Симптомы и синдромы в пропедевтике внутренних болезней

1. Понятие пропедевтики и болезни Пропедевтика (от греческого “propaideueo” – предварительно обучаю) – подготовительный вводный курс во внутренние болезни (или какую-либо другую дисциплину), систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Болезнь (morbus) – это патологическое состояние организма, связанное с повреждением органов и тканей патогенными факторами. Термин “болезнь” тесно связан с понятием “заболевание”, используемым для констатации факта возникновения у конкретного человека болезни.
2. Понятие об этиологии Этиология (“aеtia” – причина + “logos” – учение) – наука о причинах возникновения болезней.
К факторам (причинам), вызывающим заболевания внутренних органов, относятся:
– физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма и др.);
– химические (воздействие кислот, щелочей, ядов);
– биологические (патогенные микроорганизмы, их токсины, эндогенные вещества);
– социальные (вредные условия труда, недостаточное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем и т. д.).
Наряду с вышеперечисленными причинами в возникновении патологических состояний важную роль играет индивидуальная способность внутренней среды человека отвечать на внешние факторы воздействия. Или, говоря другими словами, возникновение болезни во многом зависит от индивидуальной реактивности (“reactio” – противодействие) организма. Сегодня в практической медицине термин “реактивность” чаще всего используется для характеристики какой-либо конкретной системы или органа организма. Например иммунологическая сосудистая, мышечная реактивность или реактивность сердца, печени и т. д.
3. Понятие о патогенезе, субъективных и объективных симптомах заболевания Патогенез (“pathos” – страдание + “genesis” – зарождение) – учение о механизмах развития болезней и патологических процессов. Патогенез в значительной степени зависит от этиологических факторов, которые являются пусковым механизмом, а в некоторых случаях – и решающим фактором на протяжении всего заболевания. Примером могут служить эндокринные, наследственные заболевания, большинство инфекционных болезней. Патогенез изучают как на этапе возникновения и развития, так и этапе завершения заболевания.
Каждая болезнь характеризуется типичными для нее клиническими симптомами и синдромами.
Симптомы (“ymptoma” – признак) – это обнаруженные при клинической диагностике признаки болезни. Многие из них названы именами описавших их ученых: симптом Бехтерева, симптом Боткина, симптом Василенко и др. Все симптомы делятся на субъективные (когда патологические проявления ощущаются самим больным) и объективные (изменения, выявляемые при обследовании больного клиницистом). По срокам появления в течение болезни симптомы подразделяют на ранние и поздние. Выделяют также специфические и неспецифические симптомы. Наличие специфического для конкретной болезни симптома повышает вероятность правильного распознавания болезни, хотя этого часто бывает недостаточно для постановки достоверного диагноза.
Синдром (“syndrome” – скопление) – это совокупность симптомов с единым патогенезом. В настоящее время известно более 1500 синдромов. Понятия “синдром” и “симптом” не равнозначны определению болезни как нозологической единицы. Однако часто слово “синдром” входит в название той или иной нозологической единицы. Например синдром (болезнь) Иценко-Кушинга или синдром (болезнь) длительного сдавления.
4. Стадии течения болезни Различные заболевания внутренних органов протекают с характерными для них стадиями болезни. Однако, рассматривая данный вопрос в целом, можно выделить следующие наиболее характерные для многих болезней стадии:
– бессимптомный доклинический период болезни. Для большинства болезней точно установить момент их возникновения практически невозможно. Это в значительной степени связано с наличием компенсаторно-приспособительных реакций организма и недостаточной эффективностью современных лабораторно-поисковых методов;
– продромальный период с первыми клиническими проявлениями. Данную стадию заболевания выделяют не часто. Две вышеуказанные стадии наиболее характерны для целого ряда заболеваний, таких, как атеросклероз, онкологические заболевания. Атеросклеротические изменения сосудов нарастают в течение многих лет, не проявляясь клинически вследствие компенсации за счет развития коллатерального кровообращения и расширения просвета сосудов. При истощении компенсаторных механизмов появляются первые клинические признаки. Это могут быть инфаркт миокарда или острая коронарная недостаточность, а также внезапная смерть по этим причинам;
– период развернутых клинико-анатомических проявлений. Эту стадию болезни часто называют “манифестной” (от лат. “manifestatio” – обнаружение, проявление). На этой стадии заболевания отмечаются выраженные изменения в структуре и функциях органов и тканей, а, следовательно, и характерные клинические симптомы. Данный период заболевания может закончиться реконвалесценцией (от лат. “re” – вновь + “convalescere” – поправляться, выздоравливать), смертью или переходом болезни в хроническую форму. При выздоровлении организм леченный или нелеченный (с помощью собственных защитных сил) ликвидирует возникшие патологические изменения. Часто при протекании заболевания возникают характерные для него осложнения (например перфорация и кровотечение при язвенной болезни).
Для многих заболеваний является характерным чередование нескольких стадий:
– затухания заболевания, или ремиссии (от лат. “remissio”- понижение, уменьшение, т. е. временное ослабление проявлений болезни);
– обострения, или рецидива (от лат. “recidivus” – возвращающийся) – возврат болезни после кажущегося полного выздоровления или наступающий на фоне относительного клинического благополучия.
5. Понятие об анамнезе, диагнозе, лечении и профилактике заболеваний Анамнез (от греч. “anamnesis” – припоминание) – сведения, полученные от больного или лиц, его окружающих, о самом больном и развитии его болезни.
Различают анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез жизни (anamnesis vitae). Сбор анамнеза осуществляют путем опроса больного или его родственников, знакомых (в случае невозможности получения информации от самого больного). Знание анамнеза помогает правильно поставить диагноз и своевременно назначить необходимое лечение.
Диагноз (от греч. “diagnosis” – распознавание, определение) – определение характера и существа болезни на основании исследования больного. Медицинское заключение (диагноз) выдается на заболевание, физиологическое состояние (беременность) или причину смерти.
Клинический диагноз записывается в медицинской карте амбулаторного или стационарного больного и является основанием для проводимого лечения. Формулировка диагноза может быть сложной и состоять из названий основного заболевания, осложнений и сопутствующей патологии.
Основное заболевание – это то, с чем обратился больной за помощью. Его название должно соответствовать общепринятой действующей классификации данной нозологии. Осложнение – это вторично возникшая и патогенетически связанная с основным заболеванием патология. Сопутствующие заболевания патогенетически не связаны с основным и уже имеются в анамнезе у данного конкретного больного.
На этапах поступления больного, углубленного клинического, инструментального и лабораторного обследований и при выписке после лечения (смерти) формулировка диагноза может меняться (уточняться). В связи с этим различают предварительный, клинический и окончательный диагнозы.
Окончательный диагноз является неизменяемым, а его расхождение с патологоанатомическим диагнозом может стать предметом юридического рассмотрения.
Лечение (от греч. “therapeie” – лечение) – это комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановление здоровья. В широком понимании терапия – это раздел медицины, изучающий методы распознавания и лечения внутренних болезней. Основными методами терапии являются так называемое консервативное лечение, хирургическая операция или их сочетание. Под консервативным лечением понимают все способы, противопоставляемые оперативному вмешательству.
Профилактика (от греч. “prophylaktikos” – предохранительный) – мероприятия, предупреждающие внутренние болезни – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья путем устранения причин и источников заболевания.
Источник
Представьте: первое практическое занятие в клинике. Предмет с загадочным названием «пропедевтика». Вы немного опоздали на семинар. Влетаете в палату и видите какое-то непонятное действо: доктор прикладывает фонендоскоп к груди пациента, а тот шепчет «чашка чая, чашка чая». Что происходит и, главное, зачем? Поверьте, происходящее перед вами не лишено смысла. Вы только что стали свидетелем одного из приемов физикального обследования, а их — множество. Из искусства осмотра, сбора жалоб и логики построения первичного диагноза и слагается пропедевтика.
Пропедевтика внутренних болезней — ключевая дисциплина для третьекурсника. Она закладывает фундамент клинического мышления.
Мы постарались подобрать для вас необходимый набор материалов и советов: интернет-ресурсы с аудио- и видеозаписями по физикальному обследованию, подборки книг с подробным объяснением клинических симптомов и синдромов и полезные лайфхаки. Поехали.
Подготовка к занятию: внешний вид доктора
Мы полагаем, что вы всегда опрятно одеты, а сияние вашего халата можно рассмотреть из космоса, но все же повторим ряд базовых правил.
Приготовьте для похода к больным свежий и выглаженный белый халат
От вашего внешнего вида и, в первую очередь, опрятности зависит, проникнется ли больной к вам доверием. Коротко подстригите ногти — длинные ногти могут оцарапать кожу пациента или причинить ему боль при пальпации. Не используйте резкий парфюм — не все пациенты нормально воспринимают интенсивные запахи.
Приобретите фонендоскоп
Фонендоскоп — ваши вторые уши, поэтому отнеситесь к его выбору серьезно. Если вы планируете связать карьеру с терапией, можно задуматься о базовом Littmann Lightweight II S.E. В случае, если фонендоскоп вам нужен только для университетских занятий, будет достаточно какого-либо представителя Little Doctor, CS Medica, Microlife, B.Well. Учтите, что фонендоскоп для вас должен стать чем-то сродни зубной щетки, крайне нежелательно его одалживать.
Сбор анамнеза и осмотр пациента
Г. А. Захарьин утверждал, что «правильно собранный анамнез — это половина диагноза».
Анамнез базируется на беседе с пациентом. Из разрозненных показаний необходимо вычленить главное и связать в логичную историю настоящего заболевания.
Чтобы не упустить что-то важное, поначалу пользуйтесь определенными схемами опроса. Для закрепления навыка можно даже прибегать к помощи шаблона, пока основные пункты не будут всплывать в памяти автоматически. Вы просто распечатываете схему сбора анамнеза и в процессе опроса пациента заполняете пустые строки, оставленные для ваших записей.
Самый простой пример — https://clc.to/H4TJBw (настоящий шаблон включает в себя также раздел «физикальное обследование»). Можете модифицировать этот шаблон в зависимости от ваших нужд.
Опрос по такой схеме кажется избыточным, изобилующим ненужными уточнениями. Но помните, что зачастую мелкая деталь может кардинально изменить предполагаемый диагноз.
Показателен следующий случай, рассказанный начинающим доктором:
«Ну зачем опрашивать пациента по всему этому перечню? Если понятно, что у больного пневмония, зачем мне задавать вопросы про стул или боли за грудиной?
Чего греха таить, раньше я и сама так считала, пока со мной не произошел один показательный случай. Позвонила знакомая из другого города, жаловалась на высокую лихорадку, першение в горле, боли в мышцах.
Казалось бы, диагноз очевиден! Январь, минус 30 °C за окном, вечно кашляющие люди в офисе и общественном транспорте — грипп. Но спустя 5 дней у больной появились боли в животе и пожелтела кожа.
И тут-то выясняется, что в самом начале заболевания пациентка заметила, что у нее потемнела моча, но по телефону она об этом сообщить постеснялась! Диагноз: гриппоподобная форма гепатита А».
Для тех, кто ценит компактность, отличным помощником станет методичка, подобная этой — https://clc.la/6oGacA. В данном пособии отражены все необходимые нюансы сбора анамнеза, последовательность и техника проведения обследования.
Существует известное высказывание: «Частые болезни встречаются часто, редкие — редко». То есть только после того, как вы станете уверенно ориентироваться в распространенных нозологиях, можно переходить к изучению более экзотичных заболеваний.
В качестве источника примеров редких состояний и симптомов можно рекомендовать книги из серии «Пропедевтика внутренних болезней» В. Т. Ивашкина и О. М. Драпкиной. Книги наглядные, легко читаются и содержат много полезных советов.
- Ивашкин, Драпкина: Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология. Учебное пособие
- Ивашкин, Драпкина: Пропедевтика внутренних болезней. Пульмонология. Учебное пособие
- Ивашкин, Драпкина: Пропедевтика внутренних болезней. Гастроэнтерология. Учебное пособие
- Ивашкин, Драпкина: Пропедевтика внутренних болезней. Нефрология. Учебное пособие
Осмотр как искусство
Если во время осмотра пациента вы выявили какое-либо отклонение — объясните самому себе механизм его возникновения. Постарайтесь в уме подружить патофизиологию и пропедевтику. Например, вы обнаружили у больного такой симптом, как пальцы в форме барабанных палочек.
Чем это может быть обусловлено? Обратимся к патфизу. «Отшнуровка» тромбоцитов от мегакариоцитов происходит в легочном русле. При патологии, затрагивающей легочное русло, нарушается процесс «отделения» тромбоцитов от мегакариоцитов; мегакариоциты циркулируют в крови и «застревают» в микроциркуляторном русле дистальных отделов конечностей, при этом вырабатывая фактор роста тромбоцитов, что вызывает пролиферацию миоцитов и фибробластов и проявляется утолщением дистальных фаланг пальцев.
Вот какой тонкий механизм. Благодаря такому подходу в дальнейшем вы будете гораздо лучше понимать терапию и другие клинические дисциплины на старших курсах.
Рекомендуемые учебники:
- Для начала вполне подойдет учебник «Основы семиотики заболеваний внутренних органов» А. В. Струтынского, где помимо полезных сведений об основных заболеваниях и их анамнестической диагностике существуют разделы, где симптомы объясняются с точки зрения патофизиологии.
- «Mechanisms of Clinical Signs» Mark Dennis, William Talbot Bowen, Lucy Cho — англоязычный шедевр. В нем очень понятно объяснены патофизиологические механизмы тех или иных симптомов, и как бонус — красочные иллюстрации и схемы. Кстати, объяснение механизма формирования пальцев в форме «барабанных палочек» взято именно из этой книги.
Перкуссия и пальпация
Для начала потренируйтесь в выполнении пальпации и перкуссии на родственниках, знакомых, друзьях, а если повезет — и на манекенах, чтобы отработать правильную технику перкуссии, а после ищите больных с плевральными выпотами, эмфиземами, гепатитами, чтобы прочувствовать разницу между нормой и патологией. Также значимым подспорьем послужат видеоуроки в интернете, как русскоязычные, так и англоязычные.
Пример такого видеоканала — https://clc.to/3zO-wQ
Аускультация
Когда вы «слушаете» пациента, в первую очередь важна осмысленность этого действия, важно понимать механизм того или иного звукового феномена. Разберитесь в теории, чтобы увязать услышанный звук с определенной патологией. Кстати, с этой задачей неплохо справятся те же «Основы семиотики».
Теперь главное — непосредственно искусство аускультации. Вряд ли вам так повезет, что за время учебы вы найдете пациентов со всеми существующими на этом свете пороками сердца и сможете не спеша их выслушать. А умение аускультировать — это такой же навык, как письмо, рисование или бег, и его развитие возможно только при интенсивной практике. Что же делать?
Тренировать навык аускультирования помогают следующие интернет-ресурсы:
- Сайт «EasyAuscultation» — самый удобный, отлично подходит новичкам. Все звуковые записи структурированы в зависимости от темы. После каждого тематического блока даются задания для самоконтроля. «Используйте» мышку вместо стетоскопа — прикладывайте к грудной клетке виртуального пациента (желательно надеть наушники) и тренируйтесь. Обратите внимание: помимо аускультации легких и сердца есть возможность выслушивать сонные и бедренные артерии!
- Ресурс по аускультации сердца и легких, идеально подходит для самостоятельных тренировок. Звук сопровождается графическим отображением шума, что очень удобно для тех, кто лучше воспринимает информацию визуально.
- Следующий ресурс специализируется на аускультации сердца. Выслушивайте тоны и шумы, параллельно сопоставляя их с ЭКГ и графиками пульсовых волн.
- Плейлисты на ютуб-канале Medzcool, посвященные аускультации легких и сердца. Надевайте наушники и просматривайте минутные ролики. Контент отличается очень качественной записью звука.
- Подкасты по аускультации сердца от Медача (Часть 1; Часть 2) .
После такой мощной школы аускультации вам станет существенно легче интерпретировать, что за «мурмур» вы услышали у пациента.
Заключение
Закончить это небольшое руководство хотелось бы высказыванием талантливого советского терапевта Евгения Михайловича Тареева: «Известен только один путь формирования врача: больной — книга, книга — больной». Постарайтесь за время обучения осмотреть и расспросить как можно больше пациентов, применить свои знания на практике. Дорогу осилит идущий.
Если вам понравилось объяснение про «барабанные палочки», загляните в группу, где автор выкладывает интересные медицинские факты и мнемоники для лучшего запоминания.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Вопрос 1. Клинические понятия, используемые при изучении пропедевтики внутренних болезней
1. Понятие пропедевтики и болезни
2. Понятие об этиологии
3. Понятие о патогенезе, субъективных и объективных симптомах заболевания
4. Стадии течения болезни
5. Понятие об анамнезе, диагнозе, лечении и профилактике заболеваний
Вопрос 2. Методы клинического исследования больного
1. Расспрос больного
2. Жалобы
3. Анамнез болезни (аnamnesis morbi)
4. Анамнез жизни (аnamnesis vitae)
Вопрос 3. Общие принципы пальпации
1. Схема пальпации
2. Пальпация головы и лимфатических узлов
3. Пальпация грудной клетки
4. Понятие о голосовом дрожании, резистентности и ригидности грудной клетки, способы пальпации
Вопрос 4. Общие принципы перкуссии
1. Техника перкуссии
2. Понятие о топографической перкуссии
3. Схема проведения перкуссии
Вопрос 5. Общие принципы аускультации
1. Техника аускультации, понятие о прямой и непрямой аускультации
2. Схема проведения аускультации
Вопрос 6. Жалобы больных с заболеваниями органов дыхания
1. Кашель
2. Кровохарканье
3. Одышка
4. Удушье
5. Боли в грудной клетке
6. Анамнез заболевания
7. Внешние признаки, характерные для легочного больного
Вопрос 7. Осмотр грудной клетки легочного больного
1. Форма и тип грудной клетки
2. Симметричность дыхательных экскурсий грудной клетки
3. Оценка показателей дыхания
Вопрос 8. Пальпация грудной клетки у легочных больных
1. Определение болезненности грудной клетки
2. Определение резистентности грудной клетки
3. Определение голосового дрожания
Вопрос 9. Правила перкуссии легких
1. Сравнительная перкуссия
2. Топографическая перкуссия
3. Определение подвижности легочных краев
Вопрос 10. Аускультация легких
1. Правила проведения аускультации легких
2. Дыхательные шумы
3. Определение бронхофонии
4. Специальные методы исследования легких
5. Функциональные методы исследования легких
Вопрос 11. Синдром дыхательной недостаточности
1. Определение
2. Механизмы недостаточности функции внешнего дыхания (по Б. Е. Вотчалу)
3. Формы дыхательной недостаточности
4. Клинические проявления при различных формах дыхательной недостаточности
Вопрос 12. Синдром “шокового легкого”
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Клиническая картина
4. Лечение и профилактика
Вопрос 13. Синдром уплотнения легочной ткани при пневмонии
1. Определение
2. Предрасполагающие факторы
3. Клиническая картина
4. Данные объективного исследования
5. Диагностика
6. Лабораторные и инструментальные исследования
Вопрос 14. Ателектаз легкого
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Клиническая картина
4. Синдром компрессионного ателектаза (экссудативный плеврит, гидроторакс)
5. Синдром обтурационного ателектаза (рак легких)
Вопрос 15. Эмфизема легких и бронхоспастический синдром
1. Эмфизема легких
2. Бронхоспастический синдром
Вопрос 16. Бронхиальная астма
1. Жалобы
2. Анамнез
3. Клиническая картина
4. Лабораторные и инструментальные исследования
Вопрос 17. Синдром полости в легочной ткани
1. Этиология и патогенез
2. Клиническая картина
Вопрос 18. Жидкость и воздух в плевральной полости
1. Синдром скопления жидкости в плевральной полости
2. Синдром скопления воздуха в плевральной полости
Вопрос 19. Жалобы больных с сердечной патологией
1. Одышка
2. Боли
3. Сердцебиение и отеки
4. Кашель, кровохарканье, головокружение
Вопрос 20. Физикальное обследование сердечно-сосудистых больных
1. Осмотр лица и шеи
2. Осмотр области сердца
3. Осмотр сосудов
4. Пальпация сердца
Вопрос 21. Исследование пульса
1. Определение синхронности и одинаковости пульса на лучевых артериях
2. Ритм и частота пульса
3. Напряжение и наполнение пульса
4. Величина и форма пульса
5. Равномерность пульса
6. Дефицит пульса
Вопрос 22. Перкуссия сердца
1. Общие правила проведения перкуссии сердца
2. Определение границ относительной тупости сердца
3. Определение конфигурации, поперечника сердца и ширины сосудистого пучка
4. Определение границ абсолютной тупости сердца
Вопрос 23. Аускультация сердца
1. Звуковые явления при работе сердца
2. Тоны сердца
3. Добавочные тоны и трехчленные ритмы
4. Шумы сердца
5. Правила проведения аускультации сердца
Вопрос 24. Недостаточность кровообращения
1. Определение
2. Классификация
3. Этиология и патогенез
4. Клиническая картина
Вопрос 25. Синдром поражения сердечной мышцы
1. Этиология и клиническая картина
2. Данные объективного исследования
3. Дополнительные методы исследования
Вопрос 26. Пороки сердца
1. Строение сердца
2. Кровоснабжение сердца
3. Механизм работы сердца
Вопрос 27. Врожденные пороки сердца
1. Происхождение и классификация
2. Клиническая картина пороков первой группы
3. Клиническая картина пороков второй группы
4. Клиническая картина пороков третьей группы
Вопрос 28. Врожденные пороки сердца
1. Стеноз легочного ствола (изолированное сужение легочной артерии)
2. Врожденный стеноз устья аорты
3. Открытый артериальный проток
Вопрос 29. Врожденные пороки сердца
1. Дефект межпредсердной перегородки
2. Дефект межжелудочковой перегородки
3. Тетрада Фалло
Вопрос 30. Прнобретённые пороки сердца (часть 1)
1. Стеноз левого атриовентрикулярного отверстия
2. Недостаточность митрального клапана
Вопрос 31. Прнобретённые пороки сердца (часть 2)
1. Стеноз устья аорты
2. Недостаточность полулунного клапана аорты
3. Недостаточность трехстворчатого клапана
Вопрос 32. Жалобы больных при заболеваниях пищевода
1. Дисфагия
2. Боли
3. Изжога и отрыжка
4. Регургитация и срыгивание
5. Кровотечение из пищевода
Вопрос 33. Методы исследования пищевода
1. Расспрос
2. Объективные методы обследования
3. Лабораторные и инструментальные методы исследования пищевода
Вопрос 34. Дискинезия пищевода
1. Определение
2. Классификация
3. Этиология и патогенез
4. Клиническая картина
5. Кардиоспазм и ахалазия кардии
Вопрос 35. Острый эзофагит
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Классификация
4. Клиническая картина
5. Лечение и профилактика
Вопрос 36. Хронический эзофагит
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Клиническая картина
4. Лечение и профилактика
Вопрос 37. Жалобы больных при заболеваниях желудка и физикальные методы исследования
1. Боли
2. Синдром желудочной диспепсии
3. Желудочное кровотечение
4. Осмотр
5. Пальпация желудка
6. Перкуссия желудка
Вопрос 38. Функциональные заболевания желудка
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Классификация
4. Клиническая картина
5. Лечение и профилактика
Вопрос 39. Гастриты
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Классификация
4. Клиническая картина
5. Лечение и профилактика
Вопрос 40. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Классификация
4. Клиническая картина
5. Лечение и профилактика
Вопрос 41. Жалобы больных при заболеваниях кишечника
1. Боли
2. Метеоризм
3. Расстройства стула
4. Внекишечные жалобы
Вопрос 42. Физикальные методы исследования кишечника
1. Осмотр
2. Перкуссия
3. Пальпация
4. Аускультация
Вопрос 43. Хронический дуоденит
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Классификация
4. Клиническая картина
5. Лечение и профилактика
Вопрос 44. Хронический энтерит
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Классификация
4. Клиническая картина
5. Лечение и профилактика
Вопрос 45. Дискинезия кишечника (синдром раздраженной толстой кишки)
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Классификация
4. Клиническая картина
5. Лечение и профилактика
Вопрос 46. Хронический колит
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Классификация
4. Клиническая картина
5. Лечение и профилактика
Вопрос 47. Жалобы больных при заболеваниях мочевыделительной системы
1. Боли
2. Нарушения диуреза
3. Отеки
4. Жалобы общего характера и анамнестические данные
Вопрос 48. Лабораторные и инструментальные методы исследования почек
1. Исследование мочи
2. Химический состав мочи
3. Клеточные элементы в моче
4. Соли в моче
5. Бактериологическое и бактериоскопическое исследования мочи
6. Количественные методы исследования мочи
7. Функциональное исследование почек
8. Специальные методы исследования почек
Вопрос 49. Нефротический синдром
1. Определение
2. Заболевания, способствующие развитию нефротического синдрома
3. Этиология и патогенез
4. Классификация
5. Клиническая картина
Вопрос 50. Острая почечная недостаточность
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Клиническая картина
Вопрос 51. Хроническая почечная недостаточность
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Клиническая картина
Вопрос 52. Острый гломерулонефрит
1. Определение
2. Этиология, патогенез, классификация
3. Клиническая картина Лечение и профилактика
Вопрос 53. Хронический пиелонефрит
1. Определение
2. Этиология и патогенез
3. Классификация
4. Клиническая картина
5. Лечение и профилактика
Источник