Синдром аспергера обучение в школе

Совершенно случайно наткнулась на данную конференцию и подумала, что, возможно, взгляд на проблему “изнутри” может быть полезен.
У меня СА. Попытки обучать меня в обычной общеобразовательной школе привели к тому, что в 12 лет я заикалась так, что почти не могла нормально разговаривать, дома закатывала истерики и ломала мебель, а в школе одноклассники избивали меня почти ежедневно. Училась плохо даже в начальных классах, несмотря на то, что в четыре года нормально умела читать, а в шесть – знала деление и умножение.
Мои проблемы с обучением были также связаны с сенсорной дезинтеграцией – в школе слишком шумно, это казалось невыносимым. Я не могла сосредоточиться на выполнении простейших заданий, поскольку меня отвлекал шум, и проявлялось это так же, как в вашем случае – “отвлекается, зависает, не слышит, тетради в школе вообще пустые на контрольных- диктантах – тестах собирается, в основном получает пятерки”. Я тоже на контрольных часто получала пятерки, поскольку во время контрольных лучше следят за тишиной в классе, не торопят и не отвлекают.
После перехода в школу-экстернат проблем стало намного меньше.
Не могу утверждать, что мой опыт окажется полезным в Вашем случае, но все же хочется заметить, что в моем случае обучение в общеобразовательной школе сказалось на социализации только в худшую сторону. Именно по этой причине я – за домашнее обучение, по крайней мере, до определеного возраста. Также думаю, что людям с подобными отклонениями от нормы может помочь психотерапия – хороший врач может разъяснить множество вещей, которые аутичному человеку непонятны.
12.04.2012 13:21:00, Aspie
Большое вам спасибо за ответ, с психологом сын занимается с января, но она “не в теме”, хотя и очень старается помочь, так что в след. понедельник идем на консультацию к другому психологу (психотерапевту), которая как раз занимается проблемами аутичных детей. Можно вопрос – как у вас сейчас складывается жизнь именно с точки зрения проблем аспергеров? Это, думаю, будет интересно не только мне, т.к. нечасто в инете можно прочитать про жизнь взрослых аспи.
12.04.2012 14:15:36, Lubanya
Мне 21 год, до недавнего времени я не знала, что у меня СА – когда я училась в младших классах, моей матери говорили, что у меня проблемы и надо отвести меня к психиатру, но она отказалась.
Но, в общем, могу сказать, что даже несмотря на отсутствие психотерапии мое состояние в целом улучшилось – к концу школьного обучения я перестала бояться незнакомых мест (раньше даже не могла пройти от школы до дома непривычной дорогой, а сейчас могу самостоятельно ездить по стране), стала увереннее. Болтать ни о чем и так и не научилась, как вести себя в обществе – не знаю, людей понимаю плохо, но, несмотря на это, у меня есть приятельница и знакомые, с которыми мы нормально общаемся.
Сенсорные перегрузки никуда не пропали – до сих пор от шума в автобусе могу забиться в угол и сидеть на полу, но за свою жизнь я привыкла к этому и не воспринимаю подобные случаи как “проблемы”. Истерик почти не закатываю. Учиться в институте не получилось, я работала в книжном магазине и со своей работой справлялась хорошо, поскольку знала о товаре больше, чем многие мои коллеги.
Недавно узнала о СА, начала посещать психотерапевта, чтобы разобраться со своими проблемами. Теперь я уверена, что смогу получить высшее образование, найти интересную работу.
То есть, в целом у меня все хорошо, я счастлива и не считаю себя “больным человеком”. Опять же, повторюсь, еще пару месяцев назад я вообще не знала о своем диагнозе и не понимала, что со мной не так, а потому уверена, что при хороших жизненных условиях и при наличии психотерапевтической помощи жизнь аутичного человека может складываться еще лучше, чем моя.
Если Вас интересует что-то конкретное – можете спрашивать.
Кроме того, в интернете есть русскоязычный сайт по синдрому Аспергера, там немало взрослых аспи, которые пишут о себе, обсуждают свои проблемы.
12.04.2012 20:33:25, Aspie
а можно ссылочку на сайт?
13.04.2012 14:43:19, Марсианка
прикрепила
13.04.2012 15:40:18, Lubanya
Спасибо большое, что вы рассказали о себе! У меня вроде сын (8 лет) не аспергер, скорее аутичные черты у него, но меня вот заинтересовало ваше упоминание о сенсорных перегрузках. У меня сын не может зайти в метро – шумно, в торговом центре в магазин может зайти, а в зону аттракционов, где шумно – не может, зажимает уши и бегом это место пробегает. Вопрос к вам – ваше мнение, приучать потихоньку имеет смысл или это бесполезно и лучше избегать просто шумных мест?
12.04.2012 21:13:08, Woodenka
Сложно сказать, такие вопросы лучше задавать врачу. Но могу сказать, что со временем я научилась спокойнее реагировать на звуки – по крайней мере, если в начальной школе из-за шума на перемене я либо колотила руками по стенам, либо сворачивалась клубочком в углу и раскачивалась, то сейчас в шумных местах подобным образом не поступаю. Не могу сказать, что “привыкла” или шум мешает меньше, просто меня научили, что так поступать не следует, и я стараюсь сдерживаться.
В шумных местах, разумеется, бываю время от времени. Несмотря на это, привыкнуть к шуму не получается, даже наоборот, если сенсорные перегрузки случаются часто – это приводит к повышению уровня тревожности, иногда даже опять начинаю слегка заикаться.
Также в моем случае перегрузка чаще наступает не столько от громкости, сколько от большого количества источников звука – например, слышу несколько разговоров с разных сторон, разные шумы, и звуки не сливаются, а воспринимаются все по отдельности, тяжело выделить что-то одно, и в итоге просто становится непонятно, что происходит вокруг, сосредоточиться не получается ни на чем.
В последние годы просто стараюсь выходить из дома только в наушниках – музыка помогает заглушить шум, почувствовать себя увереннее.
О некоторых определенных громких звуках могу сказать, что до сих пор часто затыкаю уши, если слышу фен или пылесос. При этом могу и не затыкать уши, но в таком случае мне становится очень плохо, в итоге тоже наступает перегрузка.
В общем, можно сказать, что я так и не стала переносить шум легче, чем в детстве, а просто усвоила, что по возможности следует не выражать слишком бурную реакцию на звук. Так что я не думаю, что приучение может что-то дать, но, опять же, это только мое мнение, я могу и ошибаться.
12.04.2012 22:34:05, Aspie
Спасибо огромное, что поделились своим опытом, тем более так подробно и понятно!
И если можно, еще вопрос – с лечением зубов у вас были проблемы? Там же и вторжение в личное пространство, и шум. Мы один раз уже лечили под наркозом, сейчас год каждый месяц ездим, приучаем его, за год добились, что он уже иногда садится в кресло, и иногда дает осмотреть рот, один раз дался врачу почистить зубы даже электрической щеткой (но он и дома электрощеткой чистит, ее не боится, технику любит), но даст ли когда-нибудь лечить зубы, пока очень сомневаюсь.
P.S. Очень сочувствую, что у вас было такое школьное детство. Ваш рассказ подкрепил мою уверенность, что я правильно выбрала для своего домашнее обучение.
12.04.2012 22:51:07, Woodenka
Известная проблема. В кресло у стоматолога садилась нормально, осмотреть разрешала, но до 14 лет я практически не позволяла лечить себе зубы. Точнее, лет в 8-9 мне пытались вылечить кариес, но каждый раз я кричала, плакала, закатывала ужасные истерики, выбегала из кабинета в коридор. После чего моя мать решила, что меня невозможно заставить лечить зубы.
Я знала, что зубы надо вылечить, но ничего не могла с собой поделать. А в 14 лет я когда проблем с зубами накопилось очень много, я сама решилась и сказала маме, что хочу вылечить зубы. К тому времени состояние зубов было отвратительным – кариесы, два пульпита, но я уже спокойно сидела в кресле и никуда не убегала, поскольку понимала, что лечение необходимо.
В 18-19 лет даже носила брекеты. Позже мне удаляли ретинированную восьмерку, сверлили кость. Было очень неприятно, но я, как взрослый человек, понимала – это необходимо.
И все равно даже сейчас выхожу из кабинета стоматолога в совершенно неадекватном состоянии – обычно не понимаю, в какую сторону идти по коридору, пока мне не покажут. Когда лечат зубы – всегда веду себя абсолютно адекватно, но иногда очень хочется поступить так, как в детстве – заорать, ударить врача и забиться в угол.
12.04.2012 23:24:34, Aspie
Понятно, спасибо!
13.04.2012 00:09:26, Woodenka
Я не хочу вас пугать, но желая сейчас насильно социализировать в школе мальчика, (как вы его описали), можете получить через год-два полное отторжение школы и учебы вообще.
Он вообще не будет ходить в школу. Увы такие случаи мне известны.
То что сейчас пишут об инклюзии (включение особых детей в образовательный процесс) это делается только для уменьшение финансирования образовательного процесса особых детей. А мы мамы ведемся.
Вашему сыну наверное неинтересно в классе. Отсюда такое поведение. Договаривайтесь о надомном, но так, чтоб он ходил в школу на занятия. Особо наглые мамы договариваются о части уроков (музыка, физкультура) в общем классе.
05.04.2012 14:50:53, Rulezza
ну да, неинтересно, он сегодня так учительнице и сказал, она вообще на это озверела и сказала, что если он такой умный пусть из третьего сразу в пятый переходит:))), причем сказала не в шутку, а очень зло; все-таки будем думать о другом варианте учебы, сегодня посмотрела устав школы на сайте – есть все виды – экстернат, надомное, семейное и еще какое-то очно-заочное, так что с этим проблем как раз нет
05.04.2012 15:45:41, Lubanya
надомное вам психиатр должен дать. вы же не сами диагноз придумали?
05.04.2012 18:14:16, Rulezza
всем спасибо, с утра забегала в школу, разговаривала с учителем, вывод – ничего скорее всего не получится, уперлась рогом – не будет работать на уроках, в класс не буду допускать, вчера тоже были мысли написать жалобу в управление окр.образования, сейчас думаю – зачем? ей ничего не докажешь, она твердо уверена в своей правоте, что он специально все делает, “в семье не получил воспитания” – как она сказала нашему психологу, психолог тоже уверена, что она “тяжелый случай и ничего не сделаешь”, так что думы про 4 класс, муж вроде согласился на семейное, в 5 -ый – в гимназию (языковую), в принципе в нее можно и в 4-ый перевестись, но тогда попадет в сложившийся коллектив, приспособиться будет сложно, потом будем смотреть по обстоятельствам
05.04.2012 10:36:15, Lubanya
“Сегодня вот читала в ЖЖ записи передач с канала Дождь от 2 апреля, очень много хороших интервью про проблемы аутистов в нашей стране, пишут, что эти дети по возможности должны учиться в обычных школах,”
————–
мое мнение-это не про аспергеров! Аутизм(аутичные черты, PDD) отличается от синдрома Аспергера.Я вообще не понимаю, зачем эти два диагноза на одну ступень ставят.
У моего ребенка PDD. С общением нет проблем, в школу бежит с удовольствием. Учится в маленьком классе в обычной школе.Проблемы совсем другого плана.
От многих мама аспергеров слышала, что на индивидуалке ребенку лучше.
05.04.2012 08:12:27, загранмама аутичного ребенка
А чем Вас не устраивает надомное обучение? Всем от этого будет только лучше.
Ничего Вы не сделаете с низкой концентрацией внимания, пока ребенок находится в классе.
05.04.2012 00:23:43, К.
Ребенку нужна социализация.
05.04.2012 04:52:13, masha__usa
такая – не нужна
05.04.2012 17:47:19, в гости
Лучшая социализация это армия или тюрьма. Можно еще просто в лагерь отправить или в больничку на шесть месяцев. Шестерка ждет наших детей.
05.04.2012 14:38:28, Rulezza
Кнут и пряник (для классной, не для ребенка). взятkи, подарочки. Жaлобы и письма в РОНО. Что-нибудь да сработает….либо одно либо другое.
04.04.2012 22:02:01, masha__usa
пряники были, как видно, не надо было, да еще 2 года в род.комитете – все поездки детям делала, один раз только мне спасибо сказала – “какие вы интересные программы находите”, сейчас снимаю с себя все полномочия
05.04.2012 10:44:28, Lubanya
Поездки вы для детей же делали, а не для классной…
Люди разные бывают…
05.04.2012 11:02:11, lapushkam
да просто надоело, просила себе 2 раза помощника, только чтоб в музеи заехать и оплатить программы, никому не надо из родителей, ну а классная ведь на всех этих мероприятиях бесплатно, поди плохо?
05.04.2012 11:07:50, Lubanya
Вот я, вроде, человек без диагнозов, закончила школу отлично, ВУЗ с красныи дипломом, аспирантуру, работаю…
Но когда в первом классе тетрадки разово проверил директор, поставил пару за написание букв, сказав, что “насажала уродов”, то писать что-либо долго не хотелось… Ну, пропустила по болезни, когда показывали нажим, потом стралась, как могла. Во втором уже имела лучший почерк в классе…
ИМХО, от таких учителей либо “делать ноги”, либо жаловаться в РОНО. Тут дело даже не особенностях ребенка, а в том, что учительниуце остро противопоказана работа с детьми! К сожалению, подобных в школах хватает!
04.04.2012 20:42:12, Конек
Мой старше на год, учится в ШНО инд-но, в классе не удержался. На следующий год перевожу его в другую школу – выбор между полным надомным и частичным (это может быть школа, поддерживающая инклюзию) – некоторые уроки посещать с классом. Окружной ресурсный центр обещает всяческую поддержку… Хорошо бы, конечно…
Нейропсихолог – вещь!!! Был опыт. Но сейчас его НИКУДА не затащишь(((
Я ищу школу с ПОНИМАЮЩИМ директором и учителями. Из области фантастики, но вдруг?
Уровень знаний, которые даст школа, имхо, вторичен. Это можно и в кружках добрать.
04.04.2012 20:00:57, Катариния
Попробуйте в “Ковчег”. Там понимающая администрация. Аутистов полшколы.
06.04.2012 16:30:38, Natem
пока я твердый сторонник индивидуалки в средней школе. главное достоинство этого – у ребенка остаются силы на продуктивное общение, кружки етс + он не являются мальчиком для битья всех остальных.
04.04.2012 18:03:18, в гости
я тоже. и похоже здесь тот случай, когда именно так надо поступать.
05.04.2012 14:36:02, Rulezza
наши дети ровесники
05.04.2012 17:49:02, в гости
ага. но ваш, помню, в классе поучился. 🙂
05.04.2012 18:16:37, Rulezza
не уверена, что я была в этом права))
05.04.2012 23:35:15, в гости
Источник
Как подготовить ребенка с синдромом Аспергера к учебному году
Автор: Диана Адреон,
Центр аутизма.
Значительное число учеников с синдромом Аспергера (СА) сталкиваются с серьезными проблемами в адаптации к школьной обстановке. «Хотя некоторые ученики начинают испытывать трудности еще в детском саду или подготовительных классах, почти все они в той или иной степени сталкиваются со сложностями в начальных классах школы»
1. Заранее установите дома режим «учебного года». Многим ученикам с синдромом Аспергера трудно адаптироваться к новому режиму дня. Поэтому за несколько недель до начала учебного года бывает полезно постепенно переходить на тот режим, который характерен для школьников. Например, можно перенести время сна и подъема с учетом того, когда ребенку нужно будет идти в школу. Вы можете сфокусироваться на том, чтобы помочь ребенку привыкнуть к раннему подъему по утрам. Для многих детей очень важно соблюдать четкий распорядок по утрам. Это поможет предотвратить «тяжелые утра», о которых сообщают многие родители, собирающие детей в школу.
2. Установите режим по выполнению домашних заданий. Установите режим «домашней работы», чтобы ваш ребенок привык к тихим занятиям в одно и то же время, в одном и том же месте каждый день. До начала учебного года ребенок может посвятить это время повторению пройденного, чтению, ведению дневника, решению кроссвордов или схожим занятиям. Однако будьте осторожны – не позволяйте ребенку посвящать это время своим самым любимым занятиям, не забывайте, что это «репетиция» выполнения домашней работы.
3. Определите, чем вы будете мотивировать вашего ребенка. Планируйте использование внешних мотивационных систем, чтобы внедрить подобные изменения. Ученики с синдромом Аспергера редко воспринимают «наши цели» как важные или необходимые. В качестве мотивации можно использовать те занятия/предметы, которые мы часто предоставляем просто так (просмотр телепередач; любимые игры; поход в любимый магазин; баллы/значки, которые ребенок может обменять на то, что ему хочется). Помните, ключ успешной мотивации – награда должна быть очень желанной и предоставляться немедленно!
4. Рассмотрите вопрос о школьной одежде. Если ваша школа требует ношение формы, то вам нужно дать ребенку время, чтобы он привык носить ее каждый день. В некоторых случаях полезно постирать школьную форму несколько раз с кондиционером, чтобы снизить «сенсорные» трудности. Составьте план, чтобы ваш ребенок носил школьную форму все более продолжительное время как минимум за несколько дней до начала школы. Даже если в вашей школе нет формы, все равно вам понадобится «подходящий костюм», который может отличаться от одежды, которую ваш ребенок предпочитал летом. Пусть ваш ребенок попрактикуется в ношении подходящей школьной одежды до своего первого дня в школе. Если ваш ребенок идет в новую школу, и вы не уверены, в чем там обычно ходят ученики, то лучше спросить об этом – вам важно помочь ребенку ходить в той одежде, которую «одобрят» ровесники.
5. Заложите основу для хороших отношений. Оказывайте дружеские знаки внимания сотрудникам школы, чтобы заложить основу для сотрудничества с ними. Если вы зашли в школу до начала учебного года, захватите домашнее печенье, чтобы угостить сотрудников главного офиса. Еще лучше – если вы пришли с ребенком, то позвольте ему попрактиковаться в социальных навыках и угостить взрослых. Помните, что сотрудники школ в норме перегружены работой и чувствуют, что их никто не ценит! «С самого начала ищите возможности, чтобы проявить свою благодарность и выразить поддержку всем без исключения сотрудникам школы, которые помогают вашему ребенку добиться успеха. Для этого можно угощать их время от времени (чем-нибудь домашним или покупным), дарить магазинные сертификаты, пожертвовать оборудование для класса, оплатить участие учителя в конференции, пригласить учителя на обед или ужин, вызваться добровольцем для организации школьных мероприятий, писать благодарственные письма их вышестоящему начальству»
6. Проведите ориентацию ученика в школе. Если ваш ребенок будет посещать новую школу, то посмотрите, не сможете ли вы с ним несколько раз посетить школу до начала учебного года. Возможно, вы найдете возможность познакомить ребенка с кем-нибудь из сотрудников школы до начала учебы. Чем более знакомыми будут все аспекты обстановки для ребенка, тем комфорте ему будет в школе. Если ребенок просто возвращается в старую школу, то интенсивная ориентация ему не потребуется. Тем не менее, ему может быть полезно встретиться со своим новым учителем и осмотреть класс. Одна мать такого ребенка рассказала, что она заказала годовой альбом школы, чтобы познакомить ребенка со зданием, фотографиями и именами сотрудников школы, а также рассказать о доступных занятиях во внешкольное время. Ориентация ученика в школе – Пройдите с ребенком по школе в соответствии со школьным расписанием. Позвольте ребенку попрактиковаться в передвижениях по школе в соответствии с разными возможными расписаниями дня. Если это возможно, то его дружественные одноклассники должны пройти по школе в соответствии с расписанием вместе с учеником .
Вот несколько предложений для такой прогулки по школе:
a) Заранее предоставьте ученику визуальное/письменное расписание, чтобы он передвигался по школе в соответствии с ним.
b) Запишите продвижение по школе в соответствии с расписанием на видео, чтобы ребенок смог просматривать его дома.
c) Попрактикуйтесь с ребенком, как добираться из разных классов в туалет, медкабинет, к выходу из школы и так далее.
d) Познакомьте ребенка со всеми учителями и другими значимыми сотрудниками школы.
e) Перед ориентацией предоставьте ученику фотографии всех учителей и сообщите их имена.
f) Предоставьте ученику фотографии и имена других сотрудников, например, сотрудников столовой, школьной медсестры и т. д.
g) Предоставьте ученику фотографии и имена его одноклассников. h) Покажите ученику, за какой в партой в классе он будет сидеть
. i) Узнайте информацию о школьных правилах и режиме (обед, туалет, до/после школы, транспорт).
j) Предоставьте ребенку четкую инструкцию о том, как найти безопасного человека или отправиться домой.
k) Попрактикуйтесь в том, куда идти после окончания занятий с помощью ролевой игры.
7. Свяжитесь с школой и договоритесь об обучающей встрече с сотрудниками. Если это не было сделано раньше, помните, что последняя неделя перед началом учебного года – это крайне напряженное время для сотрудников. Ваша задача – предоставить учителям простую и важную информацию, например, о том, как уменьшить тревожность ребенка. Учителям не нужно стать «экспертами» по синдрому Аспергера до того как ваш ребенок войдет в их класс. Если устроить специальную встречу с учителями оказалось невозможным, подготовьте и распечатайте памятку о вашем ребенке для каждого учителя.
Такая памятка должна включать:
a) Проблемы ребенка, которые могут быть не очевидны.
b) Признаки стресса у ребенка.
c) Факторы, которые обычно вызывают у него стресс.
d) Предложения о том, как можно уменьшить тревожность ребенка, и
e) Сильные стороны и интересы ребенка – как учитель сможет использовать их для успешной учебы. «В идеале, все взрослые в школе должны знать, что у данного ребенка СА, и вовлекать его в позитивные короткие диалоги, чтобы он почувствовал комфорт и поддержку. Даже стандартное приветствие, например: «Привет, Джерри», сказанное с улыбкой, может стать позитивным и важным социальным опытом для такого ученика».
8. Запланируйте время на телефонные разговоры/встречи с учителями в течение осени. Вам важно поддерживать постоянный контакт с сотрудниками школы, чтобы вовремя выявить проблемы в начале учебного года. В частности, вы должны особенно тщательно следить за поддержкой/проблемами в неструктурированных ситуациях (на переменах), следить за признаками стресса у вашего ребенка, отслеживать любые насмешки или травлю и как можно чаще обсуждать с ребенком его домашнюю работу.
9. Организуйте социальное общение для вашего ребенка. Развитие позитивных социальных отношений – это огромная помощь для вашего ребенка. Еще до начала учебного года вам следует подумать о том, чтобы «разыскать» одного или двух детей, которые будут учиться вместе с вашим ребенком. Обычно успешный социальный опыт можно организовать только с одним ребенком, а не с группой детей. Иногда родители добиваются еще больших успехов, когда они начинают поддерживать отношения с родителями «толерантного» сверстника и заручаются поддержкой родителей (и школьника), что другой ученик возьмет их ребенка «под опеку».
10. Запланируйте день на релаксацию только для вас! Ваша работа по защите интересов своего ребенка никогда не заканчивается. Всегда слишком многому надо научить и слишком многое надо сделать. Обычно школьный год приносит большой стресс – не только детям с СА, но и их родителям. Помните, что вы должны прилагать отдельные усилия, чтобы позаботиться о собственных потребностях, иначе у вас просто не будет времени и энергии на потребности других.
Источник