Синдром аспергера и безглютеновая диета

24.06.19
Три рекомендации для родителей детей с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом
Автор: Альфред Чавира / Alfred Chavira
Источник: Aspergers 101
У всех нас есть разные физические или личностные особенности, и точно так же у всех нас есть свои предпочтения в еде. Кто-то сладкоежка, кто-то больше любит горький или кислый привкус. Кто-то предпочитает острую еду, или не выносит определенные продукты. Люди с синдромом Аспергера точно так же имеют свои предпочтения, но в их случае избирательность может определяться другими факторами, и она может носить крайне выраженный характер.
Они могут не выносить определенную текстуру еды, например, не есть ничего хрустящего или ничего мягкого. Или есть только еду желтого или только еду зеленого цвета. Температура еды также может определять, захотят ли они попробовать блюдо или нет.
Из-за этих дополнительных ограничений решение попробовать новую еду может быть очень сложным для ребенка с синдромом Аспергера, и само по себе новое блюдо может вызвать у него очень сложные переживания.
Что можно сделать, чтобы облегчить для ребенка процесс пробы и принятия новых блюд? Как можно лучше понять его существующие сложности с новыми видами еды?
В этой статье мы рассмотрим три подхода к чрезмерной избирательности в еде у детей и подростков с синдромом Аспергера: информирование о различных аспектах питания, вовлечение в процесс готовки и предоставление поддержки.
Информирование о том, что такое еда
Существует множество факторов, которые могут влиять на выбор еды. Работая с людьми с синдромом Аспергера важно думать нестандартно. Это не обязательно классическая неприязнь к свежим овощам и фруктам.
Сильная сторона людей с синдромом Аспергера – это усвоение и структурирование информации. Поэтому важно думать не только про их непосредственный опыт приема пищи, но и про то, что именно ребенок знает о еде. Важный метод поддержки ребенка с синдромом Аспергера – это развитие его понимания о том, почему питание важно, какие особенности есть у разных блюд, как готовится та или иная еда, и откуда появляются те или иные продукты. Чем больше информации будет у ребенка о том или ином продукте питания, тем меньше тревожности будет вызывать у него перспектива попробовать его.
Что это такое? Откуда это взялось? Почему это выглядит именно так? Почему это так пахнет? Очень важно, чтобы мы помогли ребенку найти ответы на все эти вопросы, и это поможет ему справиться со своими эмоциями по данному поводу.
Вовлечение в приготовление еды
Непосредственное вовлечение помогает понять что-то гораздо лучше и быстрее. Насколько вовлечены наши дети в то, что касается еды в вашем доме? Начнем с начала. Нужно купить продукты, чтобы готовить, верно? Как насчет того, чтобы ребенок описал те продукты, которые он видит в магазине? Продукты какого цвета там есть? Они твердые или мягкие? Он может что-то узнать? Попросите его самостоятельно выбрать два или три овоща или фрукта. Спросите, про какой из них он хотел бы узнать побольше.
Затем, можно вовлечь ребенка в процесс приготовления еды. Конечно, уровень вовлечения ребенка зависит от его возраста и способностей. Маленькие дети обычно могут помочь мыть фрукты или овощи, убрать продукты в холодильник, или они могут понаблюдать и расспросить вас о том, как и что вы готовите. Дети постарше могут помогать вам мешать, нарезать, отмерять и, опять же, задавать вам вопросы.
Наконец, позвольте им изучать и исследовать новую еду на кухне. Сравните продукт в сыром и готовом виде. Расспросите ребенка о текстуре, цвете, запахе, вкусе и внешнем виде еды. Чем больше ребенок будет вовлечен в процесс приготовления пищи, тем комфортнее ему будет рядом с ней.
Предоставление поддержки
Итак, мы знаем, что ребенку важно понимать еду в целом, и он должен непосредственно быть вовлечен в приготовление пищи, чтобы понимать ее. Как же поддержать его во время проб новой еды?
Многие сейчас смотрят рецепты в YouTube. Почему бы не смотреть видео или кулинарные шоу вместе с ребенком? Обсуждайте с ребенком, что именно делает шеф в передаче. Возможно, ребенку понравятся передачи с кулинарными состязаниями.
Задавайте ребенку вопросы, предложите ему роль ресторанного критика и попросите оценить ваши собственные блюда. Поощряйте ребенка подбирать слова и описывать разные вкусы и запахи. Позвольте ребенку исследовать еду на столе с разных точек зрения. Предложите ему разные варианты блюда и пусть он оценит их как на конкурсе. Превратите это в игру, например, попросите его угадать, что именно он попробовал.
Наконец, будьте терпеливы. Ребенок должен пробовать новую еду в соответствии со своим собственным темпом, а не с вашим. Родители могут быть рядом и помогать ребенку, но здесь сложно очертить конкретные временные рамки. Поощряйте, поддерживайте, хвалите, участвуйте в процессе.
Проба нового блюда может быть сложной задачей и источником стресса для детей. Если мы можем помочь им понять еду, которую они пробуют, сделаем их участниками процесса приготовления еды, будем поддерживать их, то им станет проще и весь процесс будет для них более положительным. Это процесс обучения, и он должен быть веселым для ребенка.
Ребенку также важно видеть ваше активное участие и положительные эмоции, в этой обстановке попробовать новую еду будет проще. Также важно, чтобы у ребенка был выбор и разные возможности для участия. И, самое главное, ему нужны вы. Приятного аппетита!
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник
Какова роль глютена в развитии аутизма
Роль глютена в развитии, прогрессировании и лечении аутизма сложна и находится под пристальным вниманием. Вполне возможно, что наличие антиглиадиновых антител (иммуноглобулина G (IgG) к глиадину) – иммунных белков, вырабатываемых против белка в пшенице, указывает на подгруппу детей, которые могут получить пользу от безглютеновой диеты.
Исследования показали увеличение количества антител на пищевые аллергены (IgG антиглиадиновых антител и антиказеиновых антител) в подгруппе детей с аутизмом, которые имеют желудочно-кишечные проблемы. Несмотря на то, что это указывает на взаимосвязь проблем кишечника и головного мозга, мы не знаем наверняка, что именно происходит в организме – головной мозг влияет на проницаемость кишечника или наоборот.
Наличие антител должно указывать на прямое влияние на функции головного мозга или дисфункции, чтобы иметь научное значение как причинный фактор. Тем не менее, этот иммунный ответ может помочь идентифицировать новые биомаркеры аутизма и дать новое понимание причин некоторых форм аутизма.
Несколько логических обоснований может объяснить наличие антител к глютену и казеину у некоторых людей, страдающих аутизмом.
- В теории «синдрома дырявого кишечника», нарушенная проницаемость кишечника позволяет вредным пептидам, в том числе глютену и казеину, диффундировать в организм, где они создают иммунный ответ в виде антител.
- Глютен (клейковина) может вызвать воспалительную реакцию в кишечнике некоторых детей, что вызывает воздействие на центральную нервную систему. Исследование показало значительно более высокий IgG ответ антител к казеину и глютену у пациентов с аутизмом, чем у неврологически типичных лиц, что может быть признаком системного воспаления, которые может затрагивать также кишечник.
- Измененная проницаемость кишечника может быть побочным эффектом нарушенной функции головного мозга, и не вызывать мозговых дисфункций.
Сложная головоломка
Значимость наличия IgG антиглиадиновых антител в подгруппе людей с аутизмом остается неясной. Тем не менее, очевидно, что эти люди действительно имеют больше проблем с желудочно-кишечным трактом.
Большинство исследований безглютеновой и безказеиновой диеты для детей при аутизме статистически недостоверны, так как их качество и масштабность слишком незначительны. Многие из исследований полагаются на отчеты одного из родителей или опекуна и могут основываться на том, что люди, ухаживающие за ребенком, часто выдают желаемое за действительное.
Что касается 1% детей с аутизмом, которые также имеют целиакию (см. Безглютеновая диета при целиакии), то безглютеновая диета может оказывать действительно огромное влияние на результат. Для тех, кто имеет неспецифические IgG антитела к глютену, безглютеновая диета может быть полезной для облегчения симптомов, хотя это не было продемонстрировано.
Для многих других детей с аутизмом, устранение других причин, вызывающих проблемы ЖКТ, может быть наиболее полезным способом их разрешения. К сожалению, родители часто получают противоречивые рекомендации относительно диетических мероприятий. И хотя связь между потребляемыми продуктами питания и желудочно-кишечными проблемами является спорным вопросом для многих людей, страдающих аутизмом, наука до сих пор ничего внятного не может ответить по поводу сложной связи проблем ЖКТ и головного мозга.
Безглютеновые ловушки
Существует множество проблем, связанных с кормлением детей с аутизмом. Они часто являются «придирчивыми едоками», возможно, в связи с проявлением ограниченного и повторяющегося поведения, которое является отличительной чертой этого состояния. Безглютеновая диета для детей с аутизмом часто ограничивает поступление клетчатки и необходимых питательных веществ в организм ребенка, что по сути может только усугубить проблему. В недавних исследованиях, в которых проверялось наличие тяжелых металлов в организмах людей, придерживающихся безглютеновой диеты, были выявлены возможные неврологические осложнения, требующие дальнейшего изучения.
Ограничительную диету также трудно обеспечить – дети, страдающие аутизмом, часто видят много разных терапевтов и врачей в ходе типичного школьного дня (речевая терапия, арт-терапия, танцевально-двигательная терапия). Часто, каждая группа терапевтов использует пищу в качестве награды для усиления желаемого поведения. Если эта награда является печеньем или крекером с глютеном, это может свести на нет все усилия относительно безглютеновой диеты для ребенка аутиста. Таким образом, родители могут видеть результаты, которые имеют отношение больше к терапии, чем к диете.
Дети, страдающие аутизмом, могут отдавать предпочтение конкретным продуктам (желтым или красным, кашицеобразным или хрустящим, пряным или безвкусным), а сенсорная чувствительность может ограничить диету и создавать поведенческие проблемы, а также вызывать недостаток питательных веществ.
Безглютеновая диета для аутистов является популярной практикой для этой категории населения, однако изменения в их состоянии не были зарегистрированы. Придерживаться такой диеты может быть чрезвычайно трудно, так как это создает дополнительную нагрузку на питание семьи.
Аутизм и микрофлора кишечника
Было высказано предположение, что изменения в микрофлоре кишечника играют роль при аутизме. Эти исследования осложняются тем, что люди, страдающие аутизмом, часто принимают антибиотики, зачастую вынуждены придерживаться специальных диет, являются очень придирчивыми к еде и часто имеют повторяющееся диетическое поведение. Каждый из этих моментов может изменить микрофлору ребенка. Все это создает определенные трудности в определении того, являются ли эти изменения причиной или следствием аутизма, или его лечения.
В связи с тем, что изучение кишечника человека на молекулярном уровне является достаточно трудной задачей, некоторые исследователи изучали влияние микробиоты на развитие мозга и его функции при аутизме на специально выведенных мышах. Эти исследования установили связь между микрофлорой и аутистическим поведением, но не основные механизмы. То есть, до сих пор не ясно, могут ли изменения микрофлоры в кишечнике вызывать признаки аутизма.
Некоторые исследования указывают на то, что серотониновая система участвует в развитии желудочно-кишечных симптомов при аутизме. Эти исследования проводились с использованием мышей с генетической мутацией, наблюдаемой у людей, страдающих аутизмом, которая влияет на желудочно-кишечный тракт и функцию серотонина. Эти мыши имеют черты, сходные с чертами некоторых людей, страдающих аутизмом.
Хотя связь в настоящее время не ясна, возможно, что прорыв в лечении аутизма может быть напрямую связан с решением проблем желудочно-кишечного тракта. Исследователи пытаются выяснить, являются ли желудочно-кишечные симптомы причиной болезненного состояния психики, что может быть ключом к его физическому и биохимическому развитию.
Совершенно ясно, что важность правильного диагностирования и лечения желудочно-кишечных расстройств у людей с аутизмом крайне важна. Любой человек, страдающий желудочно-кишечными расстройствами будет испытывать трудности с фокусировкой на умственных задачах. Это может иметь различные последствия для многих вмешательств, применяемых для лечения аутизма.
Источник
05.10.15
Небольшое, тщательно контролируемое исследование показало, что диета без глютена и казеина не улучшала поведение или пищеварительные симптомы у детей с аутизмом; необходимы более крупные исследования
Небольшое, тщательно контролируемое исследование показало, что применение безглютеновой и безказеиновой (БГБК) диеты не улучшало поведение, симптомы аутизма, сон или опорожнение кишечника у детей с аутизмом. Однако исследователи предупреждают, что необходимы дополнительные, более крупные исследования, чтобы определить, могут ли существовать маленькие подгруппы детей, которым может помочь такая диета.
БГБК диета популярна среди семей детей с аутизмом. Некоторые считают, что глютен (белок, содержащийся в пшенице и некоторых других злаках) и казеин (белок, содержащийся в молочных продуктах) могут ухудшать симптомы аутизма, вызывая в кишечнике воспалительные процессы, которые влияют на работу мозга.
Результаты исследования были опубликованы в журнале «Journal of Autism and Developmental Disorders». В рамках исследования ученые сначала ввели БГБК диету 14 детям в возрасте от 3 до 5 лет на период от 4 до 6 недель. Затем, в течение 12 недель они посылали семьям этих детей блюда и лакомства, которые были идентичными на вкус и внешний вид, но в одних случаях они содержали глютен и/или казеин, а в других нет. До окончания исследования ни исследователи, ни родители не знали, какой ребенок получает еду с глютеном и/или казеином, а какой продолжает придерживаться диеты.
Тем временем, родители заполняли детальные опросники о поведении своих детей, их сне и опорожнении кишечника (многие дети с аутизмом страдают от хронических запоров и/или диареи).
Когда исследователи раскрыли код, чтобы узнать, какой ребенок получал продукты с глютеном и/или казеином, они не обнаружили никакой связи между диетой и улучшением или ухудшением в поведении или других аспектах.
При этом, ученые установили, что при условии консультации с диетологом введение БГБК диеты не вызывает дефицита питательных веществ у детей.
Авторы исследования считают, что необходимо провести дополнительные исследования с большим количеством детей, чтобы определить, есть ли небольшая подгруппа детей с аутизмом, которым может помочь такая диета. В крупных исследованиях также необходимо гарантировать, что ни родители, ни исследователи не знают, какой ребенок соблюдает диету, а какой нет. В противном случае ожидания могут значительно исказить результаты.
Ниже приводится интервью с главным автором исследования — доктором Сьюзан Хайман, педиатром по нейроразвитию и поведению в медицинском центре Университета Рочестера, США.
В чем отличие вашего исследования от прошлых попыток определить связь между БГБК и аутизмом?
При тестировании любого метода очень важно, чтобы ожидания участников не отразились на результатах. Проблемы предыдущих исследований, анализирующих применение специальных диет при аутизме, в том, что они были основаны на отчетах родителей о поведении детей, и эти родители знали, что едят их дети.
Термин «двойное слепое» исследование означает, что ни наблюдатели, ни участники не знают, кто находится в активной группе, а кто в контрольной.
В нашем исследовании родители и ученые были наблюдателями, а дети были участниками. Активная группа получала продукты с глютеном и/или казеином. Контрольная группа получала такие же продукты с таким же вкусом, только без этих двух белков. Таким образом, мы устранили влияние ожиданий на результаты.
Помимо этого, мы спланировали исследование таким образом, чтобы уменьшить влияние посторонних факторов на реакцию на диету. В том числе:
— Мы контролировали различия в поведенческой терапии, которую получали дети. Мы считали очень важным, чтобы все дети в нашем исследовании получали интенсивную и очень качественную поведенческую терапию (прикладной анализ поведения). Это помогло гарантировать, что любые изменения можно связать именно с питанием.
— Исключение детей с целиакией или пищевыми аллергиями. Каждое из этих состояний может привести к реакции ребенка на продукты, содержащие злаки или молоко. При отборе детей для нашего исследования мы проводили анализы крови на эти состояния. При этом мы выявили двух детей с целиакией. Хотя мы не включили их в свое исследование, мы направили их на дальнейшее обследование и лечение, и, вполне вероятно, врачи назначили им безглютеновую диету.
Могут ли существовать подгруппы детей с аутизмом, которым может быть полезна БГБК диета?
Я уже говорила о целиакии, когда глютен из злаков может вызывать физические и/или поведенческие симптомы. Аллергии на злаки или молоко могут также вызывать дискомфорт. Очень важно, чтобы дети с аутизмом, у которых есть пищеварительные симптомы, проходили обследование на эти и другие возможные медицинские проблемы.
Также возможно, что у ребенка есть непереносимость лактозы — неспособность усваивать не белок, а молочный сахар, что приводит к пищеварительным симптомам и раздражительности, когда он употребляет молоко.
Насколько узко или, наоборот, широко вы рассматривали потенциальные плюсы БГБК диеты?
Мы старались охватить самые разнообразные показатели. До и после испытаний мы систематически фиксировали информацию, как о физиологическом состоянии, так и о поведении детей.
Физиологические функции включали рост, частоту и стабильность опорожнения кишечника (диарею или запоры) и сон.
Поведенческие показатели были как характерные для аутизма — социальная игра, коммуникация и повторяющееся поведение — так и часто встречающиеся при аутизме, но не уникальные для него. К последней категории относились гиперактивность и нарушения сна. Мы фиксировали эту информацию в течение 24 часов после каждого приема пищи, чтобы выявить любую отсроченную реакцию.
Как вы гарантировали, что у детей не было случайных контактов с глютеном или казеином в течение исследования?
У нас был профессиональный диетолог, который обучал каждую семью соблюдению диеты. Диетолог обзванивал их раз в неделю, чтобы обсудить их 24-часовые дневники приема пищи. Это помогло минимизировать риск случайного употребления глютена или казеина в пищу, а также выявить подобные случаи. Кстати, мы узнали, что даже самым образованным и осторожным семьям трудно разобраться в ингредиентах продуктов и понять, содержатся ли в них эти белки!
Кроме того, мы убедились, что все дети соблюдали БГБК диету минимум четыре недели до начала распределения по двум группам. У нас было две недели, в течение которых родители могли постепенно вводить диету. Однако большинство семей перешли на нее сразу же. Так что во время распределения большинство детей соблюдали БГБК диету уже шесть недель. Этот первоначальный период позволил нам гарантировать, что у нас есть изначальные данные по поведению детей на БГБК диете.
Затем дети получали лакомства с глютеном или казеином, обоими белками или без них. Эти лакомства были специально разработаны Клиническим исследовательским центром при Университете Рочестера и прошли пилотное тестирование, чтобы убедиться, что их вкус и текстура идентичны. Лакомства варьировались в соответствии с пищевыми предпочтениями каждого ребенка. Диетолог приносил их для ребенка раз в неделю и взвешивал остатки.
Мы также фиксировали поведенческие реакции на то, что мы называем «естественными трудностями». Случались моменты «ой», когда ребенок случайно съедал что-то с глютеном или казеином.
В одной новости о вашем исследовании участвовавшая в нем мама говорит, что она была «уверена», что ее ребенок попал в группу с глютеном/казеином, потому что его поведение ухудшилось. Однако оказалось, что он не получал продукты с глютеном или казеином. Это характерный случай?
Да. Я помню, как одна семья попросила нас прекратить давать ребенку лакомства, разработанные в рамках исследования, так как они считали, что после того как ребенок начал их есть, у него ухудшился сон. Однако оказалось, что ребенок получал плацебо без глютена или казеина.
Зачем нужны крупные исследования?
Крупное исследование может выявить специфические группы детей, которые реагируют на диетические методы.
Какие еще исследования о диетах и аутизме необходимо провести?
Мы анализировали только влияние белков в злаках и молоке. Недавно появился интерес к потенциальному воздействию микробиотиков (пищеварительных бактерий) на здоровье кишечника и, возможно, поведение людей с аутизмом. Мы знаем, что изменения в питании могут повлиять на кишечную микрофлору, что может отразиться на поведении и/или пищеварительных симптомах. Пока что у нас нет никаких доказательств этого. Может оказаться, что на поведение некоторых подгрупп детей с аутизмом влияют и другие аспекты питания.
Насколько трудно будет провести крупное исследование, учитывая, насколько дорого и сложно сделать его двойным слепым с одинаковой едой с одинаковым вкусом?
Крайне трудно! Будущие исследования нужно будет планировать очень тщательно, чтобы исключить возможное влияние посторонних факторов и событий. Также сложно привлечь большое количество семей, так как такое исследование требует от них очень интенсивного участия.
Должны ли будущие исследования включать детей с аутизмом и нарушениями пищеварения?
Мы исключили детей с положительными анализами антител на целиакию, а также тех, чьи анализы крови предполагали аллергию на пшеницу или молоко. Возможно, что исключение глютена поможет детям с аутизмом и целиакией лучше спать, улучшит их пищеварение и сделает менее раздражительными. Также, поскольку целиакия довольно часто встречается среди населения в целом, мы ожидаем пересечение между аутизмом и пищеварительными симптомами. На самом деле, если у таких детей есть не проходящие симптомы нарушения пищеварения, то их обследование должно включать анализы на целиакию. Также часто встречается непереносимость лактозы, и ее необходимо рассматривать как возможную причину проблем с пищеварением.
Что вы узнали об обеспечении полноценного питания для детей на БГБК диете?
Наше исследование предполагает, что при изменениях в диете детей с аутизмом очень важно тщательно следить, чтобы в их рационе было достаточно различных питательных веществ. Хотя все дети в нашем исследовании потребляли достаточно калорий для роста, некоторым из них пришлось дополнительно принимать витамины и железо, чтобы сохранить рекомендуемое потребление микроэлементов. И большинству семей понадобилась консультация диетолога, чтобы обеспечить своим детям здоровое питание.
Хорошие новости в том, что в другом исследовании мы обнаружили, что дети на БГБК диете питаются не хуже, чем остальные дети с аутизмом при условии, что они принимают дополнительно кальций и витамин D.
Вы упомянули, что вы рекомендуете семьям, которые хотят попробовать БГБК диету, работать с диетологом. Однако что делать семье, которая не может себе этого позволить?
В первую очередь, БГБК диета исключает все молочные продукты. Так что родители должны убедиться, что их ребенок получает достаточно кальция и витамина D из других источников. Как я уже упоминала, наше исследование по диете и питанию не выявило различий между детьми на обычной диете и детьми на БГБК диете. Тем не менее, мы обнаружили, что независимо от диеты большинство детей в исследовании не получают достаточно кальция или витамина D. Даже те, кто принимал кальций и витамин D в пищевых добавках не получали его достаточно. Что касается доступа к услугам диетолога, то, возможно, педиатр ребенка сможет дать какие-то рекомендации по питанию или направить его к профессиональному диетологу.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник