Синдром аспергера у взрослых пройти тест

Синдром аспергера у взрослых пройти тест thumbnail

Тест AQ

Тест AQ

Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского
центра по изучению аутизма разработали шкалу для определения признаков аутизма
у взрослых, или коэффициент аутизма AQ. В первом серьезном опыте использования
теста средняя оценка контрольной группы была 16.4. Восемьдесят процентов тех,
у кого диагностирован аутизм или связанные с ним синдромы, получили результат
32 балла и выше. Тест не является средством диагностики, и многие из тех, кто
получает 32 балла и выше, т.е. результат, подходящий под критерии легкого
аутизма или синдрома Аспергера, отмечают отсутствие трудностей в повседневной
жизни.

В данной реализации теста значение AQ от 26 и выше считается повышенным, а от 32 и выше – высоким

В тесте существуют пять подшкал, в каждой из которых можно получить от 0 до 10 баллов.
Чем выше балл, тем выраженнее признаки аутизма по подшкале.

Ответьте на все вопросы

Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
1. Я предпочитаю делать что-либо с другими, а не самостоятельно
2. Я предпочитаю делать что-либо тем же способом снова и снова
3. Если я пытаюсь что-нибудь вообразить, мне легко мысленно создать зрительный образ
4. Я часто настолько концентрируюсь на чём-то одном, что теряю из вида всё остальное
5. Я часто замечаю слабые звуки, которые не слышат окружающие
6. Я обычно замечаю номерные знаки машин или сходную информацию
7. Другие люди часто говорят мне, что сказанное мною невежливо, хотя я думал, что это вежливо
8. Когда я читаю рассказ, мне легко представить себе, как могли бы выглядеть действующие лица
9. Меня завораживают даты
10. В компании я легко могу следить за разговорами нескольких разных людей
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
11. Я считаю лёгкими ситуации, связанные с общением
12. Я склонен замечать детали, которые не замечают другие
13. Я скорее пойду в библиотеку, чем на вечеринку
14. Мне легко сочинять истории
15. Меня больше тянет к людям, чем к вещам
16. Я склонен к очень сильным интересам, и я расстраиваюсь, если не могу им следовать
17. Я получаю удовольствие от разговора «ни о чём»
18. Когда я говорю, другим не всегда легко вставить словечко
19. Меня завораживают числа
20. Когда я читаю рассказ, мне трудно разобраться в намерениях действующих лиц
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
21. Я не очень люблю читать художественную литературу
22. Мне сложно заводить новых друзей
23. Я всё время замечаю узоры на вещах
24. Я скорее пойду в театр, чем в музей
25. Я не сильно огорчаюсь, если мой распорядок дня нарушен
26. Я часто замечаю, что не знаю, как поддерживать разговор
27. Мне легко «читать между строк», когда кто-нибудь со мной разговаривает
28. Я обычно больше сосредотачиваюсь на всей картине, а не на отдельных деталях
29. Я не очень хорошо запоминаю номера телефонов
30. Я обычно не замечаю небольшие изменения в ситуации или внешности человека
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
31. Я могу определить, что тому, кто меня слушает, скучно
32. Мне легко заниматься несколькими делами одновременно
33. Когда я разговариваю по телефону, я не всегда знаю, когда моя очередь говорить
34. Мне нравится делать что-то спонтанно
35. Часто я последним понимаю шутку
36. Когда я смотрю на лицо человека, мне легко понять, что он думает или чувствует
37. Если меня отвлекли, я могу очень быстро вернуться к прерванному делу
38. У меня хорошо получаются разговоры «ни о чём»
39. Люди часто говорят мне, что я зацикливаюсь на одной теме
40. В детстве мне нравилось играть с другими детьми в игры, где надо что-то или кого-то изображать
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен
41. Мне нравится собирать информацию о категориях предметов (например, марки машин, виды птиц, поездов, растений и т.п.)
42. Мне сложно поставить себя на место другого человека
43. Мне нравится тщательно планировать любые мероприятия, в которых я участвую
44. Я получаю удовольствие от общественных мероприятий
45. Мне сложно разобраться в намерениях людей
46. Новые ситуации заставляют меня беспокоиться
47. Мне нравится встречать новых людей
48. Я хороший дипломат
49. Я не очень хорошо запоминаю даты рождения людей
50. Мне очень легко играть с детьми в игры, в которых надо что-то или кого-то изображать
Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласен

Тест был взят из работы [1] с учётом исправлении в “ключе” для интерпретации теста по ссылке [3].
Повышенный и высокий уровень AQ были выбраны, исходя из данных [1,2]. При составлении теста был использован
русскоязычный перевод теста AQ [5]. [3,4] – англоязычные версии теста AQ.

Ссылки:

  1. Baron-Cohen S., Wheelwright S., Skinner R., Martin J., Clubley E.
    The Autism-Spectrum Quotient (AQ): Evidence from Asperger Syndrome/High-Functioning
    Autism, Males and Females, Scientists and Mathematicians // Journal of Autism
    and Developmental Disorders. 2001. V. 31. No. 1. P. 5-17
  2. Woodbury-Smith M.R., Robinson J., Wheelwright S.,Baron-Cohen S.
    Screening Adults for Asperger Syndrome Using the AQ:
    A Preliminary Study of its Diagnostic Validity in Clinical Practice //
    Journal of Autism and Developmental Disorders. 2005. V. 35. No. 3. P. 331-335.
  3. https://www.wired.com/wired/archive/9.12/aqtest.html
    (англоязычная версия)
  4. https://aq.server8.org/
    (англоязычная версия)
  5. https://aci.selfip.org/ruaqtest.php
    (русскоязычная версия, есть неточности в переводе)

Источник

Тест RAADS-R

Тест RAADS-R

RAADS-R – шкала для выявления расстройств
аутистического спектра у взрослых с интеллектом не ниже нормы.
Она состоит из 80 вопросов. Средний балл для людей без РАС – 26 баллов,
для аутичных людей – 134 балла. Результат, составляющий 65 и более баллов,
говорит о высокой вероятности наличия расстройства аутистического спектра.

Чувствительность и специфичность шкалы (при использовании в клинических
условиях) приближаются к 100%.

В работе [1] было доказано, что RAADS-R не даёт ложного
положительного результата при следующих расстройствах: социофобия, шизофрения,
клиническая депрессия, биполярное аффективное расстройство типа I и II,
обсессивно-компульсивное расстройство, дистимическое расстройство,
генерализованное тревожное расстройство,
посттравматическое стрессовое расстройство, психотическое расстройство БДУ,
нервная анорексия, полинаркомания.

От тестов AQ и Aspie Quiz её отличает учёт поведения
и особенностей восприятия не только в настоящий момент, но и в возрасте
до 16 лет, а также более полный набор контрольных групп.

Авторы шкалы RAADS-R упоминают, что она не предназначена
для использования в качестве он-лайн теста без наблюдения специалиста
(возможен как завышенный, так и заниженный результат).
Поэтому если Вы обеспокоены результатами тестирования, рекомендуется
сохранить их и обратиться к специалисту (психотерапевту, психологу и т.п.).

Ответьте на все вопросы

Верно сейчас и до 16 летВерно только сейчасВерно до 16 летНикогда не было верно
1. Я – приятный, сочувствующий человек.
2. Я часто использую фразы из фильмов и телепередач в разговорах.
3. Я часто удивлён, когда другие говорят, что я был груб.
4. Иногда я говорю слишком громко или слишком тихо, не осознавая этого.
5. Я часто не знаю, как себя вести в ситуациях, связанных с общением.
6. Я могу поставить себя на место другого человека.
7. Я испытываю сложности с пониманием значения некоторых фраз вроде ‘ты дорога мне, как зеница ока’.
8. Я люблю говорить только с теми людьми, которые разделяют мои особые интересы.
9. Я сосредотачиваюсь на деталях, а не на общей идее.
10. Я всегда запоминаю, как пища ощущается во рту. Это для меня важнее её вкуса.
Верно сейчас и до 16 летВерно только сейчасВерно до 16 летНикогда не было верно
11. Я скучаю по близким друзьям или членам семьи, когда мы расстаёмся на длительное время.
12. Иногда я оскорбляю других, говоря то, что думаю, даже если не хотел этого.
13. Я люблю думать и говорить о малом количестве вещей, которые интересны для меня.
14. Я скорее пойду в ресторан один, а не с тем, кого я знаю.
15. Я не могу вообразить, каково быть кем-то ещё.
16. Мне говорили, что я неуклюжий или некоординированный.
17. Другие считают меня странным или особенным.
18. Я понимаю, когда друзей нужно поддержать.
19. Я очень чувствителен к ощущениям от одежды при прикосновении к ней. Как она осязается для меня важнее её внешнего вида.
20. Я люблю копировать то, как другие люди говорят и действуют. Это помогает мне выглядеть более нормальным.
Верно сейчас и до 16 летВерно только сейчасВерно до 16 летНикогда не было верно
21. Для меня может быть сильно пугающим разговор более чем с одни человеком одновременно.
22. Мне приходится ‘вести себя нормально’, чтобы понравиться другим людям и расположить их к себе.
23. Обычно для меня легко встречаться с новыми людьми.
24. Я прихожу в сильное замешательство, когда кто-то перебивает меня, когда я говорю о чём-то очень интересном для меня.
25. Для меня сложно понять, что чувствуют другие люди, когда я разговариваю с ними.
26. Мне нравится разговаривать с несколькими людьми, например, за обеденным столом, в школе или на работе.
27. Я воспринимаю вещи слишком буквально и часто упускаю из вида то, что люди пытаются сказать.
28. Мне очень сложно понять, когда кто-то смущён или ревнует.
29. Некоторые обычные ткани, которые не беспокоят других, осязаются как очень неприятные, когда соприкасаются с моей кожей.
30. Я очень расстраиваюсь, когда способ, которым я люблю что-то делать, внезапно меняется.
Верно сейчас и до 16 летВерно только сейчасВерно до 16 летНикогда не было верно
31. Я никогда не хотел или не нуждался в том, что другие люди называют ‘близкие отношения’.
32. Для меня трудно начинать и заканчивать разговор. Я ощущаю потребность продолжать до тех пор, пока я не закончил.
33. Я говорю в нормальном темпе.
34. Один и тот же звук, цвет или текстура могут вдруг превратиться из очень сильно ощущающихся в очень невзрачные.
35. Фраза ‘я на тебя глаз положил’ заставляет меня чувствовать себя очень некомфортно.
36. Иногда звук, слово или пронзительный звук могут быть болезненными для моих ушей.
37. Я – человек чуткий, понимающий.
38. Я не сопереживаю персонажам фильмов и не могу почувствовать то, что они чувствуют.
39. Я не могу понять, когда кто-то флиртует со мной.
40. Я могу увидеть в своём воображении во всех деталях те вещи, в которых я заинтересован.
Верно сейчас и до 16 летВерно только сейчасВерно до 16 летНикогда не было верно
41. Я храню списки вещей, которые меня интересуют, хотя они и не имеют практического смысла (например, спортивная статистика, расписания поездов, календарные даты, исторические факты и даты).
42. Когда меня переполняет собственными ощущениями, мне нужно уединиться, чтобы их приглушить.
43. Мне нравится спрашивать совета у друзей.
44. Я не могу понять, интересно или скучно человеку слушать то, что я говорю.
45. Мне может быть очень трудно ‘читать’ лицо, жестикуляцию и движения тела человека во время разговора.
46. Одни и те же вещи (вроде одежды или температуры) могут ощущаться мной очень по-разному в разное время.
47. Я чувствую себя очень комфортно на свиданиях или в иных ситуациях, связанных с общением.
48. Я пытаюсь быть максимально любезным, когда другие люди говорят мне об их личных проблемах.
49. Мне говорили, что у меня необычный голос (например, безжизненный, монотонный, детский или пронзительный).
50. Иногда какая-то мысль или тема застревает в моём сознании, и меня тянет говорить о ней снова и снова, даже если никому это не интересно.
Верно сейчас и до 16 летВерно только сейчасВерно до 16 летНикогда не было верно
51. Я делаю некоторые вещи руками снова и снова (вроде взмахов, кручения палочек или верёвок, махания предметами перед своими глазами и т.п.).
52. Я никогда не был заинтересован в том, что большинству людей кажется интересным.
53. Меня считают жалостливым, склонным к состраданию человеком.
54. Я уживаюсь с другими людьми, придерживаясь набору специфических правил, которые помогают мне выглядеть нормальным.
55. Мне очень сложно работать и функционировать в группах.
56. Когда я говорю с кем-то, то трудно сменить тему. Если собеседник это делает, то я могу очень расстроиться и прийти в замешательство.
57. Иногда мне приходится затыкать уши, чтобы заблокировать нестерпимый шум (вроде работающего пылесоса или людей, которые говорят слишком много или слишком громко).
58. Я могу болтать и говорить ‘ни о чём’ с людьми.
59. Иногда то, что должно быть болезненным, таковым мной не ощущается (например, если пораниться или обжечься об печку).
60. Когда я с кем-то разговариваю, то мне сложно понять, когда моя очередь слушать или говорить.
Верно сейчас и до 16 летВерно только сейчасВерно до 16 летНикогда не было верно
61. Меня считают одиночкой те, кто хорошо меня знают.
62. Я обычно говорю нормальным тоном.
63. Я люблю, чтобы вещи оставались точно такими же изо дня в день и даже малые изменения в моём распорядке расстраивает меня.
64. Общение и то, как подружиться с кем-то – это загадка для меня.
65. Меря успокаивает верчение или качание на стуле, когда я напряжён.
66. Фраза ‘у него душа нараспашку’ бессмысленна для меня.
67. Когда я нахожусь там, где много запахов, соприкасающихся тканей, шума или яркого света, я чувствую себя встревоженным или испуганным.
68. Я могу понять, когда кто-то говорит одно, но имеет в виду нечто другое.
69. Я люблю быть сам по себе настолько, насколько это возможно.
70. Мои мысли хранятся в моей памяти словно стопка карт в картотеке, и когда мне надо найти одну из них, то я делаю это, просматривая эту стопку и нахожу нужную (или каким-то другим оригинальным способом).
Верно сейчас и до 16 летВерно только сейчасВерно до 16 летНикогда не было верно
71. Один и тот же звук может иногда звучать очень громко или очень тихо, даже если я знаю, что он не изменился.
72. Мне нравится проводить время за обеденным столом, разговаривая со своей семьёй и друзьями.
73. Я не выношу вещи, которые мне не нравятся (вроде запахов, тканей, звуков или цветов).
74. Мне не нравится, когда меня обнимают или хватают.
75. Когда я иду куда-то, то мне приходится идти по знакомому маршруту, так как иначе я приду в полное смятение и расстроюсь.
76. Мне сложно понять, что другие люди ожидают от меня.
77. Мне нравится иметь близких друзей.
78. Люди говорят мне, что я рассказываю слишком много деталей.
79. Мне часто говорят, что я задаю нескромные вопросы.
80. Я склонен указывать другим людям на их ошибки.
Верно сейчас и до 16 летВерно только сейчасВерно до 16 летНикогда не было верно
Читайте также:  Если у беременной риск на синдром дауна

Ссылки:

[1] Ritvo R.A., Ritvo E.R., Guthrie D., Ritvo M.J., Hufnagel D.H.,
McMahon W., Tonge B., Mataix-Cols D., Jassi A., Attwood T., Johann E.

The Ritvo Autism Asperger Diagnostic Scale-Revised (RAADS-R):
A Scale to Assist the Diagnosis of Autism Spectrum Disorder in Adults:
An International Validation Study.
//
J. Autism Dev. Disorders. 2011 V.41. N.8. P.1076-1089.

Источник

Когда речь заходит об аутизме, то воображение простого обывателя рисует портрет красивого молчаливого мальчика, смотрящего в одну сторону и производящего однотипные ритмичные движения. Но на самом деле аутизмом могут страдать как дети, так и взрослые, независимо от половой принадлежности. К тому же аутизм имеет большое количество форм, поэтому в современной психиатрии данная патология носит название расстройства аутистического спектра (РАС).

Наиболее легкой и распространенной формой РАС является синдром Аспергера. Данное расстройство является врожденным, первые его признаки можно обнаружить в раннем возрасте. Несмотря на то, что этим синдромом страдает большое количество людей, его редко диагностируют, особенно в нашей стране. Дело в том, что в России данный диагноз обычно ставят только детям. До сих пор многие психиатры придерживаются мнения о том, что к 18 годам легкие формы аутизма должны либо исчезнуть, либо перерасти в более тяжкие патологии. Данное утверждение было давно опровергнуто, ведь синдром Аспергера является врожденной патологией, которая не поддается лечению. Тем не менее, взрослым пациентам этот диагноз изменяют на классический аутизм (синдром Каннера) или схожее расстройство, например, шизоидное.

Что же касается детей, то их родители редко приводят на прием к специалистам, поскольку не видят проблемы. У таких деток довольно высокий интеллект, а замкнутость и нежелание общаться со сверстниками часто объясняется особенностями характера. Именно поэтому в нашей стране большое количество людей остается один на один со своей проблемой.

Читайте также:  Может ли синдром дауна не подтвердиться

Описание патологии

Психические расстройства у разных людей протекают по-разному. Однако люди, страдающие синдромом Аспергера, имеют ряд общих черт. Это касается взаимодействия с социумом, поведения, мышления с особенным когнитивным стилем, восприятия мира, работы органов чувств и т.д. То насколько ярко будут выражены симптомы, зависит от индивидуальных особенностей человека. Но ни возраст, ни пол, ни принадлежность к определенной расе не оказывает влияние на процесс формирования патологии.

Итак, человека с синдромом Аспергера можно узнать по таким признакам:

  1. Сложности в построении системы взаимодействия с социумом. Люди с этой формой РАС демонстрируют разную степень заинтересованности в социальном общении. Подавляющее большинство стремится сократить контакты с социумом к минимуму. В какой-то степени это можно объяснить непониманием и отвержением обществом людей с подобными проблемами. Негативный жизненный опыт и необходимость прикладывать колоссальные усилия для поддержания взаимоотношений приводят к тому, что люди с таким расстройством зачастую ведут замкнутый образ жизни. Хотя среди них есть и такие, кто желает взаимодействовать с другими людьми, несмотря на трудности и неудачи. Синдром приводит к тому, что человек не способен понять иносказательную речь, шутки, двусмысленные высказывания. Ему непонятен язык жестов, он не улавливает разницы в тоне голоса, не умеет различать эмоции по выражению лица. Переживания других людей, их чувства недоступны человеку с этим видом РАС. Взаимодействия с окружающими он выстраивает на собственных условиях, и только. Неприятие этих правил приводит к полному отрешению и отказу от взаимодействия с социумом.
  2. Узкие интересы, фиксация на одном виде деятельности. Расстройства аутистического спектра характеризуются необходимостью иметь четких распорядок, график работы, детальный план и конкретные инструкции. Для того чтобы хоть как-то упорядочить окружающее пространство, люди с синдромом Аспергера углубленно погружаются в определенную деятельность. В результате они получают успокоение и удовлетворение, также избавляются от фоновой тревожности. Если интересы имеют прикладную ценность, то впоследствии они могут стать частью профессиональной деятельности. Длительность фиксации на одном виде деятельности может быть различной, она колеблется от нескольких дней до лет.
  3. Особенности речевого развития. Многие диагностические методики содержат указания на то, что синдром должен быть исключен, если у пациента нет клинически значимых задержек развития речи. Однако при этом синдроме все же существуют некоторые особенности речи. Она такими людьми используется лишь как инструмент для обмена информацией, а не для построения взаимоотношений с окружающими. То есть, разговор не имеет эмоциональной окраски, в речи отсутствует юмор и т.д. Слова собеседника человек с патологией будет трактовать в буквальном смысле, поэтому общий смысл высказывания может быть искажен или вообще не понят. Образная речь и метафоры воспринимаются только при чтении художественных произведений, но в разговоре это вызовет большие затруднения.
  4. Сенсорное восприятие. У людей с РАС входящая и исходящая сенсорная информация обрабатывается не так, как у других. При синдроме Аспергера наблюдается либо низкая, либо высокая чувствительность одного или нескольких органов чувств. Например, при разговоре с несколькими собеседниками может возникать так называемая звуковая каша. Человек также может не различать некоторые узоры, запахи, текстуры и консистенцию пищи.
  5. Расстройство моторных функций. Синдром часто сопровождается некоторой неуклюжестью. Индивид может испытывать затруднения при застегивании пуговиц, подъеме и спуску по лестнице, с пространственной ориентацией и т.д. Но этот симптом не является основным при постановке диагноза, поскольку не у всех пациентов наблюдаются проблемы с движением.
  6. Мышление. Такие люди отличаются особым видом познавательной деятельности. В специализированной литературе часто пишут о том, что таким людям присущ особый когнитивный стиль мышления. Внимание обычно бывает сосредоточено не на главном, а на деталях или несущественных раздражителях. Большее предпочтение отдается абстрактным вещам, а не точной технической информации.

Человек с совокупностью всех этих признаков испытывает большие затруднения при общении с окружающими людьми. Но наличие данной патологии не является приговором. Жизнь с синдромом Аспергера может быть вполне нормальной, такие люди могут успешно вести общественную деятельность, работать, иметь семьи. Помощь в социализации им оказывают опытные психотерапевты.

Существуют методы психотерапии, позволяющие улучшить качество жизни людей с расстройствами аутистического спектра. Но это возможно лишь при обращении к специалистам и постановке соответствующего диагноза.

Читайте также:  Реваскуляризация при синдроме диабетической стопы

Диагностические критерии

Описанные выше симптомы присущи для большинства расстройств аутистического спектра. Диагностировать именно синдром Аспергера помогают различные методики, используемые специалистами во всем мире. Основные критерии представлены в таблице:

№ п/п

Название методики

Основные критерии

Примечание

1.

DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

  1. Социальная дисфункция:
  • нарушения невербального поведения (взгляд, выражение лица, позы тела и жесты);
  • неспособность выстраивать отношения со сверстниками (исходя из возрастной категории);
  • отсутствие желания делиться с окружающими ощущением радости, интересами, достижениями и т.д.;
  • нет эмоциональной взаимности.
  1. Стереотипное поведение (ограниченное и повторяющееся).
  2. Не наблюдается задержка речи (клинически значимая).
  3. Не наблюдается отставание в умственном развитии (согласно возрасту).
  4. Нельзя соотнести по критериям с иными расстройствами психики.

Для диагностирования необходимо наличием как минимум двух симптомов (устойчивых во времени)

2.

МКБ-10

Нарушения, касающиеся социального взаимодействия.

Стереотипность в поведении, интересах, действии.

Может наблюдаться нарушение моторного развития, но не всегда.

Развитие ребенка до 3-х лет соответствует норме (произнесение одиночных фраз до 2-х лет, наличие коммуникативных фраз и навыков самообслуживания до 3-х лет и т.д.). Наличие клинических расстройств речи позволяет исключить диагноз.

3.

Диагностика Гиллберга

(С. Gillberg, 1989, 1991)

Как минимум два симптома социальной дисфункции:

  • отсутствие способности выстраивать отношения с ровесниками;
  • отсутствие желания иметь взаимоотношения с детьми своего возраста;
  • непонимание намеков;
  • поведение, неприемлемое с социальной и эмоциональной точки зрения.

Ограниченность интереса (должен присутствовать как минимум один симптом):

  • нежелание заниматься другой деятельностью;
  • так называемое залипание (регулярное его повторение);
  • преобладает механическое запоминание, логическое в меньшей степени.

Стремление жить по распорядку:

  • полное подчинение своей жизни распорядку;
  • требование, чтобы окружающие следовали установленному распорядку.

Проблемы, связанные с речью (минимум 3 из 5):

  • задержка речевого развития;
  • присутствует экспрессивная речь (внешне правильная);
  • педантичная речь с оттенком формальности;
  • присутствуют необычные характеристики голоса, неправильная постановка ударения и т.д.;
  • неправильное понимание некоторых слов, неверное интерпретирование.

Сложности, связанные с невербальной коммуникацией:

  • жесты используются в ограниченном количестве;
  • движения весьма неуклюжи, «язык тела» неловкий»
  • выражение лица изменяется крайне редко;
  • выражение лица не соответствует обстановке;
  • взгляд фиксированный, окружающим кажется странным.

Моторная неуклюжесть.

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

4.

Диагностика Сзатмари (Szatmary, 1989)

Стремление к одиночеству:

  • нет друзей;
  • избегание контакта с другими людьми;
  • нежелание заводить дружеские отношения;
  • человек-одиночка.

Ограниченное взаимодействие с социумом:

  • к окружающим обращается только для удовлетворения собственных нужд;
  • социальное обращение неуверенное;
  • непонимание чувств других людей;
  • полная отрешенность от переживаний окружающих.

Расстройство невербальной коммуникации:

  • эмоции редко проявляются в мимике;
  • непонимание эмоций других людей исходя из их выражения лица;
  • отсутствие способности передавать информацию взглядом;
  • не жестикулирует;
  • не смотрит на окружающих людей;
  • при разговоре подходит слишком близко к собеседнику.

Трудности с речью:

  • слишком много говорит;
  • слишком мало говорит;
  • сбой в интонации;
  • не умеет включаться в разговор других людей;

Для постановки диагноза необходимо выявить один или несколько проявлений из каждой группы симптомов.

Диагностировать синдром Аспергера достаточно сложно, для этого врач-психиатр или психотерапевт должен обладать определенным опытом и знаниями.

Для постановки диагноза необходимо внимательно изучить историю жизни пациента, проанализировать его поведение, провести беседу с родственниками и близкими людьми. Подавляющая часть симптомов подходит под описание черт характера интроверта, поэтому специалисты используют особые медицинские тесты, позволяющие выявить или исключить неврологические нарушения.

Синдром Аспергера у женщин

Статистика утверждает, что синдром Аспергера и другие расстройства аутистического спектра чаще возникают у мальчиков. Тем не менее, девочки также могут иметь аутизм или одну из его разновидностей.

Относительно недавно в Шотландии (Rutherford et al, 2016) было проведено исследование, результаты которого оказались весьма любопытными. Оказывается, что среди маленьких детей с синдромом Аспергера соотношение мальчиков и девочек составляет 5.5:1, для подростков соотношение составляет 2.3:1, а у взрослых людей – 1.8:1. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у женщин эта патология не встречается реже, просто она диагностируется позже. Если мальчиков к врачам приводят родители, то девочки обращаются к специалистам самостоятельно, став взрослыми.

Такое положение вещей отчасти связано с тем, что некоторые симптомы у девочек протекают не так, как у мальчиков. Родителей должно насторожить такое поведение дочери:

  • неявные поведенческие проблемы. Они не являются, по мнению родителей и учителей, чем-то деструктивным. Поэтому они зачастую не принимаются во внимание. Ну, разве стоит тянуть девочку к психиатру, если она не хочет общаться с одноклассницами? Но если ребенок слишком замкнут и застенчив, постоянно пребывает в одиночестве, то стоит задуматься и присмотреться к нему внимательнее;
  • селективный мутизм. Этот симптом означает, что девочка не может говорить в некоторых ситуациях, при этом она не может выбирать, когда именно сможет говорить, а когда нет. То есть на этой неделе она сможет отвечать в школе, а на следующей – нет. Предсказать частоту проявления мутизма невозможно;
  • общается преимущественно с мальчиками. Таких девочек принято называть «пацанками». Девочки с РАС не разделяют увлечения своих сверстниц модной одеждой и прическами, они просто не понимают, зачем это нужно. Момент полового созревания для них может стать шоком, они полностью лишены сексуальности, не испытывают полового влечения. Молодые женщины в спектре аутизма могут хотеть иметь детей, но для них более приемлемым оказывается усыновление, нежели рождение собственных из-за нежелания интимной близости с мужчиной;
  • пребывание в мире фантазий. Детям свойственно погружаться в выдуманные истории и увлекаться сказочными персонажами. По мере взросления такая увлеченность отступает, и на первый план выходят более реальные вещи. Однако девушки с синдромом Аспергера продолжают пребывать в фантастических мирах. Психотерапевты объясняют это тем, что в реальности люди с РАС чувствуют себя не в своей тарелке, а в выдуманном мире их любят такими, какие они есть.

Вылечить синдром Аспергера нельзя, но его выявление и понимание особенностей человека с этой патологией позволяет построить нормальные взаимоотношения в семье. Это касается как родителей с детьми, так и супругов. Достаточно часто женщины с РАС отказываются от интимной близости, хотя искренне любят своего супруга. Нарушение сенсорного восприятия приводит к тому, что прикосновения к телу (особенно в чувствительных местах) воспринимается ими как неприятные или болезненные. Стремление жить по распорядку может превратить интимную близость в четко распланированный ритуал, который быстро наскучит нейротипичному партнеру. Сохранить семью поможет понимание того, что такое синдром Аспергера.

Девушки с такой патологией чувствуют себя несчастными, зачастую они хотят иметь любимого человека и семью, но строить взаимоотношения с противоположным полом им чрезвычайно трудно. Кроме проблем, связанных с РАС, у девушек и молодых женщин на фоне душевных переживания возникают депрессии, гендерная дисфория, нервная анорексия и тревожные расстройства. Все это, а также желание разобраться в себе и причинах своих проблем приводит их в кабинет психотерапевта. И только получив информацию о синдроме Аспергера, они принимают себя и учатся жить со своими врожденными «особенностями». Не стоит опасаться того, что вас неправильно поймут или навсегда запишут в «ненормальные». Осознание проблемы является первым шагом на пути по улучшению собственной жизни.

Источник