Синдром дефицита удовлетворенности что это

Синдром дефицита удовлетворенности (по К.Блюму reward deiciency), рассматривается учеными как бич современного общества.
Данная модель была разработана на основе опытов Олдса и Милнера о самостимуляции животных через введенные в мозг электроды. Ими было обнаружено, что если электрод располагается в ряде глубоких подкорковых структур, названных «центрами удовлетворения», то подопытное животное непрерывно осуществляет их самораздражение, не реагируя ни на какие внешние стимулы. Раздражение центров удовлетворения приводит первоначально к выделению таких нейромедиаторов, как дофамин и серотонин, которые далее инициируют выброс веществ, стимулирующих центры удовольствия мозга – так называемых эндогенных опиатов, или эндорфинов («эндоморфинов»). Высвобождение же эндогенных опиатов сопровождается интенсивным переживанием эмоционально-позитивного состояния. Опыты на животных продемонстрировали тот нейрофизиологический механизм, который в естественных условиях лежит в основе возникновения чувства удовлетворения.
Применительно же к человеку, выброс эндогенных опиатов – «медиаторов счастья» – создает ощущение физического благополучия, чувство удовлетворения (вплоть до степени блаженства), эмоциональная приподнятость (доходящая до эйфории). Недостаток же эндогенных опиатов вызывает состояния тревоги и депрессии.
Под воздействием различных факторов в жизни человека, этот биохимический механизм расшатывается. Биологический «маятник» начинает раскачиваться между своими крайними положениями: «удовлетворенность» и «дискомфорт» с большей амплитудой. В результате человек начинает обостренно чувствовать моменты дискомфорта и старается скорее сместить «маятник» в сторону удовлетворенности, нейромедиаторные ресурсы которой постепенно истощаются. Стремление устранить возникающий эмоциональный дискомфорт неосознанно приводит человека к попыткам восполнить лежащий в его основе биохимический дефицит.
Как?
а) Поведение, связанное с риском, многие экстремальные виды спорта и хобби (риск для жизни)
б) Навязчивое влечение к азартным играм (gambling), в том числе и компьютерные игры – уход от реальности
в) С помощью приема психоактивных веществ, что приводит к нарушению влечений, к разнообразным зависимостям (алкогольной, наркотической, курению)
г) Зависимости пищевой – потребление легкоусваиваемых углеводов, приводящему к перееданию
д) Повышенной агрессивности, в том числе приводящей к насилию, антисоциальному поведению.
Каким же образом должен работать данный физиологический механизм в норме, и как он связан с психологическим функционированием человека?
Согласно биологической теории эмоций (П.К.Анохин), в основе их возникновения лежит механизм так называемого акцептора действия, осуществляющего планирование поведения и контроль исполнения этих планов (на основе обратной связи).
Контроль производится путем сличения двух создаваемых мозгом образов: желаемого (модели ожидаемого результата) и действительного (отражения реальности, соотнесения с ней). При совпадении идеального и реального образов возникают положительные эмоции, при расхождении – отрицательные.
То есть, биологический смысл положительных эмоций составляет вознаграждение за «правильное», биологически целесообразное поведение, иными словами – удовлетворение от достижения цели. При этом создается кратковременный, но интенсивный «всплеск» положительных эмоций.
На психологическом уровне возникает переживание момента удовлетворения, осознавания полноты жизни и наполненности ее смыслом, минуты счастья.
Физиологически же описанные эмоционально-позитивные состояния связаны с измененным состоянием сознания, активацией лобной области левого полушария на фоне синхронизации обоих полушарий. Основой подобного состояния сознания является физиологическая возрастная регрессия, фоновое «детское» состояние мозга (вспомним выражение «радоваться, как дети», то есть испытывать положительные эмоции максимально искренне и непосредственно, что делает их переживание ярким и полным).
Синхронность левого и правого полушарий отражает механизм сравнения двух моделей действительности – идеальной (левополушарный образ) и реальной (образ правополушарный). Их совпадение – вспышка осознавания, интенсивный «всплеск» положительных эмоций.
При избыточном доминировании левого полушария, и подавлении правого полушария, такие моменты синхронности просто перестают возникать. В результате человек начинает все реже испытывать удовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Со временем собственное размеренно-спокойное существование начинает представляться ему все более обыденным и безрадостным, буднично-серым, выхолощенным и безэмоциональным. В поисках выхода из эмоционального тупика человек и пытается прибегать к таким упомянутым ранее средствам, как алкоголь и наркотики, переедание, агрессивное и деструктивное поведение, включая самоагрессию.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Обращали ли вы внимание, что в настоящее время появляется все большее количество людей, неудовлетворенных своей жизнью, испытывающих состояние скуки, депрессии и душевного дискомфорта, порой даже без видимых причин?
И именно такое состояние чаще всего связано с возникновением различного рода зависимостей.
Почему это происходит?
О получении удовлетворения нам сообщает наш головной мозг, а сообщения о получении удовольствия ему приносят нейромедиаторы. Если уровень нейромедиаторов достаточный, то мы находимся в позитивном настроении. Если чего-то не хватает, то возникают различные симптомы: беспокойство, раздражительность, бессонница, напряженность, подавленность и т.п.
Под воздействием стрессов, отрицательных переживаний головной мозг перестает вырабатывать нейромедиаторы в достаточном для ощущения удовлетворения количестве.
Кроме того, современное общественное устройство поощряет стремление к получению постоянного удовольствия и даже малейший дискомфорт становится непереносимым настолько, что человек прилагает все усилия, чтобы восстановить состояние удовлетворенности. В результате начинают преобладают две крайности: или «все очень хорошо» или «все очень плохо». Таким образом биомеханический механизм выработки нейромедиаторов раскачивается и истощается.
Под влиянием этих факторов возникает синдром дефицита удовлетворенности или СДУ.
Человеку с СДУ жизнь кажется серой и унылой, негативные эмоции накапливаются, и он старается восполнить биохимический дефицит с помощью стимуляторов – психоактивных веществ, рисковых форм поведения (экстремальных видов спорта или азартных игр), легкоусваиваемых углеводов (переедания), агрессии и аутоагрессии, трудоголизма, болезненного пристрастия к сексу и других.
При этом после окончания действия стимулятора он не может вернуться даже на предыдущий уровень дискомфорта, а испытывает с каждым разом все более угнетенное состояние. Сначала человек использует стимулятор для получения удовольствия, но постепенно начинает использовать его для спасения от подавленного состояния. Так формируется зависимость.
У некоторых людей поведение, связанное с постоянным поиском удовлетворения, проявляется ещё в детстве. Имея предрасположенность к сниженному фону настроения, трудностям в получении удовлетворения, дети испытывают постоянный душевный дискомфорт, который усугубляется проблемами в семье, учебе и общении со сверстниками. Дети неосознанно ищут способы компенсации этого дискомфорта за счет гиперактивного, вызывающего или делинквентного поведения, а также переедания.
В состоянии неудовлетворенности есть и плюс. Для некоторых людей оно служит стимулом к саморазвитию и самосовершенствованию, они начинают поиск своего пути и места в жизни, находят удовольствие в решении сложных задач, обращаются к творчеству – как к самому доступному способу самовыражения и получения удовлетворения.
Тем не менее, исследования показывают, что людей, имеющих синдром дефицита удовлетворенности и склонных к различным формам зависимостей, становится в мире все больше.
Что же можно сделать, чтобы не попасть в ловушку СДУ?
Способы простые, очевидные, но очень часто игнорируемые в настоящее время:
Использовать методы психологической саморегуляции для активации естественных механизмов удовольствия – расслабление, различные виды нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники, медитации.
Учится самим и учить детей получать удовольствия от творчества, различных интересов или хобби, нахождения на природе, общения с животными.
Стремиться к саморазвитию и создавать условия для развития ваших детей.
Создавать благоприятные условия жизни в вашей семье, направленные на поддержку и взаимопонимание.
Не стараться повторить успешные картинки из жизни других людей. Не факт, что их образ жизни приносит этим людям удовлетворение. И не факт, что принесет вам, даже если вам удастся его повторить.
Не навязывать ребенку и окружающим свое видение успеха и свои способы получения удовлетворения.
Разговаривать с детьми о зависимостях и механизмах их формирования.
Учиться устанавливать границы, повышать самооценку, уверенность в себе, учится выражать и проживать чувства.
Учиться быть толерантным к временному дискомфорту.
Источник
Опубликовано: 14 июня 2011 в 12:57
Еще одной физиологической моделью психосоматических и собственно психологических расстройств является синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму (reward deiciency), рассматриваемый западными авторами как бич современного общества.
Данная модель была разработана на основе материалов известных опытов Олдса и Милнера с самостимуляцией животных через введенные в мозг электроды. Этими авторами было обнаружено, что если электрод располагается в ряде глубоких подкорковых структур, названных «центрами удовлетворения», то подопытное животное непрерывно осуществляет их самораздражение, не реагируя ни на какие внешние стимулы. Раздражение описанных структур приводит первоначально к выделению таких нейромедиаторов, как дофамин и серотонин, которые далее инициируют выброс веществ, стимулирующих центры удовольствия мозга — так называемых эндогенных опиатов, или эндорфинов («эндоморфинов»). Высвобождение же эндогенных опиатов сопровождается интенсивным переживанием эмоционально-позитивного состояния. (Наверное, первый в жизни чрезвычайно интенсивный выброс эндорфинов происходит у грудного ребенка в момент рождения — нервная система защищается тем самым от стресса и физической боли. Поэтому и впоследствии подобные яркие физиологические «вспышки» эндорфиновой эйфории подсознательно могут ассоциироваться с регрессионными состояниями).
Тем самым опыты на животных продемонстрировали тот нейрофизиологический механизм, который в естественных условиях лежит в основе возникновения чувства удовлетворения. Применительно же к человеку, выброс эндогенных опиатов — «медиаторов счастья» — создает ощущение физического благополучия, чувство удовлетворения (вплоть до степени блаженства), эмоциональная приподнятость (доходящая до эйфории). Недостаток же эндогенных опиатов вызывает состояния тревоги и депрессии. Под действием различных факторов, связанных с неестественным (неэкологичным, нефизиологичным) образом жизни современного человека, этот биохимический механизм расшатывается. Биологический «маятник» начинает раскачиваться между своими крайними положениями — «удовлетворенность» и «дискомфорт» — чаще и с большей амплитудой. В результате человек начинает обостренно чувствовать именно моменты дискомфорта и стараться скорее сместить «маятник» в сторону удовлетворенности, нейромедиаторный ресурсы которой постепенно истощаются. Стремление устранить возникающие тревогу и депрессию неосознанно приводит человека к попыткам восполнить лежащий в основе эмоционального дискомфорта биохимический дефицит:
А) с помощью приема психоактивных веществ, что приводит к нарушению влечений, к разнообразным зависимостям (алкогольной, наркотической, курению), а также зависимости пищевой — стремлению к потреблению легкоусваиваемых углеводов, приводящему к перееданию.
Б) Поведения, связанного с риском, будь то навязчивое влечение к азартным играм (gambling), либо многие так называемые экстремальные виды спорта (риск для жизни).
В) Повышенной агрессивности, в том числе приводящей к антисоциальному поведению.
Следствием же описанного эмоционального дисбаланса являются разнообразные психосоматические расстройства, возникающие на тревожно-депрессивном фоне.
Каким же образом должен работать описанный физиологический механизм в норме и как он связан с психологическим функционированием человека? Напомним, что согласно биологической теории эмоций (П. К.Анохин), в основе их возникновения лежит механизм так называемого акцептора действия, осуществляющего планирование поведения и контроль исполнения этих планов (на основе обратной связи). Контроль производится путем сличения двух создаваемых мозгом образов: желаемого (модели ожидаемого результата) и действительного (отражения реальности, соотнесения с ней). При совпадении идеального и реального образов возникают положительные эмоции, при расхождении — отрицательные. Тем самым биологический смысл положительных эмоций составляет вознаграждение за «правильное», биологически целесообразное поведение, иными словами — удовлетворение от достижения цели. При этом создается кратковременный, но интенсивный «всплеск» положительных эмоций.
На психологическом уровне возникает переживание момента удовлетворения, осознавания полноты жизни и наполненности ее смыслом, минуты счастья. Физиологически же описанные эмоционально-позитивные состояния связаны с измененным состоянием сознания, активацией лобной области левого полушария на фоне синхронизации обоих полушарий. Основой подобного состояния сознания — впрочем, как и прочих измененных его состояний — является физиологическая возрастная регрессия, фоновое «детское» состояние мозга (вспомним выражение «радоваться, как дети», то есть испытывать положительные эмоции максимально искренне и непосредственно, что делает их переживание ярким и полным). Синхронность левого и правого полушарий отражает механизм описанного сравнения двух моделей действительности — идеальной (левополушарный образ) и реальной (образ правополушарный). Их совпадение — вспышка озарения, левополушарного осознавания.
При избыточном же доминировании левого полушария, подавлении правого полушария такие моменты синхронности просто перестают возникать. В результате человек начинает все реже испытывать удовлетворенность тем, что происходит в его жизни. Со временем собственное размеренно-спокойное существование, организованное и спланированное до мелочей, начинает представляться ему все более обыденным и безрадостным, буднично-серым, выхолощенным и безэмоциональным. В поисках выхода из эмоционального тупика человек и пытается прибегать к таким упомянутым ранее средствам высвобождения подавленных эмоций, как алкоголь и наркотики, агрессивное и деструктивное поведение, включая самоагрессию.
Для предупреждения подобного исхода и необходимо использование методов психологической саморегуляции, позволяющих человеку регулярно испытывать естественные и позитивные ИСС, активировать естественные физиологические механизмы удовольствия. (Отчасти близка к подобному подходу и так называемая психотерапия творческим самовыражением по М. Е.Бурно, помогающая человеку почувствовать удовлетворение жизнью через моменты творчества.) Показано в этом плане также глубокое мышечное расслабление. Оно особенно полезно тем, что непосредственно приводит к высвобождению веществ, обладающих антистрессовым, или стресс-лимитирующим действием (Ф. З.Меерсон) — упомянутых эндорфинов.
Источник
Яков Иммануэлевич Маршак, в отличие от своего деда, не литератор, а специалист по лечению патологических пристрастий, который помог огромному количеству людей избавиться от алкогольной и наркотической зависимости. На фестивале «КнигаМарт», который недавно прошел в Иркутске, он представил свою любимую книгу Виктора Дольника «Непослушное дитя биосферы», рассказал удивительные факты о генах, которые ответственны за уровень страдания, о синдроме дефицита удовлетворенности у детей и как он может повлиять на их взрослую жизнь.
Вы математик по первому образованию, биофизик — по второму, нарколог, йогатерапевт, и выступаете с лекцией на книжном фестивале «КнигаМарт». Как так вышло?
— Знаете, русская математическая школа была самой мощной в мире. В момент, когда СССР распался и стало можно ездить за границу, все российские математики стали очень востребованы. Они разъехались, но продолжили дружить между собой. И однажды обнаружили, что в Москве-то никого не осталось. Тогда они вместе со своими друзьями, крупными математиками со всеми мира, обратились к префекту ЦАО (Центрального административного округа города Москвы) о выделении помещения для образовательного математического центра. Так возникло замечательное учреждение — Московский центр непрерывного математического образования. У него есть свое издательство, и единственная нематематическая книжка, которую все время переиздают в нем, это «Непослушное дитя биосферы» Виктора Дольника.
Яков Иммануэлевич Маршак выступил на фестивале «КнигаМарт» в Иркутске
«Современный французский диетолог Пьер Дюкан от лица ВОЗ сейчас пытается внедрить идею, что женщинам в период беременности с четвертого по шестой месяц, когда формируется поджелудочная железа, надо отказаться от сладкой пищи».
Вы приехали рассказать о ней, потому что настолько любите или она настолько сейчас актуальна?
— И то, и другое. Я приехал также рассказать о том, как человечество было вынуждено создать цивилизацию 12 тысяч лет назад под влиянием человеческих инстинктов. Это цепь событий, которую можно проследить довольно точно, зная о том, что лежит в основе нашего поведения.
Синдром дефицита удовлетворенности, о котором вы говорили на лекции, является врожденным. Свидетельствует его наличие у ребенка о риске или предрасположенности к зависимостям?
— Талантливые люди, которые ярко проявили себя в жизни, это в основном люди с врожденным дефицитом удовлетворенности, потому что они более отмобилизованы в жизни добиваться удовлетворения. То, каким образом пойдет развитие ребенка, зависит от воспитания. Для уточнения особенностей воспитания можно сделать генотипирование этого синдрома, что позволит скорректировать недостатки регуляции настроения.
Это как?
— Ну вот человеку плохо, ему надо найти удовлетворение, и он начинает писать стихи, и становится поэтом, как был Генрих Гейне, который про себя говорил: «Я был рожден с зубной болью в сердце, по мере того как я рос, эта боль только росла, от нее есть единственное лекарство — порошок, что изобрел Бертольд Шварц, и свинцовая пломба», то есть самоубийство. Но сейчас у нас есть более широкий арсенал средств против этой зубной боли в сердце.
Ребенок сдает анализ, у него найден синдром, что дальше?
— Когда мы знаем особенности регуляции настроения такого ребенка, то можем предохранить от развития зависимости от быстрых удовлетворителей: наркотиков, алкоголя и научить его технологии того, как стать счастливым. Важно не кормить его сладкой пищей. Кстати, не только детям, но и мамам нельзя употреблять высокогликемические продукты, когда они еще только собираются родить ребенка.
Если взрослый человек с дефицитом удовлетворенности как-то годами держался, но чувствует, что находится в группе риска, он может что-то поменять?
— В любой момент можно поменять жизнь… (Звонит телефон). Звонили с Чукотки, мои подопечные.
Это куда вы ездите с Красным Крестом?
— Я познакомился с Идой Лейбовной Ручиной, двоюродной сестрой Абрамовича, она руководила Красным Крестом Чукотки. От нее я узнал, что буквально идет вымирание генофонда чукчей.
«Для каждого человека патологическая зависимость — это жуткая тюрьма, из которой он не может вырваться, не знает как. Дает себе обещания, нарушает, страдает, и все больше и дальше это болото его затягивает. Но выход-то есть. Он не так очевиден, но каждому человеку можно показать его индивидуальный выход».
Из-за алкогольной зависимости?
— Именно из-за нее. Чукчи шагнули из каменного века в современность в середине 19 века. До этого они ели рыбу и мясо сырыми, это низкогликемическая пища. С освоением Чукотки в рационе аборигенов появились крахмал, сахар. Когда я приехал в Анадырь в 2006 году, мне собрали экспериментальную группу из 30 алкоголиков. Сперва мы сделали гимнастику, а потом сели пить чай. Они наливали его в стаканы и на треть насыпали сахарного песка. Чукчи по-другому переваривают сахар.
У европейцев дисахаридазная активность развилась в течение 12 тысяч лет употребления гликемической пищи, а у них она осталась на прежнем уровне. И из-за этого они испытывают жестокие перепады настроения от сладкого. А алкоголь — прекрасное средство от этих перепадов настроения.
А вы сами не пьете и не курите?
— Со мной такая история была. В 71-ом году я закончил университет и поступил работать, в то время у меня уже развился самый настоящий алкоголизм. Однажды в субботу ко мне подходит коллега и делает предложение, которое обещает гонорар в размере годовой зарплаты. На радостях я выпиваю вечером 0,8 литра спирта. Болею все воскресенье и в понедельник в 12 часов дня на встрече с этой коллегой нахожусь в ужасном состоянии. Она смотрит на меня, улыбается и меня как молнией ударяет: что я делаю со своей жизнью? Больше ни капли алкоголя!
И вы бросили пить?
— Через 3 часа я возвращаюсь домой: неимоверная тяга выпить, а за книжками спрятана бутылка коньяка. По счастливой случайности я уже 4 месяца как нашел себе преподавателя йоги. Тогда она была запрещена, но у нас был домашний кружок. Я ополоснулся, прозанимался час, лежу и помню, как про себя сказал: «волшебство в теле». Посмотрел на то место, где бутылка спрятана, и понял, что могу не выпить. И я осознал: когда мне плохо — сопротивляться невозможно, когда хорошо — есть трезвый выбор. И еще я понял, что это метод, которым я могу поддержать свое решение никогда больше не пить.
Что было дальше?
— Я 6 лет занимался каждый день с 6 до 7 утра и ни разу не пропустил. Я стал другим человеком. Это меня так увлекло, что привело в медицину, я хотел понять, как же йога работает. Мне очень повезло, первое же исследование обнаружило, что определенные упражнения йоги у меня самого вызывают поднятие концентрации эндогенного (внутреннего) алкоголя в крови в 2 раза. Кроме того, у меня было 10 последователей, которые 2-3 года ни капли не пили, мы с ними делали упражнения и следили за уровнем концентрации эндогенного этанола. У всех, кто делал эти упражнения, концентрация этанола увеличивалась в полтора-два раза.
Прошло столько лет, сейчас вы можете себе позволить немного выпить?
— Нет, как и прежде, совершенно нет. Если человек после перерыва снова начинает употреблять, то его болезнь прогрессирует. Мне повезло присутствовать на докладе заведующего одной из лабораторий UCLA (University of California, Los Angeles), которая исследовала алкоголизацию мозга крыс. Они индуцировали у линейных крыс пристрастие к алкоголю, а потом разделили их на две группы: одних поили все время, а других — две недели поили, а на две недели убирали его. И оказалось, что те, кто пили с перерывами, интенсивнее развивали пристрастие к нему. То есть пока мы трезвые, болезнь подспудно все равно развивается.
«В Америке существует профессия interventionist. Intervention — это методика, которая позволяет на короткое время убедить наркомана или алкоголика пойти лечиться. Его тут же после этого отвозят в реабилитационную программу».
Усложняет ли борьбу с алкоголизмом тот факт, что он социально приемлем?
— Безусловно, это так.
Алкоголиков больше богатых или бедных?
— В разных обществах по-разному: в США больше богатых алкоголиков и бедных наркоманов, в России — наоборот.
А чем отличаются русские и американские алкоголики?
— Скорее всего, тем, что американский образ жизни заставляет человека отвечать за себя, у нас связь с другими людьми больше развита, поэтому человек меньше полагается на себя, больше полагается на авось или на семью.
В ваших планах есть создание клиники, где программа реабилитации была бы доступна широкому кругу?
— Я бы очень хотел сделать такую программу, но пока не получается. Для этого нужны большие вложения. Мне несколько раз поступали предложения. Когда мы занимались еще в спортзале школы, где училась моя дочь, один человек из группы подошел ко мне и сказал: ты знаешь, я вообще героиновый наркоман и у меня сейчас должна быть ломка, а я чувствую себя прекрасно. У тебя есть метод, давай сделаем клинику. Я ответил: но на это же надо очень много денег. Он: у меня есть деньги. И вложил миллион долларов. Это было начало 90-х годов. Я открыл клинику в Подмосковье.
Вы выглядите лет на 15-20 младше своего возраста! Как вам это удается?
— Я увлекся гериатрией. Последнее время произошел прогресс в понимании того, как продлить активную молодость человеку. Например, сколько у нас в крови содержится витамина D3? Вдруг выяснилось, что у всех у нас дефицит витамина D3. А если его будет достаточно (примерно в 20 раз больше прежних норм), то организм производит специальный гормон клото. Клото — это имя одной из трех мойр, которая плела нить человеческой жизни. Этот гормон на 30% продлевает жизнь экспериментальных животных. Гериатрия (частный раздел геронтологии, занимающийся изучением, профилактикой и лечением болезней старческого возраста. — Прим. ред.) — это интереснейшая область медицины, которая для меня теперь актуальна. Ну и йогой продолжаю заниматься.
Беседовала Ольга Путинцева, Информационный сайт Ирк.ру, 27 марта 2020 г.
Источник