Сестринское вмешательство при гипертермическом синдроме

Оглавление темы “Задержка мочеиспускания. Почечная колика. Гипертермический синдром. Преэклампсия. Эклампсия. Гестоз.”: Патогенез гипертермического синдрома. Клиника ( признаки ) гипертермического синдрома. Неотложная ( первая ) помощь при гипертермии.1. На фоне высокой температуры, до 40 оС, возникает компенсаторная гипервентиляция в ответ на имеющийся метаболический ацидоз. При повышении температуры выше 40°С минутный объем вентиляции резко падает, дыхательный алкалоз переходит в респираторный ацидоз, что, в конечном итоге, усиливает метаболический ацидоз. 2. Резко возрастает потеря жидкости через дыхательные пути и кожу, что в итоге приводит к гиповолемии, сопровождающейся параллельной потерей ионов калия, натрия и хлоридов. 3. Происходит снижение сосудистого сопротивления в почках, что способствует выделению большого количества гипотонической мочи. 4. В печени инактивируются ферментные системы, разрушаются внутриклеточные структуры, усиливается образование молочной кислоты. 5. Минутный объем сердца (МОС) возрастает за счет тахикардии, однако артериальное давление падает. 6. Метаболизм головного мозга возрастает, но кровоснабжение не соответствует этому повышению, что приводит к его ишемии. Клиника ( признаки ) гипертермического синдрома.На фоне основного заболевания отмечается высокий подъем температуры — до 40 и более градусов. Возможно нарушение сознания, бред, галлюцинации. Кожные покровы на ощупь горячие, могут быть покрыты теплым потом. Наблюдаются различные типы нарушения дыхания — от тахипное до брадипное. Артериальное давление — нормальное или гипотония, отмечается тахикардия. Неотложная ( первая ) помощь при гипертермииОптимальным вариантом лечения гипертермического синдрома является сочетание общего охлаждения (краниоцеребральная гипотермия, холод на область крупных сосудов, инфузия охлажденных растворов и др.) с целенаправленным медикаментозным подавлением центра терморегуляции. Для этого рекомендуется использовать в/в введение 2—4 мл реланиума, 2—4 мл 0,25% р-ра дроперидола (контроль АД!), 1—2 мл аминазина. В комплекс лечения, помимо патогенетически обоснованной терапии, необходимо включать оксигенотерапию, производить нормализацию водного, электролитного, кислотно-основного состояния. – Также рекомендуем “Преэклампсия. Эклампсия. Гестоз. Причины ( этиология ) преэклампсии, эклампсии, гестоза.” |
Источник
Симптомы физической и токсической гипертермии
Симптомы и стадии эндогенной и экзогенной гипертермии, а также их клиническая картина схожи. Первая стадия называется приспособительной. Она характеризуется тем, что в этот момент организм еще пытается регулировать температуру за счет:
- Тахикардии;
- Усиленного потоотделения;
- Тахипноэ;
- Расширения капилляров кожи.
Пациенты предъявляют жалобы на головную и мышечную боль, слабость, тошноту. Если ему не будет оказана неотложная помощь, то заболевание переходит во вторую стадию.
Она называется стадией возбуждения. Температура тела поднимается до высоких значений (39 – 40 градусов С). Больной адинамичен, оглушен. Жалуется на тошноту и выраженную головную боль. Иногда могут отмечаться кратковременные эпизоды потери сознания. Дыхание и пульс учащены. Кожные покровы влажные и гиперемированные.
При третьей стадии гипертермии развиваются параличи сосудодвигательного и дыхательного центров, что может привести к гибели больного.
Гипотермия физического и токсического типа сопровождается, как мы уже говорили покраснением кожных покровов и поэтому ее называют “розовой”.
При физической или токсической гипертермии симптомы похожи: первый этап – это приспособление организма к изменениям – теплообмен регулируется через учащенное сердцебиение, выделение пота и расширение сосудов. При этом появляются судороги, мышечные боли, мигрень, рвота и общая слабость.
Если не оказать первую помощь при гипертермическом синдроме, то болезнь перейдет на вторую стадию. Она характеризуется высокой температурой – 39-40 °C, оглушением и сниженной реакцией. У ребенка появляется тошнота и сильная головная боль. У взрослого добавляется жар тела, а при ослабленном иммунитете – короткие обмороки. Дыхание при этом учащается, сердцебиение повышается до 110 ударов в минуту.
На третьей стадии замедляется дыхание, возможен паралич легких. Если не оказать медицинскую помощь, то наступает смерть.
Особенности физического и токсического повышения температуры – это краснота кожных покровов. Поэтому второе название – «розовая» гипертермия.
Типы заболевания
Синдром проявляется как реакция на вирусную инфекцию, характеризуется нарушением теплообмена в тканях. В протоколах по МКБ-10 существует несколько степеней температуры:
- Низкая, субфебрильная – 37,0-37,9 °C.
- Средняя, фебрильная – 38,0-39,0 °C.
- Высокая, гипертермическая – 39,1-41,0 °C.
Помощь при гипертермии ребенку оказывается в зависимости от вида заболевания.
«Розовая»:
- кожа краснеет;
- поверхность покровов эпидермиса влажная и горячая;
- ноги теплые;
- учащенный пульс, одышка.
«Белая»:
- кожа бледная, «мраморная»;
- замедляется кровообращение;
- губы становятся «синюшными», пальцы белеют;
- ноги холодные;
- озноб по всему телу, ощущение холода;
- общая усталость, снижение внимания, лихорадка.
Первая помощь при «белой» гипертермии включает прием лекарств и утепление. При третьей стадии болезни жаропонижающие препараты могут не действовать.
Принцип лечения «розовой» гипертермии основывается на длительности симптомов, возрасте пациента, наличии патологий нервной системы, сердца и обмена веществ.
Причины гипертермии
Гипертермия возникает при максимальном напряжении физиологических механизмов терморегуляции (потоотделение, расширение кожных сосудов и др.) и, если вовремя не устранены вызывающие её причины, неуклонно прогрессирует, заканчиваясь при температуре тела около 41-42°С тепловым ударом.
Развитию гипертермии способствуют повышение теплопродукции (например, при мышечной работе), нарушение механизмов терморегуляции (наркоз, опьянение, некоторые заболевания), их возрастная слабость (у детей первых лет жизни). Искусственная гипертермия применяется при лечении некоторых нервных и вяло текущих хронических заболеваний.
Первая доврачебная помощь
Когда необходимо оказание неотложной помощи при гипертермии:
- при лихорадке с температурой выше 39°C;
- при средней температуре до 38°C у детей с эпилепсией, судорогами и энцефалопатией;
- после любой степени болезни, которая сопровождается «мраморной» кожей;
- во время низкой температуры у новорожденных и малышей до трех лет.
Алгоритм действий при «розовом» синдроме:
- не укрываться одеялом, дышать свежим воздухом;
- пить чистую воду: больше двух литров в день;
- использовать жаропонижающие лекарства парацетамола в одной дозе до 10 мг/кг;
- применять домашние способы снижения температуры: каждые 45 минут протирать тело влажным полотенцем, использовать на грудь и на лоб холодные компрессы.
Первая помощь при «белом» гипертермическом синдроме включает:
- прием противовоспалительных лекарств;
- внутримышечное введение Папаверина и Но-шпы (поможет облегчить судорожное состояние, снизит спазмы);
- растирание тела, ног и рук;
- утепление, использование грелки.
После того, как «белая» стадия перешла в «розовую», необходимо вызвать врача.
Если температура повышается после отравления лекарствами и тяжелыми медикаментами, то это токсическая гипертермия.
Неотложная помощь при данном заболевании:
- первое – вызвать скорую;
- в качестве доврачебной помощи использовать солевые и глюкозные растворов;
- использование жаропонижающих и спазмолитических лекарств.
Помочь при судорогах и эффекте внутреннего «ожога» могут уколы Реланиума. Действовать при сильном жаре необходимо быстро, иначе это грозит жизни человека остановкой дыхания.
Первая неотложная помощь при гипертермии
При повышении тела, прежде всего необходимо выяснить, вызвано ли оно лихорадкой или гипертермией. Это связано с тем, что при гипертермии следует немедленно начать мероприятия по снижению повышенной температуры. А при умеренной лихорадке срочно понижать температуру наоборот не стоит, так как ее повышение оказывает на организм защитное действие.
Методы, используемые для снижения температуры, делятся на внутренние и внешние. К первым относятся, например, лаваж ледяной водой и экстракорпоральное охлаждение крови, однако провести их самостоятельно невозможно, и они могут вызывать осложнения.
Внешние методы охлаждения использовать проще, они хорошо переносятся и очень эффективны.
- К кондуктивным техникам охлаждения относятся прикладывание непосредственно в коже гипотермических пакетов и ванны с ледяной водой. Как вариант, можно прикладывать лед к шее, подмышечным впадинам и паховой области.
- К конвективным техникам охлаждения можно отвести использование вентиляторов и кондиционеров, и снятие лишней одежды.
- Также часто используется техника охлаждения, работающая за счет испарения влаги с поверхности кожи. С человека снимают одежду, опрыскивают кожу прохладной водой, и для дополнительного охлаждения используют вентилятор или просто открывают окно.
Медикаментозное снижение температуры
- При тяжелой гипертермии обеспечьте дополнительный доступ кислорода, установите непрерывную 12-строчную ЭКГ для контроля сердечной деятельности и признаков появления аритмии.
- Примените диазепам, чтобы устранить озноб.
- При “красной” гипертермии: необходимо максимально обнажить больного, обеспечить доступ свежего воздуха (не допуская сквозняков). Назначить обильное питье (на 0,5-1 л больше возрастной нормы жидкости в сутки). Использовать физические методы охлаждения (обдувание вентилятором, прохладная мокрая повязка на лоб, водочно-уксусные (9%-ный столовый уксус) обтирания – обтирают влажным тампоном). Назначить внутрь или ректально парацетамол (панадол, калпол, тайлинол, эффералган и др.) в разовой дозе 10-15 мг/кг внутрь или в свечах 15-20 мг/кг или ибупрофен в разовой дозе 5-10 мг/кг (для детей старше 1 года). Если в течение 30-45 мин температура тела не снижается, вводится антипиретическая смесь внутримышечно: 50%-ный раствор анальгина (детям до 1-го года доза 0,01 мл/кг, старше 1-го года доза 0,1 мл/год жизни), 2,5%-ный раствор пи-польфена (дипразина) детям до года в дозе 0,01 мл/кг, старше 1-го года – 0,1-0,15 мл/год жизни. Допустима комбинация лекарств в одном шприце.
- При “белой” гипертермии: одновременно с жаропонижающими средствами (см. выше) дают сосудорасширяющие препараты внутрь и внутримышечно: папаверин или ношпа в дозе 1 мг/кг внутрь; 2%-ный раствор папаверина детям до 1 -го года – 0,1-0,2 мл, старше 1-го года – 0,1-0,2 мл/год жизни или раствор ношпы в дозе ОД мл/год жизни или 1%-ный раствор дибазола в дозе 0,1 мл/год жизни; можно также использовать 0,25%-ный раствор дроперидола в дозе 0,1-0,2 мл/кг внутримышечно.
Лечение гипертермии
Лечение гипертермии заключается в устранении причин, вызвавших гипертермию организма; охлаждение; при необходимости применяют дантролен (2,5 мг/кг внутрь или внутривенно каждые 6 ч).
При установлении факта быстро прогрессирующей гипертермии надо отменить перечисленные выше препараты. Из анестезиологических средств, не приводящих к гипертермии, следует отметить тубокурарин, панкуроний, закись азота и барбитураты. Именно их можно применять при необходимости продолжения анестезиологического пособия.
Вследствие возможности развития вентрикулярной аритмии показано профилактическое использование прокаинамида и фенобарбитала в терапевтических дозах. Необходимо предусмотреть охлаждающие процедуры: размещение над крупными кровеносными сосудами емкостей со льдом или холодной водой. Следует немедленно наладить ингаляцию кислорода, ввести гидрокарбонат натрия (3% раствора 400 мл) в/в. В тяжелых случаях показано проведение реанимационных мероприятий. Госпитализация обязательна в отделение реанимации.
При правильном оказании первой помощи температура снижается три дня после жара. В течение недели следует готовить пищу на пару, бульоны и дополнить прием еды витаминным комплексом.
Что можно использовать из лекарств по рекомендациям педиатрии:
- Парацетамол: угнетает синтез простагландинов, снижает общие боли, но не имеет противовоспалительного действия. Используется ежедневно по 15 мг/кг.
- Ибупрофен: является популярным лекарством, снимает жар, боль и воспаление. Принимается при сильной лихорадке до 10 мг/кг один раз в день.
- Аспирин: используется как замена парацетамола при аллергии. Принимается несколько дней по 10 мг/кг три раза в день. В экстренных ситуациях доза увеличивается на 5 мг/кг.
- Анальгин: применяется редко, так как провоцирует судороги и поражает почки. Снимает сильные боли. Разрешенная доза – одна таблетка в сутки.
Чего нельзя делать, оказывая первую помощь детям и взрослым
При клинических симптомах «розовой» гипертермии нельзя:
- поить человека горячим чаем;
- утеплять тело;
- растирать маслом руки и ноги;
Действия приводят к повышению жара, перегреву всего организма. Возможен риск обморочных и шоковых состояний.
Основные условия, которые необходимо соблюдать при «белом» гипертермическом синдроме – это разогрев кожных покровов и водный баланс. Нельзя использовать уксусные растирания, лед и холодные примочки – это вызовет судороги и онемение конечностей.
Болезнь не принесет вреда здоровью при своевременно оказанной врачебной помощи и правильном лечении. Главное – соблюдать рекомендации доктора.
Статья проверена
редакцией
Источник
Цель: снижать температуру тела постепенно, в зависимости от ее высоты.
При субфебрильной температуре 37,1 – 38,0:
– постельный, полупостельный режим двигательной активности (в зависимости от физического состояния пациента);
– обильное питье, не менее 1,5—2,0 литров;
При температуре тела 38,1—39,0°С (фебрилетет):
– физические методы охлаждения;
– постановка очистительной клизмы;
– в удовлетворительном состоянии жаропонижающие препараты не показаны;
При температуре тела 39,1—41,0°С (пирексия):
– антипиретики (парацетамол) — перорально или ректально;
– физические методы охлаждения;
– постановка очистительной и лекарственной клизм;
При температуре тела выше 41,0 °С (гиперпирексия) -по состоянию пациента.
– антипиретики — инъекционно.
“Уход за лихорадящими больными”.
I. Период лихорадки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Период лихорадки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Период лихорадки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диетотерапия
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды термометров | ||||
Ртутный | Электронный | Инфракрасный контактный (ушной) | Инфракрасный бесконтактный (лобный) | Жидкокристаллический |
Достоинства различных видов термометров
Недостатки различных видов термометров
Виды термометров | ||||
Ртутный | Электронный | Инфракрасный контактный (ушной) | Инфракрасный бесконтактный (лобный) | Жидкокристаллический |
Профессиональный алгоритм по освоению практического навыка: “Измерение температуры тела”.
Измерение температуры тела в подмышечной впадине.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Измерение температуры тела в прямой кишке.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила дезинфекции и хранения медицинских термометров.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правила техники безопасности при работе
С ртутьсодержащими термометрами
Ртуть — это жидкость с серебристо-металлическим блеском, которая начинает испаряться при температуре +18°С и выше. Если разбился термометр, то ртуть при ударе разбивается на мелкие капли и рассеивается по помещению, легко проникая в трещины полов, в щели под плинтусами, застревая в ворсе ковров. Постепенно испаряясь, она отравляет воздух в помещении. Длительное поступление малых количеств ртути приводит к хронической ртутной интоксикации, которая может проявляться дерматитом, стоматитом, саливацией, металлическим вкусом во рту, поносом, анемией, головными болями, тремором конечностей, поражением почек.
Меры по предотвращению испарения ртути называются _______________
Различают _________________и __________________ демеркуризацию.
Механическая демеркуризация:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Химическая демеркуризация.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
После сбора емкость с демеркулизированной ртутью отправляют в региональное отделение ЦГСЭН (Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора), приложив акт о разбитом термометре и проведенной демеркулизации. Контрольные анализы на содержание ртути в воздухе помещения проводят дважды с интервалом в 7 дней.
Ситуационная задача №1
В Хирургическом отделении № 2 при проведении ежедневной термометрии у пациента Н. были зафиксированы следующие показатели:
УТРО | ВЕЧЕР |
36,6 36,4 36,7 36,6 36,4 36,8 36,4 36,6 | 38,0 38,5 37,7 37,5 37,0 37,2 36,8 36,6 |
Вычертите температурную кривую в температурном листе.
Ситуационная задача №2
В Хирургическом отделении № 2 при проведении ежедневной термометрии у пациента Р. были зафиксированы следующие показатели:
УТРО | ВЕЧЕР |
36,6 36,1 36,8 36,5 37,0 37,0 36,4 36,8 | 39,0 38,5 38,7 39,2 38,0 39,0 38,8 39,0 |
Вычертите температурную кривую в температурном листе.
Задача № 1
Вы медсестра терапевтического отделения. Пациент к. 40 лет, с острым
воспалением легких, болен четвертый день. Температура –
40,4 0С. Объективно: возбужден, лицо гиперемировано, губы сухие, пульс –
100 уд./мин., ритмичный, хорошего наполнения и напряжения, АД – 130/80
мм рт.ст., ЧДД – 23 в мин.
Определите период лихорадочного состояния, приоритетную проблему
пациента и объем сестринских вмешательств.
Задача № 2
Вы медсестра терапевтического отделения. Пациент с заболеванием легких
жалуется на ощущение холода, дрожи во всем теле, слабость, головную
боль. Болеет вторые сутки. Объективно: температура тела – 38,0 0С,
бледность кожных покровов, ЧДД – 18 в мин. Пульс 80 уд./мин.,
ритмичный, хорошего наполнения и напряжения, АД – 110/70 мм рт.ст.
Определите период лихорадочного состояния, приоритетную проблему и
объем сестринских вмешательств.
Задача № 3
Вы – медсестра урологического отделения. У пациента А., 30 лет, с
заболеванием почек, температура тела на третий день болезни снизилась в
течение 3 часов с 40,3 0 С до 37,1 0С. Жалуется на слабость, сонливость,
головную боль. Объективно: с трудом отвечает на вопросы, кожные покровы
бледные, покрыты холодным и липким потом, пульс 11 уд./мин.,
ритмичный, слабого наполнения и напряжения, АД – 80/40 мм рт.ст.
Определите период лихорадочного состояния, приоритетную проблему
пациента и объем сестринских вмешательств.
Дата | ||||||||||||||||||||
День болезни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||||
День прибытия в стационаре | У | в | У | в | У | в | У | в | У | в | У | в | У | в | У | в | У | в | ||
П | АД | Т | ||||||||||||||||||
140 | 200 | 41 | ||||||||||||||||||
120 | 175 | 40 | ||||||||||||||||||
100 | 150 | 39 | ||||||||||||||||||
90 | 125 | 39 | ||||||||||||||||||
80 | 100 | 37 | ||||||||||||||||||
70 | 75 | 36 | ||||||||||||||||||
60 | 50 | 35 | ||||||||||||||||||
Дыхание | ||||||||||||||||||||
Масса тела | ||||||||||||||||||||
Выпито жидкости | ||||||||||||||||||||
Суточное кол-во мочи | ||||||||||||||||||||
Стул | ||||||||||||||||||||
Ванна |
«Цена» деления температуры в температурном листе равна _____ºС.
Выполните задание «Определение падения температуры тела человека»
1.__________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________
1.У Вас в отделении находится пациент с травмой лица и верхнего плечевого пояса. Как такому пациенту измерить температуру
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.При измерении температуры Вы заметили, что пациент изменил показания термометра. Ваша тактика?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Дежурная медсестра была занята днём с тяжёлым пациентом и не провела термометрию пациентов с 17.00 до 19.00. Она решила исправить положение и после ужина провела измерение температуры. Оцените действия медицинской сестры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Медсестра измерила пациенту температуру тела. Она равнялась 38,6. Охарактеризуйте данную тем