Синдром дауна язык высовывает язык

Автор Руслан Хусаинов На чтение 5 мин. Опубликовано 21.07.2020 13:28
Обновлено 21.07.2020 10:10
Младенцы высовывают язык по многим причинам, а иногда и вовсе без видимой причины. Ребенок, который высовывает язык, может быть голодным, сытым или не хочет определенную пищу.
Младенцы также могут высунуть язык, чтобы подражать или получить ответ от своих родителей. Изучение привычек ребенка поможет определить, почему он высовывает язык.
Привычки ребенка, его осознанность и способность копировать поведение взрослых меняются с возрастом. Дети младше 6 месяцев могут высовывать язык инстинктивно, в то время как дети старше этого возраста могут делать это намеренно.
Младенец до 6 месяцев высовывает язык — причины
Для детей в возрасте до 6 месяцев наиболее распространенными причинами высовывания языка являются естественные рефлексы, голод и генетические различия.
Выталкивающий рефлекс языка
Выталкивающий рефлекс языка — состояние, при котором ребенок автоматически высовывает язык в ответ на то, что касается губ. Этот рефлекс облегчает кормление маленьких детей, когда мама предлагает грудь или бутылочку.
Выталкивающий рефлекс языка обычно длится до 4-6 месяцев. Родители не должны предлагать ребенку твердую пищу, пока этот рефлекс не исчезнет. Однако большинство детей не нуждаются в твердой пище, пока им не исполнится 6 месяцев.
Голод
Маленькие дети часто высовывают язык, когда голодны. Ребенок может повернуть голову в одну сторону, открыть рот, а затем сделать то же самое, глядя в другую сторону.
Генетическое состояния
Врожденные заболевания — это состояния, которые присутствуют с рождения. Некоторые врожденные заболевания могут привести к тому, что у ребенка будет увеличен язык, чем обычно. Это может привести к тому, что язык будет выходить из ротовой полости. Это отличается от того, когда ребенок специально высовывает язык. Дети с такими заболеваниями, как синдром Дауна и синдром Беквита-Видемана, могут высовывать язык большую часть времени, наряду с другими признаками и симптомами.
Генетические заболевания — наименее вероятная причина, по которой младенцы высовывают язык. В большинстве случаев высунутый язык не является признаком наличия у ребенка каких-либо генетических различий.
Младенец старше 6 месяцев высовывает язык — причины
Примерно в 6 месяцев у детей развиваются некоторые коммуникативные навыки, то есть они могут намеренно высовывать язык. Ребенок может высунуть язык, чтобы подражать старшему ребенку или взрослому, получить реакцию от родителей или подать сигнал голода.
Имитация
Большинство детей начинают подражать поведению взрослых, когда им около 8 месяцев. Однако недоношенные дети и дети с задержкой развития могут подражать немного позже.
Получение реакции
Дети жаждут внимания и постоянно узнают об отношениях с людьми, с которыми они сталкиваются. Ребенок может высунуть язык, чтобы проверить реакцию, которую он получает от конкретного человека. Если взрослый смеется в ответ на то, что ребенок высунул язык, ребенок будет делать это чаще. Однако некоторые дети могут продолжать высовывать языки, даже если взрослый не одобряет их, потому что им любопытно поведение взрослых.
Голод
Некоторые дети узнают, что высунутый язык дает им пищу. Они могут делать это даже тогда, когда могут сигнализировать о голоде другими способами.
Высовывает язык после кормления
Существует несколько причин, по которым ребенок может высунуть язык после кормления.
Сигнал о сытости
Наевшись, ребенок может отвернуть голову от еды или отказаться принимать пищу. Некоторые дети пытаются вытолкнуть пищу изо рта, высунув язык.
Сигнализация голода
Бывают моменты, когда ребенок все еще голоден, даже если он только что поел. Это может произойти при грудном вскармливании, если у матери мало молока, или если ребенок не получил достаточно пищи.
Младенцы разного возраста могут проявлять целый ряд признаков того, что они голодны.
Дети младше 6 месяцев:
- открывают рот
- причмокивают губами
- сжимают кулаки
- плачут
Дети старше 6 месяцев:
- тянутся за едой
- возбуждаются от вида еды
- плачут
- используют движение рук для обозначения голода
Сигнализация о нелюбви к еде
Некоторые дети высовывают язык, когда им не нравится новая еда. Это нормально для детей, которые отказываются от новой пищи.
Родители никогда не должны заставлять ребенка есть. Вместо этого необходимо продолжать вводить широкий спектр здоровой пищи. Многим детям приходится давать пищу несколько раз, прежде чем она им понравится.
Когда обратиться к врачу?
Высунутый язык обычно не указывает, что что-то не так. Однако некоторые дети могут высунуть язык в ситуациях, когда другие дети этого не сделали бы.
Необходимо отвести ребенка к педиатру, если он часто высовывает язык без видимой причины и проявляет другие различия в развитии.
Любое изменение в поведении ребенка может также предупредить о проблеме. Например, ребенок, который постоянно проявляет признаки голода сразу после кормления грудью, может не получать достаточного количества грудного молока или смеси. Кроме того, у ребенка могут быть проблемы с усвоением пищи.
Поведенческие изменения, которые происходят после удара по голове или другой травмы, могут сигнализировать о чрезвычайной ситуации. Ребенок, который имел травму любого рода, должен немедленно получить медицинскую помощь.
В течение первого года жизни ребенка родители регулярно посещают педиатра. Родители должны обсудить изменения в поведении и спросить о признаках нормального развития ребенка.
Всегда вызывайте врача, если у ребенка появляются следующие симптомы:
- постоянные признаки голода, особенно если ребенка кормят грудью
- высовывание языка в дополнение к проблемам с глотанием или
изменением в поведении, не имеющим четкой причины
- признаки физического дискомфорта
Необходимо обратиться в отделение неотложной помощи, если поведение ребенка значительно меняется во время или после травмы, лихорадки или болезни.
Заключение
Младенцы высовывают язык по многим причинам, например, чтобы сообщить о голоде, сытости или неприязни к определенной пище. Дети старше 6 месяцев могут намеренно высовывать язык, чтобы подражать или общаться с родителем. Однако часто нет ясной причины.
Это нормально для младенцев высовывать язык, что редко является признаком основного заболевания, которое требует внимания.
Источник
Голосование за лучший ответ
Лилиана
Мастер
(1530)
10 лет назад
пусть не бздит врач херов. у меня до сих пор есть видео узи, где сынулька язык высовывает. Ребенку уже 5 лет, никакого синдрома Дауна и других болячек нет
Алена
Мыслитель
(8659)
10 лет назад
пройдите еще раз диагностику у независимогоспециалиста. сдайте лабораторную диагностику кровь… может у доктора у самого даунита завернулась за другую…
Екатерина
Просветленный
(22161)
10 лет назад
мой Ваня вообще предпочитал не высовываться на узи и мне говорили, что с ним что то не так)) ) а он просто не любил датчики и все! на КТГ тоже затихал и мне ставили низкие баллы.. . а родился нормальный ребенок.. . у меня вот сейчас губы пересохли и я облизала их, высунув язык)) ) я точно не даун!
Источник: ВСЕ ХОРОШО!
Lea
Гуру
(3071)
10 лет назад
а разве скрининг не делали? только УЗИ?
ТаняМастер (2324)
10 лет назад
да делала я скрининги – все отлично, и на узи часто ходила, ничего не говорили -все ок (без патологий). а вчера вот уже в роддоме делали – сказали что весь осмотр с вытащенным языком.
Ингрид
Мудрец
(19305)
10 лет назад
Я вообще промолчу что мне врач про моего ребенка сказала!!! Ревела я потом как дура, а все зря, с ребенком то все в порядке было!!!!
ЕкатеринаПросветленный (22161)
10 лет назад
теще моего брата сказали, что внутри у нее ребенок без головы, а с двумя попками))) мы со снохой иногда любим поприкалываться над этим… особенный ржач на нас напал, когда мы сидели в ЖК, а по прописке она относилась к участку, где эта врач, все еще продолжала работать)))
ТаняМастер (2324)
10 лет назад
здорово, что все обошлось. Я тож надеюсь на здравыйсмысл, хотя страшно все равно
Светлана
Гуру
(3131)
10 лет назад
у меня малыш вчера пуповину грыз ( ну или сосал, в общем в рот тащил) и что? кто он теперь?
развлекается малыш как может. с чего они вообще взяли. мне лично сказали, что они смотрят анатомию плода все. а его интеллект никто не может определить. уж если на ранних сроках все было в прядке с воротниковой зоной и т. д. сейчас-то что… .
не переживате. ох уж эти врачи. иногда готова уйти в лес и родить там, чтоб не слушать пугалки врачей и не забивать себе голову
ТаняМастер (2324)
10 лет назад
да все в порядке. и с воротниковой было 1,5 и если синдром Дауна в среднем 1:700, то мне поставили 1: 5800. я ща по языку говорят ужасы. но все равно страшно ужасно
СветланаГуру (3131)
10 лет назад
Татьян, срок наверняка уже хороший…
ничего уже не сделаете верно? перед выбором же вас не ставят.
так вот не верьте в эти ужасы и ждите здорового малыша.
я вот стою перед выбором остаться с инфекцией или пить антибиотики, но как бы я не решила, я буду молиться и ждать здоровго малыша.
Ведь сколько передач разных, про чудеса в утробе. говорили одно, пугали матерей, а в итоге их вера либо чудо..помогали на свет появиться совсем здоровым малышам))
ВЫШЕ НОС.
СветланаГуру (3131)
10 лет назад
Татьян, если не сложно, напишите мне потом, когда появится ваш малыш), чтоу вас все хорошо…
Хочу лишний раз убедится в голословности врачей.
Кстати еще раз про узи…
мне вот на 22 неделе ставили толщину плаценты 31 мм. и типа гиперплазия и т.д.
вчера на узи 28 недель толщина 27 мм.
Вот вам и замеры….а сколько мне нервов вытрепали за это время,
а уж как они язык там разглядели)
я видела девочку, уже большенькую и она периодически( ну вот нравится ей так) язычок показывает. ну у них и намека нет об отклонениях.
нина
Мудрец
(13858)
10 лет назад
ваш врач сам случайно не даун?
у меня ребенок на последнем узи всем врачам язык показал. а врачей было человек 5-6 (собрали консилиум чтоб решить кесарить меня или сама рожу)
и ни один врач не сказал, что это маркер дауна. родился нормальный здоровый ребенок
Марфа Васильевна
Мудрец
(11151)
10 лет назад
Не переживайте, все будет хорошо, моя всю узи сосала кулак, а под конец показала нам язык, никаких отклонений нет, анализы были в норме, по развитию физическому в норме, по интеллектуальному на 2месяца впереди. УЗИ было на 37неделе
дарья боровик
Просветленный
(44213)
10 лет назад
Случайно не в 27 роддоме Москва узи делали? А то там ТАКИЕ спецы в ПЦ работают, которые не состоянии девочку от мальчика отличить. Еще Ваш врач должен был знать, что высунутый язык это не только показатель СД, но еще других заболеваний- нарушения ( не особо и сильные) щитовидки например. Но мне кажется, если воротниковая зона была в норме, ( двойная шейная складка присутствует у всех Даунят) то и беспокоится не о чем.
Енот
Мудрец
(14597)
10 лет назад
У людей с синдромом Дауна, из за особого строения черепа, язык не помещается в полости рта.
Но делать выводы только по этому критерию – видимо у вашего врача с головой не все в порядке, рас он не понимает что могут натворить неосторожные, безосновательные слова, в адрес беременной женщины.
Татошка
Знаток
(340)
10 лет назад
не переживайте! Все будет отлично! Врачи обожают пугать, мой вот средний палец на последнем узи показывал и что? ! А вот, когда родился в месяц невропатолог кучу диагнозов понаставила, что ребенок, рожденный до 3500 будет идиотом.. . но как-то не угадала! Деть Ваш просто развлекается! Но на всякий случай для Вашего личного спокойствия сделайте узи в другом месте и кровь сдайте. Удачи Вам! Легких родов и здорового ребеночка!
Источник
Существует несколько причин, по которым дети могут иметь привычку высовывать язык: от врожденных рефлексов до проблем со здоровьем.
Ребенок высовывает язык. Это нормально?
Младенцы обычно исследуют мир, используя рот. Поэтому высунутый язык – скорее, норма, чем исключение, причем основная причина, которая сподвигает ребенка так делать – врожденный рефлекс. В данном случае речь идет про “рефлекс толчка языка”, который помогает малышу захватывать сосок.
Рефлекторное высовывание языка является обычным явлением и наблюдается у каждого здорового ребенка, причему малыш перерастает эту привычку к 5-7 месяцам.
Причины, по которым ребенок высовывает язык
Ниже приведены другие распространенные причины, помимо рефлексов, по которым младенец может высовывать язык.
1. Подражание взрослым
Многие взрослые нередко высовывают язык в качестве игры. Обычно в ответ слышится заливистый смех! Согласно ряду исследований, младенцы могут копировать поведение взрослых, подражая им.
2. Средство выражения потребностей
Младенец может высунуть язык, чтобы подать сигнал маме: “Я голоден”. Правда, бывает и наоборот: малыш ведет себя точно так же, чтобы сообщить: “Я сыт. Можно перестать меня кормить”.
3. Проявление рвотного или сосательного рефлекса
Примерами детских рефлексов, которые могут заставить ребенка высунуть язык, являются сосательный и рвотный.
Сосательный рефлекс возникает при поглаживании области вокруг рта. Это движение заставляет малыша шевелить губами и языком в ожидании сосания.
Рвотный рефлекс возникает, когда задняя часть рта или горла ощущает твердый предмет. Высунув язык, малыш как бы пытается удалить вероятное инородное тело.
4. Неготовность к твердому прикорму
Младенцы, как правило, высовывают язык, когда их кормят полутвердыми продуктами с ложки. Если ребенок делает это, то это означает, что у него все еще есть рвотный рефлекс и он не готов к полутвердым и твердым веществам.
Дети перестают так делать, как только язык может надавить на верхнюю часть неба и проглотить пищу.
5. Дыхание ртом
Ребенок может высовывать язык наружу при дыхании ртом. Причины этого могут быть самые различные: кашель, простуда, закупорка пазух носа, аллергия, воспаление миндалин или аденоидов.
6. Дискомфорт из-за газа
Некоторые дети могут высунуть язык во время прохождения газов – из-за дискомфорта и боли.
7. Макроглоссия
Макроглоссия – это аномальное увеличение языка – такое, что удержать его во рту очень сложно. У некоторых детей может развиться это состояние из-за таких заболеваний, как синдром Дауна, гипотиреоз или синдром Беквита-Видемана.
Иногда большой язык может быть унаследован от родителей или быть следствием опухоли или травмы.
8. Микрогнатия
Некоторые дети рождаются с маленьким подбородком и челюстью, поэтому держать язык в таком рту довольно проблематично. Это состояние известно как микрогнатия и у многих проходит само по себе – по мере роста рта и развития мышц – к возрасту 5-7 месяцев.
Другие причины микрогнатии – расщелина неба и основные заболевания, такие как болезнь Марфана, трисомия 13, трисомия 18, синдром Пьера Робина и т. д.. При этом размер языка нормальный, но подбородок маленький.
9. Гипотония
Гипотонией называется низкий мышечный тонус, который может повлиять на несколько мышц тела, в том числе языка. В таких случаях язык ребенка высовывается изо рта. Это может произойти из-за различных заболеваний, таких как синдром Дауна, Прадера-Вилли, Ретта и т. д..
10. Аномальный рост тканей во рту
Ткани, выросшие аномально в полости рта или на языке, могут настолько заполонить собой пространство, что языку становится тесно, и ребенок вынужден его высовывать.
Причины, по которым это происходит: опухоль или инфекция слюнной железы или киста щитовидного протока.
11. Орофациально-функциональное расстройство
Высовывание языка является наиболее распространенным видом орофациально-функционального расстройства (ОМД) – группы заболеваний лица и полости рта. Это часто происходит из-за ненормального положения языка в состоянии покоя.
Расстройство может развиться из-за различных причин, таких как врожденные проблемы, семейный анамнез и даже длительное сосание большого пальца.
Часто задаваемые вопросы
1. Является ли высунутый язык ребенка признаком прорезывания зубов?
Когда у малыша режутся зубы, он может чувствовать раздражение во рту и инстинктивно начать выталкивать язык. Ищите другие сопутствующие симптомы появления молочных зубов, такие как опухшие или красные десны, чрезмерное слюнотечение, раздражительность.
2. Высовывают ли дети с синдромом Дауна язык?
Да. У детей, страдающих синдромом Дауна, очень маленькие челюсти и низкий мышечный тонус. Эти факторы провоцируют высовывание языка. Однако само по себе подобное поведение не следует рассматривать как диагностическую характеристику синдрома Дауна.
3. Является ли высунутый язык признаком аутизма?
Высунутый язык не является самостоятельным симптомом расстройств аутистического спектра. Однако он может наблюдаться наряду с различными другими признаками у детей с аутизмом.
Источник
Ангелина Калинина
Развитие речи у детей с синдромом Дауна
Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?
Родителям и педагогам, имеющим дело с 3-летками, которые не разговаривают, знакома проблема не совсем адекватного поведения детей. И дело тут отнюдь не в кризисе трёх лет, а в том, что ребёнок, в отличие от своих сверстников, не может изъясниться словами, ему обидно и горько, что его не понимают, он не может быть полноценным участником процесса коммуникации. Наша задача, как родителей и педагогов, помочь ребёнку овладеть внятной, разборчивой, грамотной речью. Как показывает практика, три года – это оптимальный возраст для начала обучения правильной речи детей с синдромом Дауна.
Сейчас было бы уместно охарактеризовать в общих чертах речь детей с СД и сказать, что практически у всех она имеет дефекты звукопроизношения, аграмматизмы и небогатый словарный запас.
Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается значительное отставание разговорной речи. На речь детей с синдромом Дауна влияют особенности анатомического строения речевого аппарата, нейрофизиологические и медицинские факторы, особенности познавательной сферы. Всё это создаёт дополнительные сложности при формировании чёткого звукопроизношения, отражается на характеристиках голоса и речи. Дети с синдромом Дауна такие разные в своём речевом развитии, потому что синдром Дауна—это не логопедический диагноз, а набор разных симптомов, в том числе и речевых. При синдроме Дауна мы можем встречать такие речевые диагнозы,как:
1) системное недоразвитие речи, обусловленное сниженным интеллектом;
2) общее недоразвитие речи, обусловленное дизартрией, алалией, ЗПР, заиканием, педагогической запущенностью.
При синдроме Дауна встречается как дизартрия, так и апраксия, а чаще -их сочетание.
Дизартрия – состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц.
Апраксия – состояние, при котором у ребёнка имеются трудности программирования, планирования и выстраивания по порядку звуков в речи. Дизартрию и апраксию можно отнести к неврологическим факторам речевых трудностей у детей с Даун-синдромом. Однако, специалисты и родители часто не учитывают, что причиной речевых трудностей у ребёнка, отсутствия речи либо её позднего начала является совсем не дизартрия, а апраксия речи. Проще говоря, причина не во рту, а в голове.
Также существуют анатомические факторы:
– высокое, узкое аркообразное нёбо, поэтому звуки получаются иногда более «носовыми»;
– особенности прорезывания зубов: зубы появляются позже, обычно не в том порядке, что у обычных детей; некоторые зубы могут так и не вырасти, а другие расти слишком тесно; это оказывает влияние на артикуляцию;
– открытый прикус, верхние и нижние зубы не сводятся вместе;
– маленькая, более узкая, чем обычно, верхняя челюсть;
– относительно большой язык. Сейчас считается, что у людей с синдромом Дауна язык такого же размера, как у всех остальных, но из-за меньших размеров ротовой полости (и из-за гипотонуса) он может плохо помещаться во рту, артикуляция может быть затруднена.
Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?
Основное внимание следует уделять тренировке и укреплению мышц губ, языка, мягкого нёба, получение навыков речевого дыхания. Занимаясь с ребёнком на фоне ярких эмоций, вы сможете компенсировать природные дефекты ребёнка с синдромом Дауна и улучшить качество произносимых слов.
Лепет является основополагающим умением для развития речи, он укрепляет механизмы артикуляции и делает их подвижными. Лепет осуществляет и аудитивную обратную реакцию, т. е. ребёнок привыкает к звукам и их вариациям в человеческой речи. То, что дети с синдромом Дауна меньше лепечут, имеет, по мнению учёных, две причины. Первая связана с присущим этим детям общим гипотонусом (слабостью мускулатуры, который распространяется и на речевой аппарат; другая – обусловлена аудитивной обратной связью. Обычно младенцам нравится слушать собственный лепет. Из-за физиологических особенностей строения слухового аппарата, а также частых ушных инфекций дети с синдромом Дауна почти не слышат собственного голоса. Это препятствует тренировке отдельных звуков и включению их в слова. Поэтому ранняя диагностика нарушений слуха имеет стратегический эффект для дальнейшего речевого и психического развития ребёнка.
Стимуляции аудитивной обратной связи способствует выполнение следующих упражнений. Установите зрительный контакт с ребёнком (расстояние 20-25 см,разговаривайте с ним: говорите «а», «ма-ма», «па-па» и т. п. Улыбайтесь, кивайте, побуждайте ребёнка быть внимательным. Потом сделайте паузу, чтобы дать ему возможность проявить реакцию. Попробуйте вести с ним диалог, в процессе которого вы и ребёнок обмениваетесь реакциями. Будьте инициативны. Когда ребёнок лепечет, не перебивайте его, а поддерживайте, сохраняя с ним контакт. Когда он прекратит, повторите за ним звуки и попытайтесь снова «разговорить» его. Варьируйте голос. Экспериментируйте с тоном и громкостью. Выясните, на что ваш ребёнок реагирует лучше всего.
Подобные занятия необходимо проводить несколько раз в день по 5 минут. Этот приём можно использовать и при рассматривании предметов или картинок. Необходимо побуждать ребёнка дотрагиваться до них. Показывание указательным пальцем – это результат более продвинутого развития. Главная цель – побудить ребёнка лепетать. Называйте предметы и картинки, поощряйте его к повторению отдельных звуков вслед за вами.
Следующий шаг после лепета – развитие артикулированной речи. Если лепет не переходит спонтанно в речь, то задача родителей и воспитателей состоит в её формировании. Большую роль в этом играет имитация, или подражание. Как показывает практика, дети с синдромом Дауна не имитируют спонтанно. Ребёнка необходимо учить наблюдать и реагировать на то, что он видит и слышит. Обучение подражанию – это ключ к дальнейшему обучению.
Развитие имитационных способностей начинается с подражания простым действиям взрослого. Для этого посадите ребёнка за стол или на детский стульчик. Сядьте напротив него. Убедитесь, что между вами есть зрительный контакт.Скажите: «Постучи по столу!» Продемонстрируйте действие и скажите в определённом ритме: «Тук, тук, тук». Если ребёнок реагирует, пусть даже слабо (возможно, сначала только одной рукой, порадуйтесь, похвалите его и повторите упражнение ещё два раза. Если ребёнок не реагирует, возьмите его за руки, покажите, как нужно стучать,и скажите: «Тук-тук-тук». Когда ребёнок этим овладеет, можно использовать другие движения, например топанье ногами, размахивание руками и т. п. По мере развития подражательных способностей основные упражнения могут быть дополнены пальчиковыми играми с простыми рифмовками. Не следует повторять одно и то же движение более трёх раз, так как оно может надоесть малышу. Лучше возвращаться к выполнению упражнений несколько раз в течение дня. Это правило распространяется и на все последующие задания.
Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.
Звук А. Положите указательный палец на подбородок,опустите нижнюю челюсть и скажите: «А».
Звук И. Скажите «И», растянув пальцами уголки рта в стороны.
Звук О. Произнесите краткий, чёткий звук «О». Сделайте значок «О» средним и большим пальцами, когда произносите этот звук.
Звук У. Скажите длинное утрированное «У», свернув руку в трубочку и поднеся ко рту, и отводите её при произнесении звука. Не забывайте каждый раз хвалить ребёнка. Иногда может понадобиться несколько дней, прежде чем у него начнёт получаться. Если малыш не повторяет, не принуждайте его. Перейдите к чему-нибудь другому. Соедините имитацию речи с другой имитацией, которая доставляет вашему ребёнку удовольствие.
Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом. Для этого губы ребёнка сводятся вместе лёгким прикосновением, так что он закрывает рот и некоторое время дышит носом. Нажатием указательного пальца на область между верхней губой и носом достигается обратная реакция – открытие рта. Эти упражнения могут проводиться по несколько раз в день, в зависимости от ситуации. Целесообразно также рано приучать детей с синдромом Дауна к формирующей челюсть соске. При сосании рот ребёнка будет закрыт, а дыхание будет осуществляться через нос, даже когда он устал или спит.
Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно.Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; приводить выдуванием воздуха в движение бумажные кораблики и плавающие игрушки в виде животных; дуть через трубочку и этим приводить в движение перья и кусочки ваты; надувать мыльные пузыри; громко выдыхать или рычать; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.
Особенно важны для детей с синдромом Дауна упражнения на улучшение подвижности языка, так как нормальная моторика языка – это хорошая предпосылка для правильного сосания, глотания и жевания, а также говорения. Упражнения для развития подвижности языка и челюстей состоят преимущественно из массажа и помощи в привыкании к соответствующей возрасту пище.
При массаже языка края языка попеременно слева и справа придавливаются указательными пальцами до тех пор, пока не возникает обратной реакции. Темп перемены зависит от быстроты ответной реакции. Осторожными движениями указательного пальца можно шевелить кончик языка вправо и влево, вверх и вниз. Похожие движения вызывает лёгкое щекотание трубочкой для питья или зубной щёткой. Иногда может быть полезной аккуратная чистка краёв языка электрической зубной щёткой. Подходят и маленькие щёточки из набора по тренировке чистки зубов. Односторонним вибрированием одной щеки и надавливанием на вторую можно вызвать вращательное движение языка во рту.
Примеры упражнений для развития подвижности языка:
• облизывать ложки (с мёдом, пудингом и др.);
• мазать мёдом или вареньем верхнюю или нижнюю губу, левый или правый уголок рта, чтобы ребёнок облизывал кончиком языка;
• производить движения языка во рту, например, попеременно класть язык то за правую, то за левую щеку, под верхнюю или нижнюю губу, щёлкать языком, чистить языком зубы;
• громко щёлкать языком (язык при этом остаётся за зубами);
• захватывать зубами пластмассовый стаканчик, класть в него пуговицы или шарики и, тряся головой, производить ими шум;
• закрепить пуговицу на длинной верёвке и передвигать её зубами из стороны в сторону.
Упражнения для развития подвижности челюстей и языка включаются в артикуляционные игры, имитирующие различные звуки или действия (кошка облизывается, собака скалит зубы и рычит, заяц грызёт морковку и т. д.).
Видоизменение губ у детей с синдромом Дауна связано с постоянным вытеканием слюны и давлением языка, особенно на нижнюю губу. Поэтому важно научить ребёнка закрывать рот. Нужно обращать внимание на то, чтобы губы свободно смыкались, красная кайма губ оставалась видна и губы не были втянуты. Младенцев и маленьких детей можно гладить средним и указательным пальцами слева и справа от носа вниз, приближая таким образом приподнятую верхнюю губу к нижней. Нижнюю губу можно приближать к верхней лёгким нажатием большого пальца. При этом подбородок не должен быть приподнятым, потому что тогда нижняя губа будет находить на верхнюю. Выпячивание и растягивание губ, попеременное накладывание одной губы на другую, дёрганье и вибрация верхней губы развивают их подвижность. Для укрепления мышц можно давать ребёнку удерживать губами лёгкие предметы (соломинку, посылать воздушные поцелуи, после еды задерживать ложку во рту и плотно сжимать её губами.
Общая гипотония у детей с синдромом Дауна влечёт за собой пониженную подвижность нёбной занавески, что выражается в гнусавости и хриплости голоса. Гимнастику для нёба можно комбинировать с простыми движениями: «аха» – руки с размахом поднимаются вверх, «аху» – хлопок руками по бедрам, «ахай» – хлопок руками, «ахо» – сильно топнуть одной ногой. Такие же упражнения проводятся со звуками «п», «т», «к». Тренировке нёбной занавески способствуют игры с мячом с выкрикиванием отдельных звуков: «аа», «ао», «апа» и т. д. Полезно демонстрировать естественные звуки (кашель, смех, фырканье, чихание) и мотивировать подражание ребёнка.Можно использовать игровые упражнения на повторение: вдохнуть и выдохнуть на «м»; говорить по слогам «мамама», «ме-меме», «амамам» и т. д. ; дышать на зеркало, стекло или в руку; выдыхать с положением речевого аппарата как при звуке «а»; выдыхать через узкую щёлку между верхними зубами и нижней губой; положить кончик языка на верхнюю губу и фонировать, потом на зубы и на дно ротовой полости; произносить звук «н» с зажатым носом; при выдыхании переходить от «п» к «т».
Хорошей тренировкой служит шёпотная речь.
Развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Следует называть те предметы, которые наиболее актуальны для вашего ребёнка. Например, если ребёнок хочет печенье, то, показывая на него,нужно спрашивать: «Печенье?»и отвечать: «Да, это печенье». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.
Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим слова жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами.
В силу того что произносительную сторону речи детей с синдромом Дауна можно совершенствовать на протяжении всей жизни, многие из перечисленных выше упражнений можно продолжать делать и тогда, когда ребёнок уже научится разговаривать.
Источник