Школа для детей с синдромом дауна в новосибирске

Единственная в Новосибирске организация, в которой занимаются ранней помощью детям с синдромом Дауна, и в которую едут со всей Сибири, может остаться без помещения.
Здесь принято разуваться. Как дома. И обстановка тоже домашняя – коврики, диван, игрушки, большой стол под клеёнкой со следами акварели – за ним ребятишки рисуют; рисунки висят тут же по стенам – яркие, прекрасные. И фотографии, оставшиеся после выставки «Я=ЧЕЛОВЕК». На фотографиях малыши – симпатичные, улыбчивые; «лучики», «солнышки» – именно так их называют их мамы. Все остальные называют их «даунами».
СИНДРОМ ДАУНА – врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Синдром Дауна не является редкой патологией — в среднем наблюдается один случай на 700 родов.
Итак, обычно слово «даун» – не констатация диагноза, а штамп приговора, «никаких перспектив». Хотя, что ждать от «несознательных» граждан с улицы, когда маме четвероклассника Паши приходится объяснять учителю коррекционной школы, что в таком учебном заведении педагог не должен раздавать задание и сидеть за своим столом, а должен помогать своим ученикам!
С перспективами и, правда, не густо. Ведь, по словам председателя новосибирской общественной организации инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ» Татьяны Есиповой, в городе отсутствует государственная система ранней помощи детям с нарушениями в развитии. Зато в Новосибирске шесть лет существует «Общество «ДАУН СИНДРОМ». Правда, исключительно благодаря крупинкам грантов и самоотверженности коллектива – штатного и работающего на практически волонтерских началах. У организации три направления деятельности: служба ранней помощи, центр социальной адаптации (в том числе терапевтическая арт-мастерская) и ресурсный центр для родителей и специалистов.
Государство же подключается, когда малышу исполняется 3-4 года. Однако часто бывает, что время упущено и шансов успешно адаптироваться в обществе у маленького человека уже значительно меньше.
– После рождения ребенка с синдромом Дауна, семья должна сразу же попасть в поле зрения специалистов, – рассказывает Татьяна Есипова, – врачей, психологов. Просто необходимо оформить инвалидность – ведь можно бесплатно получить какие-то услуги, лекарства. Но проблема заключается в том, что детям с синдромом Дауна до трех лет зачастую не устанавливают инвалидность – не видят явных отклонений и считают, что не это не нужно. Поэтому мы пытаемся всеми способами найти сопутствующие заболевания, чтобы все-таки оформить инвалидность.
На Западе люди с синдромом Дауна живут полноценной жизнью, работают, влюбляются, занимаются творчеством. Их охотно берут на работу помощниками воспитателей в детских садах, в клиники и социальные учреждения. Известны случаи, когда люди с синдромом Дауна становятся художниками, музыкантами, артистами. У нас в детский сад берут с боем.
В Интернете есть история мальчика Миши, у которого синдром Дауна и несколько неудачных попыток начать посещать обычный детский сад. Неудачных, потому что здоровые и наделенные властью взрослые делают все, что бы он не ходил в садик. Эти взрослые в зале суда, после решения в пользу Миши, открыто говорят, что уже готовы судиться со следующим «даунёнком», ибо «одному разреши – все пойдут. Ничего, со всеми судиться будем». В Новосибирске пока подобных прецедентов нет. Но, возможно, скоро будут.
Татьяна Есипова признается: «Скорее всего, нам предстоит точно такая же история. Нашу девочку сначала хотели взять в детский сад в Советском районе. Заведующая сказала, что примет этого ребенка, но нужно пройти комиссию, и девочку направили в центр «Магистр». Там были готовы ее посмотреть, но это госструктура, им требуется направление. Мама едет за направлением, и неизвестно, что произошло за это время, но садик отказал. Теперь мы собираемся сделать собственную междисциплинарную оценку развития девочки, потом добьемся направления на независимую экспертизу, и если она постановит, что ребенок готов ходить в обычный сад по месту жительства, мы будем обращаться в суд.
В Новосибирске дети с синдромом Дауна ждут мест в садиках в общей очереди. Более того, по словам Татьяны Есиповой, родителям советуют, чтобы они не говорили, какой у них ребенок. Обычные детсады против столь необычных воспитанников потому что у них нет соответствующего методического обеспечения. Но гораздо больше в садиках боятся ответственности – а вдруг что-то будет «не так», а вдруг родители «обычных» детей объединятся против этого ребенка и выживут его.
В департаменте образования Новосибирской области соглашаются, что «ситуация сложная» и кое-где «есть недопонимание», но подчеркивают, что в плане распределения мест в дошкольные учреждения «стоят на букве закона» и «развивают толерантность» ко всем категория детей. Что же касается «выживания» необычных детей (а такие случаи, как говорит Татьяна Есипова, в Новосибирске были), то тут, по словам чиновников, многое зависит от позиции воспитателя, который может и должен настраивать родителей на лояльное отношение.
После детского сада дети с особенностями развития попадают в коррекционную школу с более легкой, адаптированной программой. Людям с синдромом Дауна не особо дается математика, зато они неплохо читают и пишут и действительно хорошо рисуют.
Впрочем, говорит Татьяна Есипова, «нашим детям и не нужно брать интегралы, им важно уметь доехать от одного пункта до другого, сходить за покупками, научиться профессии, которая бы нравилась».
— Но в Новосибирске у наших детей нет возможности получить профессию, – говорит Татьяна Есипова. – И никто официально не работает. Это связано с соцгарантиями: если он готов работать, значит, ему уменьшат степень инвалидности, урежут пенсию. Мы стараемся развить наших детей как можно лучше, но если мы развиваем их, они теряют социальные гарантии. Замкнутый круг.
Право на образование, право на максимальную социальную адаптацию, право быть нормальным членом общества людей с синдромом Дауна, как и других людей с ограниченными возможностями, в России закреплены законодательно. Но в конституции одно, а в жизни – другое.
Татьяна, мама Паши – озорного мальчика 11-ти лет, побывав в Америке и увидев тамошнее отношение к инвалидам, все чаще задумывается об эмиграции. Она любит Россию и помнит поговорку: «Где родился там и пригодился», понимает все возможные сложности, но все перевешивает возможность… «умереть спокойно». «Ведь если со мной что случится… Слово интернат – самое страшное на свете слово для родителей детей с синдромом Дауна», – признается Татьяна.
… А тем временем в «Общество «ДАУН СИНДРОМ» едут со всей Сибири и Дальнего Востока. Родителям здесь дают консультации и специальную литературу. В Красноярске, Барнауле, Бийске ситуация еще мрачнее, чем в Новосибирске: количество учреждений ограничено, детей никуда не устраивают.
Сейчас руководитель Татьяна Есипова очень переживает, удастся ли сохранить помещение после того, как вступили в силу принятые нынешним летом поправки к 108 Федеральному закону «О концессионных соглашениях». Согласно им, общественной организации придется платить такую же арендную ставку, что и коммерческим компаниям. В противном случае помещение выставляется на конкурсную аренду или продажу. Вопрос как сохранить площади за организацией и продолжить аренду на льготных условиях адресовали премьеру Путину во время недавней прямой линии. Ответа не дождались.
Татьяна Есипова объяснила корреспонденту Sibnet.ru свои опасения за будущее организации: «Нас включили в областную целевую программу «Дети Новосибирской области». Но, в силу того, что сейчас сокращают бюджет, я очень боюсь, что именно финансирование общественных организаций «сократят».
А в соседях у «Синдрома Дауна»: справа – муниципальный детский клуб с комплектом кружков и секций, слева – частный медкабинет (гинеколог-венеролог). Одни – абсолютно бюджетные, другие – сверхкоммерческие. К одним ходят здоровые, к другим – больные, к одним – дети, к другим – взрослые. А «Даун Синдром» – посередине. Не здоровые, не больные; взрослые, остающиеся навсегда детьми; не попадающие в бюджеты, и не берущие за свои услуги ни копейки.
Софья Колотова, специально для sibnet.ru
Подробнее об организации и ее нуждах можно узнать на сайте.
Источник
нет отзывов
Печорина Наталья Дмитриевна 4.5
рейтинг
Логопед, Репетитор по начальной школе, подготовке к школе, педагогике
Дистанционно
Опыт преподавания
Стоимость занятий — от 500 ₽
- Синдром Дауна 850 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика 870 ₽ / 60 мин.
- Алалия 500 ₽ / 60 мин.
Где ведёт занятия
Жирова Людмила Ильинична 5+
рейтинг
Логопед, Репетитор по подготовке к школе
Опыт преподавания
Стоимость занятий — 670 ₽
- Синдром Дауна 670 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика 670 ₽ / 60 мин.
- Логопеды 670 ₽ / 60 мин.
Людмила Ильинична, произвела хорошее впечатление. К ребёнку нашла подход. Полностью результатов мы не добились Т. К пришлось прервать занятия по семейным обстоятельствам. В целом мы довольны.
Где ведёт занятия
Колесникова Елена Васильевна 5
рейтинг
Логопед, Репетитор по подготовке к школе
Опыт преподавания
Стоимость занятий — 800 ₽
- Синдром Дауна 800 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика 800 ₽ / 60 мин.
- Логопеды 800 ₽ / 60 мин.
Прекрасный логопед, находит легко контакт с ребенком, отлично получается у нее постановка звуков, которая у нас до 5 лет так и не получилась до конца без логопеда. В ближайшее время пойдем в Елене Васильевне на подготовку к школе.
Где ведёт занятия
Шаевич Ирина Эдуардовна 5+
рейтинг
Логопед, Репетитор по русскому языку, подготовке к школе, РКИ
Дистанционно
Опыт преподавания
Стоимость занятий — от 800 ₽
- Синдром Дауна 800 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика 1 000 ₽ / 60 мин.
- Алалия 1 000 ₽ / 60 мин.
Плюсы: профессионализм,доброжелательность,терпение,умение заинтересовать ребенка.
Минусы: нет
Описание: Ирина Эдуардовна – отличный специалист! Нашему внуку не давалась буква “Р”, времени на обучение было мало (его привезли к нам в гости), но и за несколько занятий были заметные результаты , а главное- педагог сумела убедить ребенка в необходимости занятий самостоятельно,научила специальным упражнениям,и то,что он потом сам тренировался каждый день – в большей степени ее заслуга. И вот результат – все получилось! Буква “Р” теперь получается правильно,так,как нужно. Спасибо огромное Ирине Эдуардовне !
Где ведёт занятия
Абдишева Любовь Александровна 5
рейтинг
Логопед, Репетитор по начальной школе, подготовке к школе
Опыт преподавания
Стоимость занятий — от 670 ₽
- Синдром Дауна 930 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика 930 ₽ / 60 мин.
- Аутизм 930 ₽ / 60 мин.
Моему сыну нравится заниматься. Пока в школе по предметам все хорошо, оценки положительные. Любовь Александровна смогла заинтересовать ребенка, дала ему хорошую базу знаний. Я довольна ее работой.
Где ведёт занятия
нет отзывов
Немчикова Татьяна Сергеевна 4.5
рейтинг
Логопед, Репетитор по начальной школе, подготовке к школе
Опыт преподавания
Стоимость занятий — 530 ₽
- Синдром Дауна 530 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика от 530 ₽ / 60 мин.
- Подготовка к школе от 530 ₽ / 60 мин.
Где ведёт занятия
нет отзывов
Микаилова Эльмира Рамизовна 4.4
рейтинг
Логопед, Репетитор по подготовке к школе, педагогике
Опыт преподавания
Стоимость занятий — от 400 ₽
Скидка: 5% при оплате занятий за месяц
- Синдром Дауна 1 070 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика 930 ₽ / 60 мин.
- Логопеды 930 ₽ / 60 мин.
Где ведёт занятия
нет отзывов
Абрамова Светлана Николаевна 4.5
рейтинг
Логопед, Репетитор по подготовке к школе
Опыт преподавания
Стоимость занятий — 530 ₽
- Синдром Дауна 530 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика 530 ₽ / 60 мин.
- Развивающие методики 530 ₽ / 60 мин.
Где ведёт занятия
нет отзывов
Дяченко Екатерина Евгеньевна 4.7
рейтинг
Логопед, Репетитор по русскому языку, подготовке к школе, филологии
Дистанционно
Опыт преподавания
Стоимость занятий — от 1 000 ₽
Скидка: 100% при покупке абонемента на 8 занятий, девятый урок бесплатно.
- Синдром Дауна 1 200 ₽ / 60 мин.
- Аутизм 1 200 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика 1 200 ₽ / 60 мин.
Где ведёт занятия
нет отзывов
Давыденко Алла Михайловна 4.6
рейтинг
Логопед, Репетитор по начальной школе, подготовке к школе
Опыт преподавания
Стоимость занятий — от 500 ₽
- Синдром Дауна 500 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика 600 ₽ / 60 мин.
- Традиционная система 500 ₽ / 60 мин.
Где ведёт занятия
нет отзывов
Деменко Алёна Павловна 4.6
рейтинг
Логопед, Репетитор по подготовке к школе
Дистанционно
Опыт преподавания
Стоимость занятий — от 1 200 ₽
Скидка: 10% при покупке абонемента на месяц.
- Синдром Дауна 1 600 ₽ / 60 мин.
Развитие высших психических функций, развитие речи
- Алалия 1 600 ₽ / 60 мин.
- Коррекционная педагогика 1 600 ₽ / 60 мин.
Где ведёт занятия
нет отзывов
Кузнецова Эльвира Васильевна 4.6
рейтинг
Логопед, Репетитор по подготовке к школе, педагогике
Дистанционно
Опыт преподавания
Стоимость занятий — от 1 000 ₽
- Синдром Дауна уточняется при заказе
- Коррекционная педагогика 1 200 ₽ / 60 мин.
- Логопеды 1 200 ₽ / 60 мин.
Где ведёт занятия
Источник
Эти ребята совсем скоро пойдут в детский сад – специалисты помогают малышам с синдромом Дауна подготовиться к новой обстановке. В отличие от соседних регионов в Новосибирской области путёвку в дошкольное учреждение такие дети получают без проблем. А вот совместное обучение со своими здоровыми сверстниками большинству не по силам.
Татьяна Есипова, председатель общества “Даун Синдром”, руководитель Ресурсного центра “Служба ранней помощи”: “Я всегда выступала против инклюзии, которая насаждается. Когда ребёнок попадает в неподготовленную среду – начинаются проблемы. Я считаю, что и школы пока не готовы брать детей с явным умственным нарушением и сами родители не готовы”.
Дети с синдромом Дауна – исключение. Если нарушения здоровья не столь тяжёлые и очевидные, то инклюзивное образование помогает ребятам социализироваться в обществе. Катя лишь год назад услышала, как шелестит бумага, и поют птицы. Болезнь, перенесённая в раннем детстве, дала осложнения на слух. Появились проблемы с речью. Сегодня девочка среди друзей, учится во втором классе. Первый окончила на пятёрки.
Сергей Полунин, папа Кати: “Она занимается одновременно музыкой, рисованием, занимается с логопедом, сурдопереводчиком. У неё день с самого утра и до вечера расписан. Катя рвётся в школу, независимо от того, болеет, нет – она рвётся в школу”.
Для тех, кому необходимо особое внимание педагога – урок один на один. Учиться в шумном классе Ване сложно – он не может сконцентрироваться. Но на физкультуре и переменах мальчик играет вместе со сверстниками. Ради этого семья Вани переехала ближе к школе из другого района города.
Наталья Слабухина, мама Вани: “У нас был очень неудачный опыт дошкольного образования, и сами учились в общеобразовательной школе, я прекрасно понимаю, что это такое, если для нас коллектив даже в 20 человек плохо влияет на ребёнка”.
Здесь каждый свободный уголок отведён для занятий с ребятами, имеющими ограниченные возможности. Условия задачи «Инклюзивное образование в школе» объясняет директор Людмила Дегтярёва. К усилиям педагогов по математике, русскому языку, литературе нужно прибавить работу логопеда, дефектолога, психологов. Умножить всё это на 365 дней в году и 11 учебных лет. Чтобы учить особых детей, педагоги сами садятся за парты.
Людмила Дегтярёва, директор школы: “Прежде всего, это психологическая подготовка, знание психологии возрастной, специальной психологии. Умение читать диагноз, умение читать поведение ребёнка. И мы проводим такую подготовку адресно, то есть мы приглашает в школу специалистов”.
Зачастую природа, лишая ребёнка в одном, одаряет его ярким талантом в другом. Проблемы со слухом – зато ребёнок превосходно рисует, аутизм – зато в первом классе ученик знает наизусть Таблицу Менделеева. У таких детей всегда есть, чему поучиться – уверяют педагоги.
Марина Тихомирова, педагог высшей категории: “Хорошо, когда дети и родители всех ребят принимают таких детей, они чувствуют себя комфортно. Если родители принимают правила педагога, то, как правило, у ребёнка есть успех”.
В сельской местности проблема инклюзивного образования острее. Таких школ нет в Северном, Убинском и Колыванском районах. Школа в Киике – повод для гордости и удачный пример. Занятия по принципу помоги друг другу. Здесь вместе со здоровыми ребятами учатся 35 учеников с ограниченными возможностями. У каждого из них есть помощник – одноклассник. В выигрыше от такого общения, считают учителя, остаются все.
Людмила Чистякова, учитель математики Киикской общеобразовательной школы: “Человек на планете живет не один. Если ребенок что-то не понял, не усвоил, ему помогает друг! Дети дублируют объяснение нового материала учителем. И так ребенок инклюзии проговаривает вместе с ним материал. Дети исправляют, помогают. Это хорошо, плюс для ребенка нормы, это как повторение, закрепление. А для ребенка инклюзии – это развитие”.
Зачастую непреодолимой преградой для ребенка-инвалида на пути к знаниям и общению становятся … банальные высокие ступеньки. Необходимы широкие дверные проёмы, тактильные указатели, оборудованные поручни и пандусы. Рекордную сумму – 6 миллиардов рублей – в этом году потратят на создание безбарьерной среды во всех школах страны. До конца следующего года в каждой пятой должны быть созданы все условия. В Новосибирской области поставили еще более амбициозную задачу – через два года инклюзивное образование должно стать доступным почти в половине школ региона. Есть еще и областная программа.
Дмитрий Метёлкин, заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области: “Фактически сейчас из 3 тысяч детей, которые нуждаются в обучение инклюзивно – помощь получают 2 тысячи 400 человек. Думаю, что в ближайшие 2 года все образовательные учреждения НСО могут выступать центрами инклюзивного образования, помогая и обеспечивая всем необходимым ребятишек”.
Чаще всего, когда говорят о проблемах инклюзивного образования – имеют в виду как раз подготовку учителей и наличие специального оборудования. Есть преподаватели, желание, финансирование… Но это не все. Очень важно изменить среду – не только внешнюю, но и внутреннюю. Сейчас особых ребятишек не всегда принимают и сверстники, и их родители. Научить общество толерантности – еще одна задача проекта инклюзивного образования. И это деньгами не измерить. Ведь успешной социализация будет только тогда, когда, перешагнув за порог школы, ребёнок не будет чувствовать себя не таким как все.
Источник