Школьники с синдромом дефицита внимания

“Ребёнок постоянно отвлекается на уроке, балуется, мешает остальным… меня всё время вызывают в школу. Что делать?” “Сын чрезмерно расторможен, убегает из класса, не слушает учителя. Как заставить его учиться?”
СДВГ для кого-то – это набор букв, а для кого-то – диагноз, который заставляет родителей ходить по определённым специалистам. Многие ошибочно думают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это про то, что ребёнку не хватает родительского внимания. Нет, здесь речь идёт о конкретном диагнозе. В этой статье специально для CogniFit (“КогниФит”) психолог Виктория Мусатова расскажет вам о том, как заинтересовать учёбой ребёнка с СДВГ .
СДВГ: как заинтересовать учёбой гиперактивного ребёнка?
Что такое СДВГ?
СДВГ: данный термин описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. [Amerikan Psyhiatrie Associatian, 2000].
Выделяют три варианта течения СДВГ:
- синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания;
- изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, такие детки тихие и спокойные, но плохо концентрируют своё внимание, “витают в облаках”;
- сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Как известно, это самый частый вариант.
С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!
Инновационный нейропсихологический тест CogniFIt (“КогниФит”) на СДВГ
Причины синдрома дефицита внимания
Мнения специалистов расходятся в том, из-за чего возникает это расстройство. Выделяют три основных причины:
- генетические причины (отягощённая наследственность, мутации в генах);
- биологические причины (угроза прерывания беременности, гипоксия плода, стресс, токсикоз, поражения центральной нервной системы, недоношенность, неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье беременной и плода);
- психосоциальные причины (неблагополучная семья, частые конфликты в семье, развод родителей и т.п.)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическо-поведенческое расстройство, которое, как правило, маленьким детям до трёх-четырех лет не ставят, как диагноз, так как считают, что такое поведение входит в нормы их возраста. СДВГ чаще встречается у мальчиков, нежели у девочек. Если рассмотреть в процентах, то это 7-9% от населения. Как правило, на класс приходится один ребёнок с СДВГ.
Признаки и диагностика СДВГ
Большая часть исследователей отмечает три основных признака проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность.
Гиперактивность выражается высокой двигательной активностью, посторонними движениями, которые ребёнок не замечает, беспокойством и суетливостью. Такие дети, как правило, часто болтливы, не могут усидеть на месте. Польские ученые в своих исследованиях подтверждают тот факт, что у детей с СДВГ двигательная активность выше нормы на 25-30%. Дети с СДВГ двигаются даже во сне.
Нарушения внимания выражаются в трудностях его удержания. Таким детям трудно сконцентрироваться. У них выражена отвлекаемость и снижена изобретательность. Отвлекаемость часто выражается в переключениях с одного занятия на другое. Исследователи и психологи отмечают, что дети с СДВГ часто теряют личные вещи, довольно забывчивы, не умеют слушать. Часто такие дети отличаются непосредственностью в поведении. Стоит отметить, что показатели внимания таких детей подвергаются значительным колебаниям. Порой они избегают заданий, которые требуют высокой концентрации внимания, но если занятие им интересно, они могут удерживать внимание часами. Узнайте, как повысить эмоциональный интеллект ребёнка с СДВГ.
У детей СДВГ наблюдается частая смена настроения
Импульсивность проявляется в том, что ребёнок зачастую действует, не подумав. Например, перебивает при серьёзном разговоре или может встать и выйти из класса без разрешения учителя. У детей с СДВГ отмечается частая смена настроения, т.е. они эмоционально лабильны. Им сложно подчиняться общим правилам, и они этого не умеют, также не умеют регулировать свои действия, могут повышать голос.
Исследователи отмечают, что в большинстве случаев двигательная активность к подростковому возрасту исчезает, а дефицит внимания и гиперактивность сохраняются.
В психическом развитии у таких детей отмечается задержка в развитии на 1,5-1,7 года.
Также для детей с СДВГ характерны дислексия, дисграфия, признаки дискалькулии.
Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!
Узнайте, связаны ли проблемы с чтением у ребёнка с дислексией
Из-за несформированного межполушарного взаимодействия и высокого уровня адреналина в крови у таких детей отмечается слабое развитие тонкой моторной координации и беспорядочные, неловкие движения.
По мнению исследователей, двигательная стимуляции мозолистого тела, мозжечка и вестибулярного аппарата у детей с СДВГ приводит к развитию функции сознания, самоконтроля и саморегуляции.
Этим оправдываются всевозможные движения, например, ребёнок раскачивается на стуле, щелкает ручкой, играет бегунком на молнии и т.д. Если это движения убрать, ребёнок как бы “впадает в ступор”, то есть теряет способность думать.
Стоит отметить, что детям с СДВГ присущи такие качества, как: вспыльчивость, частая смена настроения. Такие дети незлопамятны и долго таить обиду не умеют.
Часто у них бывает низкая самооценка. Родители порой забывают, что ребёнок не просто балуется, а у него заболевание, и ему нужно помочь. Ситуация усугубляется, если родители начинают ребёнка ругать, требовать невозможное, порой кричать. СДВГ в более старшем возрасте можно, так сказать, перерасти, но при условии негативных воспитательных мер всё усугубляется.
Важно помнить – это не испорченный или невоспитанный ребёнок, это расстройство.
К сожалению, в настоящее время не существует единого мнения, в каком возрасте можно ставить данный диагноз. Но большая часть специалистов утверждают, что раньше пяти лет делать этого не нужно. В западной практике диагноз СДВГ не ставят детям младше семи лет.
Часть специалистов считают, что несмотря на то, что диагноз СДВГ малышам ставить некорректно, это расстройство можно отследить по некоторым признакам в раннем возрасте. Например, в младенчестве такие дети имеют повышенный мышечный тонус, у них возникают Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям , особенно их сложно укладывать спать; довольно чувствительны к любым раздражителям, например, большое количество людей, резкий свет, шум и т.п. Пребывая в бодрствующем состоянии, они довольно подвижны и возбуждены.
Из-за этого расстройства у детей возникают проблемы с учёбой, также могут возникать проблемы с памятью. Но, как, ни странно, довольно часто гиперактивные дети сообразительны и довольно быстро “схватывают” информацию, обладают неординарными способностями.
Дети с СДВГ: полезные советы учителям и родителям
Ребёнок с СДВГ: советы родителям и учителям
Чтобы ребенок гармонично развивался и мог усваивать информацию, его важно системно воспитывать, учитывая особенности его расстройства.
Наказывать таких детей нельзя и бесполезно, они не понимают наказания. Поступок и наказание они связать не могут. Рекомендуется детей с СДВГ воспитывать по системе позитивного подкрепления, т.е. делать упор на их сильные стороны, а слабые вовсе игнорировать. Даже самые маленькие достижения отмечайте “бурно”.
Родителям стоит рассказать о данном расстройстве их ребёнка учителю, чтобы он смог учитывать и применять все нюансы при обучении.
Учителю такого ребёнка рекомендуется стать для него авторитетом, так будет легче проходить процесс обучения.
Для того, чтобы лучше усваивать информацию, ребёнка с СДВГ лучше посадить за 1-3 парту со сменой ряда раз в месяц.
Спрашивать домашнее задание ребёнка желательно в первые 10-15 минут от начала урока, когда его внимание еще наиболее активно. Также лучше спрашивать на первом и втором уроке, т.к. к концу учебного дня ребёнок истощается.
Важно, чтобы учитель хвалил его, мотивировал дополнительной стимуляцией. Похвала для ребёнка никогда не будет лишней. Как правильно хвалить детей.
Для того, чтобы делать уроки, важно подобрать промежуток времени, в течение которого ребёнок оптимально удерживает концентрацию внимания. Например, это десять минут. Но нужно учитывать, что любое задание должно быть с завершением, т.е. ребёнка важно похвалить. Далее – переключаем внимание, нужна смена деятельности. Сочетать с физической активностью не стоит, т.к. начнётся перевозбуждение и вновь сосредоточиться на “тихих” занятиях будет просто невозможно.
Например, считаем примеры, далее рисуем кистью и красками. Важно, чтобы ребёнок был постоянно вовлечён. Узнайте о техниках дудлинг и зентангл.
Уроки рекомендуется выполнять сразу после школы и не оставлять на вечернее время. Если после школы немного прогуляться на свежем воздухе, то уроки стоит начинать после непродолжительного отдыха.
При выполнении уроков стол должен быть чист от лишних предметов. Только ручка, книжка и тетрадь. Комнату также стоит очистить от игрушек, отвлекающих предметов, таких как: телефон, компьютер, телевизор. Задача родителя – не делать за ребёнка уроки, а научить правильно понимать задание, записывать его, складывать, вычитать, собирать вещи в портфель, быть организованным.
Для более успешного обучения родителям может помочь система жетонов. Например, ребёнок за каждое правильно выполненное задание получает жетон. Он их копит и далее обменивает на приз или подарок, лучше всего, если это – эмоции. Например, поход в аквапарк всей семьёй. Проведённое качественно время вместе очень помогает корректировать данное расстройство.
Желательно хотя бы два раза в месяц устраивать индивидуальный день для ребёнка. Только мама и ребёнок, потом только папа и ребёнок. В такие моменты не нужно обсуждать его оценки в школе или учить уроки, лучше прислушаться к ребёнку, к его желаниям и мыслям. Исходя из того, что детям с СДВГ часто делают замечания из-за того, что они отличаются поведением от других детей, у них занижена самооценка и повышена тревожность. Есть ощущения, что он ничего не стоит, и оно может укрепиться и преследовать его на протяжении всей жизни. Поэтому индивидуальные дни помогут восстановить баланс.
При СДВГ необходимо организовать правильное питание ребёнка
Также нужно нормализовать правильное питание. Например, цитрусовые, рожь, ячмень, пшеница- не самые лучше продукты для детей с расстройством СДВГ. Им больше необходимы молочные продукты, мясо, рыба, – такие, которые не обладают экстрактивными свойствами.
Важно помнить, что детям с этим расстройством важен строгий режим дня. Например, готовиться ко сну нужно заранее, возможно, стоит начинать с 19.00, чтобы лечь спать в 21.00. Нужна последовательность в действиях как ребёнка, так и родителей. Спонтанность и хаос могут только навредить. Перевозбуждение следует свести к минимуму. Мультики, блокбастеры лучше заменить на теннис, футбол и свежий воздух.
Вообще, спорт для ребёнка с СДВГ очень важен, т.к. если он не будет “выплёскивать” свою энергию, то возникнет энерготоксикоз, который приводит к перевозбуждению. Лучше всего выбирать спорт, в котором требуется максимум концентрации внимания, например, хоккей, пин-понг. При этом важно найти занятие, которое будет по душе ребёнку.
Рекомендуется включить в график йогу для детей. Она поможет расслабиться, установить правильное дыхание и релаксировать. Этому важно ребёнка научить.
Занятия с нейропсихологом также показаны, как правило, в них входят: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, функциональные упражнения, коммуникативные упражнения, визуализация, релаксация, массаж. Функциональные упражнения состоят из развития внимания, произвольности и самоконтроля. Тренировка когнитивных способностей очень полезна.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.
Уровень сложности и тип заданий адаптируется к каждому пользователю
Дома можно самостоятельно выполнять нейроупражнения, по-другому они называются ассиметричные упражнения для развития мозга. Они полезны и для взрослых. Например, упражнение “кулак-ребро-ладонь”. Сначала показываете ребёнку, потом он повторяет. Ставите на стол кулак, затем из кулака ставите руку в положение ребро, а затем в ладонь. Необходимо следить затем, чтобы пальцы были плотно прижаты друг к другу. Делаете в прямом и обратном порядке. Для обучения сначала делаете медленно, а затем, когда начинает получаться – ускоряете темп.
Следующее упражнение: левую руку и правую ногу поднимаете вверх, параллельно правую руку и левую ногу опускаете вниз. Важно не запутаться.
Как вариант, для растяжки дома можно предложить представить ребёнку, что он медуза и, сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе.
Для релаксации можно погасить свет, включить ночник и классическую музыку, и минуты три-четыре просто полежать молча, при условии, что никто не встаёт и не шевелится. Сначала это будет сложно, ребёнка нужно контролировать и возвращать в исходное состояние, но со временем он научится себя контролировать и получать расслабление. Такое упражнение можно делать перед сном, когда все дела уже выполнены и не нужно ни на что отвлекаться.
Дыхательные упражнения дома можно выполнять с помощью свечек. Родитель зажигает, ребёнок задувает. Также можно ртом надувать шарики.
Рекомендую к покупке домой нейропсихологическу игру “Попробуй, повтори” и беглое чтение “Читай-хватай”. В поддержку родителям также советую зарегистрироваться на СДВГ-форумах и общаться с семьями, которые уже столкнулись с проблемой обучения при СДВГ.
И для того, чтобы не “утонуть” в этом диагнозе, почитать книгу Ирины Лукьяновой “Экстремальное материнство”. Это чёткое практическое руководство о том, как себя вести в разных ситуациях, как помогать ребёнку в школе и т.д.
В завершение хотелось бы привести цитату В.Шекспира: “Лекарства наши часто в нас самих лежат…”. Наберитесь терпения, путь обучения ребёнка с СДВГ будет нелёгким. Но при здравом смысле родителей и понимании учителей вы приведёте своего ребёнка к успеху! Здоровья вам и вашим детям!
Спасибо за уделённое время. Будем рады вашим вопросам и комментариям.
Источник
СДВГ у подростка – распространенная форма отклоняющегося поведения. Взгляды специалистов на данную патологию сильно отличаются. Некоторые психологи и психиатры считают, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это возрастной феномен, обусловленный естественным ходом развития нервной системы. Другие же полагают, что диагноз требует комплексной терапии.
Так что же это такое – СДВГ у подростков?
Определение понятия
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологический диагноз, проявления которого не поддаются произвольному контролю со стороны больного. По МКБ-10 патология классифицируется как нейроонтогенетическое расстройство. Основными компонентами недуга являются импульсивность, слабая концентрация внимания, гиперактивность. Соответствующий диагноз врач ставит при наличии нескольких признаков СДВГ. Патология обусловлена неправильным функционированием головного мозга.
По статистическим данным, это заболевание обнаруживается у 10% детей подросткового возраста.
Причины
Основная причина развития дефицита внимания у подростков с признаками гиперактивности – это органические изменения в головном мозге. При этом недуге отмечается отставание в темпах созревания префронтальной коры и базальных ядер головного мозга. Причинами этого могут быть:
- наследственный фактор;
- употребление матерью во время беременности алкоголя и психотропных веществ;
- дефицит витаминов в рационе женщины во время беременности;
- преждевременные или стремительные роды;
- родовые травмы и падения ребенка в раннем постнатальном периоде;
- инфекционные заболевания малыша в период младенчества;
- слабое развитие познавательного интереса и когнитивных процессов;
- повышенная личностная тревожность, склонность к истеричным реакциям;
- психические отклонения и психиатрические диагнозы;
- депрессивные наклонности личности.
Симптомы
Симптомы СДВГ у подростков не такие, как у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте вместо двигательной расторможенности наблюдается лень, рассеянность, бестактность. Люди с этим диагнозом склонны откладывать важные дела, часто говорят первое, что приходит на ум. При этом они обидчивы и ранимы. Прочных дружеских связей у них, как правило, нет, так как приносить свои извинения за грубые высказывания в адрес собеседника они не умеют. В коллективе сверстников они часто оказываются изгоями.
Симптомы синдрома дефицита внимания у подростков усиливаются в результате гормональной перестройки организма. Юноши и девушки становятся мнительными, им сложно сконцентрироваться и самостоятельно решить простые интеллектуальные задачи.
Обострение симптоматики СДВГ в подростковом возрасте обусловлено повышением социальных ожиданий от индивида, возросшими требованиями со стороны родителей и школы. При этом ребенок демонстрирует одни и те же поведенческие реакции как дома, так и в образовательном учреждении.
Основными симптомами и признаками СДВГ у подростков являются:
- ребенок не реагирует на обращенную к нему речь, создается впечатление, что он не слышит учителя, игнорирует просьбы родителей;
- отсутствие порядка и систематизации в личных вещах юноши или девушки;
- подросток часто теряет перчатки, ключи, кошелек, книги, школьные тетради, дневник;
- нетерпеливость, склонность перебивать собеседника;
- болтливость;
- суета при сборах на какое-либо мероприятие;
- совершение подростком огромного количества бесполезных движений (постукивание пальцами по столу, прыжки во время ходьбы, вращательные движения кистями рук);
- отсутствие инстинкта самосохранения и чувства опасности;
- агрессивность;
- обидчивость;
- частые опоздания;
- отсутствие стремления довести начатое дело до конца;
- отсутствие постоянного хобби;
- отказ от участия в творческих видах деятельности;
- признаки формирования различных аддикций.
Врач ставит диагноз СДВГ, если признаки патологии у подростка наблюдаются в течение 6 месяцев. Единичные признаки не рассматриваются как патологические черты. При истинном синдроме у подростка будут наблюдаться 6 и более признаков недуга.
Признаки СДВГ у юношей и девушек
По данным медицинской статистики, СДВГ чаще встречается у юношей. У девушек синдром бывает в стертой форме, в результате чего диагностировать заболевание сложно.
Еще в дошкольном и младшем школьном возрасте матери мальчишек с СДВГ замечают, что их детям трудно усидеть на одном месте, играть в спокойные игры. С поступлением в школу двигательная расторможенность приводит к слабой успеваемости и массе замечаний от учителей.
Девочки с СДВГ демонстрируют средние показатели устойчивости произвольного внимания. Конечно, они не являются отличницами в школе, но академических задолженностей не имеют. Патология у девочек-подростков проявляется в том, что они совершают нелогичные поступки, а в общении часто перескакивают с одной темы на другую.
Как проявляются разные типы СДВГ в подростковом возрасте
В медицине и клинической психологии выделяют 3 типа СДВГ:
- СДВГ, основная симптоматика которого связана с импульсивностью;
- гиперактивность, которая проявляется в немотивированной агрессии, конфликтности, девиантном поведении;
- комбинированный тип, в котором сочетаются симптомы первых двух разновидностей СДВГ.
Импульсивная форма синдрома проявляется в склонности подростка следовать сиюминутным желаниям. Из-за необдуманных поступков отношения индивида с друзьями и родственниками портятся. Частые конфликты в межличностных отношениях и отсутствие взаимопонимания с родителями приводят к тому, что юноши и девушки становятся замкнутыми, теряют веру в себя и свои силы. Малейшая неудача или замечание выводят их из себя.
Гиперактивная форма недуга проявляется в слабой концентрации произвольного внимания, небрежности при выполнении школьных заданий.
Комбинированная форма СДВГ может проявляться в виде апатии, хронической усталости, ранимости, болезненного восприятия критики, плаксивости.
Рекомендации для родителей
Если на основании результатов комплексной диагностики врачи ставят диагноз СДВГ, подростку необходима медико-психологическая помощь. Помимо медикаментозной терапии, ребенку требуется психолого-педагогическая помощь.
Подростка нужно записать на психокоррекционные занятия.
Также родителям подростка с СДВГ нужно:
- демонстрировать ребенку свою любовь к нему;
- записать ребенка в спортивную секцию;
- сходить в школу и обсудить с администрацией образовательного учреждения варианты дальнейшего обучения ребенка;
- пересмотреть режим дня школьника;
- регулярно составлять списки дел, которые ребенку нужно выполнить в течение дня;
- предложить ребенку помощь в подготовке домашнего задания;
- предусмотреть возможность непродолжительных перерывов в процессе выполнения домашнего задания;
- отказаться от авторитарных методов воспитания в семье и наказаний.
Снизить частоту негативных эмоциональных вспышек у ребенка можно с помощью особой диеты, основу которой составляют белок, сложные углеводы. Продукты химического и искусственного происхождения из рациона следует исключить.
Ошибочно полагать, что СДВГ – это патология, которая с возрастом проходит сама. Без правильно подобранного варианта лечения синдром негативно сказывается на социализации личности. При этом медикаментозную терапию должен назначать именно врач. Заниматься самолечением синдрома дефицита внимания опасно.
Заключение
У подростков с СДВГ нужно развивать навыки самоконтроля. Умение сдерживать эмоции поможет им успешно социализироваться. Основная задача родителей – помочь школьнику решить проблему, а не усугублять ее упреками и строгими наказаниями.
Психолог репетиторского центра “ВМЕСТЕ”
Источник