Семиотика и синдромы поражения органов дыхания

«Утверждаю»
зав.кафедрой
педиатрии,
д.м.н.,
профессор
А.И.Кусельман
__________________
«____»
_____________2006г.
Методические
рекомендации
для
студентов 3 курса педиатрического
факультета по теме:
Продолжительность
занятия – 2 часа
Основные
вопросы темы:
Семиотика
кашляСемиотика
изменений перкуторного звука.Семиотика
изменений дыхательных шумов у детей.Синдромы
поражения разных уровней дыхательной
системы: верхние дыхательные пути
(назофарингит, ларингит)Синдромы
поражения средних дыхательных путей
(трахеит, бронхит)Синдромы
поражения нижних дыхательных путей
дыхательных путей (бронхиолит, пневмония).Синдром
дыхательной обструкции и его причины.Синдром
дыхательной недостаточности, степени
тяжести.
Цель
занятия:
Научить
понимать отдельные симптомы и синдромы
при изучении системы органов дыхания
у детей разного возраста.
Студент
должен знать:
Методику сбора
анамнеза.Технику сравнительной
и топографической перкуссии грудной
клеткиВозрастные границы
и размеры легкихПравила аускультации
и основные изменения дыхательных шумовПроявления
дыхательной недостаточности
Студент
должен уметь:
Различать
дыхательные шумы, и уметь давать им
клиническую характеристикуДифференцировать
перкуторные звуки грудной клеткиВыявлять клинические
признаки дыхательной недостаточности
Вопросы
для самостоятельного изучения студентами:
Синдром крупа.
Семиотика патологии
плевры
Оснащение
занятий: лекционный
материал,таблицы,
схема истории болезни, ориентировочная
карта действия, аудиоархив с записями
дыхательных шумов.
УИРС:
граф-логической
структуры:
дифференциальный
диагноз обструктивного и рестриктивного
синдромов
причины
кашля
Методические указания
Кашель— один
из самых характерных признаков поражения
органов дыхания. Представляет собой
сложный рефлекторный процесс, начинающийся
с фазы короткого вдоха, вслед за которым
следует форсированный выдох. При этом
воздух покидает воздухоносные пути под
давлением, что сопровождается звучным
кашлевым толчком. Кашель может быть
отнесен к физиологическим защитным
актам организма, которые обеспечивают
выделение из дыхательных путей слизи,
экссудата или инородного тела, хотя, с
точки зрения клинициста, это патологический
симптом, т.к. у здоровых детей его
практически не бывает.
Следует отметить
возможность отсутствия кашлевого
рефлекса у новорожденных. Кашлевой
рефлекс может отсутствовать у детей,
больных врожденной амиотонией,
полиомиелитом в паралитической стадии
и другими заболеваниями, сопровождающимися
параличом дыхательных мышц, а также у
больных со значительным накоплением в
брюшной полости асцитической жидкости.
Наиболее типичен
кашель при коклюше: кашель протекает
пароксизмами (приступообразно) с
репризами(протяженным, высоким
вдохом) и сопровождается покраснением
лица и рвотой. Пароксизмы кашля чаще
наблюдаются ночью. Кашель при поражении
гортани обычно сухой,грубый
и лающий. Он настолько характерен,
что дает возможность на расстоянии
заподозрить поражение гортани (ларингит
или круп). Кашель при трахеитегрубый(как в бочку).При
бронхитахкашель может быть как
сухим (в начале болезни), так и влажным,
с отделением мокроты. Прибронхиальной
астмеобычно отделяется тягучая
мокрота. При воспалении легких в первые
дни болезни кашель чаще сухой, в
последующие дни он становится влажным.
При вовлечении в процесс плевры кашель
становитсяболезненным(крупозная пневмония, плеврит).Битональный
кашель— спастический кашель,
имеющий грубый основной тон и музыкальный
высокийIIтон, возникает
от раздражения кашлевой зоны бифуркации
трахеи увеличенными лимфатическими
узлами или опухолями средостения и
наблюдается при туберкулезном
бронхоадените, лимфогранулематозе,
лимфосаркоме, лейкозе, опухолях
средостения (тимома, сарком; и др.).Мучительный сухойкашель встречается при фарингитах и
назофарингитах.
Чтобы
решить вопрос: сухой или влажный кашель
— необходимо наблюдать за ребенком, не
заглатывает ли он мокроту. Обильное
выделение мокроты (гнойной) полным ртом
у маленьких детей наблюдается при
опорожнении абсцесса или нагноившейся
кисты легких в бронхи. У старших детей
много мокроты бывает при хронической
пневмонии, когда уже имеются бронхоэктазы.
Иногда большое
значение имеет изменение кашля в течение
болезни. Так, редкий кашель в начале
заболевания нередко наблюдается при
острых респираторных инфекциях. Если
затем он становится все более частым и
влажным, то это может быть признаком
развития бронхиолита и пневмонии.
При поражении
органов дыхания появляется изменение
перкуторного звукаразной
интенсивности.
Укорочениеперкуторного звука отмечается:
при уменьшении
воздушности ткани легкого: а) при
воспалении легких (инфильтрация и отек
альвеол и межальвеолярных перегородок);
б) при кровоизлияниях в легочную ткань;
в) при значительном отеке легких (обычно
в нижних отделах); г) при рубцевании
легких; д) при спадении легочной такни
— ателектаз, сдавление легочной ткани
плевральной жидкостью, сильно расширенным
сердцем, опухолью в грудной полости;при образовании
в легочной полости другой безвоздушной
ткани: а) при опухолях, б) при образовании
полости в легких и скоплении в ней
жидкости (мокрота, гной, эхинококковая
киста) при условии, если эта полость
более или менее наполнена жидкостью;при заполнении
плеврального пространства: а)
экссудатом (экссудативный плеврит) или
транссудатом; б) фибринозными
наложениями на плевральных листках.
При экссудативном
плеврите, если жидкость не заполняет
всего плеврального пространства,
можно определить линию Эллиса-Дамуазо-Соколова
— верхняя граница тупости с высшей
точкой на заднеаксилярной линии. Отсюда
она идет внутрь и вниз. Линия соответствует
максимальному уровню стояния жидкости,
при этом происходит смещение легких к
корню выпотом.
Рисунок
1. Изменение
перкуторного звука при экссудативном
плеврите.
1
— линия Эллиса — Дамуазо — Соколова;
2 – треугольник
Гарлянда; 3 —
треугольник Грокко —Раухфуса.
На
пораженной стороне при экссудативном
плеврите можно определить укороченный
тимпанит, располагающийся в виде
треугольника над экссудатом
(треугольник Гарлянда). Он соответствует
расположению поджатого легкого. Его
границами служат: гипотенузой — линия
Эллиса-Дамуазо-Соколова, катетами —
позвоночник и линия, опущенная из верхней
точки линии Эллиса-Дамуазо-Соколова на
позвоночник. Сзади на здоровой стороне
вследствие смещения средостения
образуется участок притупления
перкуторного звука, имеющий форму
прямоугольного треугольника. Это так
называемый треугольник Грокко-Раухфуса.
Один его катет составляет линия
позвоночника, второй — нижний край
здорового легкого, гипотенузой является
продолжение линии Эллиса-Дамуазо-Соколова
на здоровую сторону.
Тимпанический
оттенокзвука появляется:
при образовании
содержащих воздух полостей: а) при
разрушении ткани легкого вследствие
воспаления (каверна при туберкулезе
легких, абсцесс), опухолей (распад),
кисты; б) при диафрагмальной грыже и
пневматизации кист; в) в плевре в виде
скопления в ее полости газа, воздуха —
пневмоторакс (спонтанный пневмоторакс,
искусственный);при некотором
расслаблении легочной ткани вследствие
понижения эластических ее свойств
(эмфизема), при сжатии легких выше места
расположения жидкости (экссудативный
плеврит и при других формах ателектаза);при известной
степени наполнения альвеол воздухом
с одновременным наличием в них жидкости
— отек легких, при начале воспаления,
при разжижении воспалительного
экссудата в альвеолах.
Коробочный звук— громкий перкуторный звук с тимпаническим
оттенком появляется, когда эластичность
легочной ткани ослаблена, а воздушность
ее повышена (эмфизема легких).
Шум «треснувшего
горшка»— своеобразный, прерывистый
дребезжащий звук, похожий на звук
при постукивании по треснувшему горшку.
Звук становится яснее, когда больной
открывает рот. Он получается при перкуссии
грудной клетки во время крика у детей.
При ряде заболеваний встречаетсяnpи
полостях, сообщающихся с бронхами узкой
щелью.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
4. Семиотика и синдромы поражения системы дыхания. Методика исследования
При осмотре ребенка можно заметить отделяемое (серозное, слизистое, слизисто-гнойное, сукровичное, кровянистое) из носа и затруднение дыхания через нос. Дыхательная недостаточность при наружном осмотре проявляется цианозом кожи, слизистой оболочки губ и языка.
Кашель и изменение голоса – одни из самых характерных признаков поражения органов дыхания.
Кашель может быть сухим, грубым, лающим, влажным, с отделением мокроты.
При осмотре полости рта необходимо обратить внимание на состояние зева и миндалин. Также при осмотре обращают внимание на тип дыхания (у маленьких детей – брюшной тип дыхания), форму и подвижность грудной клетки, синхронность участия в дыхании обеих половин грудной клетки, характер втяжения межреберных промежутков, частоту дыхательных движений в 1 мин и др.
При поражении органов дыхания у детей отмечается изменение соотношения между частотой дыхания и пульсом. У здоровых детей на 1 дыхательное движение приходятся 3–4 удара пульса.
При осмотре ребенка следует обратить внимание на участие в дыхании вспомогательных мышц (прямых мышц живота, грудино-ключичной, грудных), что свидетельствует о затруднении дыхания, т. е. одышке. При этом у детей раннего возраста также наблюдается раздувание и напряжение крыльев носа.
Выделяются следующие формы одышки.
Инспираторная одышка – затруднен вдох.
Экспираторная одышка – затруднен выдох.
Смешанная одышка – экспираторно-инспираторная.
Стенотическое дыхание – затруднение прохождения воздуха по верхним дыхательным путям.
Приступ удушья – наблюдается при астме (вдох и выдох громкие, протяжные, слышны на расстоянии).
Врожденный стридор. Бывает у детей раннего возраста. Характеризуется инспираторным шумом при дыхании, излечивается самостоятельно к 2–3 годам.
При пальпации можно выявить болезненность грудной клетки. Необходимо различать поверхностную болезненность, связанную с поверхностными тканями (поражение мышц, нервов, костей), и глубокую – плевральную.
Плевральные боли обычно усиливаются при вдохе и выдохе, часто отдают в подложечную и подреберные области, ослабевают, если сдавить грудную клетку (уменьшается подвижность легких).
Голосовое дрожание – это ощущение, которое получается, когда кладут руки на симметричные участки грудной клетки больного с обеих сторон, а больной в это время произносит слова, которые давали бы большую вибрацию голоса (содержащие большое количество гласных и звук «р», например «тридцать три», «сорок три» и т. д.). Усиление голосового дрожания связано с уплотнением легочной ткани, при наличии полостей в легких (укорочено расстояние от голосовой щели).
Голосовое дрожание ослабляется при закупорке бронха (ателектазе легкого), оттеснении бронхов от стенки грудной клетки (экссудате, пневмотораксе, опухоли плевры).
Перкуссия производится выстукиванием согнутым пальцем (чаще всего средним и указательным) по ребрам грудной клетки. При перкуссии здоровых легких не везде определяется одинаковый легочный звук. Справа в нижележащих отделах из-за близости печени он короче, слева из-за близости желудка имеет тимпанический оттенок. При поражении органов дыхания появляется изменение перкуторного звука разной интенсивности: укорочение, тимпанический оттенок звука, коробочный звук, шум треснувшего горшка. Перкуссия также применяется для определения границ легких.
Выслушивание легких при помощи фонендоскопа – аускультация – позволяет оценить характер основного дыхательного шума, а затем оценить побочные шумы. У новорожденных детей и детей в возрасте 3–6 месяцев прослушивается несколько ослабленное дыхание, с 6 месяцев до 5–7 лет у детей прослушивается пуэрильное дыхание, которое по сути дела является усиленным везикулярным. У детей старше 7 лет дыхание постепенно приобретает характер везикулярного.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
20. Семиотика и синдромы поражения системы дыхания
20. Семиотика и синдромы поражения системы дыхания
При осмотре ребенка можно заметить отделяемое (серозное, слизистое, слизисто-гнойное, сукровичное, кровянистое) из носа и затруднение дыхания через нос. Дыхательная недостаточность при наружном осмотре проявляется
24. Методика исследования сердечно-сосудистой системы
24. Методика исследования сердечно-сосудистой системы
ЭКГ-исследование. Зубец Р отражает распространение возбуждения в миокарде предсердий. Первая половина зубца до его вершины соответствует возбуждению правого предсердия, вторая – левого. Продолжительность зубца Р у
26. Семиотика поражений и синдромы у детей сердечно-сосудистой системы первого года жизни
26. Семиотика поражений и синдромы у детей сердечно-сосудистой системы первого года жизни
Дефект межжелудочковой перегородки характеризуется грубым систолическим шумом вдоль левого края грудины с максимумом в IV-м межреберье, у левого края грудины, но обычно не
28. Семиотика поражения органов пищеварения
28. Семиотика поражения органов пищеварения
Боли в животе. Ранние боли наблюдаются при гастритах, эзофагитах.Поздние боли – при гастродуоденитах, язвах.Зона Шоффара – верхний правый угол, образованный двумя взаимно перпендикулярными линиями, проведенными через пупок,
31. Семиотика поражения выделительной системы. Синдромы
31. Семиотика поражения выделительной системы. Синдромы
Исследование мочи.Химическое исследование мочи заключается в определении в ней содержания белка, желчных пигментов, желчных кислот, уробилина, сахара, ацетона и др.Олигурия – уменьшение суточного количества мочи
38. Семиотика поражения системы крови. Синдром анемии
38. Семиотика поражения системы крови. Синдром анемии
Под анемией понимают снижение количества гемоглобина (менее 110 г/л) или числа эритроцитов (менее 4 ч 1012 г/л). В зависимости от степени снижения гемоглобина различают легкие (гемоглобин 90-110 г/л), среднетяжелые
2. Методы исследования и семиотика нарушений
2. Методы исследования и семиотика нарушений
Зрительную функцию у новорожденного можно проверить, поднеся к его глазам источник света. Если ребенок бодрствует, он зажмурит глаза и будет стремиться повернуть лицо к свету. При ярком и внезапном освещении у ребенка
3. Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования
3. Семиотика поражений костей и мышечной системы. Методика исследования
Поражения костной системы у детей могут быть врожденными и приобретенными.Из врожденных аномалий наиболее часто наблюдаются врожденный вывих бедра, а также различные пороки развития отдельных
ЛЕКЦИЯ № 8. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Синдромы поражения и методы исследования
ЛЕКЦИЯ № 8. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Синдромы поражения и методы исследования
1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования
Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а
1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования
1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования
Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с
ЛЕКЦИЯ № 9. Система кровообращения плода и новорожденного. Поражения и методы исследования органов сердечно-сосудистой системы
ЛЕКЦИЯ № 9. Система кровообращения плода и новорожденного. Поражения и методы исследования органов сердечно-сосудистой системы
1. Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения. Методика исследования
Масса сердца у новорожденного составляет 0,8 % от массы
3. Семиотика поражения органов кровообращения. Методика исследования
3. Семиотика поражения органов кровообращения. Методика исследования
Чтобы оценить состояние сердечно-сосудистой системы, применяют ЭКГ-исследование. Техника снятия ЭКГ, система отведений и теоретические основы метода являются общими для всех возрастов. Однако
5. Семиотика и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни
5. Семиотика и синдромы поражения сердечно-сосудистой системы у детей первого года жизни
Дефект межжелудочковой перегородки характеризуется грубым систолическим шумом вдоль левого края грудины с максимумом в IV-м межреберье, у левого края грудины, но обычно не
2. Семиотика и основные синдромы при поражениях органов мочеобразования и мочеотделения
2. Семиотика и основные синдромы при поражениях органов мочеобразования и мочеотделения
Из анамнеза выясняют, какое количество мочи выделяет больной, нет ли учащенного мочеиспускания поллакиурии, болей при мочеиспускании, каков цвет мочи.Окраска мочи может быть
2. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания
2. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания
При обследовании детей на наличие эндокринной патологии прежде всего обращают внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень часто при различных эндокринных
3. Семиотика поражения системы крови и органов кроветворения
3. Семиотика поражения системы крови и органов кроветворения
Синдром анемии. Под анемией понимают снижение количества гемоглобина (менее 110 г/л) или числа эритроцитов (менее 4 х 1012 г/л). В зависимости от степени снижения гемоглобина различают легкие (гемоглобин 90—110 г/л),
Источник