Синдром дауна развитие 5 лет

Синдром Дауна в литературе рассматривается как дифференцированная форма олигофрении и подразделяется на степени умственной отсталости:
1. Глубокая степень умственной отсталости.
2. Тяжёлая степень умственной отсталости.
3. Средняя или умеренная степень умственной отсталости.
4. Слабая или лёгкая степень умственной отсталости.
Т.е. дети с синдромом Дауна входят в группу детей с нарушенным интеллектом.
Для детей с нарушением интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развития перцептивного действия. У них появляется интерес к предметам, к игрушкам и, соответственно, начинается ознакомление с их свойствами и отношениями.
Развитие восприятия детей с нарушением интеллекта имеет значительные отличия от развития детей с нормальным интеллектом. Даже в то время, когда они уже овладели выбором по образцу на основе зрительной ориентировки, по-прежнему не могут осуществить выбор из большого количества элементов, затрудняются при различении близких свойств предметов, не могут учитывать эти свойства в действиях с дидактическими игрушками.
У детей указанной категории развитие восприятия происходит неравномерно. Поэтому усвоенные эталоны зачастую оказываются неустойчивыми, смазанными, отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую. Вызывают сложности взаимоотношения между восприятием свойства предмета, знанием его названия, возможностью действовать с учетом данного свойства и производить на его основе простейшие обобщения.
Таким образом, для детей с нарушением интеллекта характерны большое отставание в сроках развития восприятия (восприятие носит недифференцированный характер).
«Они имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать». [1, стр.208]. По этой причине они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов (цвет, форму, величину), у них недостаточно сформированы пространственные представления.
С учётом этой их особенности и строится диагностика.
Педагогическое обследование является начальной точкой в коррекционно-воспитательном процессе. Оно же и завершает процесс коррекционно-педагогической работы, подводит итоги определенного этапа детского развития и намечает последующие задачи психолого-педагогического воздействия.
Целью педагогического обследования является изучение индивидуального уровня развития ребёнка и уровня сформированности всех видов детской деятельности. Выявляется актуальный уровень развития ребенка (вероятность самостоятельного выполнения заданий), зона его ближайшего развития (возможность ребенка выполнить заданий с помощью взрослого), а также предполагается фиксация статуса ребенка «ниже зоны ближайшего развития», что указывает на чрезвычайно низкий темп его обучаемости и слабые потенциальные возможности.
Основными методами изучения в ходе индивидуального обследования являются экспериментальное обследование и наблюдение за ребенком в процессе выполнения имспециально предложенных заданий, учитывающих возрастные психологические новообразования и задачи обучения, выделенные в программе коррекционно – педагогической работы.
I. Социально-коммуникативное развитие
На этом этапе изучается представление ребёнка о самом себе, представление о близких людях, средства общения ребенка (экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд «глаза в глаза», жесты и т.д.); предметно-действенные (протягивание взрослому различных предметов, выражение протеста и т.д.); речевые средства общения (высказывания, вопросы)). особенности характера ребенка (спокойный, злой, агрессивный и т.д.) характеристики контактов (легко ли вступает в контакт, контакт формальный, избирательный и т.д.) особенности поведения и эмоционально-волевой сфер (активен (пассивен); деятелен (инертен); не агрессивен (агрессивен) к другим детям; преобладающее настроение (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения), владение обиходно-бытовыми навыками (сформированность навыков уточняется при беседе родителями и в процессе наблюдения за ребенком в режимных моментах).
Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания.
II. Познавательное развитие
Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня сенсорного развития, представлений об окружающем мире, о временных и количественных представлениях; развитие речи.
Сенсорное развитие. Используемыезадания направлены на проверку целостного восприятия предметного изображения, уровня сформированностипредставлений о форме, величине, цвете, а также умение называть основные качества и свойства предметов.
Величина
Задание 2 – «Чудо пирамидка» -целью его является выявление уровнясформированности у ребенка практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях.
Кольца пирамидки должны быть одного цвета, чтобы не отвлекать ребёнка от исследуемого признака.
Форма
Задание 1 – «Найди свои окошки для фигурок» -направлено на выявление уровнясформированности ориентировки на форму у ребенка.
Все фигуры должны быть одного цвета.
Цвет
Задание 3 – «Цветные гаражи» – целью его является определение способности ребёнка различать и называть основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый), выделение цвета как ведущегопризнака.
Используемые машинки и кубы должны отличаться только по цвету.
Целостное восприятие предметного изображения
Задание 4 – «Сложи разрезную картинку» (домик) из 3-х частей –направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.
Картинка собирается только по образцу. Используемая картинка должна быть предметная.
Ознакомление с окружающим
Задание 5 – «Покажи игрушки» –целью является выявление уровнясформированности представлений об окружающем предметном мире.
Задание 6 – «Найди картинку» – направлено на выявление уровня
сформированности представлений о явлениях живой природы (животные, птицы, растения).
Задание 7 – «Какое время года?» –направлено на выявление уровнясформированности временных представлений (времена года: лето – зима).
Развитие речи
Обследование развития речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. Для решения этих задач, прежде всего, ведутся наблюдения за детьми в ходе всего обследования. Предлагаются также специальные задания.
На этапе индивидуального обследования выясняется понимание обращенной речи, умение выполнить задание по речевой инструкции; наличие фразовой речи (отмечаются её особенности).
Задание 9 – «Покажи картинку» –направлено на выявление уровня развитияпонимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка. Для обследования используются игрушки: юла, машинка; наборы картинок с изображением знакомых ситуаций (мальчик катается на велосипеде; девочка поливает цветы из лейки; дети играют с мячом; дети играют во дворе)
Задание 10 – «Спрячь игрушку» – целью является выявление умений у ребенкавыполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимание простых предлогов (на, в, под, за), уровня сформированности фразовой речи.
Количественные представления
Задание 8 – «Возьми много» (один)» – целью является выявление уровня развития ориентировки на количественный признак, способности дифференцировать понятия «много – один», выделять из множества по слову – «один, два».
Для задания используются счётные палочки одного цвета.
III. Деятельность
Изучается умение играть, рисовать(домик), конструировать (скамейка).
При выполнении каждого задания ребёнку сначала предлагается выполнить его самостоятельно, затем идёт обучение, в заключении снова ребёнку предлагается выполнить задание.
Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат.
Список источников информации
1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие, с прилож. альбома «Наглядный материал для обследования детей», под ред. Е.А.Стребелевой, 2-е переработанное и дополненное издание. – М: Просвещение, 2005.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта.- Методические рекомендации.- М.:Просвещение, 2011.
4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2014.
Источник
Растить ребенка с синдромом трудная, но как это бы не казалось странным, интересная задача. Ведь мужественные родители, которые родили ребенка с генетическим заболеванием, а также поставили перед собой задачу воспитать полноценного члена общества, должны прикладывать многократные усилия для того, чтобы малыш не отставал в развитии. Конечно, заложенное природой отставание никуда не денешь, но и у здоровых детей этим процессом можно свободно распоряжаться, ускоряя его своими усилиями. Чтобы помогать ребенку развиваться, нужно знать месяц за месяцем, год за годом, как обычно развиваются такие дети.
До шести месяцев
Развитие — это физический и психологический рост ребенка. Оно зависит от особенностей, которые ребенок получил с рождения, а также от заботы окружающих и особенностей окружающей среды. Ребенок с рождения получает основу дальнейшего развития, но само развитие сильно зависит от усилий родителей и воспитателей. Фатализм, то есть опора на предрасположенность жизни — самая большая глупость, которые могут допустить педагоги, оправдывая этим свою бездеятельность. Ребенок с синдромом Дауна развивается так же, как и другие дети, но ему нужно больше помогать для достижения такого же уровня развития, что и у здоровых детей.
Синдром Дауна — особенность, и вовсе не приговор, ведь дети, которые не имеют генетического дефекта, часто получают вредные привычки, создавая социальный дефект у себя искусственно. А дети с синдромом могут освоить сложнейшие умения, которые никогда не будут иметь их сверстники, и, таким образом, достичь социального преимущества. Это преимущество будет тем более ощутимым, чем более упрежденно относятся в обществе к детям с врожденными особенностями.
Моторика у детей с синдромом Дауна в первом полугодии жизни развивается с задержкой, от физического развития в раннем возрасте сильно зависит психологическое развитие, поэтому то, что ребенок не может сделать сам, нужно наверстывать с помощью физических упражнений.
Развитие малыша с синдромом Дауна от одного до трех месяцев:
- ребенок должен звуками показывать, что он голоден, а также радоваться, когда получает пищу, гулит после еды;
- воркованием показывает удовольствие, когда с ним общаются, эмоции должны выражаться разными звуками;
- ребенок сосет соску и грудь, без проблем должен глотать жидкость;
- если лежит на спине, быстро двигает по очереди руками и ногами;
- малыш с синдромом Дауна может поднимать голову на 5 сантиметров от кровати и так ее держать десять секунд;
- лежа на животе, может до минуты держать голову;
- сжимает руки в кулаки и самостоятельно разжимает пальцы;
- смотрит на руки, перебирает пальцами, дотягивается руками до рта;
- может хватать и отпускать погремушку, только удерживает ее непродолжительное время;
- двигает глазками и головой за ярким предметом;
- рассматривает предметы, которые его окружают, задерживая взгляд;
- может запоминать людей, которые часто присутствуют в комнате, может их узнавать;
- улыбается, когда слышит голос мамы;
- понимает интонацию, отвечает звуками, когда к нему обращаются.
Ребенок с синдромом Дауна от четырех до шести месяцев:
- радостно смеется, когда ребенка взять на руки, помнит близких людей и узнает их, одновременно к посторонним может относится с подозрением;
- спокойно реагирует, когда его одевают;
- изучает свои ноги, лежа на спине;
- самостоятельно переворачивается на живот и может без посторонней помощи держать голову, упираясь прямыми руками;
- сидит, удерживая голову прямой, даже если его немного наклонить;
- хватается двумя руками за предмет, короткий промежуток времени может играться погремушкой;
- изучает руки, тянет их и предметы, которые в них находятся, в рот;
- играет в прятки — удивляется и радуется, когда взрослый ладонями закрывает свое лицо;
- реагирует на интересный предмет, поворачивая голову.
После полугода
В первом полугодии малыш много спит, хочет активно играться, изучать окружающий мир. Дети учатся устанавливать зрительный контакт, при этом что-то осмысленно лепечут. Ребенок с синдромом Дауна до одного года, как правило, еще не умеет говорить.
Ребенок с синдромом Дауна от семи до девяти месяцев:
- уверенно узнает взрослых, которых видит часто;
- на щекотку отвечает громким хохотом;
- если сделать гримасу на лице, ребенок отвечает улыбкой;
- привлекает внимание движениями рук, которые может протягивать к взрослому, при этом лепечет;
- радуется играм в прятки;
- может говорить дада, папа, мама;
- умышленно роняет предметы, зная, что взрослый их поднимет;
- расстраивается, когда у него отобрать игрушку, при этом может заплакать;
- самостоятельно есть печенье;
- пьет из кружки из рук взрослого;
- встает, держась за пальцы;
- самостоятельно сидит несколько секунд, упираясь руками, минутку сидит с опорой спиной на подушку;
- неуверенно, но уже ползает;
- подает себе игрушку из одной руки в другую, может держать предмет двумя руками одновременно;
- играет ладушки — самостоятельно и с помощью взрослого;
- способен наблюдать за летящим, падающим предметом;
- рассматривает себя в зеркале;
- изучает свойства предмета постукиванием и пробованием на вкус.
От десяти до двенадцати месяцев:
- если ребенка ругать, он реагирует хныканьем или плачем;
- не отдает игрушку, злиться когда отбирают;
- дает маме игрушку, если та попросит;
- обнимает маму;
- может указать на игрушку, которую хочет подержать;
- по просьбе хлопает в ладошки;
- ест с помощью рук;
- делает первые попытки есть ложкой;
- быстро ползает на четвереньках, играется, покачиваясь, стоя на четвереньках;
- когда лежит на животе, может сесть, прогибаясь и переворачиваясь;
- стоит, держать за опору, может немного ходить, если его водить за кисти или если он держится за что-либо, иногда ходит, если ребенка водить за одну руку;
- пальцами может брать мелкий предмет, рассматривает игрушки;
- может ставить игрушки в коробочку и доставать их оттуда;
- следит за предметом, может найти его, если при нем спрятать;
- понимает первые слова — если его позвать, что-то запретить или похвалить.
На втором году
Обычные дети первые слова говорят после 12 месяцев (более простые слова мама, папа может и раньше). После полутора лет дети осваивают более 20 слов каждый месяц, к пяти годам ребенок может сказать практически все, используя более двух тысяч слов.
Дети с синдромом Дауна говорят так же, как и здоровые, только развитие речи происходит с задержкой. Но малыши еще до того, как начинают говорить, пользуются жестами, так что их вполне можно понимать. Среди причин задержки языкового развития — проблемы со слухом, которые наблюдаются у 80 процентов детей с этим заболеваним. Потяря слуха может быть не постоянной, а периодической, связанной с инфекциями, но может также быть глухота нейро-сенсорного свойства, она не лечится. Поэтому, если есть проблемы с восприятием и речью, ищите причины прежде всего в слухе.
Одна из проблем восприятия слов, которая отображается на произношении — это трудноразличимость похожих слов, которые могут обозначать разные понятия. В ходе эксперимента, которые поставили британские ученые, ребят обучали не словам, а жестам, которые имеют определенные понятия — около половины осваивали более 20 слов в месяц, почти как здоровые дети, а половина учила менее десяти, но все равно прогресс в обучении наблюдался. Но несколько детей освоили за месяц почти 40 жестов, это говорит о индивидуальных особенностях детей. После того, как дети научились говорить, они перестали общаться жестами.
От 13 до 15 месяцев:
- мимика ребенка может подражать мимике взрослого;
- ребенок наконец-то не очень четко может повторять слова взрослого;
- прощаясь, машет рукой или сопровождает гостя аплодисментами;
- если что-то не хочет, покачивает по сторонам головой;
- целует знакомого человека по просьбе родителей;
- если ребенка одевать в одежды без застежек, поднимает руки;
- может начать пробовать раздеваться — например снимает варежки;
- из чашки пьет сам;
- самостоятельно ходит;
- сам встает с положения сидя на полу;
- может бросать мяч из положения стоя;
- берет мельчайшие предметы, даже крошки;
- играется машинкой, катая ее по полу;
- может играться простым конструктором — разбирать на части, вынимать палочки из отверстий;
- может рисовать карандашом, правда четкой картинки не получается;
- интересуется книгой, листает ее;
- тянет игрушку за веревку;
- ставит меньшую емкость, например, стакан, в емкость большего размера.
От 16 до 19 месяцев:
- вместе с мамой убирает игрушки;
- делает простые поручения — приносит и уносит знакомую вещь в другую комнату;
- подает предмет, который просили;
- делится предметами, которые у него в руках;
- ест ложкой, но проливая жидкость;
- снимает носки, тапочки, туфли;
- можно научить мыться в умывальнике;
- начинает ходить по лестнице, но с поддержкой и приставным шагом;
- поднимает с пола вещь без приседания и поддержки;
- может немного ходить назад;
- указательным пальцем показывает, что ему подать;
- если спрятать небольшой предмет под одинаковыми стаканами на его глазах, определяет где он именно;
- понимает, для чего предназначены домашние вещи;
- знает до пяти частей тела;
- играет кубиками, пирамидкой (кольца с палочкой), может поставить небольшой стопкой;
- выкручивает крышку бутылки;
- вставляет веревку в отверстие.
От 20 до 24 месяцев:
- выбирает книгу, которую нужно ему почитать;
- просит помощи, если у него что-то не получается;
- может отказываться от навязчивого общения, а могут быть и безотказными;
- моет и вытирает руки о полотенце;
- мешает ложечкой чай;
- снимает верхнюю одежду на пуговицах;
- играет футбол;
- ходит на носочках, прыгает;
- играется кубиками, ставя их стопкой;
- рисует прямую линию;
- разворачивает сверток;
- листает книги постранично;
- высыпает сухое содержимое бутылки, вытряхивает, если горлышко узкое;
- сравнивает предметы в комнате с аналогичными на картинках, показывая по просьбе;
- вставляет квадрат в квадратную прорезь, треугольник — в треугольную;
- по-своему поет детские песни;
- выражает желание получить предмет, поесть;
- называет предметы отвечая на вопрос.
Третий год
Первое полугодие
От 25 до 30 месяцев:
- играется с другими малышами;
- может пить через соломину;
- еду из ложки еще может проливать;
- вытирает руки;
- просится на горшок, не писается, если садить на горшок периодически;
- стоит несколько секунд на одной ноге, с опорой на одну руку или без нее;
- подпрыгивает с двух ног и приземлятся на стопы;
- без труда ходит по лестнице;
- делает несколько шагов на носках;
- подпрыгивает и приземляется не падая;
- садится и встает со стульчика;
- башня из кубиков состоит из более пяти этажей, строит кубики в ряд в виде поезда;
- может надевать несколько шариков на веревку;
- поймает мяч, если к нему подкатить;
- ставит монетки в копилку;
- рисует неровный круг, спираль;
- можно научить складывать лист бумаги пополам, режет бумагу;
- переливает жидкость из банки в банку;
- объясняет, какие предметы принадлежат ему;
- находит картинки по объяснению;
- разговаривает с собой и игрушками при игре;
- понимает некоторые предлоги, например «под», «на»;
- использует отрицательные слова, говорит предложения из двух-трех слов, повторяет предложения из четырех слов;
- говорит свое имя, но неправильно произносит звуки.
Второе полугодие
От 31 до 36 месяцев:
- сочувствует, когда другой ребенок плачет;
- может пожаловаться, выразившись фразами;
- здоровается;
- начинает неуверенно пользоваться вилкой, может испачкаться;
- в туалете самостоятельно снимает штаны, сам садится на горшок;
- самостоятельно моет и вытирает о полотенце руки;
- может расстегнуть пуговицы большого размера, а также молнии, липучки;
- может надеть брюки, но их трудно застегнуть;
- ездит на велосипеде с тремя колесами;
- может стоять некоторое время на одной ноге;
- поднимается по лестнице по-взрослому;
- быстро бегает;
- далеко бросает мяч;
- откручивает крышки на резьбе;
- рисует неровные геометрические фигуры;
- лепит из пластилина;
- сортирует предметы по цвету, раскладывая их в разные места;
- знает назначение распространенных бытовых предметов;
- знает, что такое один, а что такое много;
- может выучить стишок из трех строк;
- предложения могут состоять из более, чем четыре слова;
- может говорить сложноподчиненными предложениями.
Малыш с синдромом Дауна может развиваться как обычный ребенок, только с небольшим отставанием. Но, как и в случае с большинством ребят, скорость развития очень сильно зависит от родителей. Любые конструктивные усилия, приложенные в раннем детском возрасте, в будущем будут иметь большие позитивные последствия.
Источник