Серый синдром у новорожденных вызывает

Медицинская статья опубликована в рубрике: СИНДРОМЫ, Фармакология | Апрель 7th, 2014
В 1961 г. К. Мортон описал тяжелый синдром, появляющийся при лечении препаратом хлорамфениколом новорожденных и особенно недоношенных детей. Этот — вторичный терапевтический несчастный случай, специфический только этому медикаменту и этой категории больных, — известен и под названием «острого смертельного коллапса».
Этиопатогенез «серого» синдрома.
Причина появления клинических признаков, характеризующих этот синдром, состоит, с одной стороны, в недостаточном выделении хлорамфеникола, функционально еще не полноценными почками, с другой стороны, в недостаточности глюкуронового связывания в печени новорожденного и, в особенности, недоношенного ребенка. Нормальным образом, гликуроновое связывание осуществляется путем соединения токсического вещества (в данном случае хлорамфеникола) с уридинфосфатгликуроновой кислотой, под влиянием энзима глюкуронилтрансферазы. У новорожденных и недоношенных детей речь идет о недостаточности (преходящей) деятельности этого энзима: в этих условиях глюкуроновое связывание хлорамфеникола на уровне печени не существует.
Таким образом, значительная часть вещества осаждается в покровах и, в меньшей, мере, в слизистых, где происходит процесс окисления, при котором хлорамфеникол превращается в промежуточное соединение от темно-серого цвета до черного. Отложение хлорамфеникола в покровах и слизистых происходит также вследствие недостаточного почечного выделения из-за недоразвития почечной функции, постоянно встречающейся у этой категории больных.
«Серый» синдром может появиться у новорожденных доношенных и недоношенных детей, матери которых лечились этим антибиотиком, так как хлорамфеникол диффундирует легко и легко проникает в молоко, где достигает высоких концентраций.
Симптоматология «серого» синдрома.
- резкое падение температуры у новорожденных доношенных и недоношенных детей, подвергнутых лечению хлорамфениколом (независимо от какой болезни оно применяется);
- серая окраска кожных покровов, а иногда и слизистых;
- диспноэ «sine materia»;
- рвота;
- анорексия;
- выраженная гипотония.
Течение и прогноз «серого» синдрома.
Если лечение прерывается вовремя (при появлении первых клинических признаков), а это требует точной и быстрой установки диагноза, все клинические проявления исчезают через 1—2 дня. В случае, когда лечение не прерывается экстренно, течение может быть прогрессивным, а исход — смертельным в течение 24—48 часов с момента появления первых клинических признаков.
Лечение «серого» синдрома.
Чаще всего, прекращение лечения является достаточным для устранения этого лекарственного несчастного случая. Так как известно, что хлорамфеникол обладает большой токсичностью у больных любого возраста. Оценивая эту токсичность, которая в 14 раз выше у новорожденных, чем у взрослых, а также ввиду особой тяжести «серого синдрома», назначение хлорамфеникола детям в первые месяцы жизни противопоказано, в особенности недоношенным детям, за исключением особого показания (положительная, исключительно для хлорамфеникола антибиотикограмма) ведущего к смертельному исходу при отказе от хлорамфеникола.
Но данный факт в нынешних условиях является нонсенсом, так как хлорамфеникол считается «устаревшим» антибиотиком широкого спектра действия. На данный момент получены новые формы антибиотиков широкого спектра действия.
В рацемической форме этот препарат называется синтомицин.
Источник
“Серый” синдром новорожденного
В 1961 г. К. Мортон описал тяжелый синдром, появляющийся при лечении препаратом хлорамфениколом (левомицетин) новорожденных и особенно недоношенных детей. Этот — вторичный терапевтический несчастный случай, специфический только этому медикаменту и этой категории больных, — известен и под названием «острого смертельного коллапса».
Этиопатогенез «серого» синдрома.
Причина появления клинических признаков, характеризующих этот синдром, состоит, с одной стороны, в недостаточном выделении хлорамфеникола, функционально еще не полноценными почками, с другой стороны, в недостаточности глюкуронового связывания в печени новорожденного и, в особенности, недоношенного ребенка. Нормальным образом, гликуроновое связывание осуществляется путем соединения токсического вещества (в данном случае хлорамфеникола) с уридинфосфатгликуроновой кислотой, под влиянием энзима глюкуронилтрансферазы.
У новорожденных и недоношенных детей речь идет о недостаточности (преходящей) деятельности этого энзима: в этих условиях глюкуроновое связывание хлорамфеникола на уровне печени не существует. Таким образом, значительная часть вещества осаждается в покровах и, в меньшей, мере, в слизистых, где происходит процесс окисления, при котором хлорамфеникол превращается в промежуточное соединение от темно-серого цвета до черного. Отложение хлорамфеникола в покровах и слизистых происходит также вследствие недостаточного почечного выделения из-за недоразвития почечной функции, постоянно встречающейся у этой категории больных.
«Серый» синдром может появиться у новорожденных доношенных и недоношенных детей, матери которых лечились этим антибиотиком, так как хлорамфеникол диффундирует легко и легко проникает в молоко, где достигает высоких концентраций.
Симптоматология «серого» синдрома.
Резкое падение температуры у новорожденных доношенных и недоношенных детей, подвергнутых лечению хлорамфениколом (независимо от какой болезни оно применяется); серая окраска кожных покровов, а иногда и слизистых; диспноэ «sine materia»; рвота; анорексия; выраженная гипотония.
Течение и прогноз «серого» синдрома.
Если лечение прерывается вовремя (при появлении первых клинических признаков), а это требует точной и быстрой установки диагноза, все клинические проявления исчезают через 1—2 дня. В случае, когда лечение не прерывается экстренно, течение может быть прогрессивным, а исход — смертельным в течение 24—48 часов с момента появления первых клинических признаков.
Лечение «серого» синдрома.
Чаще всего, прекращение лечения является достаточным для устранения этого лекарственного несчастного случая. Так как известно, что хлорамфеникол обладает большой токсичностью у больных любого возраста.
Оценивая эту токсичность, которая в 14 раз выше у новорожденных, чем у взрослых, а также ввиду особой тяжести «серого синдрома», назначение хлорамфеникола детям в первые месяцы жизни противопоказано, в особенности недоношенным детям, за исключением особого показания (положительная, исключительно для хлорамфеникола антибиотикограмма) ведущего к смертельному исходу при отказе от хлорамфеникола. Но данный факт в нынешних условиях является нонсенсом, так как хлорамфеникол считается «устаревшим» антибиотиком широкого спектра действия. На данный момент получены новые формы антибиотиков широкого спектра действия.
Источник
Синдром серого ребенка – редкий побочный эффект высокого уровня антибиотика хлорамфеникола в организме новорожденных. Хлорамфеникол используется для лечения нескольких бактериальных инфекций, таких как менингит, брюшной тиф и т. д.
Синдром может вызвать несколько симптомов и тяжелых осложнений, однако его можно предотвратить.
Причины синдрома серого ребенка
Основной причиной является накопление антибиотика хлорамфеникола в крови младенца. Показано, что ежедневная дозировка более 200 мг вызывает синдром серого ребенка. Токсические уровни хлорамфеникола могут вызвать коллапс кровообращения, что приводит к пятнистости (мазки цвета) кожи пепельно-серого цвет.
Синдром серого ребенка может быть обусловлен следующими недостатками у новорожденных:
- Незрелая печень может быть не в состоянии метаболизировать хлорамфеникол.
- Почки новорожденного недостаточно эффективны для выведения хлорамфеникола и продуктов его метаболизма из организма.
Недоношенные новорожденные более уязвимы к синдрому серого ребенка, чем здоровые и родившиеся в срок.
Факторы риска развития синдрома серого ребенка
Следующие факторы риска могут играть жизненно важную роль в развитии синдрома серого ребенка в течение неонатального периода:
- снижение функции печени;
- снижение функции почек;
- высокая доза хлорамфеникола;
- прием препаратов матерью (хлорамфеникол попадает к ребенку через грудное молоко);
- недостаточный вес и недоедание.
Примечание: хлорамфеникол противопоказан кормящим матерям из-за токсичности для для детей.
Симптомы синдрома серого ребенка
Синдром серого ребенка может возникнуть после двух-девяти дней лечения хлорамфениколом. Начало и тяжесть заболевания могут варьироваться в зависимости от дозы препарата и функции печени.
Симптомы синдрома серого ребенка могут включать:
- суетливость;
- плохой аппетит;
- слабость;
- рвоту;
- изменения в психическом состоянии, такие как вялость и снижение бдительности;
- бледный внешний вид;
- пепельно-серый цвет кожи;
- болезненность в животе;
- вздутие живота;
- гипотензию (низкое кровяное давление);
- цианоз, вызывающий посинение губ, ногтей и кожи;
- дыхательную недостаточность;
- низкую температуру тела.
Осложнения, вызванные синдромом серого ребенка
Следующие осложнения могут быть связаны с интоксикацией хлорамфеникола:
- кровотечение;
- печеночная недостаточность;
- почечная недостаточность;
- апластическая анемия;
- воспаление зрительного нерва (неврит зрительного нерва) и проблемы со зрением;
- проблемы с периферическими нервами (периферический неврит);
- сердечно-сосудистый коллапс или шок;
- инфекция;
- поверждение мозга.
Хлорамфеникол может вытеснить билирубин (образующийся при распаде эритроцитов) из альбумина (основного белка крови). Свободный или не связанный с альбумином билирубин может привести к желтухе (желтая кожа и глаза) и необратимому повреждению мозга, известному как kernicterus.
Диагностика синдрома серого ребенка
Диагноз синдрома серого ребенка может быть поставлен по пепельно-серому внешнему виду кожи наряду с прямым или косвенным взаимодействием ребенка с хлорамфениколом. Неонатологи или педиатры также могут искать признаки токсичности при физикальном обследовании.
Для подтверждения диагноза синдрома серого ребенка назначаются следующие тесты:
- Анализы крови могут показать уровень хлорамфеникола в крови. Сердечные биомаркеры, газ артериальной крови, метаболический профиль и т. д., основаны на анализах крови для выявления или исключения состояний, которые могут присутствовать при неонатальном цианозе.
- Компьютерная томография, рентген брюшной полости или УЗИ брюшной полости проводятся в зависимости от симптомов заболевания.
- Электрокардиография (ЭКГ) и эхокардиография часто проводятся для исключения сердечных причин коллапса кровообращения и изменения цвета кожи.
Врач назначает эти анализы, чтобы исключить неонатальный сепсис, травму, заворот, сердечные заболевания и метаболические синдромы – состояния, которые могут вызвать цианоз у ребенка.
Лечение синдрома серого ребенка
Лечение синдрома серого ребенка – это интенсивная поддерживающая терапия с отменой хлорамфеникола. Младенцам с проблемами в системе крови и кровообращения может быть назначена соответствующая кислородная терапия, вентиляция легких и ранняя интубация.
Если у малыша развивается переохлаждение, то потребуется повторное согревание. Гипогликемия потребует коррекции уровня глюкозы.
Прямое удаление молекул антибиотика хлорамфеникола из крови может быть достигнуто следующими методами лечения:
- Гемоперфузия активированным углем: это экстракорпоральный (вне организма) метод фильтрации токсина из организма.
- Обменное переливание: эта процедура включает замену крови пациента свежей донорской плазмой или кровью.
- Цефалоспориновые и фенобарбитальные препараты третьего поколения также используются для лечения.
Прогноз излечения от синдрома серого ребенка
При ранней диагностике прогноз хороший. Однако если у ребенка развилась органная недостаточность до постановки диагноза, то существует высокий риск течения заболевания.
Профилактика синдрома серого ребенка
Избегание воздействия хлорамфеникола – это самый эффективный способ предотвратить развития синдрома серого ребенка. Этого можно достичь, следуя следующим мерам предосторожности:
- Педиатры и специалисты по инфекционным заболеваниям стараются давать детям другие, более безопасные антибиотики вместо хлорамфеникола.
- Беременные женщины и кормящие матери должны пройти лечение новыми антибиотиками вместо хлорамфеникола, так как он может вызвать врожденные дефекты у нерожденных детей и неонатальную токсичность.
- При необходимости детям часто назначают более низкие дозы хлорамфеникола в течение длительного времени для предотвращения токсических эффектов.
- Здоровые младенцы и недоношенные дети тщательно проверяются на предмет уровня лекарств в крови при лечении хлорамфениколовым антибиотиком.
- Длительная терапия пероральным или внутривенным хлорамфениколом может привести к синдрому серого ребенка. Вы также можете обратиться за консультацией к врачу перед использованием глазных капель хлорамфеникола при бактериальном конъюнктивите у младенцев и детей, так как это также может привести к интоксикации.
References:
- Earl D. Cummings and Mary Ann Edens; Gray Baby Syndrome; The United States National Library of Medicine (NLM)
- Chloramphenicol; Drugs and Lactation Database (LactMed); The United States National Library of Medicine (NLM)
- Mahendra Kumar BJ, et al., Drug Induced Syndromes: An Overview; Indian Journal of Pharmacy Practice
- Gray baby syndrome; Sciencedirect
- WHO Food Additives Series: 53; Chloramphenicol; International Programme On Chemical Safety (IPCS)
- Chloramphenicol-Induced Bone-Marrow Aplasia; The New England Journal of Medicine
- Tim Lancaster, et al., Risk of serious haematological toxicity with use of chloramphenicol eye drops in a British general practice database; The British Medical Journal
На портале Vikids вы можете:
Найти врача и записаться на прием
Найти клинику и записаться на прием, или зарегистрировать свою
Перейти на Форум
Почитать похожие статьи
Источник
Современные технологии решительно перешагнули порог детской комнаты. Начало века оправдало самые смелые ожидания – с каждым годом опускаются нормативы возрастных требований к различным умениям и навыкам. Это способствует тому, что родители едва успев родить ребенка уже серьезно озабочены тем, как развивать малыша и сможет ли он стать полноправным членом современного общества. Этими проблемами озабочены и производители обучающих методик и технологий.
За последние годы было выпущено значительное количество развивающих компьютерных и DVD-программ для самых маленьких. Нижняя возрастная планка опустилась до рекордной отметки – фильмы маркированы отметкой «0+» – то есть, рекомендованы для развития детей с момента рождения. Пионерами данных педагогических инноваций стали американцы, создавшие серии видеофильмов для самых маленьких. Примером успеха здесь может служить компания “Бэби Эйнштейн”, которая выпускает видеозаписи, компакт-диски, книги, игрушки, рассчитанные на самых маленьких. Доход от этой продукции в 2002 году составил $170 млн. Не прошло и нескольких лет, как отечественные производители создали аналогичный бизнес и выпустили российский вариант данного продукта. Нижняя возрастная планка опустилась до 3-х месяцев, то есть видеофильмы рекомендованы для развития детей уже младенческого возраста. Эти фильмы пользуются большой популярностью среди родителей, о чём свидетельствует их высокий рейтинг продаж и активная дискуссия на сайте.
Как же отражается столь раннее потребление видеопродукции на физическом и психическом здоровье младенцев? Для начала давайте посмотрим, как относятся сами американцы к видеопродукции для детей младенческого и раннего возраста.
Американская Академия Педиатрии (The American Academy of Pediatrics) рекомендует полностью запретить просмотр ТВ детям не достигшим двухлетнего возраста. Детям в возрасте 3-5 лет разрешается смотреть “высококачественные детские передачи” не более 30 минут в день (Информация фонда Kaiser Family Foundation). Вместе с тем, по данным Семейного фонда Кайзера, 59% маленьких американцев (не старше двух лет) проводят ежесуточно перед телевизором в среднем 1 час 22 минуты. Организация под названием “Компания за детство, свободное от телерекламы” призывает родителей бойкотировать младенческие видео и теле – проекты. Представитель этой общественной организации, психиатр из Гарвардского университета Сюзан Линн подчеркивает, что «младенцы развиваются, общаясь с родителями, а не с телевизором, пусть даже с его экрана льется самая прекрасная музыка». Согласно ее мнению, телевизор, в конечном счете просто заменяет “пустышку”. Ведь, как подчеркивает целый ряд специалистов, нет никаких научных свидетельств того, что телевидение имеет образовательную ценность для совсем маленьких. Различные телешоу, в название которых входит слово “бэби”, вполне могут оказаться “мягким способом приучения человека к вредной и опасной привычке в необычайно раннем возрасте”. Так что мнение американских специалистов по поводу кино для младенцев далеко не однозначно.
И, конечно же, ни один дипломированный педиатр, педагог или психолог ни в одной стране не может рекомендовать просмотр видеопродукции детям младенческого возраста. Мнение физиологов по этому поводу абсолютно однозначно: категорический запрет демонстрации ТВ-продукции и видеофильмов детям до 3-х летнего возраста (Всемирная Организация здравоохранения)
Согласно основополагающим теориям детского развития, полноценное живое общение с близким взрослым и реальный сенсорный опыт в освоении окружающего мира – вот главные линии развития маленького ребенка. В раннем детстве непосредственное участие реального взрослого и его эмоциональная включённость в общую жизнь с ребёнком является необходимым условием всякого познавательного процесса и развития личности в целом. Основная задача младенческого возраста – установить полноценный психологический контакт со своим непосредственным окружением. Согласитесь, что выполнить эту задачу при помощи экрана невозможно.
В мировой психологии есть общепризнанные законы развития детского мышления, восприятия, памяти, с которыми авторы фильмов для младенцев очевидно не знакомы, т.к. их фильмы сделаны не на основе, а вопреки этим законам. Для первичного сенсорного развития малышу необходим реальный, а не виртуальный опыт. Мир должен быть сначала понят сенсорно, руками, по-настоящему. Образ предмета или явления должен быть выстроен самостоятельно, в собственном опыте. Только тогда это будет настоящий мир, а не виртуальный с рождения. Пассивное постижение виртуального пространства ведет к искажению не только восприятия и мышления, но собственного бытия человека. Малышу нужен его собственный, а не «чей-то» опыт. Младенец чувствителен к воздействиям именно взрослого, а не вымышленного персонажа или другого ребенка. Авторитет персонажа или мягкой игрушки повышается ближе к 3 годам. Рассматривая натуральный объект, предмет, картинку ребенок свободен – он может смотреть, может отвернуться, приблизиться или удалиться, спросить, исправить. С ТВ картинкой дело обстоит иначе – она притягивает и не дает отвести глаз, навязывает свое мнение и лишает радости сделать открытие самому.
Почему же эта продукция пользуется такой популярностью? Главный аргумент в пользу таких видеофильмов заключается в том, что дети охотно их смотрят и готовы долго сидеть у экрана. Многие родители с восторгом утверждают: «мой ребенок с удовольствием смотрит эти фильмы». Это действительно так: ребенок целиком поглощен фильмом, он как бы прилипает к экрану и не может от него оторваться. Однако из этого не следует, что такой просмотр развивает усидчивость, внимание и сосредоточенность. Как раз наоборот. Фильмы для малышей сделаны на основе так называемых «трансовых» эпизодов – кадров, где использованы сюжеты созерцательного характера. Эти эпизоды сняты и смонтированы в режиме клипового восприятия – мелькание сюжетов завораживает. Это сродни наблюдению за серией рекламы. Несколько лет назад газеты, а затем и учебники обошел потрясающий психологический эксперимент – младенцам предъявлялся блок рекламы и наблюдение за отжимом белья в стиральной машинке с окошком – эффект воздействия был сходным.
Самое опасное то, что для многих родителей эти «развивающие фильмы» дают свободу от ответственности за малыша, хотя бы на 20 минут. «Ребенок 20 минут занят, и – хорошо». Это один из наиболее удачных рекламных ходов компании. Родители, даже самые любящие, мечтают о минутной передышке от забот. Развивающий фильм подходит как нельзя кстати. Фильм даёт «20 минут тишины и покоя» – так звучат 80% отзывов родителей (и это подтверждает мысль о рекламном ходе), поэтому они с радостью приобретают следующие серии.При желании, это время покоя можно приумножить до 40 минут, а то и целых двух часов. Только вопрос – сколько будет стоить такой покой? Дети, с младенчества привыкшие к подобным гиперстимуляциям, требуют все большего потока стимулов. Они быстро привыкают к такой искусственной стимуляции и уже не могут жить без неё. Без «видиков» они уже не могут ни есть, ни спать, ни играть. Они кричат, закатывают истерики, требуют ещё и ещё фильмов. примитивная и ненасыщаемая потребность в сенсорных ощущениях может закрывать малышу всё богатство мира. Ему уже всё равно, куда смотреть – только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность. В случае дефицита стимуляции, в более старшем возрасте детям становится необходимой искусственная стимуляция (синдром «псевдогениальности», либо алкоголь, наркотики и т.п). Редкая мама, получая диагноз «гиперактивность», или «задержка речевого развития», сопоставляет это с тем, что с момента рождения ребенка в доме не выключается телевизор, либо дома были в ходу вперемешку новомодные методики «обучения с пеленок».
Развивающие фильмы для младенцев – это типичный перенос взрослых проблем в детскую жизнь. Взрослый, который круглосуточно находится в состоянии цейтнота и боязни не «успеть сделать что-то важное», транслирует это состояние ребенку – «торопись учиться, а то будешь неудачником». В итоге, наши дети с момента рождения все время чему-то учатся, чтобы когда-то потом стать «успешными». Вместо полноценной жизни «здесь и сейчас» мы все находимся в состоянии «неуспеха там и тогда». Дети все время чему-то учатся, вместо того, чтобы просто жить и радоваться жизни. Это становится позицией, образом жизни, который, по сути, и на самом деле не является жизнью.
Нарушение нормального общения детей и родителей это результат не только отсутствия времени, но прежде всего разрыва между поколениями.Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов.
Сажая малыша перед экраном, и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребёнка. Этот основной закон, открытый хорошо известен всем психологам уже со студенческой скамьи. Однако, в контексте данной проблемы он получает новое звучание и новое, увы, печальное подтверждение. Суть этого закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребёнка, а в его общении со взрослым. При этом взрослый не навязывает ребёнку какие-то свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие маленького ребёнка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно; можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей ребёнок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной активности. Переживания, образы, представления, открытые вместе со взрослым, начинают входить во внутренний мир ребёнка, наполнять его.
Полноценное человеческое развитие ребёнка возможно только в интенсивном и полноценном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребёнок в раннем возрасте лишён полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура, остаётся закрытым, чужим, невостребованным, а внутренний мир ребёнка – пустым. Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты поставляла система детских закрытых учреждений – домов ребёнка и детских домов.
Самые разные педагоги и психологи многократно показывали, что детей, лишённых семьи, отличает общее недоразвитие личности, которое выражается в отсутствии интереса к занятиям, слабая концентрация, сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, импульсивность и ситуативность поведения, отсутствие инициативы, низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления, слабая ориентированность на будущее и пр. Но если 10-15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных «семейных» детей, и в особенности на детей высоко обеспеченных родителей.В обоих случаях данные симптомы являются следствием одной болезни – недостатка полноценного общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения является следствием социального неблагополучия (отсутствия родителей или лишения их родительских прав) то в другом, напротив, следствием материального и социального благополучия родителей, их стремления как можно раньше обеспечить ребёнка всеми техническими средствами. В обоих случаях потребности ребёнка отодвигаются на задний план, а передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на психологию ребёнка, как и полное его игнорирование. Cказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и видеофильмы жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.
Компьютерные игры и развивающие видеофильмы можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок.И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет), когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами.
В федеральном законе “О молодежи” в разделе 3 “Гарантии основных гражданских прав молодежи” есть статья, непосредственно относящаяся к обсуждаемой проблеме.
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендованной ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей”.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что распространение видеофильмов и отсутствие экспертизы на видео продукцию для детей является прямым нарушением основного закона России.
Авторы:
Авторы статьи:
Смирнова Е.О.
Соколова М.В.
Тип статьи:
Популярная статья
https://www.psytoys.ru/articles/kino-dlya-mladencev-ostorozhno-razvitie
***
Требования ВОЗ к организации телепросмотра для детей:
Младенцы и ранний возраст – 0-3 года – ЗАПРЕТ
Дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день
Младший школьный возраст (7-10 лет) – 30-50 минут в день
Старшие школьные возраста (11 – 18 лет) – 1-3 часа в день
Физиологические последствия телепросмотра в раннем возрасте:
Недоразвитие корковых отделов мозга
Нарушение зрения и зрительного восприятия
Проблемы с крупной и мелкой моторикой
Нарушение осанки
Недоразвитие мышечной массы
Общее недоразвитие речи (за последние 20 лет возросло с 4% до 32%)
Синдром дефицита внимания
Гиперактивность, агрессивность
Несформированность границ своего «я»
Аутизация, нарушения общения
Источник