Сестринский процесс при синдроме дауна у новорожденных

Сестринский процесс при синдроме дауна у новорожденных thumbnail

Группа ученых из Испании разработала и предложила для внедрения в практику патронажных служб протокол ведения семьи, в которой родился младенец с синдромом Дауна. Протокол создан на основе анализа и обобщения результатов 12 научных исследований последних семи лет, целью которых было выявление особенностей развития эмоциональных связей и отношений привязанности между матерью и младенцем с синдромом Дауна в первые часы, дни и месяцы его жизни. 

Этот документ определяет принципы и регламент действий сестер патронажных служб. Его применение должно содействовать установлению отношений привязанности между новорожденным младенцем с синдромом Дауна и его семьей.

По мнению Хименеса и его коллег, сотрудникам патронажных служб необходимо знать и учитывать как этапы появления бондинга[2] и развития привязанности, так и фазы процесса переживания родителями факта рождения малыша с синдромом Дауна.

Этапы развития привязанности в общем случае хорошо изучены. Первый этап начинается еще в период беременности и продолжается до момента рождения ребенка. В это время родители обычно переживают смешанные чувства, в которых есть и тревога, и радостное предвкушение. Позже любовь и привязанность, к которым они исподволь готовятся, примут конкретную и физически ощутимую форму. А пока младенец идеализируется, родители стараются представить, каким он станет, на кого будет похож, строят планы на будущее.

Второй этап начинается сразу после появления малыша на свет. В этот момент происходит первый непосредственный контакт с младенцем, когда биологические механизмы запускают процесс бондинга. Взаимодействие мамы с ребенком в первые минуты его жизни имеет чрезвычайно большое значение. Новорожденный здоровый младенец, появившийся в срок, владеет врожденной способностью тянуться к соску матери, пока тот не окажется настолько близко, что его можно схватить и начать сосать. Это явление можно наблюдать в течение первого часа жизни ребенка, и оно происходит естественно, без всякого вмешательства. Это чрезвычайно важный момент для укрепления бондинга. Мама, видя и осязая своего малыша, испытывает эмоции, которые способствуют завершению той фазы, которая началась во время беременности. Исследования показывают, что матери, которые имели возможность сразу – в течение получаса после родов – приложить младенца к груди, более успешны в грудном вскармливании. Их продвижение к подлинному материнству характеризуется большей стабильностью, а процент случаев плохого обращения с ребенком или отказа от него ниже, чем у тех, кто не имел такой возможности.

Третий, последний этап начинается через некоторое время после рождения. Он более продолжительный и постепенный. В этот период зародившиеся эмоциональные связи поддерживаются и укрепляются. Важно понимать, что для достижения оптимального течения этого процесса необходимо взаимодействие родителей и младенца. Авторы считают нужным напомнить, что, пока ребенок растет и получает соответствующие стимулы от своих родителей, он будет отвечать на них так, как это предполагает текущая стадия его развития. Поведение малыша вызывает в родителях и в окружающей социальной среде своего рода положительное подкрепление: похвалу и удовлетворенность, которые, в свою очередь, подстегивают чувство любви, восхищения и гордости за малыша. Это восходящий процесс, и прерывается он редко – лишь в случаях, когда происходит насильственное искажение нормальной реальности. К таким случаям относятся, например, преждевременные роды, болезнь матери, стресс в окружении младенца, обнаруженные у ребенка врожденные пороки и т. п.

В последнем случае процесс установления эмоциональных связей и бондинга неизбежно нарушается. Когда особенности хорошо заметны, как при синдроме Дауна, ситуация еще более усугубляется.

Авторы исследования разделяют представление большинства ученых о том, что процесс переживания горя или, в данном случае, процесс принятия родителями младенца с синдромом Дауна состоит из пяти стадий. Цели описываемого проекта побудили Хименеса и его коллег обратиться к формулировкам, предложенным одним из известнейших специалистов в области синдрома Дауна доктором З. Пушелом[3] 

Стадия шока

Первая стадия соотносится с периодом беременности, когда родители испытывают смешанные чувства – тревоги и радостных ожиданий. Это время идеализации образа будущего ребенка. Когда родители узнают, что, возможно, у их ребенка синдром Дауна, они испытывают шок. На этой стадии позицией семьи, как правило, становится отказ понимать, что последует дальше.

Стадия отрицания

Вторая стадия наступает сразу после рождения малыша. Родители остаются полными позитивных чувств и с надеждой ожидают первого прямого контакта со своим ребенком. Однако с течением времени семья начинает проявлять тенденцию к отрицанию реальности. В конце концов, в условиях существенного недостатка бондинга родители принимают установку ухода от контактов, становятся особенно зависимыми от предрассудков и мнений окружающих.

Стадия подавленности и боли

Этот период самый продолжительный. На этой стадии происходит усиление эмоциональных связей, становление которых началось с бондинга. Здесь происходит частичное принятие родителями того, что у них родился особый ребенок. Тем не менее, родители по-прежнему обеспокоены и страшатся будущего.

Читайте также:  Особенности массажа при синдроме подзатылочного треугольника

Стадия адаптации

Как только родители преодолеют свою боль и чувство уныния, наступает процесс адаптации, когда они могут принять и собственные чувства, и состояние ребенка. Появляется желание узнать и изучить особенности того, что происходит с их малышом. Самое важное в это время – явные проявления принятия в семейную среду нового члена и поддержка партнерами друг друга. На этой стадии процесс бондинга следует по обычной, определяемой инстинктом траектории, а среда оказывает на родителей мощное влияние. И если это влияние окажется вредоносным, то появляется риск отказа от ребенка, плохого обращения с ним и перманентного отчуждения.

Стадия реорганизации

На этой – последней – стадии боль, тревога и беспомощность становятся частью прошлого. Родители и другие члены семьи уже приспособились к иному положению вещей, и ребенок стал частью семьи. Родители научились терпимо относиться к его ограниченным возможностям и решительно стали на путь помощи ему, абилитации и включения его в семью в качестве нового члена. Развитие привязанности укрепляется день ото дня благодаря эмоциональному и неврологическому созреванию младенца, которое способствует его взаимодействию с родителями, и этот процесс трансформируется в положительную обратную связь. Каждое новое достижение в психофизическом развитии становится новым подкреплением этой привязанности и, следовательно, способствует появлению новых эмоциональных реакций.

Заканчивая представление своей работы, создатели протокола ведения семьи новорожденного с синдромом Дауна еще раз подчеркивают, что этот протокол был создан в результате проработки идей, почерпнутых из новейшей литературы, с учетом современных направлений мысли. Все это, включая результаты эксперимента по внедрению предложенного протокола в практику, позволяет констатировать, что персонал патронажных служб непременно должен помогать родителям установить немедленный физический контакт с малышом. Особенно важно как можно раньше приложить его к груди матери, так как это более всего способствует запуску процесса бондинга.

С другой стороны, нужно понимать, что родителям необходимо время и возможность преодолеть трудный период. Поэтому требуемый порядок действий сотрудников патронажных служб должен включать в себя обеспечение родителей информацией – в таком объеме, какой они запрашивают, — и предоставление ее понятным языком. Родителям необходимо оказывать психологическую помощь на всех этапах процесса переживания ими факта рождения младенца с синдромом Дауна, информировать их о всех возможностях детей, предоставлять сведения об объединениях родителей детей с синдромом Дауна.

Наконец, авторы подчеркивают, что команда патронатной службы, помимо знания стадий переживания факта рождения младенца с синдромом Дауна, через которые проходят родители, должна не менее хорошо уметь распознавать возможные изменения их состояния или кризисные ситуации на каждом из этих этапов.

В статье представлен сам протокол. Он включает типовые формы, в которые, как обычно, заносится фактическая информация о матери, особенностях протекания беременности, о психологическом, социальном и экономическом положении семьи, о состоянии ребенка при рождении и о первых действиях специалистов. Помимо этих форм в протоколе присутствуют специальные приложения: таблица с перечнем психологических стадий принятия младенца с синдромом Дауна и соответствующими каждой стадии краткими инструкциями специалисту патронажной службы (см. ниже), таблица наблюдений за контактом «кожа к коже» и вскармливанием грудью, форма для краткого свободного изложения исследователем его наблюдений и действий. 

Стадии принятия младенца с синдромом Дауна и действия сотрудника патронажной службы

          Стадия

                                     Инструкции для специалиста

Стадия шока

Перестать проявлять свои чувства. Активное слушание, эмпатия. Ждать дальнейших событий.

Подготовить мать к кормлению грудью, контакту «кожа к коже» с момента рождения ребенка

Стадия отрицания

Рассказать родителям об особенностях ребенка. Поддержать в кормлении грудью.

Советовать осуществлять контакт «кожа к коже», когда бы мама этого ни пожелала. Порекомендовать семье посетить патронажную службу и подождать результата анализа на кариотип

Стадия подавленности и боли

Беседовать с родителями всегда, когда они об этом просят. Рассказывать о пользе грудного вскармливания. Проинформировать о возможностях ранней стимуляции развития младенца.

Рассказать о похожих ситуациях в других семьях. Минимизировать семейный стресс

Стадия адаптации

Продолжать побуждать маму кормить грудью, демонстрировать индивидуальные особенности младенца.

Вступить в контакт с родительской ассоциацией и отделением ранней стимуляции. Проинформировать о росте и развитии детей с синдромом Дауна, а именно о том, чем показатели их роста и развития отличаются от показателей детей, развивающихся типичным образом

Стадия реорганизации

Продолжать работать над грудным вскармливанием, ранней стимуляцией. Укреплять уверенность родителей, показывая, что достижения их младенца, обусловленные эмоциональным и неврологическим развитием, помогут им взаимодействовать

В заключение авторы статьи констатируют, что специалисты патронажной службы играют существенную роль в информировании семьи и оказании ей помощи в установлении отношений привязанности между родителями и младенцем.

Читайте также:  Можно заниматься спортом при синдроме ранней реполяризации

[2] Бондинг — процесс образования привязанности между родителями и детьми сразу после родов и еще несколько месяцев после (Крайг Г. Психология развития. СПб. : Питер, 2002. С.195).
В заключение авторы статьи констатируют, что специалисты патронажной службы играют существенную роль в информировании семьи и оказании ей помощи в установлении отношений привязанности между родителями и младенцем. 

[3] Pueschel S. M. A Parent’s Guide to Down Syndrome: Toward a Brighter Future. Baltimore, MD : Brookes Publishing, 2001.

Источник

Лекции.Орг

1. Как только ребёнок родился, поздравьте родителей с этим фактом.
2. Демонстрируйте своё принятие ребёнка. Относитесь к нему как к личности, а не только как к носителю определённого заболевания.
3. Не разлучайте ребёнка с матерью. Необходимые процедуры проведите как можно быстрее и, если возможно, в присутствии матери. В случае совместных родов задержите отца ребёнка в роддоме, пусть он находится с женой или с ребёнком.
4. Пригласите в роддом отца ребёнка. Порекомендуйте ему (по желанию) пригласить также своих родителей и родителей жены.
5. Немедленно сообщите о рождении ребёнка генетику, психологу и в родительскую организацию. Пригласите их в роддом.
6. При сообщении диагноза должны присутствовать оба родителя. Ребёнок должен находиться у них на руках. Вместе с родителями могут присутствовать другие родственники или другие люди по желанию родителей.
7. Также при сообщении диагноза могут присутствовать мед. работник, генетик, психолог, представитель родительской организации.
8. Обстановка в помещении должна быть комфортной, беседе необходимо уделить достаточное количество времени. В помещении не должно быть посторонних.
9. Беседуйте с родителями в присутствии малыша, пусть один из них держит его на руках. Когда будете сообщать о синдроме Дауна, дотрагивайтесь до новорожденного, демонстрируя своё принятие ребёнка. Относитесь к нему как к личности, а не только как к носителю определённого заболевания.
10. Спросите у родителей, дали ли они малышу имя. Если да, то называйте его по имени, а если нет – то «малыш», «ребёнок», «девочка» или «мальчик».
11. Нецелесообразно сообщать родителям всю информацию о синдроме Дауна сразу же после рождения ребёнка. В первой беседе необходимо сообщить родителям, что они не виноваты в рождении ребёнка с синдромом Дауна. Не нужно заниматься предсказаниями, поскольку совершенно невозможно в точности предвидеть развитие того или иного ребёнка в будущем. Выразите уверенность в способности родителей положительно повлиять на развитие ребёнка. Сообщите родителям об исследованиях и процедурах, которые необходимо срочно провести (см. ниже). Дайте понять родителям, что они не одни, и что они могут рассчитывать на помощь родительской организации и психолога.
12. Подробное обсуждение состояния ребёнка должно произойти позже, когда родители хотя бы немного оправятся от стресса. К этому моменту у них появится очень много вопросов, и отвечать на эти вопросы следует точно и компетентно.
13. После беседы необходимо предоставить родителям возможность и время побыть наедине друг с другом.
14. Хорошо, если у родителей возникнет уверенность в том, что их не будут принуждать к тому или иному решению, и что они могут рассчитывать на свободное выражение чувств, сомнений и опасений.

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НОВОРОЖДЕННОГО С СИНДРОМОМ ДАУНА

Синдром Дауна – трисомия 21-й пары хромосом. Стандартная трисомия, то есть наличие третьей 21-й хромосомы во всех клетках, составляет примерно 94% случаев и возникает в результате нарушения процесса мейоза (деления клеток). Кроме того, встречаются транслокационная форма (4%) и мозаичная (2%). При простой форме родители имеют обычный генотип, а при транслокационной форме СД у ребенка родителям при планировании следующей беременности необходимо пройти генетическое обследование. Возникновение мозаицизма в некоторых случаях также требует дообследования семьи.
Девочки и мальчики с СД рождаются с одинаковой частотой.
Во многих случаях СД может быть заподозрен по фенотипическим признакам. Частота встречаемости различных морфологических признаков приведена ниже. Для точной постановки диагноза необходимо провести кариотипирование.
Синдром Дауна характеризуется особенностями многих систем, но степень изменений широко варьируется. Кроме проблем, непосредственно связанных с трисомией, у детей с СД могут возникать другие нарушения здоровья, в частности, те, к которым предрасполагает морфологическая незрелость, например, гипоксические и гипоксически-геморрагические поражения ЦНС. В прошлом некоторые сопутствующие заболевания детей с СД оставались без лечения. Это приводило к ухудшению состояния ребенка и замедлению его развития.

ОСНОВНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С СД В НЕОНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

  1. Дети с СД часто рождаются с признаками морфо-функциональной незрелости, реже – недоношенными. Как следствие, им необходимы те же условия выхаживания и профилактические мероприятия, как и другим группам незрелых детей.
  2. Врожденные пороки сердца (ВПС) встречаются при СД в 40-60% случаев. Наиболее часто встречаются дефект межжелудочковой перегородки (ДМЖП), общий открытый атриовентрикулярный канал (АВК) (20%) и тетрада Фалло (ТФ).
Читайте также:  Астено невротический синдром и военкомат

ДМЖП диагностируется, как правило, при проявлении симптомов недостаточности кровообращения, т.к. такие дефекты обычно не создают шума. Частым осложнением ДМЖП является развитие легочной гипертензии. Своевременная диагностика этого состояния крайне важна для определения оптимальных сроков оперативного вмешательства, поскольку при высоких степенях легочной гипертензии риск оперативного вмешательства резко возрастает.
Детей с подозрением на АВК нужно как можно быстрее направлять к специализированный кардиологический стационар.
Новорожденных с любым синим пороком сердца необходимо немедленно проконсультировать в кардиохирургическом стационаре для определения показаний к экстренной паллиативной операции.
Новорожденного с СД с подозрением на ВПС необходимо направить на ЭКГ, ЭхоКГ и рентгенограмму грудной клетки в неонатальный период.

  1. Апноэ во сне (до 50%). Строение верхних дыхательных путей при СД отличается сужением носо- и ротоглотки, евстахиевой трубы, наружного слухового прохода за счет гипоплазии средней части лица. В результате во сне может происходить обструкция ротоглотки корнем языка. Синдром обструктивного апноэ во сне проявляется в виде полной остановки или затруднения дыхания во сне, сопровождающегося гиповентиляцией, гипоксемией. Данный синдром плохо диагностируется и довольно часто пропускается. Апноэ во сне часто приводит к вялости, сонливости в дневное время, проблемам с обучением, снижению темпов развития и ухудшению поведения. Хроническая гипоксемия и гиповентиляция могут способствовать развитию легочной гипертензии. Дети имеют высокий риск синдрома внезапной смерти. Для профилактики обструктивного апноэ рекомендуется поднимать головной конец кроватки на 10 градусов и укладывать ребенка на бок.
  2. Патология щитовидной железы. Гипотиреоз является довольно частым явлением у детей с СД (у детей до 8 лет – до 35%). В возрастом повышается частота приобретенных форм гипотиреоза. Своевременная диагностика (до 3 месяцев) с определением уровня ТТГ, Т4, Т3 в крови является обязательной для всех детей с СД. Необходимо также дальнейшее наблюдение за уровнем гормонов в крови.
  3. Офтальмологические проблемы. Врожденная катаракта, нистагм, косоглазие, глаукома, кератоконус, блефарит и недостаточность носослезных протоков часто встречаются при СД. Недостаточность или обструкция носослезного канала проявляется частыми конъюнктивитами, слезотечением, при массаже носослезного мешочка выделяется слеза или гной. Необходима ранняя диагностика офтальмологических проблем.
  4. Аномалии желудочно-кишечного тракта (12% случаев). Наиболее часто встречаются атрезия пищевода, трахеопищеводный свищ, пилоростеноз, атрезия 12-перстной кишки, болезнь Гиршпрунга.

Для уточнения диагноза и уровня непроходимости необходимо рентгенологическое обследование, которое начинают с обзорной рентгенограммы брюшной полости в вертикальном положении. Обращают внимание на газонаполнение желудка, наличие газа в 12-перстной кишке, уменьшение количества или полное отсутствие газа в тонкой кишке ниже препятствия, наличие уровней жидкости в желудке и 12-перстной кишке при высококишечной непроходимости и множественные уровни при низкокишечной. Показан перевод в хирургический стационар.

  1. Иммунологическая недостаточность. Иммунологическая недостаточность в неонатальном периоде проявляется у детей предрасположенностью к частым инфекционным заболеваниям и аллергическим реакциям.
  2. Отоларингология. Частота снижения слуха у детей с СД составляет 38-78%. Часто у них повышено выделение серы в ушном канале, могут быть дефекты слуховых косточек, а также избыточное накопление жидкости в среднем ухе в связи с дисфункцией евстахиевой трубы. Показана аудиограмма в 1 месяц и контроль слуха в динамике.
  3. Патология опорно-двигательного аппарата. Мышечная гипотония и дисплазия соединительной ткани предрасполагают к различным ортопедическим проблемам, таким как дисплазия тазобедренных суставов, подвывих или вывих бедра, неустойчивость коленной чашечки, сколиоз, плоскостопие. Рекомендован осмотр ортопедом на 1 месяце жизни.
  4. Миелопролиферативные реакции и острый лейкоз у новорожденных. Показана консультация гематолога.
  5. Трудности при грудном вскармливании. В связи с особенностями строения челюстно-лицевого аппарата и незрелостью нервной системы в периоде новорожденности у детей с СД часто наблюдаются трудности при грудном вскармливании. Для укрепления иммунитета, профилактики отитов и нарушений речи крайне важно проводить работу по поддержке естественного вскармливания детей с СД.

Перечень необходимых консультаций и обследований для ребенка с синдромом Дауна
(рекомендовано Европейской Ассоциацией Даун Синдром)

Обследование/консультация Возраст ребенка
Кариотипирование 0-6 мес.
Кардиолог Эхокардиография ЭКГ 0-1 мес. Далее по состоянию
Офтальмолог 0-3 мес., 1 год, далее – 1 раз в год
Отоларинголог 0-6 мес., 1 год, далее – 1 раз в год
Аудиометрия 0-6 мес., 1 год, далее – 1 раз в 2 года
Ортопед 1 мес., 1 год, далее – 1 раз в 2 года
Рентгенограмма шейного отдела позвоночника 3 года, 6 лет
Эндокринолог Анализ крови на содержание гормонов ТТГ, Т4 0-3 мес., 1 год, далее 1 раз в 1-2 года
Общий анализ крови, общий анализ мочи По общим правилам
Иммунолог При необходимости
Гематолог При необходимости
Гастроэнтеролог При необходимости

Рекомендуемые в неонатальном возрасте обследования:
Полный анализ крови, ЭКГ, ЭхоКГ, рентген грудной клетки, НСГ, Т3, Т4, ТТГ; по показаниям – рентген тазобедренных суставов.

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 814 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник