную беспомощность — это дефицит способностей в трех сферах: мотивационной, когнитивной и эмоциональной. Мотивационный дефицит проявляется в отсутствии навыка побуждать себя к действию, когнитивный — в неспособности быть гибким, осознавать, что единичный промах — не катастрофа, эмоциональный — в подавленном состоянии и чувстве безысходности (на этой почве часто развивается депрессия).
Депрессивные люди действуют паттерно и считают, что они не могут контролировать элементы своей жизни, которые могут облегчить их страдание и принести удовлетворение. Они сдаются и считают себя беспомощными, даже не совершают попытки себе помочь.
Маркеры беспомощности те, которые я указала в начале статьи:
— не могу; не хочу; это невозможно; всегда; никогда; все бесполезно и др.
За всеми этими словами стоит неуверенность в собственных силах, отсутствие позитивного опыта, страхи и тревога. Отсутствие опоры на себя и возможность видеть позитивный прогресс. Люди, с подобными внутренними ощущениями, могут воспринимать их как чувство усталости, злости, апатии, потери интереса, непонимание происходящего, деструктивное поведение по отношению к себе или другим.
Как формируется беспомощность?
В дальнейших своих исследованиях Мартин Селигман определил, что подопытные собаки воспитывали в своих щенках беспомощность.
Что уж говорить про людей.
Психолог Диана Циринг определила четыре типа родительского поведения, которое может привести к беспомощности у детей:
— гиперопека и защита (чрезмерный контроль, отслеживание каждого действия ребенка) — полное отсутствие самостоятельности у ребенка;
— возложение на ребенка слишком большой ответственности — приводит к ощущению невозможности соответствовать возложенным ожиданиям. Поэтому лучше ничего не делать;
— жестокое обращение — формирует у ребенка бессилие противостоять насилию взрослого, он намного меньше и силы не равны. Поэтому любые действия напрасны, даже не нужно пытаться;
— непоследовательное воспитание — чтобы не делал ребенок, ответная реакция не может быть предсказуемой и понятной.
Так же, родители могу формировать у детей полную апатию или беспомощность из благих намерений помочью сделать за него.
Далее функцию воспитания в личности ощущения беспомощности выполняет социум. Где практически все взаимоотношения делятся по принципу управление-подчинение.
Во многих компаниях мнение и решение начальника является единственным верным, а идеи и мнения сотрудников даже не учитываются.
Преподаватели, гуру, ученые имеют власть над своими подопечными, их знания считают самыми верными, не подлежат сомнениям. У учеников есть только возможность слушать.
Практически все мужчины в семье считают себя главой, а жена может восприниматься как личность слабее, которая должна подчиняться. Быть робкой. Отсюда рождение эпидемии выученной женской беспомощности, жертвенности, а соответсвенно и насилие в семьях.
Жертвенность общества перед лицом государства. Перенос ответственности за свою жизнь и потребности на других.
Выученная беспомощность может формироваться вследствие повторяющихся неудач.
Как спастись?
Переходим к приятным новостям. В последствие, ученому Селигману удалось научить подопытных собак самостоятельно спасать себя от тока.
У каждого человека тем более есть шансы. Необходима внутренняя работа по отлову своих стопов и паттернов, которые приводят к бессилию и беспомощности. (С помощью психотерапевта — быстрее или самостоятельно, если это возможно, но понадобится больше усилий).
Полярная сторона беспомощности — это активная деятельность, исследование сложности и сканирование пространства на предмет ее решения.
Что это значит (можете расписать для себя) :
— признание проблемы своей беспомощности, что она существует;
— исследование возможных истоков этой сложности;
— признание и проживание эмоционального состояния по этому поводу;
— изучение и обнаружение своих желаний, потребностей;
— разрешение себе права получить новый опыт, который не обязательно повторит старый;
— разрешить себе ошибаться, быть неправым и снова пробовать с пониманием, что это нормально;
— обнаружить свои слабые и сильные стороны, ресурсы и поддержку для изменений и пути;
— вспомнить кто есть за вашей спиной, кто может поддержать, помочь, какие позитивные опыты были раньше, где удавалось преодолевать трудности;
— понять, что можно, при необходимости, обратиться за помощью;
— необходимо разбить свой путь достижения цели на план, который будет состоять из маленьких целей и действий;
— принять ответственность за путь и мини-цели, за то, что результат может быть разным, но обязательно многое получится и это будет зависеть от вас;
— создать стратегии преодоления препятствий в возможных вариантах;
— начать реализацию каждого конкретного шага;
— повышать свою самооценку и поддерживать себя.
Выученная беспомощность не дает возможности даже взглянуть на глобальные изменения. Они будут казаться очень сложными и невозможными для исполнения. Поэтому принцип мини-целей, которые в результате формируют изменения и, с которыми постепенно ты можешь справляться, эффективно помогают.
Если ты сидишь на нелюбимой работе из-за страха неизвестности. Потому что так привычно. Как бы тебе не было там плохо, ты придумаешь каждый день новые и новые причины не увольняться, тогда попробуй следующее:
— распиши чего ты боишься, если уволишься (отсутствие новой работы, денег, осуждения)
— какие действия ты можешь предпринять, чтобы избежать этого?
Например, если боишься остаться вовсе без работы — начни искать варианты, которые тебе могут подойти. Ходи по собеседованиям, присматривайся, примеряй на себя роль нового работника. Восстанавливай свою способность двигаться и понимать, что в мире очень много разной работы и тебе может многое понравиться.
Если боишься остаться без денег. Переживаешь, что первое время на новой работе будет маленькая зарплата. Посчитай свои базовые необходимые расходы. Какая это сумма в месяц?
Попробуй насобирать три таких суммы, чтобы хватило пару месяцев не работать. Не говори, что это невозможно. Ищи способы.
Сколько месяцев и какую сумму тебе нужно откладывать каждый месяц, чтобы достичь желаемой подушки финансовой безопасности?
Посчитай и, получая зарплату каждый месяц, откладывай назначенную сумму. Пойми, что это возможно.
Дополняй каждое свое действие, каждую выполненную мини-цель позитивным подкреплением — это может быть прогулка, приятный бонус, возможно что-то сладкое или то, что ты любишь.
Постепенно, после повторения подобных действий, в мозгу формируются новые устойчивые нейронные связи, а соответсвенно и понимание, что все возможно. Вариантов и действий много. Это однозначно придает уверенности в себе, в способности улучшать свою жизнь. А так же повышает самооценку.
Автор: Нечаева Юлия
Источник