Школы для детей с синдромом дауна в казани

Общество
08:28 | 26 июня 2019
Автор материала:
Ирина Егорова
Педагоги признаются, что до недавнего времени плохо понимали потребности воспитанников.
Министерство образования и науки Татарстана продолжает подводить итоги учебного года на секциях, предваряющих августовское совещание. На очередной такой встрече говорили о развитии в республике инклюзивного образования. Казань четвертый год реализует федеральный госстандарт, по которому детям с ограниченными возможностями здоровья должны предоставить равные условия для обучения. В общей сложности в городских школах, детсадах и учреждениях допобразования занимаются 4 009 детей с особенностями развития.
– Для таких ребят существуют два пути. Первый – обучение в коррекционном образовательном учреждении. В Казани таких учреждений девять. В них получают образование более двух тысяч детей. Второй путь – получение услуг в системе инклюзии, по которой обучаются 587 детей. Но право выбора учреждения остается за родителями, – рассказывает начальник Управления образования Казани Ильнар Хидиятов.
Инклюзивное образование – система, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов, благодаря чему они могут быстрее и легче привыкнуть к окружающему их миру. Сегодня в Казани по этой системе работают 37 базовых школ и 26 детских садов.
В рамках проекта «Доступность-качество-результат» в дошкольных учреждениях работают специализированные группы для детей с ОВЗ, открыты группы для малышей с расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна и другие. Развивается сеть ДОУ для воспитанников с заболеваниями аллергического характера.
– Два городских ресурсных центра – это лицей №78 и школа №156 – установили сетевое взаимодействие со специальными медицинскими учреждениями. Важным шагом стало открытие ресурсных классов для детей с расстройством аутистического спектра в пяти школах города. С 1 сентября нового учебного года планируется открытие еще двух ресурсных классов: на базе школы №51 для детей с расстройством аутистического спектра и школы №181 для детей с синдромом Дауна, – продолжает Хидиятов.
Инклюзивное воспитание и образование – процесс сложный, многогранный, он возможен только тогда, когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: родители, педагоги, психолог, логопед, администрация образовательного учреждения. Поэтому задача системы образования заключается не только в создании условий для особенных воспитанников, но и в подготовке детей и родителей обычных детей.
Одним из первых работать с людьми с ОВЗ стал университет управления ТИСБИ, именно поэтому на базе этого вуза было решено провести вторую секцию августовского совещания. Ректор ТИСБИ Нэлла Прусс отмечает, что 25 лет назад, когда все только начиналось, было множество сложностей.
– Мы плохо понимали, кто такие дети-инвалиды, плохо понимали их потребности. Когда проучили первую группу в колледже, мы стали немножко разбираться в том, что это такое. За это время успели проникнуться тем, что это настолько благое дело. Мы все в него втянулись. За последние годы больше 700 студентов мы обучили на бесплатной основе. Это стало делом нашей жизни, – говорит Нэлла Прусс. – Нас признают все вузы, потому что мы являемся одними из первых, кто целенаправленно стал работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В Казани в целом все университеты и институты готовы принимать детей с ОВЗ, но по традиции больше всего в ТИСБИ. Сегодня в вузе обучается 138 особенных студентов. Как отмечает ректор, на данный момент для получения ими образования есть все условия. Учиться приходят те, кто хочет получить знания, а вуз готов их предоставить.
– У нас были студенты из разных городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. Мы начали обучать инвалидов дистанционно до того, как это стало массово внедряться. У нас вуз гуманитарный. Проще обучиться специальности, которую можно освоить дистанционно, и сразу пойти работать. Мы рады, что те, кто закончил наш вуз, открывают свое дело. Например, юристы – собственные агентства по консультированию инвалидов. Они сидят дома, не могут двигаться, но теперь время такое, что и дома можно работать. Благодаря интернету можно консультировать людей в любой точке мира, – отмечает ректор. – Отношение обычных людей к ним изменилось разительно. За эти 25 лет сделан огромный шаг по отношению к людям с инвалидностью как в республике, так и во всей стране.
Сегодня в Татарстане проживает более 18 тысяч детей дошкольного и школьного возраста с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственного развития. По данным мониторинга Республиканской психолого-медико-педагогической консультации, количество детей с ОВЗ продолжает увеличиваться.
По состоянию на 2018 год число дошкольников с ОВЗ – 6 407 человек, что почти на 50% больше, чем в 2017 году. Также наблюдается рост численности детей с нарушением речи более чем в два раза, нарушением зрения – на 54,4%, нарушением слуха – на 24,5%, опорно-двигательного аппарата – на 7,5% и с умственной отсталостью – на 31,1%.
– К сожалению, данная динамика сохраняется и в школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы как в государственных специализированных учреждениях, так и в муниципальных общеобразовательных. В 2015 году количество детей с ОВЗ составляло 13 793 человека, а в 2017 году – 14 646 человек, – говорит первый заместитель министра образования и науки Татарстана Ильсур Хадиуллин.
Сегодня в Татарстане работает сеть учреждений для детей с ОВЗ. В 492 детских садах организованы группы компенсирующей направленности, в которых воспитываются 16 тысяч детей дошкольного возраста. Основная их доля логопедического направления. В 63 садах сформированы группы для детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. На базе шести госучреждений для воспитанников с ОВЗ имеются дошкольные группы, в которых обучаются 162 ребенка. Ещё в 64 детских садах республики действуют 238 групп оздоровительной направленности, в которых воспитываются 4,5 тысячи детей с туберкулезной интоксикацией, аллергическими, нефрологическими заболеваниями, группы часто болеющих детей.
– Следует отметить, что в республике сохранились и развиваются все школы системы специального образования. По состоянию на начало 2018/2019 учебного года функционируют 52 общеобразовательные организации, которые ведут образовательную деятельность исключительно по адаптированным программам и в которых обучаются более 7 358 детей, в том числе 1 338 – на дому, – добавляет Хадиуллин.
С 2012 года в республике реализуется госпрограмма «Доступная среда», в рамках которой укрепляется материально-техническая база школ, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В 2019 году планируется модернизация 12 образовательных организаций, из них 5 коррекционных школ на общую сумму 16,31 млн рублей. Также в этом году Татарстан стал участником проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», в рамках которого запланировано укрепление материально-технической базы 17 школ для детей с ОВЗ на общую сумму более 70 млн рублей.
– В республике работает 247 человек административно-управляющего персонала, 1 843 педагога, в том числе 185 учителей технологии. В коррекционных школах работают 35 учителей-дефектологов, из них 8 олигофренопедагогов, 5 тифлопедагогов, 17 сурдопедагогов, 41 педагог-психолог, 13 социальных педагогов. Высшую и первую квалификационные категории имеют 1 096 человек. Таким образом, качественный состав педагогов – 59,46%, – отмечает замминистра.
По словам Хадиуллина, педагогам важно постоянно повышать квалификацию. Сегодня трудности возникают при диагностике имеющихся знаний, умений и навыков у детей для составления индивидуальных карт-маршрутов развития и программы обучения, поэтому важно смотреть на опыт коллег из школ – ресурсных центров.
Профессиональное образование дети-инвалиды на сегодняшний день могут получить в 60 учреждениях. Занятия в них проходят в виде интегрированного обучения. Для этого открыты специализированные группы для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ по адаптированным методикам. Они действуют в 35 профессиональных образовательных организациях.
– В связи с высокой потребностью выпускников школ министерство ежегодно увеличивает план приема в профессиональные образовательные организации. Контрольные цифры приема для обучения лиц с ОВЗ на 2019/2020 учебный год в колледжах и техникумах составляют 558 человек, – заявил замминистра.
В заключение Хадиуллин сказал, что программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны. Теперь основная задача – подготовить учителей и родителей к работе с ними.
Теги:
образование. инклюзивное образование,
Татарстан,
педагоги,
учителя,
Минобрнауки РТ,
дети,
детские сады,
школы,
особенные дети
Источник
Логопеды
Хуснуллина Лариса Данисовна 5
рейтинг
Логопед, Репетитор по подготовке к школе
Опыт преподавания
Стоимость занятий — от 850 ₽
Скидка: 5% скидка второму ребенку.
- Синдром Дауна 1 000 ₽ / 45 мин.
- Коррекционная педагогика 900 ₽ / 45 мин.
- Логопеды 900 — 1 000 ₽ / 45 мин.
Где ведёт занятия
Портфолио (1)
Ни какого результата. Ни какущий логопед. Ищите квалифицированных. Она не логопед, а созерцатель на комиссиях. Не ведитесь. Ищите хороших логопедов и дефектологов.
Пискарева Людмила Валерьевна 4.9
рейтинг
Логопед, Репетитор по подготовке к школе
Стоимость занятий — от 800 ₽
- Синдром Дауна 1 200 ₽ / 45 мин.
- Коррекционная педагогика 1 000 ₽ / 45 мин.
- Логопеды 1 000 ₽ / 45 мин.
Где ведёт занятия
Мы занимались, получается, три месяца с логопедом. Мы еще не успели особо продвинуться, нам пришлось прервать занятия по семейным причинам. Они занимались произношением звуков, специалист книги какие-то приносила, правда, я авторов не смотрю, не знаю. Преподаватель спокойная, общий язык они нашли, все хорошо.
Мукатдисова Юлия Андреевна 5
рейтинг
Логопед, Репетитор по подготовке к школе
Стоимость занятий — от 600 ₽
- Синдром Дауна 900 ₽ / 45 мин.
- Алалия 900 ₽ / 45 мин.
- Логопеды 900 ₽ / 45 мин.
Где ведёт занятия
Квалифицированный, внимательный, терпеливый и доброжелательный педагог! Сразу нашла подход к ребенку. Через пол месяца занятий у нас появился звук ррр!
Мингалиева Дания Рамилевна 5
рейтинг
Логопед
Стоимость занятий — от 800 ₽
- Синдром Дауна от 1 000 ₽ / ч
- Коррекционная педагогика 1 000 ₽ / ч
- Логопеды от 1 000 ₽ / 60 мин.
Где ведёт занятия
У сына ЗРР, ОНР 1 уровня, долго не могли найти специалиста, который смог бы работать хоть сколько-то результативно с 3-летним неговорящим малышом, который сложно идет на контакт с новыми людьми. Решили попробовать начать работу с молодым специалистом и все получилось – ребенок не сразу, но пошел на контакт, впервые занятия стали именно занятиями (до этого у нескольких логопедов сын только ревел и пытался убежать), стал заниматься за столом, выполнять поручения, решать логические задачи по возрасту, четко говорить отдельные слова, в речи появились простые предложения из двух слов.
Мурзина Елена Павловна 4.8
рейтинг
Логопед, Репетитор по литературе, подготовке к школе, русскому языку
Опыт преподавания
Стоимость занятий — от 450 ₽
- Синдром Дауна 500 ₽ / 35 мин.
- Коррекционная педагогика 500 ₽ / 35 мин.
- Логопеды 500 ₽ / 35 мин.
Где ведёт занятия
Спасибо, у нас все хорошо! Логопед, которого нам назначили, подошел нашему ребенку. Мы отлично поработали и завершили сотрудничество в мае. Первые 2-3 занятия ребенок привыкал к специалисту, а потом пошел на контакт. Елена Павловна – молодец, она нашла подход к Альберту и каждый раз старалась разнообразить занятия по развитию его речи. Если раньше мальчик произносил самые простые слова, то сейчас мы имеем хороший словарный запас. Результаты есть и они радуют. Мы испробовали и отработали весь набор игр, которые использует в своей практике Елена Павловна. Нет новизны – не стало и усидчивости у ребенка, больше его ничем не смогли заинтересовать. Тогда-то мы и пришли к совместному решению прекратить занятия. Работа логопеда нам понравилась.
нет отзывов
Варина Наталья Геннадьевна 4.6
рейтинг
Дефектолог, Репетитор по алалии, ОНР
Стоимость занятий — 600 ₽
- Синдром Дауна 600 ₽ / 45 мин.
- Коррекционная педагогика 600 ₽ / 45 мин.
- ОНР 600 ₽ / 45 мин.
Где ведёт занятия
Источник
Наверное, человек, никогда не испытывавший проблем с речью не поймет мою историю. Так ученик, которому всё дается с легкостью, никогда не сможет осознать радости побед своих однокашников. Так человек никогда не переживавший серьезной болезни не поймет того, кто, поднимаясь с больничной койки,… Читать дальше
радуется каждому мгновению, которое он может провести под теплым солнцем и приятным летним ветерком. Эта история правдива, это история разочарования в себе, история надежды и победы. Это история о чудесном человеке, который способен подарить эту надежду и сделать победу не иллюзорно, неосязаемой, проскальзывающей сквозь пальцы, а реальной. Это моя история и история моего учителя.
Проблемы с речью я испытывал с детства – когда все мои сверстники вовсю изображали рычание льва или забавлялись скороговорками, мне приходилось стыдливо опускать глаза, ведь «р» была мне не подвластна, как и некоторые другие звуки. Сложно описать ощущения ребенка, которого начинают дразнить из-за этого, гротескно пародировать и насмехаться. В такие минуты детская душа сжимает и забивается в какой-то далекий уголок сознания, в котором нет ни света, ни радости – пребывать в таком вакууме одновременно и тяжело и безопасно. Родители в такой момент стараются сделать всё для того, чтобы помочь, отводят дитя к логопеду, стараются заниматься с ним, но мало кто из нас в раннем возрасте, действительно способен осознать пользу обучения. Таким был и я. Занятия с детским логопедом были настоящей пыткой – несколько месяцев бесплодных посещений, которые окончательно утвердили мой детский рассудок в мысли, что это безнадежно и бесполезно, а специалист, который может оказать помощь, непременно будет хмуриться при каждой твоей ошибке и изображать крайнее недовольство. Мне было семь, и в моем обучении была поставлена точка.
Школа мало что изменила в моем понимании своей речи, она скорее научила меня быть закрытым. Любой публичный ответ, любое выступление становились пыткой, ведь горло, которым я старался имитировать непокорный звук в процессе разговора сильно уставало и донести до публики было то, что ты хотел сказать, не получив при этом обидных смешков, становилось еще сложнее. К счастью, меня окружали люди, которые с пониманием относились к такому дефекту, но при знакомстве и общении с другими людьми, приходилось испытывать сильнейший дискомфорт. Если вы никогда не имели таких проблем понять меня будет сложно, но пытаться сказать что-то человеку, который постоянно переспрашивает, это как оказаться во сне, в котором ты совершенно обнажен перед публикой. Внутренне чувство стыла и непонимания делает тебя еще более закрытым, голова опускается всё ниже, а речь становится скудной, ведь ты стремишься избегать сложных слов и общения с людьми, которые могут тебя неправильно понять. Мне было семнадцать, и дефект речи поставил точку на моей коммуникабельности и уверенности в себе.
Поступление в университет стало для меня малой проблемой – это был вопрос подготовки, но специальность, на которую я учился, предполагала постоянные выступления перед публикой. Это было пыткой. Выступление перед незнакомой аудиторией, с пониманием как плохо и неправильно звучит твоя речь, как большинство из тех, кто находится перед тобой, не могут тебя понять – ужасно. В такие мгновения начинаешь нервничать, стараешься скорее закончить ответ и делаешь только хуже – говоришь быстрее и непонятнее. Непонимание рождает комплексы, комплексы рождают проблемы в жизни. Так прошли четыре курса, и однажды утром я проснулся, взглянул на хмурый, засыпанный снегом мир и что-то внутри меня оборвалось. Это как лопающаяся струна, рушащая старательно создаваемую музыкантом гармонию. Я решил, что так жить больше нельзя. Мне был двадцать один год, и я решил поменять свою жизнь. Я встретил учителя.
Идя на первое занятие к Валентине Владимировне, человеку, поменявшему мою жизнь, я не питал особых надежд, детские воспоминания бесплотных занятий больно обжигали что-то внутри, на поверхность поднимался невольный страх. Но на пороге меня встретила улыбчивая женщина, чей образ никак не вязался с моими внутренними представлениями о специалисте такого рода. И с этой минуты начался мой путь наверх. Я не буду лукавить и скажу прямо – сначала я думал, что у меня ничего не получится, меня не слушался язык, голос срывался, а мысли метались внутри как перепуганные мыши. Но постепенно всё начало меняться. Я и сейчас отчетливо помню момент, когда я впервые услышал свой настоящий голос, услышал, как я произношу те буквы, которые ранее были для меня настоящим проклятьем. И я помню радость. Мы радовались вместе, смеялись вместе, в моменты неудач вместе думали над решением проблемы – за время занятий Валентина Владимировна стала для меня действительно родным человеком. Выходя от неё, я словно четче ощущал мир – легкий ветерок, снежинки, тающие на лице, мягкий свет фонарей вечернего города. Я чувствовал себя живым, с каждым днем мои плечи расправлялись, словно сбрасывая с себя невероятный груз тех лет, что я оставил позади. И вот пришла весна, которую я встретил другим человеком – уверенным в себе, иначе видящим жизнь и те проблемы. Которая она преподносит. Валентина Владимировна не просто поменяла мою речь, она поменяла моё мировоззрение, научила быть сильнее, научила иначе реагировать на неудачи. Тренинг, который раньше виделся мне простым исправлением речи, стал мощным средством придания сил и в буквальном смысле изменил мою жизнь. Я защитил диплом, и на защите аудитория слушала меня в полном молчании – известная тема обрела новое звучание с использованием секретов, которые я получил в процессе обучения. Я устроился на работу и на собеседовании я прямо смотрел в глаза руководству, чувствуя уверенность и внутреннюю силу. Я поменялся так, как желаю поменяться каждому, кто читает эти строки. Поверьте, даже если у вас опустились руки, даже если вы думаете что с дефектом речи, вам придется жить всегда – надежда есть. Ведь в нашем мире есть люди, которые отдают себя целиком любимому делу, которые видят в учениках потенциал и умеют его раскрыть. Сделайте первый шаг как я, в то пасмурное зимнее утро. И вы выйдете в весну, выйдете уже новым человеком. Мне двадцать два года и я уверен в себе, вижу перспективы и иду к ним, ведь я знаю, что можно побороть даже самые сложные на первый взгляд проблемы. И я хочу, чтобы это знал каждый – верьте в себя, мир лучше, чем нам иногда кажется.
Источник